Электронное учебное пособие для вузов

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Электронное учебное пособие предназначено для организации учебного процесса и учебно-методического обеспечения раздела «Общая теория статистики» дисциплины «Статистика». По каждой из 14 тем представлены подразделы: методические указания по изучению темы, практикум по решению типовых задач; контрольные вопросы по закреплению материала; вопросы для самостоятельного изучения; задачи для самостоятельного решения. Каждая тема иллюстрирована схемами, таблицами, графиками. Печатная версия пособия рекомендована УМО. Выполнено на кафедре экономики АПК Ижевской ГСХА.

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Костюшина Юлия Игоревна
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Электронное учебное пособие как элемент процесса обучения иностранному языку

Проблема полилингвизма — проблема века. Она присуща всем регионам мира в разной форме и в разных отношениях. Овладение языками, которые являются средствами общения и информационного обмена с народами других стран, приобретает все большее значение. Языки межнационального общения выполняют интернациональную миссию, духовно и нравственно сближая людей разных национальностей. [1, c.7] Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В настоящее время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, то есть адекватному взаимодействию с представителями других культур. [2, c. 4] Основная задача, стоящая перед преподавателями — это развитие коммуникативных способностей. Для того, чтобы научить иностранному языку как средству общения, важно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью.

Одно из направлений современного обучения — это использование компьютерных средств и телекоммуникационных технологий для получения новых знаний на всех ступенях обучения. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием. Однако, это не является показателем того, что компьютер, берущий на себя часть функции учителя, способен вытеснить преподавателя из процесса обучения вовсе. Напротив, применение информационных технологий призвано активизировать процесс преподавания, повысить интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Они позволят достичь большей глубины понимая, изучаемого материала. Одним из элементов и средств информационного обучения являются электронные издания (учебники, пособия, книги).

Программное средство учебного назначения — это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Электронное учебное пособие ставится в один ряд с обучающими системами, но их нельзя полностью отождествлять. Электронное учебное пособие — программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. [3, с 13]

К преимуществам электронного учебного пособия относится то, что оно позволяет охватить 100% количественный состав учащихся, повышает качество обучения, уменьшает время на поиск и оформление литературы, необходимый для пользования материал можно распечатать, что дает возможность и учащемуся и педагогу иметь при себе подробный учебный материал.

Использование электронного учебного пособия при обучении иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. По отношению к учащемуся может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: преподавателя, эксперта, партнера по деятельности, инструмента деятельности, обучаемого. Учащиеся могут применять электронное учебное пособие в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.

Электронное учебное пособие может быть призвано решать совершенно разные задачи. Прежде всего, следует выделить два больших пласта обучающего софта: а) программы для использования в школе, в учебном процессе, и б) программы для индивидуальной работы. Первые должны быть удобным инструментом для учителя, ведущего урок, помогать ему демонстрировать различные материалы, выступать в роли лабораторной установки для проведения лабораторной работы, тестировать учащихся. От вторых требуется быть увлекательными и интересными, частично заменять учителя, который поможет, объяснит, ответит на вопросы, предоставит необходимую справочную информацию. [4, с 22]

К основным компонентам содержания электронного учебного пособия можно отнести информативный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный, деятельностный и интерактивный. Использование электронного учебного пособия приобретает актуальность при обучении иностранному языку. Применение электронных пособий способствует формированию таких важнейших навыков и умений, как выделение ключевой информации в объемных текстах, умение обобщать и делать выводы, также формируется самостоятельное мышление. Электронное учебное пособие позволяет решать следующие задачи на уроке иностранного языка: введение лексики (с помощью яркой наглядности, аудирования и графического образа с транскрипцией); закрепление лексики; работа над грамматикой; аудирование (прослушивание текста/ диалога и выполнение заданий); промежуточное и финальное тестирование; усовершенствовать процесс качественного произношения слов и словосочетаний; ознакомить учащихся с культурой других стран и мн.др.

Не смотря на все положительные стороны электронного учебного пособия, оно не может обеспечить все стороны образования. Поэтому оно входит равноправным элементом в учебно-методический комплекс. Мы разделяем утверждение, что электронные учебные издания призваны облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. [5; 29] Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение иностранных языков. У электронных учебных изданий большая перспектива, так как они позволяют использовать такой сильный мотив, как тяга детей к компьютеру.

