Экспертиза на соответствие должности

Оглавление:

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81 , определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Положение об аттестации работников

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.

Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации

Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:

  • по соглашению сторон;
  • в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
  • в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ .

Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.

Образец портфолио социального работника для аттестации

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

Раздел о проведении аттестации

Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.

Шаг 1. Определяем кворум

Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.

Шаг 2. Описываем саму процедуру

Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).

Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.

После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.

После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.

Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений

Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.

Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.

Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.

Все сомнения трактуются в пользу работника.

Шаг 4. Варианты решений комиссии

Описываем, какие решения может принять комиссия:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
  • ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
  • рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.

Шаг 5. Оформляем решение комиссии.

Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.

Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.

Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.

Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.

Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).

Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.

Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).

Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.

Шаг 6. Права работника

Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.

Заключительные положения

Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.

Срок хранения этих документов составляет 75 лет.

Экспертиза на соответствие занимаемой должности. Экспертиза на соответствие занимаемой должности: O Анализ представления работодателя на аттестуемого. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемВиктория Каблукова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Экспертиза на соответствие занимаемой должности. Экспертиза на соответствие занимаемой должности: O Анализ представления работодателя на аттестуемого.» — Транскрипт:

1 Экспертиза на соответствие занимаемой должности

2 Экспертиза на соответствие занимаемой должности: O Анализ представления работодателя на аттестуемого педагогическиого работника ; O Проведение письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ; O Принятие решения о соответствии занимаемой должности и подготовка заключения экспертной комиссией.

Смотрите так же:  Приказ о закреплении территории за доу

3 Аттестационнот дело Иванова Ивана Ивановича, учителя биологии и химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 1» города Сухиничи Калужской области 2011 г. Папка-скоросшиватель (бумажная)

4 Содержание папки O Представление работодателя O Аттестационный лист ( предыдущий ) O Аттестационный лист новый ( до 7 пункта ) Аттестационный лист новый ( до 7 пункта ) O Копии документов : паспорт, курсы повышения квалификации, трудовая книжка, диплом, личные награды ( заверяются подписью и печатью )

5 Модель профессионального стандарта педагогическиой деятельности Владимир Дмитриевич Шадриков советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогическиой и дифференциальной психологии. Доктор психологических наук (1977), профессор (1978). Действительный член АПН СССР РАО (с 1990).

6 25 Х 45 Анализ представления работодателя (0-8) Конспект урока (0-34) Решение педагогическиой ситуации (0-3)

7 Базовые компетентности педагогическиих работников Компетентность Объект экспертизы Баллы I. Компетентность в области личностных качеств Анализ представления работодателя 0-7 II. Компетентность в области постановки целей и задач педагогическиой деятельности Анализ конспекта урока 0-6 III. Компетентность в области мотивации учебной деятельности Анализ конспекта урока 0-6 IV. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Анализ конспекта урока 0-10 V. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогическиих решений Анализ представления работодателя Анализ конспекта урока Оценка решения педагогическиой ситуации 1+6+3= 10 VI. Компетентность в области организации учебной деятельности Анализ конспекта урока 0-6 Итого 25 Х 45

8 Анализ представления работодателя на аттестуемого педагогическиого работника представления работодателя Компетентность Объект анализа Раздел представления Критерии оценивания Оценка эксперт а I. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Вера в силы и возможности обучающегося П.13Учитель умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся, что подтверждается активным участием обучающихся (воспитанников) во внеклассных формах работы и наличием творческих достижений Интерес к внутреннему миру обучающихся П. 10Наличие индивидуализированных образовательных программ Общая культура П.9,11,14,15,16 Учитель имеет творческие достижения, представленные на уровне образовательного учреждения или муниципальном. Участвует профессиональных конкурсах. Разрабатывает и реализует программы внеурочной деятельности. Стремится к профессиональному росту, осваивая программы повышения квалификации. 0-2 V. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогическиих решений 5.1. Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебно – методические комплекты П.10Соблюдает нормативные требования при разработке рабочих программ и выборе учебников и учебно – методических комплектов 0-1

9 В ходе экспертизы требуют внимания вопросы: 1. Обоснованность выбора программ ; 2. Динамика результатов учебных достижений обучающихся ; 3. Деятельность учителя по личностному и творческому развитию обучающихся ; 4. Творческие достижения учителя ; 5. Выбор вариантов повышения квалификации ; 6. Перспективы профессионального роста Пример экспертного заключения

