Требования санпин для школьных учебников

Школа: нормы и правила

1 сентября миллионы российских детей пойдут в школу. Они будут нести портфели и ранцы, наполненные учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями. Чтобы груз знаний не оказался для ребенка неподъемным, нужно правильно подобрать вес как учебников, так и портфеля.

К ранцам и портфелям, предназначенным для школьников начальных классов, предъявляются особые требования. Так, вес изделия не должен превышать 600-700 г, а само оно должно иметь ортопедическую (формоустойчивую) спинку. Регламентированы также высота, ширина и параметры плечевого ремня изделия. Учащиеся средних и старших классов могут использовать портфели с другими параметрами, однако их вес ограничивается 1 кг. При этом вес полного ранца или портфеля не должен быть более 10% от массы тела школьника.
Если же содержимое портфеля младшеклассника явно выше указанных весовых параметров, то в целях профилактики нарушения осанки рекомендуется приобрести ему два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для выполнения домашних заданий.

Как правильно выбрать школьный ранец и определить его максимально допустимый вес, какие требования предъявляются к учебникам, расписанию занятий и школьным помещениям, узнайте из нашей инфографики.

Роспотребнадзор напомнил, какие товары для школьников являются безопасными

В преддверии начала учебного года ведомство рассказало, на какие особенности нужно обращать внимание, приобретая учебники, ученические портфели и ранцы для детей и подростков. Соответствующая информация размещена на сайте Роспотребнадзора.

Говоря об учебных изданиях для детей младшего школьного возраста специалисты подчеркнули, что качеству таких учебников необходимо уделять повышенное внимание в связи с возрастными особенностями функции зрительных органов детей, необходимостью адаптации нервной системы школьников к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата и переплета. Также предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению учебников, для того, чтобы они соответствовали функциональным возможностям организма учащихся, не приводили к чрезмерной зрительной нагрузке в процессе чтения и предупреждали развитие зрительного и общего утомления.

Так, установлено, что при оформлении букварей и прописей не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов, а также применение курсивного начертания. Количество переносов на странице не должно превышать 4. А расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм. (п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.4, абз. 3 п. 3.2.1.6 СанПиН 2.4.7.1166-02 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования).

Между тем, отмечают в ведомстве, появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, а книги тяжелеют. В то же время вес издания для школьников определен, и не должен быть более:

При этом вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

Также отмечается, что к выбору ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям, нужно подходить вдумчиво. Это важно для формирования и сохранения фигуры и правильной осанки тела ребенка, ведь размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы регламентированы (технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»; далее – технический регламент ТС 007/2011).

К примеру, маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 0,7 кг и для обучающихся средних и старших классов – не более 1 кг. Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса (п. 7 ст. 6, абз. 2 п. 10 ст. 9, таблица 1 приложения № 14 к техническому регламенту ТС 007/2011).

При этом установлены следующие требования к размерам изделий для учащихся начальных классов (допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм):

  • длина (высота) – 300-360 мм;
  • высота передней стенки – 220-260 мм;
  • ширина – 60-100 мм;
  • длина плечевого ремня – не менее 600-700 мм;
  • ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм) – не менее 35-40 мм (таблица 2 приложения № 14 к техническому регламенту ТС 007/2011).

Кроме того ученические портфели и ранцы должны иметь детали и фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки (п. 7 ст. 6. технического регламента ТС 007/2011, абз. 9 приложения 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10).

Специалисты ведомства также рассказали о способах проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям. Так, в качестве ориентировочного теста используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение при этом составляет 1:10.

федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»

С давних пор основным средством передачи информации является чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с необходимостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия информации.

Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации по длительности, режиму и организации условий его проведения. Значительны возрастные различия процесса чтения как физиологического акта. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память. Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц.

Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при часто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирования очень близких субъектов либо при рассматривании мелких деталей. Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8-9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять до 25 см ; в возрасте 11-12 лет –до 30 см ; лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30- 35 см . Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным особенностям школьников. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигнуть 40-50 слов в минуту, на 2-м — 60-70, к 3-му — до 80-90 слов в минуту и составить 1/3 — 1/2 скорости такового взрослых.

Гигиенические требования к книгам,

учебным пособиям, учебникам.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Санитарные правила устанавливают требования к массе, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов.

Согласно Санитарным правилам и нормативам СанПиН 2.4.7.1166-02 2.4.7. Гигиена детей и подростков «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» вес учебника не должен быть более:

  • 300 г для 1 — 4 классов;
  • 400 г для 5 — 6 классов;
  • 500 г для 7 — 9 классов;
  • 600 г для 10 — 11 классов.

Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, не проклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемиологическом отношении.

Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2.

Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную.

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, формул может использоваться цветная печать: на белом фоне голубой и красной (средней насыщенности) краской; на цветном фоне (желтый, оранжевый, светло-зеленый, светло-голубой) черной краской; на красном фоне белой краской

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.

При наличии иллюстраций для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть пробелы.

Величина зрительной нагрузкипри чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличение интерлиньяжа — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемых в пунктах, размер полей).

Врач по общей гигиене отдела в Звениговском районе филиала центра гигиены и эпидемиологии в республике Марий Эл в Волжском районе – Полевщикова Л.А .

Требования к школьным учебникам

Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях они читают.

Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работоспособности, охраны органа зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста, наличие выразительных и красочных иллюстраций. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения. С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам, подробно изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Санитарные правила распространяются на учебные издания для общего и начального профессионального образования, на издания для абитуриентов, и не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей и обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.

Вес учебных изданий для 1 — 4 классов должен быть не более 300 г; для 5-6 классов не более 400 г; для 7-9 классов не более 500 г; для 10-11 классов не более 600 г; для изданий 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не более 500 г. Допускается увеличение веса учебников не более, чем на 10 %.

Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Просвечиваемость зависит от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы, глубины проникновения типографской краски. Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2. Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную.

При размещении текста не допускается применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок. В том числе для учебных изданий 1-4 классов не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов. Для букварей и прописей допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата. Для учебников 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению. Для учебников 7-9 классов разрешается тремя и более колонками размещать только списки слов и словосочетаний, хронологический материал, в остальных случаях используется двухколонный набор для основного и дополнительного текста.

