Домке э.Р расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник (2-е издание,стереотипное)

Рассмотрены вопросы расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, влекущих за собой ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ГИБДД МВД России, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения при совершении дорожно-транспортных происшествий.

Для студентов высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 1. Проблемы и причины дорожно-транспортных происшествий

1.1. Понятие безопасности дорожного движения, его основные проблемы

1.2 Причины и виды дорожно-транспортных происшествий

1.3. Влияние дорожных условий на безопасность движения

1.4. Правовые проблемы, возникающие при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с влиянием дорожных условий

Глава 2. Общие принципы расследования дорожно-транспортных происшествий

2.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных происшествий

2.2. Действия следователя (дознавателя) по проверке сообщений о дорожно-транспортном происшествии

2.3. Действия участников следственно-оперативной группы на месте дорожно-транспортного происшествия

2.4. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия

2.5. Осмотр следов транспортных средств

2.6. Особенности исследования дорожных условий

2.7. Осмотр транспортных средств

2.8. Осмотр трупа на месте дорожно-транспортного происшествия

2.9. Розыск водителя и транспортного средства, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия

2.10. Освидетельствование участников дорожно-транспортного происшествия

Глава 3. Особенности расследования специфических дорожно-транспортных происшествий

3.1. Особенности столкновения двух транспортных средств

3.2. Особенности расследования столкновения нескольких транспортных средств

3.3. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей-тягачей и автопоездов

3.4. Особенности расследования опрокидывания транспортных средств

3.5. Особенности расследования наездов на пешеходов

3.6. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью детей

3.7. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных в темное время суток

3.8. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств,поврежденных в результате пожара

3.9. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, совершенных на железнодорожных переездах

Глава 4. Служебное расследование дорожно-транспортных происшествий

4.1. Цели и порядок проведения служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

4.2. Компетенция, права и обязанности служебного эксперта

4.3. Заключение служебного эксперта

ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Глава 5. Организация и производство экспертизы дорожно-транспортных происшествий

5.1. Цели и задачи экспертизы

5.2. Порядок назначения экспертизы

5.3. Виды судебных экспертиз

5.4. Компетенция, права и обязанности судебного экспертаавтотехника

5.5. Исходные материалы для экспертизы

5.6. Этапы экспертизы

5.7. Заключение судебного эксперта

Глава 6. Расчеты движения автомобиля

6.1. Процесс торможения автомобиля

6.2. Определение параметров движения автомобиля

6.3. Безопасные скорости автомобиля

Глава 7. Методика анализа наезда транспортного средства на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста

7.1. Причины наезда транспортного средства на пешехода и задачи экспертного исследования

7.2. Механизм наезда на пешехода

7.3. Экспертное исследование движения транспортного средства и пешехода перед наездом

7.4. Экспертное исследование взаимодействия транспортного средства и пешехода при наезде

7.5. Экспертное исследование процесса отбрасывания пешехода

Глава 8. Общие принципы исследования технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода,велосипедиста, мотоциклиста при неограниченной видимости и обзорности

8.1. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в поперечном направлении

8.2. Наезд транспортного средства на пешехода, перемещающегося в попутном или встречном направлении

8.3. Наезд автомобиля на велосипедиста или мотоциклиста

Глава 9. Исследование технической возможности предотвратить наезд транспортного средства на пешехода при ограниченной обзорности и видимости

9.1. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

9.2. Наезд транспортного средства на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием

9.3. Наезд транспортного средства на пешехода в условиях ограниченной видимости

Глава 10. Методика анализа маневра транспортного средства

10.1. Виды маневров

10.2. Расчет маневра при анализе дорожно-транспортного происшествия

Глава 11. Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновения транспортных средств

11.1. Основные положения теории удара

11.2. Наезд транспортного средства на неподвижное препятствие

11.3. Виды столкновений транспортных средств

11.4. Механизм взаимодействия транспортных средств при столкновении

11.5. Определение места столкновения транспортных средств

11.6. Установление факта движения или неподвижности транспортного средства при столкновении

11.7. Определение параметров прямого столкновения транспортных средств

11.8. Определение параметров при перекрестном столкновении траспортных средств

11.9. Исследование технической возможности предотвратить столкновение транспортных средств

Глава 12. Автоматизация автотехнической экспертизы

12.1. Технические средства автоматизации автотехнической экспертизы

12.2. Графические методы исследования дорожно-транспортного происшествия

Глава 13. Экспертиза и оценка транспортных средств

13.1. Организация экспертной и оценочной деятельности

13.2. Общие принципы оценки транспортных средств

13.3. Осмотр транспортных средств

13.4. Определение износа транспортных средств и их комплектующих

13.5. Определение стоимости транспортных средств

13.6. Определение стоимости ремонта транспортных средств

13.7. Определение утраты товарной стоимости

13.8. Особенности расчета восстановительных расходов при определении размера страховой выплаты в рамках ОСГО

Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Рассмотрены вопросы расследования преступлений, влекущих уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Приведены методики экспертного анализа основных видов дорожно-транспортных происшествий, а также правовые акты о деятельности ГИБДД, судебных экспертов-автотехников и участников дорожного движения.
Для студентов автомобильно-дорожных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения».

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий (ДТП) предназначена для исследования причин, установления факторов, обусловивших возникновение и развитие аварий.

Расследование ДТП требует от лиц, принимающих в нем участие, высокого профессионализма  необходимы знания в области криминалистики, судебной медицины, юриспруденции, организации дорожного движения, автотехнической экспертизы, а также в других областях науки и техники. Однако практика свидетельствует, что дознаватели Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) и следователи не всегда обладают такими знаниями, слабо владеют методикой проведения осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допросов участников ДТП и т. д. Результаты следственных действий порой не содержат необходимой информации о событии происшествия. При изучении уголовных дел данной категории отмечается, что отдельные следователи не умеют правильно фиксировать обнаруженные в ходе осмотра ДТП следы и другие объекты, недостаточно широко применяют научно-технические средства, не используют в полной мере возможности экспертных учреждений, допускают ошибки в сборе и подготовке материалов для экспертиз.

Отмеченные недостатки в расследовании ДТП приводят к принятию необоснованных процессуальных решений, невозможности выполнения экспертиз, назначаемых по постановлению судебных органов, возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования и повторных экспертиз, продлению процессуальных сроков следствия, нарушению законности, ущемлению прав и интересов граждан.

Автотехническая экспертиза призвана оказывать содействие правосудию в установлении истины по делам о ДТП.

Список использованной литературы

Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения / В.Ф. Бабков.  М. :Транспорт, 2013. – 188 с.

