Банкротство закон рб

Банкротство закон рб

Банкротство – признанная экономическим судом устойчивая неплатежеспособность должника (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются экономическим судом.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц о банкротстве должников, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь, относится к исключительной компетенции судов в Республике Беларусь.

Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в суд по месту нахождения должника.

Дела о банкротстве, связанные с государственными секретами, подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь имеет право определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело о банкротстве.

Кто может быть признан банкротом

  • неплатежеспособные индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица – коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления);
  • юридические лица – некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды).

Не могут быть признаны банкротами:

  • субъекты естественных монополий;
  • юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами;
  • юридические лица, имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные или международные заказы, ликвидационное производство не применяется (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь).

В отношении банков мировое соглашение, защитный период и санация не применяются.

В отношении ликвидируемого должника – юридического лица защитный период не применяется.

В отношении отсутствующего должника защитный период, санация и мировое соглашение не применяются.

Форма и содержание заявления о банкротстве, а также перечень прилагаемых к нему документов, установлены в статьях 27 — 31 Закона о банкротстве.

Рассмотрение заявления о банкротстве, подаваемого кредитором, облагается государственной пошлиной.

Размер ставки государственной пошлины установлен в приложении 16 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Должники освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением о своем банкротстве.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства)

Процедуры конкурсного производства

завершение подготовки дела к судебному разбирательству

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено судом в срок, не превышающий восьми месяцев.

Рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев, но в пределах общего срока рассмотрения дела.

При проведении процедур банкротства в упрощенном порядке (раздел VI Закона о банкротстве) решение об открытии ликвидационного производства принимается судом в отношении:

  • ликвидируемого должника – в течение четырех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее шести месяцев с момента открытия конкурсного производства;
  • отсутствующего должника – в течение трех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее пяти месяцев с момента открытия конкурсного производства.

Антикризисный управляющий

Антикризисного управляющего назначает суд из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление о банкротстве.

Полномочия управляющего могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным в статье 74 Закона о банкротстве. Новый управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Если такие кандидатуры не представлены, суд запрашивает информацию у органа государственного управления по делам о банкротстве.

Ложное банкротство

В соответствии со ст.238 УК РБ ложная экономическая несостоятельность (банкротство) — подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого должника экономически несостоятельным (банкротом).

К признакам ложной экономической несостоятельности (банкротства) относятся:

  • отсутствие неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве);
  • наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и представление должником в хозяйственный суд документов, содержащих недостоверные сведения о составе его имущества и (или) обязательств.

Для установления наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства) управляющим проводятся:

  • исследование документов, с целью определения достоверности содержащихся в них сведений о платежеспособности должника, а также сопоставления объемов имущества и платежных обязательств должника на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве);
  • анализ и оценка обоснования должником невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления должником о своей экономической несостоятельности (банкротстве);
  • расчет коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами.

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО:

При анализе наличия признаков ложного банкротства, управляющим установлено:

    • документов, содержащих недостоверные сведения о платежеспособности должника управляющим не выявлено;
    • документов, содержащих недостоверные сведения о составе имущества и обязательств должника управляющим не выявлено;
    • обоснование должников невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, явившихся основанием для подачи заявления должником о своей экономической несостоятельности (банкротстве), соответствует Закону Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
    • коэффициент текущей ликвидности (К1) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) в течение 2012 года и на момент подачи должником в хозяйственный суд заявления о своей экономической несостоятельности (банкротстве) имели значения ниже нормативных, что свидетельствует о неудовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и неплатежеспособности предприятия в анализируемом периоде.
    • коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) имеет значение более нормативного, что указывает на критическую ситуацию, при которой, даже реализовав все свои активы, предприятие не получит возможности рассчитаться по всем своим обязательствам.

Таким образом, на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) неплатежеспособность имела устойчивый характер, соответственно, признаки ложного банкротства отсутствуют.

Нормативные правовые акты об экономической несостоятельности (банкротстве)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(по состоянию на 14.11.2018)


Кодексы и законы Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/745)

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 23.11.2017) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.07.2018) (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»)

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 N 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (вместе с «Положением о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций», «Положением об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями»)

Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 N 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее
списания» (ред. от 02.10.2017) (вместе с «Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания»)

Постановления Совета Министров Республики Беларусь

Закон о банкротстве

Закон Республики Беларусь № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 года – это основной нормативный акт, регулирующий отношения связанные с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов.

Само появление института банкротства стало новостью для экономики Беларуси, в которой еще сильна инерция советской государственной системы. Поскольку банкротство возможно только для собственника, организации принадлежащие государству могли стать банкротами лишь вместе с этим государством. Однако новые, рыночные условия потребовали механизма ликвидации безнадежно убыточных предприятий и передачи их собственности кредиторам.

Сейчас перспектива банкротства есть у всех предприятий, которые, хотя бы формально, могут считаться частными. Яркий пример этого – ОАО, имеющие основным собственником акций государство.

