Патент это нк рф

Статья 346.45. Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения

Статья 346.45 . Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 346.45 НК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ в пункт 1 статьи 346.45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1. Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 2 статьи 346.45 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 статьи 346.43 настоящего Кодекса) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, заявление на получение патента подается в любой по выбору индивидуального предпринимателя территориальный налоговый орган соответствующего города федерального значения, в котором индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента, кроме случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

В случае, если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.

При отправке заявления на получение патента по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления на получение патента по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 3 статьи 346.45 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, а в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.

Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

4. Основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента является:

1) несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 346.43 настоящего Кодекса введена патентная система налогообложения;

2) указание срока действия патента, не соответствующего пункту 5 настоящей статьи;

Подпункт 3 пункта 4 статьи 346.45 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2013 г.

3) нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ в подпункт 4 пункта 4 статьи 346.45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4) наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением патентной системы налогообложения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ пункт 4 статьи 346.45 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

5) незаполнение обязательных полей в заявлении на получение патента.

5. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в пункт 6 статьи 346.45 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения пункта 6 статьи 346.45 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) применяются в отношении патентов, выданных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Пункт 6 статьи 346.45 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2013 г.

6. Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:

1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей;

2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 настоящего Кодекса;

3) утратил силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ.

Информация об изменениях:

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ пункт 7 статьи 346.45 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (упрощенной системой налогообложения, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), а также суммы торгового сбора за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (упрощенной системой налогообложения, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), и сумм торгового сбора в течение того периода, в котором применялась патентная система налогообложения.

Сумма налога на доходы физических лиц, сумма налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, сумма налога, уплачиваемого при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащие уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, уменьшаются на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

8. Индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года.

Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения подается в любой из налоговых органов, в которых индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, по выбору этого индивидуального предпринимателя с указанием реквизитов всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи указанного заявления сроком действия. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ПСН: Патентная система налогообложения

Налогоплательщики

Общие положения — Статья 346.43, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Патентная система налогообложения (ПСН) устанавливается Налоговым Кодексом РФ с 1 января 2013 года, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Только Индивидуальные предприниматели (с рядом ограничений) могут добровольно перейти на Патентную систему налогообложения.

Уплата патента при ПСН освобождает от уплаты ряда других налогов:

  • НДФЛ: в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на доходы физических лиц;
  • Имущество: в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности на патенте от уплаты налога на имущество физических лиц;
  • НДС: налога на добавленную стоимость (с некоторыми исключениями).

Плательщики патента могут не применять контрольно-кассовую технику. По требованию покупателя (клиента) обязаны выдать документ подтверждающий прием денежных средств.

Налогоплательщики — Статья 346.44, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

На Патентную систему налогообложения (ПСН) могут добровольно перейти только Индивидуальные предприниматели.

НК РФ накладывает ряд ограничений на возможность перехода и использования ПСН.

Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения — Статья 346.45, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Патент — это документ, удостоверяющий право индивидуального предпринимателя на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности в одном из субъектов Российской Федерации, в котором принят региональный закон о патентной системе налогообложения.

[На каждый вид деятельности в каждом субъекте РФ надо получать отдельный патент].

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

Учет налогоплательщиков — Статья 346.46, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Учёт и исчисление

Объект налогообложения — Статья 346.47, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход (ПВГД) индивидуального предпринимателя по каждому виду предпринимательской деятельности, на которые получены патенты.

Величина потенциально возможного к получению годового дохода установливается законом субъекта Российской Федерации.

Смотрите так же:  Как лишить мать материнских прав куда обращаться

Налоговая база — Статья 346.48, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

[Налоговая база ПСН] = потенциально возможный к получению ИП годовой доход [ПВГД по виду предпринимательской деятельности, на который получен патент] в денежном выражении [рубль].

Налоговый период — Статья 346.49, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Налоговым периодом признается календарный год.

Однако, есть два исключения:

Налоговая ставка — Статья 346.50, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налоговый учёт — Статья 346.53, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Индивидуальные предприниматели на ПСН ведут учет Доходов от реализации в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения.

Форма и порядок заполнения Книги утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Книга учета доходов ведется отдельно по каждому полученному патенту.

