Ликвидация нефтяных пятен

Ликвидация нефтяных пятен

В соответствии с законом Российской Федерации разливы нефти и нефтепродуктов являются чрезвычайными ситуациями и их последствия подлежат ликвидации.
Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтяных продуктов должна выполняться многофункциональным комплексом задач, использованием технических средств и реализацией различных методов. Использование технических средств ликвидации разливов нефти независимо от характера аварийного разлива нефтяных продуктов и нефти, первые меры по его устранению направляются на локализацию нефтяных пятен, чтобы избежать дальнейшего распространения и загрязнения соседних участков и уменьшения загрязненных площадей.

Локализация разливов нефтепродуктов и сырой нефти

В водных акваториях средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов являются боновые заграждения. Важными функциями боновых заграждений являются: предотвращение растекания на водной поверхности нефти, уменьшение концентрации нефтепродуктов для облегчения уборки, и траление (отвод) нефти от экологически уязвимых районов.

Заградительные боны подразделяются на: отклоняющие (боны нефтеограждающие БН) – для защиты берега от нефти и нефтепродуктов и ограждение их; сорбирующие (боны сорбирующие БСС) — поглощающие нефть и нефтепродукты; надувные – позволяющие быстро разворачивать их в акваториях; тяжелые надувные – ограждающие танкер у терминала.
После того как разлив нефти удается локализовать, последующим этапом станет ликвидация пролива.

Методы ликвидации разливов нефтепродуктов и сырой нефти

Известно несколько методов локализации разлива нефтепродуктов: термический, механический, биологический, и физико–химический. Главный метод ликвидации пролива нефти — это механический сбор нефтепродуктов. Большая эффективность данного метода достигается в самом начале разлива, в связи с тем, что толщина нефтяного слоя остается большой. Механический сбор затруднен при большой площади распространения, при небольшой толщине слоя нефти, и под воздействием ветра происходит постоянное движение поверхностного слоя. Это затрудняет использование данного метода. Осложнения так же могут возникнуть при очистке от нефтепродуктов портов и верфей, они, как правило, загрязнены различным мусором, досками, щепой и различными предметами плавающими на воде.

Термический метод, применяется при большой толщине нефтяного слоя после загрязнения до начала образования эмульсий с водой. Метод основан на выжигании слоя нефти. Он достаточно хорошо сочетается с другими методами ликвидации разливов.

Механический метод. Примером такого способа может послужить сбор нефтепродукта скиммерами.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия — на пороговые (ПН – пороговый нефтесбрщик), олеофильные (СО- скимер олеофильный), вакуумные (УВМ) и гидродинамические.

Физико-химический метод использует диспергенты и сорбенты и эффективен в случае, когда механический сбор невозможен, к примеру, при маленькой толщине пленки и когда разлившееся пятно нефтепродуктов грозит реальной угрозой экологически уязвимым районам. Сорбенты при соприкосновении с нефтью начинают незамедлительно ее впитывать, период насыщения достигается в первые десять секунд (при условии средней плотности нефтепродуктов). Они образуют комья материала, до максимума насыщенного нефтью.
В случаях движения нефтяного пятна к природоохранным местам, в ход идут диспергенты. Собой они представляют специальные химические, вещества расщепляющие пленку нефти и не позволяют ей распространяться далее. Однако следует учитывать, что диспергенты могут иметь негативное влияние на окружающую среду.

Биологический метод применяется после физико-химического и механического методов при толщине слоя не менее 0,1мм. Технология очистки нефтезагрязненной воды и почвы – биоремедитация, в ее основе лежит использование специальных, микроорганизмов на основе окисления углеводорода или биохимических препаратов. Количество микроорганизмов, способных произвести ассимуляцию нефтяных углеводородов, невелико. В основном это бактерии, представители рода Pseudomonas, и некоторые виды грибков и дрожжей. При достаточной насыщенности воды кислородом и при температуре 15-20% Сº эти микроорганизмы способны окислять нефтепродукты со скоростью 2г/кв. м. поверхности воды в день. Однако бактериальное окисление при низких температурах воды происходит медленно и нефтяные продукты остаются в водоемах длительное время – до 50 лет.

