Договор ссср и сша про

Договор между СССР и Англией о союзе. Советско-американское соглашение 11 июня 1942 г.

26 мая 1942 года в Лондоне был заключен договор между СССР и Англией «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее союзников в Европе и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны». Стороны обязались оказывать друг другу взаимную помощь в войне. Статьи договора, посвященные послевоенному периоду, предусматривали сотрудничество СССР и Англии в деле сохранения безопасности и экономического процветания в Европе, взаимопомощи в случае нападения Германии или объединившейся с ней страны. Важное значение имела 7-я статья, гласившая: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны». Договор заключался сроком на 20 лет.( 7 мая 1955 г. Советское правительство аннулировало этот договор в связи с грубым нарушением его условий Великобританией. )

Во время пребывания в Лондоне советская правительственная делегация поставила вопрос о сроках открытия «второго фронта». Английское правительство, хотя и подчеркивало трудности операции, тем не менее дало заверение, что делается все возможное для подготовки вторжения. Из Лондона советская делегация прибыла в Вашингтон, где в конце мая в Белом доме вопрос о втором фронте обсуждался с Рузвельтом и высшими военными руководителями США. Советская делегация сделала обзор положения на советско-германском фронте и задала вопрос, может ли СССР рассчитывать на активные действия англо-американцев для отвлечения 40 гитлеровских дивизий из СССР. В американской записи беседы далее сказано: «После этого президент спросил генерала Маршалла, достаточно ли ясно ему положение дел и можем ли мы сказать Сталину, что мы готовим второй фронт. «Да»,—ответил генерал. Рузвельт уполномочил советскую делегацию сообщить Москве о том, что второй фронт будет открыт в 1942 г. 12 июня 1942 г. были опубликованы англосоветское и советско-американское коммюнике. В обоих документах содержалось аналогичное торжественное обязательство США и Англии Советскому Союзу: «Была достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 г.»

Ссылаясь на это обязательство, правительство Соединенных Штатов значительно урезало объем предполагавшихся поставок по ленд-лизу Советскому Союзу. Первоначально планировалось отправить в 1943 г. 8 млн. тонн груза. Затем эта цифра была снижена до 4,1 млн. тонн. Рузвельт объяснял советской делегации, что «мы надеемся создать второй фронт в 1942 году, но с каждым судном, которое мы можем отправить англичанам, второй фронт становится ближе к своему осуществлению. Ведь, в конце концов, суда не могут быть одновременно в двух местах и, стало быть, каждая тонна, которую мы можем сэкономить из 4100 тысяч тонн, соответственно улучшит положение дел». Рузвельт указал далее, что общий объем поставбк составит не более 2,5 млн. тонн.

Во второй протокол о поставках по настоянию англо-американцев была включена расплывчатая формулировка о том, что «любая такая программа в конечном итоге носит только предварительный характер и может быть изменена в связи с непредвиденными обстоятельствами, вызванными войной, как в отношении объема самих поставок, так и в отношении транспортных возможностей». Как известно, второй фронт не был открыт ни в 1942 г., ни в 1943 г., а поставки по ленд-лизу, даже урезанные в связи с торжественными обещаниями вторжения в Европу в 1942 г., также не были выполнены.

11 июня 1942 г. в Вашингтоне было подписано соглашение между США и СССР «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Такие соглашения Соединенные Штаты подписывали со всеми странами, получавшими помощь по ленд-лизу. В преамбуле указывалось, что помощь Советскому Союзу оказывается, так как «президент Соединенных Штатов Америки решил, в развитие акта конгресса от 11 марта 1941 года, что оборона Союза Советских Социалистических Республик против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки». В соглашении определялся порядок оказания взаимной помощи в годы войны, а в отношении послевоенного периода по статье 7-й стороны обязались «содействовать взаимно выгодным экономическим отношениям между ними и улучшению мировых экономических отношений, к уничтожению всех форм дискриминации в международной торговле». Это соглашение явилось важной вехой в развитии советско-американских отношений не только во время войны, но предусматривало сотрудничество между СССР и США в послевоенный период. Советское правительство рассматривало его как имеющее предварительный характер, заложившее только основу для будущего соглашения между СССР и США.

