Льготы в трудовых прав

Прокуратура Ставропольского края

официальный сайт

Льготы, предоставляемые трудовым законодательством работающим родителям

  • Главная
  • >
  • Новое в законодательстве
  • >
  • Новое в законодательстве

12 Октября 2017

Льготы, предоставляемые трудовым законодательством работающим родителям

Анализ обращений граждан в органы прокуратуры показывает, что до настоящего времени уровень правового просвещения в части социальных прав отдельных категорий граждан остается не достаточно высоким. В прокуратуры гор/райзвена зачастую обращаются с вопросами по поводу того, какие льготы предусмотрены законодательством для работников, имеющих детей.
Чтобы получить соответствующие льготы, установленные законом для работающих родителей, необходимо подтвердить статус родителя. Работающие родители могут подтвердить свой статус единственным документом — свидетельством о рождении ребенка. Льготы родителям предоставляются в зависимости от того, сколько лет ребенку. Так, для сотрудников, имеющих ребенка до 3 лет предусмотрено наибольшее количество льгот и гарантий. Привилегии также есть у родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лег. Еще одна категория льготников — родители, воспитывающие несовершеннолетних детей- инвалидов.
Рассмотрим привилегии, предоставляемые трудовым законодательством работающим родителям, в том числе опекунам и попечителям, усыновителям:
1. Неполное рабочее время для беременных и родителей, которое устанавливается работодателем по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
2. Перерывы для кормления грудных детей, которые предоставляются матери не реже чем через каждые 3 часа продолжительностью не менее 30 минут каждый, независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании находится ребенок.
3. Выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, которые предоставляются по письменному заявлению одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка-инвалида ему предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка. Эти дни могут быть использованы одним из родителей либо разделены между ними по их усмотрению.
4. Дополнительный выходной день в районах Крайнего Севера. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях родители, опекуны и другие лица, непосредственно занимающиеся воспитанием детей младше 16 лег, имеют право на ежемесячный дополнительный выходной день без сохранения заработной платы, предоставляемый по их письменному заявлению.
5. Работники, которые ухаживали за детьми во время их болезни, вправе рассчитывать на оплату пособия по временной нетрудоспособности. Размер такого пособия зависит от заработка и страхового стажа работника, а также от количества дней болезни ребенка: при стаже 8 и более лет полагается пособие в размере 100% от среднего заработка; при стаже от 5 до 8 лет — 80% от среднего заработка; стаж менее 5 лет даёт право на пособие в размере 60% от среднего заработка.
6. Иногда у работодателя возникает необходимость привлечь работающего родителя к сверхурочной работе либо работе в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день. Трудовой кодекс РФ допускает такое отклонение от нормального режима работы. Работодателю потребуется письменное согласие работника на привлечение его к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходной или нерабочий праздничный день. Однако работодателю нужно знать, что есть такая категория работающих родителей, для привлечения которых к таким видам работ необходимо соблюсти особую процедуру. Так, если необходимо привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходной или нерабочий праздничный день женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, отцов или матерей, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, работодатель обязан: удостовериться в отсутствии медицинских противопоказаний к такой работе у данных работников; письменно ознакомить их с правом отказаться от привлечения к таким работам; получить письменное согласие работника. Такая же процедура потребуется, если работодатель желает направить указанных выше работающих родителей в служебную командировку.
7. При взаимном согласии работодателя и сотрудника-родителя, последнему можно установить гибкий график работы. Соответствующие льготы закреплены в положениях статьи 102 Трудового кодекса РФ. Гибкий график работы позволяет установить удобное для работника время начала, окончания и продолжительность работы. При этом работник обязан отработать необходимую норму рабочих часов в течении определенного учетного периода (день, неделя, месяц, квартал, год). Гибкий график работы устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Работник изъявляет просьбу об установлении такого режима работы в письменном виде. Работодатель при согласии, подписывает с работником дополнительное соглашение к трудовому договору и издает приказ об установлении гибкого рабочего времени. Обратите внимание на то, что работа в режиме неполного рабочего времени и гибкий график не лишают права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск, не влияют на стаж работника и не ограничивают работника в каких-либо иных трудовых правах. Кроме тог о, при работе в гибком режиме, работнику полагается оплата за его труд в полном объеме.

