Пособие по масс

Год публикации: 2007

Библиографическая ссылка:: Сорокин В.И., Озерянский В.А. Масс-спектрометрия. Методы ионизации и разделения ионов: Методическое пособие к спецкурсу «Спектральная идентификация органических соединений». — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. — 39 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Настоящая разработка представляет собой учебно-методический комплекс к спецкурсу «Спектральная идентификация органических соединений». Масс-спектрометрия — инструментальный метод установления строения соединений посредством перевода вещества в ионизированное состояние, разделения образующихся ионов по величинам отношения массы к заряду и регистрации ионов каждого вида.

Пособие по масс

Основы масс-спектрометрии белков и пептидов: учебное пособие

Кол-во страниц: 180

Основы масс-спектрометрии белков и пептидов: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Книга представляет собой первое учебное пособие на русском языке по основам масс-спектрометрии белков и пептидов. Цель настоящего издания — заинтересовать молодых исследователей информативной, красивой и востребованной во всем мире дисциплиной, дать возможность более эффективно применять масс-спектрометрию для решения фундаментальных и прикладных научных задач. Книга написана в формате лекций для начинающих, хорошо иллюстрирована и сопровождается представительным списком цитированной литературы.
Издание рассчитано на студентов и аспирантов химических, физико-химических, биологических и медицинских специальностей; будет полезно научным сотрудникам, уже работающим в области исследований белков и пептидов или интересующимся этим научным направлением.

Пособие по масс

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Масс» в других словарях:

Масс — Масс: Масс пивная кружка. Известные носители фамилии: Масс, Анна Владимировна (род. 1935) русская писательница. Масс, Вадим Семёнович (1919 1986) советский оператор и режиссёр. Масс, Владимир Захарович (1896 1979) … … Википедия

МАСС — Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МАСС многофункциональное аварийно спасательное судно Источник:… … Словарь сокращений и аббревиатур

массёза — ы, ж. masseuse f. Массажистка. Вокруг парижанки должна образоваться подобная же стая мелких хищников, питающихся ее остатками. Уродливая эта стая. Одни названия чего стоят: ma masseuse, épileuse, la laxeuse .. Что такое массеза? Глагол masser… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МАСС — Старинная мера емкости в Швейцарии и Германии, различной величины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

массёр — а, м. masseur m. един. То же, что массажист. Г. Дьяченко Из области таинственного 221 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Масс — (Фед. Фед., р. 26 мар. 1864?), подполк., авт. брош. о кавалер. разведке (Варшава) 1909 г. <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия

масс- — (лат. ком, кусок) первая часть сложных слов, пишется через дефис … Орфографический словарь-справочник

масс — рецидивист … Воровской жаргон

Масс-спектрометр — Масс спектрометрия (масс спектроскопия, масс спектрография, масс спектральный анализ, масс спектрометрический анализ) метод исследования вещества путём определения отношения массы к заряду (качества) и количества заряженных частиц, образующихся… … Википедия

Масс-спектроскопия — Масс спектрометрия (масс спектроскопия, масс спектрография, масс спектральный анализ, масс спектрометрический анализ) метод исследования вещества путём определения отношения массы к заряду (качества) и количества заряженных частиц, образующихся… … Википедия

Пособие по масс

Конституция СССР — Учебное пособие

1. положение и борьба трудящихся масс в царской россии.

Положение рабочих. Фабрики, заводы, угольные копи, рудники, нефтяные промыслы составляли в царской России частную собственность капиталистов.

А рабочие не имели ничего, кроме своих рабочих рук. Они вынуждены были наниматься на работу к капиталистам и обогащать их своим трудом. Работа на предприятиях продолжалась по 11 1/2 часов в день и больше.

В. И. Ленин писал, что рабочие большую половину рабочего дня работали даром на капиталистов и только меньшую половину рабочего дня трудились на самих себя. Например, в 1908 году капиталисты нажили на даровом труде рабочих в среднем по 252 рубля с каждого. А рабочие получили от капиталистов заработной платы по 246 рублей каждый за год, или по 67 копеек на день[5].

