Федеральный закон о судебной службе рф

Оглавление:

О государственной судебной службе Российской Федерации: полномочия и ответственность сотрудников аппаратов судов (Фоков А.П.)

Дата размещения статьи: 02.11.2017

Вопросы судебной власти неизменно занимают в юридической науке особое место.
Конституция Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей закрепила судебную власть в числе одной из трех основных ветвей государственной власти, которая осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Общие правовые институты, составляющие систему государственной службы в судах, закреплены в Конституции Российской Федерации (п. «т» ст. 71 и п. «л» ст. 72), Федеральных законах «О системе государственной службы в РФ» и «О государственной гражданской службе РФ» , в Указах Президента РФ (например, в Указе Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы») (в ред. от 26.01.2017) , в постановлениях Правительства Российской Федерации, в приказах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и иных нормативных актах. Эти правовые институты применимы в целом ко всей системе гражданской службы, в том числе и к судебной системе.
———————————
См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газета. 2003. 31 мая. N 98 (с изм. на 23 мая 2016 г.) (редакция, действующая с 1 января 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).
См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. на 19 декабря 2016 г.) (редакция, действующая с 1 января 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).
См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (с изм. на осн. Указа Президента РФ от 26 января 2017 г. N 35) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

На IX Всероссийском съезде судей в отчетном докладе директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева отмечалось, что прошедшие четыре года после завершения работы VIII Всероссийского съезда судей для Судебного департамента были периодом дальнейшего совершенствования организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества.
———————————
См.: Материалы IX Всероссийского съезда судей. Отчетный доклад Генерального директора Судебного департамента IX Всероссийскому съезду судей о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А.В. Гусева за 2013 — 2016 годы (г. Москва, 7 декабря 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

Продолжалась практическая реализация Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» от 27 декабря 2012 г. N 1406 (с изм. на 23 декабря 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

В докладе А.В. Гусева отмечалось, что по состоянию на 30 сентября 2016 г. в Российской Федерации функционировали 2 387 федеральных судов общей юрисдикции и 115 федеральных арбитражных судов, т.е. осуществляется организационное обеспечение деятельности 2 502 федеральных судов.
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде А.В. Гусев отмечал, что «. к сожалению, по-прежнему не снята проблема полного укомплектования кадрами судей и работников аппаратов судов, стабильности кадрового состава».
В областных и равных им судах число вакантных должностей судей составило 715 единиц, или 11,1% от штатной численности, в районных судах число вакантных должностей судей превышает две тысячи, или 12,5% от штатной численности.
В окружных (флотских) и гарнизонных военных судах судейский корпус укомплектован соответственно на 84,5% и 84,7%.
С 1 октября 2013 г. согласно Указу Президента Российской Федерации были увеличены размеры должностных окладов судей в 1,055 раза, а с 1 октября 2014 г. по 2016 год реализованы изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым ежегодно повышались размеры ежемесячного денежного поощрения судей на 0,3 должностного оклада.
Также с 1 октября 2013 г. в 1,055 раза были увеличены должностные оклады и оклады за классные чины государственных служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и во исполнение соответствующих актов Правительства Российской Федерации в 2014 — 2016 годах нами доводились лимиты бюджетных обязательств подведомственным бюджетополучателям для осуществления материального стимулирования, что позволило увеличить уровень оплаты труда государственных гражданских служащих.
Во исполнение решений VIII Всероссийского съезда судей, Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации осуществлялась работа по повышению уровня оплаты труда работников аппаратов судов. Для решения этой проблемы подготовлен проект Федерального закона «О судебной службе Российской Федерации».
Наряду с этим Судебным департаментом подготовлены проекты указов Президента Российской Федерации об увеличении размера ежемесячного денежного поощрения государственных служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с 1 до 1,5 должностного оклада.
Судебный департамент непосредственно участвовал в подготовке проекта Федерального закона «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», который был принят 8 июня 2015 года. Тем самым были решены вопросы материального и социального обеспечения судей судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 2015 года были также закреплены социальные гарантии гражданских служащих федеральных судов и управлений Судебного департамента, созданных на территориях Республики Крым и города Севастополя.
По итогам IX Всероссийского съезда судей было принято Постановление от 8 декабря 2016 г. N 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» .
———————————
См.: Постановление от 8 декабря 2016 г. N 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

