Ходатайство об убежище

УВКБ ООН — Мероприятия

Беженцы: Лица, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой».

Лица, ищущие убежище: Лица, желающие быть принятыми какой-либо страной в качестве беженцев, или лица, ожидающие определения его/ее статуса властями страны убежища.

Практика предоставления убежища лицам, спасающимся бегством от преследования в других странах, является одним из самых ранних достижений цивилизации. Первые упоминания об этом встречаются в текстах, составленных 3,5 тысячи лет назад в период расцвета великих империй на Ближнем Востоке (хетты, вавилоняне, ассирийцы и древние египтяне).

Спустя три тысячелетия, защита беженцев стала основной задачей Агентства ООН по делам беженцев, которое было учреждено для оказания содействия беженцам, особенно тем, кто находился в ожидании возвращения на родину после Второй Мировой Войны.

В Конвенции ООН 1951 г., касающейся статуса беженцев, под определением «беженец» подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений.

С тех пор УВКБ ООН оказало содействие и помощь десяткам миллионов беженцев, найдя долгосрочные решения их проблем. В настоящее время миграционные процессы становятся сложнее и многограннее, охватывая не только беженцев, но и трудовых мигрантов. Однако существует большая разница между беженцами и мигрантами, поэтому нормы международного права, регулирующие их статус, фундаментально отличаются.

Мигранты, особенно трудовые, принимают решение о переезде в поисках лучшего будущего для себя и своих семей. Беженцы вынуждены переезжать с тем, чтобы спасти свою жизнь и свободу. Они не получают защиту от своего государства, более того, зачастую угроза преследования исходит от их страны. Если другие страны не предоставят им убежище и не окажут помощь, тем самым они обрекают их на смерть или невыносимое существование без средств и прав.

Зачастую путают понятия «беженец» и «лицо, ищущее убежище». Лицом, ищущим убежище, признается то лицо, чье ходатайство находится в стадии рассмотрения. Национальные органы, рассматривающие ходатайства о предоставлении убежища, определяют, кто из лиц, ищущих убежище, имеет право на предоставление международной защиты. В случае если в соответствии с установленными правилами и процедурами лицо не имеет оснований для признания беженцем или предоставления временного убежища, оно может быть возвращено в свою страну.

Подробная информация о численности и программах в РФ:

Ходатайство об убежище

Закон Эстонской Республики о Беженцах.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Сфера регулирования

Настоящий Закон регулирует правовой статус и основания пребывания в Эстонии лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, и беженцев, исходя из Конвенции ООН о статусе беженцев (далее — Конвенция) и Протокола, касающегося статуса беженцев, от 31 января 1967 года (далее — Протокол).

Статья 2
Учреждения, совершающие вытекающие из Закона действия

Действия, вытекающие из настоящего Закона, совершают назначенные Правительством Республики правительственные учреждения.

Статья 3
Лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища

Лицом, ходатайствующим о предоставлении убежища (далее — ходатайствующий), является иностранец, который, находясь в Эстонии, в том числе в пункте пограничного контроля, ходатайствует перед Правительством Республики о предоставлении убежища.

Статья 4
Беженец

Беженцем в понимании настоящего Закона и согласно Конвенции является иностранец:

1) который подпадает под определение статьи 1 Конвенции вместе с дополнением, содержащимся в статье 1 Протокола;

2) которому убежище предоставлено Правительством Республики.

Статья 5
Предоставление убежища

1. Правительство Республики может предоставлять убежище ходатайствующему:

1) который имеет основания опасаться преследования в стране своей гражданской принадлежности или стране своего постоянного проживания по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и который не может или не желает пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности или страны своего постоянного проживания вследствие таких опасений либо который не может или не желает вернуться туда вследствие таких опасений;

2) который прибыл в Эстонию непосредственно из страны своей гражданской принадлежности или страны постоянного проживания или который прибыл в Эстонию через какое-либо другое государство, где иностранец также может подвергнуться преследованиям, указанным в пункте 1 данной части, либо высылке в страну, где беженец может подвергнуться указанным преследованиям;

3) который подал Правительству Республики ходатайство о предоставлении убежища.

2. Если отсутствует условие, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, убежище может быть предоставлено ходатайствующему только в соответствии с международными договорами.

