Статья 144 ук комментарий

Комментарии к СТ 144 УК РФ

Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Комментарий к статье 144 УК РФ:

1. Статья 29 Конституции РФ провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для печати и других средств массовой информации. Ущемление их свободы влечет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В комментируемой статье речь идет об опасности и наказуемости действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов.

2. Непосредственный объект данного преступления — свобода печати и других средств массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), характеризующемся: а) в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов; б) в принуждении их распространять определенную информацию; в) в принуждении к отказу распространять определенную информацию.
Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов понимается противодействие со стороны различных лиц: установление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановка деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Принуждение журналистов распространять или, наоборот, не распространять информацию может выражаться в шантаже, обещаниях продвинуть по службе либо, наоборот, угрозах затормозить такое продвижение и т.д.

4. Состав данного преступления формальный: оно считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста распространять (или не распространять) информацию в интересах виновного, а также независимо от наступления иных последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, и желает совершить эти действия. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.). На квалификацию деяния они не влияют.

6. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если лицо действовало от имени какого-то органа, учреждения и организации, оно несет лишь персональную ответственность за свои действия независимо от административной или иной ответственности данной организации.

7. Часть 2 ст. 144 устанавливает повышенную уголовную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения. Под использованием служебного положения следует понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение (например, руководитель учреждения или предприятия издает приказ не допускать журналистов на территорию соответствующего учреждения или предприятия).

Статья 144. УК РФ

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к статье 144 УК РФ

Статьей 29 Конституции РФ гарантированы свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.

Основным объектом рассматриваемого преступления является конституционное право на свободу массовой информации, а также установленный порядок профессиональной деятельности журналиста. Дополнительным объектом выступает свобода печати и других средств массовой информации.

Потерпевшим от этого преступления может быть журналист, выполняющий свой профессиональный долг.

Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию .

Статья 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации».

Статьей 47 этого Закона предусмотрены права журналиста. В частности, он имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения, за своей подписью;

10) отказываться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запрещать или иным образом оговаривать условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Перечисленные и иные права журналиста являются реализацией конституционного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.

Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации (угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния), так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнения, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений, и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких) и т.д.

Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.

Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.

Частью 2 ст. 144 УК РФ установлена повышенная ответственность за совершение преступления, совершенное лицом с использованием служебного положения.

Частью 3 ст. 144 УК РФ предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.

Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ.

По ч. 3 ст. 144 УК РФ следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, когда насилие реально применено, но и тогда, когда имела место угроза применения насилия.

Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что препятствует законной профессиональной деятельности журналиста, применяя при этом принуждение к распространению либо к отказу от распространения информации, и желает выполнить такие действия.

Субъект основного состава преступления общий. Им является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе (ч. 2 ст. 144 УК РФ), субъект специальный — должностное лицо средства массовой информации, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.

Смотрите так же:  Патент база рф

Ст. 144 УК РФ с комментариями

Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов — размещена в Особенной части Седьмого раздела Девятнадцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья включает в себя три части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 144 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

  1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации
    — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
  2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения,
    — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединённые с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия,
    — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Комментарии к статье 144 УК РФ

Статья 29 Конституции РФ провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для печати и других средств массовой информации. Ущемление их свободы влечёт ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В комментируемой статье речь идёт об опасности и наказуемости действий, препятствующих законной профессиональной деятельности журналистов.

Непосредственный объект данного преступления — свобода печати и других средств массовой информации. Под журналистом понимается лицо, занимающееся сбором, созданием, редактированием или подготовкой материалов для средства массовой информации, связанное с ним трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по его уполномочию. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные формы публичного распространения массовой информации.

Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии), характеризующемся:

  • в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов;
  • в принуждении их распространять определённую информацию;
  • в принуждении к отказу распространять определённую информацию.

Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов понимается противодействие со стороны различных лиц:

  • установление цензуры;
  • вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;
  • незаконное прекращение или приостановка деятельности средства массовой информации;
  • нарушение права редакции на запрос и получение информации;
  • незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части;
  • ограничения на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Принуждение журналистов распространять или, наоборот, не распространять информацию может выражаться в шантаже, обещаниях продвинуть по службе либо, наоборот, угрозах затормозить такое продвижение и т.д.