Вот перед нами расчётная книжка Егора Власова, рабочего Путиловского завода, принадлежавшего богатейшим капиталистам России (теперь это завод имени Кирова в Ленинграде). В книжке записано, что Власов получает 50 копеек заработной платы в день и что за полмесяца причитается ему 6 рублей 50 копеек. Из этого полумесячного заработка высчитывается 5 рублей 43 копейки за жалкие «харчи», взятые в долг в заводской лавке, 13 копеек высчитывается на церковь при заводе, а на руки Власову выдаются 94 копейки.

Стало быть, рабочий Власов, трудившийся на капиталиста с раннего утра до позднего вечера, получал за свой труд на удовлетворение всех своих потребностей (помимо «харчей») меньше двух рублей в месяц!

На заводе Семянникова в Петербурге (теперь это Невский завод имени Ленина) был такой случай. Рабочий Ефим Лахнов клепал котёл, подвешенный на цепи подъёмного крана. Рабочий заметил, что цепь недостаточно прочна, и пошёл заявить об этом начальнику цеха. Тот раскричался и приказал продолжать работу. Не прошло и часу, как в мастерской раздался страшный грохот. Сбежавшиеся рабочие увидели, что котёл сорвался с цепи и насмерть задавил их товарища. Стоявший тут же начальник цеха, покуривая, заметил инженеру: «А жаль, котёл-то прогнулся!»

Котёл стоил хозяину денег, а жизнь рабочего ничего не стоила. На место погибшего было сколько угодно других.

Вот как капиталисты эксплоатировали и угнетали рабочих!

Между тем цены на продукты, на одежду, на квартиры всё более повышались, а заработная плата оставалась той же или увеличивалась лишь незначительно. И рабочие, создавая своим трудом миллионные богатства для капиталистов, сами всё более нищали.

Положение крестьян. В России крепостная зависимость крестьян была отменена в 1861 году царско-помещичьей властью под давлением крестьянских восстаний. При этом господа-помещики оставили себе лучшую часть земель, а крестьянам отвели «песочки» – худшие участки, нередко без лугов, без выпасов для скота, без водопоев. Да ещё заставили крестьян платить большой выкуп за землю.

В. И. Ленин писал, что 30 тысяч крупных помещиков захватили себе в частную собственность 70 миллионов десятин[6] земли и что 10 миллионов трудящихся крестьян имели такое же количество земли. Многие помещики захватили себе по нескольку сот тысяч десятин земли, по миллиону десятин и больше. У царской семьи было 8 миллионов десятин земли.

В селе Санском бывшей Рязанской губернии, где теперь большой колхоз, помещик Подлазов один имел земли вдвое больше, чем 918 крестьянских дворов. У помещика было богатейшее имение, а на каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем по четверти коровы, по половине свиньи и по одной овце.

При таком положении крестьяне, получившие по закону личную «свободу», на деле остались полукрепостными. Они вынуждены были работать на помещиков за гроши, снимать у них землю в аренду «исполу», т. е. отдавать помещику ни за что ни про что половину урожая с арендованной земли, обработанной, убранной крестьянскими руками и орудиями, брать у помещиков луга, выпасы «под отработки», т. е. за даровую работу в имении помещика.

В Полтавской губернии, где крестьянский участок земли составлял менее четверти десятины на члена семьи, помещики требовали, чтобы крестьяне обработали и убрали две десятины в помещичьем имении за одну арендованную. В среднеазиатских областях помещики брали себе до семи восьмых урожая и только одну восьмую оставляли бедняку-издольщику.

Вот как помещики эксплоатировали и угнетали крестьян!

Россия была отсталой земледельческой страной. Крестьяне обрабатывали землю деревянными орудиями, сеяли руками из лукошка, убирали скудный урожай серпом и косой, молотили цепом. Крестьяне голодали, разорялись. А помещики богатели на крестьянском труде, продавали хлеб за границу.

Царское самодержавие и низвержение его. Царская Россия была неограниченной монархией. Это значит, что вся власть и управление по закону принадлежали царю «самодержцу». Верховная государственная власть передавалась по наследству от одного царя к другому.

На самом деле власть и управление страной осуществляла кучка богатых и знатных чиновников, назначавшихся царём и действовавших от его имени. Россией правили 130 тысяч помещиков-дворян. Сам царь был крупнейшим помещиком.

Царско-помещичье правительство защищало интересы не только помещиков, но и капиталистов. Царская власть зверски подавляла всякую борьбу рабочих и крестьян за улучшение своей жизни.

