Кто имеет право останавливать транспортное средство в казахстане

Кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах?

В погоне за оптимизацией два управления — дорожной и патрульной полиции — преобразовали в одно дорожно-патрульное подразделение.

И вот 1 ноября на алматинские улицы после единого развода выехали 172 полицейских авто со свежей интригующей надписью на бортах — «ЖОЛ-ПАТРУЛЬДІК ПОЛИЦИЯСЫ».

Чем конкретно будут заниматься универсалы? По словам полицейского начальства — всем сразу.

— Задачами дорожно-патрульных полицейских являются охрана общественного порядка и безопасности граждан, контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и уголовных преступлений, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, — говорит начальник управления административной полиции ДВД города Алматы полковник полиции Нурлан Алмасбеков.

По его словам, всего дорожно-патрульных полицейских в южной столице — 1 066 человек, в их распоряжении 281 автомашина.

Хватит ли этого, чтобы поддерживать порядок и на дорогах, и в переулках?

Многих граждан по этому поводу терзают смутные сомнения.

Так, бывший следователь полиции, ныне пенсионер МВД и юрисконсульт Андрей Ничега усматривает в новшестве предпосылки для размывания границ ответственности и опасается того, что большинство сотрудников новоиспеченного подразделения больше внимания станут уделять водителям, а не уличным хулиганам.

— Когда я служил в полиции, то все патрульные завидовали инспекторам дорожной полиции, — говорит Андрей Ничега. — У них всегда было больше «возможностей». Не зря ведь аким Алматы Ахметжан Есимов запретил им стоять у обочин. Боюсь, теперь водителей будут останавливать намного чаще.

Член Алматинской городской коллегии адвокатов Владислав Мадзигон имеет другое мнение:

— Я — за объединение, — говорит он. — Мне кажется, оно приведет к положительным результатам. Ведь сотрудники дорожной полиции акцентировали внимание лишь на водителях, тогда как часто ДТП провоцируют именно пешеходы. Надеюсь, что «универсальные полицейские» будут пресекать и нарушения со стороны «безлошадных» участников дорожного движения.

По опыту заграницы

При проведении полицейской реформы Казахстан использовал опыт Грузии.

Действительно, в этой стране, так же как и в некоторых европейских странах и в США, полисмены не делятся на дорожных и патрульных.

Однако единодушие по данному вопросу проявили не все сотрудники центрального аппарата МВД. Впрочем, открыто выступить против мнения начальства или хотя бы высказаться в СМИ на диктофон журналистам решались далеко не все.

Зато стены туалетов и «курилок» министерства не раз слышали, как сотрудники делились между собой сомнениями в способности «универсалов» контролировать и дорожную ситуацию, и бытовую преступность.

У сомнений были основания. Если Грузия имеет положительный опыт, то в Украине попытка слияния двух подразделений закончилась неудачей: резко выросло количество ДТП, поэтому там все решили оставить по-прежнему.

Цифры говорят сами за себя

Поначалу эксперимент решили обкатать в регионах — в Павлодарской области и Таразе. Слившись в правоохранительном порыве

1 апреля 2012 года, «универсалы» принялись бороться с уличной преступностью, ловить нарушителей ПДД и раскрывать преступления «по горячим следам». И какие же результаты это принесло?

— Когда прошлой весной о ликвидации дорожной полиции сообщил начальник департамента внутренних дел Павлодарской области Султан Кусетов — это казалось немыслимым, — пишет наш павлодарский корреспондент Ризабек Исабеков. — Но он уверял, что этот симбиоз дорожных инспекторов и патрульно-постовых полицейских станет чуть ли не подобием американских шерифов. Однако представители общественности опасались, что «универсалы» станут больше уделять внимания проверкам водителей-нарушителей, а не поимке хулиганов. Через год, по окончании эксперимента, «Каравану» сообщили, что число выявленных нарушений на дороге увеличилось аж на пять (!) процентов, а количество уличных преступлений снизилось на целых три (!) процента!

Еще показательнее результаты эксперимента в Таразе.