3. По ходатайству беженца убежище может быть предоставлено также его супругу или несовершеннолетнему ребенку, если они находятся за пределами Эстонии и подпадают под определение беженца в Конвенции и Протоколе.

Статья 6
Отказ в предоставлении убежища

1. Убежище не предоставляется ходатайствующему, который пользуется защитой или помощью органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев, или в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что он:

1) совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, или

2) совершил тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Эстонию, или

3) виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

2. Правительство республики отказывает, в соответствии с Конвенцией, в предоставлении убежища ходатайствующему, который ходатайствовал о предоставлении убежища либо получил убежище в какой-либо другой государстве или в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что он:

1) может представлять опасность для государственной безопасности или общественного порядка Эстонии, или

2) прибыл в Эстонию по экономическим, социальным или иным соображениям, которые не согласуются с определением беженца в Конвенции и Протоколе.

Статья 7
Права и обязанности ходатайствующего и беженца

1. Ходатайствующему и беженцу гарантируются права и свободы, вытекающие из Конституции, законов и других правовых актов Эстонской Республики, а также из Конвенции и Протокола общепризнанных норм международного права и международных обычаев.

2. Ходатайствующий имеет право:

1) получать информацию на понятном ему языке о производстве по ходатайству о предоставлении убежища и связанных с этим правах и обязанностях;

2) поддерживать контакты с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и с другими защищающими права беженцев организациями;

3) иметь представителя в производстве по ходатайству о предоставлении убежища;

4) получать в письменном виде мотивированное решение об отказе в предоставлении убежища.

3. Беженец имеет право:

1) поддерживать контакты с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и с другими защищающими права беженцев организациями;

2) получать в письменном виде мотивированное решение об отказе в предоставлении убежища.

4. Ходатайствующий обязан всесторонне содействовать выяснению обстоятельств, служащих основанием для обращения с ходатайством о предоставлении убежища, сообщать все сведения и представлять документы, подтверждающие приведенные в его ходатайстве обстоятельства.

5. Ходатайствующий и беженцы обязаны соблюдать основы конституционного строя Эстонии и выполнять предписания правовых актов Эстонии.

6. На беженцев распространяются обязанности, установленные статьей 15 Закона об иностранцах (ПАЭ, 1993, 26, 637; 1994, 37, 653; 1995, 40, 981), равно как на субъектов, указанных в этой же статье, распространяются установленные там же обязанности в отношении беженцев.

7. Ходатайствующие и беженцы вправе обратиться в суд в случае нарушения их прав и свобод.

ГЛАВА 2
ПРИЕМ ХОДАТАЙСТВУЮЩИХ, ОБРАЩЕНИЕ С ХОДАТАЙСТВОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА И УСТАНОВЛЕНИЕ СТАТУСА БЕЖЕНЦА

Статья 8
Первичный опрос

1. Назначенное Правительством Республики правительственное учреждение проводит первичный опрос иностранца, который, пребывая в Эстонии, за исключением пункта пограничного контроля, заявляет о своем желании ходатайствовать о предоставлении убежища, об обстоятельствах его прибытия в Эстонию и причинах обращения с ходатайством о предоставлении убежища.

2. Первичный опрос проводится в порядке, установленном Правительством Республики.

3. После первичного опроса и подачи ходатайства по установленной форме назначенному Правительством Республики правительственному учреждению ходатайствующего принимают в центре по приему беженцев.

Статья 9
Ускоренное производство по ходатайству

1. Ходатайство иностранца по установленной форме о предоставлении убежища в Эстонии, предоставленное им в пункте пограничного контроля на границе Эстонии, рассматривается назначенным Правительством Республики правительственным учреждением в порядке ускоренного производства.

Смотрите так же:  Банкротство ип и физических лиц

2. В ходе ускоренного производства по ходатайству назначенное Правительством Республики правительственное учреждение проводит первичный опрос ходатайствующего, проверяет достоверность представленных им документов, его благонадежность и соответствие установленным статьей 5 настоящего Закона условиям. После этого назначенное Правительством Республики правительственное учреждение выносит мотивированное решение либо о немедленном принудительном возвращении ходатайствующего, либо о направлении его в центр по приему беженцев для установления статуса беженца.