Законодательство

Гарантии и льготы, предоставляемые молодому специалисту

Действующим трудовым законодательством предусмотрены общие и специальные гарантии, предоставляемые работникам, в том числе из числа молодых специалистов.

Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление работником предоставленных ему прав в области социально-трудовых отношений.

К общим гарантиям в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда.

К специальным относятся гарантии, предоставляемые в следующих случаях:

  • при направлении в служебные командировки (ст.167, 168, 1 ТК РФ);
  • при переезде на работу в другую местность (ст.169 ТК РФ);
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей (гл.25 ТК РФ);
  • при совмещении работы с обучением (гл.26 ТК РФ);
  • при вынужденном прекращении работы не по вине работника (ст.234 ТК РФ);
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • в некоторых случаях прекращения трудового договора (ст.178, 180, 181 ТК РФ);
  • в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника (ст.234 ТК РФ).

Основные гарантии трудовых прав молодого специалиста предусмотрены в Трудовом кодексе РФ.

Рассмотрим отдельные гарантии прав молодых специалистов.

Одним из дополнительных условий трудового договора может являться условие об испытании. Срок испытания по общему правилу не может превышать трех месяцев.

Однако в статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации определен перечь лиц, в отношении которых испытание при приеме на работу не устанавливается. К их числу относятся и молодые специалисты – лица, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется:

  • на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы:

  • по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
  • расходы по обустройству на новом месте жительства.

При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон. (ст. 169 ТК РФ)

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Особенности трудовых отношений с инвалидами

Несмотря на то, что инвалиды имеют ограниченные возможности во многих сферах жизни, те из них, которые не утратили трудоспособность, продолжают свою трудовую деятельность. Есть ли особенности в трудовых отношениях с инвалидами? В чем выражается государственная социальная поддержка инвалидов, в том числе работающих? Установлены ли законодательно льготы для инвалидов, в том числе при трудоустройстве? Эти вопросы мы и рассмотрим в настоящей статье.

Особенности приема на работу инвалидов

В соответствии со ст. 64 ТК РФ всем работодателям запрещено какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом). Чтобы все работодатели выполняли требования законодательства в части запрета ограничения прав инвалидов (по признаку социального положения), законодатель установил дополнительные требования к организациям и предприятиям в Российской Федерации. Для обеспечения инвалидам гарантии трудовой занятости Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009; далее — Закон о социальной защите инвалидов) предписывает:

• органам государственной власти Российской Федерации в своих законодательных актах устанавливать организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). От квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

• органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать минимальное количество специальных рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

• создавать или выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов;

• создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

• предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Анализ норм Трудового кодекса РФ, Закона о социальной защите инвалидов и иных нормативных актов позволяет сделать следующий вывод. Работодатель даже при отсутствии зарезервированных специально для инвалидов рабочих мест или квоты для приема инвалидов не вправе отказать в приеме на работу инвалиду, если условия труда по должности, на которую претендует инвалид, соответствуют условиям труда, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом законодательством не запрещено устанавливать иные, не запрещенные Трудовым кодексом РФ, условия приема на определенную должность: наличие определенной квалификации, специального образования, опыта работы и пр.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

В случае принятия на работу инвалида работодателю (в лице кадрового работника) необходимо помнить о требовании статьи 57 ТК РФ, которое касается содержания заключаемого трудового договора: если для инвалида созданы специальное рабочее место, а также условия труда, отличные от обычных условий (см. ниже), все указанные нюансы должны быть отражены в трудовом договоре.

Особенности трудовых отношений с инвалидами, складывающихся в процессе работы

Статьей 23 Закона о социальной защите инвалидов строжайше запрещено устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условия труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающие их положение по сравнению с другими работниками.

По сравнению с другими работниками инвалиды имеют преимущества, которые установлены законодательно:

• сокращенная продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II группы — не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);

• ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов);

• продолжительность ежедневной работы (смены) — в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ);

• право на использование длительного отпуска без сохранения заработной платы — до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Законодателем установлены и более жесткие ограничения в части привлечения инвалидов: к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ) и к работе в ночное время (с 22:00 до 06:00). Привлечение данной категории работников к таким работам допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ, ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов). При этом на работодателя возлагается обязанность в письменной форме ознакомить инвалида со своим правом отказаться от данных видов работ.