Балакин, В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.Д. Балакин.  Омск: Изд. СибАДИ, 2013. – 136 с.

Волошин Г.А., Мартынов В. П., Романов А.Г. Анализ дорожно-транспортных проишествий / А.Г. Волошин, В. П. Мартынов, А.Г. Романов.  М. : Транспорт, 2013. – 240 с.

ГОСТ 23457-79. Технические средства организации дорожного движения.  М. : Издательство стандартов, 2013. – 56 с.

Данилов, Е.П. Справочник адвоката. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские, экспертиза / Е.П. Данилов.  М. : Право и закон, 2013.

Домке, Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Р. Домке.  2-е изд., стер.  М. : Издательский центр «Академия», 2012.  288 с.

Иларионов, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебник для вузов / В.А. Иларионов.  М. : Транспорт, 2013.  255 с.

Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 347.

Коноплянко, В.И. Информация в дорожном движении / В.И. Коноплянко.  М. : МАДИ, 2014. – 65 с.

Лукьянов, В.В. Безопасность дорожного движения / В.В. Лукьянов.  М. : Транспорт, 2013. – 260 с.

Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства №001 МР/СЭ.  М. : Компания «Автополис — Плюс», 2013.  120 с.

Овечников Е.В., Фишельсон М. С. Городской транспорт: учебник для вузов / Е.В. Овечников, М. С. Фишельсон.  М. : Высшая школа, 2013. – 325 с.

Коноплянко, В.И. Организация и безопасность дорожного движения: учебник для вузов / В.И. Коноплянко.  М. : Транспорт, 2014. – 183 с.

Правила дорожного движения Российской Федерации (в редакции от 10 мая 2010 года). Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 10 мая 2010 года.

Рябчинский, А.И. Пассивная безопасность автомобиля /А.И. Рябчинский.  М. : Машиностроение, 2013. – 145 с.

Суворов, Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учебное пособие / Ю.Б. Суворов.  М. : Право и закон, 2013.  208 с.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 08.05.2017 2017-05-08

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Самигуллина А. Г., Саманишвили Т. М. Проблемы роста числа аварий с участием общественного транспорта // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/153/43245/ (дата обращения: 20.01.2019).

Рост интенсивности дорожного движения, а также увеличение численности транспортных средств на улично-дорожной сети городов приводит к повышению тесноты взаимодействия участников дорожного движения и возникновению дорожных конфликтов, следствием которых является возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Ежедневно на участках дороги происходит множество ДТП. Немалая часть из них приходится на аварии с участием пассажирского транспорта. При этом по статистике самым опасным видом общественного транспорта являются автобусы и маршрутные такси.

На участке дороги происходит ДТП, с участием общественного транспорта, причиной аварий могут быть:

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию. Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях водитель не успевает адекватно среагировать на изменяющуюся дорожную обстановку;

2) несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофоров;

3) нарушение правил эксплуатации транспортного средства, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;

4) несоблюдение дистанции между движущимися автомобилями;

5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее;

6) несоблюдение режимов сна и работы;

7) недостаточная профессиональная подготовка, малый опыт управления транспортным средством.

ДТП классифицируют по пяти категориям, классификация представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация ДТП

При проведении исследования факторов возникновения ДТП, были выделены те, которые действительно влияют на общее число аварий:

1) Число аварий больше в апреле-мае, меньше — в зимние месяцы. Пик аварийности каждый день приходится на вечерние часы, когда люди возвращаются с работы. Наибольшее количество ДТП происходит в конце рабочей недели, наименьшее — в выходные.

2) На аварийность сильно влияют систематические факторы, такие как состояние погоды, наличие сооружений, состояние покрытия. Влияет и освещенность (работа световых приборов), причем включенные фары снижают аварийность и в сумеречное/светлое время.

3) Наиболее часто регистрируются наезды на пешеходов и мелкие столкновения с 1–2 пострадавшими. Столкновения в основном происходят на перекрестках, а наезды — на пешеходных переходах.

4) Аварии на крупных магистралях с участием общественного транспорта происходят реже, чем на некрупных дорогах, но характеризуются большим числом пострадавших.

При анализе дорожно-транспортного происшествия используются методы:

Количественный метод. Под количественным методом подразумевают анализ данных, представленных в виде чисел, выполняемый по формальным (математическим) правилам. Метод отвечает на вопросы что, где, когда, оценивает уровень аварийности в привязке к определенному месту (перекресток, дорога, регион) и времени их совершения; показывает динамику аварийности.

Качественный метод. Под качественным методом подразумевается анализ данных, представленных в виде чисел или описания в произвольной форме, выполняемой как формальными методами, так и неформальными на основе опыта и знаний анализирующего человека. Метод отвечает на вопрос: почему, по какой причине. Служит для установления причинно-следственных связей возникновения и механизма развития ДТП. Позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП и степень их влияния на ДТП по каждому из составляющих системы «водитель — автомобиль — дорога».

Топографический метод. Топографический метод заключается в нанесении на карту анализируемых сведений и обработке этих сведений количественным или качественным методом. Отвечает на вопрос: где на местном совершаются аварии. Позволяет выявить места концентрации ДТП в стране, городе, участках дорог, перекрестках и т. д.

Для определения показателей аварийности используются:

Абсолютные показатели — результат накопления данных о единичных ДТП общее количество ДТП, количество погибших или раненных, суммарный ущерб от ДТП и т. п. Они служат для сравнения работы предприятий, организаций за определенные периоды времени, но непригодны для сравнительного анализа разных предприятий из-за из их специфических особенностей.

Смотрите так же:  Заявление о выдаче паспорта нового поколения примеры

Относительные показатели — образуются делением одного показателя на другой. Например, количество ДТП на 1 млн. авт.-км пробега, число погибших или раненных на 10 тысяч транспортных средств, на 100 тысяч населения, на 100 км автодорог. Эти показатели позволяют объективно сравнивать уровень аварийности в регионах, отличающихся по численности населения, протяженности автодорог и т. д.

Удельные показатели — представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя в другом. Набор удельных показателей аварийности позволяет сравнивать различные регионы или АТП. Примером удельных показателей является удельный вес столкновений, опрокидываний, наездов и ДТП других видов в общем количестве ДТП.

Безопасность дорожного движения характеризуется сложным комплексом взаимодействия водителя, автомобиля, дороги, среды и других участников движения (ВАДСУ) (рисунок 2). Данная система позволяет учитывать влияние указанных элементов каждой подсистемы, на уровень безопасности дорожного движения, а также дать комплексное описание параметров данной подсистемы, необходимых для проведения расследования и экспертизы ДТП.

