Как оформить паспорт сделки с беларусью

Экспорт продукции в Беларусь и Казахстан: оформляем документы учета по валютным операциям

О валютном контроле

В целях устранения дефицита платежного баланса и предотвращения потоков «горячих денег», дестабилизирующих курс национальной валюты, проводится валютный контроль (ограничение обращения иностранной валюты). Правовые основы и принципы валютного контроля в РФ установлены Законом о валютном регулировании и валютном контроле (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Непосредственно о валютном контроле речь идет в гл. 4 (ст. ст. 22 — 25). Согласно п. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

— представлять в соответствующих случаях органам и агентам валютного контроля документы и информацию;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение как минимум трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

— выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления устанавливает Банк России (п. 4 ст. 5 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). В настоящее время все это прописано в Инструкции Банка России N 138-И (Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»), действующей с 01.10.2012. Формами учета по валютным операциям резидентов являются справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах (п. 1.5 Инструкции Банка России N 138-И).
Таким образом, формы учета по валютным операциям представляются в рамках осуществления валютного контроля.

Можно ли обойтись без валютного контроля?

Таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ представляются собой единую таможенную территорию (Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, подписанный в г. Душанбе 06.10.2007). В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2011 N 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» Правительство РФ в Постановлении от 01.07.2011 N 529 дало такое указание. С 01.07.2011 ФТС, Россельхознадзор и Роспотребнадзор не должны осуществлять таможенный, транспортный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль на государственной границе РФ с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Как видим, о неосуществлении валютного контроля в данном нормативном акте не говорится. Поэтому утверждение о том, что у общества отсутствует обязанность по представлению в установленный срок форм учета по валютным операциям при вывозе товаров в Республику Казахстан в связи с отменой с 01.07.2011 таможенного контроля на границе этой Республики и РФ, не соответствует действующему законодательству. Именно к такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.10.2012 N 7099/12.

Справка о валютных операциях

Такая справка оформляется:

— при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет промышленного предприятия. Предприятие должно представить ее в уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств, указанной в уведомлении уполномоченного банка о их зачислении на транзитный валютный счет (п. 2.3 Инструкции Банка России N 138-И);

— при зачислении валюты РФ на расчетный счет в валюте РФ по контракту, по которому оформлен паспорт сделки. Срок для представления справки в уполномоченный банк — 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты РФ, поступившей от нерезидента (п. 3.8 Инструкции Банка России N 138-И).

Вместе со справкой о валютных операциях в уполномоченный банк представляются документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
Добавим: договором между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что в случае зачисления валюты РФ на расчетный счет в валюте РФ справка о валютных операциях заполняется банком самостоятельно. Резиденту в этом случае нужно только представить в банк в 15-дневный срок документы, связанные с проведением валютных операций (п. 3.9 Инструкции Банка России N 138-И).

Справка о подтверждающих документах

Данная справка представляется только в том случае, если по внешнеэкономическому контракту оформляется паспорт сделки. Не понадобятся эти документы, если сумма обязательств по контракту не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США:

— по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта;

— по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (если курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России);

— в случае изменения суммы обязательств по контракту на дату внесения последних поправок (дополнений) в контракт, предусматривающих такие изменения.

Вместе со справкой о подтверждающих документах (в одном экземпляре) в уполномоченный банк в силу требований п. 9.1 Инструкции Банка России N 138-И нужно представить документы, подтверждающие:

— исполнение (прекращение) обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов;

— изменение обязательств по контракту.

При вывозе (ввозе) с территории РФ товаров, подлежащих декларированию, в качестве подтверждающих документов выступает таможенная декларация, а также иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, за исключением временной, транзитной и итоговой таможенных деклараций (где в графе 7 указывается буквенный код «ЗПК») (пп. 9.1.1 п. 9.1). Таможенному декларированию в соответствии со ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» подлежат:

— товары, ввозимые в РФ с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств — членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

— товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Если же вывозятся (ввозятся) товары при отсутствии требования о декларировании таможенным органам товаров, в качестве подтверждающих документов представляются (пп. 9.1.2 п. 9.1):

— транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы;

— статистическая форма учета перемещения товаров, установленная Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40;