Выбирая метод ликвидации разлива нефтепродуктов нужно помнить следующее: при проведении работ по устранению аварии главным является фактор времени, стараясь не нанести наибольший экологический ущерб, чем уже существующий разлив нефти.

Техническая библиотека

Экология, пожарная безопасность, техника безопасности // Ликвидация аварийных разливов нефти ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов — необходимые мероприятия, связанные с уменьшением вреда, наносимого экосистемам.

Разлив нефти является одной из самых сложных экологических задач для решения, т.к. нефть содержит одновременно тяжёлые и летучие углеводороды.

Ликвидация, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений.

Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты.

Обычно, планирование действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (АРН) проводится в целях предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации АРН:

— обоснование уровня возможного АРН и последствий его возникновения;

-установление необходимости и достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников АРН, а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного АРН;

-осуществление мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

— определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях АРН;

— обоснование необходимости и достаточности сил и средств, необходимых для ликвидации АРН, состоящих из подразделений спасателей, оснащенных спецтехниокй и оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке ;

— планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности спасателей;

— планирование мероприятий по ликвидации последствий АРН, и тд.

Новейшие ледоколы проекта 21900М оснащены оборудованием, позволяющим проводить комплекс работ для нефтегаза на континентальном шельфе, в тч:

— доставку оборудования и участие в проведении операций по ЛАРН;

— обеспечение подводно-технических работ у морских нефтегазо добывающих и буровых платформ,

— прокладку подводных нефте — и газопроводов,

— исследование морского дна,

— проведение поисково-спасательных операций;

— выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, морских платформах.

Несмотря на то, что нефть – самое ценное сырье, и обустройству его производства и транспортировки уделяется очень большое внимание, полностью минимизировать аварийные разливы нефтепродуктов все равно не удается.

Даже при современном уровне оборудования, в том числе по ликвидации подобных аварий, разливы нефти приравниваются к страшнейшим техногенным катастрофам.

Разрушительная энергия авариный разливов нефти может приравниваться к стихийному бедствию, которое ведет к экологическим проблемам вплоть до разрушения экосистем.

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов – не редкость при транспортировке сырья или готового продукта.

Аварии связаны с двумя основными причинами: изношенностью оборудования (танкеров и трубопроводов) или актами диверсии. Любая авария наносит значительный урон экологической ситуации в районе разлива, кроме того может пострадать и население. Также существует большая вероятность самовозгорания большого нефтяного пятна.

Несмотря на то, что власти государств, в которых и через которые транспортируется и перегоняется нефть, всячески способствуют предотвращению аварийных ситуаций, проблема остается актуальной и во многом открытой.

Ликвидация и локализация разливов нефти

Чтобы в кратчайшие сроки локализировать и устранить разливы нефти, постоянно разрабатываются методы, которые позволят минимизировать потери сырья и снизить до минимума экологический вред.

Процедура локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов предполагает комплексное решение проблемы с использованием различных технических средств и методических подходов. Вне зависимости от характера и масштабов аварии, в первую очередь, нужно принять меры, направленные на локализацию и предотвращение распространения нефтяных пятен.

Наиболее используемым методом локализации нефтяных разливов в акваториях считаются боновые заграждения. Такие заграждения возводятся, для того чтобы предотвратить растекание потоков нефти по поверхности воды, уменьшить концентрацию нефти, и тем самым облегчить механическую сборку и отвод нефти от наиболее пострадавших в экологическом отношении территорий.

По месту применения боновые заграждения делятся на 3 класса:

  • I класс – в защищенных акваториях (реках, озерах, прудах);
  • II класс – в прибрежных зонах (гаванях, портах, судоремонтных заводах и для перекрытия входов в них);
  • III класс – в открытых акваториях.

По принципу работы различают несколько видов бонов:

  • самонадувные – быстрее всего приводятся в рабочее состояние, используются в акваториях;
  • тяжелые надувные – используются для ограждения танкеров у терминала;
  • отклоняющие – защищают берега от воздействия потоков нефтепродуктов;
  • несгораемые – используются при сжигании нефтепродуктов прямо на воде;
  • сорбционные – впитывают в себя нефтепродукты с поверхности воды.

