Пенсия в латинской америке

Пенсионные системы Латинской Америки

В 1980 году правительство Чили заменило обанкротившуюся систему пенсионного страхования PAYGO, финансируемую государством, на абсолютно новую схему.

Национальная система обязательных пенсионных сбережений, регулируемая частным образом, гарантирует минимальный размер пенсии для всех физических лиц. Вместо отчисления налога на социальное обеспечение служащие депонируют 10% своей ежемесячной заработной платы на личном именном инвестиционном счете в любом из 21 частного пенсионного фонда. Средства, которые накапливаются на протяжении активной деятельности служащего, а также доходы от инвестиций, осуществляемых пенсионными фондами, будут использованы для выплаты пенсий. Пенсия участника программы по достижении им пенсионного возраста должна составлять в среднем 70% его годовой заработной платы за последние десять лет. По состоянию на март 1995 года 21 пенсионный фонд имел 3 млн активных вкладчиков и управлял активами на сумму 23 млрд долларов США — это половина ВВП Чили.

Пенсионные фонды имеют право только на инвестиционную деятельность. В целях обеспечения диверсификации портфеля с низким уровнем риска и предотвращения фактов расхищения, мошенничества или неэффективного управления осуществляется жесткое государственное регулирование со стороны специального правительственного агентства. Три раза в год фонды обязаны предоставлять выписки вкладчикам, содержащие расшифровки по вкладам, внесенным работодателем за последние четыре месяца, показатели финансовой деятельности фонда, а также информацию о накопленном остатке и ставке дохода по личным счетам. Правительство выступает конечным страхователем, однако личные пенсионные сбережения отделены от бюджета и не могут быть использованы им в каких-либо иных целях. Чилийская система создает прямую взаимосвязь между размером вкладов и размером пенсии, переориентируя систему со схемы с определенным размером пенсионных выплат на схему с определенным размером вклада.

Аргентина, Колумбия и Перу, где системы пенсионного страхования также испытывали проблемы из-за высоких ставок, бюджетных затрат, инфляции и значительных нарушений закона, тоже приняли (правда, с некоторыми изменениями) чилийскую систему пенсионного страхования. Эти страны продолжают использовать регулируемые правительством системы PAYGO, а кроме того, ввели частно-общественные пенсионные фонды, действующие на базе взносов служащих. Служащим предоставляется выбор: либо остаться в государственной системе, либо перейти в частную. В Аргентине начиная с 1996 года служащие, перешедшие в частную систему пенсионного страхования, уже не могут вернуться в государственную. Сейчас 26 частных пенсионных фондов Аргентины обслуживают 2 млн активных вкладчиков и уже привлекли средства на сумму 800 млн долларов США. В Перу и Колумбии служащим разрешается переходить из одной системы в другую. В Колумбии сейчас действует девять компаний, имеющих 80 млн долларов США в активах, в Перу шесть частных пенсионных фондов управляют 200 млн долларов США.

Двухсистемный подход, п

Полная версия материала доступна только подписчикам

Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.

11.3. Пенсионные реформы в странах Латинской Америки

11.3. Пенсионные реформы в странах Латинской Америки

Вызывают интерес реформы, проведенные в странах Латинской Америки. Так, в течение последних 20 лет система пенсионного обеспечения была реформирована в 8 латиноамериканских странах.

В Аргентине в результате реформы все работающие граждане имеют право как на единственную пенсию из солидарной системы, так и на дополнительную пенсию из солидарной системы или из индивидуального накопительного счета [12, с. 36]. Компенсационная дополнительная выплата обеспечивается только тем гражданам, которые делали взносы в солидарной пенсионной системы, существовавшей до начала реформы. Пенсионная система этой страны является трехуровневой. Первый из них обеспечивает базовую пенсию, которая выплачивается каждому гражданину. Ее размер составляет примерно 45 % средней заработной платы. Второй уровень создан для пенсионного обеспечения всех граждан, которые делали взносы в солидарной пенсионной системы до начала реформы (июля 1994 г.). Третий уровень обеспечивает или дополнительную пенсионную выплату из солидарной системы или выплату с индивидуального счета для тех, кто выбрал накопительную систему. Похоже на то, что эта структура создана для обеспечения высоких пенсий для низкооплачиваемых работников и более чем достаточных пенсий для работников со средними доходами в случае наличия у них достаточного регулярного трудового стажа и периода уплаты пенсионных взносов. У работников с высокими доходами может возникнуть потребность в дополнительных сбережениях. Для получения базового размера пенсии гражданам необходимо либо достичь возраста 63 лет и иметь трудовой стаж 30 лет, или возраста 70 лет и иметь 10 лет трудового стажа. Размер пенсии не имеет пропорциональной зависимости от продолжительности трудового стажа, следовательно, некоторые граждане могут получать неадекватные пенсии, если в период трудоспособного возраста они длительное время были безработными.

В Аргентине создана високоавтоматизована система сбора пенсионных взносов и ведения персонифицированного учета индивидуальных взносов и заработка. Перечисление всех взносов и представление информации осуществляется в электронном виде или через электронную сеть. В прошлые годы существовала возможность представления данных на бумажных носителях с их последующим сканированием, но сейчас это запрещено. Вся система работает в режиме реального времени, то есть 24 часа в сутки. Следовательно, все национальные базы данных имеют возможность немедленно отражать новую информацию. В ближайшее время Аргентина планирует отменить представление данных даже на магнитных носителях для того, чтобы вся система работала исключительно через Интернет.