IX Всероссийский съезд судей среди основных задач современной российской судебной системы постановил необходимость укрепления кадрового состава судебной системы и максимального обеспечения гарантий как судей, так и работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Тем более что с участием работников аппарата судов, например, в 2015 году судами было рассмотрено более 17 млн 400 тыс. дел в гражданском и административном судопроизводстве; более 1 млн уголовных дел в отношении более 1 млн 300 тыс. лиц; свыше 6 млн 600 тыс. дел об административных правонарушениях; а также более 5 млн 250 тыс. различных материалов в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля.
Арбитражными судами в 2015 году рассмотрено более 1 млн 500 тыс. дел по первой инстанции; судами апелляционной инстанции — свыше 280 тыс. дел, кассационной инстанции — около 90 тыс. дел, Судом по интеллектуальным правам — более 2 тыс. дел, общее количество дел, рассмотренных арбитражными судами, — свыше 1 млн 900 тыс.
С целью урегулирования нагрузки на судей и работников аппарата судов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации» с участием представителей Российского государственного университета правосудия, председателей судов, Совета судей Российской Федерации и Судебного департамента.
IX Всероссийский съезд судей признал, что назрела необходимость укрепить кадровый состав сотрудников аппарата судов.
С 2012 года возросла численность федеральных арбитражных судов на 326 единиц судей и 719 единиц работников аппаратов судов, федеральных судов общей юрисдикции — на 418 единиц судей и 2 451 единицу работников аппаратов судов в связи введением процедуры банкротства физических лиц и созданием судов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Тем более что в ряде постановлений съездов обращалось внимание на необходимость увеличения численности работников аппаратов судов. Ввиду возрастающей нагрузки судей и работников аппаратов судов, динамики изменений действующего законодательства, дополнительных требований к открытости судебной системы в целом эта проблема остается актуальной и сегодня.
IX Всероссийский съезд судей подтвердил необходимость введения дополнительных штатных единиц помощников судей, специалистов для ведения приема граждан, взаимодействия со средствами массовой информации, обеспечения использования информационных технологий (в том числе сканирования документов), психологического обеспечения судебной деятельности.
На IX Всероссийском съезде судей было подтверждено, что установленная в настоящее время численность судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов не соответствует решению поставленных перед судебной системой России задач.
Более того, на декабрь 2016 года законодательно не решены вопросы совершенствования деятельности администраторов судов, направленные на исключение неопределенности и неэффективности его двойного подчинения.
В декабре 2013 года Советом судей Российской Федерации одобрена Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции, в 2015 году в Концепцию внесены изменения в части установления единого правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
В настоящее время в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, подготовлены проекты федеральных конституционных законов «О внесении изменений в федеральные конституционные законы «О судах общей юрисдикции», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», которые нуждаются в обсуждении и принятии.
Учитывая важную роль судебной власти, специфику деятельности государственных служащих судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, целесообразно выделить судебную службу в отдельный вид государственной службы.
Во исполнение постановления IX Всероссийского съезда судей Верховный Суд Российской Федерации 14 февраля 2017 года внес в Госдуму пакет законопроектов о государственной судебной службе: ФЗ N 102341-7, ФЗ N 102355-7, ФЗ N 102332-7 .
———————————
См.: Федеральный конституционный закон «О государственной судебной службе Российской Федерации» (законопроект N 102341-7, внесенный Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу 14 февраля 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс»; СПС «Гарант» (дата обращения: 24.03.2017).

Смотрите так же:  Конкретное разделение полномочия

Под государственной судебной службой Российской Федерации в законопроекте понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Государственная судебная служба подразделяется на федеральную судебную службу и судебную службу субъектов РФ. Должности федеральной судебной службы учреждаются в аппаратах Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, должности судебной службы субъектов РФ — в аппаратах мировых судей. Не предусматривается судебная служба в Конституционном Суде РФ, а также в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, поскольку они занимают особое место в судебной системе.
Законопроектом предусмотрены правила поступления на судебную службу и порядок ее прохождения, обстоятельства, препятствующие поступлению и нахождению на судебной службе; установлены квалификационные требования к должностям судебной службы, запреты, связанные с ее прохождением.
Предлагается введение специальных классных чинов судебной службы. При этом планируется сохранить классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.
По общему правилу замещение должности судебной службы будет осуществляться по результатам конкурса.
Законопроектом предусмотрен ряд гарантий для судебных служащих, в частности:
— увеличенная (по сравнению с установленной Трудовым кодексом РФ) продолжительность отпуска — 30 календарных дней);
— дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет;
— медицинское страхование служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет;
— защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
— дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания.
Для работников аппарата суда предусматривается обязательное ношение форменной одежды при участии в судебном заседании.
Помощники судей будут осуществлять свою деятельность без закрепления за определенным судьей, что, по мнению разработчиков проекта, даст возможность оптимально перераспределять помощников между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других подобных обстоятельствах.
Установлены иные организационные, финансово-экономические условия прохождения государственной судебной службы.
Корреспондирующие изменения предлагается внести в ряд законодательных актов РФ.
Отметим, что идеи, предложенные Верховным Судом РФ, не нашли поддержки у Правительства РФ, которое сочло, что ни сам законопроект, ни пояснительная записка к нему не позволяют установить наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обусловливающей необходимость выделения судебной службы из государственной гражданской службы .
———————————
См.: Заключение Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. N З-ВС-8406/16 (проект ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы в Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