Список использованных источников:

  1. Определение сущности и принципов функционирования полилингвального образования: отчет о НИР (промеж) / Каз. акад. обр. им. И.Алтынсарина; Рук-ль К.Л.Кабдалова. — Алматы, 2006. — 57 с.
  2. Ниязова А.Е. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 2004. — 227 c.
  3. Быстрова Ю.А. Применение компьютерных технологий как средства формирования познавательного интереса у студентов высшей школы: автореф. : магистра педагогики: 540350. — Актау, 2005. — 25 с.
  4. Клименков А. Технологии: Пять рифов обучающих программ.// «Компьютерра». — 2007. — № 15. — с.22-23
  5. Альжанов А.К. Дидактические основы использования электронного обучения математике в общеобразовательной школе. Дис. : канд. пед. наук: 13.00.01. — Астана, 2006. — 160с.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Рубрика: Технические науки

Смотрите так же:  Скрыть пребывание в вк

Дата публикации: 15.11.2015 2015-11-15

Статья просмотрена: 434 раза

Библиографическое описание:

Теньковская Т. С. Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети» // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 191-194. — URL https://moluch.ru/archive/102/23371/ (дата обращения: 20.01.2019).

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т. е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке [2, с. 215].

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки [4, с. 132].

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ВУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности [1, с. 389].

Электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы [3, с. 161].

Разработка электронного учебного пособия по теме «Компьютерные сети» осуществлялась на языке гипертекстовой разметки HTML. Несомненным достоинством которого является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. А так же в качестве «плюсов», можно отметить использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа — использовать ресурсы сети Интернет.

В качестве редактора языка HTML мы использовали Блокнот, который является свободным текстовый редактор.

При входе в электронное пособие пользователь попадает на титульную страницу, где расположено название разделов пособия, контрольные вопросы по теме (рисунок 1).

Рис. 1. Титульная страница электронного пособия

А также основная литература, которая использовалась при написании пособия (рисунок 2).

Рис. 2. Титульная страница электронного пособия

На титульной странице расположены внешние гиперссылки для перехода по главам пособия (они расположены в отдельных документах блокнота). Все главы, как и титульная страница, оформлены в одной стиле: цвет фона — голубой; цвет основного текста и заголовков — синий; размер заголовков — заголовок первого уровня (рисунок 3).

Рис. 3. Оформление электронного учебного пособия

Главы, которые разбиты на несколько тем, содержат в себе внутренние гиперссылки, для удобного перемещения по тексту (рисунок 4).

Рис. 4. Система внутренних гиперссылок

В некоторых главах электронного учебного пособия по смысловой необходимости вставлены таблицы (рисунок 5) и рисунки (рисунок 6).

Рис. 5. Учебное пособие. Объект «Таблица»

Рис. 6. Учебное пособие. Объект «Картинка»

Для возвращения на титульную страницу в каждой главе сделана внешняя гиперссылка возврата к оглавлению.

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному пособию в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что электронные учебные пособия являются перспективным направлением информатизации образования, и их значимость в дальнейшем будет лишь увеличиваться.

  1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 389–391.
  2. Вуль В. А. Электронные издания [Текст]: учебник / В. А. Вуль. — М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. — 308 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М: Академия, 2001–256 с.
  4. Рыжаева В. Н. Использование компьютерных технологий в процессе обучения [Текст] / В. Н. Рыжаева; Курский государственный медицинский университет // Повышение качества образовательного процесса в университете: сборник материалов науч.-метод. конф. — Т. 2. — Курск: КГМУ, 2008. — С. 132–134.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.

Технология создания интерактивных электронных учебных.

учебный материал, учебный процесс, создание, программа, пользователь, курс, методическое пособие, интерактивный электронный учебный курс, левая часть, разработка содержания.

Использование электронных учебных пособий в учреждениях.

Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей, принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов. Важно отметить, что электронное пособие.

Создание электронного учебника по программе Аuto Рlay

процесс создания электронного учебника как интерактивно-мультимедийного приложения.

Открываем первую страницу проекта и создаем титульную страницу с названием и.

Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины для дистанционного.

Особенности проектирования и разработки электронных.

Учебное пособие.

Основные термины (генерируются автоматически): HTML, учебный процесс, учебный материал, подготовка материала, процесс разработки, теоретический материал, текстовой редактор, основная часть, гипертекстовая разметка, электронный.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент.

Электронные учебные издания (ЭУИ) — учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие.

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например.Прочитай текст, где описывается процесс круговорота воды в природе. Покажи стрелками на рисунке, как это происходит.

— 191 с. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996.

Разработка электронного учебного пособия по.

Трансформация, происходящая во всех сферах современного общества, привела к существенным изменениям требований к конечным целям образования. Появилась потребность в специалистах.

Смотрите так же:  Приказ 75 квалификационные требования

Электронные учебники. Плюсы и минусы | Статья в журнале.