Ликвидация последствий разлива нефти

Комплекс работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов сводится в основном к тому, чтобы собрать пятно разлитой нефти с поверхности, на которой они разлились. Поэтому среди методов ликвидации подобных аварий основным является простой механический сбор. Делать это нужно максимально быстро, чтобы нефть не успела впитаться в грунт.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи дачного участка со строением образец

Если разлив произошел на воде, важно, чтобы частички нефти не загрязнили воду, поскольку водоемы, используемые для транспортировки, часто являются источником (иногда единственным) пресной воды для местного населения.

К методам ликвидации разлива относятся следующие:

  • механические (предполагают выемку загрязненной почвы и простой сбор нефтепродуктов с поверхности);
  • физико-химические (промывка, дренирование, сорбция);
  • биологические методы (биоремедиации и фиторемедиации).

Сорбционная очистка воды является одним из наиболее эффективных методов на сегодняшний день. В качестве сорбентов используют алюмосиликаты, торф, древесные опилки, графит, лигнин.

С точки зрения технологичности, популярным стал метод биокомпостирования, основанный на принципе окисления опасных нефтепродуктов с помощью специальных бактерий и разложения до простых веществ, не представляющих опасности для живой природы.

Разлив нефти в Мексиканском заливе

В апреле 2010 года произошла крупная катастрофа, связанная с разливом нефти в Мексиканском заливе. По оценкам экспертов, вылилось около 5 миллионов баррелей неочищенной нефти. Загрязнению была подвержена вода и почва. Во время взрыва нефтяной вышки погибло 11 человек. Эта авария признана самой крупной катастрофой техногенного характера в истории Соединенных Штатов. Причины взрыва до сих пор выясняются.

Из-за разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья. Для устранения возможного отравления был введён запрет на рыбную ловлю. Более трети всей акватории Мексиканского залива были закрыты для промысла. От нефти пострадали все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу. Значительный ущерб был нанесен Луизиане, Алабаме, Миссисипи и Флориде.

Оборудование для ликвидации последствий после разлива нефти

Многие инжиниринговые компании, в том числе российские, занимаются разработкой и производством оборудования для ликвидации аварий, связанных с разливом нефтепродуктов. Главными производителями являются страны, которые ведут активную добычу нефти на своей территории.

В основном такое оборудование представлено скиммерами, боновыми заграждениями и распылителями сорбента. Работа этих устройств и приспособлений направлена на быструю локализацию разливов и оперативное ограждение транспортных судов.

Оборудование рассчитано на работу и в акваториях, и на суше в разных климатических зонах. В частности, это актуально для России, поскольку она имеет большую географическую протяженность, а регионы добычи нефти расположены по всей ее территории.

Производители и поставщики аварийного оборудования

В России активно действует несколько компаний, занимающихся разработка дистрибуцией оборудования для ликвидации аварий, связанных с нефтепродуктами.

Среди них видное место занимают:

  • компания «Ивтекс»;
  • инжиниринговая компания «Кронштадт»;
  • комплексное предприятие «Композит»;
  • компания «ЛАРН-32».

Для некоторых из них аварийное оборудование является только частью деятельности (например, «Кронштадт» и группа компаний «КРОН», Германия), некоторые являются узкоспециализированными.

Все предприятия занимаются производством:

  • боновых заграждений, как основного способа локализации аварий;
  • органических, минеральных и полимерных сорбентов;
  • техники для механического сбора разлитой нефти или ее откачки.

Главными пользователями данной продукции являются «НК «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «НК «РуссНефть», АК «Транснефть», «Ненецкая нефтяная компания», «Сервис безопасности Союза спасателей» и подразделения ГУ МЧС России, «Российская железная дорога», ОАО «РусГидро», ОАО «ТюменьЭнерго», другие энергетические компании и организации по ликвидации ЧС.

Многие ведущие компании ликвидирующие аварийные разливы нефти и последствия после них демонстрирует свое оборудование на выставке «Нефтегаз».

Ликвидация нефтяных пятен

В результате поисково-разведочных работ (ПРР) на континентальном шельфе России установлено, что недра почти всех северных морей (за исключением Белого моря) перспективны по запасам нефти и газа, а открытые месторождения обеспечивают создание новых газонефте-добывающих районов. Основная масса потенциальных запасов углеводородов размещается на шельфе замерзающих арктических и дальневосточных морей. Да и акватории Балтийского, Азовского и Каспийского морей, на шельфе которых тоже открыт ряд месторождений такого сырья, в зимний период на значительной части покрываются льдом.

