Госпошлина это налог или иной платеж

Государственная пошлина

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов

Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Смотрите так же:  Договор займа между физическими лицами образец 2019 бесплатно

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Понятие налога, сбора и пошлины. Сходства и различие

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

§ 3. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

НК РФ, несколько уменьшив систему федеральных платежей, первоначально сохранил в их числе государственную и таможенную пошлины и таможенные сборы, дополнил их федеральными лицензионными сборами и сбором за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В связи с принятием глав второй части НК РФ уточнение системы платежей налогов и сборов продолжается.

Государственная пошлина. Государственная пошлина в настоящее время взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине».

Под государственной пошлиной понимается установленный за — коном и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Госпошлина — платеж федерального уровня. Плательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица в тех случаях, когда они обращаются за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Закон содержит перечень объектов, связанных с уплатой го-сударственной пошлины. Так, государственная пошлина взимается: с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений РФ; за госрегистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами и т. п. Размеры (ставки) госпошлины зависят от видов совершаемых действий и установлены в Законе в кратной форме от минимальной оплаты труда либо в процентах от суммы, указанной в документе (от цены иска, суммы договора и т. п.) или в твердых денежных суммах (с заявлением о приеме в гражданство РФ, о выходе из него и т. п.). Размеры пошлины диф-ференцированы. Госпошлина уплачивается наличными деньгами в рублях в банки, а также путем перечисления требуемой суммы со счета плательщика через банки. Льготы устанавливаются относительно всех объектов ее взимания (например, от уплаты ее освобождены истцы по искам о взыскании алиментов, ветераны Великой Отечественной войны и т. п.). Кроме того, органы законодательной власти субъектов РФ вправе уста-навливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате пошлины по делам, рассматриваемым судами. Суды вправе, исходя из имущественного положения граждан (арбитражный суд — из имущественного положения сторон), освободить (уменьшить) от уплаты пошлины, отсрочить или рассрочить платеж. Закон предусматривает случаи возврата уплаченной госпошлины. К ним, например, относится: а) внесение пошлины в большем размере, чем требуется; б) возвращение или отказ судами в принятии заявления, жалобы и иного обращения, отказ в совершении нотариальных действий и др.

Смотрите так же:  Я не за все точки плачу налог

Госпошлина по делам, рассматриваемым судами, зачисляется в федеральный бюджет, в остальных случаях — в доход мест-ного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. С 1 января 2005 г. госпошлина включена в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ).

Таможенная пошлина. Правовые основы таможенного дела определены в ТК РФ, принятом 28 мая 2003 г. и вступившем в силу с 1 января 2004 г. ТК РФ определяет порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, проведения

таможенного контроля и других действий, обеспечивающих проведение таможенной политики. Таможенным платежам принадлежит существенная роль в реализации целей таможенной политики. Среди таможенных платежей ТК РФ (ст. 318) называет, прежде всего, таможенную пошлину (ввозную и вывоз-ную), а также НДС, акцизы, различные таможенные сборы, взимаемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги. Таможенная пошлина выделяется своим значением и суммами поступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ (раздел III «Таможенные платежи»), а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Кроме того, действуют Мето-дические указания о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. (с изм. от 28 июля 2004 г.), а также приказ ГТК РФ от 7. июня 2004 г. «Об утверждении Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление».

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на та-моженную территорию РФ или вывозе товара с этой территории, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Она относится к платежам федерального уровня (ст. 5 Закона «О таможенном тарифе»).

Плательщиком является декларант, т. е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» ТК обозначает предприятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из положений Кодекса вытекает иное (ст. 18). В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ). Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара. Таможенный орган РФ, производящий оформление товара, контролирует правильность определения таможенной стоимости. Ставки таможенной по-шлины, их виды и порядок установления регулируются Законом «О таможенном тарифе». Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Применяется несколько видов ставок таможенных пошлин: а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; в) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными. Однако они в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможенной и экономической политики РФ. Среди них различают ставки и вывозных

пошлин. Ввозные пошлины используются для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов и решения иных экономических и торгово-политических задач (например, в целях поддержания режима наибольшего благоприятствования в отношении тех или иных стран).

По уплате таможенной пошлины существуют льготы, которые именуются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, установленных в Законе. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, которое определяет и порядок предоставления льгот. ^

Закон особо перечисляет виды перевозимых объектов (с учетом их назначения), которые освобождаются от пошлины (например, товары, ввозимые на территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи). Эти льготы могут носить индивидуальный характер. Плательщиками таможенных пошлин, по общему правилу, являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Однако уплатить пошлину вправе любое лицо (ст. 328 ТК). Сроки уплаты таможенных пошлин регламентированы ст. 329 ТК РФ. Так, при ввозе то-варов они должны быть уплачены не 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ, а при вывозе товаров — не позднее Дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. Таможенная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключается из перечня налогов и сборов, регламентированных НК РФ. В соответствии с БК РФ этот платеж с указанного времени отнесен к числу неналоговых.

