Лицензия сро законодательство

Оглавление:

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее — СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки. Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
— выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
— декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее — СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также — ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее — Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее — СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
— в отношении выполнения любых вышеуказанных работ — для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
— в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также — работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в редакции п. 20 ст. 1 Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч.ч. 2, 4 ст. 55.4 ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 — для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения (п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее — НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
— членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
— наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
— подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч.ч. 2-2.3 ст. 55.2 ГрК РФ, ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными (ч. 6 ст. 20 Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 7.1 Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно п. 5 ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). Форма выписки в силу ч. 5 ст. 55.17 ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки — по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного ст. 103 Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Смотрите так же:  Квартиры военным в собственность

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

С 1 июля 2017 года прекращается действие свидетельств о допуске строительных и проектных СРО

Допуски СРО больше не нужны .

Вступил в силу закон, отменяющий свидетельства о допуске строительных СРО с 1 июля 2017 года

С 1 июля 2017 года прекращается действие свидетельств о допуске строительных и проектных СРО. Строителям потребуется только членство в саморегулируемой организации, но и это требование будет относиться далеко не ко всем. Зато ответственность оставшихся в СРО членов усилится.

О подробностях произошедшей реформы рассказывают руководители крупнейших строительных СРО Новосибирска президент Ассоциации МНОС «СИБИРЬ» Владимир Островский и генеральный директор СРО А «Строительное региональное партнерство» Максим Федорченко.

Так кто же остается в СРО?
М. Федорченко: С 1 июля следующего года — только генеральные подрядчики, заключающие договоры напрямую с заказчиком (или сами заказчики). При этом, если сумма по одному договору меньше 3 млн рублей , то СРО тоже не нужна. Остаться в СРО придется и компаниям, которые работают по государственным или муниципальным контрактам или через тендеры заключают договоры с крупными корпорациями. Остальные строители уходят из сферы саморегулирования.
Еще одно новое требование — региональность. По мнению экспертов НОСТРОЙ, прием членов из других регионов будет рассматриваться теперь как прямое нарушение со стороны СРО.
Новосибирские строители теперь должны вступать только в новосибирские саморегулируемые организации, благо их у нас несколько.

Вы активно выступали с критикой этой реформы?
В. Островский: Да, мы обсуждали реформу в прессе и на круглых столах и часто конструктивно, по делу критиковали некоторые положения законопроекта. Радует, что многие замечания были услышаны. По сравнению с тем, что предлагалось, значительно снижены дополнительные взносы, которые строителям придется довносить в так называемый компенсационный фонд договорной ответственности (посредством его СРО будут отвечать за неисполнение контрактов, выигранных на тендерах). Предполагалось, что малый бизнес будет вносить от миллиона рублей и выше, а в итоге сумма снижена до прежних 300 тысяч рублей.
Кроме того, установлен адаптационый период — до июля 2017 года все остается по-прежнему, выдаются свидетельства о допуске, действуют те же требования. У новосибирских строителей есть время подготовиться к новой системе, войти в нее с минимальными потерями.

Наверное, это не так-то просто?
М. Федорченко: Да, и мы должны разъяснить все непростые места. Именно поэтому наши две СРО создали центр стратегического развития саморегулирования, который безотлагательно занялся анализом нового закона. Мы активно используем как экспертные наработки нашего Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), так и опыт своих специалистов.
Дело в том, что СРО столкнутся с серьезными проблемами: надо будет за год сформировать два компенсационных фонда, разобраться с выходящими из состава членами, принять новые стандарты.
Уже сейчас понятно, что численность СРО может резко сократиться: ведь бóльшая часть малых и средних предприятий в следующем году уйдет. А закон устанавливает жесткие требования — не менее 100 действующих членов СРО должны будут показать уже к осени следующего года. Есть опасения, что не все СРО выдержат этот отбор…

Что пишут в Форумах…

В ФЗ №372 в статье 48 же сказано, что проектировщики в любом случае должны иметь СРО (кроме случаев, оговоренных в п.4.1 этой же статьи). А вот в статье 52 п.2.1 сказано, что строителям при договоре до 3млн не нужно СРО. Или я этот ФЗ бегло прочитал и что-то упустил?