Состав данного преступления формальный: оно считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста распространять (или не распространять) информацию в интересах виновного, а также независимо от наступления иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, и желает совершить эти действия. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.). На квалификацию деяния они не влияют.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если лицо действовало от имени какого-то органа, учреждения и организации, оно несёт лишь персональную ответственность за свои действия независимо от административной или иной ответственности данной организации.

Часть 2 ст. 144 устанавливает повышенную уголовную ответственность, если преступление совершено с использованием виновным своего служебного положения.

Под использованием служебного положения следует понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение (например, руководитель учреждения или предприятия издаёт приказ не допускать журналистов на территорию соответствующего учреждения или предприятия).

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ)

Основной непосредственный объект — свобода печати и других СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на конституционные права и свободы граждан. Дополнительный непосредственный объект —

законные права и интересы профессионального журналиста. Потерпевший — профессиональный журналист любого СМИ. Журналист — это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Объективная сторона заключается в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, которое может выражаться в двух формах: 1) принуждение к распространению информации; 2) принуждение к отказу от распространения информации.

Воспрепятствование законной деятельности журналиста предполагает определенное противодействие со стороны виновного с целью лишить журналиста возможности осуществить свои законные профессиональные обязанности в конкретном случае. Воспрепятствование согласно ст. 144 УК РФ осуществляется путем принуждения.

Принуждение журналиста к распространению информации предполагает совершение действий, направленных на то, чтобы заставить журналиста обнародовать какую-либо информацию вопреки его воле (но не связанных с применением насилия или угрозой применения насилия, так как в противном случае квалификация должна осуществляться по ч. 3 ст. 144 УК РФ). Это может быть, например, угроза распространить сведения, позорящие потерпевшего.

Принуждение журналиста к отказу от распространения информации также заключается в совершении действий с целью добиться отказа от распространения им какой-либо нежелательной для виновного информации.

В юридической литературе высказано мнение о том, что принуждением следует считать и подкуп журналиста с целью воспрепятствования его законной деятельности [1] . Очевидно, это не так. Подкуп предполагает склонение в свою сторону журналиста деньгами, подарками, иными материальными ценностями или услугами. В принуждении происходит устрашающее воздействие на волю журналиста, а подкуп сопровождается уговорами, просьбами, обещаниями и т.п.

Принуждение журналиста может выражаться в воздействии не только на него лично, но и на близких ему лиц, например, угроза распространить сведения, позорящие брата, сестру, отца, мать журналиста или его детей п т.п.

Состав преступления — формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что принуждает профессионального журналиста к распространению или отказу от распространения информации, и желает этого.

Субъект общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Частью 2 ст. 144 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак — воспрепятствование в форме принуждения, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Субъект специальный. Лицом, использующим служебное положение, может быть как должностное лицо СМИ, где работает журналист, так и другое лицо, использующее для этого свою работу в учреждении, организации, на предприятии.

В ч. 3 ст. 144 УК РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, соединенное с насилием над ним или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.

Под насилием следует понимать причинение физической боли, избиение, связывание, а также применение физического насилия к журналисту или к другому лицу, жизнь и здоровье которого для него дороги в силу сложившихся взаимоотношений. Нанесение побоев и причинение легкого вреда здоровью полностью охватываются ч. 3 ст. 144 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 115, 116 УК РФ не требуют. Если в результате применения насилия журналисту причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то действия виновного следует квалифицировать по ч. 3 ст. 144 УК РФ и по соответствующей статье, предусматривающей ответственность за причинение вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ).

Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу нанесения побоев, причинения вреда здоровью различной тяжести и т.п.

Уничтожение предполагает деяние, связанное с приведением в непригодность имущества путем сожжения, разрушения разнообразными способами: физическим воздействием, воздействием воды и т.п. Уничтожение предполагает такое приведение в негодное состояние имущества, когда оно полностью утрачивает свои свойства и ремонту не подлежит.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ)

Непосредственный объект — политическое право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, гарантированные ст. 31 Конституции РФ и Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Митинг — собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Демонстрация — организованное публичное выражение мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Собрание — совместное присутствие людей в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов. Уличное шествие — организованное массовое движение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемая путем стационарного размещения людей (одного или нескольких) у пикетируемого объекта с использованием транспарантов, плакатов и иных средств наглядной агитации.