Смотрите так же:  Сколько минемальная пенсия

Гарантии инвалидам при сокращении численности штата предприятия

Трудовым законодательством в отношении многих категорий работников установлены гарантии при сокращении численности штата предприятия, в том числе и в отношении инвалидов.

Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации в числе прочих категорий работников, указанных в ст. 179 ТК РФ, имеют:

• работники, получившие в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

• инвалиды Великой Отечественной войны;

• инвалиды боевых действий по защите Отечества.

Помимо указанных лиц преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата имеют:

1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

• граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

• военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

• граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

• граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

2) инвалиды вследствие воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и члены их семей, потерявших кормильца из числа вышеуказанных граждан-инвалидов, если смерть такого гражданина явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча[СНОСКА См. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 29.04.2009, с изм. от 10.11.2009) и Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. от 23.07.2008).].

Выплаты и льготы инвалидам, установленные законодательством

В целях социальной поддержки инвалидов и способствованию их нормальной жизнедеятельности в Российской Федерации законодательно закреплены следующие меры поддержки инвалидов.

1. Выплаты по различным основаниям (ст. 27 Закона о социальной защите инвалидов): пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью и др.

2. Обеспечение бесплатной путевкой в санаторно-курортные учреждения (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

3. Льготы по обеспечению жилым помещением (ст. 17 и 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).

4. Льготы по оплате ЖКУ (ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов), стоимости проезда.

5. Льготы по лекарственному обеспечению, обеспечению перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения, протезированию и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

6. Организация социально-бытового обслуживания инвалидов (ст. 28 Закона о социальной защите инвалидов, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

7. Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, службы быта, связи и пр. (п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

8. Иные льготы: например, резервирование мест на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и предоставление парковки на таких стоянках инвалидам бесплатно (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов).

При использовании инвалидом выплат и льгот необходимо помнить установленные нормами Закона о социальной защите инвалидов следующие положения. Если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с Законом о социальной защите инвалидов уровень их социальной защиты, применяются положения этих правовых актов. Однако если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по Закону о социальной защите инвалидов, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Государство путем установления рассмотренных выше льгот, выплат, компенсаций и иных мер социальной поддержки инвалидов создало целую систему гарантий инвалидам в Российской Федерации. Данная система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки призвана обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленна на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Виды гарантий, установленных государством, многочисленны. Однако размер денежных выплат, гарантированных инвалидам, к сожалению, не всегда достигает цели создания условий инвалидам для участия в жизни общества наравне с другими гражданами. Даже с учетом изменений, предоставляющих теперь с нового года право на получение ежемесячных выплат всем инвалидам вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности и всех иных мер социальной поддержки инвалидов, предусмотренных законодательством, инвалиды в большинстве случаев относятся к материально необеспеченным и слабозащищенным слоям населения Российской Федерации (см. табл.).

Размеры ежемесячных денежных выплат в зависимости от группы инвалидности и вне зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности, установленные с 1 января 2010 г. (ст. 28.1 Закона о социальной защите инвалидов)

Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?

Условия труда несовершеннолетних

Одной из функций государства является охрана здоровья населения, в частности, подростков, организм которых полноценно не сформировался и продолжает развиваться. Именно этим обусловлены гарантии и льготы, предоставляемые государством в области трудовой деятельности несовершеннолетним.

Условия труда для детей-подростков должны отвечать некоторым требованиям:

  1. Трудовой процесс не должен оказывать влияния на развитие и здоровье молодого работника, на его рост и иные психофизиологические данные.
  2. Работа должна соответствовать возрасту такого работника и его функциональным возможностям.
  3. Труд несовершеннолетнего не должен быть связан с повышенной опасностью.

По этим причинам труд несовершеннолетних запрещен, если происходит в тяжелых условиях.

Помимо этого, несовершеннолетний работник должен пройти медосмотр перед трудоустройством, а затем проходить такие осмотры ежегодно, пока ему не исполнится 18 лет. Медосмотры производятся за счет средств работодателя (ст. 266 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Льготы при приеме и увольнении

Льготы, предоставляемые государством несовершеннолетним работникам, начинаются уже с самого начала трудовой деятельности, еще при приеме на работу. Так, в соответствии со ст. 70 ТК РФ молодым труженикам не устанавливается испытательный срок.

