Денежное довольствие пенсия

Определен размер денежного довольствия для исчисления военных пенсий в 2019 году

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым еще на год, до 1 января 2020 года приостановлено действие нормы об индексации размера денежного довольствия для исчисления пенсий военнослужащим и приравненным к ним лицам (Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. № 460-ФЗ). Речь идет о положениях ч. 2 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I. Примечательно, что правило об указанной индексации в размере 2% с целью достижения 100% размера денежного довольствия начало применяться с 1 января 2013 года, однако начиная с 1 января 2015 года его действие ежегодно приостанавливалось.

В соответствии с указанным законом размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военной пенсии, с 1 января до 1 октября следующего года сохранится на уровне текущего года и составит 72,23%, а затем станет равен 73,68%. Он будет влиять на размер пенсии граждан, проходивших не только военную службу, но и службу в органах внутренних дел, ГПС МЧС России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Росгвардии, и их семей.

Узнать о порядке назначения пенсии за выслугу лет госслужащим можно из «Домашней правовой энциклопедии» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что на прошлой неделе Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, защищающий военнослужащих от отказов в выплате неустойки за задержку страховых выплат. Их страхователей предлагается обязать выбирать страховщиков на очередной период в сроки, позволяющие до окончания срока действия договора страхования перезаключить договор на новый срок.

Новости Оборона и безопасность

Денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии вырастут

О стратегической стабильности речь шла на встрече президента с высшими офицерами по случаю их назначения на новые должности. Владимир Путин подчеркнул: Россия строго соблюдает обязательства в сфере международной безопасности. Она открыта для диалога, но должна делать все для собственной защиты, в том числе постоянно модернизировать вооруженные силы. Президент подвел итоги работы военных и сотрудников спецслужб — а также определил им задачи на ближайшее будущее.

Для каждого из офицеров, приглашенных сегодня в Кремль, в Александровский зал, это событие, без сомнения, станет одним из самых главных в карьере. Ведь можно сказать, что они получают назначение лично от Верховного главнокомандующего. И возможно кто-то из них уже прямо сегодня отправится к новому месту службы.

Сегодня в одном строю Герои России, боевые офицеры и адмиралы. Президент обращается к ним — он рассчитывает, что новые полномочия и должности позволят офицерам полнее раскрыть профессиональный потенциал. Одно из ключевых направлений — развитие Вооруженных сил.

«Россия никому не угрожает. Мы строго соблюдаем принятые на себя обязательства в сфере международной безопасности и контроля за вооружениями. Но всегда открыты для конструктивной партнерской работы в интересах стабильности в мире. При этом наш долг сделать все необходимое для надежной защиты родины, защиты от любых потенциальных угроз», — подчеркнул Путин.

Армия и флот получают новое вооружение. Главный акцент — на разработку и постановку в войска перспективных образцов оружия и техники.

Ракетные войска стратегического назначения готовятся принять на вооружение новейшие «Сарматы». Это тяжелая ракета, способная нести до 20 боевых блоков. Для «Сармата» нет непреодолимых преград.

А гиперзвуковой «Авангард» — сама по себе уникальная разработка. Меняет курс, высоту и скорость полета так, что его почти невозможно перехватить. Создание крылатой ракеты с ядерным двигателем — вообще революционный прорыв. Для нее нет ограничений по дальности. Совершенное оружие. Авиационные комплексы «Кинжал» — уже на боевом дежурстве. Его цели — наземные пункты управления и целые корабельные группы.

«Многие из них уже в ближайшее время будут готовы к серийному производству. По своим тактико-техническим характеристикам они заметно опережают зарубежные разработки, а некоторые просто не имеют аналогов», — отметил президент России.

Совсем недавно завершились самые масштабные за всю историю России маневры «Восток-2018» — совместно с Китаем и Монголией. Президент просит особое внимание уделять развитию воинских традиций и воспитанию молодого поколения. Специально для этого было создано Главное военно-политическое управление.

«У личного состава Вооруженных сил настрой боевой. Готовность защиты Отечества высокая. Разрешите заверить, что задачи любой сложности будут гарантированно выполнены», — заверил начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковник Андрей Картаполов.

