Лиссабонский договор цели

Лиссабонский договор

Лиссабонский договор – это самый новый основной договор Европейского союза. Он вступил в силу 1.12.2009. Цель нового договора – упростить и внести ясность в принятие решений союзом. Договор дополняет предшествующие договора.

Посредством договора были изменены роли, задачи и состав органов Евросоюза, чтобы они отвечали потребностям расширившегося союза. Таким образом, договор даёт ответ на вопрос: «Кто и что делает в ЕС и когда?»

Кроме этого, в Лиссабонском договоре сделаны важные административные и принципиальные нововведения. Например, Хартия основных прав стала неотъемлемой частью основного договора. Она определяет ценности, цели и принципы Европейского союза.

  • Лиссабонский договор 2009 (на официальных языках ЕС), весь текст.
  • Хартия основных прав (на официальных языках ЕС).
    (На верхней ссылке слева открывается весь текст в формате pdf).
  • Дополнительная информация о Лиссабонском договоре (на финском языке).

Лиссабонский договор

Treaty of Lisbon

В преддверии самого масштабного в истории ЕС расширения – с 15 до 25 членов, состоявшегося 1 мая 2004 года, стала очевидной необходимость изменения принципов управления Евросоюзом и структуры его руководящих органов. В противном случае, при сохранении действовавшего принципа консенсуса, важнейшие решения могли оказаться надолго заблокированными.
Постановление о разработке общеевропейской Конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Помимо решения организационных проблем, она должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать Европейский Cоюз моделью нового миропорядка.

Рабочий орган по разработке проекта (Конвент) возглавил бывший президент Франции Валери Жискар д`Эстен. 29 октября 2004 г. главы 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую Европейскую конституцию. 265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, причем он появился сразу на 20-ти языках.

Конституция вводила должность Президента, назначаемого Европейским Советом сроком на 2,5 года. Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, представляющего единую европейскую внешнюю политику. Предполагается сокращение состава Еврокомиссии: с 2014 года число еврокомиссаров должно составить две трети от числа стран ЕС. Расширяются полномочия Европарламента, который должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Принцип консенсуса заменяется принципом так называемого «двойного большинства», когда решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего Союза. Если какая-либо страна не согласна с постановлением Совета ЕС, то она может остановить его действие при поддержке еще как минимум 3 государств.

Несмотря на приобретаемое определенное внешнее сходство, Конституция не превращала Евросоюз в единое государство. В частности, полномочия Президента не шли ни в какое сравнение с полномочиями глав государств в Соединенных Штатах или Франции. А министр иностранных дел может говорить от имени ЕС только по тем вопросам, по которым у стран ЕС существовал согласованный подход. При наличии же разногласий он данного права лишается.

Тем не менее, и такое движение к интеграции показалось в некоторых странах чрезмерным. Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все члены ЕС. Часть государств выбрала ратификацию парламентским путем, остальные – посредством общенациональных референдумов. Первый плебисцит – в Испании – прошел успешно, но следующие – во Франции и Нидерландах – принесли отрицательный результат. Сильная оппозиция предложенному формату реализации общеевропейской идеи имела место также в Великобритании, Дании и Польше.

В результате на саммите ЕС 22—23 июня 2007 г. была достигнута принципиальная договоренность о разработке «Договора о реформе» – облегченной версии Конституции, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов Евросоюза в новых условиях.

Этот Договор был подписан на саммите в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. под официальным названием «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества». Он состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В соответствии с ним претерпели изменения три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (1957 г.).

Для предотвращения повторения ситуации, случившейся во Франции и Нидерландах, было предусмотрено его одобрение парламентами стран-участниц, за исключением Ирландии, где референдум был обязателен.

Однако проблем избежать все равно не удалось. Если с парламентской поддержкой серьезных затруднений не возникло, то ирландский референдум, состоявшийся 12 июня 2008 г., дал отрицательный результат. И лишь повторный аналогичный плебисцит, проведенный 2 октября 2009 г., привел к успеху. В итоге документ вступил в силу 1 декабря 2009 г.

