Федеральный закон о счетной палате российской федерации

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ
«О Счетной палате Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 4 ноября 2014 г., 5, 27 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 февраля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 апреля 2013 года
N 41-ФЗ

Принят новый Закон о Счетной палате России.

Ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Непосредственное осуществление такого аудита возложено на инспекторов Счетной палаты.

Установлен новый порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов. Пополнился список ограничений, налагаемых на указанных лиц.

Значительно расширены полномочия и самой Счетной палаты.

Так, она готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей (индикаторов), определяющих уровень и качество социально-экономического развития России, занимается аудитом в сфере госзакупок, анализирует эффективность внутреннего аудита объектов внешнего государственного аудита (контроля). Кроме того, ведомство наделено полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции.

Значительное место в деятельности Счетной палаты отведено современным видам аудита, таким как финансовый, стратегический, аудит эффективности и др. Предусматриваются следующие методы контроля. Это проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг.

О результатах контрольных мероприятий Счетная палата обязана информировать обе палаты Федерального Собрания РФ. При наличии составов преступлений соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. При этом последние обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в «Российской газете» от 10 апреля 2013 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1649

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Счетная палата РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 мая Госдума проголосовала за постановление о назначении Алексея Кудрина на должность председателя Счетной палаты (СП) России.

Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.

В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ — временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) — рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии — Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х — 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии — советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон » О народном контроле в СССР» и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило «оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями». С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение — Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля — Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года.

Задачи и полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица — производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Смотрите так же:  Требования к производственным площадкам

Руководство, аудиторы

Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов — Совет Федерации.

Кандидатуры на должность председателя палаты — не менее трех — вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

Кандидатуры заместителя Счетной палаты — также не менее трех — вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

Требования к членам Счетной палаты

Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

Структура и органы

В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата — 181 тыс. руб.

В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году — 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. — при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. — при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году — 8,8 млрд руб.).

Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 — в Генпрокуратуру, 21 — в ФСБ, 13 — в Следственный комитет, шесть — в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 — государственных и федеральных целевых программ, 17 — международных договоров.

В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.

41 ФЗ «О счетной палате Российской Федерации»

Счетная палата представляет собой учреждение, созданное для осуществления государственного контроля и аудита на территории Российской Федерации. Данное учреждение является высшим государственным надзорным органом. Регламентирует деятельность Счетной палаты Федеральный Закон № 41.

Описание федерального закона 41

Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года. Члены Совета Федерации одобрили документ 27 марта того же года. В законную силу вступил ФЗ 5 апреля 2013 года.

Рассматриваемый закон регламентирует отношения Счетной палаты при проведении аудита бюджетных сфер (государственного, федерального) c другими ресурсами. Данные отношения направлены на обеспечение и поддержание безопасности государства, а также на социально-экономическое развитие.

Принят настоящий законодательный акт с целью создания парламентского контроля с помощью формирования Счетной палаты, в компетенции которой обеспечить конституционное право населения по средствам проведения действий по государственному контролю.

Правовую основу существования Счетной палаты составляют законодательные акты:

  • настоящий ФЗ № 41;
  • конституция России;
  • принципы и нормы международного права.

Данное учреждение проводит государственный контроль (аудит) только в соответствии со специальными стандартами, установленными законами. Все проводимые действия для осуществления контроля проводятся в соответствии с принципами:

  • законности;
  • эффективности;
  • объективности;
  • независимости;
  • открытости;
  • гласности.

Согласно положениям 5 статьи 41 Закона, в качестве задач Счетной палаты выступают:

  • контроль за финансовыми средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, особое внимание направлено на эффективное и рациональное использование денежных средств;
  • контроль за результатами достижения специальных целей, направленных на социальное и экономическое развитие России;
  • контроль за следованием текстам нормативных актов, также надзор за процессом формирования и распределения финансовых средств;
  • разработка предложений, направленных на устранение недочетов, выявленных при надзоре за распределением денежных средств;
  • пункт 5 утратил свою законную силу в ноябре 2014 года (последняя редакция рассматриваемого закона приходится на 7 февраля 2017 года);
  • проведение процедуры оценивания предоставления налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из средств федерального бюджета;
  • проверка достоверной информации, указанной в отчетах от главных администраторов федерального бюджетного фонда;
  • осуществление надзора за передвижением денежных средств государственных бюджетов в Центральном Банке России и в иных кредитных учреждениях;
  • проведение комплекса мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.

