Болгария парижский договор

Парижские мирные договоры 1947 года, 10 февраля (СИЭ, 1967)

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 года, подписаны в Париже 10 февраля 1947 года между государствами — победителями во второй мировой войне 1939-1945 годов и бывшими союзниками Германии в Европе — Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Проекты договоров в соответствии с решением Потсдамской конференции 1945 года были подготовлены Советом министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции и рассмотрены на Парижской мирной конференции 1946 года. Парижские мирные договоры вступили в силу 15 сентября 1947 года. Договор с каждым из пяти государств был подписан теми государствами-победителями, которые находились с ним в состоянии войны.

Все Парижские мирные договоры построены по одному типу. Они состоят из преамбулы и постановлений: территориальных, политических, военных, экономических, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Помимо постановлений, общих для всех Парижских мирных договоров, договоры с Болгарией, Венгрией и Румынией содержат специальные постановления, относящиеся к Дунаю, статус которого был окончательно определен на конференции в Белграде в июле — августе 1948 года. Все Парижские мирные договоры, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют специальные постановления о сроках вывода союзных войск.

Мирный договор с Италией — подписан 20 государствами: СССР, Великобританией, США, Китаем, Францией, Австралией, Бельгией, БССР, Бразилией, Грецией, Индией, Канадой, Нидерландами, Новой Зеландией, Польшей, УССР, Чехословакией, Эфиопией, ЮАС и Югославией. Договор определяет изменения итало-югославской границы в пользу Югославии (к ней отошли: полуостров Истрия и часть Юлийской Крайни, город Фиуме, коммуна Зара с прилегающими островами и остров Пелагоза с прилегающими островами), выделение так называемой Свободной территории Триест (позже по итало-югославскому соглашению от 5 октября 1954 года Триест и зона с населением около 290 тысяч человек были переданы под управление Италии, а зона с населением около 70 тысяч человек — под управление Югославии). Договор также предусматривает передачу Италией Додеканесских островов Греции, незначительные изменения франко-итальянской границы в пользу Франции на 4 участках (перевал Малый Сен-Бернар, плато Мон-Сени, Мон-Табор-Шабертон и небольшие участки в верховьях рек Тине, Везубия и Ройя) и отказ Италии от ее колоний в Африке — Ливии (с 1951 года — независимое государство), Итальянское Сомали (в 1950-1960 годы находилось по решению Совета по опеке ООН под управлением Италии, в 1960 году образовалась независимая Сомалийская Республика), Эритреи (с 1952 года вошла на автономных началах в состав Эфиопии). Италия в договоре признает независимость и суверенитет Албании и Эфиопии и отказывается от всех прав и привилегий, полученных ею в результате агрессии против этих стран (соответственно в 1939 и 1935-1936 годы). Договор обязывает Италию обеспечить всем гражданам основные свободы (свободу слова, печати, религии, политических убеждений и публичных выступлений); не разрешать возрождения фашистских организаций; обеспечить задержание и выдачу для суда над ними военных преступников и граждан союзных стран, сотрудничавших с врагом во время 2-й мировой войны; принять ряд обязательств по ограничению итальянских вооруженных сил и вооружений: сократить численность военно-морских сил до 25 тысяч человек, армии до 250 тысяч человек и военно-воздушных сил до 25 тысяч человек, не производить и не испытывать любых видов атомного оружия и управляемых снарядов, и др. Договор определяет размеры репарационных сумм, которые Италия обязывалась выплатить СССР (100 млн. долл.), Албании (5 млн. долл.), Греции (105 млн. долл.), Югославии (125 млн. долл.), Эфиопии (25 млн. долл.), и предусматривает вывод всех союзных войск из Италии в течение 90 дней после вступления его в силу.

Мирный договор с Румынией — подписан 11 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией и ЮАС. Предусматривает установление границ Румынии по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением участка границы с Венгрией, к-рая определяется по состоянию на 1 января 1938 года (Трансильвания возвращалась Румынии), и границы с СССР, устанавливаемой в соответствии с советско-румынскими соглашением от 28 июня 1940 года и советско-чехословацким соглашением от 29 июня 1945 года. В соответствии с политическими постановлениями договора Румыния обязывается гарантировать всем своим гражданам основные свободы (свобода слова, политических убеждений и др.) и не разрешать возрождения организаций, целью которых является лишение народа его демократических прав, а также обеспечить задержание и выдачу для суда над ними военных преступников и граждан союзных стран, сотрудничавших с врагом в период 2-й мировой войны. Договор устанавливает размер репараций Советскому Союзу в сумме 300 млн. долл.

Мирный договор с Болгарией — подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Грецией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией, Югославией и ЮАС. Устанавливает границы Болгарии по состоянию на 1 января 1941 года. Политические постановления договора почти полностью соответствуют политическим разделам договора с Румынией. Договор устанавливает размер репараций в пользу Греции в сумме 45 млн. долл. и в пользу Югославии — 25 млн. долл.

Мирный договор с Венгрией — подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией, Югославией и ЮАС. Аннулирует решения Венских арбитражей 1938 и 1940 годов и оставляет границы Венгрии с Австрией, Румынией и Югославией, какими они были на 1 января 1938 года, внося незначительные изменения, касающиеся границы Венгрии с Чехословакией, в пользу последней. Политические постановления договора аналогичны соответствующим политическим разделам договоров с Румынией и Болгарией. Договор предусматривает частичное возмещение убытков Советскому Союзу в размере 200 млн. долл., а также Чехословакии и Югославии (вместе — 100 млн. долл.).

Мирные договоры с Румынией, Болгарией и Венгрией включают постановления об ограничении состава их вооруженных сил, а также содержат положения, относящиеся к проблеме судоходства по Дунаю. Специальные статьи договоров посвящены срокам вывода союзных войск из Румынии, Болгарии и Венгрии (90 дней со дня вступления договора в силу); исключение было сделано для СССР, вооруженные силы которого сохраняли право пребывания в Румынии и Венгрии для поддержания своих коммуникационных линий с советской зоной оккупации в Австрии, где до 25 октября 1955 года находились советские войска.

