Исполнительное производство по трудовым спорам

§ 4. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам

ТК РФ подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу. В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор277. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций, а также принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Трудового кодекса РФ или иного федерального закона. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Если орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, признает денежные требования работника обоснованными, то согласно ст.395 ТК РФ они удовлетворяются в полном размере.

Исполнение решений о восстановлении на работе. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению278. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. В соответствии со ст.397 ТК РФ обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗДАНИЯ

1. Дайте определение понятия индивидуального трудового спора.

2. Назовите органы, которые рассматривают индивидуальные трудовые споры.

3. Что такое порядок рассмотрения трудового спора?

4. Назовите способы разрешения индивидуальных трудовых споров.

5. Что такое комиссия по трудовым спорам, как она создается?

6. Какова компетенция комиссии по трудовым спорам?

7. Назовите сроки обращения в комиссию по трудовым спорам.

8. Каков порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.

9. В каком порядке принимается решение комиссии по трудовым спорам и каково его содержание.

10. Каковы порядок и сроки для обжалования решения комиссии по трудовым спорам?

11. Какие индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены в суде?

12. Каковы сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора?

13. Каков порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам?

14. Какое решение может вынести суд по индивидуальному трудовому спору?

15. Каков порядок исполнения решения суда по индивидуальному трудовому спору?

Особенности исполнения судебных актов по трудовым спорам

(Лазарева Е. А.) («Исполнительное право», 2006, N 2) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Лазарева Е. А., начальник отдела правового обеспечения ОАО «САЗ», кандидат юридических наук.

Порядок исполнения решений суда по трудовым спорам имеет собственные особенности, которые уже отмечались учеными, но, как правило, в связи с рассмотрением трудовых споров . По общему правилу решение суда по трудовым делам приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Вместе с тем решение суда о восстановлении на прежней работе незаконно уволенного работника или незаконно переведенного на другую работу, а также о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению. ——————————— См.: Головина С. Ю. Особенности рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. 2001. N 1. С. 20.

Исполнение судебных актов по трудовым спорам не раз было объектом внимания Верховного Суда РФ. Так, решением Судебной коллегии Верховного Суда РФ был признан незаконным абз. 3 п. 29 «Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта» . В абз. 3 п. 29 Положения указано, что перед восстановлением на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, работник должен выдержать установленные испытания. В случае если работник дважды не выдержал испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен. Испытания не проводятся, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превысил трех месяцев. ——————————— Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 4. С. 10.

