Ликвидация министерства процедура

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ММВ-7-6/[email protected]), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected];
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/[email protected]).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected] В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/[email protected])).

Смотрите так же:  Реквизиты документов требования к оформлению реквизитов

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/[email protected], подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Ликвидация НКО при обращении Минюст

Ликвидация некоммерческих организаций по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица

Ведомство, которое предоставляет услуг
Территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по региону

Краткое описание услуги
Некоммерческая организация ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Где можно получить консультацию по данной услуге
Территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации

Куда нужно обратиться за получением данной услуги
Территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации

Комментарий:
Процедура ликвидации некоммерческой организации обычно проводится в 2 этапа
1 этап
В территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации направляется уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации (форма Р15001); и решение о ликвидации некоммерческой организации, о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) некоммерческой организации (протокол). Размещается объявление о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.

2 этап
По истечении двух месяцев с момента опубликования организацией сведений о ликвидации НКО, в территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации представляются:
уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческой организации (форма Р15001);
заявление о государственной регистрации ликвидации (форма Р16001);
промежуточный ликвидационный баланс;
ликвидационный баланс;
решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
решение об утверждении ликвидационного баланса.

НПА, регламентирующие оказание услуги

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 61)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25″Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Порядок процедуры ликвидации некоммерческих организаций

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее – Управление) разъясняет порядок процедуры ликвидации некоммерческой организации.

Для начала процедуры ликвидации некоммерческой организации Вам необходимо направить в Управление следующий пакет документов:

— Заявление по форме Р15001 , утвержденное Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ -7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ ФНС) в 2 экз. На одном экземпляре заявления подпись руководителя заверяется нотариально;

— протокол Общего собрания в 2 экз., на котором обязательно рассматриваются следующие вопросы:

1. Принятия решения о ликвидации некоммерческой организации.

2. Выборы ликвидационной комиссии и председателя ликвидационной комиссии/ ликвидатора.

Ликвидационной комиссии/ ликвидатору необходимо разместить в органах печати (по адресу: ООО «Импульс» г. Благовещенск, ул. Пионерская, 20, контрактный телефон- 8(4162) 55-18-38; г. Белогорск ул. Кирова, 102, контактный телефон – 8(4161) 12-37-92 журнал «Вестник государственной регистрации в Амурской области» публикацию о ликвидации некоммерческой организации.

По истечении двух месяцев со дня опубликования заполняется форма заявления Р15001, согласна Приказа ФНС, в 2 экз., подпись на одном из которых должна быть нотариально заверена.

К уведомлению прилагаются следующие документы:

— протокол ликвидационной комиссии об утверждении промежуточного ликвидационного баланса в 2 экз.;

— промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс в 2 экз.;

— бланк- заявка на публикацию сообщения (оригинал) в 2 экз.

На заключительной стадии некоммерческой организации предоставляются следующие документы:

— заполняется форма заявления Р16001 , согласна Приказа ФНС, в 2 экз. подпись на одном из которых должна быть нотариально заверена.

— составляется ликвидационный баланс в 2 экз.;

— протокол ликвидационной комиссии о подтверждении ликвидационного баланса и направлении сведений на государственную регистрацию в 2 экз.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в размере 800 рублей . Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины предоставляется в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области со всеми вышеперечисленными документами.

УФК МФ РФ по Амурской области (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области) ИНН 2801134440 КПП 280101001 БИК 041012001

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области

КБК 318 1 08 07110 01 1000 110 (для общественных объединений)

КБК 318 1 08 07010 01 1000 110 (для некоммерческих и религиозных организаций)

КБК 318 1 08 07120 01 1000 110 (для региональных отделений политических партий)

ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СМОТРЕТЬ В КАЖДОМ РАЗДЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ — ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОДРАЗДЕЛЕ: ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ОБРАЗЦЫ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Процедура ликвидации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказом от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Смотрите так же:  Уход и присмотр налог на прибыль

Процедура ликвидации условно включает в себя следующие этапы:

  • принятие решение о ликвидации некоммерческой организации;
  • формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, установление порядка и сроков ликвидации;
  • публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
  • составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • составление и утверждение ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Все указанные далее документы подаются в Управление Министерства юстиции России по Владимирской области.