Наряду с неоспоримыми преимуществами аргентинская пенсионная система имеет ряд недостатков, которые следует иметь в виду при использовании латиноамериканского опыта. К ним следует отнести отсутствие долгосрочной политической поддержки, недостаточно обоснованный план финансирования расходов переходного периода, когда часть взносов отрывается от солидарной системы и переходит к накопительной, что создает дефицит средств для финансирования затрат нынешним пенсионерам.

Еще одним важным моментом, который существенно влияет на развитие пенсионной системы Аргентины является то, что программа пенсионной реформы была разработана и введена в действие правительством Карлоса Менема. Сейчас у власти находится оппозиционная партия, которую почти не привлекали к разработке пенсионной реформы. Поэтому сегодняшнее правительство Аргентины не чувствует себя ответственным по реформе пенсионного обеспечения. Именно нехватка долгосрочной поддержки реформ со стороны политических сил подрывает целостность этого процесса.

Кроме того, план финансирования расходов в целом оказался необоснованным. Изначально он предусматривал финансирование единого для всех размера базовой пенсии за счет средств, которые сочетали НДС на бензин, общие бюджетные поступления, а также отчисления взносов от фонда заработной платы. Ожидалось, что примерно 75 % всех средств будет поступать за счет пенсионных взносов. Но вследствие неудовлетворительного уровня их поступления, проблем, связанных с мировым экономическим кризисом, невнимательности во время проведения детальных расчетов расходов переходного периода и источников финансирования солидарная система пенсионного обеспечения Аргентины сегодня находится в сложном состоянии. Ее общие расходы более чем на 60 % финансируются из государственного бюджета, который страдает от чрезмерных расходов.

После поступления пенсионных взносов и представление персонифицированных данных аргентинская система имеет возможность проверить и сравнить все результаты. К сожалению, в пенсионную систему поступает лишь 50 % всех ожидаемых отчислений от фонда заработной платы. Взыскание налогов и соблюдения налогового законодательства в Аргентине является неэффективным, в стране также присутствует чрезвычайно большой процент теневой экономики. Это один из факторов, которые подрывают финансовую целостность системы. Следовательно, дальнейшее реформирование пенсионного обеспечения становится неизбежным.

Реформа пенсионного обеспечения в Чили была составной частью общей программы реформирования национальной экономики, которая предусматривала значительные меры по реформированию финансовой и банковской систем, а также фондовых рынков до начала проведения собственно пенсионной реформы. Также следует заметить, что в Чили началась реформа системы пенсионного обеспечения во время роста ВВП и появления в государственном бюджете излишков средств [10, с. 24]. Эти факторы способствовали успеху программы реформирования пенсионного обеспечения. Солидарная система существует лишь для тех пенсионеров, которые вышли на пенсию до реформы (1981 г.). Она со временем перестанет существовать.

Размер пенсии зависит от размера накопленных средств на счете участника этой пенсионной системы. Это, в свою очередь, имеет непосредственную связь с продолжительностью и регулярностью уплаты пенсионных взносов, ростом заработной платы, реальными ставками инвестиционного дохода, размеру административных расходов, а также уменьшением уровня смертности. Соответственно, такая система становится благоприятной для постоянно работающих, профессиональных работников мужского пола, а у женщин и граждан, не имеющих постоянной работы, возникают проблемы с обеспечением для себя соответствующих пенсий. Это означает, что поколение работающих граждан, которые стали участниками новой системы в начале ее внедрения, похоже, будут иметь пенсии, согласно сделанных ими взносов. Реальная процентная ставка инвестиционного дохода (без учета инфляции) за восемнадцатилетний период в среднем за каждый год составляла более 11 %. Это дает возможность получить относительно высокую, на уровне 70 % и более от заработка пенсию. Однако граждане, которые стали участниками реформированной системы пенсионного обеспечения недавно, не имеют возможности воспользоваться высокими ставками инвестиционных прибылей. Поэтому руководители частных пенсионных фондов в Чили признают, что со временем повышения их инвестиционных доходов, а также общий темп роста национальной экономики должны замедлиться [11, с. 40].
В результате будущие реальные темпы роста инвестиционного дохода частных пенсионных фондов, похоже, будут ниже тех, которые были в прошлые годы.

Еще одним фактором, который препятствует получению адекватных размеров пенсий, есть гарантия минимального относительного инвестиционного дохода. Руководители пенсионных фондов в Чили говорят, что она заставляет их формировать более консервативны по составу портфели инвестиций, которые могли бы быть более гибкими в случае отсутствия этой гарантии, что, возможно, уменьшает общую ставку инвестиционного дохода на 2-4 % в год. Однако никакие политические силы не проявляют желания касаться этой проблемы, опасаясь обвинений огромные убытки в случае появления негативных явлений после отмены минимальной гарантированной ставки прибыли [11, с. 39].

