Экспертиза отчета обязательна

Экспертиза отчетов об оценке в РФ

Законодательная база

Законодательство РФ содержит следующие три случая обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке.

1. Согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» орган, уполномоченный 1 на подготовку заключений по отчетам оценщиков, проверяет отчет об оценке и готовит мотивированное заключение, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, которое направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организациюоценщиков (далее — СРОО), членом которой является оценщик, составивший данный отчет. СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия илинесоответствия вышеуказанным требованиям.

В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

2. Согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества»Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, есливладельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являютсягосударство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки)имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акцийобщества (далее — цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляетсясоветом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным являетсяуведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченногоПравительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательнымсоветом) общества решении об определении цены объектов» 2 . В уполномоченный орган 1 представляется копия отчета оценщика об оценке в случае, если его привлечение дляопределения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом являетсяобязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик.Уполномоченный орган, в случае принятия им решения о несоответствии отчета об оценке,подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочнойдеятельности, вправе направить мотивированное заключение в СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, для проведения его экспертизы.

В случае подготовки СРОО по итогам экспертизы отрицательного заключения, цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

3. Согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию данного лица или владельцев оставшихся акций цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРОО при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора СРОО, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

В отличие от двух первых случаев, экспертиза может проводиться СРОО, членом которой оценщик, составивший отчет, не является.

Таким образом, во всех трех случаях обязательного проведения экспертизы, предусмотренных законодательством, экспертиза направлена, в первую очередь, на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. При этом отсутствует единый подход к результатам экспертизы: в первом случае — это признание недостоверной стоимости, полученной в отчете, во втором — цены, установленной на основе отчета об оценке, в третьем – результатом экспертизы должно стать подтверждение стоимости в отчете.

Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке

Законодатель не установил единый порядок проведения экспертизы отчетов об оценке. Согласно п.11 Федерального стандарта оценки № 1 3 «При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.»

Термины достаточности и достоверности раскрыты далее в п. 19 ФСО №1. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок проведения экспертизы применительно к вышеуказанному третьему случаю обязательного проведения экспертизы установлен Приказом Минэкономразвития России от 29 сентября 2006 г. N 303. Данный порядок в обобщенной форме содержит требования законодательства к отчету об оценке применительно к проведению экспертизы, и уточняет, что в результате экспертизы выдается либо мотивированное положительное экспертное заключение, которое является подтверждением рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, либо отрицательное.

Кроме порядка проведения экспертизы отчетов об оценке, установленного для третьего случая, порядок экспертизы был регламентирован для Росимущества Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 №185 «Об утверждении порядка проведения экспертизы отчетов об оценке», однако в связи с преобразованием ФАУФИ в ФАУГИ данный приказ утратил силу.

Национальным советом по оценочной деятельности (НСОД) подготовлены «Рекомендации НСОД по проведению экспертизы отчетов по оценке» (Протокол № 3 от 05 марта 2009 г.). В данном документе НСОД рекомендует всем потребителям услуг по оценке, с целью получения квалифицированных объективных экспертных заключений, привлекать для проведения экспертиз отчетов об оценке экспертные советы СРОО.

В законодательстве СРОО в общем случае не ограничены в отношении проведения экспертизы отчетов об оценки оценщиков, являющихся членами других СРОО. Кроме того, законодательством в отношении экспертизы отчетов об оценке не установлены какие-либо ограничения в отношении субъектов, имеющих право проводить экспертизу отчетов об оценке. Вместе с тем во всех случаях обязательного проведения экспертизы отчетов об оценке в качестве такого субъекта определены СРОО, при этом как указано в статье 24.2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г экспертизу отчетов об оценке ценных бумаг, а также экспертизу иных видов отчетов оценщиков в соответствии с законодательством осуществляет экспертный совет СРОО.

СРОО самостоятельно утверждают собственные положения о проведения экспертизы. При этом, например, у Российского общества оценщиков есть два документа: «Положение о порядке проведения экспертизы отчетов Российским обществом оценщиков» от 27 мая 2009 года и «Методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке» 25 июня 2008 г. В первом описывается общие и организационные положения, во втором методические.

