Соблюдать законы принятые в рф

Много законов — это правовой нигилизм и «минус» для экономики и судов

В России постоянно умножается количество новых законодательных актов. Большинство из них вносят поправки в уже существующие и действующие законы и кодексы. Так законодатель изменяет правовое поле, тем самым часто затрудняя действие субъектов правоотношений.

Чем объяснить такое активное законотворчество? Вероятно, мы считаем, что мало законов в какой-либо области — это показатель плохой системы, что любые правовые лакуны и коллизии можно разрешить только путем создания новых законов. Может быть, такой подход является следствием узкопозитивисткого сознания, унаследованного с советского времени. Словом, зарегулированность — это лучше, чем неурегулированность. Но так ли это?

Количество изменений, внесенных в кодексы РФ, неприятно впечатляет

За одно десятилетие было введено три редакции АПК РФ (1992, 1995, 2002 гг.). За последние восемь лет в последнюю редакцию АПК 2002 года были внесены 130 поправок с помощью 13 федеральных законов.

ГПК РФ с 2002 г ода до настоящего времени 27 раз редактировался.

В УПК РФ, который пришел на смену советскому УПК лишь в 2002 году, новыми 60 федеральными законами были внесены более 600 поправок.

УК РФ, который был принят в 1996 году, 80 раз подвергался корректировкам, общее их количество достигает 1200 и даже чуть больше.

В Кодекс об административных нарушений (КоАП) 130 раз вносились изменения. Иногда в день одновременно два ФЗ вносили поправки в Кодекс.

Менялось не только законодательство, но и арбитражная система в целом, а также основы уголовного процесса

Изменения арбитражной системы выражались в том, чтобы были введены арбитражные апелляционные суды, приняты главы 27.1 (дела о присуждении компенсации за нарушения разумного срока), 28.1 (корпоративные иски) и 28.2 (групповые иски).

Коррективы в области уголовного процесса внесла гл.40.1 УПК РФ. Она ввела досудебное соглашение о сотрудничестве.

Естественно, эти факторы в совокупности с постоянными изменениями законодательства, негативно влияют как на устойчивость гражданского оборота, так и на саму судебную систему.

Госдума принимает сотни новых законов в год. Помогает ли это реформировать судебную систему?

По данным сайта Госдумы, за 2009 год в России начали действовать 385 федеральных законов и 9 ФКЗ.

В январе 2010 года Госдума одобрила 12 законопроектов, из которых в этом же месяце Президентом было подписано всего 2 федеральных закона и 1 ФКЗ. По данным ИПП «Гарант», в феврале было принято 16 федеральных законов, в марте — 22 федеральных закона и 1 ФКЗ, в апреле — 31, в мае — 43.

Получается, что за первые 5 месяцев 2010 года в России появились 116 новых ФЗ и ФКЗ и это, не считая Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Письма ЦБ РФ, Решения Министерств и многочисленные законы, которые принимаются на уровне субъектов РФ.

Если обратиться к истории, то мы заметим интересную тенденцию: пик законодательной активности пришелся на время действия четвертого Созыва Государственной Думы (2004-2007 гг.). За три года она приняла 1076 законодательных актов, из которых 25 ФКЗ.

Депутаты третьего Созыва (2000-2003) были менее активны и приняли 756 ФЗ и 18 ФКЗ, в схожем темпе работали депутаты второго Созыва (1996-1999), принявшие 736 ФЗ и 5 ФКЗ. За период функционирования четвертого созыва Государственной Думы (2004-2007) 75 раз подвергался изменению Кодекс об административных нарушениях (КоАП), БК изменялся 23 раза. За эти три года только во вторую часть НК РФ 96 раз вносились изменения.

Подобное хаотичное изменение налогового законодательства негативно сказывается на субъектах предпринимательской деятельности и на притоке инвестиций из-за границы.

Не удивительно, что реформирование судебной системы в России проходило в разнонаправленном векторе.

Три этапа судебной реформы. Как концепция выхолащивалась и свелась к вопросам о финансах и статусе судей

Первый этап — 1991-1993 годы. В начале появилась Концепция судебной реформы. В 1990-1991 годах над ней работали ученые, адвокаты, судьи, депутаты (Б.А. Золотухин, С.Е. Вицин, И..Михайловская, Т.Г. Морщакова, И.Л. Петрухин, В.М. Савитский, С.А.Пашин). Важно, что реформа не была инициирована «сверху».

Правда, позднее был создан Совет по судебной реформе при Президенте РФ во главе с С.Е. Вициным. Началась разработка проекта нового УПК (совместно с Институтом государства и права РАН и НИИ Прокуратуры РФ), чуть позже была создана рабочая группа при Министерстве Юстиции РФ по подготовке проекта ГПК РФ во главе с С.Б. Рамазином. Но вскоре, ситуация изменилась.

После выборов в Госдуму в 1993 году сменилось руководство по законодательству. Постепенно инициатива перешла к руководству высших судов и судейского сообщества. Но теперь после принятия Закона о статусе судей, их требования сосредоточились в основном на вопросах финансирования и полного выхода судов из-под опеки Министерства Юстиции.