Потерпевшими могут быть организаторы, руководители, участники перечисленных мероприятий, а равно близкие им лица.

Объективная сторона предполагает совершение следующих действий: 1) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования; 2) незаконное воспрепятствование участию в них; 3) принуждение к участию в них.

Воспрепятствование проведению или участию в указанных акциях признается незаконным, если они проводятся на законных основаниях при наличии разрешения соответствующих органов. Условия правомерности проведения названных акций содержится в нормативных актах.

Принуждение к участию в публичных мероприятиях — действия незаконные, заключающиеся в физическом или психическом воздействии на гражданина с целью заставить его принять участие в конкретном публичном мероприятии.

Воспрепятствование проведению или участию означает недопущение чего-либо, принуждение, наоборот, выражается в том, чтобы заставить лицо сделать что-то вопреки его воле.

Способ воспрепятствования проведению названных публичных акций, участию в них или принуждения к участию в них указан в ст. 149 УК РФ применение насилия или угроза его применения, либо использование своего служебного положения должностным лицом.

Смотрите так же:  Как оформить адв-1

Под насилием понимаются побои и причинение легкого вреда здоровью. При причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 149 и ст. 111 или 112 УК РФ.

Состав формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных деяний независимо от того, удалось ли воспрепятствовать или принудить. Преступлением будет воспрепятствование только законному проведению указанных акций или участию в них.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает любое из указанных в ст. 149 УК РФ деяний, и желает его совершить.

Субъект определен альтернативно (в зависимости от способа совершения преступления): либо общий — лицо, достигшее возраста 16 лет, либо специальный — должностное лицо.

  • [1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева.М„ 2013. С. 323.

О выборочном применении ст. 144 УК РФ

Влияние журналистики на современное общество сложно переоценить. Нередко по отношению к прессе применяют термин «четвёртая власть», который подчёркивает, что СМИ имеют возможность воздействовать на общественное мнение, что не может не сказываться на гражданах.
Наказания, предусмотренные законодательством в отношении лиц, относящихся к другим ветвям власти, очень суровы. Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в целях воспрепятствования законной деятельности наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 317 УК РФ). Такое же наказание следует за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).
В то же время, за воспрепятствование законной деятельности журналиста путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации обычно назначается штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 144 УК РФ). Если же эти действия были соединены с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, то может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет (с лишением права занимать определённые должности на срок до трёх лет или без такового) или принудительных работ на срок до пяти лет (ч. 3 ст. 144 УК РФ).

Объектом преступления является установленный порядок профессиональной деятельности журналиста. Под деятельностью журналиста понимается, в том числе, подготовка материалов для редакции на основе трудовых отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по её уполномочию.
Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ, является препятствование законной деятельности журналиста, при этом законом не оговорено, в какой именно форме оно должно выражаться.
Так, например, приговорённый человек по ч. 3 ст. 144 по делу № 1-5/2017 в городе Калачинске препятствовал входу в здание журналисту, потом наносил удар рукой в лицо, хватал его за одежду и толкал спиной на стену. После чего вырвал у потерпевшего микрофон, бросил его на бетон. За такое деяние суд приговорил человека к 2 годам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ, данное наказание считается условным.

Но формулировка ст. 144 УК РФ размыта достаточно для того, чтобы отказывать в возбуждении уголовных дел тогда, когда это нужно. Десятки журналистов были задержаны полицией на митинге 26 марта 2017 года, при этом, судя по отсутствию какой-либо реакции со стороны прокуратуры или следственного комитета, такие действия не являются препятствованием законной деятельности журналистов.
Нападение на Арсения Веснина 24 августа 2014 года также не было квалифицировано по ст. 144 УК РФ. Не помогли при этом и возмущение союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также то, что временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко взял расследование ситуации под личный контроль.
С другой стороны, попытка вырвать микрофон у журналиста , продолжавшаяся примерно 15 секунд, привела Леонида Волкова (работающего в НКО «Фонд борьбы с коррупцией» менеджером проектов) к приговору по ч. 1 ст. 144 УК РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Таким образом, можно заметить, что препятствование деятельности журналистов в России наказывается выборочно. Представителю «Фонда борьбы с коррупцией» назначается уголовное наказание, а за нападение на журналиста радиостанции «Эхо Москвы» назначается административное наказание. В отличие от очень серьёзной защиты представителей трёх ветвей власти, журналисты, выполняющие свой долг перед обществом, не могут рассчитывать на адекватную реакцию со стороны государственных органов. Никакой внятной судебной практики по данной статье нет, что позволяет судам также очень вольно трактовать закон. До тех пор, пока эта ситуация не изменится, права, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ (право на получение информации, на свободу СМИ, свободу мысли и слова), не будут полностью реализованы на территории Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 144

1. Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, а также свободу массовой информации. Статья 144 УК служит одной из гарантий этих прав и свобод. В УК РСФСР была аналогичная статья (140(1)), которая, кроме того, в ч. 3 предусматривала угрозу применения насилия над журналистом или его близкими при обстоятельствах, указанных в ч. 1 и ч. 2. Очевидно, что законодатель, исключая эти положения, исходил из того, что в УК имеются другие нормы, защищающие граждан от угроз и насилия, которые в равной степени распространяются и на журналистов.

2. Под воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов следует понимать принуждение их к распространению ложной информации или к сокрытию правдивой информации либо уничтожение собранной журналистом информации, а также требование прекращения журналистской деятельности и т. п.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что он препятствует законной профессиональной деятельности журналистов, и желает этого. Для этого преступления характерна цель воспрепятствования свободе массовой информации.

4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

5. Об использовании служебного положения см. комментарий к ст.ст. 136, 201 и 285 УК.

Статья 144 ук комментарий

Если обратить внимание на пропуска и удостоверения журналистов, то почти на каждом из них мы можем обнаружить надпись следующего содержания: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст. 144 УК РФ)». Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какие конкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данному составу. Данная работа обращена в первую очередь к журналистам и посвящена именно разъяснению ст. 144 Уголовного кодекса РФ (далее — УК).

Согласно ст. 29 Конституции РФ « … каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции РФ неразрывно связано с реализацией свободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ «О СМИ») понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Распространение информации законными способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон «О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

ФЗ «О СМИ» и «Об информации, информатизации и защите информации» запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Провозглашенная Конституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В ФЗ «О СМИ» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение может быть предусмотрено только федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации ФЗ «О СМИ» определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность — вплоть до уголовной.

Ущемление свободы массовой информации может принимать различные формы, основные из которых перечислены в ст. 58 ФЗ «О СМИ»: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение деятельности средства массовой информации; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т.п.

В административном и уголовном законодательстве предусмотрена конкретизация этих положений, однако юридическая ответственность за посягательство на свободу массовой информации в качестве самостоятельного состава правонарушения установлена лишь ст. 144 УК.

О необходимости установления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном в Софии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественной информации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаев являются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений, убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и Резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которой указывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.

В заявлении российского Уполномоченного к Всемирному Дню свободы печати (3 мая 2002 года) подчеркивалось, что события, происходящие вокруг некоторых средств массовой информации, показали сложности во взаимоотношениях власти и СМИ. На журналистов оказывается не только экономическое давление. Их преследуют, им угрожают. В регионах имели место изъятия и аресты тиражей газет, отключение эфира, причем часто это делалось демонстративно, с привлечением силовых структур — ОМОНа и РУБОПа. Борьба за влияние на прессу, радио, телевидение особенно обостряется во время предвыборных кампаний. Вместе с тем необходимо решение вопроса о недопустимости пропаганды насилия, порнографии, пьянства на государственных и частных каналах телевидения. Целесообразна корректировка закона о СМИ.

Смотрите так же:  Можно ли вернуть машину проданную по договору купли продажи

О необходимости защищать средства массовой информации говорилось и в докладах Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Участники заседания, организованного 28 октября Фондом защиты гласности при содействии партнеров фонда в регионе, пришли к выводу, что правоохранительные органы области не отличаются рвением в расследовании и раскрытии преступлений против журналистов и СМИ. Об этом публично заявили и Уполномоченный по правам человека, и руководитель Свердловского творческого Союза журналистов Д.П. Полянин, и председатель регионального отделения Медиасоюза О.А. Ракович.

Соответствующие заявления о фактах нападений на сотрудников средств массовой информации области были направлены летом 2004 года в ГУВД Екатеринбурга. Однако только по двум случаям нападения на журналистов получены ответы милицейского руководства. Об этом говорилось и на встрече президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова с прокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым.