Собкор газеты Шухрат Хашимов сообщает:

— После начала эксперимента рост преступлений составил 12,3 процента, число краж увеличилось на 34 процента, а дорожная ситуация резко осложнилась: за три месяца 2013 года количество аварий выросло почти в 3 раза! В 122 ДТП 4 человека погибли и 127 получили ранения. Для сравнения: за аналогичный период 2012 года было зарегистрировано 47 аварий, 4 человека погибли, а раненых было 57.

Впрочем, несмотря на эти цифры, итоги эксперимента были признаны положительными.

Чего же ждать алматинцам?

Несмотря на жесткие распоряжения акима города Ахметжана ЕСИМОВА, объявившего беспощадную войну коррупции в рядах дорожных полицейских, полностью победить взяточничество пока, увы, не удалось…

Судя по предварительным результатам опроса, которые газета проводила у себя на сайте, отношение алматинцев к слиянию полицейских подразделений, мягко говоря, сдержанное.

На вопрос, к чему приведет данное нововведение, большая часть — 27 процентов читателей — ответили: все полисмены кинутся на дороги — контролировать соблюдение правил дорожного движения, а на семейные скандалы выезжать перестанут.

25 процентов считают, что водителям придется платить и больше, и чаще.

И вот еще вопрос: кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах? Как распознать настоящих патрульных?

— Право останавливать транспортные средства имеют только сотрудники дорожно-патрульной полиции, — говорит представитель ДВД города Алматы Салтанат АЗИРБЕК. — Для сотрудников подразделения уже изготовлены 200 нагрудных знаков и 1 300 нарукавных шевронов, по которым граждане смогут отличать их.

Когда полицейские могут останавливать авто жестом руки, пояснили в МВД

В КАП МВД рассказали, в каких случаях дорожно-патрульные инспекторы имеют право остановить автомобиль, передает корреспондент Tengrinews.kz.

«По нарушениям правил дорожного движения у нас в основном предусмотрены штрафные санкции. По остановке транспортных средств необходимо отметить, что в прошлом году были приняты меры по переходу работы дорожно-патрульной полиции на автопатрулирование. То есть остановка транспортных средств осуществляется в режиме автопатрулирования», — напомнил на брифинге в СЦК первый заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Алибек Кениспаев.

Однако он уточнил, что автопатруль не все время должен быть в движении.

«Допускается остановка транспортных средств пешими нарядами. Есть у нас по маршрутам патрулирования точки отстоя, аварийно опасные участки, где дорожные полицейские ведут патрулирование в пешем наряде. В данном случае, если стоит автопатруль и есть пеший наряд, то в случае выявления нарушения ПДД инспектор должен реагировать на это правонарушение, останавливать транспортное средство и принимать необходимые меры», — отметил Кениспаев.

«В случае если были факты неправомерной остановки, а по закону запрещена беспричинная остановка транспортных средств, в этом случае вы можете пожаловаться в дежурную часть ОВД или по телефону доверия. По каждому факту у нас будет проводиться проверка и будут приниматься меры», — добавил он.

Что делать при остановке сотрудником дорожно-патрульной полиции

В череде повседневных дел мы иногда не задумываемся о том, насколько правильно с правовой точки зрения мы их совершаем. Будь то продажа/приобретение автомобиля, его «растаможка» или даже страхование. Добавим к этому списку ситуацию, с которой сталкивался каждый казахстанский водитель, – остановка водителя сотрудником дорожно-патрульной полиции. В каких случаях вас может остановить сотрудник ДПП, какие документы потребовать и какие штрафные санкции предусмотрены в случае нарушения Правил дорожного движения. Представляем вашему вниманию список наиболее часто задаваемых вопросов в случаях, если вас остановил сотрудник дорожно-патрульной полиции.

В каких случаях вы должны остановиться?

Какие служебные сведения водитель может запросить у сотрудника ДПП?

Какие требования должен соблюдать сотрудник дорожно-патрульной полиции при патрулировании?

Обязательное страхование ТС и доверенные лица на управление ТС

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

Какие документы необходимо при себе иметь при остановке сотрудником дорожной полиции?

Если вас остановили за нарушение ПДД, при себе необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством;
  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и/или страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
  • в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.