Трудящиеся массы многочисленных нерусских народов терпели особо жестокое угнетение от чиновников «белого царя», от русских помещиков и капиталистов. Кроме того, их угнетали экеплоататоры своей же национальности.

Рабочий класс и трудящееся крестьянство не мирились с жестоким угнетением. Рабочие устраивали забастовки против заводчиков, фабрикантов. Крестьяне нередко громили помещичьи усадьбы, захватывали у помещиков земли.

Борьбой рабочих и крестьян за освобождение руководила революционная рабочая партия большевиков, созданная В. И. Лениным и И. В. Сталиным в начале XX века.

Первая революция в России произошла в 1905 году. Она была подготовлена работой большевиков в народных массах. В революционной борьбе приняло участие большинство рабочих – до трёх пятых рабочего класса. В крупных городах возникли впервые Советы рабочих депутатов. Они руководили стачками, восстаниями рабочих. Советы рабочих депутатов были зачатками новой, революционной власти.

Однако рабочие действовали недостаточно дружно. А из крестьян участвовало в революционном движении только меньшинство – не более одной четвёртой или даже одной пятой части крестьянства. Первая революция только надломила, а не уничтожила царское самодержавие. Но она раскрыла глаза массам на то, кто их враг и как надо с ним бороться.

Большевистская партия продолжала свою революционную работу среди трудящихся масс.

Вторая революция в России произошла в феврале 1917 года, во время первой мировой войны. Эта революция в несколько дней уничтожила царское самодержавие. По всей стране организовались Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов. Однако благодаря недостаточной сознательности и организованности народных масс буржуазия сумела захватить власть, создать своё временное правительство. Фабрики, заводы остались у капиталистов, земли – у помещиков.

Читать: Аннотация
Читать: Введение.
Читать: I. что такое государство и право.
Читать: 1. первобытно-общинный строй.
Читать: 2. происхождение государства.
Читать: 3. рабовладельческое государство.
Читать: 4. феодально-крепостническое государство.
Читать: 5. капиталистическое государство.
Читать: 6. что же такое государство и право.
Читать: Ii. советское социалистическое государство.
Читать: 1. положение и борьба трудящихся масс в царской россии.
Читать: 2. великая октябрьская социалистическая революция.
Читать: 3. первые мероприятия советского государства.
Читать: 4. укрепление и развитие советского государства.
Читать: 5. советское государство — главное орудие построения социализма в ссср.
Читать: 6. политическая основа советского союза.
Читать: 7. коренные отличия советского социалистического государства от эксплоататорских государств.
Читать: 8. превосходство советского социалистического государства над капиталистическими государствами.
Читать: Iii. советское социалистическое общество
Читать: Социализм в повседневной жизни народа.
Читать: 2. социалистическая собственность.
Читать: 3. социалистические хозяйственные предприятия.
Читать: 4. социалистическая система хозяйства.
Читать: 5. превосходство социалистической системы хозяйства над капиталистической системой хозяйства.
Читать: 6. труд в социалистическом обществе.
Читать: 7. классовый состав советского социалистического общества.
Читать: 8. социалистическое общество и советской государство.
Читать: Iv. государственное устройство советского
Читать: 1. положение народов в ссср.
Читать: 2. что такое советский союз.
Читать: 3. советская союзная республика.
Читать: 4. советская автономная республика.
Читать: 5. советская автономная область.
Читать: 6. советский национальный округ.
Читать: 7. значение государственного устройства ссср.
Читать: V. высшие органы государственной власти советского союза.
Читать: 1. верховный совет ссср.
Читать: 2. президиум верховного совета ссср.
Читать: Vi. высшие органы государственной власти союзных и автономных республик.
Читать: 1. высшие органы государственной власти союзных республик.
Читать: 2. высшие органы государственной власти автономных республик.
Читать: Vii. органы государственного управления советского союза.
Читать: 1. совет министров ссср.
Читать: 2. министерства ссср.
Читать: 3. коренные отличия совета министров ссср от буржуазных правительств.
Читать: Viii. органы государственного управления союзных и автономных республик.
Читать: 1. совет министров и министерства союзных республик.
Читать: 2. совет министров и министерства автономных республик.
Читать: Ix. местные органы государственной власти и государственного управления.
Читать: 1. местные советы депутатов трудящихся.
Читать: 2. исполнительные комитеты местных советов.
Читать: X. советский суд и прокуратура.
Читать: 1. буржуазно-помещичий суд.
Читать: 2. советский суд и его задачи.
Читать: 3. наши судебные органы.
Читать: 4. самый демократический, подлинно народный суд.
Читать: 5. советская прокуратура и её задачи.
Читать: 6. организация прокурорского надзора.
Читать: Xi. основные права советских граждан.
Читать: 1. гражданин советского союза.
Читать: 2. право на труд.
Читать: 3. право на отдых.
Читать: 4. право на материальное обеспечение.
Читать: 5. право на образование.
Читать: 6. равноправие женщин с мужчинами.
Читать: 7. равноправие граждан всех национальностей и рас.
Читать: 8. свобода совести.
Читать: 9. политические свободы.
Читать: 10. лживая буржуазная демократия.
Читать: 11. руководящая и наплавляющая сила советского народа.
Читать: Xii. основные обязанности советских
Читать: 1. о правах и обязанностях.
Читать: 2. соблюдать конституцию! исполнять советские законы!
Читать: 3. блюсти дисциплину труда!
Читать: 4. честно относиться к общественному долгу!
Читать: 5. уважать правила социалистического общежития!
Читать: 6. беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность!
Читать: 7. почётная обязанность советских граждан.
Читать: 8. священный долг каждого советского гражданина.
Читать: Xiii. как образуются органы государственной власти в советском союзе.
Читать: 1. выборы в буржуазных странах.
Читать: 2. советская избирательная система.
Читать: Xiv. советский союз – оплот всех народов в борьбе за мир, демократию и социализм.
Читать: 1. значение сталинской конституции.
Читать: 2. рост сил демократии и социализма.
Читать: 3. наши внутр
енние задачи.