Про Закон о банкротстве можно сказать, что все его статьи годятся для прямого практического применения. И результатом их применения часто оказывается вынужденный переход собственности от одного владельца к другому. Особую «напряженность» добавляет то обстоятельство, что эта собственность является последней для одной стороны (банкрота), а другая сторона (кредитор) – видит в ней последний шанс на возврат своих средств.

Из этого следует логический вывод:

Собственникам и руководителям коммерческих организаций необходимо изучать все разделы Закона о банкротстве и даже те его статьи, которые описывают другие типы предприятий, если с ними возможны имущественные отношения, т.к. Закон регулирует действия не только банкрота, но также кредитора и других заинтересованных лиц.

Рассмотреть здесь, хотя бы поверхностно, все содержание Закона невозможно, в этом документе 242 статьи и все они имеют значение при определенных обстоятельствах.

Потому обратим сейчас внимание только основные понятия «Закона об экономической несостоятельности (банкротстве)». Они перечислены в 1 статье Закона и получают подробное разъяснение далее по тексту документа.

Основные термины и отношения

Для понимания Закона о банкротстве следует обязательно уяснить суть некоторых, постоянно применяемых в этом документе терминов:

  • Банкротство – состояние устойчивой неплатежеспособности организации или индивидуального предпринимателя, при отсутствии возможности исправить такое положение собственными силами. Факт банкротства устанавливается решением суда.
  • Неплатежеспособность – невозможность удовлетворить требования кредиторов.
  • Досудебное оздоровление – мероприятия направленные на восстановление платежеспособности. Инициаторами оздоровления могут быть руководители и собственники потенциального банкрота или другие лица, по инициативе государства или кредиторов.
  • Защитный период – один из этапов процедуры банкротства после принятия экономическим судом заявления об экономической несостоятельности и до окончания досудебного оздоровления.
  • Конкурсное производство – сумма мероприятий направленных на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном законодательством.
  • Санация – составляющая конкурсного производства направленная на восстановление такого экономического положения предприятия, которое позволит возобновить погашение задолженностей, т.е. – стабилизация работы и восстановление платежеспособности. Санация проводится на основании судебного решения привлекаемым со стороны антикризисным управляющим.
  • Ликвидационное производство – процесс изъятия имущества несостоятельного должника для выплаты кредиторам, после которого организация банкрот прекращает свою деятельность.
  • Мировое соглашение – в делах о банкротстве это договоренность между должником, кредиторами и другими заинтересованными лицами. В рамках такого соглашения требования к должнику облегчаются, чтобы потенциальный банкрот смог восстановить свое экономическое положение и, в перспективе, произвел расчет по задолженностям. Одной из экономических причин мирового соглашения обычно бывает понимание того, что полная ликвидация должника принесет меньше выгоды, чем отсрочка и реструктуризация платежей.
  • Обязательства: платежные и денежные – необходимость произвести определенные действия по передаче денежных средств в рамках коммерческих сделок, трудовых отношений, сбора налогов.
  • Обязательные платежи – платежи в бюджет: налоги и штрафы. Определение особенно важное в процессе погашения обязательств.
  • Крупная сделка – операция, связанная с переходом прав на имущество предприятия стоимостью более 20% от общей цены его активов. В отдельных случаях, если оценка собственности не проводилась, крупной признается сделка на сумму в 100 базовых величин и выше.
  • Реструктуризация – изменения в деятельности предприятия для его экономического оздоровления. Этим термином также обозначают изменения в требованиях кредиторов, чтобы сделать их исполнение посильным для должника.
  • Значимая часть предприятия как имущественного комплекса – это часть собственности хозяйствующего субъекта, лишение которой сделает невозможной его работу или существенно затруднит ее.
Смотрите так же:  Договор на доставку транспортного средства

Участники процесса банкротства

Названия основных участников процедуры банкротства и связанных с этим процессов также относятся числу основных терминов Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Без четкого понимания их признаков и различий нельзя разобраться в возникающих между ними отношениях.

  • Банкрот – лицо, юридическое или физическое, в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
  • Должник – в тексте Закона так обозначается организация (или предприниматель) не способная в срок рассчитаться по долгам.
  • Кредитор – физическое лицо, юридическое лицо, или государственный орган, перед которым существует непогашенная задолженность.
  • Руководитель должника (банкрота) – конкретный человек или коллегиальный орган руководящий (или руководивший) предприятием должником (банкротом).
  • Главный бухгалтер должника (банкрота) – лицо, исполняющее (или исполнявшее в прошлом) такие обязанности для должника.
  • Заинтересованные лица – широкий круг физических и юридических лиц, интересы которых затрагивает или может затронуть процедура банкротства и связанные с ней процессы.
  • Отсутствующий должник – так определяют юридическое лицо, не осуществляющее деятельность, найти руководство которого не представляется возможным, либо предприниматель, место нахождения которого на момент привлечения к ответственности не известно.
  • Работники должника – лица, находившиеся в трудовых отношениях с несостоятельным должником, перед которыми имеется непогашенная задолженность по заработной плате.
  • Представитель работников должника – тот, кто уполномочен представлять интересы работников в процессе банкротства.
  • Антикризисный управляющий – лицо, назначенное судом для временного руководства делами несостоятельного должника. Распоряжается имуществам банкрота для оптимального удовлетворения требований кредиторов. Участвует в процедуре банкротства и сопутствующих этому мероприятиях.
  • Конкурсные кредиторы – все кредиторы несостоятельного должника, кроме физических лиц в отношении вреда причиненного их жизни и здоровью, а также учредителей предприятия-банкрота. Конкурсные кредиторы лично или через представителей участвуют в конкурсном производстве для удовлетворения своих требований.

