Федеральный закон потребительский кооператив

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г., 23 апреля 2012 г., 2 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

19 июня 1992 года

Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация в РФ определяется как совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ и республик в составе РФ, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Определены основные права и обязанности пайщиков.

Потребительское общество является юридическим лицом, высшим органом которого является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Законом и уставом общества. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

Закреплены основы взаимоотношений потребительских обществ и их союзов с государственными органами.

Рассмотрены вопросы доходов и налогообложения обществ, трудовых отношений и оплаты труда в них.

Потребительские общества и их союзы могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков РФ и зарубежных банков в иностранной валюте.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1788

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Потребительский кооператив

Подборка наиболее важных документов по запросу Потребительский кооператив (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Потребительский кооператив

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Потребительский кооператив

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Потребительский кооператив

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ
«О кредитных потребительских кооперативах граждан»

С изменениями и дополнениями от:

3 ноября 2006 г.

Принят Государственной Думой 11 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

Президент Российской Федерации

7 августа 2001 г.

Устанавливаются принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности их членов, предусматриваются меры по защите их интересов, регулируется взаимодействие кооперативов и органов государственной власти.

Учредительные документы организаций, созданных до введения в действие Федерального закона и осуществляющих предусмотренную этим законом деятельность, подлежат приведению в соответствие с ним в течение года со дня введения его в действие.

Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 9 августа 2001 г. N 147-148, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3420

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ

Подподает ли потребительский кооператив под ФЗ 115 и почему?

Подподает ли потребительский кооператив действующий по ФЗ № 3085-1 от 19.06.1992 под действие ФЗ 115 и почему?

Смотрите так же:  Налог на землю и дом 2019 года

учитывая что его нет в списке

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые организации и лизинговые компании;

организации федеральной почтовой связи;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Добрый вечер! Ваш кооператив не подпадает под действие Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2011г (ред. от 29.06.2015г.), так как не является кредитным потребительским кооперативом. Только кредитные потребительские кооперативы подпадают под действие Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2011 года «О продиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Ссылка Вам для информации, что выше изложенное подтверждено нормой права.

В Российской Федерации деятельность потребительских кооперативов (потребительских обществ) регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (» Утратила силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.»), Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Статья 116. Потребительский кооператив

Комментарий к статье 116

1. Комментируемая статья предлагает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов, как прямо указывается в п. 6 комментируемой статьи, определяются законами о потребительских кооперативах.

В настоящее время действуют Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О кредитной кооперации», разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы» Жилищного кодекса РФ. Полагаем, что в отношении гаражных кооперативов наряду с комментируемой статьей следует руководствоваться отдельными положениями Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР»

17 июля 2009 г. был подписан Президентом РФ и 2 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон N 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этим Законом кредитные потребительские кооперативы включены в перечень организаций, осуществляющих денежные операции и подпадающих тем самым под контроль Росфинмониторинга. В связи с тем, что начались проверки кредитных кооперативов прокуратурой по вопросу соблюдения законодательства о противодействии легализации, 10 сентября 2009 г. Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Союз «Агроконтроль» обратилась в Минсельхоз России с просьбой дать разъяснение, распространяется ли действие ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 октября 2009 г. N 07-3-18/3433 и в письме Департамента экономики и финансов Минсельхоза России от 26 октября 2009 г. N 17-17/1310, под кредитными потребительскими кооперативами, о которых упоминается в ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», следует понимать только кредитные потребительские кооперативы, действующие на основании Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а не сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна

Ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» гласит:

«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, ОРГАНИЗАЦИЙ, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.»

Нет исключений для потребительского кооператива.

Он же в ЕГРЮЛ присутствует?

Уважаемый Аноним. Этот ФЗ не выборочно борется с легализацией доходов, полученных преступным путём. Если потребительский кооператив будет замечен в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, то должностным лицам кооператива, находящихся у руководства им, мало не покажется.

Операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (ст.3 ФЗ № 115-ФЗ).

Вы же привели ст.5, в которой перечислены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.

Разъяснения по потребительским кооперативам

В связи с поступающими обращениями граждан на незаконные действия потребительских кооперативов, Управление разъясняет следующее.