В Чили вопрос объема поступлений пенсионных взносов является несколько проще, чем в Аргентине. Это объясняется тем, что 90 % населения Чили проживает в городах, а самозанятые граждане могут участвовать в системе пенсионного обеспечения только на добровольной основе. Принимая во внимание, что граждане, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, составляют примерно 25 % рабочей силы и вероятно находятся в теневом секторе экономики, сбор пенсионных взносов и контроль за соблюдением их уплаты упрощается, если их исключить из числа плательщиков [11, с. 43]. В Чили пенсионные фонды в законодательном порядке обязаны взимать взносы с тех граждан, которые не платят их добровольно. Единственным залогом максимального улучшения состояния пенсионных взносов является действенность порядка признания плательщика банкротом, конфискация и реализация активов должника, а также угроза длительного заключения или крупных штрафных санкций. Однако в целом статистика свидетельствует, что доля фактических плательщиков взносов среди общего числа участников системы пенсионного обеспечения является одинаковой для Чили и Аргентины. Поскольку чилийская пенсионная система существует гораздо дольше и принимая во внимание лишь добровольное участие в ней самозанятого населения, можно сказать, что этот одинаковый показатель свидетельствует о том, что эта проблема стоит в Чили менее остро, чем в Аргентине.

Смотрите так же:  Договор и сделка отличие

В отличие от Аргентины, в Чили не существует централизованной системы сбора пенсионных взносов, которые перечисляются в частных пенсионных фондов. Наоборот, каждый фонд получает свои собственные поступления самостоятельно осуществляет перечисление входящих и исходящих платежей. Это приводит к удвоению объемов работы и неэффективности. А это означает, что при увеличении количества фондов растет количество операций, и, в конце концов, ухудшается эффективность работы в целом. Исходя из таких соображений Чили рассматривает возможность внедрения централизованной системы сбора взносов, которая используется в Аргентине и Мексике.

В Чили на момент реформирования системы пенсионного обеспечения (1981 г.) работающие граждане имели право остаться в действующей на то время солидарной системе или перейти к системе индивидуальных пенсионных счетов [11, с. 38]. Всем участникам новой системы предоставлялось право направлять свои средства в нескольких конкурирующих между собой частных пенсионных фондов. С целью компенсации вкладов, сделанных в отмененной солидарной системы, были выпущены специальные облигации [12, с. 35].

Последней страной региона, которую мы предлагаем рассмотреть, является Боливия. Качество работы и построение боливийской системы, по нашему мнению, во многом является спорной. Однако процесс проведения тендеров для определения депозитариев и управляющих пенсионными фондами имеет некоторые положительные последствия, в частности, это касается контроля за расходами. В Боливии, в отличие от Чили и Аргентины, где после проведения реформ размер административных расходов остается высоким, реформаторы пошли другим путем [11, с. 43]. Поскольку Боливия является небольшой страной с ограниченной численностью потенциальных плательщиков взносов, было принято решение об ограничении количества управляющих компаний для пенсионных фондов. Соответственно, для этого решили применить порядок избрания управляющих компаний и единого для всех банка-хранителя пенсионных активов на основе тендера [12, с. 36]. В результате образовалась пенсионная система с самым низким в Латинской Америке административными расходами. Но из-за того, что заключительный этап тендера проводился только по показателям стоимости услуг, предоставляемых, в боливийцев возникли проблемы, касающиеся качества этих услуг. Компании по управлению пенсионными фондами не придавали первостепенное значение маркетинговой деятельности и учебной программе для населения. Им не нужно было заботиться о качестве своих услуг, потому что участники не имели возможности перейти в другой фонд. Это породило ряд проблем для регулирующих органов и участников. Кроме того, политическая поддержка реформы, на наш взгляд, не достаточно эффективной. Сейчас при власти в Боливии оппозиционная партия. Во время ее правления ни одна из характеристик программы индивидуальных пенсионных счетов не была изменена, а вместо этого изменилась структура коллективного фонда, который осуществляет управление приватизированными компаниями от имени граждан.

Национальная экономика Боливии развита очень слабо. Больше половины населения — это сельские производители, многие из которых неграмотны и даже не знают испанского языка. На местном фондовом рынке, который находится в очень неразвитом состоянии, зарегистрированы лишь несколько пакетов акций. Соответственно, он не способен оказать поддержку системе индивидуальных счетов, которая, кстати, находится в надлежащем управлении. Дефицит государственного бюджета Боливии составляет 3 % ВВП, и главным образом это связано с пенсионной реформой. Но в условиях такого недостаточного развития фондового рынка нынешняя система, инвестиционная политика которой полностью направлена на размещение пенсионных активов в государственные облигации и банковские депозиты, возможно, не будет работать, создавая большой риск для будущих пенсионеров.

В Боливии проблема сбора пенсионных взносов была решена путем исключения из системы всех работающих граждан, за исключением государственных служащих и работников крупных приватизированных предприятий. Соответственно, лишь примерно 10 % всего населения имеют право принимать участие в реформированной системе. Самозанятые граждане, сельскохозяйственные производители и другие граждане, которые не имеют постоянного места работы, является полностью исключенными из нее. Следовательно, обеспечение сбора пенсионных взносов не сталкивается с большими осложнениями. Работодатели осуществляют перечисление пенсионных взносов в выбранной ими банковского учреждения, которая затем направляет их к Ситибанка, что выполняет функцию депозитария пенсионной системы. В свою очередь этот банк информирует управляющих пенсионными фондами об объеме денежных средств, имеющихся для инвестирования. Для строгого соблюдения дисциплины относительно уплаты взносов существуют несколько механизмов. Каждая компания по управлению пенсионным фондом имеет свою исключительную территорию, и участники этого фонда не могут перейти в другой фонд, а другой фонд не имеет права привлекать участников, которые не относятся к его исключительной территории. Итак, вся пенсионная система работает практически на основе саморегулирования.