Отсутствие сильных внешних центров, которые бы подталкивали реформу, сказалось на том, что главными вопросами для руководства судебной системы оставались вопросы о финансах и создании собственных управляющих структур. Параллельно стали вводиться законодательные ограничения статуса судей.

Второй этап (1994-1999 годы) проводился усилиями руководства судов. Главная цель состояла в отстаивании экономической независимости судебной власти путем создания Судебного Департамента при Верховном Суде и отделения от Министерства Юстиции России.

Третий этап (2001-2004 годы) реформ в России был инициирован В. Путиным. Он хотел усилить подотчетность судов путем введения дисциплинарного наказания для судей и упрощения процедуры снятия иммунитета от уголовного преследования, привлечения судей к уголовной ответственности.

За это время в законодательство, касающееся судебной системы, были внесены более 130 поправок.

Если в Конституцию часто вносятся поправки, значит ее не уважают и не чтят

Нестабильность законодательства это прямой результат правового нигилизма — чем меньше мы уважаем законы, тем чаще мы их корректируем.

Пример с самым главным законом России — с Конституцией — показателен. С момента всеобщего принятия Конституции на референдуме 12 декабря 1993 г., в нее было внесено 14 поправок, одна из которых лишила народ права избирать глав субъектов РФ, что противоречит духу федерального государства.

Для сравнения: Конституция США, которая была провозглашена Конституционным Конвентом 17 сентября 1987 г., имеет всего 27 поправок. При этом самые важные поправки — первые десять (Билль о правах) — были ратифицированы одновременно с самой Конституцией.

Уважение к источнику возникает тогда, когда в нем заложен принцип устойчивости и противостояние конъектуре и веянием времени. Иначе мы наблюдаем пренебрежение содержанием.

Много законов и изменений в них — тормоз для развития экономики и независимости суда

Избыточная нормативность и постоянные изменения законодательства препятствуют развитию экономической и политической конкуренции.

Повышается общая инертность сознания, так как в условиях патерналистского государства здоровая инициатива людей не находит себе места, что препятствует развитию гражданского общества. Также это влияет на свободу судейского усмотрения и независимость суда.

Автор: Денис Примаков, исследователь Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

18 января 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определен порядок возмещения расходов организаций на предоставление услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов, освобожденных от платы за такое обеспечение

Установлено, что возмещение осуществляется путем предоставления организациям, оказавшим услуги, федеральных субсидий в размере, обеспечивающем компенсацию недополученных этими организациями доходов от предоставления услуг в полном объеме.

Минфину России поручено при формировании проекта федерального бюджета предусматривать Росавиации бюджетные ассигнования для предоставления данной субсидии.

С 2019 года применяется обновленная форма типового соглашения о предоставлении федеральной субсидии региональному бюджету

Форма применяется при заключении соглашений о предоставлении субсидий между главными распорядителями средств федерального бюджета и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, начиная с соглашений на 2019 год.

Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 13.12.2017 N 232н, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

Регламентирован порядок принятия Минюстом России решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

Госуслуга предоставляется центральным аппаратом министерства и его территориальными органами.

Центральный аппарат принимает такие решения в отношении:

— общероссийских общественных организаций и движений;

— Торгово-промышленной палаты РФ и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов РФ;

— централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;

— религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ.

Территориальные органы принимают решения в отношении:

— межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;

— региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;

— местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ;

— религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ;

— иных НКО, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Заявителем при предоставлении госуслуги является руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа НКО или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от ее имени. Для признания организации исполнителем общественно полезных услуг заявителем представляется заявление установленной формы. Документы, представленные лично, а также направленные почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения либо в форме электронных документов с усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе через портал госуслуг, регистрируются в день их получения.

Срок предоставления госуслуги не должен превышать 8 рабочих дней.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата
(утв. приказом Роспатента от 27.12.2018 N 236)

Подготовлено методическое обеспечение процесса государственной регистрации изобретения и выдачи патента на изобретение, его дубликата

Руководство адресовано работникам Роспатента и ФИПС, к компетенции которых относятся вопросы предоставления государственной услуги.

В руководстве обобщены положения, относящиеся к административным процедурам, содержащиеся в нормативных правовых актах (Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата, Правилах составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их формы, и Требованиях к документам заявки на выдачу патента на изобретение), и даны рекомендации по выполнению процедур, базирующиеся на положениях подзаконных нормативных актов.

В отдельные нормативные правовые акты Минэкономразвития России внесены поправки в связи с включением в систему страхования вкладов малых предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены редакционные правки в утвержденные приказами Минэкономразвития России:

требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности;

порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 20.12.2018 N 827н
«Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торфозаготовительных и торфоперерабатывающих организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2019 N 53350.