При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования санпин для школьных учебников

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 3 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 4 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 3 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 4 класс

Федоскина О. В.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс

Ульяхина Л. Г.
Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Проверочные работы. 1 класс

Рыдзе О. А.
Математика. 100 задач с ответами и решениями. 2 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 2 класс

Рыдзе О. А.
Математика. 100 задач с ответами и решениями. 1 класс

Глаголева Ю. И.
Математика. Тесты. 1 класс

Ульяхина Л. Г.
Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 1 класс

Канакина В. П.
Русский язык.
Раздаточный материал. 4 класс

Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс

Как правильно готовиться к ВПР

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

Электронные учебники. Подробности

ПМК «Преемственность»

Об использовании пособий других издательств

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. N 189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.2821-10
«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.
3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Смотрите так же:  Договор на видеосъемку свадьбы

Гигиенические требования к школьным учебникам

Родители, обеспокоенные здоровьем своего ребенка, стараются ограничить его времяпровождение у телевизора и компьютера, заменив эти развлечения на чтение книг. И, безусловно, книга — лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста. Но и к печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых также может сказаться на здоровье ещё неокрепшего детского организма.

Давайте заглянем в ранцы нашим школьникам, посмотрим какие книги они читают. При этом речь пойдет не о содержании произведения, а о печатных изданиях, их правильном оформлении.

Требования к учебным изданиям для детей и подростков устанавливаются положениями:

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • техническим регламентом Таможенного союза «Обезопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) (далее — Технический регламент)
  • и санитарными правилами СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Гигиеническая характеристика учебного издания складывается из оценки качества бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу, шрифтовому оформлению. Как видим, не всё так просто.

Приведем основные направляющие моменты, на которые стоит обратить внимание :

1. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:

— начального образования (первая ступень) — 1 — 4 классы;

— основного образования (вторая ступень) — 5 — 9 классы;

— среднего образования (третья ступень) — 10 — 11 классы.

Рекомендуется выпускать издания, содержащие информацию для одной возрастной категории. Учебники, учебные пособия, практикумы должны включать материалы, рассчитанные не более чем на:

— 1 год обучения для 1 класса;

— 2 года обучения для 2 — 6 классов;

— 3 года обучения для 7 — 11 классов.

Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то такая продукция должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп.

2 . Вес издания должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и не должен быть более:

— 300 г для 1 — 4 классов;

— 400 г для 5 — 6 классов;

— 500 г для 7 — 9 классов;

— 600 г для 10 — 11 классов.

Учебник для 1 — 4 классов, предназначенный для работы только в классе, не должен весить более 500 г, при этом с обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

Применение больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого ребенком груза. Поэтому учебники, учебные пособия, практикумы могут быть изготовлены в мягкой обложке, главное чтобы материал был прочным, минимально подвергающийся загрязнению.

3. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества (фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром). На полиграфические материалы, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены документы, подтверждающие их безопасность для здоровья.

4. Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий , не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).

5. Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости , что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим предъявляются следующие требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:

  • не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
  • не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
  • нельзя использовать цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
  • не стоит применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок (допускается двухколонный набор текста для стихов);
  • пробел между словами в издательской продукции для дошкольного и младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы),
  • корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм;
  • на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
  • в изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
  • В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.

Важно отметить, что особенно велико значение качества учебного издания для детей младшего школьного возраста , это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ И ЧТЕНИЮ

1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Н. А. БОЛДИНА, Т. С. БОРИСОВА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНИКУ И ЧТЕНИЮ Учебно-методическое пособие Минск БГМУ

2 УДК (075.8) ББК я 73 Б 79 Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия г., протокол 2 Р е ц е н з е н т ы: зав. отд. гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены» канд. мед. наук. Н. Ф. Фарино; зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования канд. мед. наук, доц. Е. О. Гузик Болдина, Н. А. Б 79 Гигиенические требования к учебнику и чтению : учеб.-метод. пособие / Н. А. Болдина, Т. С. Борисова. Минск : БГМУ, с. ISBN Изложены гигиенические аспекты проблемы нарушения зрения и его профилактики, основные гигиенические требования к процессу чтения и условиям его организации, полиграфическому оформлению книг и учебников, предназначенных для детей и подростков. Представлена методика санитарной экспертизы школьных учебников и детских книг. Предназначается студентам 4 6-го курсов педиатрического и 5 6-го курсов медикопрофилактического факультетов. УДК (075.8) ББК я 73 ISBN Оформление. Белорусский государственный медицинский университет,

3 Без книги, как без воздуха, человек жить не может. С. П. Королев Общее время занятий: 5 учебных часов. Мотивационная характеристика темы В настоящее время, несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия зрительной информации. Более 80 % получаемой информации поступает через зрительный канал связи. В школьном возрасте чтение становится основным видом учебной деятельности. Учащиеся много времени отводят работе с книгой. В е гг. XIX в. и начале XX в. как отечественные, так и зарубежные исследователи значительное внимание уделяли полиграфическому оформлению книг. Офтальмологи и гигиенисты (Г. Кон, Ф. Эрисман), отмечая рост близорукости у школьников, связывали его с целым рядом факторов, среди которых указывали на низкое качество школьных учебников и детских книг. Поэтому гигиенические рекомендации относительно учебников, детских книг и других учебных пособий разрабатываются с целью создания наиболее благоприятных условий для зрительной работы, охраны зрения учащихся. Государственный санитарный надзор за книгами и учебными пособиями направлен на профилактику утомления, заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся. Цель занятия: овладеть методикой гигиенической экспертизы школьных учебников и детских книг. Задачи занятия: 1. Ознакомить студентов с действующими в Республике Беларусь нормативно-методическими документами, регламентирующими требования к изданиям книжным и учебным для общего среднего образования. 2. Изучить основные требования, предъявляемые к учебникам и книгам для детей. 3. Изучить особенности санитарного надзора за выпуском школьных учебников и детских книг. 4. Освоить основные методы гигиенического контроля за книжными и учебными изданиями для общего среднего образования и методики гигиенических экспертиз: а) внешнего оформления книги (переплет, вес, иллюстрации и др.); 3