Расходы на пенсионную реформу в Боливии полностью финансировались за счет государственного бюджета [12, с. 36]. Правительство страны приняло решение о полной отмене предыдущей солидарной пенсионной системы, что вызвало появление огромных расходов переходного периода, величина которых ежегодно составляла 3 % ВВП. Такие огромные дополнительные затраты со стороны правительства имели негативные последствия для инвестиционной политики пенсионных фондов.

Размер пенсии в Боливии почти полностью будет зависеть от уровня ее выполнения правительством обязательств по погашению облигаций, предоставленных пенсионным фондам. Сегодня государственные облигации в Боливии не рассматриваются как средства, имеющие инвестиционную ценность. Подобно Аргентины они оцениваются по амортизационной стоимости, а не настоящей биржевой цене, которая устанавливается для облигаций. Облигации с купонами на 15 лет находятся под угрозой непогашения или несвоевременного погашения, а участники пенсионных фондов, которые владеют этими облигациями, получают лишь 8 % дохода на рисковый вид актива, хотя он должен бы иметь гораздо более высокую норму прибыли. Часть пенсионных активов, которая не инвестируется в государственные долговые обязательства, размещается на банковских депозитах. Инвестиционная политика, которой должны придерживаться пенсионные фонды в Боливии, порождает создание рискованных пенсионных активов. Это создает риск для получения участниками соответствующих размеров пенсий. Также вызывает сомнение проведение сегодня программы коллективной приватизации. Акции не распределяются на индивидуальные пенсионные счета и активные торговые операции с ними не проводятся. Соответственно, в Боливии нет реальных средств для установления их подлинной стоимости или порядке ликвидности.

Согласно законодательству Боливии 70 % всех активов должны инвестироваться в государственные облигации с 15-летним сроком погашения по процентным ставкам, которые не должны быть меньшими по рыночные. Несмотря на то, что инвестиции за границу не запрещены, в действительности они не происходят. Это делается якобы потому, что нормы прибыли от инвестирования в банковские депозиты в Боливии являются очень высокими — от 11 до 12 %. Однако надежность инвестиций в банковские депозиты также вызывает много вопросов.

Кроме государственных облигаций в Боливии нет других видов инвестиций для оценки [13, с. 40]. Фактическая рыночная стоимость государственных облигаций намного меньше величины, по которой они были оценены.

За то, что на заключительном этапе выбора компании по управлению пенсионными фондами главным фактором была цена ее услуг, а также потому, что в Боливии существуют лишь два фонда, которые имеют исключительные права и территории влияния на 5 лет, качество услуг в сфере пенсионного обеспечения является неэффективной. Компаниям по управлению фондами не нужно беспокоиться о конкуренции среди участников, и для предоставления высококачественных услуг нет никаких стимулов, поскольку пенсионная система имеет, по сути, монопольный характер.

В Боливии все граждане, которые уже работали, и те, которые начинали трудовую деятельность, обязательно переходили к системе индивидуальных накопительных пенсионных счетов. А для компенсации уже сделанных взносов были выпущены облигации, как и в Чили.

Некоторые специалисты как критерии успешности функционирования пенсионной системы предлагают такие: широкая и последовательная политическая поддержка предложенной правительством пенсионной реформы как со стороны парламента, так и со стороны всего общества; финансовая стабильность пенсионного фонда, отсутствие долгов по выплате пенсий; дееспособная программа финансирования расходов периода перехода к новой системе, а также долгосрочная финансовая выносливость новой пенсионной системы; соответствующий, адекватный взносам, уровень пенсионного обеспечения; полное размежевание источников финансирования различных пенсионных программ; наличие экономической, законодательной, рыночной и административной инфраструктуры для обеспечения функционирования новой системы; строгое, эффективное и профессиональное регулирование; действенный механизм для обеспечения полного объема поступлений в пенсионную систему; надлежащие методология оценки стоимости активов и правила учета для вычисления стоимости средств на индивидуальных счетах; действенный государственный контроль за использованием пенсионных средств.

Если исходить из вышеуказанных критериев, то наиболее успешной из реформированных пенсионных систем является чилийская система, хотя и она имеет ряд недостатков. Это не означает, что она должна стать образцом для Украины, а лишь подтверждает, что чилийская модель была более успешной, чем другие модели в соседних странах, и главным образом — благодаря успешному достижению большинства показателей, о которых говорилось выше.

Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что для успешного осуществления пенсионной реформы в Украине важно использовать опыт стран Латинской Америки по следующим направлениям:

Особое значение имеет оказание политической поддержки пенсионной реформе со стороны Правительства и Верховной Рады Украины на основе достижения консенсуса относительно законодательного обеспечения;

Достижения широкой поддержки пенсионной реформы общественностью благодаря разработке специальной стратегии в отношении образовательных программ (телевидение, радио и печатные издания, организация «горячих линий», ответы на вопросы в прямом эфире ведущими правительственными лицами и тому подобное);

Смотрите так же:  Глоссарий исполнительное производство

Разработка жизнеспособной программы финансирования переходного периода для создания общеобязательной накопительной системы на основе осуществления мер по приватизации, реформирования финансовой и банковской систем, создание дееспособного фондового рынка и приведение к нормальному режиму функционирования действующей пенсионной системы;

Выбор периода введения общеобязательной накопительной системы должен зависеть от наличия устойчивого роста ВВП и появления в государственном бюджете соответствующих средств, а также от создания централизованной информационной системы сбора взносов и эффективной системы регулирования и контроля;

Обеспечение стабильного финансового состояния Пенсионного фонда, полная ликвидация задолженности по выплате пенсий;

Полное разграничение финансирования пенсий по различным программам. Страховые взносы для всех категорий населения должны использоваться только по принципу участия застрахованного лица в формировании средств Пенсионного фонда. Все другие дополнительные расходы должны осуществляться из других источников: либо из бюджета, либо из предприятий и организаций;

Персонификация учета в Пенсионном фонде участия застрахованных лиц в деятельности на рынке труда;

Успешное проведение реформы требует определения потребностей в квалифицированных кадрах, оборудовании и средствах, необходимых для удовлетворения требований новой системы.

Решение поднятых проблем требует привлечения заинтересованных центральных органов исполнительной власти и научных учреждений, координации работы по этим вопросам.

Опыт создания и реформирования пенсионных систем в каждой стране уникален и неповторим. Однако стоит взглянуть на то, что делается вокруг. Украина больше не подыскивает для себя пенсионную систему. Она уже выбрала модель, которая частично основывается на принципе солидарности и частично — на концепции накопления, но это не означает, что Украина должна прекратить присматриваться к тому, что творится в других странах. Наоборот, она имеет много чего получить от наблюдения за тем, что творится в странах, которые уже осуществили пенсионную реформу. Это прежде всего позволит увидеть, какой может быть ситуация в Украине, скажем, лет через 5, если она пойдет тем или иным путем.

TalkingOfMoney.com — финансовый и инвестиционный журнал

TalkingOfMoney.com является источником финансового контента в Интернете, начиная от рыночных новостей и заканчивая стратегиями выхода на пенсию, инвестируя образование в понимание советников.

7 Лучших стран для выхода на пенсию в Латинской Америке

Если вы ищете идеальное убежище для отбытия, ваша память доходит до достаточно далеко, чтобы вы могли в ужасе отбросить некоторые из стран Латинской Америки, к которым вы призываете. Колумбия? Где сильно вооруженные революционеры загнали мировой рынок кокаина? Никарагуа, раздираемая десятилетиями партизанской войны? И в Мексике? В самом деле?

Ну да. Согласно данным International Living, эти и другие латиноамериканские страны доминируют в топ-10 самых лучших стран мира в 2016 году. Все теперь политически стабильны, экономически здоровы и приветствуют иностранцев, особенно пенсионеров. Все имеют умеренный климат, низкие затраты на проживание, впечатляющие природные красоты и привлекательные города и города. Вы будете удивлены тем, что некоторые из стран, которые составляют список лучших 10 лучших пенсионных фондов в мире от International Living. Плюс добавим наше собственное предложение. (См. Также: 10 лучших стран для выхода на пенсию до 2016 года .)

Панама — № 1 в списке «Международная жизнь», и это не должно удивлять никого, кто был там в последнее время. Люди очаровательны, здоровье отличное, а проживание дешево. Панамский город превратился в современный мегаполис с разнообразным населением, высотным центром города и широким выбором гентизированных районов. Boquete, в высокогорье, обращается к экспатам, которые предпочитают жизнь в маленьких городах и более прохладный климат.

Лучше всего, Панама действительно, действительно хочет, чтобы американские пенсионеры переехали туда. Настолько, что у него есть знаменитая щедрая программа Pensionado, которая присуждает виза на жительство любому американцу с гарантией не менее 1 000 долларов в месяц. Виза поставляется с длинным списком скидок на все, начиная от авиабилетов и ресторанов.

Все это всего в двух с половиной часах полета из Майами. (Более подробно читайте Что стоит выходить на пенсию в Панаме? и 6 причин, по которым американцы уходят на пенсию в Панаме .)

Превосходный победитель второго места в списке, Эквадор появился на американском ракете экспатов только в последние годы. У этого есть все основы рая выхода на пенсию: прекрасные пляжи; пышные джунгли; сказочная дикая природа; и невероятная доступность. Он также может похвастаться самой совершенной погодой в мире: 77 градусов днем, 50 градусов ночью, каждый день в году. Экспаты поселяются в Кито, столице и Куенке. Оба города были внесены в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО за их отличительную архитектуру.

(Подробнее см. Как планировать выход на пенсию в Эквадоре, что стоит выходить на пенсию в Эквадоре? и Уйти на пенсию в Эквадоре с 200 000 долларов экономии?)