Мирный договор с Финляндией — подписан 10 государствами: СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Индией, Канадой, Новой Зеландией, УССР, Чехословакией и ЮАС. Устанавливает границы Финляндии по состоянию на 1 января 1941 года; подтверждает возвращение Финляндией Советскому Союзу области Петсамо (Печенега), «добровольно уступленную Финляндии Советским Государством по мирным договорам от 14 октября 1920 года и от 12 марта 1940 года»; обязывает Финляндию предоставить СССР сроком на 50 лет территорию в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы (идя навстречу интересам Финляндии и учитывая известное ослабление международной напряженности, СССР в 1955 году досрочно отказался от своих прав на аренду Порккала-Удд); предусматривает, что Аландские острова остаются демилитаризованными. Договор ограничивает размер вооруженных сил и вооружений Финляндии (армия — 34 400 человек, военно-морской флот — личный состав — 4500 человек и общий тоннаж военного флота — 10 тысяч тонн, военно-воздушный флот — 60 самолетов с общей численностью личного состава 3000 человек), определяет сумму частичного возмещения Финляндией убытков, нанесенных Советскому Союзу (300 млн. долл.), и возвращение ею ценностей, вывезенных с советской территории.

Заключение Парижских мирных договоров 1947 года было важным шагом в послевоенном мирном урегулировании в Европе. Договоры сохраняли независимое существование побежденных государств и создавали возможность для их мирного демократического развития.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН — ПЕРГАМ. 1967.

Внешняя политика Советского Союза. 1947 год, ч. 1, М., 1952, с. 64-361.

Парижский мирный договор и защита болгарских национальных интересов

10 февраля 1947 года в Париже Болгария подписала мирный договор с государствами-победителями Антигитлеровской коалиции, которым был положен конец ее участию во Второй мировой войне. Мирный договор стал результатом Парижской мирной конференции 1946 года, на которой 20 стран решали судьбу бывших союзников Третьего Рейха. В интервью для «Радио Болгария» проф. Евгения Калинова и проф. Искра Баева анализируют некоторые важные моменты, связанные с этим историческим событием.

Удалось ли Болгарии достичь своих национальных целей со вступлением во Вторую мировую войну?

«Поначалу нам казалось, что мы их достигли, – говорит проф. Калинова. – Став союзником Германии 1 марта 1941 года, «в награду» Болгарии разрешили ввести свои войска и администрацию в Западную Фракию и Вардарскую Македонию. В глазах тогдашнего болгарского общества это было вершиной нашего национального объединения. В тени этой эйфории, однако, остается факт, что эти территории нам даны для правления и защиты до конца войны, а не потому, что мы имели к ним какие-то справедливые этнические и исторические претензии. С точки зрения нашего национального идеала – объединения, похоже, мы были в выигрыше. Выиграли мы и в другом – в качестве союзника Германии Болгария не участвовала в военных действиях против других стран. Даже на территорию Греции и Югославии мы входим, когда и оба государства уже капитулировали. В конце войны, однако, ситуация напоминает ту, что сложилась после Первой мировой войны – Болгария снова оказывается в лагере побежденных со всеми политическими, идеологическими и хозяйственными последствиями».

Смотрите так же:  Размер выплаты малоимущим

По мнению проф. Баевой, о третьей национальной катастрофе не может быть и речи: «Болгария — единственная страна в составе проигравшей коалиции, которая не только не теряет свои территории, но и увеличивает их, благодаря Крайовскому соглашению (7 сентября 1940 года) о присоединении Южной Добруджи. Ведь были страны, которые, хотя и участвовали на стороне победившей коалиции, все же потеряли части своих территорий. Находясь в советской сфере влияния, на Парижской мирной конференции у Болгарии был защитник в лице главного победителя. Наша страна не была изолирована, а располагала поддержкой Польши и Чехословакии, что отразилось относительно благоприятно на переговорах. Болгария заручилась и поддержкой Югославии, но заплатила за нее высокую цену – она была вынуждена согласиться с «культурной автономией» населения Пиринского края».

Лето 1946 года — ключевое для болгарской дипломатии, но совпадает и с внутриполитическими проблемами в стране. Проф. Калинова напоминает об этих событиях: «К середине 1946 года оппозицию начали усиленно преследовать. Идет подготовка к выборам в Великое народное собрание, которое должно написать конституцию новой республики. Вопреки этому, Болгарии удалось отправить на конференцию в Париж представителей пяти правящих партий Отечественного фронта, которые отстаивают болгарские интересы. Там залог очень большой, потому что еще в конце войны греки предъявили претензии на приблизительно 1/10 болгарской территории. Их аргумент, что Болгария трижды нападала на Грецию и выступала в роли агрессора. Болгарской делегации удалось аргументировано парировать требования об изменении границ и репарации в размере 150 млн долларов. В конечном счете, Болгария обязалась заплатить Греции 45 млн долларов, а Югославии – 25 млн в виде товаров болгарского сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Уточнено, что оплата нанесенного ею ущерба будет только частичной, так как Болгария воевала против Германии с осени 1944 года по май 1945-го».

Несмотря на обвинения в оккупации чужих территорий, в конце войны оппозиционные силы в Болгарии предприняли действия, благодаря которым у нашей страны появились преимущества на переговорах. Проф. Баева обобщает: «В конце войны болгарское партизанское движение, столь оспариваемое сегодня, превратилось в сильный аргумент болгарской делегации. Другой положительный фактор – участие болгарских войск в заключительном этапе войны на стороне антигитлеровской коалиции. И хотя Болгария так и не была признана страной, воевавшей с Германией, это участие послужило еще одним сильным доводом».

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947

ПАРИЖСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1947 — между государствами — участниками антигитлеровской коалиции и бывшими союзниками гитлеровской Германии.

Под­го­тов­ка мир­ной кон­фе­рен­ции.