Смотрите так же:  Требования сэс фаст фуд

Ольшанский Д. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов

Глава 9. ПСИХОЛОГИЯ МАСС В ПОЛИТИКЕ

МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Однако такого рода характеристики оказываются действенными не всегда. При возникновении социальных обстоятельств «особого рода» (например, при уменьшении, по каким-либо причинам, влияния принадлежности людей к классическим группам) такое массовое сознание приобретает ведущую роль. Согласно данной логике, при рассмотрении массового сознания с точки зрения особенностей его субъекта («носителя»), в качестве специфических признаков выделяются качества, соответствующие массе. Ведь массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения действующих в значительных масштабах и уравнивающих в чем-то людей обстоятельств.

Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)» . При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важных качеств массового сознания.

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:

• большие и малые;

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);

• сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;

• контактные и неконтактные (дисперсные);

• спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;

• социально однородные и неоднородные.

Однако это — теоретическое разделение. В политической практике, особые виды и разновидности масс выделял В.И. Ленин, исходя из реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-первых, он различал прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтральные, неопределившиеся массы. Во-вторых, в его работах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и нерешительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.

При всей образности и неаналитичности таких характеристик, они были достаточны для принятия политических решений и осуществления эффективных, на определенных этапах, политических действий . Оценим уровень анализа более поздних лет. 26 ноября 1926 г . Л.Д. Троцкий писал в дневнике: «Октябрьская революция больше, чем какая бы то ни было другая пробудила величайшие надежды и страсти народных масс. Но в то же время масса увидела на опыте крайнюю медлительность процесса улучшения. она стала осторожнее, скептичнее откликаться на революционные лозунги. Такое настроение, сложившееся после гражданской войны, является основным политическим фоном картины жизни. На это настроение опирается бюрократизм, как элемент «порядка» и «спокойствия». Об это настроение разбились попытки оппозиции поставить перед партией новые вопросы» ,

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике. Во-первых, это толпа. Как справедливо писал Х.Ортега-и-Гассет: «Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы» .

Во-вторых, это так называемая «собранная публика» — от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. . под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции» .

Наконец, в-третьих, это «несобранная публика», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки. «Несобранная публика — это лищь «поляризованная масса», то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга» .

Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совершенно виртуальных образований (скажем, массы «населения мятежной территории»), уже завтра может обернуться толпами погромщиков или «восставшими массами».

