Госпошлина ст 333.35

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1.1) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

5) Центральный банк Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;

8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны;

15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.

Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи, является документ, выданный в установленном порядке.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

2.2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

(пп. 2.3 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ)

4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 263-ФЗ)

4.3) за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

(пп. 4.3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.4) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации;

(пп. 4.4 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

4.5) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

(пп. 4.5 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

5) за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 264-ФЗ)

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;

8.1) за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

8.2) за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

(пп. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

9) за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 106-ФЗ)

Положения подпункта 10 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10) за совершение юридически значимых действий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Положения подпункта 10.1 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

10.2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

Положения подпункта 10.3 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.3) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона;

(пп. 10.3 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Положения подпункта 10.4 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.4) за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор с российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывающему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

Смотрите так же:  Как отозвать заявление за свой счет

(пп. 10.4 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

10.5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

Положения подпункта 10.6 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.6) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранному гражданину, привлекаемому в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и заключившему соответствующий гражданско-правовой договор с этой организацией;

(пп. 10.6 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Положения подпункта 10.7 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.7) за выдачу визы либо продление срока ее действия иностранному гражданину, привлекаемому в качестве волонтера автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и заключившему соответствующий гражданско-правовой договор с этой организацией, прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. 10.7 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

10.8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

Положения подпункта 10.9 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.9) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранному гражданину, принимающему участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве временного персонала в соответствии со статьей 10.1 указанного Федерального закона;

(пп. 10.9 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Положения подпункта 10.10 пункта 3 статьи 333.35 применяются до 1 января 2017 года (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

10.10) за выдачу визы или продление срока ее действия иностранному гражданину, принимающему участие в организации и (или) проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в качестве временного персонала в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и прибывшему на территорию Российской Федерации в период организации и (или) период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленные статьей 2 указанного Федерального закона;

(пп. 10.10 введен Федеральным законом от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

11) за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

12) за проставление апостиля на истребуемых по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

13) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

14) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

15) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных для подтверждения государственной регистрации до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

16) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

17) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

18) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

(пп. 18 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

19) за выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения по заявлениям, поданным до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также по заявлениям, поданным после дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на основании экспертиз, проведенных до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

(пп. 19 введен Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

Нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного Кодекса, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля 1998 года N 20-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 12 марта 2001 года N 4-П, Определении от 12 мая 2005 года N 244-О, как не соответствующие СТАТЬЯм 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 272-О).

КАКИЕ ЛЬГОТЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ПРИ УПЛАТЕ ГОСПОШЛИНЫ?

Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физических лиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать следующим образом:

— в зависимости от категории плательщика госпошлины (ст. 333.35 НК РФ);

— в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина (ст. ст. 333.36 — 333.39 НК РФ).

В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении гражданина от ее уплаты (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Также гражданину может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (ст. 333.41 НК РФ).

I. Освобождение от уплаты госпошлины в отношении отдельных категорий плательщиков

Прежде всего отметим, что на предоставление льготы по госпошлине влияет не только отнесение граждан к определенной категории, но и те действия, которые данные граждане совершают.

Так, от уплаты госпошлины освобождаются:

— авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей (пп. 9 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

— Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния (пп. 11 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

— участники и инвалиды ВОВ — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния (пп. 12 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

— граждане РФ, являющиеся единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее, испрашивающие свидетельство о регистрации на свое имя, если такие граждане являются ветеранами ВОВ, инвалидами, учащимися (воспитанниками) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных пп. 1 — 3, 5, 6 п. 1 ст. 333.30 НК РФ (пп. 14 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — за выдачу паспорта гражданина РФ (пп. 9 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— лица, признанные гражданами РФ в связи с включением в состав России Республики Крым и г. Севастополя, — за замену определенных документов (пп. 29 — 31 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— малоимущие граждане — за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества (пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ);

— физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, — при обращении за получением паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации (пп. 16 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Основанием для предоставления льготы, связанной с личностью гражданина, является документ, подтверждающий, что гражданин относится к категории лиц, которым предоставлена такая льгота (удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справка медико-социальной экспертизы, решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и т.д.) (п. 2 ст. 333.35 НК РФ).