Соз­дан­ный в ию­ле 1945 года Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел (СМИД) СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая ре­шил сна­ча­ла раз­ра­бо­тать про­ек­ты мир­ных до­го­во­ров с германскими со­юз­ни­ка­ми, что долж­но бы­ло об­лег­чить в даль­ней­шем за­клю­че­ние мир­но­го до­го­во­ра с Гер­ма­ни­ей. Со­глас­но ре­ше­ни­ям Бер­лин­ской (Пот­сдам­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года, в под­го­тов­ке про­ек­та до­го­во­ра с ка­ж­дой из стран — бывших со­юз­ниц Гер­ма­нии уча­ст­во­ва­ли те го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые под­пи­са­ли с ней до­го­вор о пе­ре­ми­рии или ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции (Фран­ция рас­смат­ри­ва­лась как дер­жа­ва, под­пи­сав­шая ус­ло­вия ка­пи­ту­ля­ции Ита­лии). Этот прин­цип по­лу­чил название фор­му­лы 4-3-2: в под­го­тов­ке до­го­во­ра с Ита­ли­ей уча­ст­во­ва­ли СССР, США, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция; с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей — СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­ния; с Фин­лян­ди­ей — СССР и Ве­ли­ко­бри­та­ния. На сес­сии СМИД в Лон­до­не (11.9-2.10.1945) советская по­зи­ция по про­бле­мам мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Сре­ди­зем­но­мо­рье, на Бал­ка­нах и в Япо­нии, а так­же по про­це­ду­ре об­суж­де­ния мир­ных до­го­во­ров на­толк­ну­лась на анг­ло-американскую оп­по­зи­цию. На московском со­ве­ща­нии СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии (16-26.12.1945) про­ти­во­ре­чия час­тич­но уда­лось пре­одо­леть. Бы­ли при­няты ре­ше­ния о со­зы­ве кон­фе­рен­ции в со­ста­ве 5 чле­нов СМИД и 16 других го­су­дарств ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции в Па­ри­же не позд­нее 1.5.1946 года. Кон­фе­рен­ция долж­на бы­ла пре­дос­та­вить свои ре­ко­мен­да­ции СМИД, за ко­то­рым ос­та­ва­лось при­ня­тие окон­чательного ре­ше­ния. Бы­ла дос­тиг­ну­та до­го­во­рён­ность о том, что бывшим со­юз­ни­кам Гер­ма­нии пре­дос­та­вят пра­во об­су­ж­де­ния пред­став­лен­ных им до­го­во­ров (по­бе­ди­те­ли не хо­те­ли по­вто­рять опыт Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919-1920 годов). Советской де­ле­га­ции уда­лось от­сто­ять сле­до­ва­ние фор­му­ле 4-3-2, не­смот­ря на анг­ло-американские по­пыт­ки рас­ши­рить круг стран, до­пу­щен­ных к раз­ра­бот­ке Парижских мирных годоворов (пу­тём при­вле­че­ния Фран­ции и Ки­тая к об­су­ж­де­нию всех 5 до­го­во­ров). На 1-м эта­пе сес­сии СМИД в Па­ри­же (25.4-16.5.1946) во­про­сы о грани­цах Ита­лии и её ко­ло­ни­ях, ре­па­ра­ци­ях с по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, а так­же американское пред­ло­же­ние о вклю­че­нии в по­вест­ку дня кон­фе­рен­ции мир­но­го до­го­во­ра с Ав­ст­ри­ей вы­зва­ли но­вые про­ти­во­ре­чия. Кон­фе­рен­ция бы­ла от­сро­че­на. На 2-м эта­пе па­риж­ской сес­сии (15.6-12.7.1946) уре­гу­ли­ро­ва­ние ря­да про­блем (в том числе по вы­пла­те итальянских ре­па­ра­ций СССР) по­зво­ли­ло до­го­во­рить­ся о её со­зы­ве к 29 ию­ля, не­смот­ря на со­хра­нив­шие­ся раз­но­гла­сия по 26 пунк­там различных до­го­во­ров (в том числе по про­бле­мам Трие­ста, су­до­ход­ст­ва по Ду­наю, ря­ду эко­но­мических во­про­сов). США и Ве­ли­ко­бри­та­ния со­гла­си­лись с советским пред­ло­же­ни­ем по про­це­ду­ре го­ло­со­ва­ния на кон­фе­рен­ции боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов.

Па­риж­ская мир­ная кон­фе­рен­ция (ПМК). В ра­бо­те ПМК (29.7-15.10.1946) уча­ст­во­ва­ли де­ле­га­ции СССР (гла­ва — В.М. Мо­ло­тов; его дей­ст­вия пу­тём шиф­ро­пе­ре­пис­ки на­прав­ля­лись и кон­тро­ли­ро­ва­лись лич­но И.В. Ста­ли­ным), США (Дж. Ф. Бирнс), Ве­ли­ко­бри­та­нии (К. Р. Этт­ли), Фран­ции (Ж. Би­до), Ки­тая, Ав­ст­ра­лии, Бель­гии, Бе­ло­русской ССР (министерства иностранных дел К.В. Ки­се­лёв), Бра­зи­лии, Гре­ции, Ин­дии, Ка­на­ды, Ни­дер­лан­дов, Но­вой Зе­лан­дии, Нор­ве­гии, Поль­ши, Украинской ССР (министерства иностранных дел Д.З. Ма­ну­иль­ский), Че­хо­сло­ва­кии, Эфио­пии, Юго­сла­вии, Южно-Африканского Сою­за (ЮАС, с 1961 года ЮАР); все­го 844 человека. В со­став де­ле­га­ции СССР вхо­ди­ли ми­ни­ст­ры иностранных дел Эстонской ССР (Х.Х. Кру­ус), Латвийской ССР (П.И. Ва­ле­скалн) и Ли­товской ССР (П.И. Ро­том­скис). Отдельное пред­ста­ви­тель­ст­во Украинской ССР и Бе­ло­русской ССР с пра­вом ре­шаю­ще­го го­ло­са бы­ло свя­зано с ре­ше­ния­ми Крым­ской (Ял­тин­ской) кон­фе­рен­ции 1945 года о пре­дос­тав­ле­нии им ста­ту­са пер­во­на­чаль­ных чле­нов ООН. Го­су­дар­ст­вам, вы­ра­зив­шим за­ин­те­ре­со­ван­ность в об­су­ж­дав­ших­ся до­го­во­рах с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии (Мек­си­ка, Ку­ба, Еги­пет, Иран, Ирак, Ал­ба­ния и Ав­ст­рия), бы­ла да­на воз­мож­ность из­ло­жить свои по­зи­ции. В рам­ках ПМК ра­бо­та­ло 10 ко­мис­сий: ге­не­раль­ная, юри­ди­че­ская и по со­став­ле­нию до­го­во­ров, во­ен­ная, две ко­мис­сии по эко­но­мическим во­про­сам (од­на для Ита­лии, дру­гая для всех ос­таль­ных го­су­дарств), 5 ко­мис­сий по по­ли­тическим и тер­ри­то­ри­аль­ным во­про­сам (по од­ной на ка­ж­дое го­су­дар­ство). Ра­бо­та кон­фе­рен­ции ха­рак­те­ри­зо­ва­лась вы­со­кой сте­пе­нью глас­но­сти и от­кры­то­сти (её ос­ве­ща­ли свыше 2 тысяч жур­на­ли­стов).

США и Ве­ли­ко­бри­та­ния, рас­смат­ри­вая до­го­во­рён­ность по про­це­дур­ным пра­ви­лам, дос­тиг­ну­тую в рам­ках СМИД, как не­обя­за­тель­ную, до­би­лись её пе­ре­смот­ра. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (15 го­ло­сов про­тив 6) о том, что кон­фе­рен­ция мог­ла да­вать 2 ви­да ре­ко­мен­да­ций СМИД: при­ня­тые ква­ли­фи­цир. боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов и про­стым боль­шин­ст­вом.

