Проектная деятельность лицензия

Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17)

Глава III. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Лицензия на разработку проектной документации

Неотъемлемым и очень важным этапом как капитального строительства, так и любой реставрационной деятельности являются проектные работы. Это понятие включает в себя объемный комплекс работ по инженерному и архитектурному проектированию. Такого рода процесс состоит из нескольких стадий – от выработки и утверждения концепции и эскиза, до рассмотрения конкретных элементов и поиска решений. Каждый из этих этапов сопровождается определенным документированием. Рассмотрим эти стадии подробнее:

  1. Предпроектная подготовка. На данной стадии вносятся предложения предпроектного характера, которые могут быть основаны на самых разнообразных данных о будущем проекте: размеры, необходимые сырьевые и энергетические ресурсы, вспомогательные и основные производства и их наличие. Данный вид работ создан для того, чтобы внести конкретику относительно масштабов строительства, решений в области планировки и эскизов объекта. Эта стадия необходима для того, чтобы заказчик определился с использованием земельного участка, находящегося в его распоряжении или же выбрал новый участок, подходящий для строительства и реставрации. К тому же, заказчик на данной стадии может оценить свои финансовые возможности и пересмотреть рентабельность использования уже имеющихся объектов.
  2. Вторым и, пожалуй, самым ответственным шагом является разработка проектной документации. Данный этап включает в себя разработку всей проектной документации в полном объеме, в соответствии со списком требований к текстовым и графическим частям, прописанным в Постановлении Правительства Российской Федерации №87. Далее проектная документация предоставляется в государственные либо негосударственные органы для прохождения соответствующей экспертизы (хотя предшествующим этому этапом выступает согласование проектной документации). В случае положительного заключения экспертизы, выдается разрешение на строительство или реконструкцию объекта. Для того чтобы в полной мере реализовать данный этап и перейти к следующему предприятию, необходима лицензия на разработку проектной документации.
  3. Далее следует разработка рабочего проекта, на основании чего в дальнейшем будут непосредственно идти все строительные работы. Рабочая проектная документация включает в себя графические материалы (конкретные и подробные), по которым строительной организацией будет возведен или отреставрирован объект.

Осуществлением проектных работ занимается весьма и весьма широкий круг профессионалов – архитекторов, специалистов-технологов, конструкторов, электриков, теплотехников, высококвалифицированных рабочих в области систем отопления, вентиляции, водоотведения, кондиционирования. Незаменимы также специалисты-сметчики и в области разработок плана организации строительства.

Как уже было сказано, лицензия на разработку проектной документации необходима при капитальном строительстве и реставрационной деятельности. В свою очередь, видом такой деятельности является деятельность по сохранению объектов наследия культуры Российской Федерации.

Классификатор подобных видов работ можно с долей условности разделить на две составляющие:

  • Разработка научно-проектной документации (первые два вида по классификатору);
  • Проведение ремонтно-реставрационных работ (пункты с 3-го по 31-й).

Федеральным законом, на сегодняшний день, запрещено проводить ремонтно-реставрационные работы без предварительного комплексного обследования и последующей разработки научно-проектной документации. Область научно-проектной деятельности в этом направлении весьма широка и связана с инженерным укреплением, консервацией, проведением ремонта, реставрации и воссоздания памятников истории РФ.

Компании, которые планируют связать свою строительную и/или проектную деятельность с памятниками истории РФ должны получить специальный разрешительный документ Министерства Культуры РФ, которым является лицензия на реставрацию объектов культурного наследия.

Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия вместе с видами работ, относящимися к проектированию документации, часто именуется как лицензия на разработку проектной документации. Принципиальная разница заключается лишь в наименовании документа и в перечне тех видов работы, которые он разрешает.

Заказчик работ (это может быть сам собственник или же лицо, которому переданы права пользования владения и распоряжения), к чьей юрисдикции относится объект культуры, размещает на информационном портале государственных услуг задание на проведение проектных и реставрационных работ объекта. Иногда проведение проектных и реставрационных работ разбивают на разные тендеры или аукционы. Связано это с различными обстоятельствами, такими как поэтапное финансирование, потребность в одном виде работ, сезонность и мн.др. Но зачастую, заказчик размещает задание на проведения комплекса проектных и реставрационных работ. Это сильно ограничивает количество участников тендера или аукциона, т.к. в распоряжении далеко не всех компаний имеется лицензия на разработку проектной документации.