Налоговая декларация — Статья 346.52, Патентная система налогообложения — Глава 26.5, Налоговый кодекс РФ часть 2

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Патентная система: о чем молчит Налоговый кодекс

Продолжаем публиковать справочные материалы по неоднозначным вопросам в ПСН (первая часть — тут).

Иногда возникает вопрос: можно ли в рамках ПСН оказывать бытовые услуги не только физлицам, но и юрлицам? Минфин поясняет, что гл.26.5 НК РФ не установлено ограничений в части осуществления видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п.2 ст.346.43 НК РФ, в зависимости от того, кто именно является заказчиком услуги — физические или юридические лица (Письма Минфина России от 26.04.2018 N 03-11-12/28615, от 26.04.2017 N 03-11-12/25070, от 09.03.2017 N 03-11-12/13294, 22.02.2017 N 03-11-12/10511, от 27.06.2016 N 03-11-12/37210 и др.).

Раньше, когда субъекты РФ при введении дополнительного перечня бытовых услуг, подпадающих под ПСН, руководствовались Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), Минфин указывал, что такие дополнительные услуги для целей ПСН должны оказываться только физлицам (т.е. населению) (см., например, Письмо Минфина России от 10.10.2016 N 03-11-12/58951). Такой же подход встречался и в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.06.2018 N Ф05-8762/2018 по делу N А41-89786/2017). Однако ОКУН с 1 января 2017 года не действует, поэтому разъяснения со ссылкой на него потеряли свою актуальность. Тем не менее, если речь идет о дополнительных бытовых услугах, установленных в субъекте РФ (пп.2 п.8 ст.346.43 НК РФ), стоит уточнить, как они поименованы в самом законе субъекта РФ. Обычно в них говорится об услугах по индивидуальным заказам населения (например, «изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения», «услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения», «услуги по пошиву штор, драпировок по индивидуальному заказу населения» и т.п.). В таких случаях оказывать услуги юрлицам в рамках ПСН нельзя.

Можно ли заниматься посреднической деятельность в рамках ПСН?

В п.6 ст.346.43 НК РФ указано, что ПСН не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п.2 указанной статьи, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Однако ни главой 51 ГК РФ (о комиссии), ни главой 52 ГК РФ (об агентировании) не предусмотрено применение к посредническим договорам правил договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Отсюда можно заключить, что если предприниматель осуществляет виды деятельности, указанные в п.2 ст.346.43 НК РФ, привлекая посредника (комиссионера, агента), то это само по себе не должно стать препятствием для применения ПСН.

С этими доводами согласился АС Северо-Западного округа (Постановление от 26.04.2018 N Ф07-153/2018 по делу N А05-757/2017) на примере услуг по сдаче в аренду помещений через посредников. Примечательно, что агентские договоры заключались агентами от своего имени, то есть права и обязанности по договорам аренды возникали не у принципала, а непосредственно у агентов (п.1 ст.1005 ГК РФ). Но это не смутило суд и он встал на сторону предпринимателя (принципала, которому принадлежали помещения), согласившись с тем, что у него есть право на ПСН.

Тем не менее, поскольку вопрос о порядке применения ПСН в случае заключения посреднических договоров в целях оказания патентных услуг прямо не урегулирован НК РФ, на практике он является спорным. В частности, условие договора о том, от чьего имени заключен договор, может иметь значение. Например, данное условие названо «определяющим» при решении вопроса об отнесении к патентной деятельности розничной торговли по агентским договорам в Письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-11-12/24258. И хотя прямого ответа на вопрос в Письме нет, здесь можно провести аналогию с розничной торговлей для целей ЕНВД: если договор розничной купли-продажи заключается посредником от своего имени, принципал (комитент) не может применять ЕНВД (Письмо Минфина России от 26.05.2009 N 03-11-06/3/145). Поэтому если вы оказываете услуги в качестве принципала через агента, который действует от своего имени, с большой долей вероятности, контролирующие органы откажут в применении ПСН. Отстаивать свое право на ПСН придется в суде, но достаточная судебная практика по подобным спорам пока не сложилась.

Можно ли привлекать субподрядчиков при ПСН?