Если говорить конкретнее, то на шельфе Карского моря, в его южной части, выявлены крупнейшие месторождения Русановское и Ленинградское, а также 33 перспективные локальные структуры. В последние годы подтверждена нефтегазоносность акваторий Обской и Тазовской губ. Доразведка и последующая разработка этих месторождений позволит (совместно с расположенны-ми на суше) вовлечь в освоение весьма существенные запасы газа и конденсата и обеспечить не только покрытие дефицита добычи в Западной Сибири, но и дальнейшее длительное развитие газовой отрасли.

На шельфе Баренцева моря выявлены уникальное по запасам Штокмановское газоконденсатное месторождение и Западно-Штокмановская локальная структура, крупные Ледовое газоконденсатное и Лудловское газовое место-рождения, а также Западно-Лудловская перспективная локальная структура и ряд других. Кроме того, в южной части моря найден новый, преимуществен-но нефтеносный район в восточном секторе Печорского шельфа. Здесь от-крыты крупные нефтяные месторождения Приразломное, Медынское море и Долгинское. Разведанные запасы и ресурсы углеводородов позволяют сформировать на этих местах новый нефтегазодобывающий район.

Освоение месторождений нефти и газа в Арктическом регионе России невозможно представить без развития Северного морского пути. Это кратчайший водный путь между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По прогнозам экспертов Минтранса России, объемы перевозок по этому пути в ближайшей перспективе могут возрасти с 1,2 млн тонн до 10 млн тонн в год. Море у города Мурманска не замерзает и зимой, что дает возможность использовать для перевозок океанские танкеры грузоподъемностью до 300 тыс. тонн.

На II Международном Арктическом форуме «Арктика – территория диалога», который проходил в городе Архангельске в сентябре 2011 года, в частности, отмечалось, что на побережье Северного Ледовитого океана необходимо создать десять аварийно-технических центров. По нашему мнению, в них должны быть сформированы аварийно-спасательные формирования по ликвидации аварийных разливов нефти, оснащенные современными техническими средствами.

Природно-климатические условия Арктики бросают вызов технологиям и методам ликвидации последствий разливов нефти. Хотя в определенных случаях эти условия могут быть и благо-приятными для преодоления подобных ЧС. В целом же Арктика обуславливает высокие риски возникновения чрезвычайных ситуаций с углеводородным сырьем (отсутствие естественного освещения, предельно низкие температуры, дрейф льда, сильные ветры, плохая видимость). Вместе с тем здесь крайне затруднительны операции по ликвидации разливов нефти либо они могут быть просто неэффективными.

В настоящее время в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов разрабатываются и совершенствуются методы и технологии ликвидации таких ЧС, в том числе и в арктических морях. Коротко расскажем о них.

Методы делятся на три основные категории. При механическом сборе нефть удерживается в зоне разлива с применением боновых заграждений или в естественных ловушках и удаляется с помощью нефтесборщиков и насосов. При немеханическом методе извлечения используются химические реагенты для противодействия распространению разлива. Сюда же относятся сжигание или биологическая очистка нефтяного загрязнения. Применяются они для разложения или рассеивания опасных пятен. Наконец, ручные методы, когда нефть удаляется обычными ручными инструментами – ведрами, лопатами или сетями.

Учитывая условия разведки, добычи, хранения и транспортировки нефти в арктических водах, предполагается в основном сочетать механическое удаление разлитой нефти с сжиганием ее на месте аварии (правда, в России пока отсутствует нормативный документ, определяющий условия сжигания нефти на месте разлива) и применением диспергаторов (хотя в России использовать их в ледовых условиях Арктики не рекомендуется).

В качестве альтернативного метода предлагается использовать лазерное излучение с длиной волны 10,6 мкм. Оно относительно слабо поглощается нефтью и нефтепродуктами, но сильно поглощается водой.