— иные документы, содержащие сведения о вывозе товара с территории РФ (отгрузке, передаче, поставке, перемещении) или ввозе товара на территорию РФ (получении, поставке, приеме, перемещении), оформленные в рамках контракта или в соответствии с обычаями делового оборота. В частности, это могут быть документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета и согласно обычаям делового оборота.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, перечисленные в пп. 9.1.1, должны быть представлены резидентом в банк паспорта сделки в течение 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска товаров, проставляемой должностным лицом таможенного органа в таможенной декларации. Отсчет начинается от наиболее поздней даты. В случае наличия в таможенной декларации нескольких отметок о разных датах выпуска товаров 15-дневный срок исчисляется от наиболее поздней даты выпуска товаров, указанной в таможенной декларации.
Что касается документов, перечисленных в пп. 9.1.2, то они вместе со справкой о подтверждающих документах представляются в банк не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены эти документы. Датой оформления подтверждающего документа является наиболее поздняя по сроку дата подписания данного документа или дата его вступления в силу. Если дата подписания (вступления в силу) отсутствует, ориентируются на дату составления документа либо дату, свидетельствующую о ввозе на территорию РФ или вывозе с территории РФ товара, указанную в подтверждающем документе.
Резидент может быть освобожден от заполнения справки о подтверждающих документах по договоренности с уполномоченным банком. Тогда банк в установленные сроки самостоятельно заполняет эту справку на основании представленных резидентом подтверждающих документов (п. 9.4 Инструкции Банка России N 138-И).

Помощь: Паспорт сделки и статистическая декларация: отдельные вопросы оформления и регистрации

ПАСПОРТ СДЕЛКИ И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ

Паспорт сделки: основные моменты

По заявлению юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) должностные лица таможенных органов по каждому внешнеторговому договору (в т.ч. по договору с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) государств — участников Таможенного союза) обязаны зарегистрировать паспорт сделки в случае соблюдения порядка его заполнения и соответствия внешнеторгового договора (далее — договор) предъявляемым требованиям.

Смотрите так же:  Заявление о выдаче замене российского паспорта

Порядок заполнения паспорта сделки определен Инструкцией о порядке заполнения документа «Паспорт сделки», утвержденной постановлением ГТК РБ от 07.07.2001 № 32 (в редакции постановления ГТК РБ от 11.01.2008 № 3).

Свидетельство регистрации паспорта сделки либо решение должностного лица таможенного органа об отказе в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки должно быть принято в течение 10 минут с момента принятия документа «Паспорт сделки» должностным лицом таможенного органа.

Регистрация документа «Паспорт сделки». Регистрация принятия документа «Паспорт сделки» заключается во внесении должностным лицом таможенного органа сведений в графы журнала регистрации документа «Паспорт сделки» и свидетельств регистрации паспортов сделок по форме согласно приложению к вышеназванному постановлению (далее — журнал), а также указании в принятом документе «Паспорт сделки» регистрационного номера следующей структуры:

ТТ — код таможенного органа, в который представлен документ «Паспорт сделки»;

ППП — код ведомственного пункта таможенного оформления, указанного в приложении 1 к постановлению ГТК РБ от 20.08.2007 № 93 «О пунктах таможенного оформления» (далее — пункт таможенного оформления), или центра статистического декларирования товаров, указанного в приложении к постановлению ГТК РБ от 15.04.2005 № 23 «Об утверждении центров статистического декларирования товаров» (далее — центр статистического декларирования товаров), в которых принят документ «Паспорт сделки»;

ДД — день принятия документа «Паспорт сделки»;

ММ — месяц принятия документа «Паспорт сделки»;

Г — последняя цифра текущего года;

Р — код свидетельства регистрации паспорта сделки согласно классификатору типов таможенных разрешений и свидетельств, указанных в приложении 1 к постановлению ГТК РБ от 28.06.2007 № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов»;

НННННН — порядковый номер принятия документа «Паспорт сделки», который имеет сквозную нумерацию в пункте таможенного оформления или в центре статистического декларирования товаров в пределах года и начинается с номера 000001.

Свидетельство регистрации паспорта сделки имеет форму документа «Паспорт сделки» с указанными в графе А номером свидетельства регистрации паспорта сделки и датой его выдачи, заверенными личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, производившего регистрацию паспорта сделки.