Отдельно Путин отмечает, что за 9 месяцев этого года сотрудниками ФСБ предотвращено 15 терактов.

«За этими показателями спасенные жизни наших людей. Необходимо и дальше действовать столь же решительно и эффективно, в тесной координации с Национальным антитеррористическим комитетом, последовательно снижать уровень террористической угрозы», — заявил руководитель страны.

В работе полиции глава государства отмечает улучшения. Росгвардии ставит новые задачи.

«Особо обращаю внимание — необходимо серьезно усилить контроль в сфере оборота оружия. Жду от вас здесь конкретных предложений, в том числе и законодательного характера».

Государство в свою очередь будет укреплять социальные гарантии военнослужащих.

«С 1 октября 2019 года с учетом принятого решения об индексации денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, увеличится на 4,3%, а военные пенсии также с 1 октября будущего года будут дополнительно проиндексированы еще на 2%. Таким образом, общий рост военных пенсий составит 6,3%», — проинформировал российский лидер.

Он поручил правительству учесть это при составлении федерального бюджета на 2019-2021 годы.

Пенсия за выслугу лет как компенсация гражданам денежного довольствия, утраченного в связи с окончанием военной службы

Пенсия за выслугу лет как компенсация гражданам денежного довольствия, утраченного в связи с окончанием военной службы

Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы и службы в органах внутренних дел, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.

Указанные правила определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, которыми закреплено право военнослужащих на два вида пенсии — пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период службы, а также пенсию за выслугу лет, назначаемую по общему правилу независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, как следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших военную службу, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы*(1).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основным условием приобретения военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более (п. «а»), а при определенных обстоятельствах (особые основания увольнения, продолжительный общий стаж) — и меньшей продолжительности, но не менее 12 лет шести месяцев (п. «б»). Следовательно, пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями — достижение 45-летнего возраста (п. «б» ч. 1 ст. 13)*(2).

Смотрите так же:  Размер выплаты при рождении 2 ребенка

По своему характеру стаж службы (выслуга лет) на военной службе — это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности — как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы военнослужащих. В частности, ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», закрепляющая в качестве условия назначения военнослужащим пенсии за выслугу лет наличие установленного законом стажа службы (выслуги лет), является необходимым элементом правового механизма реализации их права на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности*(3).

Таким образом, военная пенсия за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, гарантированная государством, которая предоставляется гражданам, уволенным с военной службы и (или) правоохранительной службы, независимо от их возраста при наличии установленной законом выслуги лет в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением ими службы либо по желанию самого гражданина, либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу, за исключением особых случаев, связанных с лишением воинского звания во время прохождения военной (правоохранительной) службы.

Как известно, право двойственно по своей природе. С одной стороны, оно существует в виде формально-определенной потенциальной возможности объективно, независимо от воли, сознания человека и даже реалий регулируемой практики. Здесь право представляет из себя относительно самостоятельную статичную нормативную конструкцию, право в «чистом» виде. И эта его ипостась достаточно детально описана в нормативной теории, но в ней нет такого же подробного анализа функционирования — реализации права*(4).
Специфика же пенсионных правоотношений состоит в том, что они возникают всегда из сложных юридических фактических составов и при этом с особой структурой. Именно сложным юридическим фактическим составам принадлежит определяющая роль в возникновении пенсионного правоотношения, а в некоторых случаях его изменении и прекращении*(5).
Именно в связи с вышеизложенным, классифицируя правовые особенности, связанные с пенсионным обеспечением в рассматриваемой сфере отношений, мы считаем возможным выделить следующие три основных вида правоотношений: правообразующие пенсионные отношения (правовые условия и порядок назначения пенсий); правоизменяющиеся пенсионные отношения (перерасчет назначенных пенсий); правопрекращающиеся пенсионные отношения (приостановление и прекращение выплат пенсий).