Договор изменяет ценности и цели Европейского Союза. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики Евросоюза. В качестве главных целей определены создание «внутреннего рынка», достижение полной занятости, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Среди конкретных результатов следует выделить то обстоятельство, что Европейский союз стал правосубъектным, т.е. получил возможность заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:
— если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;
— если того требует достижение целей, означенных в договорах;
— если того требует юридически обязательный документ ЕС;
— если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их.
Вместе с тем, государства ЕС сохранили право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.
Внесены изменения в отношении институтов Союза. Введен пост Постоянного председателя Европейского Совета. Он избирается европейскими лидерами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок.
Кроме того, расширены полномочия Верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности, назначаемого Европейским Советом квалифицированным большинством по согласованию с Председателем Еврокомиссии. Он реализует Общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского Союза, возглавляет Совет по международным отношениям и одновременно является одним из Вице-председателей Комиссии с задачей осуществления связей с внешним миром.

19 ноября 2009 г. Председателем Евросовета был избран премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей, а Верховным представителем – британская баронесса Кэтрин Эштон .

Сам Европейский Совет European Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. , в который входят его председатель, главы государств или правительств стран-участниц и председатель Комиссии, стал полноценным институтом Союза. В работе Совета участвует также Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности.

Европейскому Парламенту предоставлено право избрания председателя Еврокомиссии. В самом парламенте введена новая система распределения мест. Число депутатов ограничивается 750+1 (председатель); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Данная схема вступит в силу в 2014 г., до того времени предусмотрен переходный период, в течение которого будет применяться ныне действующая система.

Комиссия Европейских Сообществ официально переименована в Европейскую Комиссию. До 2014 г. она сохранит нынешний порядок формирования – по одному представителю от каждого государства ЕС, включая Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности. В дальнейшем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Таким образом, при 27 странах-участницах Комиссия будет состоять из 18 комиссаров. Они будут определяться на основе принципа ротации между государствами ЕС и назначаться Европейским Советом квалифицированным большинством голосов.

Договор расширил список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства. В то же время решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) будут по-прежнему приниматься единогласно. Кроме того, более четко разделены компетенции Евросоюза и национальных правительств.

Смотрите так же:  Приказ мз рб по оои

Граждане ЕС получили право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательство, для чего необходимо собрать не менее миллиона подписей граждан. Комиссия при этом сохраняет за собой право решать, следует ли удовлетворять этот запрос.

Несмотря на то, что текст Хартии по правам человека в Договор не включен, ее положения стали обязательными.
Наконец, впервые в Договоре в рамках ЕС предусматриваются условия и процедура выхода из Союза. Для этого необходимы соответствие законодательству страны; уведомление Европейского Совета и его решение, принятое квалифицированным большинством.
Как видно, основные положения Конституции остались в новом документе. Что же касается отличий, то планировалось, что она заменит собой предыдущие европейские соглашения, в то время как Лиссабонский договор лишь дополняет и уточняет существующие правовые акты.

Кроме того, в него не вошли некоторые наиболее спорные моменты, содержавшиеся в Конституции, такие как придание государственного статуса флагу и гимну EС.

Таким образом, Лиссабонский договор стал завершением очередной политической и институциональной реформы Европейского Союза и, как предполагается, определил его будущее на ближайшие 15—20 лет.

Лиссабонский договор. Справка

Лиссабонский договор, известный также, как Договор о реформе (официальное название – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества», Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community ) – международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года.

Лиссабонский договор призван заменить проект европейской Конституции, от которой руководители стран ЕС решили отказаться после выраженного ей недоверия на национальных референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Целью Лиссабонского договора является повышение эффективности Евросоюза, укрепление его демократической легитимности и унификация деятельности ЕС.