Договор ссср и сша про

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО) – подписан 26 мая 1972 г. в Москве. Вступил в силу 3 октября 1972 г. Договор являлся бессрочным. Главным в нем было обязательство СССР и США ограничить свои системы ПРО двумя районами размещения: один – вокруг столицы каждого государства и один – в одном из позиционных районов пусковых установок МБР. СССР и США обязались не развертывать системы территориальной ПРО . Договор по ПРО в течение 30 лет являлся основой существующей системы международных договоренностей об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. 13 декабря 2001 г. Президент Дж.Буш-младший заявил об одностороннем выходе США из Договора.

Договором определялось, что советская и американская системы ПРО будут размещаться на земле и могут быть только стационарными. В Договоре содержалось положение, запрещающее создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического, а также мобильно-наземного базирования. Запрещалось также размещать системы ПРО вне национальных территорий СССР и США, создавать многозарядные пусковые установки (ПУ ) противоракет и средства скоростного перезаряжания ПУ противоракет.

Договор запрещал развертывание в будущем РЛС предупреждения о нападении МБР, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне. Впервые в многолетней истории борьбы за ограничение вооружений и разоружение оказалось возможным договориться об ограничении сложной системы новейшего оружия, способной оказывать сильное дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность в мире.

Каждый район размещения системы ПРО ограничивался радиусом 150 км с центром либо в столице (для СССР), либо в районе размещения ШПУ МБР (для США). Каждая сторона могла развертывать не более 100 пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях.

Действовавший до июня 2002 года Договор по ПРО способствовал предсказуемости развития стратегической ситуации в мире. Россия последовательно выступала за сохранение этого Договора. Его значение неоднократно признавалось мировым сообществом — в течение трех лет Генеральная Ассамблея ООН на своих 54-й, 55-й и 56-й сессиях в 1999-2001 годах подавляющим большинством голосов принимала резолюцию в поддержку сохранения и соблюдения Договора по ПРО. (о дальнейшем развитии ситуации вокруг ПРО – в п.33)

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности

Договор о РСМД подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. Он запрещает сторонам производить, испытывать и развертывать баллистические (БРНБ) и крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км), а также пусковые установки (ПУ) для них.

Подпадавшие под охват Договором советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трех лет его действия. Одновременно ликвидации подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

В соответствии с положениями ДРСМД для рассмотрения вопросов выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора была создана Специальная контрольная комиссия (СКК). К октябрю 2003 г. состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время (по 2016 г.) не созывалась в связи с завершением выполнения мероприятий, требовавших верификации по Договору.

В результате реализации ДРСМД исчез целый класс ядерных вооружений, что явилось весомым вкладом в процесс ядерного разоружения в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия. Будучи бессрочным, Договор остается важным фактором поддержания стратегической стабильности и международной безопасности.

Смотрите так же:  Договор аренды оборудования у частного лица

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по Договору о РСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путем отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внес на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

С 2013 г. США стали выдвигать России претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона утверждает, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. При этом, несмотря на наши настойчивые призывы, США по-прежнему отказываются конкретизировать обстоятельства, легшие в основу ее претензий. Вместо этого в Вашингтоне приступили к реализации «комплексной» стратегии по оказанию на нас давления, предусматривающей меры санкционного и военного характера. Подготовлена соответствующая законодательная база. Под предлогом российских «нарушений» в Конгрессе США заявлено, что у Вашингтона имеется «законное основание» для частичного или полного прекращения выполнения Договора.

Еще одним провокационным шагом стало заложенное в закон о предельных расходах на оборону в 2018 фин.г. решение о выделении финансирования на разработку мобильной ракетной системы с КРНБ запрещенной по ДРСМД дальности. Несмотря на то, что НИОКР по Договору не возбраняются, такой проект в конечном итоге ведет к прямому нарушению ДРСМД. Анонсированы и другие якобы ответные военные программы, многие из которых противоречат, как минимум, духу ДРСМД, его целям и задачам.

Россия отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна остается приверженной ДРСМД и не допускала никаких его нарушений. КР 9М729 не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную по Договору дальность, а значит, она полностью соответствует нашим международным обязательствам. Совершенно неприемлемы попытки США разговаривать с нами на языке ультиматумов, а также оказывать на Россию военно-политическое и санкционное давление.