Рассматривая правообразующие пенсионные отношения, предусмотренные для военнослужащих по назначению им пенсии за выслугу лет, на наш взгляд, необходимо выделить следующие основные элементы в составе правоотношения:
1) первый элемент — это наличие в составе пенсионных отношений юридических фактов, предоставляющих право на военную пенсию за выслугу лет, т.е. юридически значимых фактов, подходящих под определенные правовые условия по назначению пенсии за выслугу лет, при этом эти условия являются обязательными для выполнения:
— юридически значимый факт наличия соответствующей выслуги лет на военной службе, предусмотренной законодателем для назначения пенсии*(6);
— факт увольнения военнослужащего с военной службы, включая исключение его из списков личного состава*(7);
— факт наличия воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего на момент увольнения с военной службы и исключения его из списков личного состава*(8);
2) второй элемент — это волеизъявление физического лица — гражданина, уволенного с военной службы, в виде обращения (заявления) в соответствующий пенсионный орган за назначением военной пенсии за выслугу лет. Данный элемент является также необходимым условием и не вызывает никаких сомнений, так как социальные права в России носят заявительный характер;
3) третий элемент — это решение соответствующего компетентного пенсионного органа о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом законности и обоснованности ее назначения, т.е. характеризуется законностью предусмотренных законодателем оснований и проверкой наличия всех юридических фактов, лежащих в обосновании ее назначения (наличие фактов, подтверждающих достижение определенной выслуги лет, увольнение с военной службы, наличие воинского звания);
4) четвертый элемент — это непосредственная выплата самой пенсии за выслугу лет, так как реализация права физического лица без самой выплаты пенсии за выслугу лет невозможна.

Компенсация гражданам заработка, утраченного в связи с окончанием военной службы, — это действия со стороны государства, имеющие целью уравновесить имущественную потерю денежного довольствия военнослужащего в случае увольнения последнего с военной службы посредством назначения ему пенсии за выслугу лет, которая направлена на поддержание как особого социального статуса такого лица, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении им военной службы. При этом мы полностью согласны с Р.Ф. Закировым, который считает, что термин «возмещение» — понятие более широкое, чем «компенсация». Далее, исследуя данные понятия, Р.Ф. Закиров обращает внимание на то, что словарное определение «возмещения» раскрывается через компенсацию, а компенсация, в свою очередь, через возмещение*(9). Соответственно, выплачиваемая гражданину, уволенному с военной службы, пенсия за выслугу лет как компенсация утраченного им заработка не может быть полной заменой денежного довольствия, которое он получал, будучи военнослужащим, в период прохождения им военной службы*(10).
Государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет представляет собой предусмотренную в отношении граждан, уволенных с военной службы, компенсацию за потерю денежного довольствия, получаемого военнослужащими с учетом специального социально-правового статуса. Особенности правового статуса военнослужащих обусловливаются спецификой выполняемых ими задач и реализуемых ими государственных функций*(11). Поэтому, на наш взгляд, следует полностью согласиться с К.Г. Шветовой*(12), которая, рассматривая ведомственный правовой статус военнослужащего, указывает на необходимость учитывать правовое положение каждого конкретного военнослужащего, принадлежащего определенному ведомству. С позиции современной военно-правовой науки для правильного определения правового положения военнослужащего, принадлежащего определенному ведомству, важно учитывать не только его военно-правовой статус, но и весь комплекс правоотношений, в которых он участвует (конституционные, военно-административные, гражданско-правовые и т.п.).

Так как военная и правоохранительная службы в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ являются видами государственной службы (п. 1 ст. 2), они очень схожи по выплате денежного довольствия; например, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел аналогично по своей структуре денежному довольствию лиц, проходящих военную службу. Однако, несмотря на вышеуказанное сходство, есть и существенные различия между ними.

Так, правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, проходящим службу в правоохранительных органах, присваиваются специальные звания и классные чины.

Военная служба, в отличие от правоохранительной службы, предназначена для осуществления функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Гражданам, проходящим военную службу, присваиваются воинские звания. Таким образом, следует полностью согласиться с Н.В. Антипьевой, которая считает, что, «несмотря на имеющееся сходство, дифференциация правил обеспечения денежным довольствием военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов представляется оправданной»*(13).

При этом необходимо особо отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется по единому Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Следовательно, реализация компенсационной функции в публично-правовой сфере по пенсионному обеспечению военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) по выслуге лет заключается в предоставлении выплаты военной пенсии за выслугу лет лицам, которые обладают специальным социально-правовым статусом: статусом гражданина, уволенного с военной службы (со службы в правоохранительных органах), имеющего установленную законодательством выслугу лет на соответствующей службе. Речь здесь идет о реализации компенсационной функции в виде непосредственной выплаты пенсии за выслугу лет на основании обладания лица специальным социально-правовым статусом.