10 Проведение письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности O Экспертиза конспекта урока ; O Анализ решения педагогическиой ситуации. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ 2,5 часа

11 Экспертиза конспекта урока: КII Диагностируема я компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-6 II. Компетентнос ть в области постановки целей и задач педагогическиой деятельности Цели и задачи педагогическиой деятельности на протктируем ом уроке Учитель разделяет тему урока и цель урока. Цели формулируются в понятной для ученика форме. Поставленные перед обучающимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока ; Цели и задачи, поставленные педагогом, позволяют реализовывать требования нормативных документов

12 Экспертиза конспекта урока: КIII Диагностируемая компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-6 III. Компетентность в области мотивирования обучающихся Цели и задачи педагогическиой деятельности на протктируем ом уроке Учитель демонстрирует обучающимся возможности тех знаний, которые они освоят на практике ; Учитель демонстрирует знание приемов, методов, технологий направленных на формирование интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме урока ; Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации познавательной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы ; Учитель использует педагогическиот оценивание как метод повышения познавательной активности и учебной мотивации школьников ; Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех ; Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы

13 Экспертиза конспекта урока: КIV Диагностируема я компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-10 IV. Компетентнос ть в области информационной основы педагогическиой деятельности Уровень владения учебным материалом по предмету Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках ( учебники, учебные и методические пособия, медиа — пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники. При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету. Учитель видит и раскрывает связь свотго предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами

14 Экспертиза конспекта урока: КIV продолжение Диагностируема я компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-10 IV. Компетентнос ть в области информационной основы педагогическиой деятельности Методы реализации требований стандартов и программ Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Учитель планирует работу с различными информационными ресурсами и программно — методическими комплексами 1111 Учет субъективны х условий педагогическиой деятельности При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности учитель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает. Учитель планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвотния учебного материала различными обучающимися

15 Экспертиза конспекта урока: КV Диагностируема я компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-6 V. Компетентнос ть в области разработки программы деятельности и принятия педагогическии х решений Соответствие урока нормативны м требованиям При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету : государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно — методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т. д. Конспект урока составлен с учетом поэтапного освотния ( преемственности ) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы. Учитель может вносить обоснованные изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов. Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету

16 Экспертиза конспекта урока: КVI Диагностируема я компетентность Объекты анализа Критерии оценивания Баллы 0-6 VI. Компетентнос ть в области организации учебной деятельности Формы организации познавательной деятельности обучающихся Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока. Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач 1111 Педагогическ от оценивание Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся. Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов. Учитель умеет сочетать методы педагогическиого оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися

17 Анализ решения педагогическиой ситуации: диагностируемая компетентность и критерии оценивания V. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогическиих решений : Знание типичных педагогическиих ситуаций, требующих участия педагога для свотго решения. Критерии оценивания : O Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций ; O Владением критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила ; O Знание критериев достижения цели ; O Знание нетипичных конфликтных ситуаций ; O Примеры разрешения конкретных педагогическиих ситуаций ; O Развитость педагогическиого мышления.

18 Анализ решения педагогическиой ситуации: 0 баллов Вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическиим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся ( нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативнот отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

19 Анализ решения педагогическиой ситуации: 1 балл Приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведеннот обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы « здесь и теперь » ситуация выглядела безпроблемной, а его негативнот влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

20 Анализ решения педагогическиой ситуации: 2 балла Предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и ( или ) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложеннот описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

21 Анализ решения педагогическиой ситуации: 3 балла Дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественнот обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных ( указанных учителем ) педагогическиих целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогическиой ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогическиих целей и задач ; учет особенностей обучающихся ; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

22 Подготовка заключения экспертной комиссией

23 Желаем всем соответствовать занимаемой должности

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2005 г. N 511 г. Москва «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 августа 2005 г.

Регистрационный N 6931

1.1 Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-майора милиции М.И. Суходольского.

Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных экспертиз 1 в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации 2 в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» 3 , иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации 4 .

2. В ЭКП производятся экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

ЭКП не вправе отказать в производстве экспертизы по гражданскому или арбитражному делу, назначенной судом в связи с отсутствием возможности ее производства в ином государственном судебно-экспертном учреждении.

3. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

4. Производство экспертиз, не предусмотренных Перечнем родов (видов) экспертиз, производимых в ЭКП, может быть организовано в ЭКП при наличии сотрудников, обладающих правом производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности, полученным (подтвержденным) в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки 5 порядке.