Любое потребительское общество или кооператив являются некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его пайщиками имущественных паевых взносов для финансовой взаимопомощи, страховании имущества и иных имущественных интересов, посреднической деятельности и не преследует основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

В своей деятельности любой кооператив руководствуется положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях». Основы отношений в кооперативе определены законодательными актами, регламентирующими организационные и хозяйственные аспекты деятельности потребительских кооперативов, в том числе, Уставом общества и Законом РФ № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации», который непосредственно и жестко регламентирует деятельность КПК – кооперативы могут только выдавать займы и принимать на хранение сбережения.

Кредитный потребительский кооператив (КПК) – это некоммерческая организация, которая осуществляет финансовую помощь между всеми членами кооператива – пайщиками. По сути, члены КПК – это пайщики, которые вступают в кооператив с целью либо получения займа, либо внесения сбережений. Поскольку все пайщики являются владельцами кооператива, они сами управляют политикой организации: вырабатывают правила согласно закону 190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливают процентные ставки по сбережениям, условия выдачи займов.

Вся прибыль кооператива формируется в результате выдачи займов, и после выплаты установленных процентов по сбережениям распределяется между пайщиками пропорционально, в зависимости от размера паевого взноса

В каждом КПК создается Правление, должности которого выборные. С членами кооператива согласовывается Устав, внутреннее положение, определяются равные для всех правила вступления в КПК. Каждый пайщик имеет доступ к финансовой отчетности и всем документам кооператива. Ежегодно определяются процентные ставки, размеры паевых, членских, вступительных взносов, взносов в резервный фонд.

При вступлении в потребительское общество каждому пайщику в обязательном порядке должны разъясняться его гражданские права и обязанности в соответствии с Уставной деятельностью Потребительского Общества.

Пайщик Потребительского Общества обязан соблюдать Устав и порядок осуществления деятельности Потребительского Общества; выполнять решения общего собрания Потребительского Общества, Приказы и Распоряжения Правления и других органов управления и органов контроля

Потребительского Общества. Для указанной в Уставе деятельности, кредитный потребительский кооператив привлекает денежные средства и выдаёт займы.

Закон «О кредитной кооперации» предусматривает особый вид договора для

привлечения денежных средств от физических лиц, членов кредитного кооператива. В данном Законе(ст. 30), он указывается как «договор передачи личных сбережений».

Смотрите так же:  Фсо 1 приказ 254

По договору передачи личных сбережений, член кооператива передаёт кредитному потребительскому кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

Отношения по передаче таким кооперативам денежных сбережений основаны

исключительно на членстве граждан в кооперативе, участии в его деятельности и не подпадают под предмет регулирования законодательства о защите прав потребителей, так как пайщики потребительского кооператива не являются потребителями в смысле, определенном Законом РФ «О защите прав потребителей».

Так, в соответствии с абз.3 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Законодательство о защите прав потребителей применяется только к возмездным гражданско-правовым договорным отношениям, которые не связаны с членством граждан. К данному выводу приходят и судебные органы (п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Кредитные потребительские кооперативы обязаны быть членами саморегулируемых организаций (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О

кредитной кооперации»). Если кредитный потребительский кооператив вышел из состава саморегулируемой организации, то в течение 3-х месяцев он должен вступить в другую саморегулируемую организацию. В случае, если кредитный потребительский кооператив не является членом саморегулируемой организации, то он подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России.

Для подтверждения факта легальности деятельности кредитного/потребительского кооператива на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» (web-

адресhttp://www.cbr.ru) в разделе «Финансовые рынки – Участники финансовых рынков – Кредитные потребительские кооперативы» опубликована электронная версия государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО) кредитных потребительских кооперативов. После ознакомления со списком саморегулируемых организаций (СРО) кредитных потребительских кооперативов необходимо посетить их официальные сайты, где публикуются реестры членов СРО, или позвонить по контактным телефонам саморегулируемых организаций и уточнить вопрос о том, является ли интересующий Вас кредитный потребительский кооператив членом данной саморегулируемой организации.

В случае нарушения прав члена кредитного кооператива кооперативом, связанных с невозвратом переданных денежных средств кооперативу, пайщик кредитного кооператива может пожаловаться по данному факту в саморегулируемую организацию, членом которой является кредитный потребительский кооператив. Также, в случае невозврата кредитным потребительским кооперативом личных сбережений, пайщик имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании с него (кооператива) всей причитающейся суммы денежных средств (сумма займа и начисленных на него процентов) а также уплаты процентов в размере, определяемом пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, за неисполнение денежного обязательства по указанному договору.