Названы лучшие страны для пенсионеров

Размер средней пенсии в России составляет около 300 долларов (в Москве — почти 400 долларов). На такие деньги прожить в Западной Европе или США трудно, если вообще возможно, да и многие развивающиеся страны остаются закрытыми для пожилых людей, не имеющих дополнительных источников дохода. Но выход есть: сдавая в аренду недвижимость в крупном городе (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург…) и получая пенсию не менее 300 долларов в месяц, можно безбедно жить на океаническом побережье какой-нибудь теплой экзотической страны.

Эта южноамериканская страна предлагает большие возможности для отдыха и развлечений. Здесь много солнечных пляжей, горных поселков и старинных колониальных городков. «Эта страна расстилает красный ковер перед пожилыми людьми: существуют 50-процентные скидки на международные перелеты и культурные мероприятия. К тому же, эквадорцы приветливы, дружелюбны и добродушны»,- рассказывает Дженнифер Стивенс, ответственный редактор журнала International Living.

Тем, кто не желает жить в Эквадоре постоянно, а лишь переживать здесь суровые русские зимы, особенно обрадует тот факт, что россияне могут находиться на территории этой страны до 90 дней без визы.

Эта страна, название которой переводится с испанского как «экватор», пока остается незаслуженно забытой нашими соотечественниками, зато чрезвычайно популярна среди американских пенсионеров. Дженнифер Стивенс объясняет это дешевизной местных товаров и услуг по сравнению со стоимостью жизни в США: «Наши читатели купили небольшой домик в горах и квартиру с видом на воду и живут там по очереди. В США они никогда не смогли бы позволить себе нечто подобное».

В Эквадоре можно прожить на 1 600 долларов в месяц, включая аренду. Недвижимость стоит чуть ли не в 10 раз дешевле, чем в США. Например, кондоминиум на побережье Калифорнии можно купить по цене от 1 млн долларов, а в Эквадоре аналогичный объект можно приобрести за 150 тысяч долларов (примерно столько же стоят хорошие квартиры на самом прославленном российском курорте — Сочи). Поход к эквадорскому врачу обходится в 25 долларов за первичный прием, последующие визиты бесплатны. Столько же стоит часовой массаж.

Пенсионеры выбирают как крупные, космополитичные города — Кито и Куэнку, так и небольшие населенные пункты, например, Котакачи и Вилькабамба. На побережье климат тропический, но в Андах круглый год стоит по-весеннему мягкая погода.

Панама — уникальное место, где можно загорать на берегу Тихого океана после завтрака и купаться в Атлантическом океане перед ужином. «Ее столица — динамичный, космополитичный город с отличными ресторанами и отличными больницами. Это финансовый и коммерческий центр, в котором живет много иностранцев»,- рассказывает Дженнифер Стивенс.

В отличие от Эквадора, для путешествия в Панаму россиянам нужно получить визу. Однако те, у кого есть оформленная виза в США или любую страну Европы, могут въехать в эту центральноамериканскую страну беспрепятственно.

«Панама целенаправленно привлекает зарубежных пенсионеров: здесь действует лучшая в мире мотивационная программа, по которой можно легко получить вид на жительство»,- говорит Дженнифер Стивенс.

При покупке недвижимости на сумму не менее 300 тысяч долларов иностранец получает пятилетний ВНЖ без права работать. По истечении этого срока он может претендовать на гражданство при условии, что недвижимость не продана. Граждане Панамы могут без виз посещать почти все страны Латинской Америки, а также государства Шенгенской зоны. Кроме того, в Панаме есть программа выдачи долгосрочных виз (ПМЖ) пенсионерам. Обладатели этого документа имеют право на скидки: от 10 до 15% — на медицинское обслуживание, 25% — на рестораны и 50% — на кино, театры и прочие развлекательные учреждения. А по программе Turista Pensionado пенсионеры освобождаются на 20 лет от налога на собственность в Панаме.

Чтобы жить в Панаме в течение месяца, достаточно 1 700 — 2 500 долларов. В эту сумму входят расходы на жилье, походы в кино и рестораны, а также услуги уборщицы, приходящей пару раз в неделю. Пообедать в дешевом ресторане можно всего за 5 долл., сходить в кино — за 4 доллара.

Отдых в Панаме благоприятно влияет на самочувствие. Американец Роберт Кук, переехавший в Панаму из Канзаса, говорит: «Мой уровень стресса понизился, и я чувствую себя более здоровым. Я счастлив». По его словам, в Панаме почти нет фаст-фуда, и все продукты местного производства. Он также отмечает, что люди не любят спешить и живут размеренно.

Климат в Малайзии тропический, круглый год градусник показывает в среднем +28 °C. Здесь великолепные пляжи, девственные леса и острова. Местные рестораны, бары и кинотеатры считаются одними из лучших в Азии.

Еще один плюс — россиянам не требуется виза для посещения этой страны, если срок пребывания не превышает 30 дней.

В экзотичной и далекой Малайзии жизнь стоит недорого. Рассказывает 65-летнаяя американка Лорна Тэйлор: «Мы переехали в Малайзию из-за погоды, гольфа и низких цен. Наши расходы теперь составляют треть или четверть от того, что мы тратили в США. У нас даже есть уборщица, которая приходит убираться четыре раза в неделю. Мы бы не могли позволить себе это в Нью-Йорке. Нет, мы никогда не покинем Пинанг». По ее словам, услуги уборщицы обходятся всего в 12 долл. за четыре часа в неделю.