Деятельность Счетной палаты основана на соблюдении всех вышеуказанных задач и иных действий, описанных в других нормативных актах.

Скачать закон РФ о Счетной палате

Согласно положениям настоящего 41 Федерального Закона в составе Счетной палаты входит множество должностей. Главными из них являются:

  • Председатель данного государственного органа;
  • Заместитель Председателя Счетной палаты;
  • Аудиторы, осуществляющие проведение проверок;
  • Аппарат данного учреждения.

Главной руководящей должностью в данном государственном учреждении является Председатель. Члены Государственной Думы выбирают человека на данную должность на срок 6 лет, принятое решение должно соответствовать решению Президента России. Согласно положениям настоящего закона, на должности Председателя человек не может задержаться более чем на два срока (12 лет). По закону, сотрудники Госдумы вправе снять с рассматриваемой должности человека, при возникновении следующих ситуаций:

  • Человек, занимающий данный пост, нарушил законодательные нормы;
  • Председатель лично хочет уйти в отставку, предоставив при этом соответствующее заявление;
  • Глава счетной палаты признан судебной инстанцией недееспособным;
  • Утрата доверия, согласно положениям Федерального Закона № 273.

Снятие с должности происходит при решении большинства членов Государственной Думы.

Чтобы узнать какими полномочиями обладает Председатель, что входит в компетенцию Заместителя и аудиторов, необходимо изучить полный текст настоящего закона. Скачать последнюю редакцию настоящего Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» можно по ссылке.

Смотрите так же:  Гостиницы проживание с животными москва

Изменения в ФЗ 41 о Счетной палате

Последняя редакция рассматриваемого законодательного акта приходится на 7 февраля 2017 года. Однако, все принятые нововведения вступили в законную силу только 28 июня 2017. Редакции подверглась 10 статья 41 ФЗ.

Статья 10

Положения настоящей статьи гласят о запрете Председателю его Заместителю и аудиторам осуществлять некоторые виды деятельности:

  • совмещать работу в Счетной палате с работой в государственных учреждениях и местного самоуправления;
  • работать в сфере предпринимательства лично или через доверенных лиц;
  • принимать участие в хозяйствующих субъектах;
  • работать в какой-то оплачиваемой деятельности, за исключением — научной, преподавательской, творческой;
  • представлять третьи лица в органах государственной власти;
  • предоставлять служебную информацию во внеслужебных целях;
  • претендовать на получение гонораров за публикации и выступления по занимаемой должности;
  • получать материальную помощь в связи с выполнением своих прямых должностных обязанностей;
  • выезжать за границу России за счет финансирования юридических и физических лиц;
  • работать в управлении, попечительских и наблюдательных советах;
  • принимать участие в политических партиях;
  • иметь счета и вклады в соответствии с Федеральным Законом № 79. В последней редакции настоящего 41 закона была добавлена ссылка на 79 ФЗ;
  • в обязанности сотрудников Счетной палаты входит неукоснительное указание своих доходов и расходов.

При несоблюдении вышеуказанных пунктов настоящего закона, работников Счетной палаты могут снять с должности и привлечь к ответственности.

Статья 13 ФЗ о Счетной палате

Положения настоящей статьи указывают какие функции выполняет Счетная палата для осуществления своей деятельности:

  • проведение контроля в области бюджетов России;
  • анализировать законодательные акты, касающиеся принятия бюджетов;
  • проверка годовых отчетов глав бюджетов;
  • проведение надзора за исполнением федерального бюджета;
  • проводить оценивание факторов, влияющих на цели достижения экономического и социального развития.

При последней редакции в 13 статью изменения, дополнения и поправки не вносились.