Российским ученым впервые в мире удалось создать относительно недорогой в эксплуатации мощный электроионизационный С02 – лазер, работающий на потоке атмосферного воздуха. Лазерное излучение обладает целым рядом уникальных физических свойств, использование которых открывает замечательные технологические перспективы. В том числе речь идет о создании мобильных установок для лазерной очистки водной поверхности от нефте-продуктов.

Механизм метода лазерной очистки заключается в следующем. Лазерное излучение с длиной волны 10,6 мкм сильнее всего поглощается тонким слоем воды, который непосредственно примыкает к нефтяной пленке, поэтому вода в этом слое быстро нагревается и переходит в устойчивое состояние. Происходит парообразующий взрыв перегретой воды и разрывается ее тепловой контакт с нефтью, который препятствует горению нефтяной пленки в обычных условиях. Капли нефти подбрасываются вверх, на высоту 30–40 см, смешиваются с атмосферным воздухом и образуют горючую смесь, которая самовоспламеняется, то есть капли нефтяного загрязнения сгорают в воздухе. Таким способом можно эффективно и быстро удалять нефтесодержащие пленки практически любого состава и толщины. Причем со значительных расстояний – например, с берега.

Лазерный способ очистки может быть с успехом использован на завершающей стадии обработки поверхности нефтяного разлива после применения механического или химического способов сбора толстых пленок, а также для очистки водоемов – плантаций морепродуктов или жемчужных факторий, береговой кромки и гидротехнических сооружений. Опыты показали, что скорость очистки слабо зависит от состава и вязкости нефтепродуктов, а также от угла падения лазерного излучения на поверхность воды.

При механическом сборе боновые заграждения разворачиваются с судов или крепятся к стационарным сооружениям либо закрепляются на берегу. Существуют различные виды устройств для сбора пролитой нефти (скиммеров) с поверхности воды. В частности, ис-пользуются пороговые, вихревые и вакуумные скиммеры, а также основанные на сорбционном принципе действия (щеточные, ленточные и барабанные). После того как разлитая нефть собрана, она должна быть перекачана с помощью насосов и гибких трубопроводов (для временного хранения вплоть до утилизации или ликвидации).

Для эффективности работ по механическому извлечению разлитой нефти требуются надлежащее оборудование и специально обученный персонал. На это, безусловно, влияют условия, при которых выполняются такие работы.

Смотрите так же:  Мировой суд рассматривает дела до 50 тысяч

Сжигание нефти на месте разлива проводится под контролем. Воспламенение ее осуществляется путем выброса на нефть, как правило, с вертолета желатинообразного топлива или выброса запального устройства с судна или с другой точки.

Для успеха дела при этом требуется соответствующая толщина нефтяного пятна, минимальные скорость ветра и волнение моря, а также не слишком сильно эмульгированная (смешанная с водой) нефть. Если горение неэффективное, то останется смесь из несгоревшей нефти, других веществ и сажи. Этот продукт может остаться на плаву илиосесть на дно.

Химические реагенты распыляются или наносятся на нефтяные пятна с целью ускорить естественный процесс диспергирования нефти в толще воды под действием волнения и течений. Они не удаляют нефть из воды, а применяются для того, чтобы «раздробить» нефть, перевести ее в фазу эмульгирования, многократно ускоряя природные процессы разложения нефти. Диспергаторы подаются с использованием распылительных насадок, насосов, гибких трубопроводов и могут распыляться с судна или самолета. Эти операции, как правило, контролируются с воздуха (самолета) для достижения эффективности и точности распыления.

Все методы ликвидации нефтяных разливов требуют постоянного слежения за ситуацией с тем, чтобы определять размер и состояние разлитой нефти, выбрать соответствующее оборудование, тактику ликвидации последствий нефтяного загрязнения. И все три метода нуждаются в материально-техническом обеспечении для переброски сил и средств к месту ЧС, развертывания их там и последующей очистки оборудования от загрязнения. Участники же операции по ликвидации нефтяного разлива должны иметь возможность безопасного доступа в зону чрезвычайной ситуации, что часто представляет собой большую проблему, особенно если происшествия случаются в удаленных районах.

Огромное значение при разливах нефти на воде имеет время. Ведь нефть будет все более растекаться, испаряться и превращаться в эмульсию, и ее становится все сложнее отслеживать, удерживать и извлекать или обрабатывать. Хотя в арктических ледовых условиях процессы испарения и эмульгирования (насыщения пленки нефти водой) значительно менее интенсивны.