Про­ек­ты 5 мир­ных до­го­во­ров опуб­лико­ва­ны 30.7.1946 года, де­ле­га­ци­ям по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств пре­дос­тав­ле­но правительство вы­ска­зать свои мне­ния. В ос­но­ве до­го­во­ров с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей, Ру­мыни­ей и Фин­лян­ди­ей ле­жа­ли ус­ло­вия пере­ми­рий, за­клю­чён­ных с эти­ми го­су­дар­ст­ва­ми, что от­ве­ча­ло сов. тре­бо­ва­ни­ям. На ПМК раз­го­ре­лась ди­пло­ма­тическая борь­ба по це­ло­му ря­ду про­блем. Ита­лия, под­дер­жи­вае­мая западными дер­жа­ва­ми, вы­сту­па­ла за соз­да­ние Сво­бод­ной тер­ри­то­рии Три­ест во гла­ве с гу­бер­на­то­ром, от­вет­ст­вен­ным лишь пе­ред ООН. СССР, хо­тя и счи­тав­ший наи­луч­шим ре­ше­ни­ем пе­ре­да­чу Юлий­ской Край­ны вме­сте с Трие­стом Юго­сла­вии, со­гла­сил­ся с иде­ей ней­траль­ной и де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной Сво­бод­ной тер­ри­то­рии Три­ест, од­на­ко во гла­ве с из­би­рае­мым на­се­ле­ни­ем Народным со­б­ра­ни­ем и от­вет­ст­вен­ным пе­ред ним ис­пол­нительным ор­га­ном. Пре­тен­зии Гре­ции на часть ал­бан­ской (Северный Эпир) и болгарской тер­ри­то­рии встре­ти­ли оп­по­зи­цию боль­шин­ст­ва де­ле­га­ций, од­на­ко во­прос о гра­ни­це Гре­ции с Бол­га­ри­ей, на­ря­ду с Трие­стом и про­бле­мой итальянских ко­ло­ний, так и ос­тал­ся не­уре­гу­ли­ро­ван­ным. Об­су­ж­де­ние эко­но­мических про­блем так­же про­хо­ди­ло в на­пря­жён­ной об­ста­нов­ке. Тре­бо­ва­ния западных дер­жав вы­пла­чи­вать ре­па­ра­ции не то­ва­ра­ми, а иностранной ва­лю­той (американскими долларами и фунтами стерлингами), ком­пен­си­ро­вать иму­ще­ст­во на тер­ри­то­рии вра­же­ских го­су­дарств в объ­ё­ме 75%, пре­дос­та­вить сво­бо­ду су­до­ход­ст­ва по Ду­наю всем го­су­дар­ст­вам, а так­же под­держ­ка, ока­зан­ная ими Гре­ции, тре­бо­вав­шей вы­со­ких ре­па­ра­ци­он­ных вы­плат от Ита­лии и Бол­га­рии, — всё это вос­при­ни­ма­лось советской де­ле­га­ци­ей как по­пыт­ка США и Ве­ли­ко­бри­та­нии уси­лить своё эко­но­мическое и фи­нан­со­вое влия­ние в Южной и Юго-Восточной Ев­ро­пе. Су­ще­ст­во­ва­ли про­ти­во­ре­чия и по по­ли­тическим во­про­сам. Ко­ле­ба­ния США и Ве­ли­ко­бри­та­нии в от­но­ше­нии ста­тьи о за­пре­те воз­ро­ж­де­ния и дея­тель­но­сти фа­ши­ст­ских организаций, их пред­ло­же­ния соз­дать ко­мис­сию по на­блю­де­нию за ре­па­ра­ция­ми, ини­циа­ти­ва ав­ст­ралийской де­ле­га­ции по уч­ре­ж­де­нию Ев­ропейского Ме­ж­ду­народного су­да по пра­вам че­ло­ве­ка — эти ша­ги рас­смат­ри­ва­лись СССР как по­пыт­ка по­лу­чить ин­ст­ру­мен­ты для вме­ша­тель­ст­ва во внут­ри­по­ли­тическую жизнь на тер­ри­то­рии бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии в Центральной и Восточной Ев­ро­пе. В свою оче­редь американские и британские де­ле­га­ции счи­та­ли, что СССР за­нял на ПМК бес­ком­про­мисс­ную по­зи­цию и пре­пят­ст­во­вал вы­ра­бот­ке кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний.

Не­смот­ря на серь­ёз­ную ди­пло­ма­тическую борь­бу и про­ти­во­ре­чия, с при­бли­же­ни­ем сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН (23 октября), на ко­то­рую стре­ми­лись по­пасть гла­вы многих де­ле­га­ций, ход пе­ре­гово­ров ус­ко­рил­ся. К 15 октября бы­ли под­го­тов­ле­ны 53 ре­ко­мен­да­ции СМИД, при­ня­тые боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов, и 41 ре­ко­мен­да­ция, одоб­рен­ная про­стым боль­шин­ст­вом.

Смотрите так же:  Договор на транспортные услуги рк

Ре­ко­мен­да­ции ПМК по до­го­во­рам с бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии об­су­ж­да­лись на сес­сии СМИД в Нью-Йор­ке (4.11-12.12.1946). В ре­зуль­та­те на­пря­жён­ных пе­ре­го­во­ров бы­ли дос­тиг­ну­ты ком­про­мисс­ные ре­ше­ния по Трие­сту, со­зы­ву кон­фе­рен­ции для вы­ра­бот­ки кон­вен­ции о ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае (со­стоя­лась в Бел­гра­де (30.7-18.8.1948) и при­ня­ла кон­вен­цию о ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вом ре­жи­ме су­до­ход­ст­ва на Ду­нае, всту­пив­шую в си­лу 11.5.1949). Были уч­те­ны советские пред­ло­же­ния по про­бле­мам итальянских ре­па­ра­ций, гре­ко-болгарской гра­ни­це и другие. В со­во­куп­но­сти СМИД при­нял 71 ре­ко­мен­да­цию, дан­ную ПМК (47 из 53, 24 из 41). Это по­зво­ли­ло за­вер­шить под­го­тов­ку Па­риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра.

Мир­ные до­го­во­ры.