Но стоит заметить, что прямо в гл.26.5 НК РФ подобный запрет не установлен. В одном из более ранних Писем Минфин указывал, что в целях применения п.5 ст.346.43 НК РФ (устанавливает ограничение по численности работников) гл.26.5 НК РФ не содержит запрета для ИП, применяющих ПСН, привлекать по договорам гражданско-правового характера зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц (Письмо Минфина России от 02.03.2017 N 03-11-11/12142). Кроме того, все неясности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). Поэтому в суде в данном случае есть о чем поспорить. Но поскольку сложившейся судебной практики по таким спорам пока нет, игнорирование позиции Минфина (высказанной неоднократно) возможно только на свой страх и риск.

Сложности с определением численности работников

Из п.5 ст.346.43 НК РФ следует, что численность работников надо отслеживать за налоговый период, т.е. за период, на который выдан патент (от одного месяца до одного календарного года — ст.346.49 НК РФ). Но средняя численность работников указывается в заявлении на патент (а потом и в самом патенте). В свою очередь, заявление подается до начала применения ПСН. Возникает вопрос: какую численность указывать в этом заявлении, ведь на момент его подачи еще нет данных для подсчета средней численности за период действия патента.

В порядке заполнения заявления (утв. Приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/[email protected]) подробных указаний нет. В нем лишь указано, что в разделе «Указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется:» в поле с одним знакоместом указывается цифра 1 или 2 в зависимости от того, с привлечением или без привлечения наемных работников ИП будет осуществлять свою деятельность. То есть, речь идет о будущем времени. Отсюда можно предположить, что ИП вправе указать планируемую в налоговом периоде численность. И этот подход представляется нам наиболее обоснованным, поскольку и патент выдается на планируемый период. Кроме того, в истекших периодах численность работников может превышать установленное ограничение в 15 человек, но это не лишает ИП права на получение патента, если в планируемом налоговом периоде ИП уложится в установленный лимит. Более того, ИП может написать заявление на патент одновременно с госрегистрацией, когда у него еще нет никаких сотрудников и, соответственно, данных для расчета средней численности за истекший период.

Тем не менее, Росстат не устанавливает правил подсчета планируемой средней численности. Средняя численность всегда считается за какой-то истекший период. Таким образом, вопрос о том, как правильно указывать численность работников в заявлении на патент, до сих пор остается открытым. Наилучшим решением будет уточнить мнение налоговой инспекции, в которую вы будете подавать заявление на патент. Это снимет возможные споры в будущем. О последствиях последующего увеличения численности работников читайте ниже.

Если меняются физические показатели

Если физические показатели меняются, Налоговым кодексом не предусмотрено внесение изменений в ранее выданный патент (переоформление патента). Варианты могут быть следующие:

— либо ничего не менять (если в итоге сумма налога не меняется);

— либо получать новый патент;

— либо облагать доходы по новым показателям в рамках иных систем налогообложения.

К примеру, если вы осуществляете розничную торговлю через павильон, указанный патенте, а потом переехали в новый павильон с другим номером, но по тому же адресу, по сути ничего не поменялось: вы по-прежнему ведете розничную торговлю через один павильон. То есть физические показатели остались те же. Минфин указывает, что в этом случае патент продолжает действовать. Предпринимателю надо лишь уведомить налоговые органы об изменении номера павильона (Письмо Минфина России от 26.04.2018 N 03-11-12/28484). В каком виде — ведомство не указывает. Полагаем, это можно сделать в форме обычного письма.

Другой пример: увеличилось число работников по сравнению с той, что была указана в заявлении на патент. Минфин поясняет, что если при этом средняя их численность в целом за налоговый период осталась в пределах требований субъекта РФ для расчета потенциально возможного к получению дохода, то получать новый патент не надо (Письмо Минфина России от 06.12.2017 N 03-11-12/81019). Иными словами, если по региональному закону ваш потенциальный доход установлен в зависимости от численности наемных работников (пп.3 п.8 ст.346.43 НК РФ), надо будет проверить, укладываетесь ли вы в эту численность в связи увеличением числа работников. Если укладываетесь — менять ничего не надо.

Если же увеличилось количество физических показателей, которые влияют на стоимость патента, надо либо получать новый патент, либо облагать новые показатели в рамках иных систем налогообложения. Например, вы сдаете в аренду имущество и увеличилось количество сдаваемых в аренду объектов. В этом случае по новым объектам нужно подать заявление на новый патент, либо облагать их в рамках иных систем налогообложения (Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-10/14669, от 28.03.2013 N 03-11-10/9891, от 28.02.2013 N 03-11-09/5820). Но заметим: если увеличилось лишь количество арендаторов, а объекты аренды остались те же, менять ничего не нужно (Письмо ФНС России от 20.09.2017 N СД-3-3/[email protected]). То же самое с перевозками — если увеличилось количество транспортных средств, по новым объектам нужно получить новый патент, либо облагать их в рамках иных систем налогообложения (Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 03-11-12/57779).