Нарушение правил дорожного движения является административным правонарушением, за которое предусматривается штраф согласно Кодексу РК об административных правонарушениях.

Имеется ли срок давности у административных правонарушений?

Какие права вы имеете при остановке вас инспектором ДПП:

  • водитель вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
  • при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
  • выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
  • порядок обжалования постановления по делу.

При возникновении конфликтных ситуаций, как говорилось ранее, водитель вправе запросить у инспектора номер нагрудного знака (жетона) и ознакомиться со служебным удостоверением . При несогласии с нарушением Правил дорожного движения или иным причинам остановки сотрудником ДПП вы можете письменно изложить свое несогласие в протоколе об административном правонарушении.

Что исключено из обязанностей пассажира ?

Покидать транспортное средство в случае остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения.

При остановке в течение какого времени ожидать инспектора?

На каком основании сотрудник ДПП имеет право снимать номера?

Какая ответственность наступает при превышении на 9 км/ч установленного скоростного режима?

Превышение установленного скоростного режима допускается до 10 км/час, иначе, при превышении на величину:

  • — на 10-20 км/ч — штраф 10 МРП;
  • — на 20-40 км/ч — штраф 15 МРП;
  • — более 40 км/ч — штраф 30 МРП;
  • — при повторном превышении скорости в течение года — штраф 40 МРП.
Смотрите так же:  Страховка первомайский район

Размер МРП в 2018 году составляет 2 405 тенге.

Общение с сотрудниками ДПС

Каждый день мы выезжаем на улицы нашего города и каждый день вместе с нами выезжают на свои посты инспекторы ДПС. Некоторые водители их боятся как огня, другие относятся к ним настороженно, а кое-кто их просто не боятся в виду тех или иных причин.

Можно сказать сразу, что бояться инспекторов ДПС не нужно, если Вы соблюдаете все правил дорожного движения и не совершаете ничего противозаконного. Они такие же люди, как и мы с Вами, и так же подчиняются законам и правилам.

Потому, когда Вас останавливает инспектор ДПС, Вы должны знать свои права и обязанности, а ещё лучше, знать права и обязанности как свои, так и инспектора.

Помните, что и Вы, и сотрудник ДПС обязаны действовать в рамках действующего законодательства.

Водитель имеет право знать причину остановки транспортного средства сотрудником ДПС, осуществляющего надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого должностного лица.

Основаниями для остановки транспортного средства работником полиции (внештатным сотрудником или дружинником ДПС, которые имеют соответствующие удостоверения) являются:

1. Явные признаки нарушения ПДД:

— превышение скорости, зафиксированное приборами,
— нарушение правил маневрирования и обгона,
— нарушение правил остановки и стоянки,
— нарушение правил проезда ПП, перекрестков, ЖДП,
— создание препятствий для движения специальных и оперативных машин с включенными световыми и звуковыми сигналами,
— нарушение правил перевозки людей и груза,
— водитель и пассажиры легкового автомобиля не пристегнуты ремнями безопасности, а водители и пассажиры мотоцикла — без застегнутых мотошлемов.

Кроме того, есть дополнительные причины для остановки транспортного средства сотрудником ДПС:

— наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
— нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения; — необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах ДПС, контрольных постах полиции и контрольно-пропускных пунктах;

2. Характер движения вызывает подозрение в способности водителя управлять транспортным средством.

3. Отсутствие номерных знаков.

4. Явные признаки неисправности транспортного средства

— повышенный шум или дымность.
— значительные внешние повреждения транспортного средства или неопрятный его вид.
— отсутствие или неисправность внешних световых приборов.

5. Прямая необходимость проведения проверки документов.

6. Наличие данных о противоправном использовании транспортного средства (состояние, цвет, его груз совпадают с ориентируемым, подозрительное поведение водителя и пассажиров и т.п.).

7. Возникновение препятствий для дорожного движения, в том числе вследствие ДТП.