20 января Парижские мирные договоры под­пи­са­ны от США Дж. Ф. Бирн­сом в Ва­шинг­то­не, 29 января от СССР В.М. Мо­ло­то­вым в Мо­ск­ве, 4 февраля Э. Бе­ви­ным от Ве­ли­ко­бри­та­нии в Лон­до­не. 10.2.1947 года Парижские мирные договоры под­пи­са­ны ос­таль­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми (от СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии свою под­пись по­ста­ви­ли по­слы в Па­ри­же).

До­го­вор с Фин­лян­ди­ей под­пи­са­ли 10 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русской ССР, Ин­дия, Ка­на­да, Но­вая Зе­лан­дия, Украинской ССР, Че­хо­сло­ва­кия и ЮАС), с Ру­мы­ни­ей — 11 го­су­дарств (те же, а так­же США), с Венг­ри­ей — 12 го­су­дарств (те же, а так­же США и Юго­сла­вия). До­го­вор с Бол­га­ри­ей под­пи­са­ли 12 го­су­дарств (СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ав­ст­ра­лия, Бе­ло­русская ССР, Ин­дия, Гре­ция, Но­вая Зе­лан­дия, Украинская ССР, Че­хо­сло­ва­кия, Юго­сла­вия и ЮАС), с Ита­ли­ей — 20 го­су­дарств (те же, а так­же Фран­ция, Ки­тай, Бель­гия, Бра­зи­лия, Ка­на­да, Ни­дер­лан­ды, Поль­ша, Эфио­пия).

Парижские мирные договоры со­став­ле­ны на трёх язы­ках: английском, русском и фран­цуз­ском. Все они по­строе­ны по од­но­му ти­пу и со­сто­ят из пре­ам­бу­лы, раз­де­лов по тер­ри­то­ри­аль­ным, по­ли­тическим, во­енны, эко­но­мическим во­про­сам, о ре­па­ра­ци­ях и рес­ти­ту­ци­ях, за­клю­чительных по­ста­нов­ле­ний о вы­пол­не­нии и тол­ко­ва­нии до­го­во­ров, по­ряд­ка их ра­ти­фи­ка­ции и всту­п­ле­ния в си­лу. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Ита­ли­ей) име­ют стан­дарт­ный на­бор при­ло­же­ний: кар­ту гра­ниц; оп­ре­де­ле­ние во­енного, во­ен­но-воздушного обу­че­ния и во­енно-морского обу­че­ния; оп­ре­де­ле­ние и пе­ре­чень во­енных ма­те­риа­лов и тех­ни­ки; специальные по­ста­нов­ле­ния, от­но­ся­щие­ся к не­ко­то­рым ви­дам соб­ст­вен­но­сти; о кон­трак­тах, сро­ках дав­но­сти и цен­ных бу­ма­гах; о су­дах и су­деб­ных ре­ше­ни­ях. Все Парижские мирные договоры (кро­ме до­го­во­ра с Фин­лян­ди­ей, ко­то­рая не бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на) со­дер­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о сро­ках вы­во­да со­юз­ных войск (че­рез 90 дней со дня всту­п­ле­ния до­го­во­ров в си­лу; СССР со­хра­нял пра­во со­дер­жать в Венг­рии и Ру­мы­нии воо­руженные си­лы для под­дер­жа­ния ли­ний коммуникации с кон­тин­ген­том сво­их войск в Ав­ст­рии). До­го­вор с Ита­ли­ей со­дер­жал отдельную часть по на­ка­за­нию во­енных пре­ступ­ни­ков (в других до­го­во­рах ана­ло­гич­ные ста­тьи вклю­че­ны в со­став по­ли­тических по­ста­нов­ле­ний). В до­го­во­рах с Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей и Ру­мы­ни­ей име­лись специальные по­ста­нов­ле­ния от­но­си­тель­но Ду­ная.

В пре­ам­бу­лах Парижских мирных договоров го­во­ри­лось о пре­кра­ще­нии со­стоя­ния вой­ны ме­ж­ду бывшими со­юз­ни­ка­ми Гер­ма­нии и «Со­юз­ны­ми и Со­еди­нён­ны­ми дер­жа­ва­ми» и со­дер­жа­лось обя­за­тель­ст­во о под­держ­ке об­ра­ще­ния этих го­су­дарств в ООН с прось­бой о всту­п­ле­нии (в даль­ней­шем в свя­зи с дис­кус­си­ей по про­бле­ме со­блю­де­ния «прав че­ло­ве­ка» в этих стра­нах при­ня­тие их в ООН за­тя­ну­лось; всту­пи­ли в груп­пе из 16 го­су­дарств 14.12.1955 года).

Тер­ри­то­ри­аль­ные по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров за­кре­пи­ли но­вые гра­ни­цы ря­да ев­ропейских го­су­дарств по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Итальянские гра­ни­цы вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1938 год, за ис­клю­че­ни­ем ря­да ус­ту­пок Фран­ции (в рай­онах пе­ре­ва­ла Ма­лый Сен-Бер­нар, пла­то Мон-Се­ни и Мон-Та­бор-Ша­бер­тон, вер­ховь­ях рек Ти­не, Ве­зу­бия (Ве­зю­би) и Ройя (Ру­айа)), Юго­сла­вии (полуостров Ис­т­рия, восточная часть Юлий­ской Край­ны, город Фиу­ме (ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия), ком­му­на За­ра с при­ле­гаю­щи­ми ост­ро­ва­ми и остров Пе­ла­го­за (Па­лаг­ру­жа) с при­ле­гаю­щи­ми ост­ро­ва­ми), Гре­ции (острова До­де­ка­нес). Три­ест с не­боль­шим ок­ру­гом был вы­де­лен в Сво­бод­ную тер­ри­то­рию Три­ест (пред­по­ла­гав­ший­ся ре­жим управ­ле­ния не всту­пил в си­лу; по Лон­дон­ско­му ме­мо­ран­ду­му 5.10.1954 года часть тер­ри­то­рии вре­мен­но пе­ре­да­на под управ­ле­ние Ита­лии (200 км2, 220 тысяч человек), часть — Юго­сла­вии (520 км2, 70 тысяч человек); окон­ча­тель­но раз­дел за­кре­п­лён ита­ло-юго­славским до­го­во­ром 10.11.1975 года). Болгарские гра­ни­цы вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, венгерские гра­ни­цы — по со­стоя­нию на 1.1.1938 год, за ис­клю­че­ни­ем ус­туп­ки Че­хо­сло­ва­кии (не­боль­шая тер­ри­то­рия в рай­оне города Бра­ти­сла­ва). Ре­зуль­та­ты Вен­ских ар­бит­ра­жей 1938 года, 1940 года объ­яв­ля­лись «не­су­ще­ст­вую­щи­ми». Гра­ни­цы Ру­мы­нии вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, за ис­клю­че­ни­ем гра­ниц с Венг­ри­ей и СССР (советско-румынская гра­ни­ца ус­та­нав­ли­ва­лась в со­от­вет­ст­вии с со­гла­ше­ни­ем от 28.6.1940 года о пе­ре­да­че СССР Бес­са­ра­бии и Северной Бу­ко­ви­ны и советско-че­хословацким со­гла­ше­ни­ем от 29.6.1945 года о пе­ре­да­че СССР За­кар­пат­ской Ук­раи­ны). Гра­ни­цы Фин­лян­дии вос­ста­нав­ли­ва­лись по со­стоя­нию на 1.1.1941 год, она под­твер­жда­ла воз­вра­ще­ние Советскому Сою­зу область Пет­са­мо (ны­не Пе­чен­га).