Пообедать в дешевом ресторане можно за 2,2 доллара, сходить в кино — примерно за 4 доллара, месячный абонемент в фитнес-центр обойдется приблизительно в 50 долларов.

Смотрите так же:  Развод в лнр

«Наш пишущий редактор с женой арендуют на острове Пинанг квартиру с видом на море, — рассказывает Дженнифер Стивенс. — Вместе с правом пользоваться бассейном и тренажерным залом аренда стоит 1 000 долларов в месяц. Они содержат небольшой парусник, ужинают в ресторанах пять раз в неделю и платят уборщице, которая приходит раз в неделю. Все вместе обходится им в 1 700 долларов в месяц». Кроме того, в Малайзии можно покупать дома, кондоминиумы и землю во фригольд (свободное владение), что для Азии редкость.

Малайзия — популярное направление для медицинского туризма. Услуги стоят дешево, но являются качественными. Например, визит к стоматологу стоит 22,5 доллара. (за чистку и пломбирование). В США то же самое обошлось бы в 180 долларов. Хорошие больницы есть на Пинанге и в Куала-Лумпуре.

В Мексике постоянно проживают около 1 500 граждан России, среди которых немало людей предпенсионного и пенсионного возраста. Есть даже православная община, численность которой составляет примерно 100 тысяч человек.

В этой стране есть все: пляжи, шикарные курорты, сонные маленькие городки, горные деревушки. Зарубежные пенсионеры, среди которых преобладают американцы, предпочитают селиться в колониальных городах, таких, как Оахака, Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и Сан-Мигель-де-Альенде. Зимой среди пенсионеров особенно популярен курорт Сан-Карлос.

Россиянам для посещения Мексики требуется виза. Если уже есть американская виза, еще одну оформлять не требуется, и тогда находиться на родине текилы можно максимум в течение 180 дней. Потом визу можно продлить.

Небольшой дом в Мексике можно арендовать за 800 долл. в месяц, виллу в колониальном стиле или квартиру с видом на море — за 1 500 долларов. Купить жилье можно примерно за 150 тысяч долларов, но цены варьируются в зависимости от города.

Пообедать в дешевой мексиканской закусочной можно примерно за 4,5 доллара, устроить трапезу из трех блюд на двоих в ресторане среднего уровня — за 23 доллара, сходить в кино — за 4,5 доллара.

Здравоохранение в Мексике считается хорошим. Многие центры живут за счет медицинского туризма. Чтобы получить доступ к национальной системе здравоохранения, нужно получить вид на жительство и обзавестись страховкой, которая стоит 300 долларов в год.

Коста-Рика — это бескрайние пляжи, горные цепи, вулканы и заповедники с дождевыми лесами. Недаром ее называют самой красивой страной мира. Однако зарубежные пенсионеры выбирают Коста-Рику не только из-за прекрасной природы.

В этом государстве существует выгодное миграционное законодательство. Чтобы получить ВНЖ в Коста-Рике, нужно вложить в местную недвижимость не менее 200 тысяч долларов. Через девять лет можно претендовать на гражданство. Паспорт дает право безвизового въезда во все страны ЕС и Латинской Америки, а также в Новую Зеландию, ЮАР, Южную Корею и Японию.

Однако для путешествия в Коста-Рику россиянам потребуется виза. Его не нужно оформлять повторно, если уже есть действующий въездной документ для посещения США или ЕС. В этой стране живут по разным оценкам 3-5 тысяч русскоязычных, из числа которых большую долю составляют пенсионеры. Среди коренных есть те, кто окончили советские вузы и тоже неплохо изъясняются на языке Пушкина и Толстого. Выпускаются русские газеты, действуют центры для носителей русской культуры.

Дома в Коста-Рике продаются по цене от 140 тысяч долларов. Аренда стоит от 400 до 1 000 долларов в месяц. Подкрепиться в недорогом кафе можно за 6,5 доллара, обед из трех блюд на двоих в ресторане обойдется в 40 долларов, билет в кино стоит 6 долларов.

Медицинские услуги в Коста-Рике стоят недорого по сравнению с многими другими странами. Например, американец Боб Лукс на родине платил ежемесячно 340 долларов за лекарства, помогающие контролировать кровяное давление и холестерин, а также 1 000 за медицинскую страховку. Став резидентом Коста-Рики, он платит 49 долларов в месяц — сумма рассчитывается на основе дохода. Многие услуги, например, электрокардиограмма, обходятся бесплатно.

В каких странах рано и поздно выходят на пенсию?

Москва, 7 июня — «Вести.Экономика». В последнее время в нашей стране все чаще идут дискуссии на тему пенсионного возраста. В этой дискуссии высказываются как политики, так и простые граждане.

Правительство предлагает повысить возраст выхода на пенсию, в то время как у простых граждан есть свои аргументы против.

Ниже мы расскажем о ситуации с пенсионным возрастом в разных странах мира.

В частности, мы приведем примеры стран с самым высоким и самым низким возрастом выхода на пенсию.

5 стран с самым низким пенсионным возрастом

В Японии пенсионный возраст был повышен в 1998 г. с 55 лет до 60 лет, и с тех пор он постоянно повышается.

В настоящий момент возраст выхода на пенсию в стране — 62,7.