Проблемы экспертизы отчетов об оценке

Краеугольным камнем противоречий существующих положений по экспертизе отчетов об оценке является отношение к выявлению и указанию замечаний, существенно влияющих на стоимость, в терминах законодательства: проверка достоверности и наличия фактов введения в заблуждение. Существующие положения различных СРОО предполагают возможность проведения экспертизы на соответствие законодательству без проверки на наличие таких замечаний. В частности, вышеуказанные Методические рекомендации РОО содержат административную экспертизу (экспертизу соблюдения) и техническую экспертизу, которые допускают отсутствие проверки точности расчетов и достоверность данных. При этом в определении административной экспертизы указано, что она проводится для проверки всем требованиям или нормам (Федеральным стандартам оценки и Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998г).

В настоящее время отсутствуют четкие единые требования к процедуре экспертизы отчётов об оценке и к содержанию экспертных заключений, понятные всем субъектам рынка оценочных услуг. В тоже время экспертные советы СРОО, множество государственных и коммерческих организаций (в т.ч. ФАУГИ и его территориальные органы, Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ и муниципальных образований, РЖД, МРСК, Газпром, Лукойл, Госкорпорации, банки и многие другие) проводят экспертизу отчетов об оценке и выносят своё решение о качестве работы оценщиков. Опыт общения с экспертами, проверяющими отчеты об оценке, показывает, что далеко не все они понимают сложность, важность и ответственность своей работы. Нередки случаи, когда экспертизу отчетов об оценке проводят специалисты, не имеющие необходимых знаний и опыта даже по оценке. В результате в таких заключениях замечания носят не просто формальный, но зачастую и ошибочный характер. Оценщики, получив такое «заключение-рекламацию», не знают, что делать, и как реагировать на замечания эксперта. Подобное положение характерно для всех регионов России. На наш взгляд, также недопустима ситуация, когда на один и тот же отчёт об оценке в зависимости от того, кто проводит экспертизу, может быть выдано как положительное, так и отрицательное заключение или два отрицательных, но с замечаниями взаимоисключающими друг друга.

Смотрите так же:  Приказ 90 профосмотры

Не лучше и другая ситуация, когда выдаётся положительное заключение на отчёт об оценке, в котором содержатся ошибки, необходимость исправления которых очевидна, например, наличие двойного счёта или арифметические ошибки, существенно влияющие на величину рыночной стоимости. Вред такого «государственного» и «профессионального» подхода к экспертизе отчётов об оценке очевиден: в случае своевременного выявления факта подготовки такого «положительного» заключения и исправления ошибок, содержащихся в отчёте об оценке, итоговая величина рыночной стоимости изменяется в разы или в десятки раз, что, при совершении сделки по стоимости указанной в первоначальной версии отчёта, могло нанести ущерб, например, государству в миллиарды рублей.

Обучение экспертизе отчетов об оценке

С начала 2009 года ЗАО «Экспертный совет» провел цикл семинаров – мастер-классов «Экспертиза отчётов об оценке объектов недвижимости и бизнеса». Семинар был проведён в десяти региональных центрах России: г. Краснодар, г. Ростов-на-Дону, г. Воронеж, г. Казань, г. Самара, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Пермь, г. Новосибирск.

Авторами и ведущими семинаров – мастер-классов являются А.В. Каминский и К.Е. Калинкина. А.В. Каминский в 2002-2005 гг. возглавлял Экспертный совет РОО, а затем с 2005г. по 2008г. работал заместителем начальника Управления – начальником отдела оценки Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества. К.Е. Калинкина, к.э.н., член Экспертного совета и вице-президент НП «СРО АРМО» в тот же период (2005-2008 гг.) организовывала и проводила экспертизу отчетов об оценке пакетов акций в Росимуществе. Семинар был подготовлен по результатам проведения в Росимуществе экспертизы более двенадцати тысяч отчетов об оценке собственности, стажировок специалистов территориальных управлений Росимущества, а также с учётом опыта лучших российских и международных оценочных компаний. Партнерами и соорганизаторами семинаров выступали СРОО оценщиков и их региональные отделения: Ассоциация российских магистров оценки, Межрегиональный союз оценщиков, Российское общество оценщиков, Национальная коллегия специалистов-оценщиков, а также государственные органы власти, высшие учебные заведения и образовательные центры. Информационным партнёром ЗАО «Экспертный совет» является «Аppraiser.ru. Вестник оценщика»

В семинарах приняли участие около 500 человек: члены экспертных советов СРО оценщиков, ведущие оценщики и эксперты оценочных компаний, сотрудники профильных подразделений государственных и муниципальных органов власти, выступающие заказчиками оценочных работ и осуществляющие экспертизу отчетов об оценке, представители крупных коммерческих структур, в том числе банков и финансово-промышленных групп.