В обратной ситуации, когда произошло уменьшение количества физических показателей, пересчитывать стоимость ранее выданного патента вам никто не будет — для это в НК РФ нет соответствующих оснований (Письма Минфина России от 27.12.2013 N 03-11-12/57779, от 26.04.2013 N 03-11-10/14669 и др.). Зачет излишне уплаченной суммы патента в счет будущих платежей НК РФ не предусмотрен (Письмо Минфина России от 23.06.2015 N 03-11-11/36170).

Ограничение максимальной суммы потенциально возможного дохода

Например, если в регионе установлен потенциально возможный доход по каждому объекту аренду в размере 5 млн. руб., то при сдаче в аренду более двух объектов сумма потенциально возможного дохода в любом случае не может превышать 10 млн. руб. (п.19 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). ВС разъяснил, что публичные интересы здесь защищены ограничением по общей сумме доходов за налоговый период, дающих право на ПСН — не более 60 млн. руб.

Кто имеет право на налоговые «каникулы»

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах определяются субъектами РФ на основании ОКВЭД. При этом региональные власти могут вводить ограничения для применения налоговых каникул (по численности работников и по доходам).

Налоговыми «каникулами» можно воспользоваться только до начала 2021 года (п.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 477-ФЗ). В Москве налоговые каникулы введены Законом г. Москвы от 18.03.2015 N 10, в Московской области — Законом от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ.

Поскольку налоговые «каникулы» предусмотрены только для вновь зарегистрированных ИП, Минфин ранее разъяснял, что те ИП, которые ранее снялись с учета и вновь зарегистрировались после вступления в силу законов субъектов РФ о налоговых «каникулах», не вправе ими воспользоваться (Письмо Минфина России от 18.12.2017 N 03-11-12/84423, п.2 Письма Минфина России от 23.12.2016 N 03-11-12/77823). Однако ВС в своем Обзоре указал, что бывшие ИП тоже имеют право на ставку 0%, если они возобновили свою деятельность после вступления в силу законов субъектов РФ. По мнению ВС условием применения налоговой ставки 0% является начало осуществления (возобновления) официальной предпринимательской деятельности гражданином впервые после начала действия соответствующего закона субъекта РФ, а не за весь период деятельности гражданина (п.14 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). Так что бывшие ИП не лишены права на налоговые «каникулы».

Смотрите так же:  Кемерово экспертиза автомобиля

Как облагать доходы, поступившие после окончания срока действия патента

ВС поддержал подход Минфина, указав, что доходом, полученным в рамках ПСН, являются денежные средства, поступившие на расчетный счет налогоплательщика с момента, когда ИП находился на ПСН, и до момента, когда истекло действие патента (п.8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, Письмо ФНС России от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643). Так что находясь на патенте, важно обеспечить поступление денег, относящихся к патентной деятельности, именно в период действия патента.

Итак, ПСН, безусловно, имеет свои преимущества. Главное из них: фиксированная налоговая нагрузку. Плюсом является отсутствие необходимости платить НДФЛ, НДС (за некоторым исключением) и налог на имущество физлиц (за исключением «кадастровых» объектов). Но везде есть свои «подводные камни». Наличие неурегулированных вопросов создает барьеры для перехода на этот спецрежим. По мнению Счетной палаты РФ, патентная система нуждается в модернизации. И дело не только в наличии спорных моментов. Не следует забывать, что ИП на ПСН, помимо собственно стоимости патента, должен уплачивать страховые взносы, в том числе за себя. Причем уменьшить стоимость патента на эти взносы нельзя (Письмо Минфина от 18.02.2013 N 03-11-11/72). В итоге при низком уровне дохода (примерно 300 тыс. в год) фискальная нагрузка становится довольно высокой. В связи с этим Счетная палата РФ предлагает не только снизить ставку налога, но и включить в эту сумму страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование. В этом случае ПСН действительно стала бы весьма привлекательной. Но претворится ли в жизнь эта инициатива, покажет время.

Статья 346.45. Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения

1. Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Абзац третий утратил силу.

Патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

2. Индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 статьи 346.43 настоящего Кодекса) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, заявление на получение патента подается в любой по выбору индивидуального предпринимателя территориальный налоговый орган соответствующего города федерального значения, в котором индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента, кроме случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

В случае, если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.

При отправке заявления на получение патента по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче заявления на получение патента по телекоммуникационным каналам связи днем его представления считается дата его отправки.

3. Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, а в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.

Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

4. Основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента является:

1) несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 346.43 настоящего Кодекса введена патентная система налогообложения;

2) указание срока действия патента, не соответствующего пункту 5 настоящей статьи;

3) нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи;

4) наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением патентной системы налогообложения;

5) незаполнение обязательных полей в заявлении на получение патента.

5. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.

6. Налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:

1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей;

2) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному пунктом 5 статьи 346.43 настоящего Кодекса;

3) утратил силу с 1 января 2017 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

7. Суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (упрощенной системой налогообложения, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), а также суммы торгового сбора за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения (упрощенной системой налогообложения, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), и сумм торгового сбора в течение того периода, в котором применялась патентная система налогообложения.

Сумма налога на доходы физических лиц, сумма налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, сумма налога, уплачиваемого при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащие уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, уменьшаются на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

8. Индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года.

Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения подается в любой из налоговых органов, в которых индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, по выбору этого индивидуального предпринимателя с указанием реквизитов всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи указанного заявления сроком действия. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Ст. 346.45 НК РФ

Статья 346.45 НК РФ устанавливает порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения.

1) индивидуальный предприниматель, который уже осуществляет свою деятельность в этом качестве, должен подать (лично или через представителя, по почте или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи) заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Рекомендуемая форма «Заявление на получение патента (форма N 26.5-1)» была приведена в Приказе ФНС России от 14 декабря 2012 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения», однако в связи с принятием Приказа ФНС России от 17 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] «О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 14 декабря 2012 года N ММВ-7-3/[email protected]» утратила силу. В настоящее время форма N 26.5-1 «Заявление на получение патента» утверждена Приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected]

В случае если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации (абз. 2 п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

В случае если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 346.45 НК РФ, Письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-11-12/6270).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 2 ст. 346.45 НК РФ были дополнены также положением о том, что в случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 10, 11, 32, 33 и 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) п. 2 ст. 346.43 НК РФ) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности;

2) в случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе, заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя;

3) налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления, а в случае, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 346.45 НК РФ, — со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент либо уведомление об отказе в выдаче патента. Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку либо передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Смотрите так же:  Расписка за автомашину

Основанием для отказа налоговым органом в выдаче патента является:

несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых введена патентная система налогообложения; указание срока действия патента, не соответствующего периоду от 1 до 12 месяцев включительно в

пределах календарного года; нарушение условия перехода на патентную систему налогообложения, установленного абз. 2 п. 8 ст.

346.45 НК РФ; наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением патентной системы

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй НК Российской Федерации» появится еще одно основание для отказа налоговым органом в выдаче патента — незаполнение обязательных полей в заявлении на получение патента. Оно будет предусмотрено в пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ;

4) патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент выдается налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения. При этом патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с пп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

Форма патента утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»;

5) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае:

а) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб. (пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Обратим внимание, что указанное ограничение касается доходов только от тех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Ведь Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками ПСН с другими специальными режимами налогообложения, например с УСН или ЕНВД. Если индивидуальный предприниматель — налогоплательщик УСН в течение календарного года переходит на ПСН по отдельному виду предпринимательской деятельности, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, то он обязан представить налоговую декларацию по УСН, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН. Согласно п. 6 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн руб. (Письмо УФНС России по г. Москве от 4 марта 2014 г. N

б) если в течение налогового периода налогоплательщиком было допущено несоответствие требованию, установленному п. 5 ст. 346.43 НК РФ о средней численности наемных работников, которая не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем (пп. 2 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Обратим внимание, что указанное ограничение касается только тех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Но индивидуальный предприниматель вправе совмещать патентную систему налогообложения, например с ЕНВД. В таком случае, по мнению Минфина России, индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе иметь наемных работников, средняя численность которых не превышает за налоговый период 100 человек, при условии, что средняя численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, за налоговый период не превышает 15 человек (Письмо Минфина России от 1 сентября 2014 г. N 03-11-12/43538);

в) если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ (пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, в случае утраты права на применение патентной системы налогообложения в связи с неуплатой налога (полной или частичной) в установленные сроки у индивидуального предпринимателя с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, возникает обязанность по исчислению и уплате налогов по общему режиму налогообложения. В этой связи после утраты индивидуальным предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения налог, который не был им уплачен (полностью или частично) в период применения патентной системы налогообложения, взысканию не подлежит.