Смотрите так же:  Брачный договор цена у нотариуса в спб

5. Производство экспертиз в ЭКП организуется по административно-территориальному принципу.

При отсутствии в ЭКП при МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, управлений (отделов) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах возможности производства экспертизы (отсутствует эксперт конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований), ее производство осуществляется в базовом отделе (отделении) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров при ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6. В Экспертно-криминалистическом центре МВД России 6 производятся экспертизы для подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности.

Для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также судов, органов прокуратуры и других правоохранительных органов, уполномоченных назначать судебную экспертизу, в ЭКЦ МВД России производятся повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик.

7. Организация производства экспертиз возлагается на начальника ЭКП 7 , который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

8. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий по организации производства экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений ЭКП. При этом в их должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия им делегируются.

9. Производство экспертиз осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки порядке. На них распространяются права и обязанности эксперта, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается наставником и экспертом-стажером.

10. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

11. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Экспертизы в ЭКП производятся, как правило, в срок, не превышающий пятнадцати суток, в порядке очередности поступления материалов.

Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.

Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.

13. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления экспертизы в ЭКП по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.

14. Научно-методическое и организационное обеспечение производства экспертиз в ЭКП осуществляет ЭКЦ МВД России.

II. Порядок приема материалов экспертизы

15. Постановление (определение) о назначении экспертизы 8 и прилагаемые к нему объекты исследования 9 принимаются руководителем либо специально назначенным им сотрудником (работником).

16. Прилагаемые к постановлению о назначении экспертизы объекты принимаются, как правило, в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

Вскрывать упаковку с поступившими в ЭКП объектами имеет право только эксперт, которому поручено ее производство.

Сведения об отсутствии упаковки объектов, а также о наличии повреждений упаковки указываются на копии постановления, в реестре или почтовом уведомлении, а также в заключении эксперта.

III. Организация производства экспертиз

17. Поступившие на экспертизу постановления и объекты 10 рассматриваются руководителем и передаются исполнителю в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

18. При рассмотрении поступивших материалов экспертизы руководитель изучает постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) экспертизы, а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экспертизы;

срок производства экспертизы;

порядок привлечения к проведению экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений, указанных в постановлении;

необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП;

необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также иными законодательными актами Российской Федерации.

19. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, руководитель возвращает материалы экспертизы назначившему ее лицу или органу без исполнения с указанием причин возврата в сопроводительном письме.

20. Исполнитель, получив материалы экспертизы, обязан:

изучить постановление и состояние упаковки объектов (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);

установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;

оценить возможность производства экспертизы в установленный руководителем срок, исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований;

принять меры к обеспечению сохранности объектов.

21. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, устанавливает новый срок производства экспертизы и направляет лицу (органу), назначившему экспертизу, письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин.

22. Несоответствие представленных объектов их перечню в постановлении фиксируется в акте вскрытия упаковки либо в рапорте эксперта. На его основании руководитель приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует лицо (орган), назначивший экспертизу, о невозможности ее производства.

23. После устранения лицом (органом), назначившим экспертизу, причин, препятствующих производству экспертизы, оно может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение данных причин.

В случае отказа либо невозможности устранения причин, препятствующих производству экспертизы, а также отсутствия ответа лица (органа), назначившего экспертизу, в течение тридцати суток со дня направления мотивированного сообщения, материалы экспертизы возвращаются без исполнения с указанием причин невозможности ее проведения.

24. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствия в постановлении разрешения на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) эксперт составляет ходатайство, которое в установленном порядке направляется лицу (органу), назначившему экспертизу.

Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных материалов (разрешения) приостанавливается, но не более чем на двадцать суток.

25. В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с применением неразрушающих методов или возвращает их в установленном порядке с указанием причин невозможности проведения экспертизы или решения отдельных вопросов в полном объеме.

26. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель продлевает срок ее производства данным экспертом либо поручает производство судебной экспертизы другому эксперту, по согласованию с лицом (органом), назначившим экспертизу.

27. Приступив к проведению экспертизы, эксперт применяет рекомендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряжении ЭКП технические средства для полного, объективного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.

При этом в первую очередь применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием объектов исследования.

28. По результатам исследований эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего соответствующий вид судопроизводства.

Заключение эксперта оформляется в двух экземплярах. Каждая страница заключения, включая приложения, подписывается экспертом и заверяется оттиском печати ЭКП.