Компании, которые выиграли тендер или аукцион, разрабатывают научно-проектную документацию. Разработка проектной документации состоит из следующих этапов:

  • Проведение предварительного комплексного обследования;
  • Проведение комплекса научных исследований;
  • Создание реставрационного проекта;
  • Расчет рабочей проектно-сметной документации;
  • Создание научно-реставрационного отчета.

Корректировка проектных документов осуществляется и в процессе выполнения реставрационных работ над памятником, т.к. исследования его состояния проводятся на всем этапе производства ремонтных работ.

Так для чего же, собственно, нужны проектные работы? Во-первых, для того, чтобы строительство было согласовано с государственными надзорными органами. Во-вторых, проектные работы сформируют точное и весьма детальное представление о будущем объекте и разъяснят процесс его возведения. В-третьих, для операций, объединенных общим названием «бизнес-планирование» (куда входят составление смет, различных графиков, расчет финансирования). Еще одно важное значение проектных работ состоит в контроле работ абсолютно на всех этапах строительства и реставрации объекта. К тому же, проектные работы помогут в процессе формирования критериев, необходимых для осуществления приемки объектов по окончании строительных работ.

Таким образом, для того чтобы воспользоваться всеми преимуществами проектных работ, каждой организации необходима лицензия на разработку проектной документации, которую она может без лишних усилий и проблем получить с ООО «Национальные системы качества». Наша компания завоевала признание клиентов благодаря тому, что выстраивает отношения на началах партнерства и принципах ответственности, надежности оперативности. К каждому клиенту ООО «НСК» применяет индивидуальный подход, рассчитывая на долгосрочные и взаимовыгодные деловые отношения.

Нужно ли лицензирование проектной деятельности?

Нужна ли лицензия на проектные работы по системам видеонаблюдения, охранной сигнализации, СКУД и СКС? Или нужно СРО?

Ответы юристов (2)

Добрый день, Оксана!

Для установки охранной, пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения необходим допуск СРО

Для производства работ по проектированию, монтажу, ремонту и обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений необходимо иметь лицензию МЧС России, а также необходимо вступить в СРО и получить допуск СРО.

Добрый вечер, Оксана!

Начнем с того, что Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010г. зарегистрирован приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Данный перечень содержит виды работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на их безопасность.

Поэтому 1-ый критерий по которому можно определить нужно ли СРО — выполняются ли работы по проектированию в отношении объектов КС, т.к. среди них есть исключения. Например,

в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

— не требуется выдача разрешений.

Кроме того, Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства. Это второй критерий. Т.к. если объект действующий — для работы на нем допуска СРО не требуется.

Теперь по работам.

Первое о чем Вы спрашивали — это системы видеонаблюдения. Системы видеонаблюдения относят к слаботочным сетям. 624-ый Приказ говорит о том, что

Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем (п.4.4.)

требуют получения свидетельства СРО, но только в том случае, если данные работы выполняются на особо опасных, технически сложных или уникальных объектах (ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ).

Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем (п.5.6. Приказа)

требуют получения СРО на проектирование, но опять же за искл. тех объектов о которых я говорил выше (и здесь я сомневаюсь что системы видеонаблюдения к ним относятся. )

Лицензия МЧС на проектирование систем видеонаблюдения не нужна!

Далее — охранная сигнализация. На проектирование не нужно ни СРО, ни лицензия МЧС.

Если Вы проектируете охранно-пожарную сигнализацию (п.10 Приказа) необходимо получать свидетельство саморегулируемой организации.

Система контроля и управления доступом и структурированная кабельная система (СКС) — это внутренние слаботочные системы, —

СРО нужно только в том случае, если объект, для которого вы разрабатываете проект СКУД и СКС, относится к особо опасным и технически сложным объектам.