Действительно, в Конституционном законе о судебной системе говорится, что «работники аппарата суда являются государственными служащими» (ст. 32) .
———————————
См.: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 05.02.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

Общая численность судей и сотрудников аппаратов судов устанавливается законом о федеральном бюджете.
Бюджет на 2017 год предусматривает численность сотрудников аппарата судов общей юрисдикции в 68,8 тыс. человек, сотрудников аппаратов арбитражных судов — в 11,86 тыс. человек, а также 522 сотрудника центрального аппарата Судебного департамента при ВС и 1 392 работника аппарата Верховного Суда РФ. Предложения Верховного Суда Российской Федерации не касаются Конституционного Суда и уставных судов российских регионов.
———————————
См.: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» принят Госдумой 9 декабря 2016 г. и одобрен 14 декабря 2016 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.03.2017).

Смотрите так же:  Компенсация за задержку зарплаты в 1с 7.7

Нельзя отрицать тот факт, что именно аппарат суда «обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства».
На служащих аппаратов судов возложены и функции по материально-техническому обеспечению деятельности судей.
В то же время в законопроекте Верховного Суда Российской Федерации должны быть скорректированы, например, права и обязанности сотрудников аппарата судов.
В частности, отдельно прописать обязанности судебных служащих: запретить быть в суде представителем граждан, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п.
Оценка профессиональной служебной деятельности работников аппарата суда: производительность труда, результативность, интенсивность, соблюдение трудовой дисциплины, своевременность и оперативность, качество выполняемой работы, наконец, профессионализм и ответственность с принятием Федерального конституционного закона «О государственной судебной службе Российской Федерации» повысят статус государственного судебного служащего — работников аппаратов судов и значительно повысят авторитет судебной власти.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

7 июля 2004 года

15 июля 2004 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе

10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2019 годы (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.

— дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.

155. Персональные данные являются служебной информацией, отнесенной к конфиденциальным сведениям (служебной тайне), доступ к которой ограничен в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» , и подлежат защите уполномоченными должностными лицами при осуществлении их обработки.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 46), Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:

Лебедев внес в Госдуму законопроект о государственной судебной службе

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сегодня внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, которые предусматривают учреждение в России государственной судебной службы, следует из материалов ГД.

Идею создать новый вид госслужбы Пленум ВС поддержал 15 ноября 2016 года (см. «Верховный суд: сотрудники аппарата судов должны стать госслужащими»). Лебедев не раз отмечал в своих выступлениях, что текучка кадров в рядах помощников и секретарей судей в отдельных регионах достигает 400%. Причиной тому, по мнению главы ВС, является низкий уровень заработка.

Согласно законопроектам ВС, к госслужащим предлагается отнести сотрудников аппаратов всех судов, за исключением Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов. Это связано с тем, что они занимают отдельную нишу в судебной системе страны: так, например, КС считается судебным органом конституционного контроля. Сотрудники аппаратов ВС, федеральных СОЮ и арбитражей будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а работники аппаратов мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ.

Кроме того, предусматривается присвоение всем сотрудникам аппаратов классных чинов судебной системы – от них будет зависеть размер жалования. При этом классные чины юстиции сохранят для служащих, занимающих должности, которые требуют наличия высшего юробразования. Сотрудники аппарата суда при участии в судебном заседании должны будут носить форменную одежду, чтобы их можно было отличить от других участников процесса.

Законопроектами также предусматривается, что помощников не будут закреплять за конкретным служителем Фемиды: это позволит «оптимально перераспределять» их между судьями, если, например, временно возрастет нагрузка или поступит сложное дело. При этом должности администраторов судов областного уровня и арбитражей предлагается вывести из системы Суддепа. Администраторы будут параллельно руководителями аппаратов судов, чтобы председатели могли полностью сосредоточиться на отправлении правосудия.

