Федеральный закон 402-фз от 01.01.2019

Оглавление:

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Смотрите так же:  Доверенность на интернет-банк

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС «Доходы» доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС «Аренда», СГС «Основные средства» или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС «Доходы»).

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году

Чиновники систематически меняют законы и нормативно-правовые акты. Зачастую обновления продиктованы существенными изменениями в политической и социальной жизни государства. Ведь это необходимо, чтобы нормативная база соответствовала действительности.

Большая часть изменений 2019 года касается налогового законодательства. Об этом мы подробно рассказали в специальном обзоре: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году». Теперь определим, как изменится нормативная база в части бухгалтерского учета.

Итак, приготовьтесь: все изменения бухгалтерского учета 2019 года.

Новый закон — новые правила

Самый главный нормативный документ, или «Библия» для бухгалтера — это Федеральный закон №402-ФЗ «О бухучете». С января 2019 года закон будет действовать уже в новой редакции. Чиновники внесли существенные изменения, которые нельзя не учитывать в работе.

Ключевая цель изменения закона 402-ФЗ — это устранение различий между правилами ведения учета в коммерческом секторе и бюджетной сфере. Простыми словами, законодатели стараются привести законодательную базу к такому виду, чтобы ей мог пользоваться и бухгалтер бюджетной организации, и главбух коммерческой фирмы. В настоящий момент это невозможно. Правда, нововведения бухучета 2019 года не сильно улучшат текущее положение дел, исправлять еще очень много, но и видимые результаты уже есть.

Обратите внимание, что для приведения учета бюджетного сектора к общим нормам чиновники определили программу внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Стандарты — это приказы Минфина, которые определяют ключевые правила и аспекты ведения БУ учреждениями государственно сектора (бюджетники). В 2018 году были введены первые 5 стандартов. В 2019 году начинают действовать новые стандарты, подробнее о них в специальной статье: «Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году».

Итак, определим ключевые изменения закона № 402-ФЗ 2019:

1. Требования главного бухгалтера к содержанию и оформлению первичной документации обязательны теперь для всех сотрудников организации. Дополнение закреплено в статье 9 федерального закона «Первичные документы».

Следует учитывать, что данное нововведение касается не только требований, которые предъявляет главбух, но и требований, предъявляемых иным ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в экономическом субъекте. Это может быть и руководитель, выполняющий функции главбуха, либо сторонний работник или даже организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению БУ и составлению отчетности.

Требования могут быть не только к содержанию первички, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. Данные требования главбуха должны неукоснительно исполнять все работники организации.

2. Электронную документацию следует подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Отметим, что и ранее положения закона 402-ФЗ содержали указание на необходимость заверения электронных регистров бухучета. Простыми словами, в старой редакции закона говорилось, что любой регистр должен быть заверен подписью ответственного лица. Если документ оформлен в электронном виде, то его необходимо подписать электронной подписью и обеспечить его должное и надежное хранение.

Теперь же чиновники внесли изменения. Суть их такова: электронная подпись должна иметь усиленную квалифицированную защиту. В противном случае документ или регистр не будет считаться действительным.

3. Бумажная отчетность упразднена. Итак, до 2019 года все организации должны были формировать годовую отчетность. Напомним, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный экземпляр был подписан руководителем экономического субъекта. Теперь эти правила не действуют. Причем их уже следует применять при составлении бухгалтерской отчетность за 2018 год.

Что же изменилось? С 2019 года бумажный вариант отчета не обязателен. А это значит, что организации вполне достаточно сформировать электронный бухотчет, заверить его электронной подписью. Не забываем о том, что ЭП должна быть усиленной и квалифицированной. Готовить бумажный отчет не нужно.

Однако если обязательства о предоставлении отчетности на бумаге закреплены в других нормативно-правовых актах, то придется продублировать финотчет на бумаге.

Дополнительно отметим, что чиновники закрепили право Центробанка РФ устанавливать отдельные требования, правила и стандарты бухучета, которые будут существенно отличаться от действующих положений закона. Такие стандарты будут действовать только в отношении учреждений и организаций, подведомственных Центральному Банку России. Необходимость обусловлена существенными отличиями учета и спецификой деятельности.

Нововведения коснутся ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Обновления закреплены в Приказе Минфина N 180н от 09.11.2017, но вступают в силу они только с 01.01.2019. Определим, что изменится в ПБУ:

4. Кросс-курс. Теперь, как и ранее, стоимость всех активов и обязательств, выраженную в иностранной валюте, придется пересчитывать по установленному курсу ЦБ РФ, в рубли. Однако если официальный курс Центробанк не установил на дату свершения операции/сделки, то пересчет следует проводить по специальному кросс-курсу, который рассчитывается по средним значениям.