3. Порядок проведения ускоренного производства устанавливает Правительство Республики.

4. В течение всего времени проведения ускоренного производства ходатайствующему не разрешается покидать пункт пограничного контроля, кроме случая, когда он возвращается обратно, отказавшись от обращения с ходатайством о предоставлении убежища.

Статья 10
Центр по приему беженцев

1. Центр по приему беженцев представляет собой государственное учреждение, в задачи которого входит организация оказания ходатайствующим необходимых услуг.

2. Порядок управления центром по приему беженцев, организации его работы и соответствующие правила устанавливает Правительство Республики.

3. Центр по приему беженцев в необходимых случаях организует для ходатайствующих в виде поддержки:

1) временное поселение;

2) питание и снабжение одеждой и иными предметами первой необходимости, а также деньгами на неотложные мелкие расходы в пределах установленных правительством норм;

3) оказание первой медицинской помощи и осуществление медицинского контроля;

4) оказание минимально необходимых услуг переводчика и обучение эстонскому языку;

5) получение информации об их правах и обязанностях;

6) оказание иных крайне необходимых услуг.

4. Центр по приему беженцев обеспечивает хранение личных данных и иных документов ходатайствующего и их конфиденциальности.

5. Центр по приему беженцев выдает ходатайствующему снабженное его фотографией и подписанное им удостоверение с указанием имени ходатайствующего, наименования центра по приему беженцев и срока действия удостоверения, которое подтверждает право ходатайствующего в пределах срока действия удостоверения находиться в Эстонии, по не переходить государственную границу. Форма удостоверения и порядок его выдачи, обмена, изъятия и признания недействительным устанавливаются Правительством Республики.

6. Ходатайствующий обязан соблюдать предписания центра по приему беженцев и принимать участие в организуемых им мероприятиях.

Статья 11
Подача ходатайства о предоставлении убежища

1. Ходатайствующий подает ходатайство о предоставлении убежища через назначенное Правительством Республики правительственное учреждение.

2. В ходатайстве по установленной форме, подписываемом ходатайствующим, он указывает свои имя и фамилию, другие имена, если они входят в число личных данных ходатайствующего о предоставлении убежища, дату и место рождения, гражданство, страну постоянного проживания и государство, через которое он прибыл в Эстонию, образование, профессию, родной язык и иностранные языки, которыми он владеет, подробное изложение причин обращения с ходатайством о предоставлении убежища в Эстонии.

3. За несовершеннолетнего ходатайствующего ходатайство подает его родитель или опекун. В случае, если у несовершеннолетнего ходатайствующего нет родителей или опекуна, суд по предложению центра по приему беженцев назначает ему опекуна.

4. Форму ходатайства устанавливает Правительство Республики.

5. Ходатайствующий прилагает к ходатайству:

1) документы, удостоверяющие личность и гражданство, если таковые у него имеются;

2) документы об образовании и работе, если таковые у него имеются;

3) автобиографию с указанием происхождения, сведений о трудовой, военной и политической деятельности, наличии судимости, семейном положении ходатайствующего, данных о его супруге и несовершеннолетних детях, и также об имущественном положении и доходах;

4) иные доказательства, свидетельствующие о соответствии ходатайствующего определению понятия беженца в Конвенции и Протоколе, если таковые у него имеются.

6. Если ходатайствующий является неграмотным или если состояние его здоровья не позволяет ему собственноручно заполнить документы, то это делает с его слов государственный чиновник, уполномоченный на то назначенным Правительством Республики Эстония правительственным учреждением.

7. В центре по приему беженцев назначенное Правительством Республики правительственное учреждение подробно опрашивает ходатайствующего об обстоятельствах его прибытия в Эстонию и о причинах обращения с ходатайством о предоставления убежища. Условия и порядок проведения опроса устанавливает Правительство Республики. Ходатайствующий, находящийся в центре по приему беженцев, фотографируется и у него снимаются отпечатки пальцев.

Статья 12
Установление статуса беженца

1. Ходатайство рассматривается назначенным Правительством Республики правительственным учреждением.

2. В ходе рассмотрения ходатайства правительственное учреждение проверяет достоверность представленных документов и данных, благонадежность ходатайствующего и его соответствие установленным статьей 5 настоящего Закона условиям, анализирует обоснованность ходатайства и вносит Правительству Республики мотивированное предложение о предоставлении ходатайствующему убежища либо об отклонении ходатайства.