Складывается впечатление, что цель Вашингтона – отвлечь внимание от действий самих США, чрезвычайно вольно трактующих положения ДРСМД в случаях, когда они препятствуют реализации важных для Вашингтона военных программ.

У России имеется ряд конкретных претензий к США в контексте выполнения ими Договора, которые либо остались неурегулированными на предыдущем этапе работы СКК, либо появились в последние годы в результате новых дестабилизирующих действий Вашингтона. Они заключаются в следующем:

— неправомерный односторонний вывод из-под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, полностью подпадающих под содержащееся в Договоре определение термина «КРНБ»;

— поддержание технологического потенциала в сфере ракет средней и меньшей дальности наземного базирования путем его отработки на широком спектре ракет-мишеней в ходе испытаний, заявляемых как противоракетные;

— наземное развертывание на европейских объектах глобальной ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» универсальных ПУ Мk-41, которые могут применяться для пусков КР средней дальности «Томагавк» и других ударных ракетных средств.

Рассматриваем действия США как попытку обеспечить себе военное преимущество по отношении к России.

Озабоченности сторон являются предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также рассматриваются в рамках СКК, работа которой возобновилась в ноябре 2016 г. Однако ни по одному из проблемных вопросов прогресса не достигнуто.

Российская сторона открыта к продолжению диалога с США по ДРСМД. В то же время отказ США представить какую-либо конкретику в подкрепление своих обвинений, неготовность предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей, попытки нарастить на нас политическое и санкционное давление заставляют усомниться в заинтересованности Вашингтона в поддержании жизнеспособности ДРСМД.

Считаем американские НИОКР по созданию запрещенных Договором вооружений прямым путем к его слому. В этом контексте Президент России В.В.Путин заявил в октябре 2017 г. на заседании Валдайского дискуссионного клуба в Сочи, что в случае демонтажа Договора Соединёнными Штатами Россия будет вынуждена реагировать, причем мгновенно и зеркально.

Призываем США отказаться от тиражирования голословных обвинений в наш адрес и от контрпродуктивного курса, ставящего под угрозу жизнеспособность ДРСМД. Считаем необходимым сосредоточиться на совместной работе по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем.

11 июня 2018 г. на уровне мининдел стран ОДКБ принято совместное заявление по тематике ДРСМД, в котором выражается коллективная озабоченность действиями США, осуществляемыми без учёта обязательств по Договору, и содержится призыв к сторонам предпринять все необходимые усилия для разрешения имеющихся проблемных вопросов.

Договор ссср и сша про

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (ДОГОВОР ОСВ-2) – подписан 18 июня 1979 г. в Вене. Договор ограничивал количество МБР наземного базирования и ракет, установленных на подводных лодках (БРПЛ ), стратегических бомбардировщиков, а также баллистических ракет «воздух-земля» (БРВЗ ). Срок его действия устанавливался до 31 декабря 1985 г.

Стратегические наступательные вооружения сторон ограничивались первоначальным суммарным количеством носителей, равным 2400 ед. Стратегические наступательные вооружения, которые имелись у СССР и США сверх этого уровня, подлежали демонтажу или уничтожению.

С 1 января 1981 г. предусматривалось установить для каждой из сторон пониженный уровень на указанные вооружения, составляющий не более 2250 носителей. В рамках этих суммарных количеств устанавливались для СССР и США подуровни, которые не должны были превышать:

В этих пределах СССР и США могли по своему усмотрению определять структуру стратегических наступательных вооружений.

В статье IX Договора отмечалось, что каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов ОМП , включая частично орбитальные ракеты.

Договор ОСВ-2 являлся надежной основой для осуществления дальнейших мер по ограничению и сокращению стратегических вооружений. Он исходил из принципа равенства и одинаковой безопасности. Длительные и нелегкие переговоры, которые предшествовали его подписанию, существенно продвинули СССР и США в осознании проблем ограничения стратегических наступательных вооружений. Однако он не был ратифицирован.

Находившаяся в то время у руководства США демократическая администрация Д.Картера согласилась с противниками Договора, утверждавшими, что он не выгоден США, ущемляет интересы их безопасности. В течение полутора лет под предлогом «улучшения» Договора продолжались попытки отсрочить ратификацию. С приходом в январе 1981 г. к власти Президента Р. Рейгана США отказались ввести заключенный Договор в действие.