Смотрите так же:  Требования предъявляемые к контракту по 44-фз

5. Выручка, полученная сверх аванса. Данный экономический показатель появляется в том случае, если при пересчете суммы полученного аванса в иностранной валюте на рубли сумма аванса получается с превышением. Часть этой полученной выручки придется пересчитать по состоянию на отчетные даты (последний день отчетного периода). В результате у организации могут появиться прочие доходы или расходы.

Данные суммы спровоцируют возникновение разниц в налоговом и бухучете, и скорее всего, организациям придется их отражать с учетом ПБУ 18/02, если законодатели не внесут соответствующие корректировки в .

6. Операции в валюте. Если экономический субъект, ведет часть своей деятельности преимущественно в иностранной валюте, вне зависимости от того, происходит это в России или за рубежом, а также отвечает следующим условиям:

  • данный вид деятельности способен приносить соответствующую экономическую выгоду, а также требует проведения определенных расходов;
  • результаты данной деятельности систематически анализируются ответственными лицами организации и используются при принятии управленческих решений о перераспределении ресурсов и оценке результатов;
  • по конкретно этому виду деятельности могут быть сформированы отдельные финансовые показатели, вне зависимости от других видов осуществляемой деятельности —

то организация вправе формировать отчетность по таким видам деятельности обособленно, к тому же по правилам, предусмотренным для составления отчетности по видам деятельности осуществляемым за рубежом. Такую часть деятельности придется выделить в отдельный сегмент, в соответствии с ПБУ 12/2010.

Также изменения в ПБУ 3/2006 затронули такие важные направления, как защита от валютных рисков и активы и обязательства за рубежом. Новая трактовка Положения по бухучету предусматривает исключительные правила для пересчета валютных операций.

Важные изменения для бухгалтера 2019

Определим другие коррективы, которые обязательно следует учитывать бухгалтеру в 2019 году:

  1. Повышение МРОТ — это ключевое нововведение в части положений по оплате труда. С 01.01.2019 минимальный заработок составит 11 280 рублей.
  2. Бухгалтерскую отчетность не нужно будет сдавать в Росстат. Обязательной останется только бухотчетность в ФНС.
  3. Работнику положен дополнительный оплачиваемый день на время прохождения диспансеризации. День предоставляется один раз в три года.
  4. Введены санкции за незаконное увольнение работника предпенсионного возраста, а также за отказ от трудоустройства такого специалиста.

Бухгалтеры бюджетной сферы должны учитывать, что с 2019 года изменился:

  • порядок формирования и составления кодов бюджетной классификации — Приказ № 132н;
  • порядок определения КОСГУ по проводимым операциям — Приказ №209н.

В 2019 бухгалтеров ждет новый закон о бухучете. Что поменяется?

Закон о бухучете скоро изменится. Поправки подготовил Минфин. Что нового ожидается с января 2019 – расскажем.

В обновленной версии закона о бухучете вместо организаций государственного сектора будут фигурировать организации бюджетной сферы.

«Первичка» и регистры

Статья 9 «Первичные документы» Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» дополнена пунктом, согласно которому требования главного бухгалтера, иного должностного лица на которое возложено ведение бухучета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений) необходимых для ведения бухгалтерского учета, обязательны для всех сотрудников экономического субъекта.

Электронные регистры бухучета подписываются электронной подписью. Поправками уточняется, что подпись должна быть усиленной квалифицированной.

Статья 13 «Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности» закона №402-ФЗ дополнена следующим пунктом:

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.

В настоящее время бухотчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем.

С 2019 года подписывать бухотчетность может как руководитель, так и уполномоченное на это лицо. Причем требование о непременно бумажном виде упраздняется.

Стандарты бухучета

Центробанк теперь сможет издавать нормативные акты в сфере бухучета подведомственных организаций, которые будут противоречить закону о бухучете. Сейчас это запрещено.

Кроме того, отменяется норма, которая устанавливает, что ПБУ, принятые с 01.10.1998 до того, как начал действовать Закон, признаны федеральными стандартами. Между тем напомним, что пока не утверждено ни одного федерального стандарта для внебюджетных организаций.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ) 2019

Закон о бухгалтерском учёте в последней действующей редакции от 28 ноября 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» создан с целью совершенствования системы формирования, регулирования бухгалтерского учёта и повышения качества контроля финансовой отчётности. Федеральный закон определяет основные понятия и объекты бухгалтерского учёта, перечень юридических лиц, к которым применяется действие закона, а также перечень экономических субъектов, которые освобождаются настоящим законом от ведения бухгалтерского учёта.