и еще для общего образования — li.ru/go?sro003.ru/kogda-ne-nuzhno-chlenstvo-v-sro

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие виды проектной деятельности и с какими условиями может осуществлять ИП без членства СРО?

Добрый день. Какие виды проектной деятельности и с какими условиями может осуществлять ИП без членства СРО?Что дает членство СРО без оплаты

Уточнение клиента

Что дает членство СРО без оплаты фонда обеспечения исполнения договорных обязательств.

03 Января 2018, 07:35

Ответы юристов (3)

Виды проектной деятельности устанавливает не СРО, а лицензия на проектные работы.

А вот лицензию выдает СРО.

Что дает членство СРО без оплаты

В законе и уставе СРО написано много. Но по факту .

Уточнение клиента

Что Вы имеете ввиду под лицензией на проектные работы?

03 Января 2018, 07:36

Есть вопрос к юристу?

Деятельность в области проектных работ ЛИЦЕНЗИРУЕТСЯ.

Лицензию выдает СРО. Без лицензии Вы не вправе осуществлять проектную деятельность.

Уточнение клиента

Лицензирование проектной деятельности, насколько помню, было до 2009 г. После действовало Свидетельство о допуске к видам работ, выдаваемое СРО, но были и исключения в видах работ, которые можно было выполнять без свидетельства. С 1 июля 2017г. правила вновь поменялись и Свидетельство теперь недействительно, а требуется членство СРО, плюс к тому появился некий фонд обеспечения исполнения договорных обязательств, который составляет львиную долю затрат при вступлении СРО. Вопрос собственно и заключается в том, что теперь возможно делать проектировщику без вступления в СРО, и что возможно делать вступив в СРО, но не оплачивая фонд обеспечения исполнения договорных обязательств (насколько понял, это возможно).

03 Января 2018, 07:51

В правовой базе КонсультантПлюс данный документ числится действующим:

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902)

Что касается лицензии, то действительно я пользуюсь старой терминологией. Сейчас получение Свидетельства о допуске.

Раньше выдавал лицензию главархитектура, сейчас многочисленные СРО. Раньше за копейки, сейчас .

Что касается вопроса в части, что можно делать — все что не входит в приказ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Проектные лицензии

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование — мероприятия связанные с:

  • предоставлением лицензий,
  • переоформлением документов,
  • приостановлением действия лицензии,
  • возобновлением действия лицензий,
  • аннулированием лицензий,
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий,
  • предоставление сведений и иной информации о лицензировании.
Смотрите так же:  Как считать сумму за патент

Лицензия на проектную деятельность может быть выдана юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица для оказания услуг в области проектирования.

Данная лицензия выдается Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. Виды работ по проектированию, на которые Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ выдает лицензии, перечислены в классификаторе.

Перечень документов для получения лицензии на проектирование:

  1. Нотариально заверенная копия Устава предприятия
  2. Нотариально заверенная копия Учредительного договора (если есть)
  3. Нотариально заверенная копия Свидетельства о регистрации предприятия (для организаций, зарегистрированных до 01.07.2002 г.)
  4. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ
  5. Нотариально заверенная копия свидетельства ИМНС о постановке на учет
  6. Копия справки из органов Госкомстата о присвоении кодов
  7. Нотариально заверенная копия свидетельства об изменениях (если были изменения в учредительных документах)
  8. Выписка из ЕГРЮЛ (не более 1 месяца давности, оригинал)
  9. Банковские реквизиты предприятия
  10. Фактический адрес предприятия и контактный телефон органа управления
  11. Сведения о квалификационном составе предприятия (c указанием должности, Ф.И.О., образования, стажа работы)
  12. Для получения квалификационных аттестатов необходимо предоставить: ксерокопии дипломов, паспортов, заверенные печатью фирмы
  13. Договор аренды на офис и свидетельство на собственность (ксерокопия)

Область действия лицензии на проектирование: Российская Федерация

Срок действия проектной лицензии: 5 лет

Срок получения проектной лицензии: 2,5 месяца

Специалисты юридической фирмы «Магистр Права» подготовят комплект документов в соответствии с государственными стандартами и Вашими видами деятельности для Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Проектная лицензия достаточно трудоемкий процесс, требующий профессиональных знаний и умений.