По­ли­тические по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров обя­зы­ва­ли го­су­дар­ст­ва обес­пе­чить сво­им гра­ж­да­нам «без раз­ли­чия ра­сы, по­ла, язы­ка или ре­ли­гии» основные де­мо­кра­тические сво­бо­ды; не до­пус­кать су­ще­ст­во­ва­ния и дея­тель­но­сти фа­ши­ст­ских орг-ций на сво­ей тер­ри­то­рии; за­дер­жать и вы­дать су­ду лиц, со­вер­шив­ших во­ен. пре­сту­п­ле­ния и пре­сту­п­ле­ния про­тив ми­ра и че­ло­ве­че­ст­ва. Ита­лия при­зна­ва­ла не­за­ви­си­мость и су­ве­ре­ни­тет Ал­ба­нии и Эфио­пии, от­ка­зы­ва­лась от сво­их ко­ло­ний (Ли­вия, Эрит­рея, Италь­ян­ское Со­ма­ли), даль­ней­шая судь­ба ко­то­рых долж­на бы­ла быть оп­ре­де­ле­на на 4-й сес­сии Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН (1949). В от­но­ше­ни­ях СССР с Фин­лян­ди­ей вос­ста­нав­ли- ва­лось дей­ст­вие Мо­с­ков­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1940 года с учё­том от­ка­за Советского Сою­за от прав на арен­ду полуострова Хан­ко и по­лу­че­ния вза­мен прав на арен­ду (сро­ком на 50 лет за еже­год­ную пла­ту в 5 миллионов финских ма­рок) тер­ри­то­рии и вод­ных про­странств в рай­оне Пор­кка­ла-Удд для соз­да­ния советской во­енно-морской ба­зы (в 1955 году СССР дос­роч­но от­ка­зал­ся от этих прав). Аланд­ские острова ос­та­ва­лись де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ны­ми.

Во­енные по­ста­нов­ле­ния парижских мирные договоров ог­ра­ни­чи­ва­ли чис­лен­ность воо­руженных сил и во­енное про­изводство по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств, ус­та­нав­ли­ва­ли ряд за­пре­тов. Чис­лен­ность итальянской ар­мии (вклю­чая ка­ра­би­не­ров) не мог­ла пре­вы­шать 250 тысяч человек; Ита­лия не мог­ла иметь бо­лее 200 тя­жё­лых и сред­них тан­ков, до­пус­кать к служ­бе в преж­них чи­нах офи­це­ров или ун­тер-офи­це­ров фа­ши­ст­ской ми­ли­ции или ар­мии (за ис­клю­че­ни­ем реа­би­ли­ти­ро­ван­ных), стро­ить дол­го­вре­мен­ные ук­ре­п­ле­ния и во­енные со­ору­же­ния вдоль гра­ниц с Фран­ци­ей и Юго­сла­ви­ей, на ост­ро­вах Си­ци­лия и Сар­ди­ния; острова Пан­тел­ле­рия, Пиа­но­за, Пе­лаг­ские острова ос­та­ва­лись де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ны­ми. Чис­лен­ность болгарской ар­мии ог­ра­ни­чи­ва­лась 55 тысячами человек, вен­гер­ской — 65 тысячами человек, ру­мын­ской — 120 тысяч человек, фин­лянд­ской — 34,4 тысячи человек. Во­до­из­ме­ще­ние итальянских ВМФ не мог­ло пре­вы­шать 67,5 тысяч т; Ита­лии за­пре­ща­лось стро­ить, иметь или при­об­ре­тать лин­ко­ры и авиа­нос­цы; чис­лен­ность лич­но­го со­ста­ва итальянских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лась 25 тысячами человек; 163 итальянских во­енных ко­раб­ля под­ле­жа­ли пе­ре­да­че СССР, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США и Фран­ции. Во­до­из­ме­ще­ние болгарских ВМФ ог­ра­ни­чи­ва­лось 7,25 тысяч т, его лич­ный со­став — 3,5 тысячи человек; румынские ВМФ — 15 тысяч т и 5 тысяч человек; финляндские ВМФ — 10 тысяч т и 4,5 тысячи человек. Итальянские ВВС за­пре­ща­лось иметь бо­лее 350 са­мо­лё­тов, чис­лен­ность их лич­но­го со­ста­ва не мог­ла пре­вы­шать 25 тысяч человек (со­от­вет­ст­вен­но болгарски ВВС — 90 са­мо­лё­тов и 5,2 тысячи человек; венгерские ВВС — 90 са­мо­лё­тов и 5 тысяч человек; румынские ВВС — 105 са­мо­лё­тов и 8 тысяч человек; финляндские ВВС — 60 са­мо­лё­тов и 3 тысячи человек). Всем 5 го­су­дар­ст­вам за­пре­ща­лось иметь лю­бые ви­ды атом­но­го ору­жия, са­мо­лё­ты, спро­ек­ти­ро­ван­ные как бом­бар­ди­ров­щи­ки, под­вод­ные лод­ки, тор­пед­ные ка­те­ра и ряд других, воо­ру­же­ний.