Лиссабонский договор вступит в силу после того, как его ратифицируют все 27 стран – членов Евросоюза.

Основные статьи Лиссабонского договора

Правосубъектность ЕС

ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях: если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС; если того требует достижение целей, обозначенных в договорах; если того требует юридически обязательный документ ЕС; если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их». Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится в зону компетенции Союза.

Принципы и цели ЕС

Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Договор о реформе вносит изменения в Договор о ЕС в отношении следующих институтов Союза:

Европейский Парламент

Вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750 + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Эта система распределения мест вступит в силу в 2014 году.

Европейский Совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности.

Совет («Совет министров»)

Изменения касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 года, квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета. Председательство в Совете будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев.

Европейская Комиссия

До 2014 года Комиссия будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. С ноября 2014 года Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами. Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета.

Высокий представитель по внешней политике и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности. Высокий представитель будет осуществлять Общую внешнюю политики и политику безопасности Европейского Союза путем внесения предложений и фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне уже достигнутых договоренностей. Он будет возглавлять C овет по международным отношениям. Высокий представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Компетенции Союза и национальных правительств

ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, определения действий для поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях. Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодежи и спорт.

Политика обороны

Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами».

Гражданская инициатива

Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса

Еврозона

ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран-членов еврозоны. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не соответствует общим рамкам экономической политики ЕС.

Выход из Союза

В Договоре оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Статья 35 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Страны ЕС, в которых завершен процесс ратифицикации Лиссабонского договора:

Венгрия – 18 декабря 2007 года; Словения – 29 января 2008 года; Мальта – 29 января 2008 года; Румыния – 6 февраля 2008 года; Франция – 7 февраля 2008 года; Болгария – 21 марта 2008 года; Словакия – 10 апреля 2008 года; Дания – 24 апреля 2008 года; Австрия – 28 апреля 2008 года; Латвия – 8 мая 2008 года; Литва – 8 мая 2008 года; Португалия – 9 мая 2008 года; Люксембург – 29 мая 2008 года; Финляндия – 11 июня 2008 года; Эстония – 11 июня 2008 года; Греция – 12 июня 2008 года, Испания – 26 июня 2008 года, Кипр – 3 июля 2008 года, Нидерланды – 8 июля 2008 года, Бельгия – 11 июля 2008 года, Великобритания – 17 июля 2008 года, Италия – 23 июля 2008 года, Швеция – 21 ноября 2008 года, Германия – 25 сентября 2009 года.

Процесс ратификации Лиссабонского договора не завершен только в трех европейских странах – Ирландии, Чехии и Польше.

12 июня 2008 года на референдуме в Ирландии большинство населения (53,4%) проголосовало против нового основополагающего документа о деятельности Европейского Союза. 2 октября 2009 года в стране пройдет новый референдум по Договору.

Президент Польши Лех Качиньский отказался завершить процесс ратификации до голосования в Ирландии.

Президент Чехии Вацлав Клаус отказался подписывать документ, завершающий процесс ратификации, до вердикта Конституционного суда, куда была подана жалоба группы сенаторов. Суд должен решить, не нарушает ли Договор суверенитет страны.

Лиссабонский договор 109 месяцев назад

Лиссабонский договор вступил в силу

Во вторник, 1 декабря 2009 года, Лиссабонский договор о реформе Евросоюза вступил в силу. «Лиссабонский договор ставит граждан в центр европейского проекта», — заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. «Я счастлив, что теперь у нас есть институты, необходимые для действия, и период стабильности, чтобы мы смогли сосредоточить всю нашу энергию на достижении ключевых для наших граждан задач», — подчеркнул он.

Среди этих задач Жозе Мануэл Баррозу назвал плавный выход из экономического кризиса и усиление европейской социальной политики, борьбу с потеплением климата и создание к 2020 году «новой зеленой экономики, а также активизацию европейской внешней политики для усиления роли ЕС на международной арене и способности всех стран сообщества «говорить в один голос». В заявлении Еврокомиссии подчеркивается, что Лиссабонский договор закроет институциональные дебаты на обозримое будущее.