Рис. 2. Факторы, определяющие уровень безопасности движения

Система «водитель, автомобиль, дорога, среда и другие участники движения» состоит из активных и пассивных составляющих. Разницей между ними является возможность активных составляющих целенаправленно изменять состояние всей системы.

В активные составляющие включены следующие подсистемы:

«Водитель» — оператор, управляющий транспортное средство, который в зависимости от поступающей ему информации от других элементов системы, делает сознательный выбор в пользу наиболее оптимального для сложившейся ситуации способа реагирования, а также имеет возможность постоянного контроля за результатами своих действий.

«Другие участники движения» — пешеходы и водители, которые находятся в пределах взаимодействия с другими подсистемами.

Обе подсистемы относятся к активным составляющим в связи с тем, что обладают возможностью предотвратить ДТП.

К пассивным составляющим системы отнесены подсистемы «Автомобиль», «Дорога», «Среда».

Основными методами получения исходных данных для проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия являются осмотр места ДТП, а также следственный эксперимент, которые опираются на сбор основных параметров и на их достоверность. Статистический и графоаналитический методы опираются только на графики, табличные данные, полученные более 30-ти лет назад, а также на достаточно объемную статистическую выборку. Вследствие данного факта статистический и графоаналитический методы являются достаточно неточными.

Метод компьютерного моделирования используется для визуализации аварии на стадии «сближение-контакт-разлет». В ходе расчетного метода используются различные формулы, применяемые для вычисления главных параметров, необходимых для определения наличия у водителя технической возможности избежать ДТП. Аналитический метод используется при определении возможности предотвращения ДТП.

В ходе исследования были определены мероприятия по предотвращению ДТП:

1) совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технических работников;

2) улучшение медицинского обслуживания водителей и контроля за состоянием их здоровья;

3) улучшение технического состояния транспортных средств, дорожных условий, совершенствование организации перевозок и контроль за работой водителей на линии;

4) совершенствование деятельности службы безопасности движения;

5) совершенствование работы с кадрами.

В завершении можно отметить, что в дорожном движении имеются серьезные недостатки, приводящие к огромным потерям. Дорожное движение нуждается в совершенствовании, в обеспечении безопасности пассажирских перевозок, использование мероприятий по предотвращению ДТП поможет повысить уровень обеспечения безопасности на дорогах, а также значительно сократить количество аварий.

  1. Евтюков С. А. Дорожно-транспортные происшествия: расследование, реконструкция, экспертиза / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. — СПб.: ДНК, 2008. — 390 с.
  2. Домке Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация и безопасность движения (автомоб. транспорт)» направления подготовки «Организация перевозок и упр. на транспорте»/ Э. Р. Домке. — СПб.: Академия, 2009.– 288 с.
  3. Пугачев И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомоб. транспорт)» / И. Н. Пугачев, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — СПб.: Академия, 2009.– 272 с.

Домке э.Р расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Доп.точки доступа:
Косолапов, Алексей Сергеевич
Экземпляры всего (): 1
кх4 (1)
Свободны: кх4 (1)

Доп.точки доступа:
Андрианов, Юрий Васильевич \сост.\; Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (Москва)
Экземпляры всего (): 1
кх4 (1)
Свободны: кх4 (1)

Доп.точки доступа:
Васильев, Ярослав Владимирович
Экземпляры всего (): 1
кх4 (1)
Свободны: кх4 (1)

Доп.точки доступа:
Бауэр, В. И. \ред.\; Резник, Леонид Григорьевич \о нем\; Тюменский нефтегазовый университет
Экземпляры всего (): 1
Ч/з1 (1)
Свободны: Ч/з1 (1)

Доп.точки доступа:
Васильев, Ярослав Владимирович
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Доп.точки доступа:
Махнин, Евгений Лазаревич \конс.\; Российский федеральный центр судебной экспертизы
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Доп.точки доступа:
Буравов, Дмитрий Николаевич; Гракович, Игорь Валентинович; Кузнецов, Николай Павлович; Ижевский технический университет им. М. Т. Калашникова
Экземпляры всего (): 1
Ч/з1 (1)
Свободны: Ч/з1 (1)

Доп.точки доступа:
Новописный, Евгений Александрович
Экземпляры всего (): 1
Ч/з1 (1)
Свободны: Ч/з1 (1)

Доп.точки доступа:
Китаев, Евгений Владимирович; Черниговский, Владимир Николаевич
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Доп.точки доступа:
Моисеев, Николай Александрович \ .\
Экземпляры всего (): 1
Ч/з2 (1)
Свободны: Ч/з2 (1)

Доп.точки доступа:
Чумак, Владимир Александрович; Журавлев, Владимир Венедиктович
Экземпляры всего (): 1
Ч/з1 (1)
Свободны: Ч/з1 (1)

Домке э.Р расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Кафедра основана в 2001 г. Является выпускающей по направлению подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов» (формы обучения: очная, заочная, очно-заочная) и направлению подготовки магистров 23.04.01 «Технология транспортных процессов» (форма обучения: очная). Кафедра проводит занятия по 67 дисциплинам студентам автомобильно-дорожного института.

Ильина Ирина Евгеньевна, заведующая кафедрой, к.т.н., доцент

Основные направления инновации в образовании и науке, реализуемые на кафедре ОБД

— комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов, в соответствии с которой студенты проходят летние практики по особым программам на предприятиях, с которыми кафедра имеет договора на их трудоустройство по окончании университета;

— концепция непрерывной работы с абитуриентами, в соответствии с которой кафедра проводит профориентационную работу в школах г.Пензы и Пензенской области, презентации направления в средних учебных заведениях, трудовых коллективах и на встречах с родителями учащихся. Большую профориентационную нагрузку несут проводимые АДИ при активном участии кафедры ОБД мероприятия совместно с представителями дорожно-транспортного комплекса г.Пензы и области;

— комплексная система учебной, научной и воспитательной работы со студентами, в которой составные части этой работы рассматриваются во взаимосвязи как единое целое;

— внедрение кредитно-модульной системы обучения, предусматривающей активное привлечение студентов к участию в реальных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах с рейтинговой системой стимулирования и оценки учебной работы;

— адаптивное управление светофорными объектами, управление транспортными потоками в городах;

— датчики и промежуточные измерительные преобразователи, тиристоры, модули зажигания;

— повышение безопасности перевозок на пассажирском транспорте;

— совершенствование методов и средств расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий.