Хотя Договор ОСВ-2 не вступил в действие, его положения, в основном, соблюдались сторонами в течение ряда лет. В мае 1986 г. США заявили, что дальше не считают себя связанными ограничениями по Договору ОСВ-2. В декабре того же года СССР объявил, что будет продолжать «в течение некоторого времени» соблюдать установленные Договором ограничения.

Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах в мирных целях. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 40 лет назад — 28 мая 1976 года — в Москве и Вашингтоне был подписан Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных положениях этого документа и собрала сведения о проведенных в СССР и США мирных ядерных взрывах.

История подписания

В начале 1960-х годов и в США, и в СССР были разработаны программы применения ядерных взрывов в гражданских целях. В частности, ядерные заряды стали использовать для глубокого геологического зондирования, интенсификации добычи газа и нефти, дробления руд, создания подземных хранилищ, строительства каналов.

Заключенный в Москве в 1963 году многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой не касался подземных ядерных взрывов любого назначения, а вступивший в силу в 1970 года многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия не распространялся на использование ядерных взрывов для мирных нужд.

3 июля 1974 года СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. В том же году по предложению СССР было решено начать разработку отдельного документа по ограничению мощности подземных ядерных взрывов в мирных целях. Переговоры по новому договору проходили в Москве с октября 1974 года по май 1976 года.

28 мая 1976 года его экземпляры одновременно в Москве и Вашингтоне подписали Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джеральд Форд.

Смотрите так же:  Адвокат стецовский

Содержание договора

Договор подтверждает право СССР и США проводить мирные ядерные взрывы в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем, за пределами границ испытательных полигонов, обозначенных Договором об ограничении подземных ядерных испытаний ядерного оружия 1974 года (таким образом, все подземные ядерные взрывы, проводимые вне национальных ядерных испытательных полигонов, считаются подземными ядерными взрывами в мирных целях). При этом договор запрещает:

— отдельные взрывы мощностью более 150 килотонн;

— групповые взрывы мощностью более 150 килотонн, если невозможно идентифицировать мощность каждого отдельного взрыва в группе;

— групповые взрывы с суммарной мощностью более 1,5 мегатонн;

— а также взрывы, которые не соответствуют положениям международных соглашений, участниками которых являются СССР и США.

При этом стороны согласились дополнительно рассмотреть вопрос о проведении отдельных мирных взрывов мощностью свыше 150 килотонн (но после подписания документа такие взрывы не проводились).

Наблюдение за выполнением положений документа предполагалось осуществлять с помощью национальных технических средств контроля, передачи друг другу информации о планируемых ядерных испытаниях, а также предоставляя доступ другой стороне к местам взрывов. Эти положения были зафиксированы в верификационном протоколе. Однако сенат Конгресса США счел возможности контроля за исполнением договора недостаточными.

В 1987-1990 годах разрабатывался и 1 июня 1990 года был подписан новый протокол, предусматривающий возможность использования улучшенных средств контроля, приемлемых для каждой стороны (предусматривал право каждого участника применять на территории другой стороны гидродинамический и сейсмический методы измерения мощности ядерного испытания, используя собственную аппаратуру).

Перед подписанием в августе-сентябре 1988 года были проведены совместные эксперименты на полигонах в Неваде и Семипалатинске, в ходе которых каждая из сторон производила калибровку своих национальных технических средств контроля. Это способствовало снятию возражений США по техническим вопросам контроля. Для согласования всех вопросов соблюдения договора были созданы двусторонние органы — Консультативная комиссия и Координационные группы.

Вступление в силу

Несмотря на то, что документ долгое время не был ратифицирован, он соблюдался обоими государствами. Официально документ вступил в силу 11 декабря 1990 года (почти через 15 лет после подписания). 25 сентября 1990 года вместе с новым протоколом он был ратифицирован сенатом Конгресса США, а 9 октября 1990 года — Верховным Советом СССР.

Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях тесно связан с Договором об ограничении подземных ядерных испытаний ядерного оружия 1974 года (их называют «пороговыми» договорами, так как они не запрещают, а лишь ограничивают мощность взрывов). Оба документа одновременно вступили в силу. Кроме того, договор 1976 года не может быть прекращен ранее договора 1974 года. В настоящее время оба документа остаются в силе, так как призванный заменить их Договор о запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), подписанный в 1996 году, до сих пор не вступил в действие.