В начале февраля правительственная комиссия по законопроектной деятельности дала отрицательный отзыв на законопроект о государственной судебной службе. В Кабмине сочли, что прописанной в документе специфики работы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид госслужбы. Кроме того, по мнению правительства, судебным чиновникам придется платить за выслугу лет больше, чем госслужащим. Для первых предусмотрена ежемесячная надбавка за выслугу лет в виде процента от оклада месячного содержания, а для вторых – в виде процента от месячного оклада (меньшая сумма) (см. «Правительство против появления «судебных чиновников»).

Смотрите так же:  Возврат энтер

С текстом законопроектов № 102341-7 «О государственной судебной службе РФ» можно ознакомиться здесь, № 102332-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы РФ»здесь, а № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением государственной судебной службы РФ»здесь.

Досье на проект федерального закона N 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (внесен 14.02.2017 Верховным Судом РФ)

Досье на проект федерального закона N 102341-7
«О государственной судебной службе Российской Федерации»

текст законопроекта размещен на сайте www.asozd2.duma.gov.ru

внесен Верховным Судом РФ

постановление Пленума Верховного Суда РФ N 49

заключение Правительства РФ (письмо N 946п-П17)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Внесены изменения в закон о судебной системе и отдельные законы в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Президент подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Федеральный закон одобрен Государственной Думой 17 июля 2018 года и Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным конституционным законом в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации» вносятся изменения, согласно которым в Российской Федерации в целях обеспечения независимости при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб создаются самостоятельные кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом предусмотрено создание девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции, а также военного кассационного суда и военного апелляционного суда. Устанавливаются места нахождения и компетенция создаваемых судов, их состав, полномочия президиумов судов, председателей судов и их заместителей.

Федеральным конституционным законом также устанавливается, что предельный возраст пребывания в должности заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов – 76 лет.

Правовая позиция ФПА РФ

О проекте федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации»

Государственной Думы Федерального Собрания

Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации изучен проект федерального закона № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации.

Законопроектом предлагается ввести особый вид государственной службы – судебной службы для работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Новый статус судебной службы предполагает улучшить организацию деятельности аппаратов судов, четко регламентировать права и обязанности, а также установить требования и запреты к работникам, ввести для сотрудников аппаратов классные чины, форменное обмундирование, определенные льготы и другие меры материального обеспечения.

Законопроект заслуживает поддержки в силу следующих обстоятельств.

1. Судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, обусловленное ее исключительным правом осуществлять правосудие. Это налагает высокую ответственность на государственных служащих, обеспечивающих деятельность судей.

Государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях – осуществлением контроля за исполнением решения суда. От качества их работы зависит обеспечение конституционного права граждан на доступ к правосудию и формирование у населения мнения о судебной системе.

Законопроект, повышая статус судебной службы, способствует поднятию не только ее престижа, но и уровня ответственности работников аппарата судов.

2. Особую остроту, как отмечается в пояснительной записке, приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров.

Очевидно, что основными причинами оттока квалифицированных специалистов являются высокая служебная нагрузка, обусловленная ростом количества рассматриваемых судами дел, и низкий уровень оплаты труда работников судебной системы, особенно замещающих младшие должности. Между тем следует отметить, что государственные служащие аппарата судов осуществляют функции по организационному, информационному, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов, а также функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия.

Считаем, что положения законопроекта направлены на обеспечение качества кадрового состава аппарата судов. Предусмотренные в законопроекте перспективы служебного роста, а также ряд гарантий (увеличенная по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи и другие меры материального обеспечения) будут способствовать отбору и закреплению в судебной системе высококвалифицированных специалистов.

3. Принятие законопроекта будет способствовать более успешной реализации Концепции реформирования института администраторов судов, направленной на создание условий, позволяющих председателю суда сосредоточиться на основной деятельности – отправлении правосудия – путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата – администратора суда.

4. Законопроектом предусматриваются специальные обязанности, возлагаемые на помощников судей и секретарей судебного заседания, а также возможность их замещения. Кроме того, по аналогии с секретарем судебного заседания помощники судей будут осуществлять свою деятельность без его закрепления за определенным судьей, что даст возможность оптимально перераспределять помощников судей между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других случаях.

По нашему мнению, такой подход к организации работы позволит повысить эффективность деятельности судов и оптимизировать нагрузку на судей.

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, довести позицию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Верховный суд предложил депутатам обсудить новый вид государственной гражданской службы

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019