Как точно указала М.В. Кузьмина, «реализация же компенсационной функции здесь необходима, т.к. лица, обладающие данным статусом, лишены возможности осуществлять определенные права наравне с другими субъектами, относясь к категории так называемых «уязвимых» лиц, требующих особой поддержки со стороны государства»*(14). Она же отмечает, что отличительной особенностью реализации компенсационной функции в рассматриваемой сфере выступает то, что она осуществляется в рамках регулятивных, а не охранительных, как при возмещении вреда, правоотношений, участниками которых будут выступать, с одной стороны, лицо, обладающее специальным статусом, а с другой соответствующий государственный орган, обязанный предоставить компенсацию, при этом формы и размеры компенсации прямо определяются законодателем, имеют целью восполнение затрат, понесенных субъектом в силу наличия у него специального статуса, и, как правило, не зависят напрямую от степени «уязвимости» соответствующего лица, что в большинстве случаев не позволяет охарактеризовать предоставляемую компенсацию как полную. Играя ведущую роль в установлении системы компенсаций в публично-правовой сфере, государство в лице соответствующих органов не должно иметь права их произвольного реформирования*(15).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 1 марта 2007 г. N 129-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться*(16).

Смотрите так же:  Приказ 1061 12.09.2019

При этом необходимо обратить внимание на следующие решения Конституционного Суда Российской Федерации 2015-2016 гг.
Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О*(17) указывается, что в связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54%) на 2% начиная с 2013 г., так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I). Ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% обеспечивается Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. N 604. Наряду с этим, в ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I законодатель также предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Так, в настоящее время Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, с 1 января 2015 г. в размере 62,12%, а с 1 октября 2015 г. — 66,78% от размера указанного денежного довольствия (ч. 10 ст. 8). Следовательно, оспариваемое заявителями положение ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, предусматривая возможность дополнительного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, в системе действующего правового регулирования, направлено на повышение размеров получаемых ими пенсий исходя из предусмотренного на эти цели объема финансовых средств и не может расцениваться как нарушающее их конституционные права*(18).
В то же время государство, как бы ни было сильно его влияние, не в состоянии предусмотреть, регламентировать все нюансы человеческого поведения и деятельности. Не всегда меры государственного воздействия, облекаемые в форму юридических средств, достаточно эффективны, социально адекватны и учитывают объективно складывающиеся обстоятельства. Множество нормативных правовых актов, регламентированных процедур и выносимых решений не лишены противоречий, несогласованности и часто пробелов в регулировании. Этому есть вполне объективное объяснение: изменение приоритетов и ценностей требует постоянного обновления как нормативной правовой базы, так и отношения к новым, изменившимся условиям*(19).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П*(20) указал, что, обладая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении полномочий по определению в законе видов и правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка установления, исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе вводить как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, имея при этом в виду, что Конституция Российской Федерации обязывает государство гарантировать каждому право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение при наступлении не только случаев (социальных рисков), названных в ее ст. 39, но и других социальных рисков, признанных самим законодателем в качестве основания для его предоставления (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П).
Это обязывает государство в лице федерального законодателя — исходя из правовой природы выслуги лет и особого порядка исчисления ее продолжительности при увольнении гражданина со службы в органах внутренних дел, — с одной стороны, обеспечить максимально быстрый контроль и проверку документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, в целях устранения возможных ошибок, с тем чтобы гражданин мог в разумной степени предвидеть последствия, которые может повлечь за собой то или иное действие, предпринятое им на основе решений уполномоченных государством органов, а с другой — предусмотреть адекватные приро
де, целям и значению пенсии за выслугу лет эффективные гарантии права граждан на данный вид социального обеспечения и надлежащий правовой механизм его защиты, в том числе в случае, когда это право на протяжении длительного времени, пусть даже и без достаточных оснований, было признано государством и реализовывалось в конкретных пенсионных правоотношениях, в которых получатель пенсии действовал добросовестно. В рамках такого механизма при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим органом ошибки должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента назначения гражданину пенсии за выслугу лет, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для ее назначения стажем службы (выслуги лет), значимость данной пенсии как источника дохода, позволяющего поддерживать сложившийся уровень жизни, возможность возвращения гражданина на службу в органы внутренних дел для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законом и иные заслуживающие внимания обстоятельства, без учета которых полное прекращение выплаты пенсии за выслугу лет не может рассматриваться как справедливая и соразмерная мера, необходимая и строго обусловленная конституционно одобряемыми целями*(21).
Что касается правовых вопросов исчисления и перерасчета военных пенсий за выслугу лет, то нами они были рассмотрены довольно подробно в публикациях в настоящем журнале в 2011*(22), 2012*(23), 2013*(24), 2014*(25), 2015*(26) гг. При этом, на наш взгляд, следует согласиться с Е.Г. Воробьевым, который справедливо утверждает, что проблемы применения юридических процедур в части, например, перерасчета ранее назначенных пенсий бывшим военнослужащих не случайны, так как теория правового регулирования интересующего нас механизма перерасчета — одна из самых неразвитых в системе знаний о праве социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей*(27).