3. Ходатайствующему, ходатайство которого было отклонено, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение делает предписание о выезде из Эстонии, в случае неисполнения которого он высылается из Эстонии указанным учреждением.

ГЛАВА 3
ПРИЕМ БЕЖЕНЦЕВ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Статья 13
Организация приема

1. Иностранец, которому предоставлено убежище, покидает центр по приему беженцев.

2. Правительственное учреждение организует в соответствии с установленным Правительством Республики порядком и по соглашению с местными самоуправлениями поселение беженцев в единицах местного самоуправления с учетом пропорционального распределения беженцев между единицами местного самоуправления, а также возможностей для их поселения и трудоустройства.

3. Прием беженцев организуют местные самоуправления, которые оказывают им содействие:

1) в поисках места жительства;

2) в поисках места работы;

3) в получении социальных и медицинских услуг;

4) в оказании услуг переводчика и организации обучения эстонскому языку;

5) в прохождении обучения и получения услуг в области культуры;

6) в получении информации о правах и обязанностях беженцев;

7) в разрешении иных вопросов.

4. Расходы, связанные с приемом беженца, возмещаются из государственного бюджета по ставкам и в порядке, установленных Правительством Республики.

Статья 14
Социальные права беженца

1. Во время пребывания в Эстонии беженец вправе получать государственное денежное пособие, пособие на детей, пользоваться услугами рынка труда и получать государственное денежное пособие по безработице, социальные пособия и иную помощь на равных с постоянным жителем Эстонии основаниях, установленных законами, и на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики.

2. Местное самоуправление может выплачивать беженцу, имущественное положение которого не дозволяет ему обустроиться за свой счет, единовременное пособие по бедности.

3. Беженцу, который возвращается в страну своей гражданской принадлежности, в страну своего постоянного проживания либо переселяется в другую страну, может на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики, выплачиваться единовременное пособие из государственного бюджета в размере, полностью или частично покрывающем его расходы на проезд.

ГЛАВА 4
ДОКУМЕНТЫ БЕЖЕНЦА

Статья 15
Вид на жительство

1. Иностранцу, которому предоставило убежище, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение выдает срочный вид на жительство сроком до двух лет.

2. Выданный беженцу срочный вид на жительство может быть продлен правительственным учреждением, если обстоятельства, обусловившие предоставление ему убежища, не отпали.

3. Продление срочного вида на жительство беженца производится в установленном Правительством Республики порядке.

4. Супругу беженца, не являющемуся гражданином Эстонии или беженцем, вид на жительство может быть выдан правительственным учреждением на равных с супругом постоянного жителя Эстонии основаниях в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об иностранцах.

5. Несовершеннолетнему ребенку беженца, не являющемуся гражданином Эстонии или беженцем, правительственное учреждение выдаст вид па жительство того же типа и с тем же сроком действия, что и беженцу.

6. Постоянный вид на жительство может быть выдан беженцу правительственным учреждением на условиях, установленных частью 3 статьи 12 Закона об иностранцах.

Статья 16
Разрешение на работу

1. Иностранцу, которому предоставлено убежище, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение может выдать разрешение на работу сроком до двух лет без определения в нем работодателя.

2. Правительственное учреждение может продлить срок действия выданного беженцу разрешения па работу или выдать ему новое разрешение, если беженец имеет вид на жительство, срок действия которого не истек.

Статья 17
Аннулирование вида на жительство и разрешения на работу

Вид на жительство и разрешение на работу, выданные беженцу, аннулируются назначенным Правительством Республики правительственным учреждением в связи с прекращением статуса беженца.

Статья 18
Другие документы

1. Беженцу, который не имеет действительных проездных документов, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение может выдать указанные в статье 28 Конвенции проездные документы сроком до двух лет. Срок действия проездных документов может быть продлен в случае, если обстоятельства, обусловившие предоставление беженцу убежища, не отпали.

2. Иные выдаваемые государством документы выдаются беженцу на тех же основаниях, что и другим иностранцам, прибывающим в Эстонию на основании вида на жительство.