4 б) качества бумаги; в) шрифтового оформления (гарнитура, основные элементы печатного знака); г) качества набора; д) качества печати. 5. Научить анализировать собранный материал по гигиенической оценке качества учебника и определять соответствие полученных данных с представленными в нормативных документах. 6. Научить оформлять протокол и составлять заключение гигиенической экспертизы по исследуемому образцу учебника или детской книги. Требования к исходному уровню знаний. Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить соответствующий материал из курсов: нормальной анатомии: анатомическое строение глаза. нормальной физиологии: возрастные особенности развития зрения как физиологического процесса. офтальмологии: основные формы нарушения зрения у детей и подростков (близорукость или миопическая рефракция), профилактику нарушений зрения у детей и подростков. Контрольные вопросы из смежных дисциплин: 1. Анатомическое строение глаза. 2. Возрастные особенности анатомического строения глаза. 3. Возрастные физиологические особенности процесса чтения. 4. Близорукость (миопическая рефракция). 5. Профилактика миопии у детей и подростков. Контрольные вопросы по теме занятия: 1. Факторы, обусловливающие зрительную нагрузку при чтении. 2. Гигиеническая классификация изданий для детей. 3. Гигиенические требования к внешнему оформлению учебных изданий: формат и масса учебников, иллюстрированность, переплет. 4. Гигиенические требования к качеству полиграфических материалов и бумаги. 5. Гигиенические требования к печати учебных изданий. 6. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебных изданий: а) рисунок шрифта (гарнитура); б) размер шрифта (кегль). 7. Гигиенические требования к набору: а) формат полосы набора; б) размер полей; в) длина строки; 4

5 г) расстояние между строками и словами (интерлиньяж, апрош); д) емкость шрифта. 8. Особенности Государственного санитарного надзора за изданием учебников. Проблема нарушений зрения и пути ее профилактики По данным государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2006 г.», первое место в структуре хронической патологии у детей 0 14 лет занимают заболевания органов пищеварения, второе болезни органов дыхания, третье психические расстройства, расстройства поведения, четвертое заболевания глаза и его придаточного аппарата. В 2006 г. показатели нарушения остроты зрения учащихся 9-х классов ухудшились по сравнению с детьми дошкольного возраста в 8,3 раза (2005 г. в 7,6 раза, 1997 г. в 5,7 раза). Чаще всего нарушения зрения возникают у детей в период их дошкольного и школьного образования. Основные принципы профилактики нарушений зрения у детей: I. Комплексное решение проблем при структурировании профилактических мероприятий. Все меры профилактики должны распределяться на три уровня: государственный (правительство и соответствующие министерства), местный (образовательные учреждения) и индивидуальный (создание условий по охране зрения в семье). В результате такого структурирования создается система взаимосвязанных между собой мер для достижения общей цели: укрепления здоровья, снижения распространенности нарушений зрения среди детского населения. II. Учет критических возрастных периодов, во время которых наблюдается наибольшая уязвимость зрительного анализатора. Такими возрастными периодами в жизни ребенка (подростка) являются: а) 0 3 года период наибольшей чувствительности к среде при формировании зрительных функций; б) 6 7 лет период напряженной адаптации в связи с началом обучения в школе и резким увеличением зрительной нагрузки; в) лет период полового созревания, рассогласованность функций, обеспечивающих увеличение объема зрительной нагрузки в школе и дома; г) лет период интенсификации учебной деятельности и зрительной нагрузки, увеличения эмоциональных нагрузок на фоне биологической незрелости организма. 5

6 III. Учет приоритетов (факторов риска). Выполняется на основе анализа причинно-следственных связей между факторами риска и возникновением нарушений зрения. Факторами риска являются: 1. Наследственная предрасположенность к нарушению зрения. 2. Несбалансированность питания в период интенсивного развития и формирования зрительного анализатора. 3. Социально-психологические стрессы и отсутствие мотивации к охране зрения. 4. Большая зрительная нагрузка. 5. Неблагоприятные условия обучения и воспитания (недостаточная освещенность, неправильная рабочая поза; несоответствующее гигиеническим требованиям полиграфическое оформление книги). 6. Нарушение техники безопасности (неправильный режим труда и отдыха, отсутствие чередования зрительной нагрузки с отдыхом и тренировкой аккомодации зрительного анализатора). 7. Несоблюдение требований СанПиН по использованию ЭВМ и технических средств обучения. Таким образом, проблема профилактики нарушений зрения у детей может быть решена только общими усилиями: как государства, так и дошкольного учреждения, школы, семьи и самого ребенка (подростка). Гигиенические рекомендации к процессу чтения Особенности развития органа зрения и постепенность формирования навыка чтения требуют учета возрастного принципа при разработке гигиенических рекомендаций к процессу чтения, оформлению школьных учебников и книг. Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации: а) по длительности; б) режиму; в) организации условий его проведения (табл. 1). Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов в зависимости от возраста учащихся Класс Зрительная нагрузка, мин Перерыв, мин и старше Таблица 1

7 Чтение должно проводиться в следующих оптимальных условиях: I. Размеры мебели должны соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. Правильное оснащение образовательных учреждений учебной мебелью и ее рациональное использование имеет большое значение для поддержания высокой работоспособности и профилактики нарушений осанки и зрения. Когда ребенок длительное время сидит, то испытывает постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как им приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, ребенок очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, нарушению осанки. Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях. Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту. Наиболее рациональна поза при чтении, когда голова и верхняя часть туловища слегка наклонены вперед, рассматриваемые предметы (тетрадь, учебники) находятся от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами. Удаление текста от головы читающего: для детей 6 9 лет 25 см, лет 30 см, старшеклассников 35 см. При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается поза «низко склоненной головы». Установлена взаимосвязь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы «поза низко склоненной головы» была выражена наиболее сильно, проявление близорукости отмечается чаще. Предплечья и кисти рук должны симметрично и свободно лежать на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Между туловищем и краем стола расстояние 3 5 см, что приблизительно соответствует ширине кисти ребенка. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах, по отношению к корпусу под прямым углом. Не менее 2 / 3 и не более 3 / 4 длины бедра должно находиться на сиденье, стопы на специальной подставке или на полу. Существенную роль в обеспечении правильной и удобной позы играет такая составляющая мебели, как дифференция. Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола и плоскостью сиденья. При большой дифференции человек вынуж- 7