По данным Всероссийского фонда защиты гласности в 2002 году в Свердловской области зарегистрировано 9 нападений на сотрудников СМИ, в 2003 году их было уже пятнадцать. По числу произошедших нападений Екатеринбург оказался на втором месте после Москвы, где зарегистрировано 16 подобных случаев. В 2004 году известно о 9 нападениях на журналистов.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональную деятельность журналиста.

Под информацией в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующее законодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы ее существования: недокументированную и документированную (зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий, поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, и телефонное сообщение о событиях, фактах.

Совокупность документированной информации образует информационные ресурсы, которые могут принадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления, частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право на свободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязан обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Непосредственным объектом ст. 144 УК являются общественные отношения, обеспечивающие свободу печати и других средств массовой информации. Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как отмечается в ФЗ «О СМИ», должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст. 144 и ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112( Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст. 119(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.

С объективной (внешней, видимой) стороны преступление, предусмотренное ст. 144, может иметь место в случаях воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения:

1) к распространению информации и

2) к отказу от распространения информации.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает прежде всего воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст. 144 УК наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» журналист имеет право:

1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2. посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

4. производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

5. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

6. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

7. отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

8. снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала (ст. 47). Журналист наделен также иными правами и обязанностями. Создание препятствий в реализации прав и выполнении обязанностей журналиста образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 144 УК. В ст. 144 УК законодатель уточняет, что воспрепятствование осуществляется путем принуждения.

Принуждение журналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Не считается противоправным принуждением к распространению информации требование публикации предусмотренных законом обязательных сообщений, например редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации ст. 35, 43 ФЗ «О СМИ». Не является принуждением к распространению информации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законное требование гражданина к журналистам редакции опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.

Принуждение журналиста к отказу от распространения информации также заключается в воздействии на журналиста или близких ему лиц, но с обратной целью — заставить отказаться от обнародования известной ему информации.

Обычно принуждение осуществляется путем физического или психического насилия. Чаще всего это различного рода угрозы. Дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствии принуждения уголовной ответственности не влечет.

Действующее законодательство предусматривает случаи, когда право журналиста на получение информации может быть ограничено. Такое основанное на законе ограничение не может рассматриваться как воспрепятствование деятельности журналиста. В частности, не образует состава преступления воспрепятствование публикации сведений, которые запрещены законом к распространению. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» на определенной территории указом Президента РФ вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов. Ограничения свободы распространения информации возможны и в период объявления военного положения.

Не является преступлением воспрепятствование злоупотреблению журналистом свободой массовой информации. К таким злоупотреблениям согласно ст. 4 ФЗ «О СМИ» относится использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Оконченным преступление, предусмотренное ст. 144 УК, является с момента воздействия на журналиста с намерением принудить его к совершению определенных действий или бездействию, независимо от того, добился ли виновный желаемого для него изменения профессиональной деятельности журналиста или нет.

С субъективной (внутренней) стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что действия, выразившиеся в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, являются общественно опасными, и желает их совершить. Цель таких действий — изменить характер деятельности журналиста, при этом мотивы на квалификацию не влияют. Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политический характер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).

Субъект преступления (физическое лицо, совершившее преступление и способное в соответствии с уголовным законом нести уголовную ответственность) — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 144 УК предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста лицом, использующим для этого свое служебное положение.

Вместе с тем наличие этого признака может повлечь квалификацию по совокупности ст. 144 и ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями) или 201 УК (злоупотребление полномочиями) при наличии реальной совокупности.

В ч. 2 ст. 144 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный вид воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов . Квалифицирующим признаком этого деяния законодатель называет совершение его лицом с использованием своего служебного положения. Таким лицом может быть должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом ч. 2 ст. 144 УК могут быть также лица, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъектов федерации, а равно государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (ст. 285 УК).

Совершение рассматриваемого преступления должностным лицом с использованием служебного положения представляет собой одну из форм злоупотребления должностными полномочиями, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК. Однако для квалификации деяния по ст. 285 УК в отличие от ст. 144 УК требуется дополнительно установить наличие последствий в виде причинения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также специальный мотив совершения преступления — корыстную или иную личную заинтересованность.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019