На семинарах, на основе содержательной части фрагментов заключений Росимущества и СРОО, рассматривались нарушения законодательства об оценочной деятельности, допущенные оценщиками в отчётах об оценке объектов недвижимости и бизнеса, обсуждаются варианты их исправления. Основное внимание уделялось рассмотрению ошибок, исправление которых существенно влияет (может повлиять) на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки. Участники семинара имели возможность закрепить рассмотренный материал на мастер-классе в процессе самостоятельной подготовки замечаний на фрагменты реальных, но обезличенных отчётов об оценке с последующим обсуждением и анализом их работы авторами семинара.

На семинарах рассматривались примеры экспертных заключений, содержащих ошибочные замечания, подготовленные различными организациями. На конкретных примерах демонстрировались ответственность экспертов за решения, принятые на основе подготовленных ими заключений на отчёты об оценке, предлагались эффективные механизмы защиты оценщиков от произвола некомпетентных экспертов.

В начале семинара участники часто высказывали мнение, что экспертизой отчетов могут заниматься оценщики, обладающие базовыми знаниями в области оценки, а возможно и не имеющие таковых. Мастер-класс по подготовке экспертных заключений показал участникам семинара, что подготовить качественное отрицательное заключение на отчёт об оценке очень непросто. По результатам мастер-класса все участники семинара признали, что экспертами должны быть только наиболее опытные оценщики. В случае наличия ошибок в отчёте об оценке эксперт должен не только выявить их, но и сформулировать замечания, понятные не только оценщику, но и заказчику отчёта, из которых ясна существенность нарушений с точки зрения влияния их на стоимость. На семинаре на конкретных примерах показывалось, что заказчика, в подавляющем большинстве случаев, не интересует экспертиза по формальным признакам. Нужна стоимостная экспертиза, направленная на выявление возможных ошибок в отчётах об оценке, существенно влияющих на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.

Разработка единых методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке

14 июля 2009 года состоялось расширенное заседание Экспертного совета НП «АРМО», основным вопросом, рассматриваемым на Заседании, был вопрос о требованиях к проведению экспертизы отчетов об оценке, а также о требованиях к содержательной части экспертных заключений. На заседании присутствовали крупнейшие заказчики оценочных работ – представители Министерства обороны Российской Федерации, ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ГК «Олимпстрой».

Приглашенные представители заказчиков оценочных работ и экспертизы отчетов об оценке сошлись во мнении, что экспертиза отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности в РФ может производиться только с точки зрения стоимости объекта оценки. Они согласились с тем, что их интересует итоговая величина стоимости объекта оценки и возможные последствия неправильного ее определения, а именно, какой материальный ущерб может быть нанесен в результате использования неверной оценочной стоимости при проведении сделки. Таким образом, в экспертизе отчета об оценке заказчиков, прежде всего, интересует, содержит ли отчет об оценке ошибки, исправление которых влечет за собой существенное изменение стоимости. Итогом заседания стало принятие требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке, не соответствующий законодательству об оценочной деятельности в РФ. Также было принято решение о создании рабочей группы по разработке Методических рекомендаций по проведению экспертизы отчетов об оценке.

6 августа 2009 года состоялось первое заседание рабочей группы, в состав которой вошли: представители СРОО: НП «АРМО», НП «МСО», НП «ОПЭО»; члены СРО «РОО» и «СМАО»; представители государственных структур: Федеральная служба по финансовым рынкам, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, ГУ Московская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Фонд имущества г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»); представители крупнейших корпоративных заказчиков оценки: ОАО «РЖД», ОАО «ЛУКОЙЛ», ГК «Олимпстрой», Фонд «РЖС», ОАО «Газпром», ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания», ГК «Ростехнологии»; представители банковских структур: ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Российский Сельскохозяйственный Банк», Ассоциация Российских банков (АРБ).

На заседании вновь была поднята проблема существования множества видов экспертиз. Все участники рабочей группы согласились с тем, что административная и техническая экспертиза (в терминах Международных стандартов оценки (МСО)) не имеют права на существование, поскольку противоречат действующему законодательству об оценочной деятельности.