Статьи обязательные к изучению

В Законе о банкротстве трудно найти статьи, не имеющие практического значения. Но некоторые из них требуют особенного внимания. Читать их следует заранее, до того как угроза банкротства станет реальностью, и даже до начала коммерческой деятельности, ее регистрации и поступления на руководящую должность.

Это все статьи касающиеся ответственности и обязанностей банкрота и его должностных лиц, а также порядок действий при угрозе и наступлении банкротства. Перечислим некоторые из этих статей:

Статья 5 – сообщает об ответственности за нарушения законодательства о банкротстве. Конкретной информации не содержит, но имеет отсылку к «законодательным актам». Из этого следует необходимость изучать Гражданский, Административный, Налоговый и Уголовный кодексы, а также другие законы и нормативные акты, т.к. нарушение множества правил и установлений может быть признано факторами повлекшими состояние неплатежеспособности. В таких случаях обязанность погашать неисполненные банкротом обязательства часто ложится на его настоящих и бывших руководителей, бухгалтеров и прочих лиц в рамках субсидиарной ответственности.

11 статья Закона посвящена именно этому виду ответственности и условиям ее наступления.

Также обязательной для предварительного изучения является 9 статья Закона о банкротстве. В ней приводятся основания для подачи заявления о банкротстве.

Основные обязанности должника перечислены в 88 статье Закона.

В статье 100 речь идет о распоряжении имуществом должника.

Также банкроту, его учредителям, собственникам, руководителям, бухгалтерам и всем заинтересованным лицам полезно будет изучить и прочие статьи Закона. Не стоит обходить вниманием разделы посвященные возможностям кредиторов, управляющих и других лиц, чтобы избежать ущемления немногих остающихся у банкрота имущественных прав.

Не все касающиеся должника разделы имеют целью его «наказание». Так в 18 статье рассматривается помощь должнику, в 20 досудебное оздоровление, 126 статья предоставляет разного рода поддержку для восстановления платежеспособности.

Права кредиторов рассматриваются в статьях 29 – 33, 40 и др.

Права и обязанности антикризисных управляющих приводятся в статьях 41 и 42.

Содержание Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не исчерпывается перечисленным выше, также как возникающие в процессе банкротства отношения регулируются не только этим законодательным актом.

Закон рб о банкротстве

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 2
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДАХ

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 4
СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ

РАЗДЕЛ III
УПРАВЛЯЮЩИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЯЮЩИМ

ГЛАВА 6
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЯЮЩИМ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

РАЗДЕЛ IV
КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ГЛАВА 7
ОТКРЫТИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ГЛАВА 9
ЛИКВИДАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ГЛАВА 10
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

РАЗДЕЛ V
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПРИ НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

ГЛАВА 12
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ГРАДООБРАЗУЮЩИХ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 13
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 14
БАНКРОТСТВО БАНКОВ

ГЛАВА 15
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА 16
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ГЛАВА 17
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ НЕЗАКОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ГЛАВА 18
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

РАЗДЕЛ VI
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ
ГЛАВА 19
ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЛИКВИДИРУЕМОГО ДОЛЖНИКА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ГЛАВА 20
БАНКРОТСТВО ОТСУТСТВУЮЩЕГО ДОЛЖНИКА

Закон РБ Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)
Статья 147. Расчеты с кредиторами

Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов производится в порядке, установленном настоящим Законом.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника имеющиеся денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. При этом уплата обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь производится в порядке, установленном законодательством, пропорционально размеру выплаченной заработной платы.

Требования кредиторов, предъявленные по истечении срока, установленного частью первой статьи 89 настоящего Закона, но возникшие до момента открытия конкурсного производства, удовлетворяются за счет средств должника, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок.

Требования кредиторов первой и второй очереди, предъявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе заявленные по истечении срока, установленного частью первой статьи 89 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в составе требований первой и второй очереди.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, признаются погашенными. Погашенными признаются также непризнанные и непредъявленные требования кредиторов, если кредиторы не обращались в хозяйственный суд.

Сведения о погашении требований кредиторов управляющий вносит в реестр требований кредиторов.

Кредиторы, требования которых в процедуре ликвидационного производства не были удовлетворены в полном объеме в связи с недостаточностью или отсутствием имущества должника, имеют право требования к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника, в размере непогашенной части долга. Указанное требование может быть предъявлено в течение десяти лет со дня завершения в отношении должника ликвидационного производства.

Закон рб о банкротстве

официальные печатные издания

Объявления о банкротстве

О порядке опубликования сведений по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в 2018 году

На основании ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) и положений Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» в журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие» (далее – журнал) публикуются сведения, связанные с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – дело о банкротстве).