«В ФЗ №372 в статье 48 же сказано:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования , если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами , могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.»;

Получил разъяснения по данному закону в нашем СРО. Если кратко:
1. Членом СРО должны быть организации, которые заключают договор напрямую с Заказчиком. При этом сумма договора значения не имеет (на объекты менее 3 млн.руб. не нужно СРО только при выполнении СМР). Их подрядчикам СРО не обязательно.
2. В организации должно быть минимум два ГИПа. Причем должность ГИП должна быть основной (прописана в трудовой книжке). Данная должность должна быть и у строй-монтажных организаций. Наше СРО готово проводить аттестацию ГИПов и включение в реестр бесплатно, при условии, что деньги не потребуют с него.
3. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Только на строителей.
4. До 1 июля 2017 г. действует нынешнее свидетельство СРО. С 1 июля свидетельства, как такого не будет. Будет только электронный реестр членов СРО. Можно получить выписку из реестра.
5. Видов работ, как таковых, не будет. Член СРО сможет выполнять любые проектные работы, в том числе и на опасных производственных объектах
6. Ввели новое понятие технический заказчик. Он так же должен являться членом СРО

Смотрите так же:  Узнать транспортный налог калининград

Продолжая ряд обзоров по нововведениям в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон 372), обратим внимание на новый принцип СРО в строительстве – региональность.

Региональность – новый принцип саморегулирования в строительстве.
Принцип региональности СРО означает, что строительные организации могут вступить в СРО только в том регионе, где они зарегистрированы, т.е. фактически место нахождение юридического лица, его адрес (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). С 04.07.2016 по 01.07.2017 всем строительным организациям дается время на то, чтобы определиться с членством в СРО, перейти в другое СРО, о чем мы расскажем ниже.
Введение данного принципа было обосновано борьбой с «коммерческими» СРО, значительная часть которых расположена в Москве и Санкт-Петербурге. По заявлению Президента НОСТРОЙ «…из 269 СРО по всей стране в Москве зарегистрировано 98. В эти 98 организаций входит 55 000 строительных компаний, почти половина всех компаний в стране (их 127 000). И только 25 000 компаний, которые входят в московские СРО, имеют «прописку» и работают в столице. Членство в СРО и торговля допусками стали бизнесом…».

Принцип региональности Градостроительным кодексом Российской Федерации введен только в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих строительство – часть 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (вступает в силу с 01.07.2017).

Вторым моментом принципа региональности является законодательный запрет на отсутствие у СРО территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая СРО зарегистрирована (пункт 2 части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступил в силу с 04.07.2016).

В отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих инженерные изыскания и разработку проектной документации такие изменения не коснуться . СРО изыскателей и проектировщиком также как и ранее будут иметь право на создание территориальных подразделений, филиалов и представительств в иных субъекта Российской Федерации , чем тот, в котором такая СРО зарегистрирована как юридическое лицо.

Для приведения действующего положения дел в саморегулировании в строительстве в соответствии с новыми требованиями законодательства, вводится «переходный период». Основные действия «переходного периода» необходимо совершить с 04.07.2016 по 01.07.2017 .

Статья 6 Закона 372 ввела новую статью 3.3 в Закон №191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

До 01.12.2016 всем без исключения членам надо подать письменное заявление в свое СРО о:
1) Намерении остаться в членах своего СРО и приложить к такому заявлению документы о соответствии требования своего СРО, или
2) Намерении перейти в другое СРО, или
3) Намерении добровольно прекратить свое членство в СРО.

Образцы заявлений для членов Ассоциации Саморегулируемая организация «Межрегиональный строительный союз» будут размещены в ближайшее время на главной странице официального сайта.
В том случае, если член СРО до 01.12.2016 не напишет одно из вышеуказанных письменных заявлений, с 01.07.2017 СРО будет обязана исключить «молчуна» решением постоянно действующего коллегиального органа (в нашем СРО – Совет Ассоциации) под угрозой исключения СРО из государственного реестра с 01.10.2017 (часть 3 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции Закона 372).