В случае если налогоплательщик получил 2 и более патента на право применения патентной системы налогообложения и не уплатил (полностью или частично) налог по одному из патентов, он считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения только по тому патенту, налог по которому им не был уплачен (полностью или частично) (Письмо ФНС России от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1890 «О порядке применения главы 26.5 НК Российской Федерации»). При этом после утраты индивидуальным предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения налог, который не был уплачен (полностью или частично) в рамках указанной системы налогообложения, взысканию не подлежит (Письмо Минфина России от 20 января 2014 г. N 03-11-09/1405).

В случае если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам;

6) суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в п. 6 ст. 346.45 НК РФ, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения, в течение того периода, на который был выдан патент.

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.45 НК РФ, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

Действующая в настоящий момент форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), а также Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом ФНС России от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/[email protected], не предусматривают возможность отражения в декларации сумм налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, утратившими право на применение патентной системы налогообложения, с целью их зачета при расчете в такой декларации подлежащих уплате (доплате) в бюджет (возврату из бюджета) сумм налога на доходы физических лиц.

На основании изложенного до утверждения новой формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и Порядка ее заполнения индивидуальным предпринимателям, утратившим право на применение патентной системы налогообложения, ФНС России рекомендует учитывать суммы налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения, посредством уменьшения на них рассчитанных в декларации сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих уплате (доплате) в бюджет (возврату из бюджета), и отражать по строкам 100 (110) разд. 1 декларации только итоговые скорректированные суммы (Письмо ФНС России от 12 августа 2014 г. N ПА-4-11/15831).

Кроме того, по мнению ФНС России, в таких случаях одновременно с представлением декларации рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием в ней произведенных налогоплательщиком расчетов, по которым суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате (доплате) в бюджет (возврату из бюджета), исчислены налогоплательщиком с применением положений абз. 2 п. 7 ст. 346.45 НК РФ, и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

Одновременно ФНС России в Письме от 12 августа 2014 г. N ПА-4-11/15831 сообщила, что положениями абз. 2 п. 7 ст. 346.45 НК РФ возможность возврата индивидуальными предпринимателями, утратившими право на применение патентной системы налогообложения, суммы налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения, не предусмотрена; 7) правила утраты права на применение патентной системы:

а) индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения (п. 8 ст. 346.45 НК РФ).

Обратим внимание, что в ранее действовавшей редакции п. 8 ст. 346.45 НК РФ индивидуальный предприниматель был обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения по всем основаниям, указанным в п. 6 ст. 346.45 НК РФ, в том числе и в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ (пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» следует, что индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения только по основаниям, указанным в пп. 1 и 2 п. 6 ст. 346.45 НК РФ, но не в случае, если налогоплательщик не уплатил налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ.

Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения подается в любой из налоговых органов, в которых индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, по выбору этого индивидуального предпринимателя с указанием реквизитов всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи указанного заявления сроком действия. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма N 26.5-3 «Заявление об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения» утверждена Приказом ФНС России от 23 апреля 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения»;

б) по основаниям, указанным в п. 6 настоящей статьи, — и о переходе на общий режим

налогообложения, и о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, в течение 10 календарных дней со дня наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение патентной системы налогообложения, или со дня прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.

Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности не ранее чем со следующего календарного года. В этом случае Минфин России обращает внимание, что п. 8 ст. 346.45 НК РФ не предусмотрено ограничение для перехода в течение календарного года на патентную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые утратили право на применение данного специального налогового режима в течение календарного года, зарегистрировали прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и вновь зарегистрировались в этом календарном году в качестве индивидуальных предпринимателей (Письмо Минфина России от 23 мая

2013 г. N 03-11-12/18502);

8) налогоплательщики, применяющие патентную систему при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств, вправе не использовать контрольно-кассовую технику.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019