Статистика мирных ядерных взрывов

По официальным данным, всего в США в 1961-1973 годах было осуществлено 27 мирных ядерных взрывов, в ходе которых использовано 35 взрывных устройств мощностью до 105 килотонн (программа Operation Plowshare, Операция «Плуг»).

В СССР в 1965-1988 годаъ (в рамках «Программы № 7») было проведено 124 мирных взрыва, в ходе которых использовались 135 ядерных устройств мощностью до 140 килотонн.

Центр военно-политических исследований

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами, исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия, учитывая, что эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия, исходя из того, что ограничение систем противоракетной обороны, а также некоторые согласованные меры в области ограничения стратегических наступательных вооружений способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений, учитывая свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения, желая содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, согласились о нижеследующем:

1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО) и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.

2. Каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.

1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:

a) противоракет, являющихся ракетами — перехватчиками, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО;

b) пусковых установок противоракет, являющихся пусковыми установками, созданными и развернутыми для пуска противоракет; и

c) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

2. К компонентам системы ПРО, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

a) находящиеся в боевом составе;

b) находящиеся в стадии строительства;

c) находящиеся в стадии испытаний;

d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования; или

Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:

a) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров с центром, находящимся в столице данной Стороны, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях и

2) радиолокационные станции ПРО в пределах не более шести комплексов РЛС ПРО, причем площадь каждого комплекса имеет форму круга диаметром не более трех километров; и

b) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях,

2) две крупные РЛС ПРО с фазированной решеткой, сопоставимые по потенциалу с аналогичными РЛС ПРО, находящимися на дату подписания Договора в боевом составе или в стадии строительства в районе размещения системы ПРО, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР , и

3) не более восемнадцати РЛС ПРО, каждая из которых имеет потенциал меньший, чем потенциал меньшей из упомянутых двух крупных РЛС ПРО с фазированной решеткой.

Ограничения, предусмотренные в статье III, не относятся к системам ПРО или их компонентам, используемым для разработок и испытаний и находящимся в пределах существующих или дополнительно согласованных испытательных полигонов. Каждая из Сторон может иметь на испытательных полигонах в совокупности не более пятнадцати пусковых установок противоракет.

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

2. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противоракет для пуска с каждой пусковой установки более одной противоракеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет.

Для повышения уверенности в эффективности ограничений систем ПРО и их компонентов, предусмотренных настоящим Договором, каждая из Сторон обязуется:

a) не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся соответственно противоракетами, пусковыми установками противоракет и РЛС ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях ПРО; и

b) не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.

С соблюдением положений настоящего Договора могут производиться модернизация и замена систем ПРО или их компонентов.

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне районов, определенных настоящим Договором, а также системы ПРО или их компоненты, запрещенные настоящим Договором, должны быть уничтожены либо демонтированы в соответствии с согласованными процедурами в течение возможно короткого согласованного периода времени.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора каждая из Сторон обязуется не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные настоящим Договором.

Смотрите так же:  Приказ по испытанию лестниц и стремянок

Каждая из Сторон обязуется не принимать никаких международных обязательств, которые противоречили бы настоящему Договору.

Стороны обязуются продолжить активные переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений.

1. В целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из Сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права .

2. Каждая из Сторон обязуется не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Каждая из Сторон обязуется не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Договора. Это обязательство не требует внесения изменений в существующий порядок строительных, монтажных и ремонтных работ и работ по переоборудованию.

1. Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны незамедлительно создадут Постоянную консультативную комиссию, в рамках которой они будут:

a) рассматривать вопросы, касающиеся выполнения принятых обязательств, а также связанные с этим ситуации, которые могут считаться неясными;

b) предоставлять на добровольной основе информацию, которую каждая из Сторон считает необходимой для обеспечения уверенности в выполнении принятых обязательств;

c) рассматривать вопросы, связанные с непреднамеренными помехами национальным техническим средствам контроля;

d) рассматривать возможные изменения в стратегической ситуации, затрагивающие положения настоящего Договора;

e) согласовывать процедуры и сроки уничтожения или демонтажа систем ПРО или их компонентов в случаях, предусматриваемых положениями настоящего Договора;

f) рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора, в том числе о внесении в него поправок в соответствии с положениями настоящего Договора;

g) рассматривать по мере необходимости предложения о дальнейших мерах, направленных на ограничение стратегических вооружений.