Кафедра была основана 21.02.2001г. как выпускающая по специальности «Организация и безопасность движения» (автомо-бильный транспорт) очной и заочной формы обучения.
Заведующим кафедрой был избран к.т.н., профессор Домке Э.Р. Первые преподаватели и УВП кафедры: профессор Домке Э.Р.; доценты, к.т.н. Баженов А.В., Бажанов А.П., Шаронов Г.И., Ширшиков А.С.; старшие преподаватели, к.т.н. Власов А.А., Ветохин А.С.; зав. лабораториями Салкин А.Н.; учебные мастера Иванкин В.Л., Амяшкин С.Д., Луночкин А.Ф.; старшие лаборанты Лесников В.П., Антипова М.В., Веденеева М.А., лаборанты Сокинин Н.Б., Авдеев С.В., Ковалев А.А.; инженер-программисты Будникова О.В., Лапина Е.В.

Количественный и качественный состав кафедры постоянно изменялся. Наибольшие изменения кафедра претерпела при формировании новых кафедр АДИ – «Автосервис» (2002г.) и «Автоматизированные системы управления на транспорте» (2004г.).

В настоящее время на кафедре работают: 1 профессор, к.т.н. (Домке Э.Р.), 6 доцентов и кандидатов наук (Власов А.А., Жесткова С.А., Ильина И.Е., Подшивалова К.С., Францев С.М., Ширшиков А.С.), 1 доцент (Акимова В.Ю.), 2 ведущих специалиста предприятий (Володин О.Н., Сергеев М.В.)

На кафедре обучаются 1 аспирант очной формы обучения. Руководитель аспирантов: Власов А.А. Кафедра является выпускающей по направлению «Технология транспортных процессов», а также проводит учебные занятия по специальным дисциплинам для направления ЭТМК.

Первый выпуск инженеров специальности «Организация и безопасность движения» дневной формы обучения был произведен в 2003 году, заочной – в 2004 году.

Все выпускники востребованы на рынке труда. Основные сферы деятельности выпускников: автотранспортные предприятия; предприятия автосервиса и автосалоны; авторемонтные предприятия, предприятия по продаже транспортных средств и запасных частей; ГИБДД; транспортная инспекция; СМЭП; страховые и экспертные организации и лаборатории; дорожно-эксплуатационные организации; учебные заведения соответствующего профиля; подразделения МЧС, МВД и других структур. Около 75% выпускников работают в Пензе и Пензенской области, остальные – в других регионах РФ.

Материально-техническая лабораторная база кафедры включает: учебные мастерские, 2 учебных автомобиля, автокласс, 2 лаборатории, научно-исследовательскую лабораторию, 4 специализированные аудитории, вспомогательные помещения. Учебный процесс по дисциплинам кафедры имеет хорошее учебно-методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, методические указания, компьютерные программы и т.д.). Практику студенты проходят только в профильных организациях и предприятиях с учетом потребностей последних в выпускниках. По заявкам работодателей часть студентов 3-4 курсов переводится на обучение по индивидуальным планам для совмещения учебы с работой.

С 2005 года кафедра проводит встречи («круглые столы») студентов 4 курсов с потенциальными работодателями. На встречах присутствуют руководители предприятий и организаций г.Пензы и Пензенской области, а также выпускники кафедры.

Ежегодно кафедра представляет выпускные квалификационные работы своих выпускников на региональные и всероссийские смотры-конкурсы. На этих конкурсах ВКР заняли призовые места, из них на всероссийских конкурсах: Хохлунова Ж.А. (руководитель Домке Э.Р.), Макаров И.В., Чушкина Ж.А.(руководитель Власов А.А.), Сафронов М.А.(руководитель Францев С.М.), Котельников Г.А.(руководитель Ильина И.Е.). Это свидетельствует о высоком качестве подготовки.

У кафедры сложились хорошие и надежные связи с производством, что способствует организации учебного процесса на высоком научно-методическом уровне: Управление транспорта и связи г.Пензы , ГИБДД УВД Пензенской области, ОАО «Пензавтотранс», транспортная инспекция, ООО «Дилижанс», Пензенская лаборатория судебной экспертизы. и др.

Эффективную связь кафедра поддерживает с родственными кафедрами ВУЗов Москвы, Волгограда, Липецка, Белгорода, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Пятигорска, Екатеринбурга, Казани, Рязани, Саратова, Краснодара и других городов РФ.

Контакты

Адрес: 440028, Пенза, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Кабинеты: (кафедра ОБД), учебный корпус № 1.

Телефон: (8412) 49-83-30

Е-mail: obdpguas.ru

Рабочая программа дисциплины. «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий»

1 Автономная некоммерческая организация высшего образования «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рабочая программа дисциплины «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий» Направление подготовки: процессов Профиль подготовки: Технология транспортных Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте Квалификация(степень): Форма обучения бакалавр заочная Санкт-Петербург, 2016

2 Рабочая программа дисциплины «Расследование и экспертиза дорожнотранспортных происшествий» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению Технология транспортных процессов. Основным документом для разработки рабочей программы является рабочий учебный план направления «Технология транспортных процессов». Профиль подготовки: Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте Учебные и методические материалы по учебной дисциплине размещены в электронной информационно-образовательной среде университета. Разработчик: С. Е. Иванов, канд. техн. наук. Рецензент: кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность движения» Национального минерально-сырьевого университета «Горный» И. В. Таневицкий. Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Автомобильного транспорта» от «07» сентября 2016 года, протокол 1. 2

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Темы контрольных работ Темы курсовых работ (проектов) Перечень методических рекомендаций Перечень вопросов для подготовки к экзамену ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА Приложение

4 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Целями освоения дисциплины «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий» является овладение студентами профессиональными знаниями в области экспертизы и анализа дорожнотранспортных происшествий (ДТП) Изучение дисциплины «Расследование и экспертиза дорожнотранспортных происшествий» способствует решению следующей задачи профессиональной деятельности: усвоение знаний об организационных аспектах проведения автотехнической экспертизы, направленной на обеспечение безопасности движения транспортных потоков на автомобильных дорогах и в городах Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: профессиональные (ПК) Код компетенции ПК-5 ПК-12 ПК-33 Наименование и (или) описание компетенции. Способностью осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования Способностью применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях Способностью к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения 1.4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: ЗНАТЬ: — порядок проведения автотехнической экспертизы; — процессы торможения и скольжения при равномерном и неравномерном движении; — основные положения теории удара. УМЕТЬ: — определять параметры движения пешеходов; — составлять схемы ДТП; — применять аналитические и графические методы исследования ДТП. ВЛАДЕТЬ: — способами расчетов скорости движения до и во время 4