Номер свидетельства регистрации паспорта сделки имеет следующую структуру:

ТТ — код таможенного органа, которым производится регистрация паспорта сделки;

ППП — код пункта таможенного оформления или центра статистического декларирования товаров, являющихся местом выдачи свидетельства регистрации паспорта сделки;

Г — последняя цифра текущего года;

Р — код свидетельства регистрации паспорта сделки;

НННННН — порядковый номер свидетельства регистрации паспорта сделки, который имеет сквозную нумерацию свидетельств, выдаваемых на пункте таможенного оформления или в центре статистического декларирования товаров, в пределах года и начинается с номера 000001.

Свидетельство регистрации паспорта сделки регистрируется в журнале в соответствующей графе строки регистрации принятого документа «Паспорт сделки», на основании которого выдано данное свидетельство.

При заполнении журнала в графах указываются следующие данные:

в графе 1 — порядковый номер записи в журнале, который имеет сквозную нумерацию в пределах года и начинается с номера 000001;

в графе 2 — дата и время принятия документа «Паспорт сделки» в виде ДД.ММ.ГГ (день, месяц, год) и ЧЧ.ММ (часы, минуты);

в графе 3 — исходящий номер документа «Паспорт сделки» в соответствии с системой учета исходящих документов декларанта или таможенного агента (представителя);

в графе 4 — наименование декларанта и его учетный номер плательщика;

в графе 5 — номер договора (контракта), сведения из которого заявлены в документе «Паспорт сделки»;

в графе 6 — код банка — резидента Республики Беларусь или код страны местонахождения банка — нерезидента Республики Беларусь, указанный в графе 28 принятого документа «Паспорт сделки»;

в графе 7 — код запрашиваемого свидетельства регистрации паспорта сделки: по экспортному договору — «ЭС»; по импортному договору — «ИМ»; при проведении зачета — «34»;

в графе 8 — номер свидетельства регистрации паспорта сделки, дата и время выдачи такого свидетельства в виде ДД.ММ.ГГ и ЧЧ.ММ. В случае отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки производится запись: «Отказано» и указывается дата и время выдачи такого отказа в виде ДД.ММ.ГГ и ЧЧ.ММ;

в графе 9 — номер личной номерной печати должностного лица таможенного органа, выдавшего свидетельство регистрации паспорта сделки либо отказавшего в выдаче такого свидетельства.

Ведение журнала осуществляется в электронном виде.

В конце рабочего дня (смены) производится распечатка информации о выданных свидетельствах регистрации паспортов сделок либо отказах в выдаче таких свидетельств. Распечатанные листы заверяются оттиском личной номерной печати старшего смены и подшиваются в дело «Зарегистрированные свидетельства (отказы) регистрации паспорта сделки» в порядке возрастания нумерации.

Оригинал свидетельства регистрации паспорта сделки (первые листы всех формуляров документа «Паспорт сделки») подшивается в пункте таможенного оформления или центре статистического декларирования товаров в дело постоянного хранения «Свидетельства регистрации паспортов сделки» в порядке возрастания номеров свидетельств.

Дубликат 2 свидетельства регистрации паспорта сделки (третьи листы всех формуляров документа «Паспорт сделки») подшивается в дело временного хранения «Дубликаты 2 свидетельств регистрации паспорта сделки» в порядке возрастания номеров свидетельств и используется для целей валютного контроля таможенными органами.

Дубликаты 1, 3 и 4 свидетельств регистрации паспортов сделки (вторые, четвертые и пятые листы всех формуляров документа «Паспорт сделки») выдаются декларанту. Дубликат 3 подлежит хранению декларантом в деле постоянного хранения «Свидетельства регистрации паспорта сделки» в порядке возрастания номеров свидетельств регистрации паспортов сделки в течение 3 лет.

Отказ в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки имеет форму принятого документа «Паспорт сделки» с разборчивой записью на оборотной стороне 1-го и 4-го листов формуляров документа «Паспорт сделки»: «Отказано в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки в связи с…» и указанием причин(ы) и даты отказа, а также приведением рекомендаций по устранению причин отказа в выдаче данного свидетельства. Запись заверяется личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа, которым принято решение об отказе в выдаче свидетельства.

Отказ в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки регистрируется в журнале в соответствующей графе строки регистрации принятого документа «Паспорт сделки», по результатам рассмотрения которого отказано в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки.