8 ден поднимать плечи, при малой сутулиться, что может приводить к быстрому развитию утомления, нарушению осанки и остроты зрения. Оптимальный размер дифференции заложен в размерах мебели образовательных учреждений (согласно ГОСТу). Практически дифференцию можно определить следующим образом: уровень столешницы должен быть на 3 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. II. С использованием пюпитра, поставленного под углом 45 к горизонтали для размещения книги. III. Освещенность рабочего места должна быть достаточной как днем, так и в вечернее время. По мере роста и развития организма происходит рост глаза и развитие его преломляющей системы, которые заканчиваются только к годам. В связи с этим в детском возрасте зрительная работа сопровождается напряжением всех функций глаза, и сама по себе может способствовать возникновению зрительных расстройств. Опасность их развития может усугубляться при неблагоприятной световой обстановке, обусловленной недостаточным уровнем естественного и искусственного освещений. Биологическое значение солнечного света для организма огромно. Известно его общетонизирующее и укрепляющее действие, которое способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Свет оказывает и психологическое воздействие, создавая бодрый, положительный эмоциональный фон. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра обладает ярко выраженным бактерицидным воздействием и способствует оздоровлению внешней среды. Оптимальной ориентацией окон учебных помещений во всех климатических районах является Ю, Ю В. Это обеспечивает наиболее высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, и в отличие от западной ориентации не приводит к перегреву помещений. К естественному освещению учебных помещений предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность, отсутствие перегрева помещений, блескости и теней. На рабочее место ученика свет должен падать с левой стороны. Проникновению естественного света нередко препятствует затемнение окон цветами, шторами и другими предметами. Комнатные растения надо расставлять в простенках между окнами в переносных цветочницах высотой см от пола. Высота цветов, стоящих на подоконнике, не должна превышать 15 см. Недопустимо завешивать шторами (способны задерживать % светового потока) окна, особенно их верхнюю часть, наиболее ценную для проникновения света. Именно верхний свет глубоко проникает в помещение и обеспечивает освещение 3 рядов парт. Запыленность и загрязненность окон снижает уровень естественного освещения на 8

Смотрите так же:  Саинт ров 4 требования

9 40 % и более. Оконные проемы необходимо регулярно мыть, очистку стекол следует осуществлять с наружной стороны 3 4 раза в год, с внутренней ежемесячно. В создании благоприятной световой обстановки немаловажную роль играет окраска потолка, стен, мебели. Поверхность стен, потолков, пола и оборудования должна быть матовой. Цветовое решение школьных помещений, где дети испытывают длительное зрительное напряжение, должно создавать спокойную обстановку, исключающую возможность чрезмерного возбуждения нервной системы. Оптимальными, по мнению психологов, считаются композиции из цветов, которые успокаивают, помогают сосредоточиться, облегчают работу глаз. Наиболее благоприятными являются желтоватый, зеленоватый, а также бежевый тона. В интерьере младших классов целесообразно использовать теплые тона. Дети до лет предпочитают разные оттенки зеленого, старшеклассники более холодные цвета, например, голубой. При холодных и светлых тонах окраски помещение представляется не только прохладным, но и более просторным. С окраской стен должен хорошо сочетаться цвет доски, мебели, пола. Классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темноголубого цвета. Во избежание уменьшения светоотражения плакаты, стенгазеты необходимо развешивать на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край этих листов не располагался выше 1,75 м от пола. Рабочая поверхность парт и столов должна иметь покрытие светлых тонов: светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины. Наиболее благоприятным для работы зрительного анализатора является естественное освещение в пределах от 800 до 1200 лк. На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением. К искусственному освещению предъявляются следующие гигиенические требования: достаточность по силе, равномерность, обеспечение благоприятного соотношения яркостей в поле зрения, отсутствие прямой и отраженной блескости. Наиболее полно этим требованиям соответствует люминесцентное освещение. Свет от люминесцентных ламп по спектральному составу близок к естественному, оказывает благоприятное действие как на зрительные функции, так и на общую работоспособность организма. Рассеянный свет люминесцентных ламп не дает резких теней. К тому же их применение при равном уровне освещенности в 2 2,5 раза дешевле использования ламп накаливания. В учебно-воспитательных учреждениях рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛЕ (люминесцентная, естественного цвета), ЛБ (бе- 9

10 лого цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета), т. е. лампы с приближенной к естественному свету цветовой характеристикой. Освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания должна быть не меньше 200 лк, люминесцентными 400 лк. Учитель обязан контролировать освещенность и дифференцированно включать искусственное освещение для 3-го ряда парт. Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Настольная лампа при искусственном освещении должна находиться слева и быть прикрыта абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 Вт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора от освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет: появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Оптимальная освещенность от настольных ламп должна составлять 150 лк. Классная доска освещается двумя зеркальными светильниками, установленными параллельно ее верхнему краю. IV. Зрительная работа должна чередоваться с отдыхом для глаз. Возрастные особенности физиологии чтения Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если: предмет четко выделяется на окружающем фоне и поэтому дает на сетчатке резко очерченное изображение (достигается должной контрастностью текста и фона, хорошим качеством печати, должным освещением); изображение предмета образуется на самой клетчатке, а не впереди или позади нее (соблюдение расстояния от предмета до глаз, силы преломления составных частей глаза). Минимальная работа глазных линз бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. Приближение предмета к глазу требует конвергенции, поэтому продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. 10

11 изображение имеет достаточную величину, занимая на сетчатке дугу не менее 1 мин (чем дальше предмет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины). Возрастные различия при чтении как физиологического акта значительны. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различия, зрительное внимание и зрительная память. Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, прерывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабатывают и передают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки возможны движения с повторной фиксацией элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позволяют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения, совершенствуется организация движения глаз и происходит ускорение чтения. Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет: увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т. е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации; уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т. е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема; одновременного изменения числа фиксаций и их продолжительности. Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигать слов в минуту, 2-го 60 70, к 3-му до слов в минуту и составить 1 / 3 1 / 2 скорости такового взрослых. В среднем и старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, однако нет их ритмичности и регулярности, характерной для взрослых. Гигиенические требования к качеству оформления учебных изданий 11