Формы Р15001 и Р16001 и требования к их заполнению утверждены Приказом от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации некоммерческая организация продолжает свою деятельность. Никто не освобождает ее от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации организация продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у организации денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

Работники организации, с которыми заключены трудовые договоры, должны быть уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией в письменной форме под роспись не позднее, чем за 2 (два) месяца до увольнения. При увольнении работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Иные гарантии и компенсации работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации предусмотрены ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

Принятие решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии отнесены к компетенции высшего органа управления (Общее собрание). Общее собрание проводится по правилам, предусмотренным уставом и иными локальными актами организации.

На повестку дня должны быть поставлены следующие вопросы:

  • о ликвидации некоммерческой организации;
  • о формировании ликвидационной комиссии, включая избрание председателя ликвидационной комиссии, либо о назначении ликвидатора (в зависимости от положений устава);
  • об установлении порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации;
  • об уведомлении уполномоченных органов о нахождении организации в процессе ликвидации.

Решение оформляется протоколом Общего собрания в соответствии с положениями главы 9.1. «Решения собраний» Гражданского кодекса Российской Федерации.

После принятия решения о ликвидации некоммерческая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней уведомить Управление Министерства юстиции России в своем регионе (далее — Управление).

В Управление подаются следующие документы:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол Общего собрания, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), заверенный печатью региональной организации (отделения) и подписанный председателем и секретарем Общего собрания — в 2-х экземплярах.

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

С этого момента организация не вправе вносить изменения в учредительные документы, реорганизовываться, создавать другие юридические лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны разместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о том, что данная некоммерческая организация приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Срок заявления требований не может быть менее чем 2 месяца с момента публикации сообщения о начале процесса ликвидации организации.

Указанное сообщение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения о представительстве в регионе

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

Если некоммерческой организации известно о своих задолженностях перед кредиторами (пенсионный фонда, налоговые органы, фонд социального страхования, другие), желательно в данный период их погасить, что значительно упростит в дальнейшем процесс ликвидации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием некоммерческой организации, которое оформляется протоколом.

Общее собрание следует проводить не ранее, чем через 2 (два) месяца после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Срок исчисляется не с момента подачи сообщения или его оплаты, а именно с момента публикации.

Если были заявлены какие-либо требования кредиторов, необходимо погасить всю имеющуюся задолженность. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса некоммерческая организация обязана уведомить об этом Управление путем подачи следующих документов:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол Общего собрания об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
  • промежуточный ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
  • документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации», представляется в добровольном порядке.

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, — на цели, определяемые решением Общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием и оформляется соответствующим протоколом.

После принятия решения Общим собранием в Управление подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса — в 2-х экземплярах;
  • ликвидационный баланс — в 2-х экземплярах;
  • информация об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации в размере 800 рублей (обычно это копия квитанции, платежного поручения).

Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Срок рассмотрения поступивших документов и принятия Управлением решения о ликвидации организации не может превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию.

После принятия Управлением решения о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией соответствующие документы в течение 1 рабочего дня направляются в Управление Федеральной налоговой службы для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Срок внесения записи в ЕГРЮЛ не может превышать 5 рабочих дней с момента поступления документов.

После внесения записи в ЕГРЮЛ некоммерческая организация считается прекратившей существование, а ликвидация завершенной.

Минюст разработает процедуру ликвидации НКО, финансируемых из США

Министерство юстиции начало разработку законопроекта, уточняющего процедуру приостановления работы финансируемых из США некоммерческих организаций (НКО), участвующих в политической деятельности на территории России либо «осуществляющих иную деятельность в ущерб» России. На то, что соответствующее уведомление 1 августа появилось на портале раскрытия проектов нормативных актов, обратили внимание «Ведомости».