В частности, в журнале публикуются следующие сведения (объявления):

– о возбуждении производства по делу о банкротстве;

– о введении защитного периода и открытии конкурсного производства;

– о прекращении производства по делу о банкротстве;

– о назначении, отстранении или освобождении управляющего;

– об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

– о проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;

– об изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;

– иные сведения, предусмотренные действующим законодательством Республики Беларусь о банкротстве.

Лицам, обращающимся с заявкой на опубликование объявления, следует учитывать, что без взимания платы в журнале размещаются сведения, связанные с производством по делу о банкротстве, представляемые для опубликования государственными органами в соответствии со ст. 21 Закона, а также сведения, в отношении которых на безвозмездную форму опубликования указано в соответствующем постановлении суда.

Также следует учитывать, что периодичность выхода журнала – один раз в месяц, а датой выхода номеров журнала, как правило, является последний рабочий день месяца, за который выпущен соответствующий номер (например, дата выхода номера за февраль – 28.02.2018 и т.д.).

Заявки на опубликование сведений по делам о банкротстве в номере за очередной месяц принимаются редакцией журнала, как правило, до 20-го числа соответствующего месяца. В случае если 20-е число приходится на выходной день, в номер за текущий месяц, как правило, включаются объявления, поступившие в редакцию не позднее последнего рабочего дня перед 20-м числом.

С целью обеспечения своевременного выхода номеров из печати, в связи с наличием праздничных дней, переносом рабочих дней устанавливаются иные сроки приема заявок в следующих месяцах 2018 года:

– для размещения объявления в № 1 за 2018 год – до 19 января 2018 г.;

– для размещения объявления в № 2 за 2018 год – до 19 февраля 2018 г.;

– для размещения объявления в № 4 за 2018 год – до 19 апреля 2018 г.;

– для размещения объявления в № 5 за 2018 год – до 21 мая 2018 г.;

Поскольку техническая возможность включения каких-либо дополнительных сведений в номер после его сдачи в типографию отсутствует, сведения, поступившие в редакцию после 20-го числа текущего месяца, как правило, могут быть опубликованы лишь в номере за следующий месяц (то есть датой публикации сведений, поступивших, например, 20.04.2018, будет 31.05.2018).

Для опубликования объявления в ближайшем номере журнала временным (антикризисным) управляющим, иным обязанным лицом в редакцию представляются:
– заявка на опубликование объявления, включающая текст соответствующего объявления и реквизиты для выставления счета на оплату публикации;
– в случае подачи заявки на опубликование объявления на безвозмездной основе – дополнительно также копия определения суда, в котором указано на безвозмездный характер опубликования (за исключением подачи заявки государственными органами).

Вышеуказанные документы направляются в редакцию одним из следующих способов:
– на адрес электронной почты [email protected];
– посредством факсимильной связи на номер факса (017) 200-39-24;
– по почте на адрес: 220030, г. Минск, ул. Ленина, 28, Верховный Суд Республики Беларусь, редакция журнала «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие».

Редакция не несет ответственности за несвоевременное опубликование объявлений, направленных иным, нежели указанными выше, способами, а также за ошибки и неточности, допущенные заявителями в текстах объявлений.

При подаче заявок на опубликование на платной основе обязательно указание плательщика.

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Новеллы как инструмент реализации системного подхода в сфере законодательства о банкротстве

Необходимость издания новых редакций нормативных актов обусловлена, как правило, серьезными изменениями общественных отношений и, как следствие, стремлением законодателя скорректировать подходы к правовому регулированию той или иной сферы. Происходившие в последние годы изменения в мировой и белорусской экономике в сфере управления имуществом потребовали корректировки и уточнения ряда положений законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

С 25 января 2013 г. вступает в действие обновленный Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З). В новую редакцию фактически включены в переработанном и уточненном виде нормы Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и Указа Президента РБ от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ № 508 и Указ № 328).

Смотрите так же:  Стоимость осаго возрастёт

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2013 г. указы № 508 и № 328 на основании Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 утратили силу.

В данном материале рассмотрены основные новеллы Закона № 415-З, а также его отличие от Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 423-З).

Изменения структуры и расширение понятийного аппарата

По сравнению с Законом № 423-З произошли определенные, хотя и не принципиальные изменения структуры Закона № 415-З.

Закон № 415-З состоит из 7 разделов, а Закон № 423-З состоял из 13. Разделы, посвященные собранию кредиторов, санации, ликвидационному производству, мировому соглашению и банкротству индивидуальных предпринимателей, стали главами. Количество статей уменьшилось с 261 до 242. Причем общее количество статей сокращено параллельно с включением в текст Закона № 415-З норм, регулировавшихся Указами № 508 и № 328. Такой подход позволил систематизировать структуру Закона № 415-З.

Расширен и систематизирован понятийный аппарат Закона № 415-З. В нем появились определения понятий, которые использовались в процедуре банкротства, но не были закреплены нормативно.

В частности, Закон № 423-З не давал определения следующим понятиям:

• кредиторы (абзац 29 ст.1 Закона № 415-З);

• ликвидируемый должник (абзац 32 ст.1 Закона № 415-З);

• государственная организация (абзац 5 ст.1 Закона № 415-З);

• государственный орган (абзац 6 ст.1 Закона № 415-З).