29. Заключение эксперта включает вводную, исследовательскую части и выводы.

30. Во вводной части заключения эксперта указываются:

сведения об экспертном учреждении или подразделении;

дата, время и место проведения экспертизы, ее номер, наименование и вид;

сведения об эксперте — фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

основания производства экспертизы — вид, дата вынесения постановления, номер, краткое изложение обстоятельств дела, по которому оно вынесено;

сведения об органе или лице, назначившем экспертизу;

предупреждение или сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;

объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы, наличие и состояние их упаковки;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов (в формулировке постановления).

При наличии нескольких вопросов эксперт имеет право сгруппировать их, изложить в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования.

В случае необходимости эксперт имеет право изменить редакцию вопросов, не изменяя их смысл.

31. В исследовательской части заключения эксперта отражаются содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, в том числе:

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения и принятые экспертом в качестве исходных данных;

сведения о ходатайствах эксперта о представлении дополнительных материалов и результатах их рассмотрения с указанием дат их заявления и получения;

содержание этапов исследования с указанием методов исследования, использованных технических средств и расходных материалов, условий их применения и полученные результаты;

сведения о примененных методиках, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов;

цели, условия и результаты проведенных экспериментов (если они проводились) и получения образцов;

оценка отдельных этапов исследования, анализ полученных результатов в целом, обоснование и формулирование выводов;

выявленные экспертом по собственной инициативе существенные обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

причины невозможности решения отдельных вопросов в полном или требуемом в постановлении объеме.

32. Выводы заключения эксперта должны содержать краткие, четкие, однозначные ответы на все поставленные перед экспертом вопросы и установленные им в порядке инициативы значимые по делу обстоятельства.

33. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, графики и так далее), прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.

34. При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта.

В исследовательской части заключения приводятся краткая характеристика использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати, а для средств цифровой фотографии — вид, модель, производитель использованного аппарата; вид, наименование, версия программного обеспечения, режим получения и печати изображений.

35. Объекты на бумажных носителях (включая сравнительные образцы), детальное изображение внешнего вида которых в заключении эксперта не фиксируется, по возможности, маркируются экспертом путем нанесения оттисков специального штампа либо печати ЭКП или иными способами, о чем указывается в заключении эксперта.

Маркирование не проводится в случае, если оно может привести к сокрытию (уничтожению) значимых криминалистических признаков либо ограничить в последующем использование объектов или образцов.

36. Второй экземпляр заключения эксперта, включая иллюстрирующие материалы, а также документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в ЭКП в соответствии с пунктами 70, 71 настоящей Инструкции.

37. Материалы выполненных экспертиз проверяются руководителем.

38. При проверке материалов выполненной экспертизы руководитель контролирует соблюдение сроков ее выполнения, полноту проведенных исследований, качество оформления заключения. В случае выявления недостатков руководитель возвращает материалы исполнителю для их устранения.

Смотрите так же:  Методические пособия по 223

IV. Особенности организации производства дополнительных и повторных экспертиз

39. Для производства дополнительных и повторных экспертиз в ЭКП вместе с объектами предоставляются заключения ранее проведенных экспертиз.

40. Во вводной части заключения дополнительной или повторной экспертизы указываются основания ее назначения, сведения о первичной экспертизе (экспертизах): фамилия, имя и отчество эксперта; наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта); номер и дата заключения; выводы.

41. При производстве дополнительной экспертизы допускаются ссылки на исследование, проведенное в предыдущей экспертизе.

42. По повторным экспертизам, выводы которых расходятся с выводами первичных экспертиз, заключение эксперта оформляется в трех экземплярах.

43. Третий экземпляр повторной экспертизы в срок до пятнадцати суток направляется руководителем в ЭКЦ МВД России вместе с копией первичного заключения эксперта и информационной картой.

44. В случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу.

V. Порядок направления материалов экспертиз органу (лицу), назначившему экспертизу

45. Эксперт, выполнивший экспертизу, лично упаковывает все подлежащие возвращению объекты. Упаковка должна обеспечивать их сохранность, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи и подпись эксперта. Упаковка опечатывается печатью ЭКП.

46. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и содержит:

сведения о направляемом заключении эксперта;

перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов с указанием их наименования, количества и упаковки;

сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования объектах с указанием их наименования и количества;

сведения об объектах, в установленном порядке оставленных на хранение в ЭКП;

сведения о помещении (направлении) следов (объектов) в соответствующие экспертно-криминалистические учеты с указанием места их хранения, регистрационного (исходящего) номера.