II. Льготы в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина

Можно выделить три вида действий, при совершении которых для граждан предусмотрены льготы по уплате госпошлины:

1) обращение в суд общей юрисдикции, к мировому судье, в арбитражный суд, Верховный Суд РФ или Конституционный Суд РФ (п. п. 3 — 4 ст. 333.23, ст. ст. 333.35, 333.36, 333.37 НК РФ);

2) обращение за совершением нотариальных действий (ст. 333.38 НК РФ);

3) регистрация актов гражданского состояния и совершение других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС и иными уполномоченными органами (ст. 333.39 НК РФ).

1. Льготы при обращении в суды

Перечень таких льгот довольно обширен. В качестве примера можно привести следующие случаи освобождения от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Верховном Суде РФ и Конституционный Суд РФ:

1) в зависимости от предмета обращения — истцы по искам (пп. 1 — 4, 10, 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):

— о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, о взыскании пособий;

— возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

— возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

— по делам о защите прав и законных интересов ребенка;

2) в зависимости от заявителя (истца, административного истца) и предмета его обращения (пп. 11 — 14, 18 п. 1 ст. 333.36 НК РФ):

Смотрите так же:  Документы на развод если есть ребенок 1 год

— вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

— физлица, планирующие усыновить ребенка, — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

— административные истцы — по административным делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

3) при цене иска до 1 млн руб.:

— инвалиды I и II группы;

— ветераны ВОВ, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

— физлица по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

— пенсионеры — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к ПФР, НПФ либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. п. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ).

При обращении в арбитражный суд от уплаты госпошлины освобождены, например, истцы:

— инвалиды I и II группы. Льгота предоставляется при цене иска до 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. п. 2, 3 ст. 333.37 НК РФ);

— по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка (пп. 2 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

2. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

От уплаты госпошлины за совершение нотариальных действий освобождаются, например:

1) инвалиды I и II группы — на 50% по всем видам нотариальных действий (п. 2 ст. 333.38 НК РФ);

2) физические лица:

— за удостоверение завещаний имущества в пользу РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований (п. 3 ст. 333.38 НК РФ);

— за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании, например, жилого дома, а также земельного участка, на котором он расположен, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе (если наследники проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти);

3) физлица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, — за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (п. 12 ст. 333.38 НК РФ).

3. Льготы при госрегистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС и иными уполномоченными органами

При обращении за госрегистрацией актов гражданского состояния и других юридически значимых действий, совершаемых органами ЗАГС и иными уполномоченными органами физлица освобождены от уплаты госпошлины, в частности, в следующих случаях (п. 1 ст. 333.39 НК РФ):

— за внесение изменений в запись акта о рождении в связи с усыновлением (удочерением), включая выдачу нового свидетельства о рождении;

— выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий;

— государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств;

— за внесение изменений в ЕГРП в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— госрегистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке (пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— госрегистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРП (пп. 7 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— госрегистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним (пп. 25 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Госпошлина за совершение юридически значимых действий рассчитывается с учетом коэффициента 0,7, если указанные действия совершаются с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и гражданин получает результат услуги в электронной форме (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Глава 25. Налог на прибыль организаций (ст.ст. 246 — 333)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Глава 25. Налог на прибыль организаций

См. Энциклопедии и другие комментарии к главе 25 НК РФ

См. также действующие положения Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и комментарии к ним

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

Комментарий к статье 333.35 Налогового кодекса РФ

Статьей 333.35 Налогового кодекса РФ установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Исходя из ее положений можно сделать вывод, что льготы по уплате госпошлины предоставляются 2 способами.