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Названные сборы входят в число многочисленных сборов, связанных с предоставлением лицензий на осуществление определенных видов деятельности на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Рассматриваемые сборы отнесены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к числу федеральных платежей. Источник правового регулирования их взимания — Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» .

К спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензированию, относятся любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, содержащегося в готовой продукции, реализуемые организация-ми или поставляемые по импорту и облагаемые акцизами. .Не взимается сбор за право на производство и оборот спиртосодержащих растворов следующих видов: спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, и т. п. Плательщики — юридические лица, подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, разлив, хранение и реализация алкогольной продук-ции — 500 минимальных размеров оплаты труда; экспорт алкогольной продукции — 100 минимальных размеров оплаты труда; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции — от 1000 до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Плательщики сбора представляют ежегодно в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плательщики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии. Сумма сбора поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.

Иные федеральные платежи. В числе федеральных платежей Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» называет также плату за пользование водными объектами (регулируется Федеральным законом от 16 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами»). Плательщики — организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат, полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Плату за пользование водными объектами с 1 января 2005 г. заменяет водный налог, который регулируется новой главой 252 НК РФ. Он включен в состав федеральных налогов (ст. 13 НК РФ). Нало-гоплательщиками являются организации и физические лица, осу-ществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Объекты обложения — различные виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта (ст. ЗЗЗ9 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях с 1 тыс. куб. м забранной воды (ст. ЗЗЗ12 НК РФ). Налоговым периодом признается квартал. Сумму налога налогоплательщик исчисляет самостоятельно. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Смотрите так же:  Организация газодымозащитной службы на пожарах учебное пособие

Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (регулируется Законом РФ от 2 апреля 1993 г. «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний») уплачивают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях (кроме федеральных органов государственной власти, Центрального банка РФ и его учреждений, бюджетных учреждений и некоторых других). Ставки составляют от 0,05% от оборота до 0,5% от стоимости реализованной продукции (работ, услуг). Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в федеральный бюджет.

Платежи за пользование природными ресурсами (регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»). Основными среди них являются: платежи за право пользования недрами (регулируются разделом V «Платежи при пользовании недрами» Закона РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.); платежи за пользование лесным фондом (регулируются гл. 13 Лесного кодекса РФ); плата за воду (регулируется ст. 123 Водного кодекса РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (с 1 января 2004 г. регулируются гл. 25і НК РФ). Плательщики последнего из указанных платежей — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ либо на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Ставки устанав-ливаются в рублях и копейках за каждый объект животного мира (ст. ЗЗЗ3 НК РФ). С 1 января 2005 г. указанные сборы включены в состав федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ).

Что такое государственная пошлина (госпошлина)

Далеко не все знают, что такое эта пошлина – это налог или сбор, и зачем её нужно уплачивать.

Содержание

Каков размер этой пошлины и от чего он зависит? Кто является получателем платежа, и где взять реквизиты на оплату?

Многие так и уплачивают государственную пошлину, так и не зная, для чего это нужно и что это за платёж такой.

Государственная пошлина – это сбор, которые уплачивается физическими и юридическими лицами, за совершение должностными лицами или органами государственной власти юридически значимых действий, и за выдачу бланков строгой отчётности, подтверждающих совершение этих действий.

Такой определение государственной пошлины даётся в ст. 333.16 НК РФ. Например, за выдачу за регистрацию развода и получение соответствующего свидетельства, гражданин должен уплатить госпошлину.

Кроме этого, за получение дубликата свидетельства о разводе, заявителю придётся также оплатить государственную пошлину.

Следовательно, выдача дубликатов документов о регистрации юридических фактов также является юридически значимым действием. Не взимается пошлина за юридические действия, совершаемые консульскими учреждениями нашей страны.

Кто является плательщиком?

Плательщиком государственной пошлины являются все, кто совершает и регистрирует юридически значимые факты. Это:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Эти лица становятся плательщиками госпошлины только в том случае, если они:

  1. Обращаются в государственные органы или же к должностным лицам, за регистрацией юридически важных фактов и получают об этом соответствующий документ на бланке строгой отчётности.
  2. Являются истцами по делам, которые рассматриваются в судах всех юрисдикций на территории нашей страны.
  3. Являются ответчиками по делам, которые рассматриваются в судах всех юрисдикций на территории нашей страны. По этому основанию они выступают плательщиками пошлины, если суд принял решение в пользу истца, и последний освобождается от уплаты судебных расходов, в том числе и пошлины. В этом случае, происходит взыскание с ответчика уплаченной ранее истцом государственной пошлины.