В данном случае, при остановке Вашего транспортного средства сотрудник ДПС:

— Обязан при обращении к участникам дорожного движения приложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и понятно представиться, при этом назвать свою должность, звание и фамилию, объяснить причину остановки транспортного средства.
— По требованию гражданина работник ДПС обязан предъявить свое служебное удостоверение (рекомендуется всегда пользоваться этим правом и даже записать данные работника полиции).
— В темное время суток независимо от климатических условий работник ДПС должен быть одет в световозвращающую одежду, а место несения им службы должно находиться в зоне постоянного источника света, например, под фонарем уличного освещения.

Запрещается в темное время суток останавливать транспортные средства для проверки на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом и на автомобилях без специальной окраски, за исключения случаев проведения специальных операций. Если Вас останавливают с нарушением этих правил, и есть основания считать, что это не работник милиции, Вы можете не выполнять требования об остановке, но необходимо сразу же сообщить (зафиксировав письменно) об этом случае на ближайшем посту ДПС или отдела милиции.

После остановки транспортного средства работник ДПС обязан без задержки подойти к водителю и представиться. Он не имеет права требовать от водителя для разговора выйти из машины, кроме случаев нахождения работника ДПС рядом с транспортным средством, которое стоит, создавая угрозу его личной безопасности и для устранения нарушений (в том числе и технических неисправностей).

Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (20 минут), а общественного транспорта на маршруте — не более чем на 1 — 2 минуты. Если работник ДПС после подачи сигнала требования об остановке не подходит к вашему транспортному средству в разумно достаточное время — Вы можете продолжить движение дальше.

Определение состояния опьянения с применением индикаторной трубки Контроль трезвости может проводиться только по Вашему согласию (при Ваших возражениях — только в медицинских организациях), в присутствии двух свидетелей (свидетелями не могут выступать работники ДПС/полиции), с оформлением соответствующего протокола на специальных бланках или занесением этих сведений (данных) в протокол об административном правонарушении. Если Вы не согласны с результатами теста, Вы подлежите обязательному осмотру на состояние опьянения в органах охраны здоровья (в медицинских учреждениях).

Сотрудники ДПС имеют право пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям и организациям, а принадлежащими гражданам — только по их согласию.

Вы обязаны предоставлять ТС работникам ДПС только в тех случаях, когда необходимо доставить работника милиции до места происшествия, стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения лиц, требующих неотложной медицинской помощи (в этом случае также доставляются и медицинские работники), для преследования правонарушителей и доставки их в полицию, а грузовые автомобили — для транспортировки поврежденных транспортных средств.

При предоставлении в указанных ситуациях транспортных средств Вы обязаны придерживаться ПДД, и не обязаны выполнять требований сотрудника ДПС, влияющих на безопасность дорожного движения. Лицо, которое использовало транспортное средство, обязано выдать справку или сделать запись в маршрутном листе с указанием пройденного расстояния, длительности поездки, своей фамилии, должности, номера удостоверения и наименования организации, в которой он работает или служит.

Вы имеете право на возмещение убытков и трат за пользование Вашим автомобилем.

При проведении на дороге проверки технического состояния транспортного средства работник ДПС имеет право проверить номера агрегатов ТС, номерные знаки, отдельные системы автомобиля (тормозную, рулевую), а также комплектность транспортного средства (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки). Специальные технические приборы, которые используются для проверки, должны пройти метрологическую оценку, о чем должен быть сертификат или отметка в их эксплуатационной или сопроводительной документации.

Работники ДПС не могут задерживать транспортные средства для проверки технического состояния более чем на 20 мин (сюда не входит время на устранение выявленных нарушений и оформление соответствующих документов).

Работник ДПС имеет право предъявить требование открыть багажник транспортного средства для проверки состояния газового оборудования или оборудования транспортного средства дополнительным топливным баком. В иных случаях, можно вежливо попросить инспектора найти двух понятых. Если инспектор аргументирует «осмотр»/«досмотр» багажника проверкой аварийной комплектации автомобиля (знак, огнетушитель, аптечка), можно указать ему на талон тех.осмотра, которые подтверждает наличие всего необходимого в Вашем автомобиле.

Перекладывать вещи, раскрывать сумки при проведении проверки технического состояния ТС работник ДПС не имеет права, так как это уже досмотр, при котором обязаны присутствовать двое понятых одного пола с водителем. Осмотр салона автомобиля проводится инспектором через стекла автомобиля.