Смотрите так же:  Прошу вас заключить договор социального найма

Вступление в силу Лиссабонского договора означает окончание институционального кризиса, начавшегося более четырех лет назад после провала европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах. Сам Лиссабонский договор стал преемником евроконституции, унаследовав от нее всю содержательную часть реформы руководящей структуры сообщества.

Договор создает условия для дальнейшей интеграции Евросоюза, упрощает механизмы принятия решения внутри ЕС, впервые в истории сообщества создает полноценную единую европейскую дипломатическую службу, расширяет полномочия Европарламента. Договор также ввел должность президента ЕС, которым стал бывший премьер Бельгии Херман Ван Ромпей. Ему предстоит стать «лицом» Евросоюза на международной арене, а также председательствовать на европейских саммитах и готовить компромиссы по наиболее важным вопросам европейской повестки дня. Важнейшим элементом договора стало предоставление фундаментальной Хартии прав европейских граждан юридической силы наравне с действующими основными соглашениями ЕС, хотя и не без ряда оговорок, исключений и пояснений, сделанных для таких стран как Великобритания, Ирландия и Чехия.

Лиссабонский договор также открывает дорогу для продолжения расширения Евросоюза. В этом направлении первыми на очереди стоят балканские государства, за ними — более противоречивый кандидат, Турция.

Брюссель встречает вступление в силу нового базового договора Евросоюза буднично, в рабочем порядке. Это неудивительно, поскольку все европейское руководство находится в Пекине на саммите Китай-Евросоюз. Торжественная церемония в связи с вступлением в силу нового договора состоится в Лиссабоне, где это соглашение было подписано в период португальского председательства ЕС в конце 2007 года. Церемонию организуют совместно Португалия, председательствующая в ЕС до конца этого 2009 года Швеция и Еврокомиссия, сообщает ИТАР-ТАСС.

Лиссабонский договор — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в столице Португалии. Он был создан на замену Конституции ЕС, принять которую так и не удалось.

Договор вносит изменения в действующие соглашения о Европейском союзе — Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. в целях реформирования системы управления ЕС. Он упрощает систему коллективных органов управления Евросоюза, принципы и порядок их работы, делает их деятельность более понятной и прозрачной.

Так, состав Еврокомиссии — «правительства» Евросоюза — сокращается на треть; вводится должность «президента» ЕС (председателя Европейского совета) и главы общеевропейского МИДа («высокого представителя по внешней политике и политике безопасности»). По договору ЕС обретает правосубъектность — то есть получает право быть стороной международных договоров в любых сферах своей компетенции. Государства-члены союза сохраняют право заключать международные договора при условии, что они не противоречат соглашениям, заключенным Евросоюзом, а также не относятся к сфере компетенции ЕС.

Европейский совет — клуб глав государств-членов союза — становится полноправным институтом ЕС, в него также входит президент ЕС и председатель Еврокомиссии. Председатель Евросовета, которого в прессе для простоты и звучности называют президентом ЕС, будет избираться на 2,5 года с правом переизбрания на второй срок.

Создается полноценное внешнеполитическое ведомство ЕС. Его глава — высокий представитель по внешней политике и политике безопасности — автоматически становится также заместителем председателя Еврокомиссии.

Расширяются полномочия Европарламента — он на равных с Евросоветом будет ведать законодательством союза и его бюджетом. Европарламент также получает право избирать председателя Еврокомиссии (сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). Членов парламента может быть не более 751, считая председателя; распределение мест происходит по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Такая система заработает не сразу после вступления договора в силу, а в 2014 году.