Во-первых, льготы устанавливаются путем перечисления тех случаев, когда предоставляется освобождение от уплаты госпошлины в отношении отдельных категорий плательщиков, например:

от уплаты госпошлины освобождены отдельные категории граждан, некоторые виды организаций и отдельные государственные органы (п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что по общему правилу госпошлина за совершение перечисляемых в п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ юридически значимых действий уплачивается, но отдельным категориям физических лиц (а также некоторым видам юридических лиц и государственным органам) предоставлено освобождение от ее уплаты.

Например, пп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ определено, что за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 80 000 руб. Государственная пошлина за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица (п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса РФ).

А в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений освобождаются органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии.

Также согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 г., – за право использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.

При этом в некоторых случаях основанием для получения льготы по уплате госпошлины может быть необходимость представления лицом, в отношении которого устанавливается льгота, документа, подтверждающего право на ее использование.

Например, основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в пп. 11 и 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, является удостоверение установленного образца.

А основанием для предоставления льготы по уплате госпошлины, предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом. При этом льгота предоставляется по ходатайству автора (авторов).

Во-вторых, путем перечисления случаев, когда госпошлина не уплачивается вообще (п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ). Указанное означает, что льгота предоставляется для всех категорий лиц, обратившихся за совершением определенного юридически значимого действия, но в строго определенных случаях, закрытый перечень которых установлен в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ. Например, согласно пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.

При этом, по мнению Минфина России (Письма Минфина России от 20 января 2014 г. N 03-05-06-03/1530, от 30 июня 2010 г. N 03-05-04-03/81), данная норма Налогового кодекса РФ применяется в случае принятия нормативного правового акта Российской Федерации, влекущего необходимость внесения изменений в записи ЕГРП по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.

В зависимости от сфер ведения законодательство Российской Федерации состоит как из федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, так и принятых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом действующее законодательство не содержит общего определения понятия “законодательство Российской Федерации”. Нормативные правовые акты Российской Федерации, системообразующие в каждой конкретной отрасли законодательства Российской Федерации, определяют, что входит в понятие законодательства Российской Федерации в данной отрасли, а именно из каких нормативных правовых актов оно состоит – федерального, регионального или местного уровня.

Например, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам.

На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ст. 3 Гражданского кодекса РФ).

В то же время бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 2 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, в случае если нормативный правовой акт входит в систему конкретной отрасли законодательства РФ, то, по мнению Минфина России, внесение изменений в ЕГРП, связанное с изменением такого акта, может осуществляться без уплаты государственной пошлины.

Обратим внимание, что в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ введено значительное количество положений, которые носят временный характер. В соответствии с ними льготы по уплате госпошлины будут предоставлены до наступления определенного времени.

Так, положения пп. 10, 10.1, 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.9 и 10.10 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., и применяются до 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта”).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ “О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 221-ФЗ) положения ст. 333.35 Налогового кодекса РФ дополняются новым п. 4, согласно которому размеры государственной пошлины, установленные гл. 25.3 Налогового кодекса РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме. Положения п. 4 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ не будут применяться с 1 января 2019 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 221-ФЗ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, в котором перечисляются случаи, когда государственная пошлина не уплачивается, дополняются новыми подпунктами. Так, согласно пп. 26 – 28 п. 3 ст. 333.35 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ “О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”) государственная пошлина не уплачивается, в частности, в следующих случаях:

Смотрите так же:  Противошоковая укладка состав приказ 2019

а) за государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ “Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”. Отметим, что данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 381-ФЗ “О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 381-ФЗ));

б) за предоставление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территориях субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ “Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”. Данные положения применяются до 1 апреля 2015 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ);

в) за предоставление лицензии на оказание услуг связи на территориях субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – на условиях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данные положения применяются до 1 мая 2015 г. (п. 3 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).

Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Комментарий к статье 333.36

Комментируемая ст. 333.36 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям.

Двадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Кроме того, согласно п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (если цена иска не превышает 1 млн руб.), освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы – инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;

истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.19 и 333.36 Налогового кодекса РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды

Комментарий к статье 333.37

Комментируемая ст. 333.37 Налогового кодекса РФ определяет категорию лиц, которые имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды.