Первый экземпляр отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки (первые листы всех формуляров документа «Паспорт сделки») подлежит хранению в пункте таможенного оформления или центре статистического декларирования товаров в отдельном деле «Отказы в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки» в течение одного года.

Второй экземпляр отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки (четвертые листы всех формуляров документа «Паспорт сделки») выдается декларанту для хранения в отдельном деле «Отказы в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки» в течение одного года.

Для целей осуществления валютного контроля допускается указание номера свидетельства регистрации паспорта сделки в таможенной декларации при помещении товаров под таможенные режимы уничтожения, отказа в пользу государства и таможенного склада.

Регистрация паспорта сделки производится в центрах статистического декларирования товаров, учреждаемых ГТК РБ, или пункте таможенного оформления таможни, в зоне оперативной деятельности которой зарегистрировано юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования). Допускается регистрация паспорта сделки в пункте таможенного оформления по внешнеторговым договорам юридического лица, ответственного за содержание этого пункта.

Допускается регистрация паспорта сделки другой таможней, если в данной таможне будет производиться таможенное оформление либо представление декларации для целей статистического учета всех товаров по данному договору. Представление паспорта сделки для регистрации осуществляется лицами, уполномоченными на это импортером (экспортером).

При регистрации паспорта сделки должностное лицо таможенного органа на всех листах договора и приложений, дополнений к нему, имеющих отношение к такой регистрации, проставляет номер свидетельства регистрации паспорта сделки и заверяет его личной номерной печатью. Необходимо отметить, что обязанность по выполнению условий сделки, заявленных в паспорте сделки по всему договору, а также исполнение обязательств, установленных системой валютного контроля, возлагаются на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя). Обязанность таможен состоит в проверке наличия свидетельства регистрации паспорта сделки по договору при предъявлении к таможенному оформлению партии товаров по данному договору и указания в таможенной декларации номера свидетельства регистрации паспорта сделки, а также проверке проставленного на всех листах договора номера свидетельства регистрации паспорта сделки, заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Сведения о партии товаров в таможенной декларации должны соответствовать условиям договора на момент предъявления товаров к таможенному оформлению.

Основания для отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки являются:

— отсутствие разрешения Минторга РБ на продление срока проведения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров или денежных средств превышает срок, установленный законодательством;

Смотрите так же:  Советская армия и страховой стаж

— указание в экспортном паспорте сделки в качестве получателя платежа третьего лица (лица, не являющегося экспортером и, следовательно, не указанного в графе 14 паспорта сделки), если иное не определено Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ и Нацбанком РБ, за исключением случаев, когда получателем платежей за товары, сделки с которыми совершены на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;

— отсутствие на договоре оттиска штампа ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в отношении товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»;

— отсутствие в договоре следующих сведений: даты заключения договора, предмета договора, количества товара, условий расчета и поставки, валюты платежа, сроков поставки товара, а также названий, адресов и банковских реквизитов договаривающихся сторон;

— отсутствие на договоре оттиска штампа Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром», подтверждающего согласование указанным концерном сделки, при регистрации паспортов сделок в отношении пивоваренного ячменя и неподжаренного солода из ячменя, сделки по которым юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны в соответствии с законодательством заключать путем проведения процедуры закупок Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».

При этом под банковскими реквизитами понимается наименование и код банка — резидента Республики Беларусь либо наименование и код страны местонахождения банка — нерезидента Республики Беларусь.

Регистрация нового паспорта сделки

Таможенные органы по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки, оформленный исходя из условий договора и отдельно подписанных дополнений (изменений) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера ранее выданного свидетельства регистрации паспорта сделки, если:

— изменились следующие условия договора: цена (стоимость) или номенклатура товаров, валюта платежа, форма расчета (с товарной на денежную, с денежной на товарную, проведение зачета);

— изменился плательщик (или их банковские реквизиты) при импорте или получатель платежа при экспорте в случаях, предусмотренных законодательством, либо получено разрешение Минторга РБ на продление срока проведения внешнеторговой операции.

При изменении вышеперечисленных условий договора юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки в установленный законодательством срок и внести соответствующие изменения в выданное свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Тем не менее изменение условий договора без регистрации нового паспорта сделки, отражающего такие изменения, не является основанием для отказа таможенным органом в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

В случае если изменение условий договора не влечет за собой изменения ранее заявленных сведений в паспорте сделки (за исключением сведений, указанных в графе 44 паспорта сделки), регистрации нового паспорта сделки не требуется.