Внесены изменения в закон о Счётной палате

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 25 января 2017 года, одобрен Советом Федерации 1 февраля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на уточнение положений Федерального закона «О Счётной палате Российской Федерации», регулирующих отношения, связанные с осуществлением Счётной палатой Российской Федерации контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Федеральным законом в перечень оснований досрочного освобождения аудитора Счётной палаты от должности включается ненадлежащее исполнение им служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, а Председателю Счётной палаты предоставляется право информировать Президента Российской Федерации о выявлении таких оснований.

В перечень объектов аудита (контроля) включаются коммерческие организации с долей (вкладом) хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах.

Счётной палате предоставляются полномочия по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – производителей товаров, работ, услуг в части, касающейся соблюдения ими условий государственных (муниципальных) контрактов.

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Аудиторы Счетной палаты РФ не смогут занимать свою должность более двух сроков подряд и не должны состоять в родственных связях с лицами, занимающими государственные должности РФ.

Новым Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» уточняются, в т.ч. более подробно регламентируются и многие другие аспекты деятельности этого высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), в частности функции и полномочия, структура, в т.ч. порядок назначения, права и обязанности Председателя Счетной палаты РФ и его заместителя, методы осуществления деятельности Счетной палаты РФ, назначение и порядок направления Счетной палатой РФ уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, организация деятельности Счетной палаты РФ (в частности, отдельными статьями регулируются статус и порядок утверждения стандартов Счетной палаты, обязательное государственное страхование ее сотрудников), материальное обеспечение Счетной палаты РФ (в частности, более подробно определяется материальное обеспечение ее сотрудников, в т.ч. размеры окладов инспекторов Счетной палаты).

Определен и конкретный срок, которым определяется опыт работы кандидата на должность аудитора Счетной палаты РФ в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции — он должен составлять не менее пяти лет.

Новый Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» вступает в силу со дня его опубликования»; с этой же даты утратит силу действующий Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации», принятый в 1995 году.

Федеральный закон о счетной палате российской федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 ноября 1994 года приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон был одобрен Советом Федерации 7 декабря того же года, 11 января 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования — 14 января 1995 года.

В январе 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации первого созыва первым в истории России Председателем Счетной палаты Российской Федерации был избран ее депутат Хачим Кармоков. В январе 1995 г. заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев. Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 года.

В соответствии с Федеральным законом « О Счетной палате Российской Федерации » для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты была образована Коллегия Счетной палаты, первое заседание которой состоялось 18 апреля 1995 г. Фактически свою деятельность Счетная палата начала в июне 1995 г.

19 апреля 2000 г. в связи с истечением срока полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума Российской Федерации назначила Сергея Степашина.

Счетная палата принимала участие в совершенствовании бюджетного законодательства. Вместе с тем, усилия контрольного ведомства были направлены на создание функционирующей единой системы государственного финансового аудита на всей территории страны. В 2000 году была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, а в 2002 году — Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме этого, с 1 октября 2011 года вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который установил общие принципы организации, деятельности, а также основные полномочия контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов на всей территории страны.

8 апреля 2013 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», существенно расширившая задачи, функции и полномочия ведомства. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации » , установил отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты Российской Федерации. В нем, помимо того, закреплены уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации.

9 сентября 2013 г. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации кандидатуру Татьяны Голиковой для назначения на должность Председателя Счетной палаты. После обширной дискуссии и консультаций Татьяны Голиковой со всеми парламентскими фракциями 20 сентября 2013 г. депутаты приняли решение поддержать ее кандидатуру и утвердить в должности.

В конце сентября 2013 г. палаты Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России утвердили весь руководящий состав контрольного ведомства.

22 ноября 2013 г. Коллегия под председательством Татьяны Голиковой утвердила «Основные (приоритетные) направления деятельности Счетной палаты РФ на 2014-2016 годы». В частности, были обозначены следующие приоритеты: контроль исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года, госпрограмм и исполнения документов стратегического и концептуального характера, а также развитие взаимодействия с органами государственной власти, в том числе с правоохранительной системой и усиление гласности и прозрачности работы.