Ссылаясь на ст. 396 ТК РФ о том, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению, и учитывая п. 2 ст. 73 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который предусматривает, что исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно и исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения, а также сделав вывод, что вышеуказанные нормы федерального законодательства не устанавливают особенности восстановления на работе лиц, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала недействующим абз. 3 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621. Решение оставлено в силе Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 сентября 2003 г. Таким образом, суд еще раз подчеркнул, что решения по делам о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению независимо от квалификационных характеристик работ и должностей. Кроме того, помимо обязательных оснований немедленного исполнения суд, руководствуясь ст. 212 ГПК РФ, вправе обратить решение к немедленному исполнению полностью или частично, если судья сочтет, что вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя либо что само исполнение может оказаться невозможным. Под немедленным исполнением решения следует понимать восстановление нарушенных прав работника до вступления решения в законную силу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» органом принудительного исполнения является исключительно Федеральная служба судебных приставов. Принудительное исполнение решения, например, о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, производится на основании исполнительного документа (перечень исполнительных документов определен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»), принятого к исполнению Федеральной службой судебных приставов. Исполнение судебных актов по трудовым делам начинается с предъявления к принудительному исполнению различных групп исполнительных документов: — исполнительных документов по делам неимущественного характера; — исполнительных документов по делам имущественного характера. Если при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного характера одной из основных задач судебного пристава-исполнителя является поиск денежных средств и иного имущества должника и обращение на него взыскания, то при исполнении исполнительных документов другой группы задача пристава-исполнителя заключается в обеспечении выполнения исполнительного документа самим должником. Таким образом, по делам о восстановлении на работе следует обеспечить восстановление работодателем незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника. Приступая к исполнению решения, судебный пристав-исполнитель обязан послать должнику предложение о добровольном исполнении решения в срок до пяти дней. Такое предложение представляет собой попытку восстановления нарушенных прав без применения принудительных мер. Оно вручается должнику под расписку на втором экземпляре документа, приобщаемого к исполнительному производству. В необходимых случаях одновременно с вручением предложения судебный пристав-исполнитель может наложить арест на имущество должника. Особенностью всех исполнительных документов по трудовым делам является указание в них конкретных действий, обязанность выполнения которых лежит на должнике, а также сроков их конкретного выполнения. Например, работодатель обязан исполнить решение суда о восстановлении на работе путем издания соответствующего приказа и его неукоснительного выполнения. На следующий день после вынесения решения о восстановлении на работе работодатель обязан предоставить работнику соответствующую работу по обусловленной трудовой функции с восстановлением существенных условий труда, предусмотренных трудовым договором, действующим до его незаконного увольнения или незаконного перевода на другую работу. В концепции проекта Исполнительного кодекса РФ ст. 253 конкретизирует действия работодателя по исполнению исполнительного документа о восстановлении на работе. Исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если после издания приказа администрации об отмене своего незаконного приказа (распоряжения) об увольнении или о переводе работника взыскатель допущен к выполнению прежних трудовых обязанностей . ——————————— Проект Исполнительного кодекса РФ / Руководитель рабочей группы В. М. Шерстюк. Краснодар — СПб., 2004. С. 243.

Смотрите так же:  Льготная пенсия педагогов беларусь

Пленум Верховного Суда РФ обратил особое внимание в своем Постановлении от 14 апреля 1988 г. N 3, что обжалование решения суда работодателем в установленном законном порядке не освобождает его от обязанности исполнить резолютивную часть решения . Следовательно, судебный пристав-исполнитель в соответствии с предоставленными ему правами должен обеспечить выполнение именно вышеуказанных действий работодателем. ——————————— Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961 — 1993 гг. М., 1994. С. 308.

Согласно ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается взыскателю немедленно после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Однако согласно п. 9.3.1 Инструкции по судебному делопроизводству вступившие в законную силу судебные постановления судов по гражданским делам обращаются к исполнению отделом делопроизводства суда путем выдачи исполнительного документа взыскателю или по его просьбе передачи (направления) судебному приставу-исполнителю по месту работы, месту жительства или нахождения физического лица либо по месту нахождения имущества, если должником является юридическое лицо . ——————————— Российская газета. 2004. 5 нояб.