«Магистр Права» качественно и в срок оформит лицензию на проектные работы, в том числе с осуществлением функций Генерального проектировщика.

Стоимость получения лицензии на проектные работы зависит от:

  • оформляете ли Вы первую лицензию на строительство или продлеваете имеющуюся;
  • видов работ, которыми Вы планируете заниматься;
  • потребуется ли получение дополнительных заключений экспертных базовых центров;
  • прошли ли Ваши специалисты необходимую аттестацию и обучение.

Государственная пошлина за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий оплачивается по безналичному расчету с расчетного счета соискателя лицензии в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (на основании ФЗ от 02.11.2004 № 127 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Ст. 15. ).

Оформить все требуемые документы в соответствии с действующими законами и нормативно-правовыми актами о лицензировании отдельных видов деятельности, урегулировать необходимые формальности, и обеспечить Вам надежное юридическое обоснование Вашего бизнеса помогут специалисты фирмы «Магистр Права».

С минимумом затраченного времени и нервов, вы получите профессиональную консультацию и практическую помощь в оформлении требуемых документов и согласовании всевозможных вопросов и проблем.

Нужно ли лицензирование проектной деятельности?

Наша компания занимается установкой газовых счетчиков для населения в квартирах и частных домах. Раньше мы прикрепляли к пакету документов исполнительную схему установки счетчика. Сейчас местные горгазы требуют для выполнения этих работ разработку проекта и согласование его с ними до выполнения работ. Справедливы ли их требования и нужно ли иметь СРО на проектные работы? Заранее спасибо

Ответы юристов (5)

Да, Вам нужно состоять в СРО и иметь допуск по п. 4.6 раздела II Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902)

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ РАБОТ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ, ПО ПОДГОТОВКЕ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

II. Виды работ по подготовке проектной документации
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения
4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации
4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения
4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации
4.6. Работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения

Есть вопрос к юристу?

Лицензия и допуск СРО разные вещи.

Лицензия вам не нужна, поскольку ваша деятельность не лицензируется согласно ст.12 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно ст.55.8 ГрадК РФ 1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624
«Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ
19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов
15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

То есть, допуск СРО на данные виды работ вам нужен.

Что касается именно установки счетчика, без изменения системы газоснабжения, то ни в Законе N 261-ФЗ, ни в подзаконных актах не говорится о том, что с РСО нужно согласовывать типы и стоимость приборов учета, проект установки счетчика и вообще учитывать их пожелания. Все это возможно в рамках добровольной установки, то есть по инициативе управляющего домом до того момента, как РСО обратилась к нему с уведомлением о принудительной установке. С этого момента РСО самостоятельно определяет, какой прибор учета ставить и каким образом.

Приказом Министерства регионального
развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 «Об утверждении критериев наличия
(отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего
(квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической
возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
установлена необходимость лишь составлять акт обследования на предмет
установления наличия (отсутствия) технической возможности установки
индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов
учета.

Так, согласно данному приказу техническая возможность установки прибора
учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении),
за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе
обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета
соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома
(жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта
существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и
(или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного
оборудования);

б) при установке прибора учета
соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных
метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида,
в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и
о техническом
регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке
прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение
предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении
единства измерений и о техническом регулировании
обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего
вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе
из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных
систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности,
электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить
доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его
обслуживания, замены.

Техническая
возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением
многоквартирного дома, указанного в пункте 5
настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета
тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный
дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Техническая возможность установки прибора
учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении),
за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5
настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности
установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие
критериев, указанных в пунктах
2 и 3 настоящего документа.

В
отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным
законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено
требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами
приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких
приборов учета имеется.

Результаты обследования технической
возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической
возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного
(общедомового) приборов учета.

Клиент вроде бы спрашивает про разработку проектов, а не про работы по монтажу счётчиков, разве нет?