Рассматривались и другие методические проблемы экспертизы отчетов об оценке. В частности, оживленное обсуждение вызвал вопрос о необходимости осмотра объекта оценки при проведении экспертизы в связи с необходимостью проверки достоверности информации об объекте оценки. Большинство участников выразило мнение, что эксперт проводит экспертизу при допущении, что информация по объекту оценки, приведенная в отчете, может считаться достоверной, если у эксперта отсутствуют основания считать иначе; объектом исследования является отчет об оценке, а не объект оценки, а подтвердить характеристики объекта оценки на прошедшую дату оценки физически невозможно.

Результатом заседания группы стало утверждение структуры Методических рекомендаций по экспертизе отчетов об оценке и требований к содержательной части экспертного заключения на отчет об оценке.

——
1 В настоящее время — Росимущество
2 в случаях:
— определения денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций, при оплате дополнительных акций неденежными средствами (пункт 3 статьи 34 Закона об акционерных обществах);
— определения цены, по которой оплачиваются дополнительные акции общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 36 Закона об акционерных обществах);
— определения цены, по которой оплачиваются эмиссионные ценные бумаги общества, размещаемые посредством подписки (пункт 1 статьи 38 Закона об акционерных обществах);
— определения цены приобретения обществом размещенных акций (пункт 4 статьи 72 Закона об акционерных обществах);
— определения цены выкупа акций обществом у акционеров (пункт 3 статьи 75 Закона об акционерных обществах);
— определения цены отчуждаемого или приобретаемого имущества (услуг) в рамках крупной сделки (пункт 2 статьи 78, пункт 2 статьи 79 Закона об акционерных обществах);
— определения цены отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг в рамках сделки с заинтересованностью (пункт 7 статьи 83 Закона об акционерных обществах).
3 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Экспертиза отчетов об оценке

Человеку, не имеющему оценочного образования, бывает трудно разобраться в расчетах, производимых оценщиком, определить правильность выбора той или иной методики для расчетов, проверить примененные корректировки и соответствие отчета стандартам оценочной деятельности. В случае, если у заказчика оценки или третьих лиц, которые так или иначе имеют к ней отношение, например учреждение, в которое предоставляется этот документ, возникают сомнения в его правильности, достоверности и объективности, то есть только один правильный вариант — заказать проведение экспертизы отчета об оценке.

Такая процедура нужна для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы и является частью обычной оценочной практики. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, которое может быть использовано вами по своему усмотрению.

Смотрите так же:  Налоговая декларация на имущественный вычет образец

Случаи, при которых проведение экспертизы обязательно

Законом об оценочной деятельности предусматривается ряд обязательных случаев, когда проводится экспертиза отчета об оценке

  • Определение стоимости имущества должника (ст. 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • Определение цены размещения акций (ст. 77 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • Обязательный выкуп акций (ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст.т. 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах»)

В остальных случаях процедура проводится, когда есть основания предполагать, что результаты в отчете оценщика не соответствуют рыночной стоимости объекта оценки или им нарушено действующее законодательство.

Процедура проводится экспертной группой оценщиков, возглавляет которую специалист по оценке того имущества, которое фигурирует в отчете, разумеется он имеет должный опыт и стаж экспертной деятельности.

Проведение экспертизы отчета обеспечивает саморегулируемая организация оценщиков (СРО), куда входит компания или оценщик, изготовившие отчет. Для этого вам надо обратиться в СРО с соответствующим заявлением.

По результатам Вы получаете Заключение с подробными описаниями выявленных несоответствий и нарушений (при наличии таковых). Срок проведения — до 45 дней.

Новым законом об оценке устанавливается проведение единой экспертизы отчета по двум обязательным критериям

  • На соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • Подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, включающая в себя экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Экспертиза отчета об оценке включает в себя проверку

  1. Соответствия отчета 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и Стандартам, обязательным к применению на территории РФ
  2. Правильности выбора методик, допущений, ограничений, предпосылок.
  3. Соответствия стандартам оценочной деятельности ФСО 1, 2, 3.
  4. Анализ проведенных расчетов
  5. Вывод о достоверности результатов.

Повторная оценка

Экспертиза отчета оценщика — это только один из вариантов борьбы с заказными, предвзятыми и некомпетентными отчетами. Второй вариант — это проведение повторной оценки. Т.е., если вы не согласны с результатами имеющегося документа — вы заказываете новый, в другой оценочной компании.