Смотрите так же:  Осаго зеленоград офисы

5 Трудоѐмкость по учебному плану (час/з.е.) Лекции Практическое занятие Лабораторная работа Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа (проект) Зачѐт (экзамен) совершения ДТП; — способами определения времени реакции водителя в зависимости от дорожнотранспортной ситуации; — расчетами, позволяющими установить техническую возможность предотвращения столкновений ; 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий» входит в вариативную часть дисциплин по выбору блока 1 (Б1). Она основывается на знаниях, полученных ранее в дисциплинах «Физика», «Техника транспорта, обслуживание и ремонт», «Транспортная психология», «Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса», «Организация дорожного движения», «Безопасность автотранспортных средств». Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для дисциплин «Экономическая оценка деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения», «Международные перевозки». 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ Виды занятий Виды контроля п/п Наименование модуля и темы учебной дисциплины Модуль 1. Введение. Роль и место автотехнической 16/0, экспертизы Тема 1.1. Введение 8/0,2 0,5 7,5 Тема 1.2. Роль и место автотехнической экспертизы 8/0,2 0,5 7,5 Модуль 2. Топографическое изучение места ДТП 28/0, Тема 2.1. Фиксация обстановки на месте ДТП 12/0, Тема 2.2. Фиксация состояния транспортных средств на 16/0, месте ДТП Модуль 3. Динамика движения участников ДТП 28/0, Тема 3.1. Общие сведения о динамике движения 12/0,3 0,5 11,5 Тема 3.2. Тормозная динамичность автомобиля 8/0,2 0,25 7,75 5

6 Тема 3.3. Параметры движения пешехода 8/0,2 0,25 7,75 Модуль 4. Экспертиза ДТП с участием пешеходов 32/0, Тема 4.1. Общая методика исследования наезда 12/0,3 0,25 11,75 автомобиля на пешехода Тема 4.2. Экспертное исследование ДТП с участием 20/0,6 0, ,25 пешехода Модуль 5. Экспертиза ДТП после столкновении 32/0, Тема 5.1. Основы теории удара 16/0,4 0,5 15,5 Тема 5.2 Экспертиза ДТП при столкновении 16/0,5 0,5 15,5 Модуль 6. Программное обеспечение при экспертизе 24/0, ДТП Тема 6.1. Автоматизация экспертизы ДТП 4/0,1 0,4 3,6 Тема 6.2. Программное обеспечение экспертизы ДТП 20/0,6 0,6 4 15,6 Модуль 7. Экспертное исследование транспортных 20/0, средств после ДТП. Тема 7.1. Основы технической диагностики на транспорте 8/0,2 0,5 7,5 Тема 7.2. Экспертный анализ технического состояния 12/0,4 0,5 11,5 транспортных средств Всего 180/ Экз. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Модуль 1. Введение. Роль и место автотехнической экспертизы (16 часов) Тема 1.1. Введение (8 часов) Цели и задачи дисциплины. Понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Проблемы роста аварийности на автомобильных дорогах. Основные виды дорожно-транспортных происшествий. Фазы ДТП. Служебное расследование и судебная экспертиза. Виды экспертизы ДТП и основные задачи экспертов Лекция: Введение 0,5 часа Тема 1.2. Роль и место автотехнической экспертизы (8 часов) Порядок проведения автотехнической экспертизы в стране. Компетенции, права и обязанности эксперта. Исходные материалы для проведения экспертизы. 6

7 Участие специалиста-автотехника в следственных действиях. Этапы экспертизы. Основные документы, используемые для заключения судебного и служебного эксперта. Лекция: Роль и место автотехнической экспертизы 0,5часа Модуль 2. Топографическое изучение места ДТП (28 часов) Тема 2.1 Фиксация обстановки на месте ДТП (12 часов) Основные понятия: условия движения, дорожные условия — их постоянные и переменные составляющие: видимость и обзорность дороги с места водителя, информативность дороги, состояние транспортного потока, напряженность работы водителя, помеха движению, конфликтная ситуация, опасность для движения, опасная зона, аварийная обстановка. Фактические показатели: постоянных и переменных составляющих дорожных условий, видимости и обзорности дороги с места водителя, состояния транспортного потока и движения пешеходов, характера помехи движению, конфликтной и аварийной ситуации в зоне совершившегося ДТП в момент его совершения. База нормативных требований безопасности дорожных условий. Разработка методики исследования и проведение исследования роли дорожных условий в возникновении опасности для движения, восприятии водителем возникшей опасности, принятии им решения о выходе из аварийной ситуации в зоне совершившегося ДТП. Осмотр места ДТП. Составление схемы ДТП и протокола осмотра места ДТП.Фоторегистрация места ДТП. Построение плана ДТП методом триангуляции. Воспроизведение механизма ДТП с использованием схем и масштабных планов. Метод базовой линии. Лекция: Фиксация обстановки на месте ДТП 1 час Тема 2.2. Фиксация состояния транспортных средств на месте ДТП (16 часов) Составление протокола осмотра и проверки технического состояния транспортных средств. Составление справки по ДТП. Лекция: Фиксация состояния транспортных средств на месте ДТП 1 час Модуль 3. Динамика движения участников ДТП (28 часов) Тема 3.1. Общие сведения о динамике движения (12часов) Использование уравнений динамики движения при экспертизе ДТП. Движение с постоянной и переменной скоростью. Путь, проходимый автомобилем при торможении. Установление начальной скорости автомобиля, 7

8 участвовавшего в столкновении. Импульс силы и количество движения автомобиля. Центробежная сила и скольжение автомобиля при движении на повороте Центр тяжести автомобиля и его влияние на опрокидывание при движении по кривой. Аналитическое и экспериментальное определение центра тяжести автомобиля. Лекция: Общие сведения о динамике движения 0,5 часа Тема 3.2. Тормозная динамичность автомобиля (8 часов) Определение параметров движения автомобиля при торможении двигателем и движение накатом. Торможение при постоянном коэффициенте сцепления. Тормозная диаграмма автомобиля. Время реакции водителя и его определение в зависимости от вариантов дорожно-транспортной ситуации (ДТС) при ДТП. Время запаздывания тормозного привода. Время нарастания замедления автомобиля. Время срабатывания тормозной системы и время полного торможения. Остановочный путь автомобиля. Определение начальной скорости автомобиля и скорости в момент удара. Тормозная диаграмма автомобиля при повышенном сопротивлении движению (подъем, движение по рыхлому грунту, песку, снегу и пр.). Торможение автомобиля при переменном коэффициенте сцепления. Коэффициент распределения тормозной силы и торможение автомобиля без блокировки колес. Статическая оценка тормозной динамичности автомобиля. Лекция: Тормозная динамичность автомобиля 0,25 часа Тема 3.3. Параметры движения пешехода (8 часов) Расчет параметров движения пешехода при наезде автомобиля. Остановочный путь и скорость движения пешехода. Безопасные скорости движения автомобиля. Безопасные скорости движения пешехода. Лекция: Параметры движения пешехода 0,25 часа Модуль 4. Экспертиза ДТП с участием пешеходов (32 часа) Тема 4.1. Общая методика исследования наезда автомобиля на пешехода (12 часов) Общая методика экспертного исследования наезда на пешеходов. Классификация наездов на пешеходов. Лекция: Общая методика исследования наезда автомобиля на 0,25 часа пешехода Тема 4.2 Экспертное исследование ДТП с участием пешехода (20 часов) Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности. Определение технической возможности водителя автомобиля избежать наезда 8