Библиографический список:

1. Ефремов А.В. О правовых позициях конституционного правосудия в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы [Текст] / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 9. С. 20-25.
2. Ефремов А.В. Конституционное правосудие в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [Текст] / А.В. Ефремов // «Гражданин и право», N 7, июль 2015 г.
3. Ананьева Е.Е., Корякин В.М. Ошибка пенсионного органа не должна влечь несоразмерного ухудшения социального положения получателя пенсии [Текст] / Е.Е. Ананьева, В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. N 4. С. 12-18.
4. Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Омск: 2014. С. 75.
5. Кузьмина М.В. Компенсационная функция права и механизм ее реализации по российскому законодательству: дис. … канд. юрид. наук. — М.: 2015. С. 124-126.
6. Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу [Текст] / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 8.
7. Погодин А.В. Элементы теории правореализации: дис. … докт. юрид. наук. — Казань: 2014. С. 340.
8. Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М.: 2010. С. 85.
9. Ефремов А.В. К вопросу о приостановлении выплаты гражданам пенсии за выслугу лет [Текст] / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. N 5.
10. Выскубин А.А. Некоторые выводы из судебной практики по вопросу обеспечения военнослужащих жилыми помещениями [Текст] / А.А. Выскубин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 3.
11. Шветова К.Г. Ведомственный статус военнослужащих Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник N 21. Актуальные вопросы правового обеспечения совершенствования и развития военной организации государства: международная научно-практическая конференция / отв. ред. д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин. — М.: За права военнослужащих, 2016. Вып. 144. — С. 281.
12. Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2011. N 10. С. 107.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

*(2) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Анатолия Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом «б» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апр. 2015 г. N 796-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Смотрите так же:  Новый уголовный кодекс рк в 2019 году

*(3) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» от 14 января 2016 г. N 1-П.

*(4) Погодин А.В. Элементы теории правореализации: дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2014. С. 340.

*(5) Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 85.

*(6) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

*(7) Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р.

*(8) Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О , от 20 октября 2005 г. N 379-О и от 11 мая 2006 г. N 132-О .

*(9) Закиров Р.Ф. Филологическое и юридическое значение понятия компенсации в российском законодательстве // Вестн. гражданского процесса. 2012. N 2. С. 231.

*(10) См. подробнее: Ефремов А.В. Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (по материалам судебной практики автора статьи) // Право в Вооруженных Силах . 2011. N 8.

*(11) Шветова К.Г. Ведомственный статус военнослужащих Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2016. N 21. С. 281.

*(13) Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10. С. 107.

*(14) Кузьмина М.В. Компенсационная функция права и механизм ее реализации по российскому законодательству: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 124-126.

*(15) Кузьмина М.В. Указ. соч. С. 125-126.

*(16) Вестн. Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. N 4.

*(17) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Егорова Владимира Ивановича, Камбалина Виктора Николаевича и других на нарушение их конституционных прав положением части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

*(18) Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О.

*(19) Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2014. С. 75.