Эко­но­мические по­ста­нов­ле­ния парижских мирных договоров оп­ре­де­ля­ли по­ря­док рес­ти­ту­ции соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая бы­ла вы­ве­зе­на из стран, при­над­ле­жа­щих к Объ­е­ди­нён­ным На­ци­ям, обя­зы­ва­ли по­бе­ж­дён­ные го­су­дар­ст­ва вос­ста­но­вить на сво­их тер­ри­то­ри­ях эко­но­мические пра­ва и ин­те­ре­сы гра­ж­дан Объ­е­ди­нён­ных На­ций. На бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии на­ла­га­лось обя­за­тель­ст­во вы­пла­тить ре­па­ра­ции: Ита­лия долж­на бы­ла вы­пла­тить СССР 100 миллионов американских долларов, Ал­ба­нии — 5 миллионов, Эфио­пии — 25 миллионов, Гре­ции — 105 миллионов, Юго­сла­вии — 125 миллионов американских долларов; Бол­га­рия вы­пла­чи­ва­ла Гре­ции 45 миллионов американских долларов, Юго­сла­вии — 25 миллионов американских долларов; Венг­рия вы­пла­чи­ва­ла СССР 200 миллионов американских долларов, Че­хо­сло­ва­кии и Юго­сла­вии (вме­сте) — 100 миллионов американских долларов; Ру­мы­ния и Фин­лян­дия вы­пла­чи­ва­ли СССР по 300 миллионов американских долларов ка­ж­дая. Ус­та­нав­ли­ва­лись сро­ки вы­пла­ты ре­па­ра­ций: для Ита­лии — 7 лет, для ос­таль­ных го­су­дарств — 8 лет. Бол­га­рия, Венг­рия и Ру­мы­ния при­зна­ва­ли пра­ва СССР на все германские ак­ти­вы на сво­их тер­ри­то­ри­ях. Позд­нее Советский Со­юз, со­дей­ст­вуя эко­но­мическому раз­ви­тию Бол­га­рии, Венг­рии и Ру­мы­нии, от­ка­зал­ся от зна­чительной час­ти ком­пен­са­ций за на­не­сён­ный ему ущерб (объ­ём ре­па­ра­ций в поль­зу СССР впос­лед­ст­вии был так­же сни­жен и для Фин­лян­дии).

Для всту­п­ле­ния в си­лу ка­ж­до­го из до­го­во­ров тре­бо­ва­лась его ра­ти­фи­ка­ция по­бе­ж­дён­ным го­су­дар­ст­вом и те­ми стра­на­ми, ко­то­рые от­ве­ча­ли за его со­став­ле­ние. Парижские мирные договоры бы­ли ра­ти­фи­ци­ро­ва­ны в те­че­ние 1947 года: Фин­лян­ди­ей 18 апреля, Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей 29 апреля, США 14 ию­ня, Фран­ци­ей 26 ию­ня, Венг­ри­ей 27 ию­ня, Ита­ли­ей 31 ию­ля, Ру­мы­ни­ей 23 августа, Бол­га­ри­ей 25 августа, СССР 29 августа. До­го­во­ры всту­пили в си­лу 15 сентября по­сле пе­ре­да­чи ра­ти­фи­кационных гра­мот до­го­во­ра с Ита­ли­ей французскому пра­ви­тель­ст­ву, ра­ти­фи­кационных гра­мот ос­таль­ных до­го­во­ров — советскому пра­ви­тель­ст­ву. За­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны в ООН 15.3.1950 года.

Смотрите так же:  Как платить дорожный налог с 15 ноября 2019

Парижские мирные договоры га­ран­ти­ро­ва­ли су­ве­ре­ни­тет го­су­дарств — бывших со­юз­ни­ков Гер­ма­нии, за­фик­си­ро­ва­ли но­вый тер­ри­то­ри­аль­ный ста­тус-кво в Южной, Центральной и Восточной Ев­ро­пе, сло­жив­ший­ся по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны, соз­да­ли ус­ло­вия для де­мо­кра­ти­за­ции внут­ри­по­ли­тической жиз­ни в по­бе­ж­дён­ных го­су­дар­ст­вах и ус­та­но­ви­ли барь­е­ры для воз­ро­ж­де­ния фа­шиз­ма. В це­лом Парижские мирные договоры бы­ли под­пи­са­ны на ус­ло­ви­ях, близ­ких со­вет­ским, спо­соб­ст­во­ва­ли ук­реп­ле­нию по­зи­ций СССР в Центральной и Восточной Ев­ро­пе, яви­лись ус­пе­хом советской ди­пло­ма­тии.

Исторические ис­точники:

Со­вет­ские де­ле­га­ции на Па­риж­ской кон­фе­рен­ции. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Бол­га­ри­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Венг­рией. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ита­ли­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Ру­мы­ни­ей. М., 1947;

Мир­ный до­го­вор с Фин­лян­ди­ей. М., 1947;

Treaty Series. / United Nations. [N. Y.], 1950. Vol. 49;

Внеш­няя по­ли­ти­ка Со­вет­ско­го Сою­за. 1947 год. М., 1952. Ч. 1;

Foreign relations of the United States. 1946. Wash., 1970. Vol. 3-4;

Со­вет­ско-аме­ри­кан­ские от­но­ше­ния. 1945-1948. М., 2004.

Дополнительная литература:

Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния по­сле вто­рой ми­ро­вой вой­ны. М., 1962. Т. 1;

Ис­ра­элян В.Л. Из ис­то­рии под­го­тов­ки мир­но­го до­го­во­ра с Бол­га­ри­ей (1944–1946 гг.) // Из ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. М., 1963;

Мун­тян М. А. Под­го­тов­ка мир­но­го до­го­во­ра с Ру­мы­ни­ей и по­зи­ция со­вет­ской ди­пло­ма­тии // Про­шлое и на­стоя­щее. М., 1967; он же. Ду­най­ская про­бле­ма в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях (1945–1948). Киш., 1977;

Inter­si­mone G. L’Italia e il Trattato di pace del 10-2-1947. Roma, 1970;

Lache S., Tutui C. Romania si conferinta de pace de la Paris din 1946. Napoca, 1978;

Внеш­няя по­ли­ти­ка СССР и про­бле­мы по­сле­во­ен­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния в Ев­ро­пе. М., 1978;

Забытые итоги. О мирном договоре в Европе 1947 года

В истории Второй мировой войны остаётся много событий, которые просто выпали из общественного сознания, хотя формально никакого запрета на их оглашение нет. Не будет ошибкой сказать, что в нашем массовом представлении истории существуют «забытые страницы победы», которых при внимательном рассмотрении набирается на целую увесистую папку. Так, на упоминание Парижского мирного договора 1947 года, который союзники заключили с бывшими странами Оси в Европе (за исключением Германии, которая на тот момент исчезла как субъект международных отношений), было наложено необъяснимое негласное табу. Можно указать даже конкретные современные школьное учебники в РФ, в которых договор не упоминается ни разу, хотя в тех же изданиях есть подробные описания Потсдамской конференции, урегулирования в отношении Австрии и Нюрнбергского процесса.