О тотально-массовом, в рамках всего общества массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психики людей в ходе массовой промышленной революции. Аналогичные реакции и последствия вызывают подчас глобальные катастрофы, прямо или косвенно вовлекающие подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. В чисто политическом выражении, можно привести примеры действительно массовой любви к вождям — например, к И. Сталину в СССР и А. Гитлеру в Германии, становившихся стержнем массового сознания. В целом, в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с одним И тем же — это и составляет содержание массового сознания на данный момент,

Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность— то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

С учетом совокупности этих качеств, массовое сознание, говоря несколько метафорически, приобретает особый статус. Это своего рода вне структурный «архипелаг» в социально-групповой структуре общественного сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более широкого целого. Сегодня архипелаг может включать одни острова, а завтра — уже другие. Это особого рода, как бы «экс-групповое» сознание Оно представляет собой ситуативное производное от общественного сознания, трактуемого как совокупность сознании основных групп, образующих социальную структуру общества, но с уже упоминавшимися «сломанными» внутри такого сознания перегородками.

С содержательной точки зрения , в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой.

Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, обще-социальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле, массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя кассовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания как такового совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Это едва ли продуктивная задача. Однако именно по содержанию, в первую очередь выделяется массовое политическое сознание как особый вид массового сознания, превращающий массы в особый субъект политического действия.

Смотрите так же:  Работа в выходные компенсация

МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Массовая политическая психология , в общем виде, представляет собой единство массового политического сознания (включающего не только собственно «сознательные», но и бессознательные, иррациональные, эмоциональные компоненты) и массового политического поведения, детерминированного данным массовым политическим сознанием.

Массовое политическое сознание — особая разновидность массового сознания, которая имеет в качестве своего основного содержания политические проблемы, на решение которых тем самым направляется политическое поведение данной массы.

Массовое политическое сознание можно рассматривать как массовое сознание общества по отношению к вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. Это своего рода особое, обладающее специфическими (политическими) механизмами детерминации и, следовательно, определенной относительной автономностью слагаемое массового сознания. В этом смысле, массовое политическое сознание представляет собой особый, политизированный сегмент массового сознания.

По происхождению , массовое политическое сознание в общем повторяет путь массового сознания. Однако оно возникает и распространяется, лишь когда совершаются крупные, причем именно социально-политические по содержанию события, разрушающие привычную структуру общества и его групповую стратификацию. Понятно, что налет саранчи, пожирающей урожай и ставящий на грань голодной смерти целью государства, сформирует некое массовое сознание, однако оно вряд ли обретет политические формы.

По структуре , массовое политическое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового политического сознания лежит яркое эмоциональное переживание некой социально-политической проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война с другим государством, гражданская война, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания данной политической проблемы выступает как системообра-зующий фактор массового политического сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения, Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро») массового политического сознания. Когда объявляется война, например, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения. Новая ситуация освобождает, например, конторского клерка призывного возраста от привычной необходимости идти на скучную работу — ему надо собирать котомку и идти к военкомату, ему немедленно надо кого-то «бить и спасать».

На основе «ядерного», базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию, касающуюся основной проблемы.

По своему психологическому составу, рациональный уровень массового политического сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, Ценностей и «общих ориентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

В конкретном выражении, внутри рационального уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок политических ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства лидеров, конкретных политических акций и т. д. В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, такие ценности как справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового политического сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового политического сознания, как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимые» сведения. Это, например, информация о том, каковы маршруты эвакуации, места расположения призывных пунктов, наконец, просто сведения о возможных бомбежках, обстрелах и средствах защиты. На высшем, рациональном уровне группируется собственно политическая общедоступная информация о причинах и последствиях того, что произошло.

Действенным проявлением массового политического сознания является массовое политическое поведение, однако, не всякое, а исключительно стихийные его формы. В целом, политической поведение подразделяется на стабильное и стихийное. Стабильное достаточно массовое политическое поведение определяется различными формами групповой психологии и, в большей или меньшей степени, групповым сознанием. Его иногда тоже называют «массовым», однако, оценивая тем самым исключительно количественную сторону, масштабы определяющих его групп.