3. Форма проездных документов, порядок их выдачи, обмена, изъятия и признания недействительными устанавливаются Правительством Республики.

Смотрите так же:  Отсутствуети возврат

ГЛАВА 5
УТРАТА СТАТУСА БЕЖЕНЦА

Статья 19
Основания утраты статуса беженца

Согласно Конвенции иностранец утрачивает статус беженца, если он:

1) добровольно вернулся в страну своей гражданской принадлежности или в страну своего постоянного проживания либо добровольно воспользовался защитой этой страны, или

2) добровольно выехал на постоянное жительство в какое-либо другое государство,

3) добровольно вновь приобрел гражданство, которого он ранее лишился, или

4) приобрел гражданство Эстонии или какого-либо другого государства, или

5) более не нуждается в защите Эстонского государства, поскольку отпали обстоятельства, обусловившие предоставление убежища, или

6) лишается убежища в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 20
Выезд из Эстонии в связи с утратой статуса беженца

Иностранцу, утратившему статус беженца, назначенным Правительством Республики правительственным учреждением делается предписание о выезде из Эстонии, за исключением случаев, когда у иностранца возникли иные правовые основания для пребывания в Эстонии.

Статья 21
Недопустимость высылки или принудительного возвращения

1. Эстонская Республика не высылает и не возвращает ходатайствующего или беженца в государство, где его жизни или свободе угрожает опасность вследствие его принадлежности к определенной расе, национальности, религии, социальной группе или в связи с его политическими убеждениями.

2. Положения части 1 настоящей статьи применяются к ходатайствующему или беженцу, рассматриваемому в силу уважительных причин как угроза безопасности государства или осужденному приговором за совершение особенно тяжкого преступления и представляющему вследствие этого общественную опасность.

Статья 22
Лишение убежища

Правительство Республики по мотивированному предложению назначенного им правительственного учреждения лишает убежища иностранца, которому оно было предоставлено в обстоятельствах, не соответствующих установленным частью 1 статьи 5 настоящего Закона условиям, или в связи с обнаружением исключающих статус беженца обстоятельств, установленных статьей 6 настоящего Закона, либо в соответствии с судебным приговором лицо, которое осуждено за совершение тяжкого преступления и продолжение пребывания которого в Эстонии представляет угрозу для ее безопасности или общественного порядка.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23
Сотрудничество с международными организациями

1. При решении проблем, связанных с беженцами, Эстонская Республика сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, оказывая ему помощь в осуществлении надзора за применением положений Конвенции и Протокола.

2. Эстонская Республика гарантирует выполнение обязанностей, вытекающих из Конвенции и Протокола, и предоставляет Управлению Верховного комиссара информацию и статические данные относительно:

1) положения беженцев;

2) применения положений Конвенции и Протокола;

3) правовых актов, находящихся в силе или могущих впоследствии вступить в силу по вопросу о беженцах.

Статья 24
Использование паспорта иностранца

До выдачи в Эстонии установленных статьей 23 Конвенции проездных документов беженцу, указанному в части 1 статьи 18 настоящего Закона, может быть выдан паспорт иностранца, в котором на эстонском и английском языках сделана запись:

«Конвенция от 28 июля 1951 года» и срок действия которого составляет до двух лет. Выдача паспорта иностранца производится в соответствии с Законом об иностранцах.

Статья 25
Внесение изменения в Закон об иностранцах

В части 2 статьи 3 Закона об иностранцах (ПАЭ, 1993, 26, 637; 1994, 37, 658; 1995. 40, 981).

Текст перевода на русский язык не изменяется.

Статья 26
Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу одновременно с Конвенцией.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Вопрос о возможности получения убежища в России является актуальным и волнует многих иностранных граждан, вынужденно покинувших свою страну. Данный подраздел не случайно занял место среди прочих режимов проживания в РФ, поскольку лицо, получившее убежище, обладает правом временно проживать на территории России. Но так как получение убежища — это специальное и исключительное основание, дающее гражданину право временно жить в России, мы рассмотрим его в этой отдельной главе. Ошибочно мнение о том, что предоставление убежища — это жест доброй воли. Присоединившись к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и к Протоколу, касающегося статуса беженцев 1967 года, Россия приняла на себя международное обязательство по защите беженцев. Следовательно, предоставление нуждающимся гражданам убежища — это исполнение Россией принятых на себя международных обязательств.