12 Напряжение органа зрения при чтении в значительной мере определяется качеством оформления учебных изданий. Разработка требований к размеру шрифта и качеству печати учебных книг была проведена еще в 1887 г. Г. Коном. В последующие годы эта работа продолжалась. Размеры шрифта нормировались на основе следующих положений. Разрешающая возможность здорового глаза позволяет различать, как отдельные две, точки диаметром 0,25 0,3 мм, удаленные друг от друга на величину диаметра, на расстояние от глаза в 1 м. При чтении на обычном для взрослого читателя расстоянии см глаз воспринимает величину шрифта (высота буквы) как 0,7 мм. Однако зрительная работа, особенно длительная, не может осуществляться на границе видимости. Для лиц, владеющих навыком беглого чтения, путем расчетов была определена оптимальная высота буквы 1,75 мм. Дальнейшие исследования, целью которых была разработка гигиенических норм по оформлению учебников, показали, что оптимальная высота шрифта неодинакова для школьников разных классов, а также для учащихся, имеющих различный навык чтения и, следовательно, различную скорость чтения. Таким образом, размеры шрифта должны быть различными в учебниках, предназначенных для разных классов. В 1-м классе в период приобретения навыка чтения шрифт должен меняться и в течение одного учебного года. В настоящее время государственный санитарный надзор в Республике Беларусь за изданием учебников и детских книг осуществляется на основании: 1. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ ) «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и среднего образования». 2. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ ) «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей». 3. Санитарных правил и норм (СанПиН РБ ) «Гигиенические требования к бумажно-меловым изделиям для детей». 4. Постановления 76 от г. о внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы (СанПиН РБ ) «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образования». 5. ОСТа «Издания книжек для детей. Общие технические условия». Гигиеническая экспертиза полиграфического оформления школьных учебников и детских книг проводится в два этапа. На первом этапе гигиенической экспертизе подлежит техническая спецификация на учебники и художественную литературу для детей. 12

13 На втором этапе выборочно контролируют изданные учебники и книги, проверяя соответствие их полиграфического оформления гигиеническим требованиям и выполнение сделанных на первом этапе гигиенической экспертизы замечаний представителей госсаннадзора. 13

14 Гигиеническая классификация изданий А. Учебные издания для общего и среднего образования: 1. В зависимости от характера и объема предъявляемого информационного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются: на социально-гуманитарные: букварь, человек и общество (человек и мир, человек и общество, человек и его здоровье, природа и человек и т. п.), история, белорусский, русский и иностранные языки, искусство (изобразительное искусство, музыка, отечественная и мировая художественная культура и т. п.), физическая культура; математические: математика, алгебра и начала анализа, геометрия (стереометрия и др.), тригонометрия и т. п.; естественнонаучные: природоведение, астрономия, физика, химия, география, биология и т. п.; технологические: трудовое обучение, информатика и информационные технологии, черчение и др. 2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются: на учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. следует относить к практикумам. 3. В зависимости от возрастной категории издания учебные предназначаются для образования: начального 1 4 годов обучения (первая ступень); базового 5 9 годов обучения (вторая ступень); общего среднего годов обучения (третья ступень). Б. Издания книжные и журнальные: 1. В зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органа зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма издания подразделяются на следующие четыре возрастные группы: первую издания для детей от 4 до 6 лет включительно; вторую издания для детей от 7 до 10 лет включительно; третью издания для детей от 11 до 14 лет включительно; 14

15 четвертую издания для детей (в т. ч. абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно. В выходные сведения изданий, предназначенных для детей до 4 лет, необходимо включать следующую информацию о читательском адресе: «Для чтения взрослыми детям». 2. В зависимости от реальной зрительной нагрузки при чтении различают следующие категории изданий: первую литературно-художественные, научно-популярные; вторую справочники (словари, энциклопедии, памятки); для досуга стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды. Гигиенические требования к учебным изданиям Термины и определения представлены в прил. 1. Основное требование, предъявляемое к учебникам и книгам для детей удобочитаемость. Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости печатного текста и удобочитаемости. Видимость определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость) и качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски). Удобочитаемость определяется максимумом продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Удобочитаемость обусловливается кеглем (размер шрифта), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, интерлиньяж, размер полей). Гигиеническая характеристика учебников и книжных изданий для детей складывается из оценки их внешнего оформления, качества полиграфических материалов, печати, шрифта, набора: А. Оценка внешнего оформления изданий. Гигиеническая оценка внешнего оформления учебников и детских книг проводится по следующим показателям: формату; массе; характеристике иллюстраций; переплету, способу комплектования и скрепления (брошюровка). 1. Гигиенические требования к форматам учебников определяются удобством пользования книгой и рекомендациями к набору. Формат издания должен соответствовать требованиям ГОСТ Оптимальными форматами являются: 15

16 а) для 1 4-го классов 70 90/16 ( мм); б) 5 11-го классов 60 90/16 ( мм); /32 ( мм); 60 84/16 ( мм). При определении формата полосы набора используется понятие «квадрат» (1 кв. = 48 типографским пунктам или 18,04 мм). 2. Масса издания не должна быть более (г): 300 для 1 4-го годов обучения; 400 для 5 7-го; 500 для 8 9-го; 600 для го. Масса изданий, предназначенных для работы только в классе для учащихся 1 4-го годов обучения, не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %. Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать веса допустимых уровней переноса учебных комплектов учащимися: 1 2-й кл. до 1,2 кг; 3 4-й кл. до 2,2 кг; 5 6-й кл. до 2,7 кг; 7 8-й кл. до 3,2 кг; 9 11-й кл. до 3,7 кг. Ранцы и портфели следует выпускать весом не более 600 г для учащихся начальных классов (1 4), не более 700 г для учащихся средних и старших классов (5 11). Нередко масса комплекта учебников, других учебных принадлежностей и ранца превышает возрастные нормы переноса тяжестей. Это может привести к развитию утомления и нарушению осанки, особенно у детей младшего возраста. 3. Иллюстрации в учебнике должны быть четкими. В изданиях для 1 4-го классов рекомендуется применять многокрасочные иллюстрации. 4. Переплет и способ комплектования и скрепления (брошюровка). Переплет учебников должен быть прочен, сделан из материала, минимально подвергающегося загрязнению. Для переплета рекомендуются материалы на бумажной и тканевой основе. Учебные издания могут быть в мягкой обложке или в переплетной крышке (твердый переплет). Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессованной пленкой. Издания в мягком переплете могут быть лакированы или отделаны припрессованной пленкой, кроме обложек, изготовленных из мелованной бумаги или бумаги со специальным покрытием. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшовное скрепление. Б. Гигиенические требования к качеству бумаги и полиграфических материалов. 16