Пункт 9.3.2 гласит, что исполнительные документы выписываются и передаются (направляются) по назначению не позднее следующего рабочего дня после вступления в силу судебного постановления либо после возвращения дела из кассационной инстанции, а по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению, — в день вынесения решения. Нетрудно заметить, что между данными пунктами (п. 9.3.1 и п. 9.3.2) Инструкции возникли существенные противоречия. Первый пункт говорит о направлении исполнительного листа только по просьбе взыскателя, последующий пункт не указывает на просьбу взыскателя. Кроме того, в п. 9.3.2 вообще не говорится о выдаче исполнительного листа взыскателю. Последующий п. 9.3.3 не разъясняет положения, а еще более усугубляет его неясность тем, что вводит перечень категорий дел, по которым судом направляются исполнительные документы для исполнения. Среди этих категорий дел названы дела о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников и взыскании заработной платы за вынужденный прогул, а также о взыскании денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или в переводе работников либо в неисполнении решения суда. Второй абзац п. 9.3.3 указывает, что суд не вправе отказать в просьбе взыскателя о направлении исполнительного документа и по другим категориям дел. Однако третий абзац п. 9.3.3 говорит, что в остальных случаях, т. е. не предусмотренных настоящим пунктом, исполнительный документ высылается взыскателю либо выдается взыскателю под расписку при его личной явке в суд. Таким образом, напрашивается вывод, что по указанному перечню документов существует обязанность суда направить их в императивном порядке судебному приставу-исполнителю. Думается, что данная формулировка п. п. 9.3.1, 9.3.2 и 9.3.3 не только затрудняет, но и создает предпосылки к невозможности исполнения исполнительных документов. По общему правилу исполнительные действия можно совершать после вступления решения в законную силу, т. е. по истечении десяти дней после вынесения решения судом общей юрисдикции в окончательной форме, если решение не было обжаловано или на него не было принесено представление. Необходимо отметить, что законодатель при недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам, распределяя взысканные денежные суммы по правилам ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве», установил, что во вторую очередь удовлетворяются требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений. Таким образом, денежные взыскания работников по трудовым спорам производятся вслед за взысканием алиментов, возмещением вреда, причиненного здоровью, и возмещением вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. Следует согласиться с О. В. Исаенковой, что норма ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве» противоречит Конституции РФ, которая провозглашает признание и равную охрану частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности . ——————————— См.: Исаенкова О. В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. Саратов, 2002. С. 129 — 130.

В соответствии с конституционными принципами в ст. 14 проекта Исполнительного кодекса закреплен иной порядок взыскания: «При недостаточности взыскания денежных средств имущества должника для полного удовлетворения требований всех взыскателей по исполнительным документам вне очереди удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца» . ——————————— Проект Исполнительного кодекса РФ / Руководитель рабочей группы В. М. Шерстюк. Краснодар — СПб., 2004. С. 61.