Очень рекомендую ознакомиться со знаковым Постановлением суда, хоть и большое. Найдется много интересного:

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу N А33-8088/2014
Резолютивная часть постановления объявлена «06» ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен «13» ноября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Бутиной В.И.,
при участии:
от ответчика (Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Шмыгина С.И., представителя по доверенности от 17.02.2014 N 35,
от третьего лица (индивидуального предпринимателя Каширина В.В.): Шестерня С.А., представителя по доверенности от 02.09.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Красноярсккрайгаз»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «22» августа 2014 года по делу N А33-8088/2014, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
открытое акционерное общество «Красноярсккрайгаз» (далее — общество, заявитель, ИНН 2460220440, ОГРН 1092468056130) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее — антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительным предписания от 19.02.2014 N 445-10-13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Каширин В.В. (далее — предприниматель, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, считает, что установка (монтаж) приборов учета газа может осуществляться только специализированной организацией; монтаж приборов учета газа является переустройством внутридомового газового оборудования и должен осуществляться исключительно специализированной организацией; предприниматель Каширин В.В. не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к организации, имеющей право на установку приборов учета газа, поскольку не является специализированной организацией, не имеет допуска СРО, не имеет аварийно-диспетчерской службы, не является лицом, с которым заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Предприниматель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление индивидуального предпринимателя Каширина В.В. на незаконные действия ОАО «Красноярсккрайгаз», выразившиеся направлении в его адрес уведомления (исх. N 1715 от 21.08.2013) о прекращении с 22.08.2013 допуска в эксплуатацию и опломбирования приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными.
По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 25 ноября 2013 года N 919 возбуждено дело N 445-10-13 в отношении ОАО «Красноярсккрайгаз» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.
Открытое акционерное общество «Красноярсккрайгаз» (далее — общество) зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468056130. Основным видом деятельности ОАО «Красноярсккрайгаз» является реализация сжиженного углеводородного газа населению для коммунально-бытовых нужд. Помимо основной деятельности ОАО «Красноярсккрайгаз» оказывает потребителям, в том числе услуги по установке (монтажу) приборов учета газа.
В соответствии с прейскурантом цен на услуги газового хозяйства для населения, утвержденного генеральным директором ОАО «Красноярсккрайгаз» Ковалем А.В. 01.04.2014, стоимость услуги по монтажу газового счетчика без применения сварки — 3787 рублей.
Индивидуальный предприниматель Каширин Владимир Валентинович (далее -предприниматель, ИП Каширин) зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей под номером 304246421700033.
ИП Каширин В.В. прошел добровольную сертификацию в ООО «Жилстройсертификация», в связи с чем 12.07.2012 ему выдан сертификат соответствия серии 77/0001 N 007, на основании которого предприниматель оказывает услуги по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета; распределение газообразного топлива, услуги газификации — установку газовых приборов.
Согласно представленной ИП Кашириным В.В. калькуляции, стоимость услуги по подключению счетчика учета расхода газа составляет 2500 рублей 02 копейки.
До августа 2013 года ОАО «Красноярсккрайгаз» принимало в эксплуатацию и опломбировало приборы учета газа, установленные ИП Кашириным В.В. (СЦ «ВВК-Сервис») на основании вышеуказанных договоров, заключенных с гражданами.
21 августа 2013 ОАО «Красноярсккрайгаз» направило в адрес предпринимателя уведомление (исх.N 1715 от 21.08.2013), в котором указало, что «в целях безопасности работы газового оборудования жителей г. Красноярска, а также с учетом проведенной проверки прокуратуры Свердловского района г. Красноярска по вопросу монтажа и ввода в эксплуатацию приборов учета газа, производимых ИП Кашириным В.В. (СЦ „ВВК-Сервис), и сложившейся судебной практики (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2013 по делу N А46-28018/2012), ОАО “Красноярсккрайгаз» настоящим письмом уведомляет Вас о том, что с 22.08.2013 не будут приниматься к вводу в эксплуатацию и опломбировке приборы учета газа, установленные организациями не являющимися специализированными. При выявлении фактов незаконной установки ИП Кашириным В.В. (СЦ «ВВК-Сервис) приборов учета газа, ОАО „Красноярсккрайгаз“ будет уведомлять Департамент городского хозяйства г. Красноярска, органы внутренних дел, прокуратуру, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю и управляющие компании».