В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» (далее также – Закон о беженцах) РФ предоставляет иностранным гражданам убежище путем:

  • признания лица беженцем
  • предоставление временного убежища

Как получить статус беженца?

Бытовое понятие «беженца» следует отделять от законодательного, поскольку в соответствии с законом под «беженцем» следует понимать лицо, не имеющее российского гражданства, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности ищет в РФ убежище. Определение термина «беженец» приведено в преамбуле ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах».

Процедура признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, рассмотрим их подробно.

Обращение с ходатайством. Признание иностранца беженцем осуществляется на основании его волеизъявления, поэтому лицу, которое ищет убежище, необходимо обратиться в уполномоченный орган с ходатайством. В ходатайстве следует подробно изложить мотивы, побудившие искать убежище в чужой стране, и предоставить любые письменные доказательства заявленной позиции. Далее сотрудниками органа, принявшего ходатайство, проводится опрос и анкетирование лица, претендующего на статус беженца, с целью получения необходимой информации о жизни заявителя в стране гражданской принадлежности. В случае нахождения лица на территории России, ходатайство может быть подано в миграционный орган, в настоящее время данные функции исполняет Управление по вопросам миграции (ст.4 Закона о беженцах). Стоит отметить, что правом на обращение за убежищем на территории РФ обладают лишь граждане, законно находящиеся в России. В случае нахождения гражданина за пределами РФ, ему необходимо обратиться с ходатайством в российское консульство. Ходатайство о признании беженцем также может быть подано в пограничной зоне. Обратиться с ходатайством о признании его беженцем в органы пограничного контроля иностранный гражданин может в течение суток после пересечения границы. Одновременно закон допускает, что при наличии обстоятельств, препятствующих своевременной подаче прошения, ходатайство о признании беженцем может быть подано в более поздний срок, но не позднее окончания действия этих обстоятельств. Обращение может быть совершено только совершеннолетним и дееспособным гражданином. В отношении несовершеннолетних граждан, а также граждан, дееспособность которых ограничена, подачу ходатайства осуществляет их законный представитель. Правом на подачу прошения о признании беженцем через представителя обладают также граждане, которые не могут подать его самостоятельно в силу возраста или состояния здоровья. В данном случае к ходатайству обязательно прилагаются документы, подтверждающие наличие указанных причин.

Вторым этапом является предварительное рассмотрение ходатайства. Предварительное рассмотрение ходатайства гражданина о признании его беженцем осуществляется в течение 5 дней. На данном этапе проводится предварительная проверка сведений об иностранном гражданине, изучаются представленные документы, устанавливается отсутствие оснований, исключающих дальнейшее рассмотрение ходатайства. По истечении 5 дней иностранцу оформляется свидетельство о рассмотрении его ходатайства по существу, либо выдается уведомление об отказе в его рассмотрении.

Закон устанавливает перечень оснований, наличие которых исключает возможность дальнейшего рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем. Ходатайство не подлежит дальнейшему рассмотрению если:

  • в отношении иностранного гражданина возбуждено уголовное дело за преступление, совершенное на территории РФ;
  • гражданину ранее было отказано в признании беженцем, при условии, что обстоятельства, побудившие лицо искать убежище, не изменились;
  • гражданин получил обоснованный отказ в признании его беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции о статусе беженцев;
  • гражданин имеет право проживания в ином (третьем) государстве, при условии, что данный гражданин не станет жертвой преследования в этом государстве;
  • гражданин покинул свою страну из-за опасений понести наказание за совершенное в ней правонарушение;
  • гражданин прибыл из государства, в котором имел возможность и основания получить убежище;
  • гражданин был вынужден незаконно пересечь российскую границу, но не подал прошение о признании его беженцем в течение суток;
  • гражданин отказывается сообщать сведения о себе и об обстоятельствах, вынудивших просить о предоставлении убежища;
  • гражданин состоит в браке с российским гражданином и имеет возможность получить разрешение на проживание в РФ, либо если такой гражданин уже имеет разрешение на проживание.

Данный перечень оснований является исчерпывающим (ст.5 Закона о беженцах). Отказ в рассмотрении ходатайства по существу может быть обжалован в административном и (или) судебном порядке.

