Антимонопольные требования торговой деятельности

Методы государственного регулирования торговой деятельности. Антимонопольные требования и ограничения в сфере организации и осуществления торговой деятельности

1. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) определение порядка организации торговой деятельности;

2) определение требований к осуществлению торговой деятельности;

3) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;

4) техническое регулирование в области торговой деятельности;

5) государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) информационное обеспечение в области торговой деятельности;

7) защита государством прав и законных интересов продавцов и покупателей, в том числе путем реализации мер социальной помощи малоимущим и другим льготным категориям граждан;

8) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением продавцами требований настоящего Федерального закона.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности.

Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности

1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю продовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает продовольственный товар, в границах городского округа или муниципального района для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли продовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю непродовольственными товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает непродовольственный товар в границах субъекта Российской Федерации, для его последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарами всех хозяйствующих субъектов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.

Хозяйствующий субъект (группа лиц), осуществляющий розничную торговлю медицинскими товарами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке, на котором он приобретает медицинские товары, в границах городского округа или муниципального района для их последующей продажи, если его доля в общем объеме розничной торговли этими товарами всех хозяйствующих субъектов в границах городского округа или муниципального района превышает пятнадцать процентов.

3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не превышает пятнадцати процентов, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи случаев.

4. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (группы лиц) из нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц), если:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле продовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли продовольственными товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов в менее чем три процента;

2) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента;

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого их которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничном товарообороте медицинскими товарами, превышает двадцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов в розничной торговле медицинскими товарами, превышает тридцать процентов от общего объема розничной торговли этими товарами в границах городского округа или муниципального района. Положение настоящего пункта не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем три процента.

5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю товарами, утверждается Федеральным антимонопольным органом.

9. Доля хозяйствующего субъекта в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ не должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможно только если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате увеличения занимаемого размера доли.

10. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе передавать в собственность, пользование или владение недвижимое имущество, включая земельные участки, хозяйствующему субъекту, имеющему долю в размере тридцати пяти процентов в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ только после получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение такой сделки.

Нарушение данного правила является основанием для признания арбитражным судом соответствующих сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

11. Антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю в розничной торговле продовольственными или непродовольственными товарами, медицинскими товарами в пределах соответствующих географических границ более чем пятнадцать процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Специфика антимонопольного регулирования в торговле

Решение проблемы создания благоприятных условий для развития конкуренции в сфере розничной торговли требует от органов власти специальных мер по снижению административных барьеров, устранению антиконкурентных вертикальных ограничений в контрактах поставщиков, дистрибьюторов и розничного звена. О специфике антимонопольного регулирования в торговле мы и поговорим в данной статье.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Вначале отметим, что особенности антимонопольного регулирования торговой деятельности предусмотрены главой 3 «Антимонопольное регулирование, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности» Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон N 381-ФЗ).

Для справки: до 01.01.2017 г. условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом N 381-ФЗ и заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», то есть до 15.07.2016 г., должны быть приведены в соответствие с Законом N 381-ФЗ (в редакции Закона N 273-ФЗ).

Условия договоров, противоречащие Закону N 381-ФЗ (в редакции Закона N 273-ФЗ), с 01.01.2017 г. признаются утратившими силу.
Законом N 273-ФЗ уточнены антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона N 381-ФЗ. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации. На это обращено внимание в письме ФАС России от 22.07.2016 г. N АК/50406/16 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Смотрите так же:  Как подать заявление на передачу

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
– создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон N 135-ФЗ).
Напомним, что дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
— создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других субъектов и нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
— навязывать контрагенту (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ):
— условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
— условия об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
— условия о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
— условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
— условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;
— иные условия, не относящиеся к предмету договора и (или) содержащие существенные признаки вышеперечисленных условий.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 05.09.2013 г. N АЦ/34872/13 «О разъяснении применения положений Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента;
– заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом N 135-ФЗ, и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), (за исключением действий, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ.
Очень важным моментом, закрепленным в статье 14 Закона N 381-ФЗ, выступает ограничение приобретения или аренды дополнительных торговых площадей для сетевых продавцов, доминирующих на рынке товаров. Причем порог доминирования, при котором сетевой продавец не вправе приобретать дополнительные торговые площади, составляет 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах региона, городов федерального значения, муниципального района, городского округа.
Сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. Это подтверждает и cудебная практика, о чем свидетельствует постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2015 г. N Ф05-6127/2015 по делу N А41-51563/14.

Для справки: положения статьи 14 Закона N 381-ФЗ закона не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Закона, то есть до 01.02.2010 г. На это указано в пункте 3 статьи 22 Закона N 381-ФЗ.

Помимо антимонопольных требований, предъявляемых к поставщикам и сетевым продавцам продовольственных товаров, Закон N 381-ФЗ установил антимонопольные требования и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, на что указывает статья 15 Закона N 381-ФЗ.
В частности, представителям соответствующих органов запрещается:
— возлагать на субъекты торговой деятельности и поставщиков товаров обязанность участвовать в повторной проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, если такая обязанность не передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке.
— понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков товаров участвовать в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным Федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства);
— понуждать субъектов торговой деятельности и поставщиков продовольственных товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, который установлен органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
— принимать нормативно-правовые акты и решения, предусматривающие:
а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;
в) понуждение субъектов торговой деятельности, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;
г) установление для субъектов торговой деятельности, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13-15 Закона N 381-ФЗ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13-15 Закона N 381-ФЗ, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 381-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона N 381-ФЗ лица, виновные в нарушении указанного закона, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, например, административная ответственность за нарушение законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации установлена следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ):
— 14.40 «Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности»;
— 14.41 «Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности»;
— 14.42 «Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности».
Законом N 273-ФЗ внесены изменения в диспозиции соответствующих статей КоАП РФ, которыми предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

Смотрите так же:  Приставы заволжского района ярославля

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности по статьям 14.40-41.42 КоАП РФ являются нарушения при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40), требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41) и требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.42), установленных Законом N 381-ФЗ.
Порядок и сроки привлечения лиц к административной ответственности по указанным статьям установлены положениями КоАП РФ.
Как уже было отмечено, статья 13 Закона N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
Следовательно, указанное положение Закона N 381-ФЗ является составной частью антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которых установлена статьей 14.40 КоАП РФ.

Пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП РФ, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что за совершение запрещенных действий, перечисленных в статье 14.40 КоАП РФ, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности с учетом сроков давности, установленных пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, то есть в течение 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – в течение 1 года с момента его обнаружения.

Согласно пункту 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.40 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
За нарушение иных положений Закона N 381-ФЗ предусмотрена ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП РФ.
В данном случае согласно пункту 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.41 и 14.42 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства). На это указали специалисты ФАС России в своем письме от 22.07.2016 г. N АК/50406/16 «О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Антимонопольные требования к деятельности торговой сети

Антимонопольные требования

к деятельности торговой сети

Четвертый год действует Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (известный всем как Закон о торговле). Правила и запреты, касающиеся формы и содержания договоров поставки, сформулированы в Законе о торговле достаточно четко, равно как и санкции для участников торговой деятельности за их нарушение в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Смоленское УФАС России, осуществляя государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204) и статьей 16 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» обращает внимание хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, что, во избежание административной ответственности за нарушение антимонопольных правил и требований, при осуществлении торговой деятельности, необходимо руководствоваться действующим законодательством.

Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности

С 1 февраля 2010 года Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ (далее – Закон «О торговле»).

Закон «О торговле» направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Правовые нормы Закона «О торговле» направлены на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона «О торговле» установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, кроме допустимых частью 4 статьи 9 Закона «О торговле».

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона «О торговле» запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки.

Согласно положениям Методического пособия для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности», разработанного ФАС России, указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.

Кроме того, статьей 9 Закона «О торговле» устанавливается обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона «О торговле» содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.

Статьей 14 Закона «О торговле» устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Данные ограничения распространяются на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации, в том числе, в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.

По мнению ФАС России, отраженному в Методическом пособии для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности», данные ограничения создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли, защите и сохранению конкурентной среды на данном товарном рынке, что в свою очередь должно способствовать снижению цен и улучшению обслуживания потребителя. Кроме того, данная норма направлена на поддержку малого и среднего бизнеса на рынке услуг розничной торговли.

Кроме того, статьей 15 Закона «О торговле» определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле.

Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С целью обеспечения реализации и применения требований Закона «О торговле» статьями 14.40 — 14.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований при осуществлении торговой деятельности.

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности за нарушения при осуществлении торговой деятельности являются:

— нарушения при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40 КоАП РФ);

Смотрите так же:  Услуги адвоката харьков.Стоимость

— нарушение требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41 КоАП РФ);

— нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров, установленных Законом «О торговле» (статья 14.42).

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.40 — 14.42 КоАП.

Амурское УФАС России, как территориальный орган ФАС России осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Законом «О торговле» на территории Амурской области.

Согласно части 2 статьи 16 Закона «О торговле», антимонопольный орган при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 – 15 Закона «О торговле», наделен правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

При наличии сведений о нарушении антимонопольных требований, установленных Законом «О торговле» (создание дискриминационных условий для поставщиков товара и покупателей; ограничение доступа на рынок и других нарушений), юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в Амурское УФАС России с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения Закона «О торговле».

Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения Закона «О торговле», существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. В случае невозможности представления документов, указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий 1 месяца со дня их представления.

В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на 2 месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

При установлении фактов нарушения Закона «О торговле» антимонопольным органом возбуждается административное производство.

Глава 13. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с п. 10 ст. 4 ЗоЗК монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Под монополизированным рынком понимается рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством хозяйствующих субъектов, один из которых (или группа хозяйствующих субъектов, проводящих единую ценовую политику) занимает на этом рынке доминирующее положение в соответствии с Законом “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (ст. 4), а также с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке , а остальные хозяйствующие субъекты не имеют возможности существенного увеличения поставок на рынок .

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (с изм. от 24 июня 1992 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 499.

Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 “О направлении методических рекомендаций” // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

Временные Методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 “По выявлению монопольных цен” // Экономика и жизнь. 1994. N 23.

Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика государства – экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Пункт 1 ст. 2 ЗоЗК констатирует, что антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции основываются на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоят из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов.

Сфера применения антимонопольного законодательства определена ст. 3 ЗоЗК, в соответствии с которой антимонопольное законодательство регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пункт 2 ст. 2 ЗоЗК устанавливает, что вышеназванные отношения могут также регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 “Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе” // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий , рекламы , а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд .

Статья 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

Статья 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Статья 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд” // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

Среди основных федеральных законов антимонопольного законодательства в сфере торговли следует назвать Федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” , от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ “Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса” , от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” , от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” , от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ , Федеральные законы от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” , от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” , от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” , от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” , от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” .

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

СЗ РФ. N 30. Ст. 3610.

СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

Вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. Федеральный закон N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (ФЗ о ГРТД) наряду с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” является основным правовым регулятором конкурентной среды в сфере торговли, устанавливающим антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров. ФЗ о ГРТД делает акцент на трех основных направлениях антимонопольного регулирования в области торговли: 1) установлении антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки и торговлю продовольственными товарами; 2) формировании системы ограничений для торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами; 3) регламентации антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019