9 на пешехода. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием. Координаты места водителя в зависимости от типа автомобиля. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием. Наезд на пешехода при ограниченной видимости. Наезд на пешехода, движущегося под произвольным углом. Условия возможности снижения скорости автомобиля до безопасных пределов при торможении и при равномерном движении. Условия безопасного перехода пешеходами опасной зоны при торможении и при равномерном движении автомобиля. Влияние выбора технических и расчетных параметров движения на выводы эксперта-автотехника при определении технической возможности водителя избежать ДТП. Учет возможности маневрирования автомобиля при ДТП. Анализ маневров при экспертизе ДТП. Критические скорости движения. Виды маневров. Коэффициент маневра автомобиля. Расчеты маневров при анализе ДТП. Объезд автомобилем неподвижного препятствия. Определение возможности объезда пешехода по дорожным условиям. Порядок расчета возможностей объезда пешеходов при ударе торцевой или боковой поверхностью автомобиля. Условия предотвращения наезда на пешеходов. Лекция: Экспертное исследование ДТП с участием пешехода 0,75 часа Практическое занятие: Практическое занятие: Исследование наезда автомобиля на пешехода при его видимости, ограниченной попутным транспортным средством Исследование наезда автомобиля на пешехода при его видимости, ограниченной неподвижным препятствием Модуль 5. Экспертиза ДТП после столкновения (32 часа) Тема 5.1. Основы теории удара (16 часов) 9 4 часа 4 часа Анализ наезда на неподвижные препятствия. Основные положения теории удара, используемые при экспертизе ДТП. Коэффициент восстановления автомобиля. Коэффициент упругости автомобиля. Определение скорости движения автомобиля при наезде на неподвижное препятствие. Лекция: Основы теории удара 0,5 часа Тема 5.2. Экспертиза ДТП при столкновении (16 часов) ДТП, связанные со столкновениями. Виды столкновения. Повреждения после столкновения. Определение скоростей движения перед ударом. Наезд автомобиля на стоящее транспортное средство. Перекрестноеи косое столкновение.

10 Определение технической возможности предотвращения столкновения. Лекция: Экспертиза ДТП при столкновении 0,5 часа Модуль 6. Программное обеспечение экспертизы ДТП (25 часов) Тема 6.1. Автоматизация экспертизы ДТП (4 часа) Использование технических средств автоматизации и механизации автотехнической экспертизы. Использование ЭВМ при производстве экспертизы. Графические методы исследования ДТП. Лекция: Автоматизация экспертизы ДТП 0,4 часа Тема 6.2. Программное обеспечение экспертизы ДТП (20 часов) Используемое программное обеспечение при экспертизе ДТП. Лекция: Программное обеспечение экспертизы ДТП 0,6 часа Лабораторная работа: Экспертиза ДТП при наезде автомобиля на пешехода 4 часа Модуль 7. Экспертное исследование транспортных средств после ДТП (20 часов) Тема 7.1. Основы технической диагностики на транспорте (8 часов) Общие сведения о технической диагностике на транспорте. Основные понятия и определения. Значение технической диагностики. Методические основы технической диагностики. Диагностические признаки. Анализ диагностического сигнала. Принципиальная схема процесса технического диагностирования. Общие требования, предъявляемые к диагностическим воздействиям. Автоматический контроль технического состояния на базе микропроцессора. Принцип построения диагноза простых и. сложных систем. Диагностирование сложных объектов. Структура системы диагностирования. Диагностические вероятностные матрицы. Лекция: Основы технической диагностики на транспорте 0,5 часа Тема 7.2. Экспертный анализ технического состояния транспортных средств (12 часов) Экспертный анализ технического состояния транспортных средств. Правовые и организационные основы экспертизы. Предмет и объекты экспертизы технического состояния транспортных средств. Заключение эксперта. Лекция: Экспертный анализ технического состояния транспортных средств 10 0,5 часа

11 5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5.1. Темы контрольных работ Тема контрольной работы: «Исследование столкновений на перекрѐстке». Контрольная работа выполняется по темам модуля Темы курсовых работ (проектов) Курсовая работа (проект) учебным планом не предусмотрена Тема лабораторной работы Тема лабораторной работы: «Экспертиза ДТП при наезде автомобиля на пешехода». Лабораторная работа выполняются по теме модуля Перечень методических рекомендаций Наименование п/п 1 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 2. Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы 5.5. Перечень вопросов для подготовки к экзамену 1. Реальная обстановка на дороге, в которой находится, транспортное средство в данный момент это.. 2. Комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий но управлению движением на дорогах, это.. 3. Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств (ТС) и без таковых в пределах дорог, это 4. Происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также, на прицеп или полуприцеп, это 5. Субъективными причинами дорожно-транспортных происшествий не являются 6. Для первой фазы поездки характерна следующая ошибка функционирования системы «В-А-Д-СД» 7. В карточке учета ДТП сведения о дорожных условиях в месте совершения ДТП отражаются свойства, входящие в активную безопасность транспортного средства 8. Эксперт вправе 9. Специалист вправе 10. Во втором разделе «Формы учета ДТП владельцами транспортных средств» приводятся 11