47. Заключение эксперта и объекты вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем, выдаются под расписку лицу (органу), назначившему экспертизу, или на основании выданной доверенности (письменного поручения) иному сотруднику, либо направляются в установленном порядке средствами почтовой связи.

Расписка о получении заключения эксперта и объектов выполняется получателем на копии сопроводительного письма и должна содержать сведения о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме, должность, фамилию, имя и отчество получателя, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего его личность, дату получения и подпись.

48. Заключение эксперта выдается (направляется) только вместе с объектами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 49 настоящей Инструкции.

49. Не подлежат отправке по почте оружие, боеприпасы, наркотические и сильнодействующие средства, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, иные объекты, опасные для жизни и здоровья граждан или окружающей среды, драгоценные металлы и камни, изделия из них, другие ценности, а также громоздкие и хрупкие объекты.

50. После выполнения экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью, руководитель в установленном порядке информирует об этом лицо (орган), назначившее экспертизу.

Транспортировка объектов, которые не могут быть направлены средствами почтовой связи, обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.

О материалах выполненной экспертизы, не востребованной лицом (органом), назначившим экспертизу, в течение десяти дней с момента получения им соответствующей информации, руководитель письменно извещает руководителя органа, сотрудник которого ее назначил.

VI. Хранение объектов, поступивших на экспертизу

51. Объекты, поступившие на экспертизу, хранятся в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение в опечатываемых сейфах, металлических шкафах сотрудников ЭКП, которым поручено их исследование. Хранение крупногабаритных объектов организуется руководителем. При отсутствии у руководителя возможности обеспечить должные условия хранения крупногабаритных объектов, организация их хранения возлагается на лицо (орган), назначившее экспертизу.

52. Хранение объектов, в отношении которых установлен особый порядок их хранения (огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих; драгоценных металлов и камней, изделий из них; ценных бумаг, денег; наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ; токсичных, легковоспламеняющихся веществ), организуется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России.

53. После проведения исследования скоропортящиеся пищевые продукты, пришедшие в негодность, а также объекты, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья или для окружающей среды, по согласованию с лицом, назначившим экспертизу, могут быть уничтожены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

54. Сейфы, металлические шкафы, в которых хранятся объекты и другие материалы экспертиз, опечатываются личной печатью эксперта.

55. Объекты экспертиз, хранящиеся в особом порядке, выдаются лицам, которым поручено исследование этих объектов, и должны быть возвращены в день выдачи.

56. Сотрудникам ЭКП запрещается оставлять объекты экспертиз без обеспечения их сохранности на рабочих местах во время перерывов в работе, а также выносить объекты за пределы ЭКП без разрешения руководителя.

57. В случаях утраты или хищения объектов экспертиз, об этом письменно докладывается руководителю, лицу (органу), назначившему экспертизу, и руководителю органа внутренних дел в целях проведения в установленном порядке служебной проверки.

58. Объекты экспертизы, в том числе вещественные доказательства, после ее производства могут быть оставлены лицом (органом), назначившим экспертизу, на хранение в ЭКП в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Оставленные на хранение в ЭКП объекты экспертизы незамедлительно предоставляются по письменному требованию лица (органа), назначившего экспертизу.

59. Персональная ответственность за обеспечение установленных правил хранения объектов экспертиз возлагается на руководителя.

60. Персональная ответственность за сохранность объектов и других материалов экспертизы возлагается на сотрудника ЭКП, осуществляющего производство экспертизы или хранение объектов экспертиз.

61. Руководитель регулярно осуществляет проверку организации и условий хранения объектов экспертиз, а также выполнения сотрудниками ЭКП установленных требований по их хранению.

62. Сотрудники ЭКП, допустившие нарушение требований по хранению объектов, ставшее причиной их утраты, порчи или хищения, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

VII. Контроль и учет производства экспертиз

63. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем. Руководитель обязан:

создавать необходимые условия для проведения экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;

при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти;

организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов;

в месячный срок информировать ЭКЦ МВД России о фактах вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, результатах их рассмотрения и принятых мерах.

64. При выявлении нарушений экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы, руководитель может письменно проинформировать в установленном порядке об этом орган или лицо, назначившее экспертизу, через его руководителя.