Необходимость такой проверки с помощью повторной оценки может возникнуть у вас в следующих случаях.

  • Обычным делом бывают ситуации, когда заказчик имеет на руках отчет об оценке, выполненный другой оценочной компанией. Этот документ может не устраивать заказчика, возможно — он был сделан недостаточно профессионально, полученная оценщиком стоимость вызывает сомнения и не коррелируется с рыночной стоимостью или представлениями заказчика о реальной стоимости имущества.
  • Часто повторную оценку заказывают стороны, решающие свой спор в суде, как необходимое доказательство того, что их материальные права нарушены или учтены не полностью. Подробнее об этом написано в статье экспертиза оценки
  • В последнее время процедура востребована при государственной кадастровой оценке, когда заявитель не согласен со стоимостью объекта недвижимости, которую рассчитали специалисты-оценщики госкадастра.
  • Проверка отчетов об оценке может быть прописана как обязательная процедура у корпоративных заказчиков и органов власти при принятии каких-либо финансовых вопросов своей деятельности.
  • Такая процедура может быть проведена руководителем оценочной компании в отношении своего сотрудника, если его отчет вызывает сомнения в правильности или его профессиональная компетентность под сомнением.

Мы можем помочь Вам разобраться в том или ином коэффициенте, объяснить целесообразность его применения, определить корректность расчета стоимости. Для этого вам только нужно связаться с нами и предоставить документ, проверку которого вы хотите заказать. Сделать это можно даже в электронном виде.

Что же делать, когда имеется два отчета с разными результатами оценки? В этом случае, дело часто решается в ходе переговоров сторон. Либо, обычно при разбирательстве дел в суде, назначается проведение новой повторной оценки.

Если Вы хотите провести проверку отчета об оценке — обратитесь к нам, используя контактную информацию. Звоните, мы поможем!

Проведение экспертизы

Согласно законодательству положительное экспертное заключение содержит вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регклированию оценочной деятлеьности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Основанием для проведения Экспертизы является договор на проведение экспертизы, форма которого утверждена Советом Ассоциации.

Стоимость экспертизы определяется согласно тарифам на экспертизу, утвержденным Советом Ассоциации.

Экспертиза отчета об оценке необходима для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы и является неотъемлемой частью профессиональной оценочной практики. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение.

Экспертиза отчетов об оценке осуществляется экспертной группой в составе эксперта (экспертов) и руководителя экспертной группы, которые являются ведущими практиками оценки по соответствующему направлению оценки со значительным стажем экспертной деятельности.

Заказчиком Экспертизы отчета об оценке может быть любое заинтересованное в проведении экспертизы лицо.

Оценщик/Исполнитель

Заказчик оценки/Потребитель услуг по оценке

Повышение доверия заказчика оценки/потребителя услуг к отчету об оценке

Снижение корпоративных рисков при оценке, затрагивающей интересы миноритарных акционеров

Повышение профессионального уровня оценщиков

Хеджирование риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков, в результате которой срок осуществления сделки увеличивается

Дополнительные преимущества при квалификационном отборе или тендере на оказание услуг по оценке

Повышение доверия к отчетности, документам, материалам и т.д., при подготовке которых использовались, в том числе результаты отчета об оценке

Хеджирование риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков при осуществлении оценки для сделки с государственным или муниципальным имуществом

Хеджированиериска опротестования сделки, для которой осуществляется оценка

Совершенствование системы качества подготовки отчетов об оценке

Экспертиза отчета обязательна

4.2. Экспертиза отчета об оценке

То, что принято без доказательств,
может быть отвергнуто без доказательств.

Эвклид

Экспертиза отчета об оценке представляет собой действия эксперта или экспертов СРО оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной СРО, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки — также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете .
———————————
Статья 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Со 2 июня 2016 г. экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и СРО оценщиков . Ранее экспертиза отчета проводилась в обязательном порядке при определении кадастровой стоимости объекта оценки, при оценке имущества должника при банкротстве, при определении цены размещения акций, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества является государство и (или) муниципальное образование и т.д.
———————————
Пункт 8 ст. 3 Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Экспертиза отчета может быть проведена также по ходатайству стороны судебного разбирательства. В данной ситуации экспертиза отчета проводится, чтобы убедиться в правильности и точности представленного стороной отчета.
В судебной практике существует мнение, согласно которому, если достоверность отчета об оценке в установленном порядке не оспорена и не опровергнута, ходатайства о проведении экспертизы на предмет достоверности отчета оценщика в ходе рассмотрения дела не заявлялись, оснований считать его ненадлежащим доказательством не имеется .
———————————
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2014 г. N Ф09-3444/14 по делу N А07-2152/2013.