Установлены нормы выдачи спецодежды и спецобуви работникам, занятым на вредных работах на торфозаготовительных и торфоперерабатывающих предприятиях

Нормы выдачи устанавливаются в зависимости от вида выполняемых работ: для болотно-подготовительных и гидротехнических работ, работ по добыче, сушке и уборке торфа, работ по переработке торфа, работ по производству торфоизоляционных плит.

Также определены специальные сроки носки в зависимости от климатических поясов, в которых выполняются работы, для костюмов для защиты от пониженных температур, комбинезонов для защиты от пониженных температур и специальной обуви для защиты от пониженных температур.

Приказ вступает в силу по истечении 3 месяцев после его официального опубликования.

Минтруд России разъяснил, в каких случаях у индивидуальных предпринимателей не проводится специальная оценка условий труда

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

Однако в случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

Также если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

Минтруд России напоминает, что в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту его нахождения) подается декларация. Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/. Срок действия поданной декларации — 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или выявленных нарушений.

Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2019 года.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Обновлена форма заявления о назначении накопительной пенсии

В новую форму, в частности, включен пункт 3.1, которым заявитель подтверждает, что он был уведомлен о том, что в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения, или в составе накопительной пенсии.

Также при подаче заявления заявитель подтверждает, что он был предупрежден о том, что застрахованные лица, отказавшиеся учитывать в составе накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, сформированные за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе использовать данные средства при назначении срочной пенсионной выплаты.

Правила выдачи сертификата на материнский капитал приведены в соответствие с законодательством

Федеральным законом от 30.10.2018 N 390-ФЗ срок выдачи сертификата был сокращен с 1 месяца до 15 дней. Соответствующая поправка теперь внесена в Правила, определяющие порядок выдачи сертификата, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н.

Установлено также, что срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в установленный срок запрашиваемых территориальным органом ПФ РФ сведений.

В случае приостановления принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата территориальный орган ПФ РФ направляет заявителю уведомление о том, что в отношении его заявления срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостановлен до получения дополнительных сведений с указанием даты приостановления, срока, на который приостанавливается принятие решения и срока вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о его выдаче.

К уведомлению на уплату физлицами имущественных налогов не будет прилагаться платежный документ

Формирование налогового уведомления будет осуществляться с включением информации, необходимой для перечисления указанных в нем налогов в бюджетную систему.

Кроме того, из налогового уведомления исключена избыточная информация, в том числе о доле в праве.

Приказ вступает в силу с 1 июня 2019 года.

Отмена предельных величин баз для исчисления страховых взносов может повлечь рост «серых схем» оплаты труда

Минфин России выразил свою позицию по вопросу отмены предельных величин баз для исчисления страховых взносов.

Смотрите так же:  Уфа генетическая экспертиза

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрены пунктом 3 статьи 421 НК РФ.

С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих установленную предельную величину, страховые взносы не взимаются (в отношении взносов на ОПС применяется пониженный тариф).

Согласно позиции Минфина России отмена предельных величин приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение (на пенсии, пособия и др.) и фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов, что может повлечь рост «серых схем» оплаты труда и уклонение от уплаты налогов.

Отказаться от ставки НДС 0% при экспорте в ЕАЭС нельзя

Пунктом 7 статьи 164 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика осуществлять налогообложение отдельных экспортных операций по налоговым ставкам 10 (18) процентов.

При этом пунктом 1 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в соответствии с разделом II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола, являющегося приложением N 18 к Договору, установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства — члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС.

Учитывая приоритет норм и правил международных договоров РФ над правилами и нормами, предусмотренными НК РФ, сообщается, что российская организация, экспортирующая товары в государства — члены ЕАЭС, не вправе отказаться от применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

Для плательщиков ЕСХН рекомендована форма уведомления о применении права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС

Организации и ИП, применяющие систему налогообложения в виде ЕСХН, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при соблюдении установленных условий.

Указанные лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление.

До утверждения формы уведомления в установленном порядке рекомендовано применять форму, приведенную в приложении к настоящему письму.

Иностранные организации, реализующие электронные услуги (контент), могут пройти НДС-регистрацию удаленно через онлайн-сервис

С 1 января 2019 года иностранные компании, которые продают электронные услуги и контент организациям и ИП, стали плательщиками НДС и обязаны встать на учет в налоговом органе.

Проверить, нужно ли организации вставать на налоговый учет, можно с помощью онлайн-теста. Если результат положительный, необходимо заполнить заявление о постановке на учет непосредственно в интерфейсе веб-страницы онлайн-сервиса «НДС-офис интернет-компании». Сервис доступен на двух языках — русском и английском.

После постановки на учет компания получит ИНН и КПП для входа в другой сервис — «Личный кабинет иностранной организации». Через личный кабинет можно сдавать налоговые декларации, уплачивать налог, переписываться с налоговым органом, направлять документы.

Предприниматель не вправе применять УСН до постановки на учет в качестве ИП

По результатам налоговой проверки за 2012 — 2014 годы инспекция признала деятельность физлица по сдаче имущества в аренду предпринимательской.