Получив указанное уведомление, предприниматель обратился в ОАО «Красноярсккрайгаз» с письмом, в котором указал на незаконность оснований в прекращении приема в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, изложенных в письме (исх.N 1715 от 21.08.2013), а также просил «приостановить решение о запрете приема в эксплуатацию приборов учета газа, установленных ИП Кашириным В.В., до принятия согласованного решения в ходе переговоров и дать возможность выполнить уже взятые на себя обязательства в отношении потребителей, у которых приняты заявки на установку счетчиков газа».
23 августа 2013 года ИП Каширин В.В. повторно направил в адрес ОАО «Красноярсккрайгаз» письмо (вх.N 982 от 23.08.2013), в котором подробно, со ссылками на действующие нормативно-правовые акты указал, что в соответствии с действующим законодательством для выполнения работ по установке газовых счетчиков членство в СРО не требуется; деятельность по установке газовых счетчиков не является лицензируемым видом деятельности, следовательно, ею может заниматься любой хозяйствующий субъект. В указанном письме заявитель довел до ОАО «Красноярсккрайгаз» информацию о том, что его действия по прекращению ввода в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных ИП Кашириным В.В., расцениваются последним как создание препятствий доступу на товарный рынок. Кроме того, ИП Каширин В.В. уведомил ресурсоснабжающую организацию о том, что «с 26.08.2013 возобновляет свою работу по установке приборов учета газа в географических границах г. Красноярска. Все потребители, которым будет отказано в принятии счетчиков газа в эксплуатацию, будут направляться в Роспотребнадзор и судебные инстанции для отстаивания своих законных прав».
Антимонопольным органом также установлено, что в период с августа по октябрь 2013 года на сайте ОАО «Красноярсккрайгаз» размещалась «Информация для тех, кто установил или планирует установить приборы учета газа у ИП Каширина В.В. (»ВВК-Сервис»). ОАО «Красноярсккрайгаз» в указанной статье призвал жителей газифицированных домов не подвергать свою жизнь опасности, проявлять бдительность при установке приборов учета газа и обращаться только в специализированные организации.
Решением антимонопольного органа от 19.02.2014 N 445-10-13 действия ОАО «Красноярсккрайгаз», выразившиеся в неправомерном направлении в адрес ИП Каширина В.В. уведомления (N 1715 от 21.08.2013), содержащего угрозу отказа с 22.08.2013 в приеме в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, а в последующем отказы гражданам во вводе в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных ИП Кашириным В.В., признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Обществу выдано предписание N 445-10-13 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, согласно которому обществу надлежит:
в срок до 30.04.2014 отозвать направленное в адрес ИП Каширина В.В. уведомление (исх. N 1715 от 21.08.2013) о прекращении приема к вводу в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющихся специализированными;
с момента получения настоящего предписания в отсутствие законных на то оснований не отказывать гражданам в приеме в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, в случае их установки организациями, не являющимися специализированными.
Не согласившись с предписанием от 19.02.2014 N 445-10-13, заявитель в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 19.02.2014 N 445-10-13 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статей 22, 23, 41 Закона о защите конкуренции оспариваемое предписание вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Антимонопольным органом установлено, что ОАО «Красноярсккрайгаз» занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженного углеводородного газа населению для коммунально-бытовых нужд на территории г. Красноярска, п. Большая Мурта, п. Березовка, п. Емельяново, п. Енисейск, г. Зеленогорск, с. Казачинское, п. Манский, п. Партизаны, с. Пировское, с. Стрелка, с. Сухобузимо, п. Кедровый, с. Ермаки, с. Идра, п. Каратуз, п. Краснотуранск, п. Курагино, г. Минусинск, с. Шушенское, г. Ачинск, г. Ужур, с. Большой Улуй, с. Балахта, с. Бирилюссы, п. Боготол, п. Козулька, г. Назарово, с. Новоселово, п. Тюхтет, с. Ч.-Речка, г. Шарыпово, п. Канский, п. Абанский, ц. Агино-Саянский, п. Дзержинский, г. Заозерный, г. Иланский, с. Ирбейское, п. Нижний Ингаш, п. Тасеевский, г. Уяр Красноярского края, в соответствии с Региональным разделом реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более, чем 50%.
В связи с тем, что решением антимонопольного органа от 19.02.2014 N 445-10-13 действия ОАО «Красноярсккрайгаз», выразившиеся в неправомерном направлении в адрес ИП Каширина В.В. уведомления (N 1715 от 21.08.2013), содержащего угрозу отказа с 22.08.2013 в приеме в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющимися специализированными, а в последующем отказы гражданам во вводе в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных ИП Кашириным В.В., признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обществу выдано оспариваемое предписание от 19.02.2014 N 445-10-13.
Согласно оспариваемому предписанию, обществу надлежит:
в срок до 30.04.2014 отозвать направленное в адрес ИП Каширина В.В. уведомление (исх. N 1715 от 21.08.2013) о прекращении приема к вводу в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, установленных организациями, не являющихся специализированными;