Однако юристам важно знать правовые последствия в случае, когда ходатайство о проведении экспертизы на предмет достоверности отчета оценщика, представленного в материалы дела, удовлетворено судом.
Экспертизу отчета, подписанного оценщиком, проводит та СРО оценщиков, членом которой он является, руководствуясь при этом ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности, ФСО N 5, а также утвержденными в ней стандартами и правилами.
Эксперт лишь формирует мнение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки — также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В ФСО N 5 установлен ряд требований к кандидатуре эксперта и в случае инициирования экспертизы отчета судом:
— экспертом не может быть оценщик, подписавший отчет, который подлежит экспертизе;
— эксперт не должен иметь имущественный интерес в объекте оценки.
Помимо этого, существует отдельный ФСО N 6, который устанавливает требования к уровню знаний эксперта СРО оценщиков, только при условии обладания которыми он сможет осуществлять подготовку заключений на отчеты иных оценщиков данной СРО. Закон об оценочной деятельности также предусматривает, что экспертиза отчета может проводиться экспертом по направлению, указанному в квалификационном аттестате и соответствующему объекту оценки, но данное требование будет действовать лишь с 1 июля 2017 г. .
———————————
Подпункт «е» п. 8 ст. 3 Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Смотрите так же:  Приказы на пособие относится к

При проведении экспертизы отчета эксперт не вправе использовать информацию, которая стала известной после даты оценки. Регламентация непосредственно самой процедуры проведения экспертизы производится внутренними стандартами СРО оценщиков, ФСО устанавливает лишь требования к экспертному заключению. В нем указываются:
1) дата составления и номер экспертного заключения;
2) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;
3) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке (полное наименование, место нахождения, ОГРН (при наличии));
4) вид проводимой экспертизы отчета об оценке;
5) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;
6) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;
7) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);
8) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства;
9) результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;
10) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости;
11) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован .
———————————
Пункт 16 ФСО N 5, утв. Приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)».

Экспертное заключение может быть положительным (вывод о соответствии отчета законодательству и вывод о подтверждении стоимости объекта) или отрицательным (вывод о несоответствии отчета законодательству и неподтверждение стоимости объекта с указанием полного перечня нарушений). В соответствии с п. 18 ФСО N 5 не являются основанием для составления отрицательного заключения технические ошибки, не приведшие к нарушению требований законодательства и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке.
Требования к оформлению экспертного заключения аналогичны требованиям к оформлению самого отчета. Единственный нюанс заключается в необходимости утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета СРО оценщиков либо иным уполномоченным лицом, а также в необходимости заверения руководителем исполнительного органа СРО оценщиков или иным уполномоченным лицом. Порядок утверждения и заверения устанавливается каждой СРО самостоятельно.

При оспаривании КС экспертиза отчёта в СРО больше не требуется

Неужели дождались?
Конституционный Суд в определении от 9 марта 2017года N 592-О разъяснил смысл положений пункта 5 части 2 статьи 246Кодекса административного судопроизводства РФ и статьи 24.18Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Этими нормами определено, что кроме документов, указанных в статье 126 КАС РФ, заявители по административным искам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагать положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков. Суд отметил, что нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» действительно предусматриваютперечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости (в редакции от 2 июня 2016 года), но из данной нормы был исключен абзац шестой, содержащий требование о представлении положительного экспертного заключения в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому, только в период действия этого упраздненного абзаца положительное экспертное заключения на отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требовалосьпри обращении в суд с заявлением об оспаривании результатов определениякадастровой стоимости. С момента же утраты указанной нормой юридической силы такое заключение больше не требуется.

Я все равно делаю с экспертизой, хотя формально она не нужна в комиссию (и как выяснилось — в суд). Тем не менее делаю с экспертизой, что позволяет решать вопрос с оспариванием в 1-2 заседания и без судебной экспертизы.