Та кже СРО могут исключить из государственного реестра с 01.10.2017 и за то, что в ее рядах окажется строительная организация не зарегистрированная в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке СРО, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Что такое допуск СРО: разрешение на строительство, проектирование и изыскания

Допуск СРО – это свидетельство, выданное СРО, о разрешении и допуске организации к проведению определенных видов работ, которое выдается в соответствии со стандартами саморегулируемой организации.

Многие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области проектирования, строительства и изысканий, задаются вопросом: «Какие документы необходимо оформить, чтобы законодательно подтвердить свое право осуществлять деятельность в данной сфере?».

Основной документ, дающий право на выполнение работ — допуск СРО. Однако новые требования, вступившие в силу с 1 июля 2017 года, также делают необходимым наличие в штате как минимум 2-х сотрудников, данные о которых внесены в Национальный реестр специалистов (НРС).

Более подробную информацию по вопросу оформления необходимых документов вы найдете в нашей статье.

Допуск СРО: особенности оформления

Для осуществления профессиональной деятельности, оказывающей влияние на безопасность капитального строительства, в области подготовки проектной документации, осуществления строительства и изысканий с 1 января 2010 года необходимо получить свидетельство СРО о допуске к работам.

Согласно действующим нормам саморегулирования свидетельство о допуске СРО обязаны оформить как большие компании, так и частные предприниматели, занятые в данных сферах.

Допуск СРО отличается от действующих до 2010 года лицензий рядом преимуществ:

  • строительные, проектировочные и изыскательные компании должны предоставить минимальный пакет документации, существенная часть которой не требует нотариального заверения;
  • допуск быстро оформляется, а для повторного получения необходимо пройти ускоренную процедуру;
  • снижение бюрократических издержек;
  • повышение ответственности участников СРО за выполняемую работу.

Получить допуск может юридическое лицо при соответствии всем требованиям, обозначенным в Градостроительном кодексе РФ. Оформить свидетельство можно независимо от территориального расположения: получив допуск в одном регионе России, строительная компания может пользоваться им в любом другом. Также субъект может вступить в одну или несколько СРО по разным видам работ (между тем, запрещено иметь несколько допусков СРО к осуществлению одного вида услуг).

Что дает наличие допуска (выписки из реестра членов СРО)?

Наличие данного документа позволяет организации:

  • выполнять любые виды строительных работ;

Также компании, получившие допуск СРО, обретают возможность защиты своих интересов, своевременное информирование обо всех важных новостях отрасли, возможность участия в различных мероприятиях, тендерах и т.д. Таким образом, СРО не только исполняют контрольно-надзирательные функции над строительными компаниями, но и способствуют общему развитию отрасли.

Ответственность за работу без допуска СРО

Согласно российскому законодательству к видам деятельности, для которых необходимо получить допуск СРО, относятся строительство, проектирование и инженерное изыскание. От правильных действий специалистов этих сфер зависит уровень безопасности объектов, поэтому получение допуска СРО к таким видам работ обязательно.

Если для осуществления работ требуется допуск, а компания или частный предприниматель не вступили в СРО и не имеют необходимого разрешения, законом предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Административная.Если работы, выполняемые организацией, могут влиять на безопасность строений и не подкреплены наличием допуска СРО, то предусмотрены штрафные санкции в размере до 50 тыс. рублей.
  • Уголовная.Ответственность по Уголовному кодексу РФ распространяется на лицо, занимающее руководящую должность и допустившее чрезвычайные ситуации, повлекшие за собой причинение вреда жизни или здоровью людей.
  • Ликвидация предприятия.В случае неоднократного нарушения и проведения работ без наличия допуска СРО по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано.

Срок действия допуска СРО

Саморегулируемая организация в соответствии с Градостроительным кодексом выдает свидетельство о допуске СРО без ограничения по сроку действия и по территории охвата.

Прекращение действия допуска может наступить:

  • при добровольном выходе компании из СРО;
  • при наличии допуска, выданного другой СРО на идентичный вид работ;
  • если компания не устранила в установленный срок выявленные нарушения;
  • в случае применения к компании дисциплинарной ответственности;
  • согласно решению суда.

Почему необходимо вносить данные о специалистах в НРС?

В соответствие с требованиями, которые присутствуют в обновленном Градостроительном кодексе, как минимум двое сотрудников строительной организации должны иметь документальное подтверждение о том, что данные о них занесены в НРС. Соблюдение этого условия является обязательным для выполнения работ на законных основаниях.

