Адаптация. Коррекция и компенсация функций

Адаптация. Коррекция и компенсация функций

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?

8. Что представляет собой процесс абилитации?

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;

2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М.,1996.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

Проблемы коррекции, компенсации, реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения 306

Коррекция как система психолого-пеадгогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Реабилитация как применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Процесс реабилитации как сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств. Реабилитация как итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Абилитация в отношении раннего возраста не как о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.

Компенсация как сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Опора компенсаторного процесса на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Социальная адаптация как приведение индивидуального и группового поведения детей с отклонениями в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а так же педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения (СКОУ) I-VШ вида для детей с особыми образовательными потребностями:

СКОУ I вида – для обучения и воспитания неслышащих (ранооглохших, без речи) детей.

СКОУ II вида для обучения и воспитания неслышащих (позднооглохших, с речью), и слабослышащих детей. Два отделения (первое – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха, второе отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха).

Смотрите так же:  Заявление о выдачи гпзу

СКОУ III вида для обучения и воспитания незрячих детей (слепых) с абсолютной слепотой с остаточным зрением на уровне светоощущения, с остаточным зрением 0,04 и ниже; с более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

СКОУ IV вида для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с обычной коррекцией; с более высокой остротой зрения при нарушении других зрительных функций (роле зрения, острота зрения для близи), при наличии астенических явлений при чтении и письме, при прогрессирующих и часто рецидивирующих заболеваниях.

СКОУ V вида для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Два отделения (первое – для детей, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени – алалия, дизартрия, ринолалия, афазия; дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; второе отделение для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи).

СКОУ VI вида для обучения и воспитания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

СКОУ VII вида для обучения и воспитания для детей с задержкой психического развития.

СКОУ VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования в I-VII видах СКОУ. Специфика образования в СКОУ VIII вида.

Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: И.И. Данюшевский, А.И.Дьячков, Т.А. Власова, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеев, Б.П. Пузанов и др.

Адаптация. Коррекция и компенсация функций

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

    Биологический, или телесный.

Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях
.
Кроме того, на этом уровне разворачивается
действие так называемых копингстратегий,
т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях
.

Социально-психологический,
связанный с общественным характером человеческого бытия.
Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

  • Социальный — его реализация связана
    с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются
    национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации
    лиц с ограниченными возможностями.
  • Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

    Компенсация и коррекция

    Если

      компенсация — это процесс возмещения
      нарушенной или утраченной функции
      , то

  • коррекция чаще всего определяется как
    исправление тех или иных нарушений.
  • Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция,
    указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

      Но если коррекционные воздействия
      ориентированы весьма локально
      ,
      т. е. нацелены на исправление отдельных функций
      или сторон жизнедеятельности человека

      (например, коррекция внутрисемейных отношений), то

  • реабилитациясистема мероприятий,
    направленных на восстановление
    полноценного общественного бытия личности
    .
  • Смотрите так же:  Требования к типу менеджмента.

    Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

      • медицинская,
      • психологическая,
      • семейная,
      • досуговая,
      • социально-трудовая и др.

    Реабилитация и абилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

      Ситуация абилитации характеризуется тем, что
      факта и момента утраты не было
      человек изначально от рождения или с раннего детства
      обладал тем или иным нарушением
      .
      Стало быть, речь не может идти о восстановлении
      ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

  • Следовательно, абилитация
    система мероприятий, направленных
    на формирование эффективных способов
    социальной адаптации в возможных
    для данного индивида пределах
    .
  • Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как
      особый процесс восстановления
      нарушенного равновесия между индивидом и средой
      путем внутренних изменений самого индивида
      .

    Компенсаторные процессы так же направлены
    на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что
    равновесие между индивидом и средой
    может быть нарушено за счет
    средовых изменений и изменений в самом индивиде
    .

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
      приводящие к изменениям, направление которых
      уводит индивида от исходного состояния,

      тем самым восстанавливая равновесие.
    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
      приводящие тоже к внутренним изменениям
      , но
      противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
      Компенсаторные процессы стремятся
      вернуть индивида к исходному утерянному состоянию
      .
      И чем в большей степени это удается,
      тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).

    Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида.

    Компенсаторные процессы так же направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нарушено за счет средовых изменений и изменений в самом индивиде.

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которых
    уводит индивида от исходного состояния,
    тем самым восстанавливая равновесие.

    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутренним изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
    Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию. И чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).

    Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

    Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях. Первый — биологический, или телесный, уровень протекания компенсаторных процессов. Второй — психологический уровень компенсации — чрезвычайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемых копингстратегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях. Третий уровень компенсаторных процессов социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Высший уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

    Смотрите так же:  Заявление к главе города

    Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

    Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.

    Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку. Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

    Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того, к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены — медицинская, психологическая, семейная, досуговая, социально-трудовая и др.

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

    Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно, абилитация — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

    Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

    Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

    Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностикопраксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

    У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад, школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий.

    Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав

    108shagov.ru. Все права защищены. 2019