В содержательном же, качественном смысле, действительно массовым является именно стихийное массовое политическое поведение, связанное с вовлечением человека в ту или иную массу. Как уже подчеркивалось выше, это неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми политическими обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений, или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь, массовое политическое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом политическом сознании. В зависимости от этого, оно будет более или менее стихийным и податливым управлению. Во вторую очередь, оно зависит от эффективности (объема и качества) внешнего политико-идеологического воздействия, оказываемого на массовое политическое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое политическое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо внешнему политико-идеологическому воздействию,

Эффективность воздействия на массу основана на ряде уже понятных причин. Представляя собой, в целом, несистематизированное, неструктурированное, как бы мозаичное образование, она испытывает своеобразную потребность в упорядочивании извне. Еще З. Фрейд считал: «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, — как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, — не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда весьма просты и весьма гиперболичны. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность. зерно апатии — в дикую ненависть» . Данные механизмы массового сознания и политического поведения активно использовались в истории — например, в геббельсовской пропаганде в Германии, что было исследовано в известной работе Т. Адорно .

Соответственно указанным причинам, должны выстраиваться и механизмы воздействия на массу : «Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем излишествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией» .

Еще более жесткие требования по части воздействия на массу выдвигал Х. Ортега-и-Гассет: «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность к теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину» .

В истории существует много примеров того, как именно растерянным массовым политическим сознанием овладевали «сильные личности», на «волне» такого сознания приходя к власти. Массовое политическое сознание подчас даже готово ждать такого структурирующего воздействия извне, давая лидерам своего рода «фору» для осмысления события. После начала Великой отечественной войны и нападения Германии в 1941 г ., население СССР почти две недели ждало выступления И.В. Сталина. И это выступление позволило, как известно, рационализировать и структурировать поначалу де структурированное сознание. Еженедельные выступления Ф.Д. Рузвельта по радио позволили структурировать массовое сознание Америки в период Великой депрессии, крупномасштабного экономического кризиса.

Однако податливость таким воздействиям сохраняется сравнительно недолгое время. Стоит его упустить, как массовое политическое сознание становится неуправляемым. Тогда действие рационального уровня ослабевает, и политическое поведение начинает определяться целиком эмоционально-действенным уровнем. Тогда оно становится в полной мере стихийным и уже практически не управляемым. Разумеется, этому способствует и воздействия тех сил, которые заинтересованы в дальнейшем разложении массового политического сознания (например, внешних в случае войны или внутренних, в случае кризисов, политических противников режима).

В свое время, занимаясь проблемой реструктуризации массового поведения из стихийного в более организованное, В. МакДугал считал необходимым для этого пять условий. Во-первых, необходима известная степень постоянства состава массы. Во-вторых, требуется, чтобы отдельные индивиды массы составили себе определенное представление о природе, функциях достижениях и требованиях этой массы. В-третьих чтобы масса вступила в конкурентные отношения с другими сходными, но в чем-то и отличными от нее общностями. В-четвертых, желательно наличие в массе традиций, обычаев и норм взаимоотношений ее членов между собой. Наконец, в-пятых, наличие в массе подразделений, то есть введение специализации и дифференциации деятельности входящих в нее индивидов. Понятно, что при наличии данных пяти условий, любая масса превратится в организованную социальную группу.

Однако это — теоретическая модель реструктуризации массы. На практике, обычно все бывает значительно проще. В ходе Второй мировой войны, например, для реструктуризации обращенных в паническое бегство масс военнослужащих Красной армии использовались так называемые «заградотряды». То, что только страх реально способен остановить такие массы, доказал еще Кай Юлий Цезарь. Как известно, он активно использовал на практике децимацию — казнь каждого десятого из обращенного в бегство легиона.

Основные характеристики (свойства) массового политического сознания являются родственными с характеристиками массового сознания как такового. Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно, и размыто. Когда единичный субъект, считал Х. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии . 3. Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное» .

Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта массового политического сознания. Реальная политико-психологическая диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы массового политического сознания сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое политическое сознание. Как верно писал Б.А. Грушин, «нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к «самопорождению», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия» .

Смотрите так же:  Развод в спичках

Так, американские исследователи убеждены: «вслед за изменениями объективных условий социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии» . И, соответственно, наоборот: бытие определяет сознание, а сознание реконструирует бытие-

Проблема формирования и функционирования массового политического сознания до недавнего времени рассматривалась в рамках жесткой дихотомии «или-или». Массовое сознание либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего политико-идеологическими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода. Последний предполагает, что массовое сознание возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь одинаковости их индивидуального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже не вступая в совместную деятельность, все же взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия, они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т. д. — компоненты общего для них массового сознания. С этой точки зрения, процесс образования, возникновения массового сознания точнее всего передается терминами «порождение», «производство», «продуцирование», схватывающими обе стороны взаимосвязи — и внешние условия, и закономерности саморазвития массового сознания. В данной трактовке, массовое политическое сознание рассматривается как результат встречного движения масс, направленной на свойственное человеку осмысление реалий собственного жизни, и тех социально-политических условий, в которых эта жизнь протекает.