Тем не менее ожидается, что к 2025 г. пенсионный возраст вырастет до 65 лет как для мужчин, так и для женщин.

В настоящий момент в Японии самое старое население в мире.

В целом японцы, как правило, после выхода на пенсию остаются в стране, чтобы быть поближе к своей семье.

Однако некоторые японцы после выхода на пенсию переезжают в страны Юго-Восточной Азии, в частности в Малайзию.

В настоящий момент пенсионный возраст в Индии составляет 60 лет. В частном секторе не так давно он вырос с 58 до 60 лет.

Несмотря на повышение пенсионного возраста, эксперты отмечают, что многие пожилые люди продолжают работать и после выхода на пенсию.

Это связано с тем, что во многих регионах страны высокий уровень бедности, а также с обязательствами перед семьей.

Поэтому фактически возраст выхода на пенсию не сильно изменился после повышения официального пенсионного возраста.

Большинство индийцев, вышедших на пенсию, остаются в стране. А те, кто уехали за границу, как правило, отправляют своим семьям денежные переводы.

Россия также оказалась среди стран с самым низким пенсионным возрастом.

В настоящий момент он составляет 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Среднее значение – 57,5.

Такой же возраст выхода на пенсию в Сенегале, Мозамбике и Мадагаскаре.

Если говорить о нашей стране, то планируется повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 для женщин.

Это нововведение вызвало шквал критики и негодования со стороны тех, кому предстоит выйти на пенсию.

Отмечается, что часть населения уезжает из России в другие страны, причем не только после выхода на пенсию, но и до нее.

Таким образом, они выпадают из системы пенсионных выплат.

В Китае также очень низкий возраст – в среднем это 56,25.

Эксперты отмечают, что в настоящий момент 15% населения Китая достигли пенсионного возраста и выше.

Поэтому ходят слухи о повышении пенсионного возраста в стране.

Эта мера также поможет справиться с негативными эффектами несбалансированности трудового населения страны.

Правительство Китая планирует постепенно повышать пенсионный возраст по несколько месяцев в год, чтобы справиться с последствиями старения населения.

Некоторые китайцы инвестируют в недвижимость за пределами страны как для себя, так и для своих родителей, в частности в США, Великобритании, Канаде и Австралии.

Те, кто являются гражданами ОАЭ, выходят на пенсию в возрасте 49 лет.

При этом иностранцы, работающие на территории страны, должны работать до 60 лет.

При этом власти страны делают все, чтобы экспаты, работающие в ОАЭ, не оставались в стране после выхода на пенсию.

Существует ряд мер, которые препятствуют этому.

5 стран с самым высоким пенсионным возрастом

В Австралии возраст выхода на пенсию – 65 лет. Тот же пенсионный возраст и в Бельгии.

Однако в Австралии был повышен пенсионный возраст до 67 лет для тех, кто был рожден после 1957 г.

А те, кто по-прежнему работают, планируют выйти на пенсию позже.

Если австралийцы принимают решение покинуть страну после выхода на пенсию, то в основном они направляются в Италию, Грецию или Новую Зеландию.

Возраст выхода на пенсию в Нидерландах — 65,75.

Страна приближается к тому, чтобы стать страной с самым высоким пенсионным возрастом в Европе.

Однако в промежуток между 65 и 66 годами также попадают такие страны, как Финляндия (65,25), Франция (65,3), Германия и Испания (65,4).

Не только в США, но также в таких странах, как Италия, Дания, Ирландия, официальный пенсионный возраст составляет 66 лет. А в Португалии он достигает 66,25.

При этом фактически в США возраст выхода на пенсию составляет 63 года. Пенсионный возраст в США повышался с 1990-х гг.

Тем не менее население в возрасте от 65 лет и старше переключается на частичную занятость.

Если пенсионеры уезжают из США в другие страны после выхода на пенсию, то популярными направлениями становятся такие страны, как Канада, Япония, Мексика, Германия и Великобритания.

Возраст выхода на пенсию в Исландии – 67 лет, однако фактически мужчины в этой стране выходят на пенсию чуть позже — в среднем в 68,5 лет.

В стране существуют меры, которые препятствуют тому, чтобы выходить на пенсию рано, и, напротив, существуют меры поддержки тех, кто выходит на пенсию позже.

Таким образом, власти страны стимулируют население работать дольше.

Возраст выхода на пенсию в Норвегии в среднем составляет 67,75 лет. Норвегия имеет самый высокий пенсионный возраст в Европе.

При этом фактически люди выходят на пенсию по-разному – от 62 до 75 лет, если у них есть пенсионные накопления, которые зависят от заработной платы.

В 67 лет пенсионеры начинают получать национальную пенсию.

67 лет – это официальный возраст выхода на пенсию с 1970-х гг.

При этом для пенсионеров есть довольно гибкая система для выхода на пенсию, так как пожилые люди имеют право выйти на пенсию раньше, если у них есть пенсионные накопления за счет пенсионных вычетов из зарплаты.

Тем не менее исследования и опросы показывают, что жители Норвегии планируют как можно позже выйти на пенсию.

Так, например, в 2003 г. большинство норвежцев выходило на пенсию в 61 год. В 2013 г. этот возраст вырос до 64 лет.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019