С 2014 г. Счетная палата в целях повышения эффективности расходования федеральных средств бюджетными распорядителями и повышения бюджетной дисциплины начала активно реализовывать право о составлении протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая поправка была внесена в Кодекс об административных правонарушениях в июле 2013 г. Таким образом, инспектор Счетной палаты при выявлении соответствующих нарушений должен выписать протокол об административном правонарушении и передать его в Росфиннадзор, который направит материалы в суд.

Новая редакция закона «О Счетной палате Российской Федерации» потребовала переформатирования взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами. В связи с этим, по инициативе Татьяны Голиковой уже в марте 2014 г. при Счетной палате был создан Совет контрольно-счетных органов России. При этом в ходе разработки проектов основополагающих документов Совета были учтены традиции взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами, существовавшие ранее в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов России. На первом организационном совещании Совета при участии руководителей 76 региональных контрольно-счетных органов были определены ключевые аспекты в работе нового совещательного органа при Счетной палате. Ими стали: вопросы организации совместных проверок, перехода на программный принцип формирования бюджета, проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, разработки критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов, вопросы совершенствования законодательства о внешнем финансовом контроле.

Смотрите так же:  Размер налог за продажу акций

17 мая 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Государственную Думу представление о досрочном освобождении Татьяны Голиковой от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Ранее Татьяна Голикова Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым была выдвинута на должность вице-премьера по вопросам образования, здравоохранения и социальной политики.

18 мая 2018 года Президент Российской Федерации утвердил состав нового Правительства Российской Федерации, в котором Татьяна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В сферу ее ответственности вошла социальная политика.

22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначен Алексей Кудрин.

Федеральный закон о счетной палате российской федерации

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ»

Карпов Эдуард Сергеевич

канд. юрид. наук, старший преподаватель ВЮИ ФСИН России, г. Владимир

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации [1]для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Во исполнение данного предписания федеральным законодателем издан Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [7]. За время своего действия на протяжении более пятнадцати лет указанный закон неоднократно изменялся, однако до настоящего времени в нем остались спорные моменты, которые требуют уточнения.

Например, Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (республика Перу) в 1977 г. [2], закрепляет необходимость наличия в каждом государстве высшего контрольного органа. В Российской Федерации единственным контрольным органом, действующим на основании Конституции РФ и специального федерального закона является Счетная палата РФ. В силу этого, по своему содержанию, Счетная палата РФ является высшим контрольным органом в Российской Федерации, но указания на это в Федеральном законе № 4-ФЗ нет. Автор предлагает внести изменения в ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» [7] в части определения Счетной палаты как высшего постоянно действующего контрольного органа.

До настоящего времени в России отсутствует законодательно установленная единая система государственного финансового контроля, его осуществляют многочисленные органы, деятельность которых слабо скоординирована, а выполняемые ими функции часто дублируют друг друга. Хотя сегодня законодательно проблема разграничения функций внешнего и внутреннего финансового контроля не решена, есть все основания полагать, что Счетная палата РФ относится к органам внешнего финансового контроля. Как отмечает О. Б. Шемякина, внешний финансовый контроль осуществляется органами законодательной (представительной) власти, а внутренний – органами исполнительной власти [9, с. 14]. Автор согласен, что подобное разграничение финансового контроля на внешний и внутренний в зависимости от статуса и функций органов, которые осуществляют финансовый контроль, представляется и в теории, и в практике обоснованным, целесообразным и необходимым. «Внутренний контроль осуществляется органом, подведомственным проверяемому органу. И в этом смысле степень объективности такого контроля не всегда является более предпочтительной. Контроль, осуществляемый органом финансового контроля, созданным законодательным (представительным) органом власти, является внешним, так как представительный орган власти не принимает непосредственного участия в исполнении бюджета, а следовательно, контроль осуществляется органом, не находящимся в подчинении у проверяемого органа, что значительно повышает степень объективности и эффективности такого финансового контроля» [9, с. 14]. Вследствие этого, кроме Счетной палаты Российской Федерации к органам внешнего финансового контроля относятся контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований, действующие на основании Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [8].