Кроме того, некоторые понятия Закона № 415-З были уточнены:

• временный (антикризисный) управляющий (абзац 4 ст.1 Закона № 415-З);

• обязательные платежи (абзац 35 ст.1 Закона № 415-З);

• представитель работников должника (абзац 39 ст.1 Закона № 415-З);

• руководитель должника — юридического лица (абзац 41 ст.1 Закона № 415-З).

Закон № 415-З содержит важнейшие новеллы, которые регламентируют следующие аспекты законодательства о банкротстве:

1) появление новой стадии конкурсного производства «завершение подготовки дела к судебному разбирательству»;

2) создание Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее — Единый реестр);

3) ограничение размера штрафных санкций для предприятий в процедуре банкротства;

4) новый порядок назначения управляющих;

5) систематизированный порядок продажи имущества в процедуре банкротства.

1. Завершение подготовки дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству

Согласно части третьей ст.13 Закона № 415-З в конкурсное производство включена еще одна стадия «завершение подготовки дела к судебному разбирательству».

Статья 124 Закона № 415-З конкретизирует содержание данной стадии: если в течение 4 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства собранием кредиторов не принято решение о введении санации или отклонении плана санации и об открытии ликвидационного производства либо об утверждении мирового соглашения, то хозяйственный суд вправе утвердить план санации либо план ликвидации.

При этом хозяйственный суд наделяется правом вынести решение о санации в случае, если имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства принято в ущерб большинству кредиторов, или имеются реальные возможности для восстановления платежеспособности должника.

Таким образом, законодатель в отдельных случаях предоставляет суду дополнительные возможности с точки зрения защиты интересов предприятий и защиты интересов большинства кредиторов в процедуре банкротства. Данная норма позволит в случае, если, по мнению суда, есть признаки, что ходатайство о начале ликвидационного производства принято собранием кредиторов в ущерб большинству кредиторов, не допустить начала этого процесса. В условиях, когда попытки захвата предприятий, в т.ч. с использованием различных юридических схем, стали в ряде стран постсоветского пространства обыденным явлением, такого рода нормативные ограничения (усиление полномочий суда) представляются достаточно своевременными и обоснованными.

2. Единый реестр

Принципиально новым элементом не только Закона № 415-З, но и всего института экономической несостоятельности станет Единый реестр (ст.21 Закона № 415-З).

Наряду с тем, что сохраняются и элементы прежнего порядка публикации сведений в средстве массовой информации, учрежденного Высшим Хозяйственным Судом РБ, а также иных печатных средствах массовой информации, в начале 2014 г. начнет действовать Единый реестр.

Сведения, содержащиеся в Едином реестре, являются открытыми и общедоступными (поскольку размещены в Интернете), за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством.

Возмещение расходов, связанных с включением сведений в Единый реестр и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии или недостаточности имущества должника — в порядке, установленном Советом Министров РБ.

Законом № 415-З (ст.21) определен перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию. Данный перечень содержит данные:

• о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); введении защитного периода и открытии конкурсного производства;

• прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

• назначении, отстранении или освобождении управляющего;

• удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

• проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;

• изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;

• иные сведения, предусмотренные Законом № 415-З.

Извещение о проведении торгов размещается в Едином реестре не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

Порядок формирования и ведения Единого реестра, порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности сведений в Единый реестр, порядок их размещения в Интернете устанавливаются Советом Министров РБ.

Единый реестр — важнейшая новация Закона № 415-З, так как помимо обеспечения открытости процедур экономической несостоятельности введением Единого реестра достигается также цель по нейтрализации негативных моментов (преднамеренное, ложное банкротство), возникающих, как правило, в процессе ведения дел об экономической несостоятельности.

3. Ограничение размера штрафных санкций для предприятий в процедуре банкротства

Одна из новаций Закона № 415-З связана с ограничением размера штрафных санкций для предприятий в процедуре экономической несостоятельности. В случае представления государственными органами в период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности органам, начисляющим пеню, документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности, размер пени, начисленной за неуплату, неполную и (или) несвоевременную уплату обязательных платежей градообразующими или приравненными к ним организациями, государственными организациями (банкротства), не может превышать суммы задолженности по обязательным платежам (ст.19 Закона № 415-З).

Такой подход позволяет избавить предприятия от не всегда обоснованного увеличения штрафных санкций в период, когда предприятие пытается найти выход из сложной финансовой ситуации и выйти на безубыточную работу.

4. Новый порядок назначения управляющих

Закон № 415-З изменил прежний порядок назначения управляющих для должников негосударственной формы собственности и не являющихся градообразующими. В соответствии со ст.64 Закона № 415-З лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее 3 кандидатур управляющего.

Согласно подп.1.5 п.1 постановления Президиума ВХС РБ от 19.12.2012 № 35 «Об отдельных вопросах организации работы хозяйственных судов по рассмотрению дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и контроля за деятельностью управляющих» при наличии нескольких кандидатур, соответствующих требованиям, предусмотренным ст.62 и 63 Закона № 415-З, суд при назначении управляющего вправе принять во внимание в т.ч.:

• количество дел об экономической несостоятельности, находящихся в производстве у управляющего, и сроки их ведения;

• категорию аттестата управляющего;

• опыт работы в качестве управляющего;

• место нахождения управляющего (место жительства) управляющего;

• наличие (отсутствие) фактов привлечения к административной ответственности;

• мнение лиц, участвующих в деле.