Лиссабонский договор «обеспечит Евросоюз современными институтами и оптимизированными методами управления, чтобы рационально и эффективно справляться с современными вызовами в современном мире» — так говорится на официальном интернет-сайте, посвященном соглашению. Потребность в подобном договоре в Брюсселе объясняют сложностью стоящих перед странами континента проблем — демографических, климатических, энергетических, в области безопасности — с которыми под силу справиться только по-настоящему объединенной Европе. Эксперты говорят, что роль Евросоюза на мировой арене в итоге повысится, и объединенная Европа сможет в перспективе играть в мировой политике не меньшую роль, чем США.

Общая характеристика Лиссабонского договора

Тем самым деятельность ЕС будет основываться на двух договорах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Лиссабонский договор — это договор для будущего. Это договор для создания более современной, эффективной и демократичной Европы.

Председательствующий в ЕС премьер-министр Португалии Жозе Сократеш.

Выступление на церемонии подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 г.

Лиссабонский договор — «это упрощенный договор, который очень сложен».

Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Пресс-конференция по итогам саммита Европейского совета 23 июня 2007 г.

Наиболее серьезные нововведения можно разделить на две группы: 1) реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС и 2) реформа институтов ЕС и процедур их функционирования.

Реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС. Прекращает свое существование искусственная конструкция из одновременно функционировавших Европейского Союза и Европейского сообщества. Европейский Союз становится единственной интеграционной структурой, получает статус юридического лица (ст. 1 и 47 ДЕС) и международную правосубъектность. К Европейскому Союзу переходят все полномочия Европейского сообщества. Тем самым упраздняется созданная Маастрихтским договором структура трех «опор». Однако их отмена не ликвидировала существующее своеобразие процедур, объема компетенции ЕС и распределения полномочий между институтами ЕС в зависимости от сфер политики. Самый явный пример — это сохранение ОВПБ/ ОПБО как сферы преимущественно межправительственного сотрудничества.

Лиссабонский договор дает четкую типологию компетенций Евросоюза (ст. 2—6 ДФЕС). Он распределяет большинство его полномочий между тремя сферами компетенции: исключительной, совместной и «поддерживающей, координирующей и дополняющей». В сферах исключительной компетенции только ЕС вправе принимать законодательные акты. В сферах совместной компетенции решения принимаются и на общеевропейском, и на национальном уровнях. Однако государства-члены вправе принимать законодательные акты лишь по вопросам, которые не урегулированы законодательством ЕС. В сферах «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции никакие решения ЕС не могут ограничить суверенные права государств-членов.

Важно, что хотя новая типология компетенций вносит ясность в вопрос полномочий Союза, она не предусматривает их сколько-нибудь значительного расширения. За пределами новой типологии компетенций остались три сферы деятельности Союза: ОВПБ/ОПБО, координация экономической политики и координация политики занятости.

Статья 6(1) ДЕС отмечает, что ЕС признает права, упомянутые в Хартии основных прав 2000 г., зафиксировавшей широкий круг гражданских, политических и экономических прав граждан ЕС. Однако не вполне ясный юридический статус Хартии не позволял считать ее положения обязательными. Широко обсуждалась идея включить Хартию в текст договоров. Однако из-за возражений ряда стран в Лиссабонском договоре пришлось ограничиться лишь упоминанием о ней. Более того, Великобритания, Польша и Чехия добились исключений, оговорив, что в отношении них положения Хартии не имеют обязательного характера. Подчеркивая внимание, которое ЕС уделяет интересам граждан, ст. 6(2) ДЕС фиксирует намерение Союза присоединиться к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Среди отдельных направлений политики Евросоюза наиболее серьезной реформе подверглась ОВПБ/ОПБО. Особое значение имеет учреждение поста Председателя Европейского совета (ст. 15 ДЕС), поскольку ОВПБ/ОПБО до сих пор осуществляется на основе межправительственного сотрудничества. Еще более важная новация — изменение статуса Высокого представителя по ОВПБ, должность которого отныне будет называться Высокий представитель Союза по внешним делам и политике безопасности (ст. 18 ДЕС). Ему передаются все нынешние функции и полномочия Высокого представителя по ОВПБ и комиссара по внешним связям. Он становится заместителем председателя Комиссии и постоянным Председателем Совета министров иностранных дел. Согласно ст. 27(3) ДЕС в подчинение высокого представителя Союза передаются все зарубежные представительства, объединенные в Службу внешних действий ЕС.