12 11. Фаза развития опасной дорожно-транспортной ситуации (ДТС), которая начинается от первого контакта конфликтующих участников движения и продолжается до их расхождения, это Постановление о назначении экспертизы состоит из 13. Эксперт это 14. В комплект следственного чемодана для качественного осмотра места ДТП должен входить 15. Задачей транспортно-трассологической экспертизы является 16. Зона ДТП, характеризующаяся наличием места, с которого водитель попрошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП, является 17. В обязанности сотрудника ДПС ГИБДД на месте ДТП входит 18. Фотографии, сделанные на месте ДТП, должны быть сняты 19. К первой группе следов на поврежденном транспортном средстве относится 20. Моментом возникновения опасности для движения является 21. Фиксация результатов ДТП не включает в себя следующие факторы 22. Обозначения на схеме следов на повороте автомобиля. 23. Признаки направления движения автомобиля на схеме следов шин. 24. К числу выбираемых для экспертизы данных не относится 25. Наслоения микрочастиц транспортного средства, дают возможность судить о 26. Нетерпение пешеходов начинает проявляться при задержке более 27. В формуле определения начальной скорости движения автомобиля перед торможением параметр S это 28. В формуле определения остановочного пути автомобиля параметр t 3 это 29. Вывод о наличии или отсутствии у водителя технической возможности среагировать на появление опасности производится по формуле 30. Увеличение начальной скорости движения транспортного средства при прочих равных условиях в большей мере влияет на 31. На схеме наезда транспортного средства на пешехода параметром S у обозначено 32. В формуле определения максимального радиуса поворота транспортного средства параметр L это 33. Делается вывод об отсутствии у водителя технической возможности остановить автомобиль до линии следования пешехода при условии 12

Смотрите так же:  Антимонопольные требования торговой деятельности

13 34. Третье значение безопасной скорости движения транспортного средства в конфликте с пешеходом определяется по формуле 35. Поправочный коэффициент увеличивающий расчетное значение пути маневра для обледенелой дороги определяется по формуле 36. Путь маневра «вход и выход» определяется по формуле (V скорость движения на повороте, t время совершения маневра) 37. Максимальная скорость поворота (рад/с) транспортного средства на асфальтобетоне в сухом состоянии принимается в диапазоне 38. Виды поворачиваемости в зависимости от углов увода колѐс передней и задней оси. 39. Необходимое поперечное смещение транспортного средства при совершении поворота зависит от 40. В формуле определения начальной скорости транспортного средства в момент встречного столкновения при наличии следов юза S обозначено 41. Для ответа на вопрос о расположении транспортных средств в момент столкновения относительно средней линии дороги требуются следующие данные с места ДТП 42. В формуле определения скорости каждого транспортного средства после встречного столкновения параметром а обозначено 43. При боковых столкновениях в среднем на деформацию кузова легковых затрачивается энергии до 44. При экспертизе ДТП считается, что выбоины на покрытии размером и обнаруживаются в ближнем и дальнем свете фар в среднем на расстоянии В режиме ближнего света для легкового автомобиля дальность видимости пешехода на правом краю дороги в среднем при экспертизе ДТП принимают в пределах Перечень вопросов для подготовки к экзамену, тренировочные и контрольные тесты размещены в соответствующих разделах по модулям в структуре дисциплины в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС). 6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине по решению кафедры оформлен отдельным приложением к рабочей программе. 13

14 7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ а) основная литература: 1. Комаров Ю. Я. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах [Электронный учебник] : учебное пособие для вузов / Комаров Ю. Я.. — Горячая линия — Телеком, с. — Режим доступа: 2. Кузьмина М. А. Транспортное право (Автомобильный транспорт) [Электронный учебник] : учебное пособие / Кузьмина М. А.. — Кубанский государственный технологический университет, Южный институт менеджмента, с. — Режим доступа: 3. Головин А. Ю. Криминалистические средства и методы преодоления противодействия расследованию дорожно-транспортных преступлений [Электронный учебник] : монография / Головин А. Ю.. — Российский новый университет, с. — Режим доступа: б) Дополнительная литература: 1. Суняев Л. П. Комментарий к Правилам дорожного движения и основам расследования ДТП [Электронный учебник] : производственно-практическое издание / Суняев Л. П.. — Ай Пи Эр Медиа, Режим доступа: 2. Домке, Э. Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий [Текст] : учеб. для вузов / Э. Р. Домке. — М. : Академия, , [1] с. : граф., табл. — (Высшее профессиональное образование. Транспорт). — Библиогр.: с (28 назв.). — ISBN (в пер.) 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, контрольную работу, лабораторную работу самостоятельную работу студента, консультации При изучении тем из модулей 1-7 студентам необходимо повторить лекционный учебный материал, изучить рекомендованную литературу, а также учебный материал, находящийся в указанных информационных ресурсах. На завершающем этапе изучения каждого модуля необходимо, воспользовавшись предложенными вопросами для самоконтроля, размещенными в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС), проверить качество усвоения учебного материала В случае затруднения в ответах на поставленные вопросы рекомендуется повторить учебный материал После изучения каждого модуля дисциплины необходимо ответить на вопросы контрольного теста по данному модулю с целью оценивания знаний и получения баллов. 14

15 9.3. После изучения модулей 1-7следует выполнить контрольную работу. Варианты заданий на контрольную работу размещены в соответствующих разделах по модулям в структуре дисциплины в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС) К промежуточной аттестации допускаются студенты, выполнившие требования рабочего учебного плана. 10. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие информационные технологии: Internet технологии: (WWW(англ. WorldWideWeb Всемирная Паутина) технология работы в сети с гипертекстами; FTP (англ. FileTransferProtocol протокол передачи файлов) технология передачи по сети файлов произвольного формата; IRC (англ.internetrelaychat поочередный разговор в сети, чат) технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога; ICQ (англ.iseekyou я ищу тебя, можно записать тремя указанными буквами) технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме Дистанционное обучение с использованием ЭИОС на платформе Moodle. Технология мультимедиа в режиме диалога. Технология неконтактного информационного взаимодействия (виртуальные кабинеты, лаборатории). Гипертекстовая технология (электронные учебники, справочники, словари, энциклопедии). 11.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Мультимедийные аудитории. 2. Библиотека. 3. Справочно-правовая система Консультант Плюс. 4. Электронная информационно-образовательная среда университета. 5. Локальная сеть с выходом в Интернет. 15

16 12. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА Вид учебной работы, за которую ставятся баллы Баллы Участие в online занятиях, прослушивание видео лекций 0-5 Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольная работа 0-30 ИТОГО ЗА УЧЕБНУЮ РАБОТУ 0-70 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 0-30 ВСЕГО БОНУСЫ (баллы, которые могут быть добавлены до 100) Баллы — за активность за участие в олимпиаде за участие в НИРС за оформление заявок на полезные методы (рац. предложения) 0-50 Балльная шкала оценки Оценка (экзамен) Баллы отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно менее 51 Оценка по контрольной работе Количество Оценка баллов отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно менее 18 16