2. Стороны путем консультаций разработают и могут по мере необходимости изменять Положение о Постоянной консультативной комиссии, регулирующее процедуру, состав и другие соответствующие вопросы.

1. Каждая из Сторон может предлагать поправки к настоящему Договору. Согласованные поправки вступают в силу в соответствии с процедурами, регулирующими вступление в силу настоящего Договора.

2. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора и впоследствии через каждые пять лет Стороны будут совместно проводить рассмотрение настоящего Договора.

1. Настоящий Договор является бессрочным.

2. Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхода из Договора. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы.

1. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

2. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено 26 мая 1972 года в городе Москве в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД) подписан 8 декабря 1987 года в Вашингтоне генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. Договор вступил в силу 1 июня 1988 года.

После распада СССР практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина. В соответствии с договором, стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности.

Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.

К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности – ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider).

В США предусматривалось ликвидировать БРСД Pershing-2, КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) Pershing-1A.

В мае 1991 договор был выполнен полностью. Советская сторона ликвидировала 1752 баллистических и крылатых ракеты наземного базирования, США – 859.

Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет-носителей), при этом 72 БРСД «Пионер» были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет Pershing проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет-мишеней средней дальности.

Были ликвидированы технологическая оснастка для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).

В целях контроля за выполнением договора до 30 мая 2001 года сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству – Воткинского машиностроительного завода (Удмуртия) и завода «Геркулес» в городе Магна (штат Юта, США).

Вопросы выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности договора рассматривались в Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время не созывалась, поскольку к тому времени Россия и США завершили выполнение мероприятий, требовавших наблюдения по Договору.

12 октября 2007 года на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США президент РФ Владимир Путин выдвинул идею о придании обязательствам по Договору о РСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено совместное российско-американское заявление по Договору о РСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по ДРСМД путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью 500-5500 километров.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 года глава МИД РФ Сергей Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения этой инициативы. Он также внес на экспертное обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого международного присоединения. Несмотря на усилия России, дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

С 2013 года США стали выдвигать России претензии в нарушении Договора о РСМД. Американская сторона утверждает, что принятая на вооружение российская крылатая ракета наземного базирования (КРНБ) 9М729 имеет запрещенную по договору дальность в диапазоне 500-5500 километров. Российская сторона это опровергает. Несмотря на настойчивые призывы РФ, США отказывались конкретизировать обстоятельства, легшие в основу их претензий.

Российская сторона также имеет претензии к США в контексте выполнения ими Договора о РСМД. Они заключаются в следующем:

— неправомерный односторонний вывод из-под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, полностью подпадающих под содержащееся в договоре определение термина «крылатая ракета наземного базирования»;

— поддержание технологического потенциала в сфере ракет средней и меньшей дальности наземного базирования путем его отработки на широком спектре ракет-мишеней в ходе испытаний, заявляемых как противоракетные;

— наземное развертывание на европейских объектах глобальной ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) универсальных ПУ Мk-41, которые могут применяться для пусков крылатых ракет средней дальности Tomahawk и других ударных ракетных средств.

Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. 15-16 ноября 2016 года в Женеве (Швейцария) была созвана сессия Специальной контрольной комиссии (СКК) по договору о РСМД, не собиравшаяся до этого 13 лет. Еще одна сессия СКК состоялась 12-14 декабря 2017 года. Однако ни по одному из проблемных вопросов прогресса не было достигнуто.

Договор о РСМД является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода.

В конгрессе США неоднократно звучали призывы разработать законопроект, который прямо обвинит Россию в нарушении договора и подготовит почву для выхода США из него по той же схеме, по которой Вашингтон вышел из договора по ПРО.

Летом 2018 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2019 финансовый год, в котором, как и в предыдущих бюджетах, содержатся обвинения России в нарушении ДРСМД.

20 октября 2018 года президент Дональд Трамп заявил, что США выйдут из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019