Как правило, системы ликвидации разливов нефти основываются на сочетании методов механического сбора и двух основных немеханических – сжигания на месте и применения диспергирующих веществ. Однако осуществление любого из них может быть в значительной мере ограничено или даже невозможно из-за суровых природных условий Арктики. В основном эти технологии требуют использования воздушных и морских средств, подготовленного персонала. Кроме того, свою роль играют удаленность северных территорий и отсутствие инфраструктуры, что затрудняет реагирование на ЧС. Все эти факторы суммарно могут сделать проведение мер по ликвидации нефтяных разливов почти невозможными на протяжении длительного периода времени.

Итак, из изложенного выше можно сделать такие выводы.

Во-первых, показана перспективность развития новых технологий ликвидации разливов нефти, в частности, с помощью метода лазерной очистки нефти с водной поверхности.

Во-вторых, проблемы ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов в настоящее время очень актуальны, так как в недрах арктического шельфа Карского и Баренцева морей содержится более 70 процентов сырьевых ресурсов углеводородов всех внутренних и окраинных морей Российской Федерации.

В-третьих, Арктика является исключительно уязвимым районом. Суровые природные условия и высокие риски ЧС с разливами нефти при ее добыче, транспортировке и переработке требуют новых эффективных технологий их ликвидации.

«Заботясь об устойчивом, сбалансированном развитии российского Севера, мы стремимся укреплять связи со своими соседями по общему арктическому дому, считаем исключительно важным сохранить Арктику в качестве зоны мира и сотрудничества. Убеждены, что Арктический регион призван служить площадкой для объединения сил, для подлинного партнерства в экономике, в сфере безопасности, в науке, образовании, в сбережении культурного достояния Севера»

Из выступления В.В. Путина на Международном форуме «Арктика – территория диалога»

Ликвидация аварийных разливов нефти на суше

При разливах нефти на суше (напр., прорыв нефтепровода и пр.) применяются различные типы специальных дамб, земляных амбаров, запруд и траншей для отвода нефти и локализации зоны разлива.

Для ликвидации разлива используется механический сбор нефти, который является наиболее качественным методом устранения аварии на суше.

Кроме того, для устранения разливов на суше используются сорбенты. С их помощью проводится естественное рассеивание нефтепродуктов, что позволяет минимизировать последствия растекания опасных веществ до того, как они затронут экологически уязвимую зону.

Наиболее эффективно устранить разлив можно в первые часы после происшествия. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой. При малой толщине цикл отделения нефти от воды и земли достаточно затруднен.

Соблюдение требований техники безопасности имеет первоочередное значение для Компании «Экошельф» при осуществлении любого вида деятельности!

Ликвидация аварийных разливов нефти (ЛАРН)

Разлив нефти – одна из наиболее сложных и трудоемких проблем, поскольку нефть содержит как тяжелые, так и летучие углеводороды. Ликвидация разливов нефти в первую очередь ориентирована на локализацию пятен для предотвращения дальнейшего увеличения площади загрязнения. Устранение последствий нефтяных разливов осуществляется с использованием специальных средств: нефтесборочного оснащения, адсорбентов, биопрепаратов.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Борьба с нефтяными пятнами начинается с их локализации. Для препятствия растеканию нефтепродуктов, как правило, используются боновые заграждения. Всего существует три класса бонов:

  1. Для рек и водоемов;
  2. Для прибрежной зоны;
  3. Для применения в открытых акваториях.

Исходя из характера мер, которые следует принять для локализации нефтеразлива, могут применяться самонадувающиеся, массивные надувные, отклоняющиеся и несгораемые боны.