Лица, у которых ходатайство принято к рассмотрению по существу, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию и дактилоскопической экспертизе. Им выдается свидетельство, на основании которого они могут находиться в России до принятия окончательного решения.

Получив свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, иностранный гражданин, а также прибывшие вместе с ним члены его семьи, имеют право пользоваться услугами переводчика, получить денежную компенсацию проезда к месту проживания и провоза багажа, единовременное денежное пособие в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 484, а также на получение направления в центр временного содержания, лекарственной и медицинской помощи наравне с гражданами РФ (ст.6 Закона о беженцах).

Смотрите так же:  Можно ли вернуть вещь без ценника

Следующий этап — рассмотрение ходатайства по существу. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в срок, не превышающий 6 месяцев. Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу является исключительным полномочием миграционного органа.

Финальный этап — принятие решения по ходатайству. По результатам рассмотрения ходатайства иностранного гражданина о признании его беженцем принимается одно из двух возможных решений:

  • о признании лица беженцем;
  • об отказе в признании лица беженцем.

Гражданину, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца и проездной документ, на основании которого осуществляется выезд и въезд в РФ. В соответствии со ст.8.1 Закона о беженцах гласит: проездной документ удостоверяет личность беженца при въезде в РФ и выезде из РФ. Стоит отметить, что решение о признании беженцем принимается в отношении каждого совершеннолетнего и дееспособного члена семьи ходатайствующего лица, с учетом предусмотренных законом оснований. При отсутствии оснований, статус беженца может быть предоставлен одному из совершеннолетних членов семьи, исключительно в целях воссоединения с семьей.

Статус беженца предоставляется на неопределенный срок, однако каждые 1,5 года происходит пересмотр решения с учетом актуальных обстоятельств.

Объем прав и обязанностей гражданина, признанного беженцем, определен в ст. 8 Закона о беженцах. Лицо, признанное беженцем, помимо вышеперечисленных преференций, имеет право на социальную поддержку со стороны российского государства, в том числе, направление на профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве, содействие в устройстве детей в образовательные учреждения, работу по найму, участие в общественной деятельности. Помимо этого, лицо, признанное беженцем, а также прибывшие вместе с ним члены семьи, имеют право на обращение в миграционный орган для оформления вида на жительство и получения российского гражданства в упрощенном порядке.

Также беженец вправе получить вид на жительство, минуя стадию оформления РВП, а также на упрощенное получение гражданства РФ. Так в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В 2016 году соответствующие изменения были внесены и в ст.8 Закона о правовом положении иностранных граждан. После получения вида на жительство лицо, признанное беженцем, вправе обратиться в орган ГУВМ с заявлением о принятии в российское гражданство.

Если иностранному гражданину было отказано в рассмотрении ходатайства по существу, либо принято решение об отказе в признании его беженцем, он вправе оспорить данное решение в судебном порядке. Срок подачи жалобы составляет:

1 месяц со дня вручения соответствующего уведомления;

3 месяца со дня, когда лицу стало известно об оспариваемом решении.

Жалоба подается в районный суд по месту нахождения органа пограничного контроля либо регионального управления по вопросам миграции, принявшего решение об отказе. В соответствии с законом, за гражданином сохраняется право пребывать в России на период рассмотрения судом жалобы. В том, случае, если жалоба не была подана в установленный срок и у иностранца отсутствуют иные основания находиться в России, он и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны покинуть страну в течение 3 суток. Неисполнение данной обязанности влечет принудительную депортацию и, как следствие, запрет на последующий въезд.

По предусмотренным законом основаниям лицо может утратить статус беженца. Данное решение также может быть обжаловано в судебном порядке в указанные выше сроки.

Правила предоставления убежища

Если вы хотите получить защиту в Швеции, вы должны подать ваш запрос о предоставлении убежища либо в пограничную службу по прибытии в Швецию, либо в один из пунктов приема таких запросов Агентства по вопросам миграции.

Шведское агентство по вопросам миграции не может одобрить запрос о предоставлении убежища, если оно было подано в Посольство Швеции. Если вы не можете приехать в Швецию, чтобы получить защиту, вы можете обратиться в Управление верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (UNHCR).