Национальный реестр специалистов представляет собой общедоступную базу данных, где собрана информация обо всех специалистах, опыт и образование которых позволяют им выполнять работы в области проектирования, инженерных изысканий, строительства капитальных объектов.

Смотрите так же:  Льготы сотрудникам мвд имеющих трёх детей

По сути, это информационный ресурс, который размещен в сети интернет и дает возможность проверить любому заинтересованному лицу готовность организации выполнять работы в перечисленных сферах.

При этом членам СРО будет доступна более подробная информация, а именно — номер в реестре, персонифицирующие данные, данные о стаже специалистов и наличии допуска к работе.

Чтобы данные о работниках были включены в НРС, они должны соответствовать ряду требований:

  • наличие высшего образования по профессии, указанной в Приказе Минстроя 668/пр от 06.04.17 года. Перечень специальностей. (Внимание! Для включения в НРС подходит любой специалист, имеющий специальность по диплому, указанную в Приказе Минстроя. То есть для проектного СРО подойдет специалист с образованием в области строительства, и наоборот).
  • наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем 10 лет;
  • наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем 3 года. (Инженерный стаж исчисляется только с момента получения диплома о высшем или диплома о среднем специальном образовании, если в Ассоциацию будет предоставлен нотариально заверенный диплом о среднем специальном образовании).
  • повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
  • справка, подтверждающая отсутствие судимости.

Если в штате компании нет как минимум двух сотрудников, которые соответствуют данным требованиям, она не сможет браться за работы, которые требуют обязательного членства в СРО.

Таким образом, в занесении данных в НРС заинтересованы как сами специалисты, так и строительные организации, сотрудниками которых они являются.

Как внести данные в реестр специалистов?

В первую очередь, специалисту или руководителю строительной компании следует составить и подать заявление на включение данных в НРС и приложить к нему соответствующие документы.

Далее члены Комиссии НРС выполняют проверку документов на подлинность.

После чего возможны несколько вариантов развития событий:

  • Если все документы подлинные и подтверждают соответствие специалиста указанным требованиям, то данные о нем будут внесены в реестр в течение 2-х недель.

Стоимость оформления документов для занесения данных в НРС

Консультанты портала оказывают содействие при оформлении документов, необходимых для подачи заявления в НРС.

Виды СРО – для чего нужны СРО и всем ли необходимо вступать в саморегулируемую организацию

С 2010 года в связи с отменой государственного лицензирования строительства организациям, деятельность которых связана с инженерными изысканиями, строительством и проектированием, нужно в обязательном порядке вступить в саморегулируемые организации и получить допуск СРО для осуществления указанных работ.

Каким организациям нужно вступать в СРО

Как и было написано выше – с 2010 года всем строительным, проектировочным и изыскательным организациям необходимо вместо лицензии получить допуск СРО. Фирмам и частным предпринимателям, планирующим одновременное осуществление работ в сферах строительства, проектирования и изысканий нужно получить три отдельных допуска для каждой из областей деятельности. К видам услуг, для которых не нужно вступать и получить допуск СРО, относят работы общего характера по возведению сооружений и зданий, не влияющие на безопасность объектов при капитальном строительстве. Это оговорено в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Существуют следующие основные виды СРО:

  • СРО в строительстве — состоящие из фирм и индивидуальных предпринимателей, занятых непосредственно в строительной сфере;
  • СРО в инженерных изысканиях — участники которых выполняют инженерные изыскания;
  • СРО в проектировании — основанные на членстве юридических лиц, занимающихся подготовкой проектной документации.