Личный осмотр водителя и пассажиров ТС, осмотр их вещей, ручной поклажи и багажа может проводиться лишь в случае задержания водителя и пассажиров как лиц, подозреваемых в совершении преступления или в случае совершения административного правонарушения, для обеспечения следствия (дознания) по делу, при котором требуется проведение осмотра ТС, вещей или осмотра граждан.

Будьте вежливы и помните: знание закона нередко освобождает от ответственности.

Удачи на дорогах.

Если Вам понравилась эта статья и Вы хотите более подробно узнать про работу в такси — звоните по номеру +77020080081

Мы с радостью Вас проконсультируем и посоветуем как Вам поступить именно в Вашей ситуации.

Кто имеет право на остановку транспортного средства

Здравствуйте, дамы и господа. На связи Евгений Волков. Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Однако нужно понимать, что остановить ваш автомобиль имеет право не любой сотрудник ГИБДД. Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения

Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД

Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.

Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой мент на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?

Смотрите так же:  Приказ о приеме работника на время болезни основного работника образец

Правила дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос

Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).

Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях

предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.

Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.

Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?

Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942

10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;

Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено право на остановку транспортного средства.

Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?

Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.

Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.

С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:

Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80

Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать штраф за непристегнутый ремень кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.

А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.

Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).

Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.

Надеюсь, теперь вам понятно кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме статьи, то задавайте их в комментариях к статье ниже. Спасибо!

В каких случаях пешие полицейские могут останавливать автомобили — МВД РК

АСТАНА. КАЗИНФОРМ — В каких случаях пешие полицейские могут останавливать транспортное средство руками, рассказала официальный представитель административной полиции МВД РК Ирина Лукьянина нашему корреспонденту.

По ее словам, в некоторых случаях сотрудники Дорожной полиции РК могут останавливать автомобили. К примеру: в случаях оперативно-розыскных мероприятий, если автомобиль находится в розыске, на постах рубеж, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Смотрите так же:  Однажды в россии девушка пишет заявление

Как отметила Ирина Лукьянина, последние нововведения по внедрению автопатрулирования на дорогах страны многие казахстанцы неправильно поняли, считая, что теперь пешие дорожные полицейские не могут останавливать транспортное средство.

«Сейчас у нас каждая патрульная машина оборудована видеорегистраторами. У большинства сотрудников, в этом году мы еще докупаем, имеются видеожетоны. То есть, если будет спорная ситуация, если водитель действительно напишет жалобу, мы всегда сможем поднять эти видеозаписи и посмотреть, правомерна ли была эта остановка. Самая главная цель нововведений — это внедрение автопатрулирования, чтобы было меньше контактов с патрулями. У нас есть пункт в правилах дорожного движения, там четко написано, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе документы и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел передавать им для проверки. Таким образом, если тебя останавливает сотрудник полиции, ты должен остановиться, а потом уже уточнять, если ты считаешь, что это не правомерная остановка — действовать правовыми методами. То есть, на видео записывается номер патрульной машины, значки и т.д. Сейчас у нас есть и страница в Фейсбуке, если это все заснято, можно оперативно сразу через социальные сети нам отправить, мы разберемся и накажем сотрудников, если они действовали неправомерно», — отметила Ирина Лукьянина.

Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане будет запрещено останавливать транспортное средство пешему патрулю дорожной полиции.

«Мы переходим на автопатрулирование. В данном случае пешим патрулям исключается остановка транспортного средства», — заявил заместитель начальника управления Комитета административной полиции МВД РК Еркин Мусилимов на пресс-конференции в СЦК.

Он также добавил, что ручное регулирование движения будет применяться крайне редко.

«В исключительных случаях, когда возникают заторы, еще какие-то дорожно-транспортные происшествия, например, перегородил дорогу — прибывает патрульная автомашина, включает световые сигналы, и сотрудник дополнительно к этому регулирует движение — поднимает руку, также как жезлом, показывает направление движения и дополнительно свистком сопровождает», — добавил Еркин Мусилимов.

Согласно нововведениям, с 1 января 2017 года полицейские не пользуются привычными жезлами.