Указанные сведения могут быть истребованы хозяйственным судом одновременно с извещением кандидата (кандидатов) в управляющие о дате, месте и времени судебного разбирательства.

Закон № 415-З устанавливает, что в случае, если кандидатуры управляющего не представлены хозяйственному суду лицом, подавшим заявление, до истечения срока для решения вопроса о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, хозяйственный суд возвращает данное заявление.

Согласно ст.66 Закона № 423-З управляющий назначался хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами или должником (когда заявление подавалось должником), а в случае отсутствия предложений о кандидатурах управляющего, если управляющий не отвечает требованиям Закона № 423-З, а также если должник — градообразующая организация, управляющий назначался хозяйственным судом по представлению госоргана об экономической несостоятельности (банкротстве).

Сведения о назначении управляющих направляются хозяйственным судом в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

Нормы Закона № 415-З, связанные с порядком назначения управляющих, кроме того что повышают роль хозяйственного суда при назначении антикризисных управляющих, создают условия для повышения уровня конкуренции между управляющими и снижают возможность потенциального сговора между заявителем и управляющим (с учетом обязательного представления 3 кандидатур управляющего).

5. Систематизация норм о продаже имущества

Нормы, регулирующие продажу имущества, в Законе № 415-З сведены воедино и систематизированы. Такой подход снижает вероятность преднамеренного отступления от норм законодательства в ходе подготовки торгов и их проведения.

Торги по продаже имущества должника, в т.ч. его дебиторской задолженности, могут проводиться в электронной форме. Правила проведения торгов в электронной форме в процедурах банкротства определяются органом государственного правления по делам об экономической несостоятельности (ст.127 Закона № 415-З).

Закон № 415-З устанавливает, что продажа имущества должника в процедуре санации не допускается без проведения торгов.

Помимо этого ст.127 Закона № 415-З содержит положения о форме проведения торгов (в форме аукциона или конкурса). При этом ст.165 и 169 Закона № 415-З устанавливают, что продажа градообразующих и сельскохозяйственных предприятий проводится путем проведения конкурса. В обоих случаях Закон № 415-З устанавливает обязательные условия конкурса. Для градообразующих предприятий эти условия заключаются в следующем: сохранение рабочих мест для не менее 70 % работников, занятых на предприятии на дату его продажи, а случае изменения основного вида хозяйственной (экономической) деятельности предприятия — переобучение за счет покупателя или трудоустройство не менее 70 % работников. Для сельскохозяйственных организаций — сохранение назначения продаваемых объектов недвижимости для целей производства сельскохозяйственной продукции.

Нормы Закона № 415-З о сохранении рабочих мест и переобучении работников в случае продажи предприятий не только обеспечивают защиту интересов сотрудников продаваемых предприятий, но и реализует на практике принцип социальной ответственности бизнеса. Норма о сохранении назначения продаваемых объектов недвижимости для целей производства сельскохозяйственной продукции обусловлена стремлением законодателя предотвратить возможные изменения профиля сельхозпредприятий покупателем имущества.

Согласно ст.127 Закона № 415-З срок для подачи заявлений на приобретение предприятия должника как имущественного комплекса не может быть менее 14 дней и истекает в день, предшествующий дате проведения торгов.

Кроме того, ст.127 определяет функции и полномочия продавца, организатора торгов и комиссии по проведению торгов, а также устанавливает основания признания торгов несостоявшимися. В случае если торги признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только 1 участником, предмет торгов продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %.

Закон рб о банкротстве

Банкротство – признанная экономическим судом устойчивая неплатежеспособность должника (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются экономическим судом.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц о банкротстве должников, местом нахождения или местом жительства которых является Республика Беларусь, относится к исключительной компетенции судов в Республике Беларусь.

Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в суд по месту нахождения должника.

Дела о банкротстве, связанные с государственными секретами, подсудны Верховному Суду Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь имеет право определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело о банкротстве.

Кто может быть признан банкротом

  • неплатежеспособные индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица – коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления);
  • юридические лица – некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды).
Смотрите так же:  Для прекращения статуса адвоката заявление

Не могут быть признаны банкротами:

  • субъекты естественных монополий;
  • юридические лица, являющиеся режимными и особо режимными объектами;
  • юридические лица, имеющие объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающие поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и реализующие исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные или международные заказы, ликвидационное производство не применяется (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь).

В отношении банков мировое соглашение, защитный период и санация не применяются.

В отношении ликвидируемого должника – юридического лица защитный период не применяется.

В отношении отсутствующего должника защитный период, санация и мировое соглашение не применяются.

Форма и содержание заявления о банкротстве, а также перечень прилагаемых к нему документов, установлены в статьях 27 — 31 Закона о банкротстве.

Рассмотрение заявления о банкротстве, подаваемого кредитором, облагается государственной пошлиной.