Саморегулируемые организации в соответствии с федеральным законодательством объединены по видам деятельности в такие национальные СРО, как:

Для чего нужны СРО

Официальное осуществление деятельности по проектированию, строительству и изысканиям невозможно без получения свидетельства о допуске к работам, которые указаны в перечне видов деятельности, подлежащих обязательному получению допуска СРО. Приоритетные задачи саморегулируемых организаций:

  • Выдача членам саморегулируемой организации допусков для осуществления строительной, проектировочной и изыскательной деятельности.
  • Эффективная защита профессиональных, экономических и социальных интересов юридических лиц, вступивших в СРО,в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в общественных объединениях и органах местного самоуправления.
  • Страхование деятельности и организация компенсационного фонда, обеспечивающие дополнительную имущественную ответственность членов СРО перед потребителями работ и услуг.
  • Разработка единых критериев оценки соответствия работ и услуг общепринятым нормам и документальное подтверждение этого соответствия
  • Контроль за соблюдением требований законодательства со стороны членов СРО.
  • Помощь в прохождении профессиональной аттестации, в повышении квалификации специалистов компании – участника СРО.
  • Оказание поддержки и помощи в обеспечении надежности и безопасности сооружений и зданий.
  • Содействие в разработке и соблюдении членами СРО принятых стандартов качества работ и услуг для снижения рисков катастроф на всех этапах строительства.

Таким образом, вступление в СРО дает гарантию законного ведения строительного, проектировочного и изыскательного бизнеса.

Как выбрать СРО

Чтобы правильно выбрать СРО следует учитывать следующие параметры:

  1. Рекомендации. Положительные отзывы от участников СРО о ее стабильной работе, надежности и лояльности по отношению к новым членам.
  2. Требования к кандидатам. Требования для вступления в СРО указанны на официальном ресурсе организации.
  3. Оперативность. Срок принятия решения о вступлении нового члена в саморегулируемую организацию.
  4. Количество участников. Большое число членов СРО (более шестисот компаний) негативно сказывается на качестве помощи объединения своим членам.
  5. Соответствие требованиям законодательства. Для проектировщиков и изыскателей компенсационный фонд должен составлять от 50 тыс. рублей. Для строителей – от 100 000 рублей. Данные изменения Градостроительного кодекса РФ вступили в силу с 05.07.16 года.
  6. Вступительный взнос. Сумма обязательного вступительного и членских взносов, установленных в саморегулируемой организации.
  7. Наличие скидок. Подробную информацию об условиях получения специальных предложений необходимо уточнить заранее.

Лицензия сро законодательство

Новый закон: кому не нужно вступать в СРО с 1 июля 2017 года

Специально для посетителей нашего сайта эксперт Общественного Совета по развитию саморегулирования Петр Александрович Котенков разъясняет ситуацию по возможным изменениям о вступлении в СРО, которые ожидают строительные организации в случае принятия и вступления в законную силу закона о внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ. Ранее он рассказал о несправедливости закона в отношении добровольно вышедших из СРО.

По мнению нашего эксперта, государство исключает участие в СРО организаций и предприятий строительной сферы с государственной долей участия в них.

С этой целью в три статьи Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, вносятся изменения.

Таким образом, государство разделяет хозяйствующие субъекты на субъекты с государственной долей участия, давая им определенные преимущества, и все остальные.

Законопроектом № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» устанавливается необязательность отдельным хозяйствующим субъектам, занятым в строительной сфере, вступать в СРО.

Если обратиться к проекту закона, то согласно пункту 21 статьи 47, пункту 41 статьи 48, пунктам 21, 22 статьи 52 не требуется членство в саморегулируемой организации в строительной сфере:

1)государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в том числе государственным и муниципальным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям в случае заключения ими договора подряда на выполнением проектных и изыскательских работ, договора строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческими организациями доля государственный или муниципальных унитарных предприятий, государственных автономных учреждений в уставных (складочных) капиталах которых составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения ими договоров на выполнения проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда с указанными предприятиями и учреждениями;

3)юридическим лицам, созданным публично-правовым и образованиями и не предусмотренным пунктом 1, в случае выполнения ими работ в установленной сфере деятельности, а также коммерческим организациям, доля указанных юридических лиц в уставных капиталах которых составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения ими договоров с указанными юридическими лицами;

4)юридическим лицам, доля публично-правовых образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет боле пятидесяти процентов, в случае заключения ими договоров подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

5)физическим лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома;

6)Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющееся членом СРО, может выполнять работы по договору подряда, если размер обязательств по договору не превышает трех миллионов рублей.

Предлагаемые нормы, в случае принятия законопроекта вступят в силу с 1 июля 2017 года.

Эксперт Общественного Совета П.А. Котенков

О новом законе читайте также:

108shagov.ru. Все права защищены. 2019