При этом надо знать, что споры между пайщиком (физическим лицом) и кредитным потребительским кооперативом рассматриваются судом общей юрисдикции. Отметим, что к отношениям между пайщиком и кредитным потребительским кооперативом неприменимы нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Кроме того, в случае совершения противоправных действий, подразумевая

мошенничество со стороны кредитного потребительского кооператива (не выполнение условий «договора передачи личных сбережений»), пайщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы Российской Федерации.

Минфин разъяснил порядок соблюдения кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Министерство финансов РФ на своем сайте разместило Информационное сообщение о порядке соблюдения кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В информационном сообщении говорится об обязанностях кредитных потребительских кооперативов разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц и об обязанности направлять соответствующие сведения в Росфинмониторинг. Минфин сообщил о разработке Административного регламента по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, в сообщении сказано, что кредитные кооперативы не должны осуществлять специальную процедуру постановки на учет, в целях исполнения закона о противодействии легализации доходов, т.к. Минфин наделен функцией по ведению государственного реестра кредитных кооперативов. Для включения кредитного потребительского кооператива в государственный реестр кредитных кооперативов необходимо в срок до 4 августа 2010 года привести в соответствие с Федеральным законом № 190-ФЗ учредительные документы кредитного кооператива и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Предлагаем Вашему вниманию текст Информационного сообщения.

Департамент финансовой политики сообщает, что 2 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены кредитные потребительские кооперативы.

Указанным законом на кредитные потребительские кооперативы распространяется обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

В частности, кредитные потребительские кооперативы обязаны:

— разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля и программы его осуществления в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;

— сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального закона, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется определяемым Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, определено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере кредитной кооперации, а также органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации.

В рамках своей компетенции, Минфин России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что, в том числе, предполагает согласование правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Правила внутреннего контроля) кредитных кооперативов.

Смотрите так же:  Неустойка по алиментам расчет образец

Правила внутреннего контроля, разрабатываемые кредитными кооперативами, должны соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации Рекомендациям по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В настоящее время, в стадии разработки и согласования находится Административный регламент Минфина России по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Регламент).

В соответствии с проектом Регламента, основанием для начала процедуры согласования правил внутреннего контроля является получение Минфином России обращения кредитного потребительского кооператива о согласовании правил внутреннего контроля, к которому прилагаются:

— копия Устава кредитного потребительского кооператива (заверенная руководителем, прошитая, пронумерованная и скрепленная печатью);

— два экземпляра правил внутреннего контроля;

— один экземпляр распорядительного документа, подтверждающего назначение специальных(го) должностных(го) лиц(а), ответственных(го) за соблюдение правил и реализацию программ осуществления внутреннего контроля;

— документы, свидетельствующие о соответствии специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил и реализацию программ осуществления внутреннего контроля квалификационным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

После утверждения указанного Регламента, Минфин России будет осуществлять согласование правил внутреннего контроля кредитных кооперативов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Информация об утверждении регламента будет опубликована на интернет-сайте Минфина России.

Кроме того, Минфин России наделен функцией по ведению государственного реестра кредитных кооперативов, в связи с чем, кредитные кооперативы не должны осуществлять специальную процедуру постановки на учет, в целях исполнения закона о противодействии легализации доходов. Для включения кредитного потребительского кооператива в государственный реестр кредитных кооперативов необходимо в срок до 4 августа 2010 года привести в соответствие с Федеральным законом № 190-ФЗ учредительные документы кредитного кооператива и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Во исполнение пункта 2 статьи 6 «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю» Федерального закона № 115-ФЗ, Минфин России предоставляет кредитным потребительским кооперативам код доступа к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности (далее – Перечень), размещенному в закрытом разделе официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу в сети Интернет.

Перечень содержит информацию закрытого характера, в связи с чем запрещено его размещение в открытом доступе, передача содержащейся в нем информации третьим лицам, а также распространение пароля и имени пользователя для доступа к Перечню. В настоящее время, предоставление кода доступа производится Минфином России исключительно при поступлении соответствующего заявления кредитного потребительского кооператива.

Законодательное регулирование кредитной кооперации

Гражданский кодекс РФ

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

  1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
  2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
    1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
    2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
    3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
    4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
    5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
    6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
    7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
    8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
    9) автономных некоммерческих организаций;
    10) религиозных организаций;
    11) публично-правовых компаний.
  4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
  5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
  6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

  1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
  2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
    Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».
  3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

  1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
  2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
108shagov.ru. Все права защищены. 2019