При изменении иных условий договора, имеющих значение для целей осуществления валютного контроля, таможенные органы по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя) также регистрируют новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера ранее выданного свидетельства регистрации паспорта сделки.

Аннулирование ранее выданного свидетельства регистрации документа «Паспорт сделки» не допускается.

Правильно оформляем паспорт сделки и статистическую декларацию: отвечаем на вопросы

1. Организация — резидент Республики Беларусь по договору купли-продажи с нерезидентом Республики Беларусь приобрела в собственность несколько легковых автомобилей. Данные автомобили были помещены под таможенный режим свободного обращения с оплатой причитающихся сумм таможенных платежей (в виде пошлин и сборов).

В настоящее время организация рассматривает возможность оказания лизинговых услуг резиденту Российской Федерации (представительству). За предоставленные в пользование организацией по договору финансового лизинга российскому резиденту автомобили последний будет уплачивать определенную договором плату (лизинговые платежи). В течение всего срока лизинга автомобили будут находиться как на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации. Требуется ли в данной ситуации регистрация паспорта сделки, статистической декларации?

В соответствии с Указом Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» для целей статистического учета экспорта товаров, когда в соответствии с законодательством не производится их таможенное оформление, экспортер должен оформить статистическую декларацию по форме грузовой таможенной декларации в отношении каждой экспортной (импортной) отгрузки (поставки) товаров, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 200 евро. Зарегистрированная в таможенных органах статистическая декларация становится документом валютного контроля внешнеторговых операций.

В соответствии с п.3 постановления ГТК РБ от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров» статистическому декларированию подлежат передаваемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь товары при отсутствии в соответствии с законодательством их таможенного оформления.

Не все внешнеэкономические операции подлежат статистическому декларированию. Так, согласно п.22.4 Инструкции о порядке заполнения и регистрации декларации для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров при отсутствии их таможенного оформления, утвержденной постановлением ГТК РБ от 10.07.2001 № 33, при статистическом декларировании экспортер может заявить код внешнеэкономической операции 101, 102, 103, 106, 107, 108, 109, 121, 124, 131, 132, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 171, 191, 192, 193 (см. Классификатор внешнеэкономических операций (приложение 4 к приказу ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД)). Данные коды внешнеэкономических операций указываются и в тех случаях, когда фактический ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз с этой территории товаров не происходит.

В приведенной ситуации возможны следующие варианты:

1) при передаче резидентом Республики Беларусь объекта лизинга нерезиденту на основании договора финансовой аренды (лизинга) с последующим переходом права собственности к нерезиденту может быть применен код операции 109 из Классификатора внешнеэкономических операций («передача резидентом Республики Беларусь вывозимых товаров в пользование с последующим переходом в собственность по договору финансового лизинга»), который предусматривает необходимость регистрации паспорта сделки и статистической декларации.

2) при передаче транспортных средств по договору аренды (имущественного найма) без передачи в собственность арендополучателю может быть применен код операции 301 из Классификатора внешнеэкономических операций («передача резидентом Республики Беларусь вывозимых товаров нерезиденту во временное пользование по договору имущественного найма»), который не предусматривает необходимость регистрации экспортной статистической декларации. Следовательно, производить регистрацию паспорта сделки в данном случае не требуется.

Порядок подачи документов и порядок регистрации паспорта сделки и статистической декларации определены постановлениями ГТК РБ от 07.07.2001 № 32 и от 10.07.2001 № 33 соответственно.

2. Согласно условиям внешнеторгового договора товар будет поставляться в Республику Беларусь несколькими партиями. Кроме того, договором предусмотрено, что количество поставляемого товара при удачной реализации может быть изменено путем подписания последующих спецификаций. Возможно ли в данном случае оформить паспорт сделки на договор (контракт) в целом, указав количество и стоимость поставляемого товара согласно имеющейся спецификации?