Для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства необходимы следующие юридические факторы, несоблюдение которых лишает предъявляемый исполнительный документ исполнительной силы и исключает возможность возбуждения исполнительного производства: — предъявление исполнительного листа в соответствии с правилами территориальной компетенции Федеральной службы судебных приставов; — наличие у предъявленного исполнительного документа исполнительной силы и возможности принудительного исполнения; — предъявление исполнительного документа в сроки, установленные ст. 14 Закона об исполнительном производстве; — соответствие исполнительного документа требованиям ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве». В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан зафиксировать дату возбуждения исполнительного производства, вид исполнительного документа и характер исполнительных действий. Пункт 2 ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства в течение трех дней после поступления исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. В постановлении о возбуждении исполнительного производства могут быть предложение работодателю добровольно и немедленно исполнить исполнительный документ и уведомление о том, что в случае, например, невосстановления работника без уважительных причин в день вручения (получения) постановления о возбуждении исполнительного производства с работодателя будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, а с должника-работника — 5 минимальных размеров оплаты труда. В случае неисполнения в срок требований исполнительного документа на работодателя могут налагаться штрафные и иные санкции. Штрафные санкции могут налагаться неоднократно до полного исполнения исполнительного документа, уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнения. Должностные лица должника-организации, которые в силу своих служебных обязанностей должны исполнить исполнительный документ (т. е. восстановить работника на работе), могут быть подвергнуты штрафу в размере 100 минимальных размеров оплаты труда и привлечены к уголовной ответственности в случае, предусмотренном ст. 315 УК РФ. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит представление о привлечении к уголовной ответственности. К ответственности можно привлечь любое должностное лицо, которое имеет те или иные обязанности в сфере исполнительного производства (ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»). Уважительность причин невыполнения судебный пристав-исполнитель определяет самостоятельно. Под задержкой исполнения решения о восстановлении на работе можно, например, понимать следующее: — непредоставление работнику работы в соответствии с его трудовой функцией, предусмотренной трудовым договором, действовавшим до увольнения работника или перевода его на другую работу, признанного судом незаконным; — неиздание работодателем приказа о восстановлении работника на прежней работе с сохранением всех существенных условий труда, обусловленных трудовым договором и локальными нормативными актами; — поручение работнику другой работы, не предусмотренной трудовым договором, изменение существенных условий труда. На предприятии независимо от его организационно-правовой формы необходимым является составление акта с участием судебного пристава-исполнителя, сторон производства и других лиц как о выполнении, так и о невыполнении исполнительного документа с приложением официальных документов, подтверждающих тот или иной факт. Неисполнение судебного решения, а также несвоевременное его исполнение влечет за собой материальную ответственность работодателя перед работником в соответствии с требованием ст. 236 ТК РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 396 ТК РФ, согласно которой при задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении работника на работе суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения средней заработной платы или разницы в заработке (при незаконном переводе). Исполнение исполнительного документа должно быть закончено в двухмесячный срок со дня его поступления к судебному приставу-исполнителю. Основной мерой принудительного исполнения решений по трудовым делам является обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества. В настоящее время особую значимость приобрели вопросы очередности удовлетворения требований кредиторов, поскольку нередко денежных средств, находящихся на счете у должника, не хватает для удовлетворения претензий всех должников. Применительно к выплатам со стороны работодателя этот вопрос регулируется ст. 855 ГК РФ, в соответствии с которой определяется очередность списания денежных средств со счета. Рассматривая исполнение судебных актов по делам, возникающим из трудовых правоотношений, нельзя оставить без внимания ряд существующих проблем. Во-первых, руководствуясь правилом ст. 389 ТК РФ, комиссии по трудовым спорам в случае неисполнения работодателем в установленный срок вынесенного ею решения вправе выдать работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Срок предъявления этого исполнительного документа равен трем месяцам, исчисление начинается со следующего дня его выдачи. Заметим, что работодатель обязан исполнить решение КТС в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Таким образом, решение КТС, являясь актом несудебного органа, имеет возможность в несколько раз быстрее быть принудительно реализованным, чем судебный акт. Более того, по трудовому спору, который не был рассмотрен судом, имеется исполнительный документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель может совершить исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на имущество должника. Таким образом, нарушается п. 3 ст. 35 Конституции РФ, гласящий: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Думается, что вряд ли можно применять такие меры принудительного исполнения, как: обращение взыскания на имущество должника (арест имущества и его последующая реализация), изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, без предварительного судебного санкционирования. Кроме того, позволим согласиться с мнением О. В. Исаенковой о том, что порядок судебного санкционирования обязательно должен быть предварительным и оформляться именно решением, а не постановлением или иным актом судебной власти, исходя из конституционной нормы о решении как единственном основании изъятия имущества . ——————————— См.: Исаенкова О. В. Некоторые проблемы защиты прав граждан в исполнительном производстве // Актуальные проблемы процессуальной цивилистической науки: Сб. науч. ст. Саратов, 2003. С. 60.

Смотрите так же:  Пожарные требования к игрушкам

Затрагивая такую проблему, как обжалование действий судебного пристава-исполнителя, нельзя не сказать о двух ее аспектах: малый срок на обжалование действий судебного пристава-исполнителя и низкая степень доступности юридической помощи для сторон исполнительного производства при обжаловании. Установленный Законом «Об исполнительном производстве» десятидневный срок на обжалование невелик, особенно для работодателя: срок, как правило, составляет восемь рабочих дней. На крупных предприятиях с численностью свыше тысячи человек и с различными структурными подразделениями (бухгалтерия, финансовый отдел, юридический отдел, канцелярия и др.) должна быть достаточно четко организована работа для своевременной подготовки и подачи жалобы. Из-за кратчайших сроков на обжалование работнику и работодателю вне зависимости от того, какой стороной исполнительного производства они являются — должником или взыскателем, — необходима квалифицированная юридическая помощь. Например, работник при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, вряд ли испытает трудности, а вот фактическое исполнение документа может осуществляться не один год, и составление жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя для работника будет сложным. Законом «Об исполнительном производстве» предоставляется право организациям участвовать через свои органы или должностных лиц в исполнительном производстве. Органы или должностные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Как отмечает В. В. Ярков, в данном случае речь о представительстве ведется достаточно условно . ——————————— Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и к Федеральному закону «О судебных приставах» / Под ред. В. В. Яркова. М., 1999. С. 152.