К сожалению, в С-Пб., наличие положительного заключения практически никак не влияет на решение комиссии. Вероятность прохождения отчета через комиссию минимальна. Поэтому последние полгода я не отправляю отчеты в СРО.

У нас комиссию тоже никто не проходит (кроме одного-двух постоянных оценщиков) — только через суд. А в суде экспертиза СРО очень помогает.

Позвоните нам : +7 (495) 221-04-25

Экспертиза отчетов об оценке

Э кспертиза отчета об оценке в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона — действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

Экспертиза отчетов об оценке необходима для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы. Это гарантия того, что оценщик правильно определил рыночную стоимость объекта оценки, что работа проведена с соблюдением всех требований законодательства. Экспертиза отчета об оценке является неотъемлемой частью профессиональной оценочной практики.

Экспертиза отчетов об оценке производится только членами Экспертного совета НП «АРМО».

Экспертный совет – специализированный орган контроля качества соблюдения и выполнения членами НП «АРМО» требований законодательства, правил и стандартов профессиональной деятельности.

Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29.07.1998г. и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными НП «АРМО», а также Положением об Экспертном совете НП «АРМО».

Экспертом НП «АРМО» (членом экспертного совета НП «АРМО») признается член НП «АРМО», сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета НП «АРМО» общим собранием членов.

Экспертный совет в своей деятельности руководствуется принципами разумности, доступности и обеспечения интересов членов.

Высокий профессиональный уровень и практический опыт членов Экспертного совета НП «АРМО» позволяет при проведении экспертизы отчетов об оценке учитывать как отраслевую специфику, так и специфику объекта оценки. Все это вызывает доверие со стороны оценщиков и потребителей оценочных услуг.

Заказчиками услуг по экспертизе отчетов об оценке могут выступать оппоненты Заказчика оценки, Заказчик оценки и сами оценщики.

  • Повышение доверия заказчика оценки/потребителя услуг к отчету об оценке
  • Повышение профессионального уровня оценщиков
  • Дополнительные преимущества при квалификационном отборе или тендере на оказание услуг по оценке
  • Снижение риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков при осуществлении оценки для сделки с государственным или муниципальным имуществом

Заказчик оценки

  • Снижение риска опротестования сделки, для которой осуществляется оценка
  • Снижение корпоративных рисков при оценке, затрагивающей интересы миноритарных акционеров
  • Снижение риска подачи жалобы на отчет в саморегулируемую организацию оценщиков в результате которой срок осуществления сделки увеличивается
  • Повышение доверия к отчетности, документам, материалам и т.д., при подготовке которых использовались, в том числе результаты отчета об оценке

Для того чтобы заказать экспертизу отчета об оценке Вам необходимо заполнить заявку на проведение экспертизы отчета об оценке. Заявка будет рассмотрена. В зависимости от загруженности отдела на это может уйти несколько дней.

Для заключения договора необходимо предоставить реквизиты заказчика договора. Реквизиты обязательно должны включать в себя: Наименование заказчика, ИНН, КПП, ОГРН, Банковские реквизиты, сведения о лице, уполномоченном на заключение договора (включая Ф.И.О, должность, основание) для юридического лица, ИНН и ОГРНИП для ИП; паспортные данные для физического лица; адрес местоположения; контакты ответственного лица.

Стандартный порядок проведения экспертизы отчета об оценке предусматривает два этапа: первоначальную проверку отчета с подготовкой экспертного заключения, содержащего выявленные несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности (при их наличии), и передачу его оценщику для устранения выявленных несоответствий; повторную проверку отчета об оценке после устранения выявленных нарушений (при их наличии). Продолжительность первого этапа составит 10 (десять) рабочих дней, продолжительность второго этапа 5 (пять) рабочих дней. Период, в течение которого Оценщик будет устранять выявленные несоответствия, не относится к компетенции нашей организации и не может быть определен в договоре на проведение экспертизы.

Для проведения экспертизы отчета об оценке в обязательном порядке необходимо предоставить отчет об оценке в 2-х экземплярах (один экземпляр — Отчет на бумажном носителе, в прошитом, пронумерованном и скрепленном подписью оценщика виде; один экземпляр – электронная копия Отчета), с полным комплектом необходимых приложений и иллюстративных материалов и приложением задания на оценку объекта оценки, договора на оценку объекта оценки.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019