После локализации проблемы необходимо как можно быстрее приступить к ликвидации аварийных разливов нефти. Способы ликвидации катастрофы достаточно разнообразны, зависят от масштабов разлива. Наиболее популярны следующие четыре метода:

  1. Термический. Заключается в выжигании разливов нефтепродуктов. К этому методу целесообразно прибегать в случае, если толщина слоя нефти больше 3,3 сантиметра. Здесь важна оперативность: выжигание эффективно лишь тогда, когда нефть не смешалась с водой.
  2. Физико-химический. Этот способ состоит в использовании диспергентов и сорбентов. При достаточной толщине пленки сорбирующие вещества оперативно впитывают нефть и удерживают ее внутри. Десперенты рекомендуется применять только в исключительных случаях, поскольку они несут угрозу для окружающей среды, хоть и не такую большую, как разлив нефтепродуктов.
  3. Механический. Этот метод заключается в сборе нефти с помощью специальных агрегатов. Этот метод эффективен, если разлив не успел сильно растечься, а также если на поверхности воды нет мусора.
  4. Биологический. К этому методу зачастую прибегают после того, как использованы два предыдущих. При достаточной температуре воды и насыщенности кислородом бактерии быстро поедают остатки нефтепродуктов. Если температура воды низкая, способ биологического устранения разливов нефти может затянуться вплоть до десятков лет.

Ликвидация последствий разливов нефти специалистами морской спасательной службы РОСМООРРЕЧФЛОТА

Государственная профессиональная аварийно-спасательная служба оказывает полный спектр услуг по устранению разливов нефтепродуктов. В нашем арсенале есть все необходимое оборудование для ликвидации нефтеразливов.

Мы предлагаем такие услуги, как:

  1. Мониторинг потенциально опасных зон;
  2. Оперативное реагирование на аварийные разливы нефти;
  3. Консультирование по вопросам устранения последствий разливов нефтепродуктов;
  4. Ликвидация последствий операций по аварийным нефтеразливам.

Морская спасательная служба РОСМОРРЕЧФЛОТА также готова провести обучение для персонала вашего предприятия, чтобы в аварийной ситуации ликвидация разлива нефти в море прошла на самом высоком уровне и помогла минимизировать ущерб, нанесенный окружающей среде.

Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 года (в редакции от 15 апреля 2002 года) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах, выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
2. Муниципального значения – разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
3. Территориального значения – разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
4. Регионального значения – разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
5. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
2. Регионального значения – разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
3. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

Смотрите так же:  Проверить не отозвана ли доверенность

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов

Основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях являются боновые заграждения. Главные функции боновых заграждений: предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса: I класс – для защищенных акваторий (реки и водоемы); II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов); III класс – для открытых акваторий.
Боновые заграждения также подразделяются на: самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях; тяжелые надувные – для ограждения танкера у терминала; отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов; несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде; сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов: поплавка, обеспечивающего плавучесть бона; надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены); подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны; груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды; элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде; соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, и сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба.

После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический.
Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой. При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения механический сбор достаточно затруднен. Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов эффективен в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например, при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

В крайних случаях, если пятно движется, например, к заповедным местам, его могут обрабатывать диспергентами. Они представляют собой специальные химические вещества, которые расщепляют нефтяную пленку и не дают ей распространяться. Однако диспергенты негативно влияют на окружающую среду.

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм. Биоремедитация – это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов. Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. При температуре воды 15-25 Сº и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/кв м водной поверхности в день. При низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время – до 50 лет.

При выборе метода ликвидации разлива ННП необходимо учитывать следующее: все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки; проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Устройства для сбора нефти и нефтепродуктов

Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах.

По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно небольшими габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы, но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств. Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми.

Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, т.е. на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.
По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как: буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях; вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии); суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами: хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с; развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в цикле работы; накопление собираемой нефти в значительных количествах.
К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах.

По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы: нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории; бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку; универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Все собранные при ликвидации аварии нефтепродукты и нефтеводяная смесь собираются либо в танкер, либо в специальную емкость, которая в последующем отправляется на переработку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Минтрансом России должны быть созданы функциональные подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности как в море, так и на внутренних водных путях.

Для функционирования подсистемы в море приказом Минтранса России создано федеральное государственное учреждение «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации» (ФГУ «Госморспаслужба России»), на которое были возложены организация и проведение на море аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ, включая ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов до настоящего времени не создана. По этой причине проблемы, относящиеся к сфере действия данной функциональной подсистемы, судовладельцы вынуждены решать самостоятельно.

Материал подготовлен на основе открытых источников

108shagov.ru. Все права защищены. 2019