*(20) По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей » в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 янв. 2016 г. N 1-П. URL: www.pravo.gov.ru.

*(21) См. об этом более подробно, напр.: Ананьева Е.Е., Корякин В.М. Ошибка пенсионного органа не должна влечь несоразмерного ухудшения социального положения получателя пенсии // Право в Вооруженных Силах . 2016. N 4. С. 12-18.

*(22) Ефремов А.В. О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства // Право в Вооруженных Силах . 2011. N 5. С. 73-75; Его же. Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (по материалам судебной практики автора статьи) // Там же. N 8.

*(23) Ефремов А.В. В тех случаях, когда право заявителя — пенсионера Министерства обороны Российской Федерации на повышение размера военной пенсии возникает по личным индивидуальным обстоятельствам, оно реализуется в заявительном порядке // Право в Вооруженных Силах . 2012. N 3; Его же. Некоторые актуальные вопросы судебной практики, связанные с повышением с 1 января 2012 года размеров военных пенсий // Там же. N 8 .

*(24) Ефремов А.В. О зачете времени прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения при назначении пенсий // Право в Вооруженных Силах . 2013. N 2; Его же. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет // Там же. N 8 ; Его же. О зачете отдельных периодов в выслугу лет для назначения пенсии гражданам, призванным на военную службу после окончания военных кафедр гражданских вузов // Там же. N 3 ; Его же. При назначении пенсии за выслугу лет по смешанному стажу период обучения в гражданском высшем учебном заведении не подлежит включению в стаж военной службы // Там же .

*(25) Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооруженных Силах . 2014. N 4; Его же. О некоторых актуальных правовых вопросах, возникающих при назначении пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в правоохранительных органах (по материалам судебной практики) // Там же. N 1 .

*(26) Ефремов А.В. О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу // Право в Вооруженных Силах . 2015. N 11. С. 26-30; Его же. О некоторых вопросах, связанных с исчислением выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов // Там же. N 10 . С. 34-39; Его же. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца // Там же. N 2 . С. 84-88.

*(27) Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия // Право в Вооруженных Силах . 2015. N 11. С. 99.

А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения
военного комиссариата Чувашской Республики

Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 6, июнь 2016 г., с. 24-31.

Другие новости и статьи

Запись создана: Суббота, 15 Сентябрь 2018 в 7:14 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

Путин утвердил увеличение пенсии военнослужащим

МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Президент Владимир Путин во вторник подписал закон, который позволит уже со следующего года повысить пенсии для военных, а также для тех, кто проходил службу в органах внутренних дел, в пожарной охране, в исправительных учреждениях, войсках Росгвардии и органах по борьбе с наркотиками. Документ, принятый Госдумой 22 ноября и одобренный Советом Федерации 5 декабря, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно ранее действовавшим нормам, с 1 января 2012 года при начислении пенсии военнослужащему должна была учитываться сумма в размере 54% от его денежного довольствия. Начиная с 2013 года власти обязаны были увеличивать ее на 2% до достижения 100%. Однако, как отмечал на заседании комитета СФ по обороне и безопасности его зампредседателя Баир Жамсуев, «закон существует, но каждый год вносятся изменения по его приостановлению».

Последние несколько лет российский парламент принимал законы, согласно которым постепенный рост расчетной части денежного довольствия военных для начисления пенсий замораживался. Вместо этого размер довольствия, учитывавшегося для исчисления пенсии, устанавливался на уровне 72,23%. Согласно же принятому закону, уровень в 72,23% зафиксирован с 1 января до 1 октября 2019 года, а после этого он увеличится до 73,68%. Это позволит довести рост военных пенсий до 6,3%.

В конце октября Путин сообщил, что рост военных пенсий в будущем году превысит 6%. По его словам, с 1 октября 2019 года после индексации денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц увеличится на 4,3%. Военные пенсии также с 1 октября будущего года будут дополнительно проиндексированы еще на 2%. Таким образом, общий рост военных пенсий составит 6,3%.

Как уточнил на заседании оборонного комитета СФ в минувший вторник первый замминистра финансов Леонид Горнин, средняя военная пенсия по состоянию на 1 октября 2019 года благодаря поддержанному палатой закону составит 26 тыс. рублей.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019