Суд ЕС получает возможность контролировать решения, принимаемые в сфере ОВПБ/ОПБО. Статьей 42(7) ДЕС) вводятся обязательства оказывать помощь «всеми возможными средствами» государству-члену, ставшему жертвой внешней агрессии, а ст. 222 ДФЕС — действовать «совместно, в духе солидарности» в случае террористической атаки, стихийного или техногенного бедствия. В целом Лиссабонский договор создает предпосылки для того, чтобы сделать внешнюю политику ЕС если не единой, то более согласованной, а сам Союз — более влиятельным на международной арене.

Реформа институтов ЕС. Именно реформа институтов спровоцировала напряженную дискуссию, ведь вопрос об институтах — это вопрос о власти, балансе сил между Союзом и государствами-членами, влиянии отдельных государств на принимаемые решения.

Европейский совет в полной мере становится институтом ЕС (ст. 13, 15 ДЕС). Хотя он и выведен за рамки законодательного процесса, его решения из политических деклараций фактически превращаются в нормативные акты и попадают под контроль Суда ЕС (ст. 263(1) ДФЕС). Часть решений будет приниматься не консенсусом, а голосованием. Руководить работой Европейского совета будут не сменяющиеся каждые полгода страны-председатели, а председатель, избираемый в личном качестве на срок в 2,5 года (ст.

В число сфер деятельности ЕС включены: энергетика, туризм, защита граждан от чрезвычайных ситуаций и катастроф, сотрудничество государственных служб с целью обеспечить более качественное применение права ЕС. При этом энергетика входит в сферу совместной компетенции, а туризм, защита граждан и сотрудничество государственных служб — в сферу «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции.

Смотрите так же:  Гилязова наталья валерьевна адвокат отзывы

Одной из наиболее значимых тенденций развития ЕС в 1990-е годы было расширение сферы голосования квалифицированным большинством. Согласно Лиссабонскому договору такое голосование будет применяться в большинстве сфер компетенции Союза. Однако принцип консенсуса сохраняется в ряде ключевых направлений политики, в частности в налоговой политике и ОВПБ/ОПБО, при регулировании права на труд иммигрантов, в вопросах борьбы с финансовыми нарушениями и уклонением от налогов, при сотрудничестве по вопросам уголовного права, а также в ряде аспектов социальной и экологической политики.

Эффективность работы Совета ЕС напрямую связана с принятием решений квалифицированным большинством и соответственно с распределением голосов между государствами-членами. Распределение голосов являлось результатом компромисса между шестью государствами — основателями ЕС и закрепляло примерный баланс между малыми и крупными странами. В процессе расширения 2004—2007 гг. этот баланс был нарушен: увеличение числа малых стран в ЕС создало предпосылки для их доминирования в Совете ЕС. Чтобы усилить позиции крупных стран, в Лиссабонском договоре решено отказаться от системы голосов и увязать влияние государства в Совете ЕС с численностью его населения. Решение считается принятым, если «за» проголосовали более 55% стран (но не менее 15), представляющих как минимум 65% населения Союза (ст. 16 ДЕС). Это положение позволяет крупным странам ЕС сохранить ключевые позиции в процессе принятия решений. Однако, как отмечалось, по настоянию Польши новая система голосования в полной мере начнет применяться лишь в 2017 г.

В ходе реформы так и не удалось сократить число членов Комиссии. Статья 17(5) ДЕС предусматривает, что лишь с 2014 г. число членов Комиссии должно составить 2/3 от количества государств-членов, а также предполагает разработку системы ротации. Однако уже после подписания Лиссабонского договора, для того чтобы обеспечить его ратификацию в Ирландии, было решено отказаться от намерения сократить число членов Комиссии.