17 Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна обеспечивать хорошую видимость печатного текста и способствовать поддержанию удовлетворительного санитарного состояния данных изданий. Гигиеническая оценка бумаги проводится по следующим показателям: цвету, качеству поверхности (гладкая, шероховатая, наличие неровностей, пятен), просвечиваемости (непрозрачность), толщине и составу. Цвет бумаги должен быть белым или слегка желтоватым, так как он определяет контрастность печати. Поверхность бумаги должна быть гладкой, ровной (полное отсутствие шероховатостей и неровностей), обеспечивающей равномерность печати, чистой (без пятен и волосков), равномерно выделанной (отсутствие облачности при рассматривании через проходящий свет), без значительного глянца (коэффициент отражения %). При шероховатой поверхности типографская краска ложится неравномерно и создает нечеткость очертаний печатных знаков. Рыхлая, шероховатая бумага, загрязняясь органическими частицами, создает условия для длительного выживания микроорганизмов, в том числе патогенных. Туберкулезные микобактерии сохраняют свою жизнедеятельность на загрязненных страницах 3 5 мес., гемолитический стрептококк до 1 мес. В издании для печати текста необходимо применять бумагу одного вида и массы. Бумага для школьных учебников должна быть непросвечивающейся (полная непросвечиваемость печати с обратной стороны), так как просвечиваемость создает затемнение фона и затрудняет чтение. Просвечиваемость бумаги зависит от ее толщины (плотности), которая определяется с помощью микрометра. Такие свойства бумаги, как прозрачность, состояние поверхности, оттенок и прочность зависят, главным образом, от состава бумаги и способа ее обработки. Большое содержание древесины обусловливает непрочность, быструю изнашиваемость, просвечиваемость и желтоватый оттенок бумаги. Бумага должна содержать не более 68 % древесины. Для изготовления учебных изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую 1, допускается 2, книжно-журнальную). Показатель белизны %, плотность 0,7 0,8 г/см 3, гладкость не менее с. Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 85 %. Не допускается использовать газетную бумагу и типографскую бумагу 3. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: 17

Смотрите так же:  Как посмотреть налог на землю

18 затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки. На все полиграфические материалы как отечественного, так и иностранного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены гигиенические заключения или другие документы, подтверждающие безопасность материалов для здоровья. В. Гигиенические требования к печати текста. Печать определяет четкость различения зрительных объектов. Печать учебников и детских книг при рассматривании с помощью лупы оценивается по интенсивности окраски (черная, серая), ее равномерности, четкости (очертания букв четкие, изломанные, выщербленные, размытые). Печать учебных изданий должна быть четкой, интенсивной, черного цвета и равномерной. Не допускаются непропечатка (потеря элементов изображения), отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, двоение печатных элементов на оттиске, печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков. Для заголовков, обозначений разделов, глав, выводов и правил, выделения отдельных слов и т. д. допускается использовать печатание текста цветными красками. Для выделения текста в изданиях для начальной школы разрешается применять не более трех цветных красок, в изданиях для базового и среднего образования не более двух. Не допускается применять для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски, для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т. п.) цветные краски на цветном фоне. Г. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению. Шрифтовое оформление должно соответствовать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. Беглость чтения и степень зрительного утомления при длительном чтении зависят: от вида шрифта; гарнитуры и начертания шрифта (рисунка); кегля шрифта (размера). Виды шрифтов: 1) кириллической графической основы (белорусский, русский); 2) латинской (немецкий, английский) и другие. Группы шрифтов: 18

19 1. В зависимости от рисунка знаков (формы литеры): рубленые («Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая»); новые малоконтрастные («Школьная», «Литературная»); медиевальные округлые буквы («Таймс», «Гельветика»). 2. В зависимости от начертания: а) по интенсивности окраски (насыщенности): светлый; полужирный; жирный; б) по углу наклона литеры: прямой; курсив; в) по ширине литеры (пропорции знаков): широкий; узкий; нормальный. Основные требования к рисунку шрифта (особенно для детей младшего возраста), обеспечивающие удобочитаемость, состоят в простоте очертания букв, четкости, определяемой индивидуальной выразительностью букв и достаточной величиной внутрибуквенных просветов, создающих приближение формы буквы к квадрату. Дошкольникам и учащимся 1-го года обучения рекомендуется гарнитура без засечек. Для учащихся 2-го класса и старше, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, преимущества при зрительной работе создает шрифт с засечками на концах букв. Они как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Группа шрифтов для учебников 1 4-го классов рубленые или новые малоконтрастные. Начертание шрифта 1 4-й классы нормальное или широкое, светлое, прямое. Гарнитуры из групп рубленых шрифтов, нормального, светлого, прямого или полужирного начертания («Букварная», «Азбука», «Журнальная рубленая»). В изданиях для начальной школы не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (шрифты из группы медиевальных, гарнитура типа «Таймс»). Для изданий 5 11-го классов оптимальными являются шрифты групп малоконтрастных, нормального, светлого, прямого начертания, а также шрифты из групп медиевальных с наклонными осями округлых букв. Гарнитуры «Школьная», «Журнальная», «Петербург», «Гельветика», «Прагматика», типа «Таймс». Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания (кроме заголовков). 19

20 Гигиенические требования к размеру шрифта учебных изданий зависят от возраста учащихся (класса), для которых предназначено издание, и учебных дисциплин (социально-гуманитарные, математика, чтение и т. д.). Размеры шрифта измеряются микрометрической лупой (цена одного деления 0,1 мм). При этом оцениваются: расстояние между буквами; высота букв (кегль) (табл. 2); толщина основных штрихов (вертикальных); расстояние между основными штрихами; толщина соединительных штрихов (горизонтальных или наклонных). Наиболее распространенные кегли шрифтов Кегль, пункты Наименование Размеры, мм 6 Нонпарель 2,25 8 Петит 3,00 10 Корпус 3,75 12 Цицеро 4,50 14 Миттель 5,00 16 Терция 6,00 20 Текст 8,00 20 Таблица 2 При беглом чтении буквы воспринимаются по вертикальным, или основным, штрихам. Высота основного штриха измеряется обычно по высоте строчной буквы. Для зрительного восприятия имеют значение и другие элементы букв. Минимальная толщина основных штрихов 0,25 0,3 мм. Расстояние между ними в букве не менее чем в 2 раза должно превышать данную величину. Соотношение горизонтальных и наклонных штрихов к основному может быть 1 : 2. Минимальные размеры толщины соединительных штрихов 0,15 мм. Для подрисуночных подписей в изданиях для начальной школы применяется шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5 9 классов не менее 9 пунктов, для не менее 8 пунктов. Оптимальные параметры штрихового оформления изданий представлены в прил. 2. Д. Гигиенические требования к набору. Требования к набору обусловливают оптимальную взаимосвязь отдельных полиграфических элементов оформления учебника.