Отчего так произошло, остаётся лишь догадываться. То ли после безоговорочной капитуляции Германии кому-то показалось, что советское, а затем и российское население не поймёт более мягкого отношения к её союзникам. То ли событие показалось малозначительным и недостойным школьных учебников истории и упоминания в массовых СМИ. То ли так вышло случайно. При поиске информации по важнейшему европейскому договору любой исследователь почти сразу натыкается на крайне скудное число сведений о подготовке и подписании документа. Более того, по нему практически нет карт, даже при поиске в национальных сегментах Интернета: болгарских, румынских, венгерских. Чем объясняется столь загадочный феномен, совершенно непонятно, хотя можно предположить, что его положения настолько открыто нарушаются, что пожелтевшие бумаги предпочитают упрятать подальше во избежание.

В победоносном 1945 году перед союзниками возник закономерный вопрос, что делать с европейскими союзниками Гитлера. Та схема, что была применена в отношении Германии (вместе с Австрией) и Японии (вместе с Кореей и другими территориями) здесь не годилась — союзные державы стремились как можно скорее решить вопрос и закрыть тему, чтобы сосредоточиться на более важных делах. Проигравшие по понятным причинам были заинтересованы в том же. Основные положения мирных договорённостей были согласованы на конференции, что проходила в столице Франции с 29 июля по 15 октября 1946 года, а само подписание состоялось 10 февраля 1947 года. Рекордные сроки, учитывая, особенно, то, что американцы мирный договор для Тихого океана верстали аж 6 лет и в итоге он породил такие раздоры, что хватит на десяток войн вперёд. Так что Париж можно считать триумфом дипломатии вообще и советской дипломатии в частности.

Парижский мирный договор на самом деле представляет собой систему договоров союзников с каждой бывшей страной Оси по отдельности. Проигравшим диктовались особенности их нового государственного устройства, накладывались территориальные и финансовые взыскания. Взамен в виде утешительного приза союзникам Гитлера предложили членство в Организации Объединённых Наций. Опыт массового мирного договора был применён американцами 4 года спустя при аналогичном урегулировании с Японией и новыми государствами на Тихом океане.

Между тем значение Парижского мирного договора для стабильности современной Европы очень велико, если не сказать — абсолютно. Например, именно ему многие границы континента обязаны своим современным видом.

Италия — одна из стран, которую не стали наказывать слишком сурово. Так, её граница с Францией лишь немного изменилась в пользу Парижа, и если бы не война, то можно было бы подумать, что прошла обычная демаркация. Уступки в пользу Югославии были существеннее.

Также Рим терял острова в Эгейском море и все колонии, а также концессии в Китае. Кроме того, Италия выплачивала репарации. В пользу конкретно СССР они составляли 100 млн. долларов (ценность доллара 1947 года была гораздо выше доллара современного), а некоторые боевые корабли итальянского флота должны были отойти Советскому Союзу (в этом пункте западные союзники обманули Москву и передали совсем не тот корабль, а именно древний линкор «Джулио Чезаре» вместо одного из новых линкоров типа «Литторио»).

Характерной особенностью послевоенного мироустройства стало появление на территории бывших стран-агрессоров мини-протекторатов с особым статусом, который предусматривал автономию от центральной власти, вплоть до полного. В побеждённой Германии такими территориями стали Саар и Западный Берлин, в Японии — южные острова, из состава Италии же была выделена Свободная территория Триест, которую окончательно упразднили лишь в 1970-х годах. Так вот, появление независимого Триеста гарантировал именно Парижский договор.

Касательно Германии и Японии, то в договоре прописан пункт, запрещающий итальянцам военное сотрудничество с этими странами. Хотя формально запрет всё ещё действует, фактически на него давно никто не обращает внимания.

Положения мирного договора, касающиеся Болгарии, имеют одну уникальную особенность. Южная Добруджа, что перешла от Румынии к Болгарии в 1940 году, была оставлена под болгарским суверенитетом. Это единственный случай, когда союзники оставили в силе аннексию, совершенную страной Оси в период войны.

Однако София вынуждена была отказаться от югославской Вардарской Македонии, а также Восточной Македонии и Западной Фракии, что возвращались Греции. Вопреки распространённому мнению, Болгария напрямую против СССР не воевала, поэтому не платила нашей стране репараций. С оккупацией Болгарии историческая Россия (в виде Советского Союза) уже в который раз за свою историю оказалась в одном шаге от овладения Черноморскими Проливами, но вновь обстоятельства помешали сделать ей этот шаг.

Румыния была зафиксирована в границах 1 января 1941 года, с потерей Южной Добруджи в пользу Болгарии и Северной Буковины и Бессарабии в пользу СССР. Знаменитый остров Змеиный отошёл к советской стороне год спустя по двухстороннему соглашению СССР и Румынии. Кроме того, Румыния была обязана выплатить Советскому Союзу репарации в 200 млн. долларов США.

Венгрия не только потеряла все территории, что отрезала от Румынии и Чехословакии, но и отдала последней область с несколькими деревнями, а также выплатила компенсации СССР, Чехословакии и Югославии.

Из европейских стран Оси Финляндия пострадала меньше всех. Её правительство не было свергнуто, а территория, за редким исключением, не знала иностранной оккупации: немцев в ходе Лапландской войны финны изгнали сами, а Советскому Союзу в 1944-1945 годах было в основном не до северо-западного соседа. Финны брали на себя нейтральный статус, ограничивали вооружённые силы, выплачивали Советскому Союзу репарации ($ 300 000 000), навсегда передавали под юрисдикцию СССР северный регион Петсамо и под аренду полуостров Порккала.

В 1990 году, видя слабость горбачёвского Советского Союза, Финляндия отказалась от военных ограничений, что накладывал на неё мирный договор, подведя черту под эпохой поражения. Из стран Оси по всему миру больше чем финнам повезло только Таиланду, который вообще не понёс особого ущерба, а репарации платил символическими поставками риса.

По своему значению Парижский мирный договор 1947 года сравним с Сан-францисским мирным договором 1951 года, который подвёл итог войне на Тихом океане. Некоторые его положения, в основном связанные с ограничением суверенитета или репарациями, потеряли силу. Другие (в основном это касается государственных границ) действуют и по сей день. Срок годности любых мирных договоров, даже основополагающих, как Парижский или Сан-францисский, ограничен негласными временными рамками. Полностью он потеряет силу с началом нового большого конфликта. Конфликт этот неизбежен по той причине, что область расселения отдельных народов часто не соответствует государственным границам, не говоря уже о правящем классе каждой страны, который имеет свои исторические претензии.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

108shagov.ru. Все права защищены. 2019