При использовании электронных учебных пособий обучающиеся не только воспринимают информацию, но и думают логически, выполняя те или иные задания, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.

Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе

Кузюк Ирина Геннадьевна

Туч Валерия Владимировна

студенты 4 курса, кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

Актуальность данной статьи детерминирована следующими ведущими факторами.

Во-первых, современное российское образование сейчас находиться в критическом положении, что во многом вызвано нехваткой принципиально новых учебных пособий, отвечающим реалиям времени.

Во-вторых, многие кризисные явления современного образования объясняются переходом от одной социокультурной парадигмы к другой, что предполагает принципиально новый подход к учебным пособиям.

В современной России много сил вложено для нового подхода к развитию образовательной системы, в частности, созданы целевые программы по развитию образования. Такая политика является единственно возможной в глобальных условиях, ведь, по словам знаменитого французского писателя Дени Дидро: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства» [1]. Несмотря на тот факт, что образование является одной из важнейших факторов в жизни современного человека, у многих представителей современного поколения снизился общий интерес к получению знаний, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Именно потребность в становлении новой системы образования призвана стимулировать студентов к получению профессионального образовании, что подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является использования электронных учебных пособий.

Объективное исследование влияния электронных учебных пособий на образовательный процесс предполагает анализ особенностей современных электронных учебных пособий.

Электронные учебные пособия (ЭУП) — это программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам [6].

Важно подчеркнуть, что электронное пособие — это не электронный вариант книги, где все информация с печатного варианта переведена в электронный или есть возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом построен для достижения эффекта от использования такого пособия. При грамотном использовании электронного учебного пособия оно может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Электронное пособие используется для достижения наибольшего эффекта, поэтому оно должно быть структурировано по-другому, нежели стандартное печатное пособие. Рассмотрим, какие должны быть отличия: так как размер компьютерных экранных страниц меньше, чем книжные, то соответственно главы должны быть более короткие, далее все последующие разделы, которые соответствуют рубрикациям нижнего уровня, должны быть разделены на наименьшие размеры (фрагменты), в которых должен содержаться необходимый материал касающегося данного вопроса. Лучше чтобы данные фрагменты содержали 1—2 текстового абзаца (нужно учесть, что и абзацы должны быть короче книжного), либо это может быть рисунок и подпись, которая его поясняет [7].

Таким образом, будет просмотрен непрерывно излагаемый материал (как в книге), а отдельные фрагменты, которые дискретно следуют друг за другом. В чем плюс дискретной последовательности? В том, что данная последовательность экранов находится внутри наименьшей структурной единицы, которая позволяет напрямую переадресовываться между параграфами или подпараграфами.

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя всю необходимую информацию и содержат в себе несколько частей [4]:

· теоретическую часть, в основе данной части содержится текст, графика (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимация, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок;

· практическая часть, там должно быть представлено пошаговое решение типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с содержанием минимальных пояснений;

· контрольная часть — содержит набор тестов, контрольных вопросов по теоретической части, но так же и решение задач и упражнений по практике;

· справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель, таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств, основные формулы по данному учебному курсу и другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме [2].

Рассмотрим наглядно (в виде таблицы 1) дидактические принципы, которые должны быть положены в основу электронного учебника.

Электронное учебное пособие для вузов

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА.

Филиал ГОУ ВПО СамГТУ в г.Сызрани

Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества. В настоящее время в мире наблюдается прорыв в компьютеризации различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое применение мультимедиа технологии нашли в образовании.

Все большую популярность приобретают электронные учебные пособия, позволяющие повысить эффективность учебного процесса. Электронное учебное пособие позволяет студенту самостоятельно выбирать темп обучения, обладает большей наглядностью и удобством использования по сравнению с печатным аналогом, а также позволяет осуществлять постоянное обновление информации достаточно быстро и без особых затрат, что очень трудно в случае печатного учебника.

Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека с компьютером в образовании позволит сделать учебный процесс более эффективным.

Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологий обучения. Т.о. компьютер превращается в еще одно техническое средство обучения, пожалуй, самое мощное и эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал преподаватель. Необходимость использования информационных технологий в образовании диктуется несколькими обстоятельствами. К ним, прежде всего, следует отнести фундаментальные изменения последней трети ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий. Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества. Это обстоятельство предъявляет определенные требования к формированию новой модели образования, призванной научить студента самостоятельно приобретать и актуализировать знания, обеспечивающей сочетание достаточно обширной общеобразовательной подготовки с возможностью глубокого постижения специальных дисциплин.