Такое оформление возможно. При этом в графе 28 «Финансовые и банковские сведения» паспорта сделки необходимо отражение даты планируемого поступления окончательного платежа за последнюю партию указанных в паспорте сделки товаров согласно условиям договора либо даты фактического поступления окончательного платежа в оплату за последнюю партию указанных в паспорте сделки товаров. В графе 31 «Грузовые места и описание товаров» данного документа в правом нижнем углу также необходимо указать дату, до наступления которой экспортер намеревается отгрузить последнюю партию заявленных в паспорте сделки товаров контрагенту по сделки в соответствии с условиями договора, либо дату фактически совершенной последней отгрузки указанных в паспорте сделки товаров.

В случае внесения изменений в части количества поставляемой продукции по мере подписания последующих спецификаций, что, соответственно, повлечет изменение суммы договора, в паспорт сделки необходимо внести изменения и зарегистрировать новый паспорт сделки. Данная норма определена п.15 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утвержденного Указом Президента РБ от 04.01.2000 № 7. Согласно ей юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки (с указанием номера предыдущего паспорта сделки) в случае, если в процессе исполнения внешнеторгового договора изменились цена (стоимость) товара, номенклатура товара, валюта платежа, форма расчета (с товарной на денежную, с денежной на товарную, проведение зачета), банковские реквизиты плательщика при импорте или получателя платежа при экспорте, или в случаях, предусмотренных законодательством, изменился плательщик при импорте или получатель платежа при экспорте либо получено разрешение Министерства торговли на продление срока проведения внешнеторговой операции в 15-дневный срок со дня внесения изменений или получения указанного разрешения.

3. Юридическое лицо — резидент Литвы, являющееся учредителем организации — резидента Республики Беларусь, планирует увеличить размер уставного фонда организации за счет внесения в него своего имущества. Какова процедура таможенного оформления данного имущества (выступающего в качестве вклада в уставный фонд)?

Смотрите так же:  Купля продажа на авито в омске

Необходимо отметить, что с 1 января 2005 г. — даты вступления в силу новой редакции ст.91 Инвестиционного кодекса РБ — предоставление льгот по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, не производится. То есть коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Товары, ввозимые в Республику Беларусь и предназначаемые для формирования уставного фонда, следует помещать под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Порядок заявления таможенного режима свободного обращения определен ст.159-161 Таможенного кодекса РБ (далее — ТК) и приказом ГТК РБ от 28.09.1999 № 430-ОД «Об утверждении Положения об условиях выдачи таможенных разрешений на помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения».

В приведенной ситуации резидент Литвы может выступить заявителем указанного режима. Право заявления таможенного режима должно быть им подтверждено путем:

— представления свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица и извещения о присвоении учетного номера плательщика либо наличием в таможенном органе сведений о присвоении такого номера;

— представления учредительных документов (учредительного договора);

— письменного декларирования товаров для таможенных целей по установленной форме. Декларирование товаров подтверждается путем подачи таможенной декларации, оформленной в виде формуляров ГТД формы ТД-1 (ТД-2), по типу импортной декларации;

— уплаты таможенной пошлины, НДС, сборов за таможенное оформление и иных таможенных платежей. Уплата таможенных платежей подтверждается представлением платежных документов, свидетельствующих об уплате причитающихся таможенных платежей;

— соблюдения мер экономической политики и других ограничений, установленных для соответствующей категории товаров законодательством Республики Беларусь;

— подтверждения ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

4. Консультируют ли таможенные органы по вопросам заполнения паспорта сделки и статистической декларации?

В соответствии со ст.10 ТК таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам для таможенного оформления и таможенного контроля, а также не составляют такие таможенные документы и декларации.

Причем следует отметить, что консультации, связанные с заполнением вышеперечисленных документов, производятся в устной форме без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом.

5. По договору подряда с резидентом Германии в адрес белорусской организации поступают комплектующие материалы для изготовления оборудования. Ввозимые материалы организация поместила под таможенный режим переработки на таможенной территории. При помещении под указанный таможенный режим таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются.

Для целей помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории Республики Беларусь организацией было получено заключение Минпрома РБ о целесообразности переработки товаров на таможенной территории, а также пройдено согласование в таможне условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории.

В настоящее время организация для завершения изготовления оборудования с согласия заказчика рассматривает вопрос о возможности его отправки резиденту Российской Федерации, которого она планирует использовать в качестве субподрядчика.