Согласно ст. 53 ГК РФ орган юридического лица не связан с юридическим лицом договорными отношениями представительства и в исполнительном производстве будет участвовать в качестве стороны. Если указанные органы и должностные лица участвуют в исполнительном производстве через представителей, то можно говорить о представительстве интересов стороны в процессе исполнения. Норма п. 1 ст. 33 Закона «Об исполнительном производстве» предоставляет право гражданам участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через представителя. Поскольку взыскание расходов по оплате работы представителя в исполнительном производстве не подлежит возмещению взыскателю и не относится к расходам по совершению исполнительных действий, то представляется необходимым закрепить законодательно порядок возмещения таких расходов.

Исполнительное производство

Исполнительное производство является заключительным этапом судебного спора, например : о взыскании денежных средств, о выселении, о восстановлении на работе и некоторых других и представляет собой установленный законом порядок принудительных мероприятий для обеспечения защиты нарушенных и оспоренных прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем использования механизмов государственного принуждения.

Механизм исполнения судебных решений регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах».

Однако, хорошо известно, что не все ответчики (должники) торопятся выполнять вступившее в силу судебное решение. Поэтому истцам (взыскателям) приходится обращаться в специальный орган Федеральную службу судебных приставов (ФССП), т.е. к судебным приставам-исполнителям за принудительным исполнением судебного решения.

К сожалению, проблема с исполнением решений судов и иных органов стоит в нашем государстве стоит очень остро. По статистике не исполняется каждое второе решение суда. И это очень печально, потому, что как правило истцом потрачено много сил, времени и нервов для того , чтобы добиться справедливого решения, а на стадии исполнения решения -процесс «буксует».

Понятие «взыскатель» гораздо шире, чем понятие «истец», т.к. в исполнительном производстве исполняются не только судебные акты, но и акты других органов. Обычно взыскателем становится истец, а должником — ответчик. Хотя возможна и другая ситуация – например, когда судом в иске отказано и с истца в пользу ответчика взысканы судебные расходы или удовлетворен встречный иск. В этих случаях взыскателем становится ответчик. А должником – истец
.

Объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выдаваемые на основании судебных актов.

Виды исполнительных документов

— исполнительные листы, выдаваемые судами;
судебные приказы;
— соглашения об уплате алиментов, удостоверенные нотариусом;
— удостоверения , выдаваемые комиссией по трудовым спорам (КТС);
— судебные акты и акты других органов по делам об административных правонарушениях;
— постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3-х лет. В связи с этим Вам необходимо обратить внимание на дату выдачи исполнительного листа.

Исключением является выдача исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью и другие), которые сохраняют силу на весь срок, на который присуждены платежи, а также в течение 3-х лет и после окончания этого срока. Также является исключением из общего срока предъявления исполнительных документов к исполнению, выдача судебных актов либо актов госорганов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

Срок предъявления этих исполнительных документов составляет 1 год со дня вступления в силу судебных актов или актов госорганов.

Порядок возбуждения исполнительного производства

Полученный исполнительный лист необходимо предъявить в службу судебных приставов по месту жительства, месту работы или месту нахождения недвижимого имущества должника, если им является гражданин, если же организация, то исполнительный лист необходимо предъявлять по месту ее нахождения, либо по месту нахождения имущества этой организации.