В октябре 2016 года налогоплательщик представил в инспекцию уведомление о переходе на УСН с I квартала 2012 года.

Получив отказ налогового органа, налогоплательщик обратился в судебные органы.

Суды указали, что за 2012 — 2014 годы налоговые обязательства физлица определяются в соответствии с общей системой налогообложения. Регистрация гражданина в качестве ИП и подача им заявления о переходе на УСН в 2015 году не изменяют его обязательства по уплате налогов (НДФЛ, НДС) за указанный период. Право на применение УСН не может возникнуть ранее регистрации в качестве ИП.

Получатели средств федерального бюджета вправе уточнить реквизиты платежек по возвращенным на счет Федерального казначейства средствам

Сообщается, что получатели средств федерального бюджета вправе перечислить по уточненным реквизитам средства федерального бюджета завершенного финансового года, возвращенные в 2019 году со счетов органов Федерального казначейства, подразделений Банка России, кредитных организаций на счет N 40105 территориального органа Федерального казначейства по причине неверного указания в платежных поручениях реквизитов получателя платежа, в течение пяти рабочих дней со дня отражения этих средств на лицевом счете получателя бюджетных средств, но не позднее 1 февраля текущего финансового года.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Обновлены критерии отбора банков, участвующих в реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Такими критериями являются:

— наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более одного года);

— наличие лицензии на осуществление банковских операций, в соответствии с которой банку предоставляется право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или в рублях и иностранной валюте;

— отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;

— выполнение обязательных нормативов, указанных в статье 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— отсутствие убытков за последний отчетный год;

— наличие внутреннего структурного подразделения банка (внутренних структурных подразделений банка) на территории субъекта РФ, участвующего в реализации основного мероприятия;

— развитость сети внутренних структурных подразделений банка на территории субъектов РФ, участвующих в реализации основного мероприятия.

Признан утратившим силу Приказ Минстроя России от 30 ноября 2015 г. N 863/пр и Банка России от 30 ноября 2015 г. N 3867-У «О критериях отбора банков субъектами Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы».

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Росстатом утверждены организационные положения по формированию официальной статистической информации об общем объеме коммерческой перевозочной деятельности грузового автомобильного транспорта

Положения подготовлены в целях установления единых подходов к организации подготовки обследования, сбора первичных статистических данных, контроля и автоматизированной обработке полученной информации. Положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают прав и интересов граждан и юридических лиц.

Положения документа касаются в том числе:

— этапов организации подготовки и проведения обследования;

— организации выполнения работ по сбору первичных статистических данных статистического наблюдения, контроля полученной информации;

— сдачи-приемки заполненных форм федерального статистического наблюдения, контроля заполнения формы;

— организации обработки полученных первичных статистических данных, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов наблюдения.

В приложениях приведены формы:

— календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов федерального статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом на региональном уровне;

— перечня работ, подлежащих включению в контракты с физическими лицами (интервьюерами), привлекаемыми к сбору первичных статистических данных, при проведении выборочного статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом;

— расчета вознаграждения интервьюеров.

Также утверждены рекомендуемые сроки работ и нормы нагрузки привлекаемых лиц на выполнение работ, связанных со сбором первичных статистических данных при проведении выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов автомобильным транспортом.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Ростехнадзора от 24.09.2018 N 456
«Об утверждении Требований к заключению экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»
Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2019 N 53388.

Утверждены требования к заключению экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения

Указанное заключение включает в себя, в числе прочего:

— основание проведения экспертизы;

— сведения об объекте экспертизы;

— сведения об экспертном центре и экспертах;

— сведения о достоверности информации, содержащейся в декларации безопасности гидротехнического сооружения;

— выводы по результатам экспертизы.

Заключение оформляется в 2 экземплярах, подписывается руководителем экспертного центра, проводившего экспертизу, и экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертного центра (при наличии) и прошивается с указанием количества листов.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Установлен порядок направления отчета о товарах, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Отчетность представляется в таможенный орган в соответствии с запросом (требованием) о предоставлении документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, направленным как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Отчетность предоставляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации и (или) лицом, им уполномоченным, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной на официальном сайте ФТС России. В случае невозможности представления отчетности в виде электронного документа отчетность необходимо направлять в таможенный орган на внешнем электронном носителе в формате, совмещенном с MS Excel, с сопроводительным письмом, оформленным на бумажном носителе, подписанным руководителем организации, либо уполномоченным им лицом, с указанием имени файла и его размера (номера внешнего электронного носителя).

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 28 февраля 2019 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

нефть сырая — 80,7 доллара США;

отработанные нефтепродукты, мазут — 80,7 доллара США;

легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо — 24,2 доллара США;

прямогонный бензин — 44,3 доллара США;

бензины товарные — 24,2 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 декабря 2018 года по 14 января 2019 года определена средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 408,4 доллара США за тонну.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Минприроды России напоминает об изменении с 1 января 2019 года подхода к нормативам в области обращения с отходами

Отмечается, что вступившей в силу с 1 января 2019 года редакцией статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в области нормирования в сфере обращения с отходами предусматривается применение дифференцированных мер. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) теперь осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Кроме того, сообщается, что для объектов I, III и IV категорий не требуется представление декларации о воздействии на окружающую среду.