В какой конкретной стране должна рассматриваться заявка, определяют правила Дублинского соглашения.

Просители убежища

Проситель убежища – это человек, который прибывает в Швецию и подает заявку о предоставлении защиты (убежища) в этой стране, но чья заявка еще не рассматривалась.

Причины предоставления вида на жительство просителям убежища

Швеция подписала Конвенцию ООН, касающуюся статуса беженцев. Это, среди прочего, означает, что Швеция будет рассматривать каждую заявку о предоставлении убежища индивидуально.

Индивидуальное рассмотрение включает в себя регистрацию гендерной идентичности и сексуальной ориентации просителя (т. е., выясняется, является ли проситель гомосексуалистом, бисексуалом или транссексуалом).

Швеция предоставит вид на жительство лицу, которое является беженцем в соответствии с Конвенцией ООН, а также лицу, нуждающемуся в «дополнительной защите» в соответствии с совместными правилами ЕС.

В соответствии с Конвенцией ООН, касающейся статуса беженца, шведским законодательством и правилами ЕС, человек может считаться беженцем, когда он имеет вполне обоснованные причины опасаться преследований по причине:

  • расовой принадлежности;
  • национальности;
  • религиозных или политических убеждений;
  • пола;
  • сексуальной ориентации или
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Преследование может осуществляться со стороны официальных властей страны проживания такого лица. Может быть и так, что власти неспособны или не желают предоставить защиту от преследования со стороны отдельных лиц или групп.

Лицо, квалифицированное как беженец, получает статус беженца – международно признанный статус, основывающийся как на Конвенции ООН о беженцах, так и на правилах ЕС.

Лицу, имеющему статус беженца, обычно предоставляется вид на жительство сроком на три года. (Некоторые лица, ходатайствовавшие о предоставлении убежища не позднее 24 ноября 2015 года, могут получить постоянный вид на жительство.)

Человек, нуждающийся в дополнительной защите

Человек признается нуждающимся в дополнительной защите, когда:

  • этот человек может быть приговорен к смертной казни;
  • находится под угрозой подвергнуться телесному наказанию, пыткам или другим видам бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; или
  • в качестве гражданского лица находится под угрозой получить серьезную травму вследствие вооруженного конфликта.

Лицо, квалифицированное как лицо, нуждающееся в защите на альтернативных основаниях, получает защитный статус на альтернативных основаниях согласно правилам ЕС.

Лицу, имеющему защитный статус на альтернативных основаниях, обычно предоставляется вид на жительство сроком на 13 месяцев. (Некоторые лица, ходатайствовавшие о предоставлении убежища не позднее 24 ноября 2015 года, могут получить постоянный вид на жительство.)

Другие виды защиты

В исключительных случаях просители убежища могут получить вид на жительство, даже если они не нуждаются в защите от преследования. Для этого необходимо наличие чрезвычайных обстоятельств, напрямую связанных с их личной ситуацией (например, людей с очень серьезными проблемами со здоровьем или людей, ставших объектами торговли людьми), в силу того, что решение отказать в виде на жительство будет противоречить международным обязательствам Швеции.

Исключения из права на защиту

Если в ходе рассмотрения вашего ходатайства выяснится, что вы совершали военные преступления, преступления против человечности или иные тяжкие преступления, либо если вы представляете угрозу государственной безопасности, вы не сможете получить убежище в Швеции. Несмотря на это, вы все равно можете получить временный вид на жительство в случае невозможности возвращения на свою родину, поскольку вам там угрожает смерть или преследования.

Дети, ищущие убежище

В соответствии со шведским законодательством Агентство по вопросам миграции должно с особым вниманием относиться к интересам ребенка. Все дети, которые могут и хотят что-то сказать, имеют право сделать это и быть услышанными. Причины, по которым ребенок вынужден просить убежище, должны быть рассмотрены в индивидуальном порядке, так как они могут иметь причины просить убежище, отличающиеся от причин их родителей. Во время рассмотрения причин просить убежище должностное лицо должно как можно лучше адаптировать рассмотрение с учетом возраста, состояния здоровья и зрелости ребенка. Во время рассмотрения причин просить убежище ребенок имеет право на сопровождающего взрослого человека. Это может быть один из родителей или другой законный опекун или наставник и/или общественный адвокат.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019