После получения судебным приставом от взыскателя необходимых документов, судебный пристав возбуждает исполнительное производство, в результате которого судебный пристав должен исполнить судебный или иной акт. В случае невозможности исполнения по причинам, установленным законом, судебный пристав доложен принять соответствующее постановление и выдать его должнику и взыскателю.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Срок исполнения решения суда

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением случаев, когда законом предусмотрено немедленное исполнение или более короткий срок для исполнения.

В указанный срок не включается время: в течение, которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением; время приостановления исполнительного производства; отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа; со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска.

Прекращение исполнительного производства

В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения.

Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Проблемы, с которыми сталкивается взыскатель

У Взыскателя часто возникают проблемы связанные с потерей исполнительного документа либо в службе судебных приставов, либо по месту работы должника ( когда отчисления идут с зарплаты). В таком случае необходимо обратиться к судье с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа и уплатить госпошлину.

На практике часто возникают ситуации, когда перед судебным рассмотрением дела по ходатайству истца суд налагает арест на недвижимое имущество или применяет другие меры по обеспечению иска, а затем производство по делу прекращается в связи с заключением мирового соглашения или по другим основаниям. При этом, стороны не предпринимают мер к отмене обеспечительных мер, считая, что это произойдет «автоматически». Впоследствии , когда они желают распорядиться недвижимым имуществом, выясняется, что это невозможно. В таком случае обязательно необходимо обращаться в суд, в котором рассматривалось дело, с заявлением об отмене обеспечительных мер, и после вынесения судьей соответствующего определения, отвезти его заверенную копию в регистрирующий орган.

Однако самой распространенной проблемой, с которой приходится сталкиваться взыскателю, это то, что судебный пристав не может или не хочет обнаружить имущество должника, на которое можно обратить взыскание. У каждого судебного пристава имеется в производстве не одна сотня исполнительных производств. Кроме того, судебные приставы меняются с такой быстротой, что не знаешь с кого спрашивать о результатах его работы. Однако не надо отчаиваться, при правильном подходе и настойчивости ,как правило, все таки можно добиться результата.

Смотрите так же:  Суд экспертиза москва

В практике работы Юридического бюро Иванова Сергея встречались случаи недобросовестного исполнения судебным приставом своих обязанностей по исполнению судебных решений наших клиентов. Поэтому, обратившись к нам, Вы можете быть уверены, что ЮрбИС предпримет меры, с помощью которых можно воздействовать на судебного пристава с целью ускорения исполнительного производства. Такой грамотный подход к вопросу увеличит Ваши шансы добиться успеха в получении денежной суммы или решении вопросов нематериального характера. Тек более, что с 04 мая 2010 года законодательно закреплено, что за волокиту при исполнении решения возможно взыскивать компенсацию.

Мы не советуем Вам пассивно наблюдать за работой судебного пристава, необходимо пользоваться принадлежащими Вам правами.

Получить необходимую юридическую консультацию Вы можете на приёме, предварительно записавшись по телефону: +7 (495) 960-32-76 .

Copyright (c) ООО «ЮрбИС» — 2009-2018. Все права защищены.
Телефон: +7 (495) 960-3276

Статья 389 ТК РФ. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам (действующая редакция)

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 389 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 390 ТК решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано в суд. Если ни одна из сторон индивидуального трудового спора не обжаловала решение КТС в суд, наступает этап исполнения решения комиссии, который может быть как добровольным в течение трех дней со дня окончания срока на обжалование, так и принудительным по истечении названного срока.

2. Удостоверение на принудительное исполнение решения выдает КТС организации. КТС структурных подразделений организации правом выдачи удостоверений, имеющих силу исполнительного листа, не наделены.

ТК не устанавливает требования к правомочности комиссии при выдаче удостоверения, как это сделано в ч. 5 ст. 387 ТК в отношении проведения заседания КТС при разрешении индивидуального трудового спора.

3. О выдаче удостоверения на принудительное исполнение решения комиссии работник обращается с письменным заявлением в КТС.