Объект, на котором образуются только отходы производства и потребления либо только отходы IV класса опасности, но отсутствуют иные виды НВОС, не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС

Росприроднадзор отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за НВОС взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). При этом из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, исключаются лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя объектов IV категории и объектов иной категории плата за НВОС исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сообщается также, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки на учет объектов НВОС, не относящихся к объектам I, II, III и IV категорий в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды НВОС, указанные в критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Организации, выпускающие социально значимые проекты в области печатных СМИ, а также издания для инвалидов, в т.ч. по зрению, смогут получить господдержку

Среди приоритетных направлений для разработки социально значимых проектов:

— информационная поддержка мероприятий по искоренению коррупции;

— информационное обеспечение Доктрины продовольственной безопасности РФ и импортозамещения;

— информационная поддержка модернизации системы образования;

— информационная поддержка модернизации системы здравоохранения, развитие отечественного медицинского производства и импортозамещения, системы профилактики заболеваний;

— укрепление здоровья нации, сокращение смертности, пропаганда здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением и игроманией;

— информационная поддержка мероприятий, направленных на повышение культуры вождения и обеспечение безопасности на дорогах, снижение смертности в ДТП;

— информационное освещение мероприятий, направленных на продвижение русского языка;

— пропаганда внутреннего туризма в России;

— укрепление престижа военной профессии, информационная поддержка военной реформы, переоснащения войск, модернизации флота;

— пропаганда значимых памятных дат в истории Отечества и российской государственности;

— информационное обеспечение инновационной деятельности в сфере науки, экономики, техники.

Преимущественное право на получение господдержки имеют организации, имеющие сайты и страницы в социальных сетях, а также выпускающие детские, молодежные, литературно-художественные, культурно-просветительные, научно-популярные средства массовой информации.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Для получения аттестата с отличием необходимо набрать на ЕГЭ по русскому языку и профильной математике не менее 70 баллов на каждом экзамене

В случае прохождения экзамена по математике базового уровня необходимо будет набрать 5 баллов.

Выпускникам 9 класса аттестат с отличием будет выдаваться в случае, если они набрали по сдаваемым учебным предметам минимальное количество первичных баллов, определенное региональным органом власти в сфере образования.

Уточнено также, что в аттестатах названия учебных предметов «Родной язык», «Родная литература», «Второй иностранный язык» уточняются записью в скобках, указывающей, какой родной или иностранный язык изучался выпускником.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Расширен перечень медицинских работников, подлежащих аккредитации с 1 января 2020 года

В их число включены лица, получившие после указанной даты:

— высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры);

— дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Кроме того, уточнен перечень медицинских работников, подлежащих аккредитации с 1 января 2019 года. Уточнено, что это лица, получившие после указанной даты медицинское образование соответствующего уровня, у которых требования к результатам освоения образовательных программ сформированы на основе профстандартов (при наличии) по специальностям: «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия».

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

«Методические рекомендации по оформлению и ведению паспортов систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации и потенциально опасных объектах»
(утв. МЧС России от 14.12.2018 N 2-4-71-30-33

Установлен порядок ведения паспортов систем оповещения населения в субъектах РФ, муниципальных образованиях и потенциально опасных объектах

Методические рекомендации предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Системы оповещения предназначены для своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Методическими рекомендациями, помимо прочего, установлены требования к:

— составу, структуре паспорта системы оповещения населения субъекта РФ, муниципального образования, потенциально опасного объекта;

— организации разработки и оформления паспорта системы оповещения населения в субъекте РФ, муниципальном образовании и потенциально опасном объекте;

— оформлению и ведению (заполнению) паспорта системы оповещения населения в субъекте РФ, муниципальном образовании и потенциально опасном объекте.

В приложении к методическим рекомендациям приводятся форма паспорта региональной/муниципальной системы оповещения населения и форма паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

С 1 января 2019 года повышается вознаграждение адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовных делах по назначению органов предварительного расследования или суда

Размеры вознаграждения установлены в зависимости от категории сложности уголовного дела в диапазоне от 900 до 2750 рублей за один день участия, в том числе в рабочие дни, в ночное время и в нерабочие праздничные или выходные дни.

Смотрите так же:  Можно ли забрать заявление о разбое

Закон о персональных данных №152-ФЗ

Закон о персональных данных, который вступил в силу 1 июля 2011, касается практически любой компании, а сами данные являются желанной добычей злоумышленников.

К персональным данным можно отнести любую информацию, которой достаточно, чтобы однозначно определить физическое лицо и получить о нём какую-либо дополнительную информацию. Любая организация, работающая с данными физических лиц, должна защитить информационные системы и получить документы, подтверждающие соответствие этих систем требованиям закона.

  • Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза. Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных».