Размер ставки государственной пошлины установлен в приложении 16 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Должники освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением о своем банкротстве.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства)

Процедуры конкурсного производства

завершение подготовки дела к судебному разбирательству

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено судом в срок, не превышающий восьми месяцев.

Рассмотрение дела может быть отложено на срок не более двух месяцев, но в пределах общего срока рассмотрения дела.

При проведении процедур банкротства в упрощенном порядке (раздел VI Закона о банкротстве) решение об открытии ликвидационного производства принимается судом в отношении:

  • ликвидируемого должника – в течение четырех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее шести месяцев с момента открытия конкурсного производства;
  • отсутствующего должника – в течение трех месяцев со дня возбуждения производства по делу, а в случае непредставления суду документов, предусмотренных Законом о банкротстве, не позднее пяти месяцев с момента открытия конкурсного производства.

Антикризисный управляющий

Антикризисного управляющего назначает суд из числа кандидатур, представленных лицом, подавшим заявление о банкротстве.

Полномочия управляющего могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным в статье 74 Закона о банкротстве. Новый управляющий назначается из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Если такие кандидатуры не представлены, суд запрашивает информацию у органа государственного управления по делам о банкротстве.

Закон о банкротстве

Закон Республики Беларусь № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 года – это основной нормативный акт, регулирующий отношения связанные с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов.

Само появление института банкротства стало новостью для экономики Беларуси, в которой еще сильна инерция советской государственной системы. Поскольку банкротство возможно только для собственника, организации принадлежащие государству могли стать банкротами лишь вместе с этим государством. Однако новые, рыночные условия потребовали механизма ликвидации безнадежно убыточных предприятий и передачи их собственности кредиторам.

Сейчас перспектива банкротства есть у всех предприятий, которые, хотя бы формально, могут считаться частными. Яркий пример этого – ОАО, имеющие основным собственником акций государство.

Про Закон о банкротстве можно сказать, что все его статьи годятся для прямого практического применения. И результатом их применения часто оказывается вынужденный переход собственности от одного владельца к другому. Особую «напряженность» добавляет то обстоятельство, что эта собственность является последней для одной стороны (банкрота), а другая сторона (кредитор) – видит в ней последний шанс на возврат своих средств.

Из этого следует логический вывод:

Собственникам и руководителям коммерческих организаций необходимо изучать все разделы Закона о банкротстве и даже те его статьи, которые описывают другие типы предприятий, если с ними возможны имущественные отношения, т.к. Закон регулирует действия не только банкрота, но также кредитора и других заинтересованных лиц.

Рассмотреть здесь, хотя бы поверхностно, все содержание Закона невозможно, в этом документе 242 статьи и все они имеют значение при определенных обстоятельствах.

Потому обратим сейчас внимание только основные понятия «Закона об экономической несостоятельности (банкротстве)». Они перечислены в 1 статье Закона и получают подробное разъяснение далее по тексту документа.

Основные термины и отношения

Для понимания Закона о банкротстве следует обязательно уяснить суть некоторых, постоянно применяемых в этом документе терминов:

  • Банкротство – состояние устойчивой неплатежеспособности организации или индивидуального предпринимателя, при отсутствии возможности исправить такое положение собственными силами. Факт банкротства устанавливается решением суда.
  • Неплатежеспособность – невозможность удовлетворить требования кредиторов.
  • Досудебное оздоровление – мероприятия направленные на восстановление платежеспособности. Инициаторами оздоровления могут быть руководители и собственники потенциального банкрота или другие лица, по инициативе государства или кредиторов.
  • Защитный период – один из этапов процедуры банкротства после принятия экономическим судом заявления об экономической несостоятельности и до окончания досудебного оздоровления.
  • Конкурсное производство – сумма мероприятий направленных на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном законодательством.
  • Санация – составляющая конкурсного производства направленная на восстановление такого экономического положения предприятия, которое позволит возобновить погашение задолженностей, т.е. – стабилизация работы и восстановление платежеспособности. Санация проводится на основании судебного решения привлекаемым со стороны антикризисным управляющим.
  • Ликвидационное производство – процесс изъятия имущества несостоятельного должника для выплаты кредиторам, после которого организация банкрот прекращает свою деятельность.
  • Мировое соглашение – в делах о банкротстве это договоренность между должником, кредиторами и другими заинтересованными лицами. В рамках такого соглашения требования к должнику облегчаются, чтобы потенциальный банкрот смог восстановить свое экономическое положение и, в перспективе, произвел расчет по задолженностям. Одной из экономических причин мирового соглашения обычно бывает понимание того, что полная ликвидация должника принесет меньше выгоды, чем отсрочка и реструктуризация платежей.
  • Обязательства: платежные и денежные – необходимость произвести определенные действия по передаче денежных средств в рамках коммерческих сделок, трудовых отношений, сбора налогов.
  • Обязательные платежи – платежи в бюджет: налоги и штрафы. Определение особенно важное в процессе погашения обязательств.
  • Крупная сделка – операция, связанная с переходом прав на имущество предприятия стоимостью более 20% от общей цены его активов. В отдельных случаях, если оценка собственности не проводилась, крупной признается сделка на сумму в 100 базовых величин и выше.
  • Реструктуризация – изменения в деятельности предприятия для его экономического оздоровления. Этим термином также обозначают изменения в требованиях кредиторов, чтобы сделать их исполнение посильным для должника.
  • Значимая часть предприятия как имущественного комплекса – это часть собственности хозяйствующего субъекта, лишение которой сделает невозможной его работу или существенно затруднит ее.