Субъект массового политического сознания («политическая масса»), как уже совершенно очевидно, никогда не представляет собой сколько-нибудь единого и целостного образования. Его невозможно выразить количественно, «сосчитать». В этом сходятся практически все исследователи данной проблематики, Тем более, его нельзя отождествлять непосредственно с субъектом политического действия. В принципе, никогда невозможно количественно измерить субъект массового политического действия, возникающий на базе того или иного политического сознания. По сути, «политическая масса» есть особая политико-психологическая общность людей, отличающаяся наличием единообразных политико-психологических факторов, побуждающих к общим политическим действиям, к единообразному способу поведения. Но вот какое из этой массы количество людей будет принимать непосредственное участие в собственно политическом событии — всегда загадка. Сколько людей штурмовало Зимний дворец в 1917 г .? Историки КПСС в свое время не могли даже точно назвать число членов своей партии в Петрограде к моменту октябрьского восстания (у разных авторов, фигурировали от 18 до 24 тыс. человек). Специальные подсчеты показывают, что в таком историческом событии, например, как крестьянская война в Германии, принимало участие не более 5-6 % населения. Однако разрушительные последствия их действий пришлось ликвидировать нескольким последующим поколениям.

Понятие «политической массы», как и массы вообще, крайне изменчиво, ситуативно и, в целом, неопределенно. Развитие массового политического сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями, определяемыми политическими причинами. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового политического сознания могут распространяться, захватывая представителей иных групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового политического сознания и поведения.

Такая размытость границ субъекта весьма осложняет типологизацию массового сознания. В качестве оснований для его дифференциации на какие-то самостоятельно существующие типы в свое время предлагался целый ряд свойств.

Во-первых, «общий и актуальный мыслительный потенциал» массового сознания (объем всевозможных позитивных знаний, которыми в принципе располагают те или иные массы и которые они практически используют в своей жизнедеятельности). Во-вторых, «пространственная распространенность» массового сознания (формат захватываемой им массы). В-третьих, его темпоральность (устойчивость или неустойчивость во времени). В-четвертых, степень связности (противоречивости или непротиворечивости). В-пятых, его управляемость («удельный вес» и пропорции, соотношение входящих в массовое сознание стихийных и институционализированных форм). В-шестых, уровень развития массового сознания (высокий — низкий, развитое— неразвитое и т.д.). В-седьмых, характер его выраженности (сильный, средний, слабый). В-восьмых, особенности используемых языковых средств (более или менее экспрессивных, включающих сугубо литературные и, также, нелитературные компоненты), и т. д., и т. п.

В качестве возможных критериев для более практической типологизации массового сознания исследователями предлагались не только содержательно-аналитические, но и оценочно-политические критерии. Например, как уже отмечалось, российскими политиками в начале XX века выделялись такие разновидности массового политического сознания, как сознание «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реакционное», «удовлетворенное» и «неудовлетворенное». Позднее учеными и политиками подразделялись варианты, находящееся в различных отношениях к официальным позициям, структурам власти и символам пропаганды (скажем, «критическое» или, напротив, «конформистское» массовое сознание), и т. д.

Однако все такие попытки типологизации затрагивали лишь частные аспекты тех или иных проявлений конкретных вариантов массового политического сознания, тогда как в действительности оно представляет собой не плоскостное, а объемное, многомерное образование. В связи с этим, оно может быть описано лишь в пространственной системе разных координат. Это значит, путем одновременного построения нескольких взаимодополняющих типологий и использования не одного, а нескольких коррелятивных параметров, позволяющих в совокупности высветить моделируемое массовое сознание под разными углами и построить, за счет этого, его наиболее адекватную, в частности, сферическую модель.