Решению этой проблемы, в частности, призвано способствовать использование информационных технологий в образовании, знаменующее собой подлинный технологический прорыв в методологии, организации и практической реализации учебного процесса, обеспечивающее существенное повышение его дидактической ценности на всех уровнях системы обучения.

Смотрите так же:  Закон о государственной службе отпуск

В отличие от обычного (бумажного) учебника электронный учебник может и должен обладать «несколько большим интеллектом», поскольку компьютер может имитировать некоторые аспекты деятельности преподавателя (подсказывать в нужном месте в нужное время, дотошно выяснять уровень знаний и т.п.). Он должен содержать весь необходимый (и даже более) учебный материал по определенной дисциплине. Только наличие полного учебного материала по дисциплине может обеспечить коммерческий успех электронному учебнику. Наличие же «интеллектуальных аспектов» в электронном учебнике не только компенсирует его недостатки (использование только на компьютере), но и дает ему значительные преимущества перед бумажным вариантом (быстрый поиск необходимой информации, компактность, дешевизна и т.д.)

Каждый учебник должен быть, с одной стороны, в значительной степени автономным, а с другой стороны — должен отвечать некоторым стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в нем информационных данных, что обеспечит возможность легко и быстро набирать необходимый комплект учебников, связанных в единую обучающую систему (в которой могут иметь место также информационно-поисковая система, экзаменационная система и т.п.), ориентированную, например, на дисциплины одного года дистанционного обучения.

В настоящее время существует большой дефицит как в учебных материалах, так и в квалифицированных преподавателях-специалистах. Электронные учебники могут в значительной степени уменьшить этот дефицит, если будут обладать достаточным качеством, обеспечивающим как наличие хорошего содержания, так средств контроля процесса обучения и уровня полученных знаний.

Основной показатель высокого качества обучающей программы – это эффективность обучения. Все возможности ПК должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики, и использоваться тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения.

Необходимо, чтобы изначально были учтены дидактические особенности компьютерного обучения, ориентированного на развитие индивидуальных способностей студентов.

Электронное учебное пособие – гипертекстовое переложение печатного учебника на компьютер. По сравнению с печатными материалами в ЭУП могут быть оперативно внесены необходимые изменения; он имеет большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс (меню, справки); позволяет студенту самостоятельно выбирать темп обучения. Технология гипертекста позволяет быстро и без труда переходить к интересующей теме

Для отработки полученных в ходе изучения информативной части пособия знаний оно снабжено практическими заданиями.

Современные программные средства позволяют разработать компьютерные тесты, позволяющие в интерактивном режиме осуществить контроль знаний студентов. Данные тесты в компьютерном варианте имеют перед обычными бланковыми преимущество, состоящее в том, что использование персонального компьютера позволяет сэкономить время преподавателя, затрачиваемое на проверку результатов. Кроме того, компьютерные тесты могут способствовать повышению мотивации обучаемых к прохождению тестирования (тест в виде красочного программного средства вызывает больший интерес, чем бумажный бланк. При этом тест не должен быть слишком красочным, чтобы не отвлекать учащегося от его главной задачи – прохождения тестирования.)

Технология разработки электронных учебников с помощью гипертекста предоставляет самые широкие возможности. Современные гипертекстовые учебники отличаются удобной средой обучения, в которой легко находить нужную информацию и возвращаться к пройденному материалу. При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к связыванию информации, и соответствующему доступу к ней на основе ассоциативного ряда. В этом случае учебник представляет собой гипертекстовый документ. Для его создания используются языки HTML, Java Script, VBScript, Perl, PHP и дополнительные программные средства, облегчающие сам процесс разработки учебника: визуальные редакторы, компиляторы гипертекста и т.п. Гипертекстовые возможности заложены в самой основе языка HTML, к тому же это базовый текстовый формат технологии WWW. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на компакт-диск, распространяться по сети Интернет или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать, что особенно важно для тех учебных дисциплин, содержание которых меняется очень часто (в частности, связанных с информационными технологиями)

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным .

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе

Научный руководитель: Читайло Артем Иванович

Электронное учебное пособие — программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность школьнику или студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел.

Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, справочными материалами, возможностью поиска. И при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Одним из основных элементов электронного пособия являются фрагменты «живых» лекций преподавателей. При этом изложение материала построено так, что есть возможность увидеть структуру лекции и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент лекции. Использование иллюстраций эффективно вместе надписями рядом с интересующим элементом. Обязательным элементом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Вообще, внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

С помощью электронных пособий можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы.

Также важное значение электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости.

Главное преимущество электронного пособия это возможность интерактивного взаимодействия между учащимся и элементами пособия. Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам, до высокого при тестировании и личном участии учащегося в моделировании процессов. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019