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

Минкомсвязь России подготовила в мае 2017 года поправки в закон «О персональных данных», которые предполагают ограничение передачи персональных данных на зарубежные сервера российских компаний.

Как пишут «Известия», в настоящее время ограничения касаются передачи данных зарубежным юрлицам. Сервера российских компаний, находящиеся за рубежом, под это ограничение не подпадают.

Поправки, подготовленные министерством, предполагают применять формулировку «трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства».

Депутаты ужесточили наказание за нарушения в работе с персональными данными

Госдума приняла в начале 2017 года закон об увеличении штрафов за нарушение закона о сборе, обработке и хранении персональных данных.

За нарушения в работе с персональными данными для юрлиц предусмотрен штраф до 10 тыс. руб. Однако, по мнению авторов закона, действующая норма не учитывает тяжесть негативных последствий правонарушения, поэтому депутаты предложили ужесточить наказание.

Теперь за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обработку данных, несовместимую с целями сбора таких данных, будут наказывать предупреждением или штрафом от 1 до 3 тыс. руб. для граждан, от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 до 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Обработка персональных данных без согласия гражданина приведёт к наложению штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб. для граждан, от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 15 до 75 тыс. руб для юридических лиц. При невыполнении государственным или муниципальным оператором требований по обезличиванию данных должностные лица получат штраф от 3 до 6 тыс. руб.

Отказ оператора предоставить человеку информацию об обработке его персональных данных повлечёт предупреждение или штраф от 1 до 2 тыс. руб для граждан, от 4 до 6 тыс. руб. для должностных лиц, от 10 до 15 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 20 до 40 тыс. руб. для юридических лиц.

В правительстве считают, что подобные поправки позволят эффективно защищать права и интересы граждан и позволят обеспечить неотвратимость наказания.

Изменения в законе с 1 сентября 2015 года

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242, которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по ссылке.

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных». Закон вступил в силу в январе 2007 года.

В декабре 2009 г., Госдума успела в трех чтениях принять перенос срока приведения ранее созданных ИСПДн в соответствие с требованиями ФЗ «О персональных данных» с 1 января 2010 г. на 1 января 2011 г.

Законопроект об очередной отсрочке был принят Госдумой в первом чтении 7 декабря 2010 г. Изначально в законопроекте предлагалось перенести сроки вступления в силу закона «О персональных данных» еще на год – до 1 января 2012 г.

Федеральным законом предусматривается, что информационные системы персональных данных (ИСПДн), созданные до 1 января 2011 г., должны быть приведены в соответствие с требованиями ФЗ «О персональных данных» не позднее 1 июля 2011 г. Таким образом, вступление в силу требований закона «О персональных данных» было отсрочено еще на полгода.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона `О персональных данных`» был принят Госудумой 10 декабря и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г.

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона `О персональных данных`».

Кого касаются требования

Требования к обеспечению безопасности персональных данных касаются практически всех. Ведь к информационным системам персональных данных могут быть отнесены, кроме кадровых и бухгалтерских, биллинговые системы, call-центры и автоматизированные системы бюро пропусков. Даже если секретарь просто набирает у себя в компьютере список сотрудников с телефонами и днями рождений – эта информация должна быть защищена.

С другой стороны, уже, несомненно, назрела реальная необходимость обеспечивать адекватную защиту персональных данных. C каждым днем увеличивается как ценность информации, так и изощренность способов, которыми ее можно несанкционированно получить. И, если и не самыми ценными, то, по крайней мере, самыми популярными для злоумышленников являются персональные данные. По материалам исследования компании InfoWatch в 2009 году среди всех зарегистрированных утечек информации персональные данные составили 89,8%.

В итоге согласно Федеральному закону №242-ФЗ, при сборе персональных данных, в том числе через интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан России с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

Ответственность за невыполнение требований

Инспекторы могут наложить штраф, принять решение о конфискации несертифицированых средств защиты или вынести требование о прекращении обработки персональных данных, что может принести значительные издержки предприятию. Кроме того, компания, осуществляющая обработку персональных данных с нарушением закона, несёт риски, связанные с возможными гражданскими исками от субъектов персональных данных, особенно в случаях утечки таких данных.

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, который регулирует защиту персональных данных. Согласно закону, статья кодекса под номером 13.11 получила новую редакцию и новое название – «Нарушение законодательства РФ в области персональных данных». Изменения вступят в силу с 1 июля 2017 г.

Прежнее название статьи 13.11 звучит как «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)». За соответствующие нарушения существует наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Для обычных граждан сумма штрафа составляет от p300 до p500, для должностных лиц – от p500 до p1 тыс. Юридические лица платят от p5 тыс. до p10 тыс.

С 1 июля 2017 г., если обработка персональных данных выходит за рамки случаев, предусмотренных законодательством, или является несовместимой с целями сбора данных, то за нее следует наказание в виде предупреждения или штрафа. Для обычных граждан штраф составит от p1 тыс. до p3 тыс., для должностных лиц – от p5 тыс. до p10 тыс., для юридических лиц – от p30 тыс. до p50 тыс. Все это – только в том случае, если такая обработка данных не содержит уголовно наказуемой составляющей.