с момента получения настоящего предписания в отсутствие законных на то оснований не отказывать гражданам в приеме в эксплуатацию и опломбировке приборов учета газа, в случае их установки организациями, не являющимися специализированными.
В соответствии с частью 1 пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5.1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Приведенные правовые нормы обязывают собственников квартир произвести установку приборов учета используемого природного газа, газоснабжающие организации осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета в случае обращения к ним гражданина — собственника квартиры на основании заключенного с ним договора. Однако Закон об энергосбережении не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий
Деятельность указанных в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организаций осуществляется на основании возмездного договора, который является публичным договором в силу положений Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149.
Требования к лицам для осуществления действий по замене и эксплуатации приборов учета используемого природного газа установлены Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при пользовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее — Правила N 410).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 410 «внутриквартирное газовое оборудование» — газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа; «специализированная организация» — газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно пункту 6 Правил работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Однако, указанные пункты Правил признаны недействующими со дня вступления в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 КАКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа. В указанном решении Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что хозяйствующие субъекты, не являющиеся газораспределительными организациями, лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и
внутриквартирного газового оборудования. Установление к хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных федеральным законом и необоснованно препятствующих осуществлению их деятельности, привело к ограничению гражданских прав этих хозяйствующих субъектов, устранению конкуренции в соответствующей сфере товарного рынка, лишило потребителей коммунальной услуги по газоснабжению свободного выбора контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте указанного газового оборудования.
Кроме того, Закон об энергосбережении не содержит ограничение на установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий, равно как и указанными Правилами не предусмотрено исключительное право специализированной организации (газораспределительной организации) по осуществлению действий по установке (монтажу) приборов учета используемого газа в рамках исполнения требований Закона об энергосбережении.
В связи с изложенным, довод ОАО «Красноярсккрайгаз» о том, что установка (монтаж) приборов учета газа может осуществляться только специализированной организацией, отклоняется судом как необоснованный.
Довод заявителя о том, что установку приборов учета вправе осуществлять исключительно члены саморегулируемых организаций, имеющие допуск к виду деятельности, предусмотренному пунктами 19.8 и 19 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, также не основан на нормах действующего законодательства.
Так, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации «объектом капитального строительства» является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено; «строительство» — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); «реконструкция объектов капитального строительства» — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту — Перечень).
Пунктом 2 приказа от 30.12.2009 N 624 определено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В примечании к приказу установлено, что виды и группы видов работ, отмеченные значком , требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установленный статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов является исчерпывающим.
При этом, остальные виды и группы видов работ, не помеченные в Перечне значком , требуют обязательного получения свидетельства, поскольку оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В случае если разрешение на строительство не требуется, то свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, также не требуется для производства работ.
В соответствии с пунктом 15.3 Перечня к числу работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, отнесены работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения. Работы по устройству и демонтажу системы газоснабжения оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но не отмечены знаком , в связи с чем для их выполнения необходимо наличие свидетельства о допуске к работам.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для выполнения работ по устройству и демонтажу системы газоснабжения получение свидетельства о допуске требуется исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. В рассматриваемом случае пункт 15.3 раздела 3 Перечня не применим, так как установка счетчика не относится к монтажу системы газоснабжения.