Смотрите так же:  Ставки транспортный налог нижний новгород

Ликвидация будет происходить «по результатам федерального государственного контроля (надзора) либо на основании сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти и органов прокуратуры». Соответствующие поправки будут приняты в т.н. «закон Димы Яковлева» (закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

Хотя он содержит упоминание о ликвидации подобных НКО, как уточнил руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, вопрос о процедуре ни разу не поднимался с момента его принятия в 2012 году. Сам текст поправок пока что не опубликован.

Адвоката международной «Агоры» Рамиль Ахметгалиев в разговоре с изданием связал работу над поправками с арестом гражданки России Марии Бутиной в США, которую обвинили в деятельности в качестве незарегистрированного иностранного агента.

Консерваторий. Если окажется, что прокуроры обвиняли Бутину не впустую, то она занималась агентурной деятельностью в уютном кругу американских консерваторов и «друзей России»

Напомним, Бутину арестовали 15 июля в Вашингтоне. Ее обвинили в деятельности в качестве иностранного агента без соответствующей регистрации, до этого ей также вменялся сговор с целью работы инагентом без регистрации. Максимальное наказание по обеим статьям — 15 лет лишения свободы.

Согласно тексту обвинения, Бутина, работая от имени «российского чиновника», предпринимала попытки по установлению неофициальных контактов с американскими политиками и политическими организациями. Обо всем она в отчетах по электронной почте и личных сообщениях в твиттере докладывала «российскому чиновнику». Бутину называли «специальной помощницей» заместителя председателя Центробанка Александра Торшина, который в апреле оказался под американскими санкциями.

Издание The Washington Post также сообщало, что Бутина получала финансовую поддержку от совладельца и гендиректора группы «Н-Транс» Константина Николаева. Об этом, по данным издания, она в апреле сообщала комитету по разведке Сената США.

Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

В настоящее время существует два способа представления документов в регистрирующий орган:

  • путем личного обращения;
  • в электронном виде.

В электронном виде документы для государственной регистрации субъектов хозяйствования представляются посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — веб-портал ЕГР) (www.egr.gov.by).

Заявитель вправе обратиться к нотариусу для направления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в электронном виде.

В случае представления документов в электронном виде юридические и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов хозяйствования.

С помощью веб-портала ЕГР в электронном виде осуществляются следующие процедуры:

  • согласование наименования юридического лица;
  • государственная регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • государственная регистрация изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • направление уведомлений об изменении местонахождения юридического лица, назначении (замене) руководителя организации;
  • онлайн заполнение различных форм заявлений и уведомлений;
  • ликвидация (прекращение деятельности) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
  • получение информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При прохождении государственной регистрации субъект хозяйствования может воспользоваться возможностью направления информации, необходимой для открытия ему текущего (расчетного) банковского счета, в определенный этим субъектом хозяйствования банк. Для этого в заявлении о государственной регистрации необходимо указать банк, в котором субъект хозяйствования желает открыть текущий (расчетный) банковский счет. Необходимая информация будет направлена регистрирующим органом в указанный в заявлении банк в виде электронного документа.

Внимание! Посредством АИС «Расчет» (ЕРИП) заявитель может уплатить государственную пошлину за следующие услуги в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования:

— регистрация юридического лица (индивидуального предпринимателя);

— государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);

— выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Наименование каталога в ЕРИП – Суды, Юстиция, Юридические услуги.

В случае уплаты государственной пошлины посредством ЕРИП оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего такую уплату, представлять не нужно.

Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее — Положение).

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

  • заявление о ликвидации юридического лица;
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется));
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае если собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица является иностранная организация.

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством веб-портала ЕГР.

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

Председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица

  1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников;
  2. представить в регистрирующий орган:
    • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
  1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников (в случае привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);
  2. представить в регистрирующий орган:
    • уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по установленной форме;
    • оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019