Европарламент значительно усилил свои позиции в законодательном процессе. Процедура совместного принятия решений, позволяющая Европарламенту максимально участвовать в законодательном процессе, будет применяться примерно в 80 областях вместо нынешних 37. Однако Европарламент так и не получил права законодательной инициативы, которого он настойчиво добивался в последние годы.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Лиссабонский договор дал возможность Евросоюзу выйти из конституционного кризиса, вызванного отрицательным итогом референдумов во Франции и Нидерландах. Он содержит ряд важных нововведений, но в целом дублирует уже существующие положения договоров. Он важен, прежде всего, потому, что упрощает и делает более стройной действующую в ЕС систему многоуровневого управления. Он также ясно признает целый ряд концепций, принципов, практик и процедур, сложившихся за 50-летнюю историю развития ЕЭС/ЕС.

2. Лиссабонский договор превращает институциональную структуру Союза в сбалансированную систему наднациональных и межправительственных элементов. Он фиксирует достигнутый уровень интеграции и одновременно минимизирует угрозу дальнейшего ограничения национального суверенитета государств-членов.

3. В числе стоящих перед Европейским Союзом задач одной из важнейших является повышение легитимности. Конституция ЕС была призвана продемонстрировать гражданам, что Европейский союз — это не только единый рынок, но и система политического управления, основанная на общих ценностях и принципах. Цель включения в Конституцию ЕС большого числа символических положений (флаг, гимн, девиз и т.п.) — воздействовать на самосознание жителей стран Европы, содействовать их превращению в граждан Европы и таким образом повысить легитимность Союза. Конституция ЕС была призвана разрешить кризис легитимности, но ее провал лишь сделал этот кризис более заметным. Лиссабонский договор не в состоянии изменить ситуацию. Не случайно его ратификация путем референдума была предусмотрена лишь в Ирландии, и лишь в ходе второго референдума народ поддержал Лиссабонский договор. Во всех остальных странах ЕС референдумы не проводились, чтобы не ставить под угрозу процесс ратификации.

В то время как политическая элита в целом выступает за дальнейшую интеграцию, население стран Европы весьма скептически относится к ЕС. К настоящему времени этот разрыв мнений достиг такого размера, при котором реализация новых крупных интеграционных проектов становится в ближайшие годы нереальной.

1. Чем обусловлена компромиссная природа Лиссабонского договора?

2. Какие два договора будут регулировать деятельность Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора?

3. Почему из Лиссабонского договора исчезли положения

4. В чем отличие Высокого представителя Союза по внешним делам и политике безопасности от ранее действовавшего Высокого представителя по ОВПБ?

5. Каковы правила голосования в Совете ЕС в соответствии с Лиссабонским договором?

Лиссабонский договор: краткий анализ основных положений документа

27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена. П

Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д. Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя. 19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.

«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом» (Ст. 9а). Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя. Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности (ст.

9е Договора о ЕС). Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей.

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом (Ст. 9f Договора о ЕС).

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах.

«Положения, относящиеся к Общей политике безопасности и политике в области обороны не ущемляют отдельные аспекты политики безопасности и обороны государств-членов. ЕС и национальные государства остаются связанными положениями Устава ООН…» (Декларация 30). Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно (Ст. 17 Договора о ЕС). ЕС уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии по правам человека», она «имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (Ст. 6 Договора о ЕС).

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Несмотря на то, что на протяжении всей истории ЕС, если не считать выход Гренландской автономии в составе Дании из ЕС после референдума, попыток сецессии не было, новая Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Борьба с глобальным изменением климата получает приоритетное значение в новом Договоре. ЕС должен «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь — с изменением климата» (Ст. 174 Римского договора). Политика Союза в энергетическом плане должна проводиться «в соответствии с необходимостью сохранить и улучшить окружающую среду» (Ст. 176А Римского договора)

108shagov.ru. Все права защищены. 2019