Срок, в течение которого работник может обратиться в комиссию о выдаче удостоверения, установлен и составляет один месяц со дня принятия КТС решения. Это определяет, что действительный (реальный) срок, который предоставляется работнику для получения удостоверения, значительно меньше, поскольку: копия решения КТС вручается работнику в течение трех дней со дня принятия решения КТС (ч. 3 ст. 388 ТК); 10 дней со дня вручения копии решения КТС предоставляется для его обжалования (ч. 2 ст. 390 ТК); три дня по истечении 10 дней, предоставленных на обжалование, дается работодателю для исполнения решения КТС.

Таким образом, названный законодателем месячный срок сокращается на периоды, которые названы выше.

Если работником пропущен указанный срок обращения, то при наличии уважительных причин КТС может его восстановить. При отказе в восстановлении этого срока работник может обратиться за рассмотрением спора в суд.

Выдавая удостоверение, комиссия не выясняет причин неисполнения ее решения и повторно не разрешает трудовой спор.

4. Удостоверение КТС должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. В соответствии со ст. 13 Закона об исполнительном производстве в нем должны быть указаны: наименование и адрес органа, выдавшего исполнительный документ; наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия решения КТС; дата вступления в законную силу решения КТС; сведения о работодателе и работнике: а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания; б) для организаций — наименование и юридический адрес; в) для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; резолютивная часть решения КТС, содержащая существо решения (например, требование о возложении на работодателя обязанности по передаче работнику денежных средств, об отмене приказа работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания в виде выговора); дата выдачи исполнительного документа.

Удостоверение, выданное на основании решения комиссии, подписывается председателем комиссии и заверяется печатью КТС.

5. В случае утраты работником подлинника удостоверения основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке КТС (см. ст. 12 Закона об исполнительном производстве). В настоящее время ТК не регулирует вопроса о выдаче КТС дубликата удостоверения.

В случае утраты судебным приставом-исполнителем исполнительного документа работнику (его представителю) выдается справка об утрате исполнительного документа для предъявления ее в уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (по получении дубликата судебный пристав-исполнитель принимает незамедлительные меры к возбуждению исполнительного производства и его осуществлению, если до утраты исполнительного документа по нему не было возбуждено исполнительное производство) (Приказ ФССП России от 29.10.2007 N 570 «Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов»).

6. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (удостоверения КТС) по заявлению работника. Заявление подписывается работником либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Заявление работника и исполнительный документ подаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется работнику, работодателю, а также в орган, выдавший исполнительный документ (см. ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

7. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ предъявлен без заявления работника либо заявление не подписано работником или его представителем; исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий; документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Устранение названных обстоятельств не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю (см. ст. 31 Закона об исполнительном производстве).

8. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения работник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в КТС с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Заявление о разъяснении положений удостоверения, способа и порядка его исполнения рассматривается КТС в 10-дневный срок со дня его поступления (см. ст. 32 Закона об исполнительном производстве).

9. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (см. ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

10. Об участии в исполнительном производстве несовершеннолетних, о законных представителях граждан, участвующих в исполнительном производстве, о лицах, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства, см. коммент. к ст. 396 ТК.

11. Об ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве см. коммент. к ст. 396 ТК.

12. Если истек трехмесячный срок предъявления удостоверения судебному приставу-исполнителю, оно к производству не принимается, о чем выносится соответствующее постановление.

Положение ч. 4 ст. 389 ТК закрепляет право КТС восстановить срок, если он пропущен работником по уважительным причинам, которыми могут быть, например, длительная командировка, пребывание работника в стационаре в связи с болезнью.

Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 23 Закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительного листа и судебного приказа, восстановлению не подлежат. Полагаем, что возникшая коллизия может быть решена на приоритете специального законодательного положения по сравнению с общим, т.е. в данном случае следует руководствоваться правилом ч. 4 ст. 389 ТК.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019