Нормативная база

Порядок и срок уплаты пошлины, а также её размер, регулируются налоговым законодательством нашей страны. В налоговом кодексе госпошлине отведена целая глава – глава 25. 3 НК РФ.

В этой главе указаны не только порядок и размер пошлины, но также и льготы по её уплате, и основания для её возврата.

Что нужно знать ↑

Для того заплатить государственную пошлину за совершение тех или иных действий юридического значения, плательщик должен знать сумму к уплате и реквизиты, куда платёж должен «уйти».

Как правило, должностное лицо, которое совершается необходимые действия, выдаёт заявителю заполненный бланк для оплаты.

Если этого не произошло, то реквизиты для оплаты можно посмотреть на стенде информации или же на сайте того органа государственной или муниципальной власти, который регистрирует юридические факты.

Очерёдность платежа

Как сказано в ст. 855 ГК РФ, уплата государственной пошлины является четвёртой в очереди обязательных платежей.

То означает, что если у плательщика на банковском счёте не хватает денежных средств для уплаты каких-либо платежей, то оплата пошлины пойдёт четвёртой в списке обязательных платежей.

В этом же законе сказано, что эту же очерёдность необходимо указывать и при заполнении платежных документов на оплату государственной пошлины.

Фото: квитанция на уплату госпошлины на выдачу паспорта

Это актуально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как они осуществляют платежи с расчётного счёта и сами заполняют платёжные документы.

Физические же лица, чаще всего, получают на руки уже готовые платёжки и платят наличными. Если же платёжка у физического лица не заполнена, то он всегда может попросить сотрудника банка заполнить её на компьютере.

Контроль со стороны государства

Государственная пошлина входит в состав доходной части бюджета. Она уплачивается в бюджет того субъекта федерации, где осуществляется юридически значимый факт.

Ни одно должностное лицо не имеет право зарегистрироваться юридический факт без предъявления заявителем квитанции об оплате пошлины.

Некоторые чиновники требуют предъявить копию квитанции, а затем подкладывают её к тем бумагам и документам, которые сдал заявитель для регистрации факта.

Видео: госпошлина — платим правильно

Если при регистрации юридического факта необходимо выдавать документ на бланке строгой отчётности (а так чаще всего и бывает), то количество квитанций об оплате пошлины должно быть равно количеству израсходованных бланков за отчётный период.

Это не касается регистрации факта рождения ребёнка и выдачи свидетельства о рождении. Это единственный юридический факт, для регистрации которого не требуется предварительная оплата полшины.

Стоит помнить, что если исковое заявление не оплачено госпошлиной, суд не примет такой документ даже к регистрации в секретариате.

Получение льготы

Льготы по оплате государственной пошлины имеют следующие категории плательщиков:

  • органы управления внебюджетными фондами в РФ;
  • редакции СМИ;
  • казённые предприятия;
  • ЦБ РФ;
  • архивы, музеи и библиотеки;
  • другие организации, перечисленные в ст. 333.35 НК РФ.

Кроме этого, существуют льготы для некоторых категорий физических лиц:

  1. Герои СССР и РФ, а также полные кавалеры ордена Славы за обращение в суды всех юрисдикций на территории нашей страны, включая Верховный и Конституционный, а также при обращении в ЗАГС.
  2. Ветераны и инвалиды ВОВ – по тем же основаниям.
  3. Единственный автор программы ЭВМ, который просит зарегистрировать программу на себя, если он является ветераном или инвалидом ВОВ, жителем блокадного Ленинграда или же узником концлагерей.
  4. Лица, которые признаны малоимущими в соответствии с действующим законодательством РФ.

Для получения льгот по этим основаниям, физическому лицу достаточно предъявить должностному лицу документ, который подтверждает его право на льготу с заявлением.

Кроме того, пошлина не уплачивается за совершение следующих юридических фактов, независимо от того, кто является плательщиком:

  1. За выдачу приглашения на въезд иностранцу, который едет учиться в образовательное учреждение нашей страны, имеющее необходимую аккредитацию.
  2. За вывоз культурных ценностей с территории нашей страны, если эти ценности были незаконно размещены у нас в стране и их вывозят для возврата владельцу.
  3. За государственную регистрацию арестов имущества.
  4. За регистрацию договора ипотеки.
  5. По другим основаниям, которые указаны в п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Все о возврате госпошлины из налоговой, читайте здесь.

Эти льготы предоставляются «автоматически», то есть никаких документов заявителю предъявлять не надо.

Кроме этих льгот, существуют и специфические льготы:

108shagov.ru. Все права защищены. 2019