Участники процесса банкротства

Названия основных участников процедуры банкротства и связанных с этим процессов также относятся числу основных терминов Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Без четкого понимания их признаков и различий нельзя разобраться в возникающих между ними отношениях.

  • Банкрот – лицо, юридическое или физическое, в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
  • Должник – в тексте Закона так обозначается организация (или предприниматель) не способная в срок рассчитаться по долгам.
  • Кредитор – физическое лицо, юридическое лицо, или государственный орган, перед которым существует непогашенная задолженность.
  • Руководитель должника (банкрота) – конкретный человек или коллегиальный орган руководящий (или руководивший) предприятием должником (банкротом).
  • Главный бухгалтер должника (банкрота) – лицо, исполняющее (или исполнявшее в прошлом) такие обязанности для должника.
  • Заинтересованные лица – широкий круг физических и юридических лиц, интересы которых затрагивает или может затронуть процедура банкротства и связанные с ней процессы.
  • Отсутствующий должник – так определяют юридическое лицо, не осуществляющее деятельность, найти руководство которого не представляется возможным, либо предприниматель, место нахождения которого на момент привлечения к ответственности не известно.
  • Работники должника – лица, находившиеся в трудовых отношениях с несостоятельным должником, перед которыми имеется непогашенная задолженность по заработной плате.
  • Представитель работников должника – тот, кто уполномочен представлять интересы работников в процессе банкротства.
  • Антикризисный управляющий – лицо, назначенное судом для временного руководства делами несостоятельного должника. Распоряжается имуществам банкрота для оптимального удовлетворения требований кредиторов. Участвует в процедуре банкротства и сопутствующих этому мероприятиях.
  • Конкурсные кредиторы – все кредиторы несостоятельного должника, кроме физических лиц в отношении вреда причиненного их жизни и здоровью, а также учредителей предприятия-банкрота. Конкурсные кредиторы лично или через представителей участвуют в конкурсном производстве для удовлетворения своих требований.

Статьи обязательные к изучению

В Законе о банкротстве трудно найти статьи, не имеющие практического значения. Но некоторые из них требуют особенного внимания. Читать их следует заранее, до того как угроза банкротства станет реальностью, и даже до начала коммерческой деятельности, ее регистрации и поступления на руководящую должность.

Это все статьи касающиеся ответственности и обязанностей банкрота и его должностных лиц, а также порядок действий при угрозе и наступлении банкротства. Перечислим некоторые из этих статей:

Статья 5 – сообщает об ответственности за нарушения законодательства о банкротстве. Конкретной информации не содержит, но имеет отсылку к «законодательным актам». Из этого следует необходимость изучать Гражданский, Административный, Налоговый и Уголовный кодексы, а также другие законы и нормативные акты, т.к. нарушение множества правил и установлений может быть признано факторами повлекшими состояние неплатежеспособности. В таких случаях обязанность погашать неисполненные банкротом обязательства часто ложится на его настоящих и бывших руководителей, бухгалтеров и прочих лиц в рамках субсидиарной ответственности.

11 статья Закона посвящена именно этому виду ответственности и условиям ее наступления.

Также обязательной для предварительного изучения является 9 статья Закона о банкротстве. В ней приводятся основания для подачи заявления о банкротстве.

Основные обязанности должника перечислены в 88 статье Закона.

В статье 100 речь идет о распоряжении имуществом должника.

Также банкроту, его учредителям, собственникам, руководителям, бухгалтерам и всем заинтересованным лицам полезно будет изучить и прочие статьи Закона. Не стоит обходить вниманием разделы посвященные возможностям кредиторов, управляющих и других лиц, чтобы избежать ущемления немногих остающихся у банкрота имущественных прав.

Не все касающиеся должника разделы имеют целью его «наказание». Так в 18 статье рассматривается помощь должнику, в 20 досудебное оздоровление, 126 статья предоставляет разного рода поддержку для восстановления платежеспособности.

Права кредиторов рассматриваются в статьях 29 – 33, 40 и др.

Права и обязанности антикризисных управляющих приводятся в статьях 41 и 42.

Содержание Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не исчерпывается перечисленным выше, также как возникающие в процессе банкротства отношения регулируются не только этим законодательным актом.

Нормативные правовые акты об экономической несостоятельности (банкротстве)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(по состоянию на 14.11.2018)


Кодексы и законы Республики Беларусь

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. N 2/745)

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 (ред. от 23.11.2017) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изм. и доп., вступившими в силу с 23.07.2018) (вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования», «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»)

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 N 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (вместе с «Положением о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций», «Положением об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями»)

Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 N 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее
списания» (ред. от 02.10.2017) (вместе с «Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания»)

Постановления Совета Министров Республики Беларусь

108shagov.ru. Все права защищены. 2019