В ряде случаев законодательство требует получить письменное согласие субъекта на обработку персональных данных. Если это согласие не получено, а данные тем не менее обрабатываются, нарушитель выплачивает штраф. Для граждан сумма штрафа составит от p3 тыс. до p5 тыс., для должностных лиц – от p10 тыс. до p20 тыс., для юридических лиц – от p15 тыс. до p75 тыс. Это же наказание применяется, если изменен состав сведений, на обработку которых дал согласие субъект.

Если оператор не обеспечил доступ к документу, где изложена его политика в отношении обработки персональных данных, то этот оператор получает предупреждение или платит штраф. Для обычных граждан сумма штрафа составит от p700 до p1,5 тыс. Должностные лица будут платить от p3 тыс. до p6 тыс. Индивидуальные предприниматели будут штрафоваться на сумму от p5 тыс. до p10 тыс., юридические лица – от p15 тыс. до p30 тыс.

Срок, в течение которого нарушителя следует привлечь к ответственности по статье 13.11, по-прежнему составляет 3 месяца, но теперь в него легче будет уложиться, поскольку процедура значительно сократилась. Дело в том, что раньше протоколы о нарушении этой статьи составлялись прокуратурой, а с 1 июля 2017 г. этим займутся чиновники Роскомнадзора и его региональных подразделений.

То есть, сейчас Роскомнадзор, выявив нарушение, обращается за протоколом в прокуратуру, и уже она направляет этот протокол в суд. Согласно новому закону, прокуратура выпадает из процесса. Это должно ускорить ход подобных дел. Если сейчас штрафы часто не взимаются из-за истечения срока давности, то с 1 июля 3 месяцев должно быть вполне достаточно [1] .

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации, можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят — все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

Facebook и Twitter выполнят требования российского законодательства

Крупные американские компании Facebook и Twitter выполнят требования закона «О персональных данных». Facebook планирует создать российское представительство, а Twitter перенести на территорию РФ серверы с персональными данными россиян, сообщают в ноябре 2017 года «Известия» со ссылкой на свои источники.

По словам представителей Роскомнадзора, в адрес ведомства пришло письмо от компании Twitter, подтверждающее готовность социальной сети локализовать базы данных на территории РФ к середине 2018 года. Реализация договоренности находится на постоянном мониторинге службы, однако пока проведение контрольных мероприятий не планируется, отметили в ведомстве.

Как сообщают собеседники издания, Facebook также решила выполнить требования законодательства и готовится открыть в России свое представительство. Представители компании ищут в России офис и руководителя местного подразделения. По словам экспертов, данный шаг может быть обусловлен тем, что заработок Facebook на российском рынке стал достаточно значимым для компании. В 2016 году Facebook могла заработать в России от $70 млн до $100 млн, рост этого показателя в 2017 году может составить 25–30%. В то же время неизвестно, собирается ли Facebook последовать примеру Twitter и перенести серверы с персональными данными россиян на территорию РФ.

Анализ типовых нарушений в области персональных данных

По данным регулятора, наиболее распространенным нарушением в данной сфере является предоставление оператором уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные или недостоверные сведения. На втором месте – непринятие мер для выполнения обязанностей, предусмотренных законом «О персональных данных».

По результатам 65 % плановых проверок, проведенных в первом полугодии 2017 года, выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения – 11 %
ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

  • 1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
  • 2) цель обработки персональных данных;
  • 3) категории персональных данных;
  • 4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
  • 5) правовое основание обработки персональных данных;
  • 6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • 7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
  • 7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
  • 8) дата начала обработки персональных данных;
  • 9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;
  • 10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
  • 10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
  • 11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

Непринятие оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами – 9 %
ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Несоответствие типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства Российской Федерации – 7 %
пп. а п. 7 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687

Типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения:

  • о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации,
  • имя (наименование) и адрес оператора,
  • фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных,
  • источник получения персональных данных,
  • сроки обработки персональных данных,
  • перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки,
  • общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.
Смотрите так же:  Судебные приставы приморский отдел

Непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных – 7 %

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.

Несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации – 6 %
п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687

Должны быть проинформированы:

  • о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации,
  • категориях обрабатываемых персональных данных,
  • об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации – 6 %
ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

  • 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  • 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  • 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  • 4) цель обработки персональных данных;
  • 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  • 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  • 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  • 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • 9) подпись субъекта персональных данных.

Отсутствие у оператора места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей), перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих к ним доступ – 6 %
п. 13 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 .

Twitter переносит персональные данные пользователей в Россию

В апреле 2017 года стало известно, что соцсеть Twitter начнет хранить персональные данные россиян, имеющиеся в ее распоряжении, на территории России, как того требует закон «О персональных данных». Перенос информации на российские сервера планируется осуществить к середине 2018 г. Сейчас компания определяет, какие именно данные будут перемещаться. Об этом сообщил Роскомнадзор, получивший письмо с уведомлением от вице-президента Twitter по вопросам публичной политики в Европе, Азии и на Ближнем Востоке Шинейд МакСуини (Sinead McSweeney).