65. Учет производства экспертиз осуществляется в Журнале учета материалов, поступивших на экспертизу 11 (приложение к Инструкции). Листы Журнала нумеруются, прошнуровываются, опечатываются печатью ЭКП и скрепляются подписью лица, ответственного за делопроизводство в ЭКП.

66. Внесение сведений в Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу, осуществляется сотрудником ЭКП, принявшим экспертизу к производству, если руководителем не определен иной порядок регистрации материалов экспертиз.

67. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность внесения сведений в Журнал несет лицо, осуществляющее регистрацию материалов экспертиз.

68. При регистрации в Журнале материалов комплексных экспертиз каждый вид исследования, заканчивающийся составлением отдельного заключения или обособленного раздела заключения, регистрируется отдельно с присвоением своего учетного номера. При этом в итоговом заключении экспертов указывается номер первого проведенного исследования.

69. Руководитель обязан регулярно контролировать правильность ведения Журнала, своевременность, полноту и достоверность регистрации предусмотренных сведений. Результаты проверки вносятся непосредственно в Журнал после последней регистрационной записи на момент проверки.

70. Хранение материалов, образуемых в ЭКП в результате производства экспертиз, организуется в номенклатурном деле. В дело комплектно подшиваются постановления о назначении экспертизы, копии сопроводительных писем, вторые экземпляры заключений экспертов (включая приложения) материалы о заявленных ЭКП ходатайствах в связи с производством экспертизы и результаты их рассмотрения, иные документы, образовавшиеся в результате производства экспертизы.

71. Срок хранения Журнала и номенклатурных дел с материалами экспертиз составляет пять лет.

1 Далее — «экспертизы».

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2.

4 Далее — «МВД России».

5 Утверждено приказом МВД России от 14.01.2005 г. N 21 (зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2005 г., регистрационный N 6368; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 10, 2005).

6 Далее — «ЭКЦ МВД России».

7 Далее — «руководитель».

8 Далее — «постановление».

9 Далее — «объекты».

10 Далее — «материалы экспертизы».

11 Далее — «Журнал».

Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации

— исследование письменных текстов.

— исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

— исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;

— исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

— исследование маркировочных обозначений транспортных средств.

— исследование огнестрельного оружия, патронов к нему, следов их действия и обстоятельств выстрела.

Биологическая экспертиза тканей и выделений человека, животных:

— исследование групповых антигенов;

— исследование белков и ферментов;

— исследование волос человека и животных;

— исследование клеточных структур;

— исследование запаховых следов человека.

— исследование объектов растительного происхождения.

— исследование содержания записей бухгалтерского учета.

— техническое исследование видеограмм.

— исследование взрывчатых веществ, промышленных и самодельных устройств, содержащих ВВ, их отдельных элементов, макетов, муляжей, остатков после срабатывания и следов взрыва.

— исследование драгоценных, поделочных камней, их имитаций и изделий из них.

— исследование следов рук человека.

— исследование компьютерной информации.

— исследование текста письменного документа или устного высказывания в целях решения вопросов смыслового понимания.

— восстановление папиллярных узоров измененных кистей рук трупов;

— восстановление прижизненного облика и установление личности трупа по черепу.

— исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.

— исследование закономерностей возникновения и развития пожара, следообразования на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия.

— идентификация (отождествление) личности по признакам внешности.

— исследование объектов почвенного происхождения.

— исследование почерка и подписей.

Технико-криминалистическая экспертиза документов:

— исследование документов и их реквизитов, технических средств, использованных для их подделки; восстановление содержания поврежденных документов.

— исследование следов ног, зубов, губ, ногтей человека, обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений; узлов и петель; целого по частям; запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов.

— исследование финансового состояния.

— исследование соблюдения принципов кредитования.

— идентификация лиц по фонограммам устной речи;

— техническое исследование фонограмм.

— исследование фотографических изображений, технических средств, используемых для их изготовления, и фотографических материалов.

Экспертиза материалов, веществ и изделий:

— исследование наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ;

— исследование специальных химических веществ;

— исследование волокон и волокнистых материалов;

— исследование лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий;

— исследование маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов;

— исследование металлов и сплавов;

— исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов;

— исследование порохов и продуктов выстрела;

— исследование стекла и керамики;

— исследование полимерных материалов и резины;

— исследование материалов письма и документов.

Экспертиза пищевых продуктов:

— исследование пищевых продуктов;

— исследование спиртосодержащих жидкостей.

Экспертиза холодного и метательного оружия:

— установление принадлежности предмета к холодному и метательному оружию.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019