Примером создания такой типологии является опыт исследования массового политического сознания США ?0-х гг. XX в., в котором было выделено 12 «матричных» параметров. С их помощью, одновременно, учитывались различные признаки содержания, строения и функционирования такого массового сознания. В соответствии с выделенными параметрами, были выделены либерал-технократический, либерал-реформистский, либертаристский, традиционалист-ский, неоконсеровативный, радикал-либертаристский, радикал-эскапистский, правопопулистский, радикал-демократический, радикал-бунтарский, радикал-ро-мантический и радикал-социалистический типы массового политического сознания .

Оценка и дифференциация содержания массового политического сознания, в обобщенном виде, возможна на основе совокупности трех основных характеристик. Во-первых, наличный (средний) уровень развития сознания масс в обществе. Он включает не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности к суждению масс о тех или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способности эмоционально реагировать на окружающую действительность. Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов , отличающих условия жизни масс в обществе. Наконец, в-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специально направляемой на массовое политическое сознание через многочисленные каналы воспитательных и образовательных институтов и средства массовой информации населения.

Главная трудность анализа генезиса и процессов функционирования массового политического сознания заключается в том, что описать эти явления можно только на достаточно конкретном уровне, постоянно имея в виду конкретные особенности субъекта массового сознания, его содержание, условия возникновения, испытываемые влияния, и т. д. и т. п. Одновременно, описание должно быть на достаточно фундаментальном аналитическом уровне — иначе оно просто не будет научным. Решение данной задачи связывается с рассмотрением различных макроформ, в которых существует, функционирует и развивается массовое политическое сознание — типа массовых настроений и, отчасти, общественного мнения. Такие макроформы служат своеобразными «ядрами» тех или иных «полей» массового сознания. «Поля» же эти состоят из широких совокупностей разнообразных образов, знаний, мнений, волевых импульсов, чувств, верований и т. п. Такие «ядра» связывают различные компоненты массового сознания в некое единое, относительно самостоятельное целое и, тем самым, обеспечивают его социально-политическое функционирование.

В качестве макроформ массового политического сознания в определенные периоды социально-политического развития выступают общественное мнение и массовые политические настроения (будут отдельно рассмотрены в следующей главе). Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. То есть, оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным проблемам. В зависимости от содержания высказываний, общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или, подчас, деструктивных суждениях. Обычно общественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. п.) и насаждая определенные нормы общественных отношений. В зависимости от знака высказываний, общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем, границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Понятно, что политические события и факты занимают здесь ведущее место. Однако главную роль играет масштаб происходящего в политике. Если в стабильные периоды развития субъект общественного мнения обычно четко ограничен рамками принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое развитие разрушает эти рамки.

Тогда общественное мнение в политической сфере и способно обобщить те или иные индивидуальные и групповые мнения, снивелировать характерные для них специфические различия и образовать, тем самым, массу людей, придерживающихся единого, теперь уже в широком смысле общественного мнения. Такое массовое общественное мнение и становится макроформой массового политического сознания. В качестве более или менее стихийного поведения оно проявляется в более легитимных (выборы органов власти, референдумы, средства массовой информации, социологические опросы и т. д.) или менее легитимных (митинги, манифестации, акции протеста, восстания и т.д.) формах.

Грушин Б.А. Массовое сознание. — М., 1987. — С. 234—235.

Подробнее эти сюжеты и деятельность В.И. Ленина как практикующего политического психолога исследованы Б.Ф. Поршневым — см.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.. 1979.— С. 18, 25, 30, 49, 61, 64, 71.

Троцкий Л. Письма и дневники. — М., 1986. — С.21.

Ортега-и-Гассет. X. Восстание масс. // Вопросы филосо­фии. — 1989.— № З — С. 20.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.— М., 1969. – С. 184-185.

Щепаньский Я. Указ. соч.— С. 185—186.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. — Т. 1. — Лондон. 1959.—С. 86.

См.: Adorno Т. et ail. Authoritarian Personality. — N. Y., 1946.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». — С. 87.

Ortega у Gasset J. Der Aufstan der Massen. — Berlin, 1959. — S.140.

McDouga l W. The Group Mind.— Cambridge, 1920.— P. 48-53.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». — С. 85.

Грушин Б.А. Указ. соч. — С.347.

Американское общественное мнение и политика. — М., 1978.— С. 148—149.

Подробнее см.: Современное политическое сознание в США.— М., 1980.

Опубликовано в Без рубрики   

Рубрики

  • Рубрик нет
108shagov.ru. Все права защищены. 2019