Прокуроры и иные органы имеют льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины, если они обращаются в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, в случаях, предусмотренных законом. А государственные органы, органы местного самоуправления имеют льготы независимо от того, выступают они в арбитражном суде в качестве истцов или ответчиков.

Что касается льгот для общественных организаций инвалидов и инвалидов I и II группы, то они освобождены от государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. В противном случае государственная пошлина уплачивается частично согласно ст. ст. 333.21 и 333.37 Налогового кодекса РФ. То есть по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, эти плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий

Комментарий к статье 333.38

Комментируемая ст. 333.38 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.

Поскольку налог на имущество, переходящее в порядке наследования, был отменен, то в соответствии с п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины физические лица за выдачу им свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти, а также при наследовании вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Обратите внимание, что наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях, независимо от вида наследственного имущества.

Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния

Комментарий к статье 333.39

Комментируемая ст. 333.39 Налогового кодекса РФ устанавливает льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Льготами по уплате государственной пошлины пользуются ряд лиц и органов при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Государственная пошлина не предусмотрена для граждан, обратившихся за справкой для представления в уполномоченные органы для назначения или перерасчета пенсий и пособий. Это же правило распространяется и на выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории.

Государственная регистрация факта рождения и смерти, а также выдача соответствующего свидетельства не предусматривают уплаты государственной пошлины.

Органы управления образования, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не уплачивают государственную пошлину за внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.

Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

Комментарий к статье 333.40

Статьей 333.40 Налогового кодекса РФ установлены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

В качестве оснований в ст. 333.40 Налогового кодекса РФ указаны: уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено; возвращение заявления, жалобы или иного обращения либо отказ в их принятии судами, либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченных на то органов и (или) должностных лиц и т.д.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Отказ, в частности, в совершении действий после обращения в уполномоченный орган за совершением юридически значимого действия основанием для возврата государственной пошлины ст. 333.40 Налогового кодекса РФ не установлен.

Таким образом, в случае если организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением за совершением юридически значимого действия в отношении нее и (или) за выдачей документов и уполномоченным органом было принято обоснованное решение об отказе в совершении вышеуказанных действий, то уплаченная сумма государственной пошлины, на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, возврату не подлежит (Письмо Минфина России от 25 декабря 2012 г. N 03-05-06-03/102).

Например, не будет подлежать возврату государственная пошлина, уплаченная учредителем за государственную регистрацию создания юридического лица, в случае вынесения налоговым органом отказа в его государственной регистрации, поскольку п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ, подлежит возврату частично или полностью (Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. N СА-4-14/1645 “О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Соответственно, в случае повторного обращения организации в уполномоченный орган (к должностному лицу) за выдачей разрешения государственная пошлина будет подлежать уплате в полном размере.

Заявление о возврате суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К заявлению прилагаются необходимые документы.

По делам, рассматриваемым в судах, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате государственной пошлины может быть подано в течение 3 лет. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Непосредственно возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Плательщик государственной пошлины также имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет будущего платежа за совершение аналогичного действия. То есть, например, если истец ошибочно подал исковое заявление, неподсудное выбранному им суду, а госпошлина при этом оплачена, то ее могут зачесть в другом суде при подаче нового искового заявления. Имейте в виду, это возможно только в том случае, если с того момента, как получен отказ, не прошло 3 лет. Иначе госпошлину придется заплатить снова.

Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Комментарий к статье 333.41

Из содержания п. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса РФ следует, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляются по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии определенных оснований на срок, не превышающий 1 года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Ходатайство может быть изложено непосредственно в исковом заявлении. В то же время ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, поданное до обращения с исковым заявлением, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Кроме того, в ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть указаны соответствующие основания и приложены документы, свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере.

На сумму отсроченной или рассроченной государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Статья 333.42. Утратила силу. – Федеральный закон от 02.11.2013 N 306-ФЗ.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019