17 Приложение к рабочей программе дисциплины «Расследование и экспертиза ДТП» по направлению подготовки Технология транспортных процессов ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1. Перечень формируемых компетенций профессиональные (ПК) Код компетенции ПК-5 ПК-12 ПК-33 Наименование и (или) описание компетенции Способностью осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования Способностью применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях Способностью к работе в составе коллектива исполнителей по оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности движения 2. Паспорт фонда оценочных средств п/п Контролируемые модули (темы) дисциплины 1 Модуль 1. Введение. Роль и место автотехнической экспертизы 2 Модуль 2. Топографическое изучение места ДТП 3 Модуль 3. Динамика движения участников ДТП 4 Модуль 4. Экспертиза ДТП с участием пешеходов Модуль 5. Экспертиза ДТП после столкновении 5 6 Модуль 6. Программное обеспечение при экспертизе ДТП Модуль 7. Экспертное 7 исследование транспортных средств после ДТП. Код контролируемой компетенции (или ее части) ПК-12, ПК-5, ПК-12, ПК-33 ПК-5, ПК-12, ПК-33 ПК-5, ПК-12, ПК-33 ПК-5, ПК-12, ПК-33 ПК-5, ПК-12, ПК-33 ПК-5, ПК-12, ПК-33 Наименование оценочного средства Контрольный тест к модулю 2 Контрольный тест к модулю 3 Контрольный тест к модулю 4 Контрольный тест к модулю 5 Контрольный тест к модулю 6. Лабораторная работа Контрольный тест к модулю 7 17

18 8 Модули 1-7 ПК-5, ПК-12, ПК-33 Контрольная работа Итоговый контрольный тест 3. Показатели и критерии оценивания компетенций по этапам формирования Этапы освоения компетенции Первый этап Второй этап Третий этап Показатели достижения заданного уровня освоения компетенций Знать (ПК-12, ПК-5, ПК- 33): — порядок проведения автотехнической экспертизы; — процессы торможения и скольжения при равномерном и неравномерном движении; — основные положения теории удара. Уметь (ПК-12, ПК-5, ПК-33): — определять параметры движения пешеходов; — составлять схемы ДТП; — применять аналитические и графические методы исследования ДТП. Владеть (ПК-12, ПК-5, ПК- 33): — способами расчетов скорости движения до и во время совершения ДТП; — способами определения времени реакции Критерии оценивания результатов обучения Нез нает Неу меет Не владеет Знает основные положения теории удара, но ошибается в порядке проведения автотехническо й экспертизы; в процесах торможения и скольжения при равномерном и неравномерно м движении. Умеет составлять схемы ДТП, но ошибается в определении параметры движения пешеходов и применении аналитических и графических методов исследования ДТП. Владеет способами расчетов скорости движения до и во время совершения ДТП, но ошибается в — способах определения времени реакции 18 Знает основные положения теории удара и порядок проведения автотехничес кой экспертизы, но ошибается в процесах торможения и скольжения при равномерном и неравномерн ом движении. Умеет составлять схемы ДТП и определять параметры движения пешеходов, но допускает ошибки в применении аналитическ их и графических методов исследования ДТП. Владеет способами расчетов скорости движения до и во время совершения ДТП и способами определения времени реакции Знает основные положения теории удара и процессы торможения и скольжения при равномерном и неравномерно м движении, но ошибается в порядке проведения автотехническ ой экспертизы Умеет составлять схемы ДТП и применять аналитические и графические методы исследования ДТП, но допускает ошибки в определении параметров движения пешеходов Владеет способами расчетов скорости движения до и во время совершения ДТП и расчетами, позволяющим и установить техническую возможность Знает порядок проведения автотехническо й экспертизы; — процессы торможения и скольжения при равномерном и неравномерно м движении; — основные положения теории удара. Умеет — определять параметры движения пешеходов; — составлять схемы ДТП; — применять аналитические и графические методы исследования ДТП. Владеет — способами расчетов скорости движения до и во время совершения ДТП; — способами определения времени реакции водителя в

19 водителя в зависимости от дорожнотранспортной ситуации; — расчетами, позволяющими установить техническую возможность предотвращения столкновений. водителя в зависимости от дорожнотранспортной ситуации и расчетами, позволяющими установить техническую возможность предотвращени я столкновений водителя в зависимости от дорожнотранспортно й ситуации, но допускает ошибки в расчетах, позволяющи ми установить техническую возможность предотвраще ния столкновени й предотвращен ия столкновений, но допускает ошибки в способах определения времени реакции водителя в зависимости от дорожнотранспортной ситуации зависимости от дорожнотранспортной ситуации; — расчетами, позволяющими установить техническую возможность предотвращени я столкновений. 4. Шкалы оценивания (балльно-рейтинговая система) Вид учебной работы, за которую ставятся баллы Баллы Участие в online занятиях, прослушивание видео лекций 0-5 Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольный тест к модулю Контрольная работа 0-30 ИТОГО ЗА УЧЕБНУЮ РАБОТУ 0-70 ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 0-30 Балльная шкала оценки Оценка (экзамен) Баллы отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно менее Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций при изучении учебной дисциплины в процессе освоения образовательной программы 5.1. Типовой вариант задания на контрольную работу Тема контрольной работы: «Исследование столкновений на перекрѐстке». Исходные данные для выполнения контрольной работы определяются последней цифрой шифра студента. 19

20 5.2.Типовой тест промежуточной аттестации 1. Фиксирование информации о ДТП не включает: а. установление ФИО, адреса и телефона заявителя b. установление и задержание лиц, причастных к ДТП c. запись сведений о пострадавших d. фиксация места, времени, вида и обстоятельств ДТП 2. Более полно воспроизвести ДТП, его причины и условия позволяют следующие особенности расследования: а. общие b. индивидуальные c. объективные d. технические 3. Расстояние, в пределах которого водитель имеет объективную возможность обнаружить находящееся в поле зрения препятствие, создающее опасность движения, это: а. расстояние видимости b. расстояние ограниченной видимости c. недостаточная видимость d. опасное расстояние 4. Остановочный путь легкового автомобиля при экстренном торможении на скорости 40 км/час для сухого асфальтового покрытия должен быть не более: а м b. 9,4 м c м d м 5. Расстояние от передней части ТС по направлению движения до различных элементов дорожной обстановки и препятствий, обозначенные светотехническими приборами, называется: а. общей видимостью b. попутной видимостью c. частичной видимостью d. обзорностью 6. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 6.1. Итоговый контрольный тест доступен студенту только во время тестирования, согласно расписанию занятий или в установленное деканатом время Студент информируется о результатах текущей успеваемости. 6.3 Студент получает информацию о текущей успеваемости, начислении бонусных баллов и допуске к процедуре итогового тестирования от преподавателя или в ЭИОС Производится идентификация личности студента Студентам, допущенным к промежуточной аттестации, открывается итоговый контрольный тест Тест закрывается студентом лично по завершении тестирования или автоматически по истечении времени тестирования. 20

108shagov.ru. Все права защищены. 2019