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» с изменениями устанавливает особенности организации бухгалтерского учёта организаций, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру организаций, на которого возлагается обязанность ведения бухгалтерского учёта. Федеральный закон устанавливает перечень первичных документов, электронных документов, бухгалтерских регистров, необходимых для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» определяет состав, порядок предоставления и требования к финансовой отчётности за отчётный период.

На основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и Международных стандартов разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учёта, устанавливающие единые минимальные требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учёта.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о бухгалтерском учёте не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)

Закон о бухгалтерском учете является определяющим актом бухзаконодательства в России. В настоящей рубрике мы будем рассказывать о нормативном регулировании этой сферы в нашей стране и обо всех нововведениях.

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.

В числе объектов БУ закон указывает:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.
Смотрите так же:  Кассационная жалоба в судебную коллегию по экономическим спорам образец

Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Федеральный закон 402-фз от 01.01.2019

Правительство России приняло постановление от 28.11.18 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019г.»

В соответствии с Постановлением величина базы для исчисления страховых взносов нарастающим итогом с 1 января 2019 г. составляет:

  • на обязательное социальное страхование: 865 000 рублей;
  • на обязательное пенсионное страхование: 1 150 000 рублей. Подробнее.

Президент России В.Путин подписал Федеральный закон от 28.11.2018 года № 444-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Изменения внесены в целях упрощения представления бухгалтерской отчётности в госорганы.

Федеральная налоговая служба приказом от 2 октября 2018 № ММВ-7-11/[email protected] утвердила новую форму сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица»

Приказом утверждены две формы справки:

  • первая имеет машиноориентированную форму и предназначена для налоговых агентов (в частности, работодателей), представляющих налоговую отчетность на бумаге (форма 2-НДФЛ).
  • вторая форма — справка о доходах и суммах налога физического лица, которая выдается налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям для представления по месту требования.

В ФНС России разработан проект приказа «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 N ММВ-7-21/[email protected]»

Цель изменений — приведение положений приказа ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected] в соответствие нормами гл. 28 Налогового кодекса РФ, и актуализации Кодов видов ТС и Кодов вычетов .

Правительство России приняло постановление от 01.10.2018 № 1163 «О переносе выходных в 2019 году», которое предусматривает: новогодний отдых — с 30 декабря по 8 января. Так как выходные дни 5 и 6 января, совпадают с праздниками, то их решено перенести на май. Таким образом, 1—5 и 9—12 мая — нерабочие.

Новая форма налоговой декларации действует с 5 октября 2018 г. В ней налогоплательщики — индивидуальные предприниматели получили возможность отразить налоговый вычет на покупку онлайн-кассы.

Прежняя форма декларации (приказ ФНС от 04.07.2014 № ММВ-7-3/[email protected], с изменениями и дополнениями) не применяется.

Утверждена новая форма декларации по земельному налогу, в которой учтена возможность одновременного применения коэффициентов Ки и Кв.

Приказ содержит новую редакцию формы налоговой декларации, изменения в формат представления декларации в электронном виде и уточнение порядка ее заполнения (в том числе приведено подробное разъяснение заполнения декларации с учетом коэффициентов Ки и Кв).

Банк России завершает перевод некредитных финансовых организаций на План счетов (Положение ЦБР от 02.09.2015 года № 486-П), построенный на основе Плана счетов для кредитных учрежений (банков).

О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2013, № 51, ст. 6677) следующие изменения:

а) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления копии на бумажном носителе бухгалтерской (финансовой) отчетности, созданной в виде электронного документа.»;

б) в части 8 слова «экземпляра на бумажном носителе» исключить;

а) в части 1 слова «орган государственной статистики по месту государственной регистрации» заменить словами «налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта»;

б) части 2 — 4 изложить в следующей редакции:

«2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в указанном государственном информационном ресурсе, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

4. Форматы представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

в) дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:

«5. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационным ресурсе, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, государственным органам и органам местного самоуправления осуществляется без взимания платы.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в виде электронного документа в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции настоящего Федерального закона):

а) субъектами малого предпринимательства — начиная с отчетности за 2019 год;

б) иными экономическими субъектами — начиная с отчетности за 2018 год.

3. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год представляется в срок, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в редакции настоящего Федерального закона), субъектами малого предпринимательства в виде электронного документа или на бумажном носителе.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019