«В рамках модернизации правоохранительных органов Министерством внутренних дел изучен международный опыт обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в ряде европейских стран жезл не используется в работе органов дорожной полиции. В соответствии с международными стандартами с 1 января 2017 года сотрудники органов внутренних дел не будут использовать жезл для остановки транспортных средств. Для фиксации нарушения правил дорожного движения будут использоваться видеокамеры, а также видеорегистраторы органов внутренних дел. Остановка будет производиться только жестом руки с одновременной подачей свистка либо с использованием специальных звуковых и световых сигналов, громкоговорящего устройства, установленных на патрульной автомашине, а также в режиме автопатрулирования», — сообщили в МВД РК.

Кто имеет право останавливать транспортное средство в казахстане

Главный защитник прав казахстанских автомобилистов рассказал, как следует себя вести с дорожным инспектором при остановке авто. Руководитель проекта «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) Руслан Лазута, конечно, славится своеобразным отношением к правоохранительным органам, но он далеко не одинок в своих суждениях. Лазута в своих выступлениях опирается не только на собственную практику – в арсенале богатый опыт множества членов возглавляемого им общества.

Мы попросили его прокомментировать элементарный, даже обыденный, но очень проблемный вопрос – остановка автомашин сотрудниками полиции. МВД Республики Казахстан уже давным-давно назвало те самые причины, по которым водителей можно останавливать на дороге. Это список из восьми пунктов. Любые другие варианты исключаются. Но что-то пошло не так: то ли некоторые водители как-то по-своему понимают сообщения, то ли информационное сопровождение подвело, итог такой, что вопросы, недовольство и возмущения как были, так и остались. Возможно, рекомендации главы Общественного объединения «ОСА» помогут нашим соотечественникам.

Освежим память. Восемь законных причин для остановки:

1. Нарушение Правил дорожного движения. Полицейский должен назвать конкретную статью или пункт ПДД, которые были нарушены.

2. Автомобиль находится в розыске. Данный пункт неприятен тем, что в ориентировках зачастую могут повторяться описания машин.

3. Изъятие транспорта для служебных целей. Данное действие можно назвать самым опасным, учитывая, что всегда есть риск столкнуться с лжеполицейским.

4. Проверка документов. Часто происходит во время проведения каких-либо оперативно-профилактических либо оперативно-розыскных мероприятий (ОПМ, ОРМ). Одна из самых любимых сотрудниками полиции причин остановки. Стопроцентно она дозволена лишь на стационарных постах дорожно-патрульной полиции.

5. Проверка груза и документов на него. В большинстве случаев этот пункт касается коммерческих грузоперевозок.

6. Ограничение или запрещение движение. В данном случае страж закона может лишь пояснить, почему изменена схема проезда или почему он закрыт.

7. Остановка в целях опроса водителя и его пассажиров, когда они стали очевидцами правонарушения. Здесь речь идет только о показаниях. Правда, если водитель пожелает, он может настоять на беседе в присутствие своего адвоката.

8. Регулирование автодвижения. Остановка по соответствующему сигналу регулировщика. Основания понятные – организация движения в случае, к примеру, поломки светофора.

Больше всего нареканий у казахстанских водителей вызывают первые семь пунктов, последний обычно никого не волнует.

Теперь разложим все по полочкам. Называем пункт и приводим комментарии Руслана Лазуты.

Нарушение ПДД:

— Мы обязаны исполнять требования инспектора, даже если они незаконные. И нарушение правил – это самая главная причина и это надо понимать. Уже потом, если человек посчитает, что были незаконные действия, он их может обжаловать. Водителю в принципе не надо заморачиваться по поводу этих остановок. Потому что всегда найдется какая-то причина. И это не прихоть конкретного инспектора, хотя и такое бывает. Сами по себе эти пункты ненормальные.

А вообще, по моему мнению, инспектор не имеет права останавливать водителя за исключением случаев, если водитель нарушил ПДД, либо водитель или автомобиль находятся в розыске.

Розыск авто:

— Инспектор сразу, как правило, интересуется наличием документов. Сейчас если и угоняют, то обычно из хулиганских побуждений, чтобы просто покататься. А профессиональный угонщик, который нацелится на элитный автомобиль, уже будет иметь полный пакет липовых документов.