Все органы внешнего финансового контроля осуществляют свою деятельность на основе стандартов, которые они сами же и утверждают. В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» о стандартах есть только одно положение в ст. 10, где говорится, что планирование работы Счетной палаты осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний [7]. Например, Коллегией Счетной палаты РФ 2 апреля 2010 г. утвержден стандарт финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» [4], 9 июня 2009 г. стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» [5], 7 июля 2006 г. стандарт внешнего государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации, СФК 4702 «Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации» [6] и др. В ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» закреплены полномочия контрольно-счетных органов утверждать стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий [8]. По мнению автора, в субъектах и муниципальных образованиях отсутствует какая-либо специфика осуществления финансового контроля, которая делала бы невозможным его осуществление на основе общих стандартов. В силу этого, автор считает, что утверждение стандартов внешнего финансового контроля следует возложить исключительно на Счетную палату Российской Федерации, а у контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований данное полномочие убрать.

Финансовая независимость Счетной палаты Российской Федерации связана с решением вопроса о том, кто вправе осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Счетной палаты РФ. Данный вопрос урегулирован в ст. 30 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», в соответствии с которой контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации, постановлений Совета Федерации и (или) постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [7]. Контроль над исполнением Счетной палатой средств федерального бюджета не носит постоянного характера. Для проведения контрольных мероприятий необходимы соответствующие решения Президента РФ, а также постановления Совета Федерации и Государственной Думы. Постановления Государственной Думы и Совета Федерации принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации и (или) депутатов Государственной Думы. Проблема, по мнению автора, заключается в том, что в данной статьей не регламентируется порядок проведения контрольных мероприятий над использованием Счетной палатой средств федерального бюджета, не раскрывается организационно-правовой статус органа или должностного лица, который будет осуществлять указанный контроль. Первоначально контроль над использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществлялся Министерством финансов РФ. Справедливо мнение И. Н. Осиповой, которая указывает, что исключение Минфина России как органа, уполномоченного контролировать финансово-хозяйственную деятельность Счетной палаты РФ, позволяют обеспечить функциональную независимость Счетной палаты РФ как специализированного органа финансового контроля, подотчетного Федеральному Собранию РФ, а также исключить возможность конфликта интересов – проверки финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты РФ со стороны органов, являющихся объектом внешнего контроля Счетной палаты РФ (Минфина России) [3]. Тем не менее, на взгляд автора, в ст. 30 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» [7] следует указать орган, уполномоченный на осуществление контроля над исполнением Счетной палатой средств федерального бюджета. Это может быть, например, специально создаваемая для этих целей ревизионная комиссия из аудиторов либо иных лиц. В части регламентации подобной деятельности, справедливо будет, если проверяющие финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты РФ будут руководствоваться теми же стандартами внешнего финансового контроля, которые принимает и использует в своей деятельности сама Счетная палата.

Таким образом, в Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» [7] имеется ряд законодательных пробелов и спорных вопросов, устранение которых, безусловно, повысит эффективность контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности органов внешнего финансового контроля. Следовательно, это позитивно скажется на законности и целесообразности распределения и использования бюджетных средств и иного государственного имущества.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
  2. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.).
  3. Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  4. Стандарт финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утвержден Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 2 апреля 2010 г. № 15К (717)) // Документ опубликован не был.
  5. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (утвержден Решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)) // Документ опубликован не был.
  6. Стандарт финансового контроля СФК 4702 «Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации» (утвержден решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 7 июля 2006 г. № 25К (492)) // Документ опубликован не был.
  7. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
  8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Рос. газета. 2011. 11 февраля.
  9. Шемякина О. Б. Внешний финансовый контроль как необходимый элемент и подсистема государственной системы финансового контроля // Финансовое право. 2007. № 5.
108shagov.ru. Все права защищены. 2019