21 Основные показатели набора: 1. Формат полосы набора. 2. Размер полей (внутренних, верхних, боковых, нижних). 3. Длина строки. 4. Расстояние между строками (междустрочный интервал, интерлиньяж) и словами (апрош). 5. Емкость шрифта. Полоса набора площадь, отводимая на странице под набор текста и воспроизведение иллюстраций. Поля облегчают чтение, создавая контрастный фон с печатным знаком и формируя геометрический центр страницы. Они являются элементами оформления книг, на которых глаз отдыхает. Наличие полей в учебных изданиях обязательно. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая их иллюстративного заполнения, должны быть не менее 10 мм, корешковые поля на развороте издания не менее 26 мм, чтобы глаз при чтении вдоль строки не «перепрыгивал» с левой страницы на правую. Длина строки обеспечивает удобочитаемость. Для младших школьников при шрифте кегля пунктов зрительная работоспособность оказывается лучшей, когда длина строки равняется мм. В учебниках для старших классов при кегле пунктов длину строки рекомендуют мм (прил. 2). Применение двухколонного набора в учебниках нежелательно, т. к. увеличивает частоту движения глаз от строки к строке, затрудняя поиск начала строк. Для стихов, списков слов в лингвистических текстах, математических столбиков примеров и задач допускается двухколонный набор с расстоянием между колонками не менее 9 мм. Двухколонный набор может встречаться в словарях, справочниках и других изданиях, не требующих длительного непрерывного чтения. Значительное влияние на удобочитаемость текста оказывают промежутки между словами (апрош) и строками (интерлиньяж). Рекомендуемая величина пробела, отделяющего одно слово от другого (апрош) в изданиях: а) для 1 4-го классов не менее кегля шрифта текста (не менее 4,5 3,0 мм); б) 5 11-го не менее 1 / 2 кегля шрифта текста (не менее 1,5 1,0 мм). Увеличение интерлиньяжа должно быть на расстояние не менее 2 пунктов при наборе учебников. Емкость шрифта, т. е. количество знаков, вмещающихся в строку длиной 18,04 мм, определяет качество набора в целом (прил. 2). 21

22 Формат полосы набора, размер полей, длина строки и емкость шрифта измеряются линейкой с миллиметровыми делениями, расстояние между словами и строками микрометрической лупой с делениями 0,1 мм (для измерения выбирают буквы, не имеющие добавочных и закругленных штрихов, например Н, И, П). Во всем объеме изданий для базового и среднего образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного). Набор однотипных элементов: заголовков, формул, таблиц, подписей к иллюстрациям должен быть единообразным во всем издании. 22

23 Задания для самостоятельной работы 1. Провести гигиеническую экспертизу образца учебного издания для общего среднего образования согласно методике, изложенной в прил Заполнить протокол гигиенической экспертизы учебного издания (прил. 4). САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ I. Дать гигиеническую оценку качества печати, шрифта и набора учебника «Русский язык» для учащихся 5-го класса. Пример. Печать четкая, интенсивного черного цвета, равномерная, часть заголовков и выводов напечатана синим цветом. Применен шрифт из группы рубленых (гарнитура «Журнальная рубленая»), нормального светлого начертания. Кегль шрифта 12 пунктов, высота прописной буквы 3,0 мм. Толщина основного штриха 0,15 мм, расстояние между основными штрихами 0,20 мм, толщина соединительного штриха 0,10 мм. Набор: длина строки 90 мм. Апрош 1,5 мм. Увеличение интерлиньяжа 1,5 пункта, величина полей внутренних 7 мм, верхних 8 мм, наружных 10 мм, нижних 20 мм. Емкость шрифта 8,0 зн./кв. Решение: 1. Печать данного издания соответствует гигиеническим требованиям. 2. Шрифт издания не соответствует гигиеническим требованиям, т. к. толщина основного шрифта буквы составляет 0,15 мм (рекомендуемая толщина основного шрифта 0,25 мм), расстояние между основными штрихами буквы 0,2 мм (рекомендуемое расстояние должно не менее чем в 2 раза превышать ширину основного штриха, т. е. быть не менее 0,5 мм). Толщина соединительного штриха 0,10 мм (рекомендуемая толщина 0,15 мм). 3. Набор издания не соответствует гигиеническим требованиям, т. к. длина строки 90 мм (рекомендуемая длина 100 мм), увеличен интерлиньяж на 1,5 пункта (рекомендуемое увеличение 2 пункта), величина полей: внутренних 7 мм (рекомендуемый размер корешкового поля на странице не менее 10 мм), верхнего 8 мм (рекомендуемые размеры верхних, наружных и нижних полей, не включая иллюстративного заполнения, должны быть не менее 10 мм). Заключение: шрифт и набор учебника «Русский язык» для учащихся 5-го класса не соответствуют гигиеническим требованиям. 23

24 II. Дать гигиеническую оценку внешнего оформления и бумаги учебника «Математика» для учащихся 3-го класса. Решение. Внешнее оформление: формат издания 65 85/16, масса 350 г, способ скрепления блока клеевое бесшовное. Для выделения текста применена красная краска на желтом фоне. Бумага имеет выраженный желтоватый оттенок, показатель белизны 60 %, шероховатая, содержание древесины 75 %. Оформить заключение. Литература Основная 1. Гигиена детей и подростков : учеб. / под ред. В. Н. Кардашенко. М. : Медицина, с. 2. Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков : учеб. / В. Р. Кучма. М. : Медицина, с. 3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / под ред. В. Н. Кардашенко. М. : Медицина, с. Дополнительная 1. СанПиН РБ Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего образования. 2. СанПиН РБ Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей. 3. СанПиН РБ Гигиенические требования к бумажно-беловым изделиям для детей. 24