В связи с тем, что на сегодняшний день между Республикой Беларусь и Российской Федерацией существует единое экономическое пространство, возможно ли на основании статистической декларации осуществить временный вывоз оборудования для его доработки в Российскую Федерацию и обратный ввоз в Республику Беларусь готового оборудования при условии, что данное оборудование будет находиться в таможенном режиме переработки на таможенной территории? Обратный ввоз в Республику Беларусь изготовленного оборудования обусловлен необходимостью его тестирования и вывоза заказчику.

Согласно ст.149 ТК использование на таможенной территории иностранных товаров, а также вывоз за ее пределы отечественных или иностранных товаров осуществляется в соответствии с таможенными режимами, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Следует также отметить, что в соответствии с п.4 ст.165 ТК товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате переработки товаров, приобретают статус иностранных товаров.

На сегодняшний день таможенный контроль и таможенное оформление отменены только в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь или Российской Федерации либо находящихся в свободном обращении в Республике Беларусь, перемещаемых в пределах таможенных территорий Беларуси и России.

Вышеизложенное означает, что вывоз для доработки оборудования в Российскую Федерацию может быть осуществлен при условии завершения таможенного режима переработки товаров на таможенной территории. В данном случае можно порекомендовать режим переработки на таможенной территории завершить таможенным режимом реэкспорта, в соответствии с которым оборудование может быть вывезено в Российскую Федерацию.

Учитывая вышеизложенное, регистрация статистической декларации в отношении товара, имеющего статус иностранного, законодательством РБ не предусмотрена.

Согласно ст.212 ТК таможенный режим реэкспорта — таможенный режим, допускающий вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин. После помещения товаров под таможенный режим реэкспорта их вывоз на территорию Российской Федерации может быть осуществлен по процедуре таможенного транзита с обеспечением исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

После окончательной доработки оборудования в Российской Федерации обратный ввоз его в Республику Беларусь для целей тестирования возможен. В этом случае оборудование необходимо поместить под таможенный режим временного ввоза.

В соответствии ст.190 ТК таможенный режим временного ввоза — таможенный режим, допускающий использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока (срока действия таможенного режима временного ввоза). В период установленного срока действия таможенного режима временного ввоза временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением естественных изменений их количественных и (или) качественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения, использования (эксплуатации), а также изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации).

При этом надо сказать, что в соответствии с подп.1.1.13 п.1 Указа Президента РБ от 04.05.2004 № 211 «Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров» под таможенный режим временного ввоза без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, помещаются товары для испытаний, проверок, экспериментов и (или) показа их свойств и характеристик, если использование не имеет целью извлечение дохода. Причем максимальный срок нахождения таких товаров без уплаты периодических платежей не должен превышать 6 месяцев.

В завершение хотелось бы отметить, что до истечения срока временного ввоза для целей вывоза оборудования заказчику данное оборудование может быть помещено под таможенный режим реэкспорта.

Наталья Тебекина, экономист
Василий Руденко, юрист

От редакции: С 20 марта 2008 г. приказ Государственного таможенного комитета РБ от 28.09.1999 № 430-ОД «Об утверждении Положения б условиях выдачи таможенных разрешений на помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 14.02.2008 № 17 утратил силу.

С 16 июля 2008 г. в постановление Государственного таможенного комитета РБ от 20.08.2007 № 93 «О пунктах таможенного оформления» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 01.07.2008 № 55 внесены изменения.

Со 2 октября 2008 г. Указ Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 утратил силу.

В приложение 1 к постановлению Государственного таможенного комитета РБ от 28.06.2007 № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 31.07.2008 № 63 внесены изменения.

В постановление Государственного таможенного комитета РБ от 15.04.2005 № 23 «Об учреждении центров статистического декларирования товаров» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 31.07.2008 № 63 внесены изменения.

С 1 октября 2008 г. постановление ГТК РБ от 07.07.2001 № 32 «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами» на основании постановления Государственного таможенного комитета от 31.07.2008 № 64 утратило силу.

В постановление Государственного таможенного комитета РБ от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 31.07.2008 № 64 внесены изменения и дополнения.

С 23 декабря 2008 г. в постановление Государственного таможенного комитета РБ от 20.08.2007 № 93 «О пунктах таможенного оформления» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 09.12.2008 № 102 внесены изменения и дополнения.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019