МВД как следует задумалось бы о целесообразности этого пункта, если бы водители заявляли в ответ следующие требования – если у вас есть подозрения, что моя автомашина значится в розыске, составляйте протокол задержания меня, как водителя, ведите в отдел, а машину помещайте на штрафстоянку. Дорожный инспектор не является техническим специалистом, перебитые номера может только техник определить, который составит заключение. А если версия с розыском не подтвердится, подавайте жалобу с требованием возместить моральный ущерб.

Изъятие машины для служебных целей:

— Если бы я был уверен, что поврежденную при поездке мою автомашину, а это вполне вероятно, потом вернули бы в исправном состоянии, я бы без лишних разговоров, при первом же требовании отдал бы инспектору ключи. Но я слишком хорошо знаю, что когда дело дойдет до компенсации, мне весь мозг вынесут! Я еще не говорю про страховые компании. Я ни к чему не призываю, это только мое мнение. Но заработав своим трудом деньги, на которые купил машину, я не готов просто так расстаться с ней. Я лично был бы против того, чтобы ею воспользовались в попытке, к примеру, задержать преступника.

Проверка документов:

— ОПМ – самая распространенная причина остановки. Надо знать, что в Конституции у нас написано, что каждый гражданин вправе ознакомиться с теми документами, которые затрагивают его права и свободы. В данном случае применяется мера принуждения в виде остановки. Инспектор остановил автомобиль и просит показать документы. Казалось бы, секундное дело. Но с другой стороны я попросил бы приказ на ОПМ. Если получаю ответ «позвоните туда-то, съездите туда-то», я тогда скажу «почему я должен Вам на слово верить, Вы же мне на слово не верите, что у меня есть документы на руках?». Инспектор с одной стороны ни в чем не виноват, он же просто выполнят приказы. Это все вопросы к МВД.

Но предъявить водитель в любом случае обязан. В законе сказано, водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника полиции передавать документы. Тут надо понимать, что никаких вообще последствий не будет, если это происходит на стационарных постах.

Проверка грузов:

— Вскрытие автомашин, если это необходимо, пусть проводят, но при этом составляют протокол досмотра и тут обязательно наличие двух понятых. И всё. Если же это не будет сделано, я категорически призываю, чтобы водители отказывались допускать полицию к досмотру автомобиля.

Ограниченный или закрытый проезд:

— В целом тут сложностей не должно быть. Но я приведу пример, когда наблюдается повышенная температура воздуха и должно быть ограничено движение большегрузных автомобилей по трассам республиканского значения. Полиция должна останавливать такие фуры и выпускать их только вечером, когда спадет жара. Недавно я был в Балхаше, сильная жара стояла и прут большегрузы. Норма не работает, а страдает дорожное покрытие.

Опрос водителя, как очевидца происшествия:

— Это больше вопрос морали или воспитания. Я, например, был очевидцем и понимаю, что меня будут дергать, опрашивать и сразу оставил свои контакты и водителю и инспектору на случай, если понадобятся мои показания.

Ситуация с аварийностью касается Казахстана в особенности. Здесь резко-континентальный климат, погода меняется по 10 раз на дню и происходит много аварий.

Говоря об адвокате, скажу, наверное, он нужен тем, кто совершил какое-то нарушение. Простым очевидцам это совершенно не нужно.

Регулировка движения:

— Тут комментировать в общем-то нечего. Так должно быть по определению.

Мы не стали упоминать служебные удостоверения и жетоны полицейских, т.к. они априори должны присутствовать у каждого заступившего на службу сотрудника. Скажем, что в дороге не стоит забывать о праве на фото- и видеосъемку. Ведь когда возникнет необходимость доказывать свою правоту в суде, это будет самым «железным» доказательством. Как сложатся дела при разбирательстве это совсем другой разговор, но максимальная готовность к защите своих прав и свобод не помешает. Надеемся, что советы эксперта помогут водителям и, наверное, в первую очередь тем, кто только начинает знакомиться с «прелестями» и сюрпризами на дороге.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019