Суд посчитал передачу обезличенных данных нарушением закона

Роскомнадзор выявил нарушения в связи с передачей пользовательских данных. Как сообщил «Известиям» представитель регулятора Ампелонский Вадим, речь идет о многочисленных фактах заключения операторами договоров о передаче сторонним компаниям. Это обнаружилось после проверок, проведенных Роскомнадзором по поручению президента. О точном количестве нарушений и компаний-нарушителей не сообщается.

Известно, однако, что МГТС собирала данные о трафике пользователей, присваивая каждому из них индивидуальный номер, и передавала их партнерам. Несмотря на то, что данные были обезличены и включали поисковые запросы и адреса посещенных страниц, суд решил, что этого достаточно для идентификации конкретных пользователей. На основе этого пользователям показывается персонифицированная реклама.

«Рекламодатель персонифицировано направляет определенную рекламу в зависимости от предпочтений субъекта, просмотренных интернет-страниц, товаров, работ, услуг и т.п.», — цитирует издание выдержку из судебных материалов.

По данным издания, оператор был оштрафован на 30 тыс. рублей. В компании с решением не согласны, однако передача данных была прекращено.

«МГТС не передавала третьим лицам сведения об абонентах. Речь шла только об обезличенных данных. Такая информация постоянно накапливается в поисковых системах без согласия пользователей, и проконтролировать дальнейшую ее передачу невозможно. Запретить использовать такую обезличенную информация можно лишь законодательно», — сказала директор по правовому обеспечению МГТС Ивана Никитина.

Вадим Ампелонский также отметил, что вопрос использования подобной информации недостаточно урегулирован. В свою очередь, представители рынка считают, что проверки свидетельствуют о начале работы по ужесточению законодательства в данной сфере.

В России заблокирован LinkedIn

В России заблокировали сеть профессиональных контактов LinkedIn. Суд закрыл доступ к сервису по иску Роскомнадзора: ведомству не понравилось, что компания всё еще хранит персональные данные российских пользователей на серверах, расположенных за пределами РФ. Регулятор направил предписание о блокировке LinkedIn провайдерам 17 ноября. Блокировка касается и сайта, и мобильного приложения социальной сети.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Российское министерство связи и массовых коммуникаций выступило за ужесточение на законодательном уровне процедуры дачи согласия на обработку персональных данных.

Процедура дачи согласия на обработку персональных данных должна быть законодательно ужесточена. Такую позицию ведомства высказал замминистра связи РФ Алексей Соколов.

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, большие данные. Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» [2] .

Полномочия по надзору за обработкой персональных данных россиян отдадут РКН

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил летом 2016 года правительству внести на рассмотрение Госдумы подготовленный Минкомсвязью законопроект, который наделит Роскомнадзор необходимыми полномочиями для осуществления контроля и надзора за обработкой персональных данных. Такая информация содержится в материалах правительства.

Отмечается, что законопроект направлен на устранение правовой неопределенности в законодательстве. Так, в настоящий момент в России обязанность контролировать обработку персональных данных граждан в соответствии с законом не закреплена ни за одним органом. Эти полномочия и хотят закрепить за Роскомнадзором.

2012: Дмитрий Медведев утвердил изменения требований к защите персданных

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 1 ноября 2012 года утвердил изменения требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства России.

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические, общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании «Микротест» Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. «Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям», — сказал Сергей Борисов. — самое обременяющее требование — необходимость сертификации СЗИ — осталось обязательным для всех ИСПДн».

«Следующий пункт — классификация ИСПДн», — продолжил он. — Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно — придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту».

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. «Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно», — подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности, представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

Комментарий от компании ИнфоТехноПроект: Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» основным условием обработки персональных данных субъектов является наличие согласия самого субъекта. Частью 2 вышеуказанной статьи установлены случаи, когда согласие субъекта персональных данных не требуется. В вышеприведенной цитате из текста законопроекта присутствует прямое указание на одно из подобных исключений, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Таким образом, операторы персональных данных («…государственные органы, органы местного самоуправления и организации, участвующими в предоставлении… государственных и муниципальных услуг…») будут избавлены от необходимости получать согласие субъекта на обработку его персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка. Тем не менее, далее по тексту авторы законопроекта предлагают считать запрос субъекта (заявителя) о предоставлении ему государственной или муниципальной услуги эквивалентом согласия заявителя с обработкой его персональных данных. Необходимость этого уточнения представляется сомнительной в свете вышеизложенной ссылки на отсутствие необходимости в получении согласия субъекта. Введение такого уточнения ставит под сомнение существование каких-либо Федеральных законов (кроме ТК РФ), которые вообще можно считать попадающими под действие исключения, предусмотренного п.1 ч.2 ст.6 №152-ФЗ.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019