Доводы общества о том, что монтаж приборов учета газа является переустройством внутридомового газового оборудования и должен осуществляться исключительно специализированной организацией, со ссылкой на Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ Р 22.1.12-2005, статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденный приказом Минрегиона Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, Правила N 410, письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 N 3826-ИГ/04/ГС, пункты 7.4.3, 7.4.4, 5.1.1, 5.1.3 ГОСТа 54961-2012, а также иные нормативные акты, содержащие понятие «Газораспределительная организация», не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку вывод суда о том, что требованиями действующего законодательства, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, не предусмотрено ограничение на установку приборов учета газа исключительно специализированными организациями. Такое ограничение приводит к нарушению прав хозяйствующих субъектов, не относящихся в специализированным организациям, на осуществление данного вида деятельности при соблюдении иных требований законодательства. Доводы общества основаны на неверном толковании норма материального права.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы общества о том, что предприниматель Каширин В.В. не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к организации, имеющей право на установку приборов учета газа, поскольку не является специализированной организацией, не имеет допуска СРО, не имеет аварийно-диспетчерской службы, не является лицом, с которым заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащие требованиям действующего законодательства, которым такие требования к организации, осуществляющей установку приборов учета газа, не предусмотрены.
В обосновании заявленных требований ОАО «Красноярсккрайгаз» указывает на то, что работы по установке приборов учета газа должна производить исключительно специализированная организация в целях обеспечения безопасности граждан, использующих газ для бытовых нужд, и недопущения несчастных случаев, связанных с ненадлежащей установкой приборов учета неспециализированными организациями. Однако обществом не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее выполнение работ по установке приборов учета газа организациями, не являющимися специализированными, в частности, ИП Кашириным В.В., повлекшее (могущее повлечь) наступление несчастных случаев.
Кроме того, Каширин В.В. прошел добровольную сертификацию, ему выдан сертификат соответствия серии 77/0001 N 007. Таким образом, монтаж (установка) прибора учета газа осуществлялась лицом, деятельность которого сертифицирована.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила N 549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил N 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение пяти рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Пунктом 27 Правил N 549 установлено, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны произвести установку приборов учета газа, а газоснабжающие организации — осуществлять установку, замену, эксплуатацию приборов учета газа, в случае обращения к ним собственника помещения на основании заключенного договора, а также произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента. При этом основания, в соответствии с которыми поставщик газа (газоснабжающие организации) освобождается от указанной обязанности, действующим законодательством не установлены.
Названная норма предполагает, что поставщик газа должен самостоятельно определить, какие действия позволят ему с достоверностью установить исправность прибора учета. Установив указанные обстоятельства, поставщик газа ставит на прибор учета пломбу.
Внутренним документом ОАО «Красноярсккрайгаз» (Положение о порядке установки прибора учета газа) установлено, что ввод прибора учета в эксплуатацию включает в себя внешний осмотр прибора учета на предмет наличия комплектности, отсутствия видимых повреждений, дефектов, проверку сохранности пломб, проверку герметичности счетчика.
Положения действующего законодательства не предполагают наличия оснований, в соответствии с которыми поставщик газа освобождается от обязанности произвести опломбировку прибора учета газа. В частности, Правилами поставки газа не предусмотрено право отказа поставщика газа по установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, в том числе в случае установки такого прибора учета сторонними организациями (не являющиеся специализированными организациями).
Учитывая изложенные обстоятельства и нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольный орган правомерно выдал обществу оспариваемое предписание от 19.02.2014 N 445-10-13 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которое соответствует действующему законодательству и прав и законных интересов общества не нарушает.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, основаны не неверном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции с учетом требований действующего законодательства, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество. Поскольку обществом уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей по платежному поручению от 16.09.2014 N 9791, то обществу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «22» августа 2014 года по делу N А33-8088/2014 оставить без изменения, а ап

Смотрите так же:  Налог с процентов за просрочку платежа

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019