25 Приложение 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Апрош пробел, отделяющий одно слово от другого (междусловный пробел). Выделение текста особое полиграфическое оформление частей текста (букв, знаков, отдельных слов, фраз) с целью привлечь внимание читателя. Выворотка шрифта белый шрифт на черном, сером или цветном фоне. Гарнитура комплект шрифтов, характеризующихся едиными стилевыми особенностями рисунка знаков. Шрифты одной гарнитуры могут различаться начертанием и кеглем (размером). Группа шрифтов шрифты, характеризующиеся единым характером их графического построения. Шрифты подразделяются на шесть основных групп в соответствии с ГОСТ Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры. Емкость шрифта количество знаков, умещающихся в строке длиной в один квадрат. Квадрат единица длины в типографической системе мер, равная 48 пунктам (18,04 мм). Кегль размер шрифта, измеряемый в пунктах. Курсив (нем. kursiv бегущий) одно из начертаний шрифта с наклоном основных штрихов букв вправо ( 15 ). Строчные буквы курсива имитируют написанное от руки. Начертание гарнитуры комплект знаков одной гарнитуры отличающихся: насыщенностью (светлый, полужирный и жирный шрифт); наклоном (прямой, наклонный и курсивный шрифт); пропорциями (нормальный, узкий и широкий шрифт). Основной текст текст, передающий главное содержание издания. Петит (фр. petit маленький) шрифт, кегль которого равен 8 пунктам (около 3 мм). Печать офсетная (англ. offset) плоская печать, при которой краска с печатной формы передается на резиновую поверхность, а с нее переносится на бумагу. Применяется для печатания всех типов изданий. Печать высокая один из основных видов печати, при котором оттиск получается с формы, имеющей выступающие (печатающие) элементы и углубления (пробельные). Наиболее часто употребляется для печатания текстовых изданий. 25

26 Полоса площадь, отводимая на странице под набор текста и (или) воспроизведение иллюстраций. Полиграфические материалы материалы, применяемые для изготовления книжного издания (бумага, переплетные материалы картон, обложечная бумага и др., краски, пленки и т. п.). Пункт единица длины в типографской системе мер, равная 0,376 мм (в системе Дидо). Интерлиньяж расстояние между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемое в пунктах. Удобочитаемое издание издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление. Удобочитаемость зависит от шрифтового оформления и качества полиграфического исполнения издания. Учебник учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (разделы, части) и официально допущенное в качестве данного вида издания. Учебное пособие учебное издание (в т. ч. рабочая тетрадь, пособие, прописи), дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально допущенное в качестве данного вида издания. Формат издания (ф. и.) размеры страницы издания по ширине и длине. Чаще обозначается не в виде точных размеров в миллиметрах (например, мм), а долей листа печатной бумаги для издания. Например, если издание печаталось на листах бумаги размером см и затем листы фальцевались (складывались в тетрадь) в три сгиба, то ф. и. 1 / 8 доля листа бумаги см (при первом сгибе лист разделился на две равные части доли, при втором на четыре, при третьем на восемь). Так как в подавляющем большинстве случаев при изготовлении книг применяется перпендикулярная фальцовка, т. е. каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему, то нетрудно определить размер 1 / 8 доли листа см. Ширина этой доли будет равна четвертой части длинной стороны листа (сгибать начинают лист с длинной стороны), т. е. 90 : 4 = 22,5 см, а длина половине короткой стороны, т. е. 60 : 2 = 30 см. Характерные страницы страницы с единообразным шрифтовым и (или) иллюстрированным оформлением, наиболее часто встречающиеся в издании. Шрифтовое оформление текста (основного, дополнительного, выделений) определяется комплексом следующих параметров: гарнитурой, кеглем и емкостью шрифта, интерлиньяжем, длиной строки, апрошем. 26

27 Приложение 2 Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 1 11-го классов 26 Классы Характеристика шрифта Кегль шрифта Толщина основных Группа Начертание Пункты мм штрихов, мм Рубленая или новая малоконтрастная То же Все группы Нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое Нормальное или широкое; светлое; прямое Нормальное или широкое; светлое; прямое Толщина соединительных штрихов, мм 18 4,45 4,0 1,5 1,2 0, ,5 3,0 0,3 0,15 Длина строки, мм Характеристика набора Увеличение интерлиньяжа, пункты Емкость, зн./кв ( ) * 2 6, ( ) * 2 6,0 6, ,5 0,25 0, ,0 8,5 Апрош (расстояние между словами), мм не менее 4,5 3,0 не менее 4,5 3,0 не менее 1,5 1,0 26

28 Окончание прил. 2 Классы Группа То же » Характеристика шрифта Начертание Кегль шрифта Толщина основных штрихов, Пункты мм мм Нормальное или широкое; светлое; прямое Нормальное или широкое; светлое; прямое Толщина соединительных штрихов, мм Длина строки, мм Характеристика набора Увеличение Емкость, интерлиньяжа, зн./кв. пункты 10 2,5 0,25 0, ,0 10, ,5 2,0 0,25 0, ,0 10,5 Апрош (расстояние между словами), мм не менее 1,5 1,0 не менее 1,5 1,0 * В скобках приведены рекомендуемые значения

29 Приложение 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (извлечение из СанПиН РБ ) На гигиеническую экспертизу представлены три экземпляра издания и сведения о материалах (бумага для печати, краска, картон, бумага для обложки, пленка для ламинирования, лак, прочие полиграфические материалы). На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть даны гигиенические заключения или другие документы, подтверждающие безопасность материалов. Гигиенической экспертизе подлежат: 1. Размер блока издания по высоте и ширине (определяют линейкой с точностью до 1 мм). 2. Вид бумаги (определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным данным о материалах). 3. Внешнее оформление и способ скрепления (определяют визуально). 4. Масса издания (устанавливают на весах с точностью до 5 г). 5. Размеры полей (определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждого, выбранного для контроля образца). 6. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги (выявляют денситометром отражения за фильтром видности). Под контролируемую страницу подкладывают лист чистой белой бумаги. За ноль денситометра принимают оптическую плотность печатной бумаги. Затем на контролируемой странице измеряют оптическую плотность контрольной плашки и принимают ее за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги. Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7. Если несоответствие требованиям выявлены хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным. 7. Оптическая плотность фона (измеряют денситометром отражения за фильтром видности в пяти местах изображения на контролируемой странице). Результат считают отрицательным по странице, если значения трех из пяти измерений выше допустимого. При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3. Результат экспертизы одного экземпляра считают отрицательным, если на четырех из десяти контролируемых страниц экземпляра выявлено несоответствие требованиям. Если данное несо- 28

108shagov.ru. Все права защищены. 2019