Увольнение несовершеннолетнего тоже будет непростым делом для работодателя (если происходит по его инициативе). Ст. 269 ТК РФ гласит, что, прежде чем уволить такого работника, потребуется не только соблюсти общеустановленный порядок увольнения, но и получить соответствующие разрешения от:

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • госинспекции труда.

При этом неполучение такого согласия от уполномоченных органов будет основанием не только для восстановления на работе уволенного лица, не достигшего совершеннолетия, но и для привлечения к административной ответственности работодателя (см. решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 28.07.2015 по делу № 12-16/2015, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.09.2011 по делу № 33-13173).

Исключением является только ликвидация работодателя, при которой получать разрешение на увольнение несовершеннолетнего не нужно (см. постановление пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2).

Льготы во время труда

Трудовая деятельность несовершеннолетних имеет ряд привилегий. Так, льготы этих лиц распространяются на продолжительность труда. В частности, при определении времени, в течение которого может трудиться подросток, большое значение имеет его возраст. Детям до 16 лет можно работать не больше 24 часов в неделю, а тем, кому уже исполнилось 16, но еще нет 18 лет, — не больше 35 часов в неделю.

Сокращенное рабочее время также применяется в случае ежедневного труда подростков. Не достигшие 16 лет работники могут трудиться не больше 5 часов в день, дети постарше — не больше 7 часов.

Кроме перечисленного выше несовершеннолетние пользуются следующими льготами:

  • не привлекаются к работе в ночное время;
  • не могут быть привлечены к сверхурочной работе;
  • освобождены от служебных командировок и работы вахтовым методом;
  • не могут быть вызваны на работу в праздники и выходные.

За несоблюдение работодателями указанных требований и непредоставление льгот, гарантированных государством несовершеннолетним работникам, их могут привлечь к административной ответственности (см. постановление Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 19.08.2011 по делу № 5-98/2011).

Льготы при отдыхе

Несовершеннолетние работники пользуются привилегиями не только во время трудовой деятельности, но и во время отдыха. Законодательством установлены некоторые ограничения прав работодателя в отношении таких работников. Например, вышедший в отпуск молодой труженик не может быть из него отозван ни при каких обстоятельствах. Также работодатель не имеет права заменить отпуск несовершеннолетнего соответствующей денежной компенсацией.

Продолжительность ежегодного трудового отпуска тоже выгодно отличается от отпуска, предоставляемого обычным работникам. Лица, не достигшие 18 лет, имеют право на 31 календарный день отдыха. Причем право на выбор времени, когда молодой работник сможет пойти в отпуск, остается за ним (ст. 267 ТК). Более того, отпуск должен быть предоставлен ему даже в том случае, если он не проработал у работодателя 6 месяцев.

Если отпуск предоставляется работнику после достижения им 18 лет, длительность рассчитывается пропорционально времени, отработанному до и после совершеннолетия (п. 21 постановления пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1).

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что льготы и гарантии государства, предоставляемые несовершеннолетним, весьма обширны. С одной стороны, молодым работникам нужно знать и уметь защищать свои трудовые права, с другой — работодатели обязаны точно соблюдать все требования законов, связанные с трудом несовершеннолетних. В противном случае санкции контролирующих органов неизбежны.

Льготы в трудовых прав


Государственная инспекция труда в Калужской области
информирует:

Трудовые гарантии и льготы женщинам,
осуществляющим уход за детьми до 3-х лет

В первую очередь стоит отметить, что на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). В связи с чем, в случае, если женщина решит выйти на работу до окончания отпуска по уходу за ребенком, работодатель обязан предоставить ей ее место работы. В соответствии со ст. 93 Трудового Кодекса РФ работодатель на основании заявления обязан устанавливать неполное рабочее время для женщин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет). При этом, при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Следует отметить, что работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для женщины каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

В силу статьи 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. Если у женщины есть два и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления должна составлять не менее одного часа. Перерывы для кормления включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. По заявлению женщины перерывы для кормления могут быть присоединены к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде перенесены как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением.

Мамы, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. В соответствии со ст. 96 и ст. 259 ТК РФ такие женщины должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от подобной работы. В аналогичном порядке женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет:

– привлекаются к сверхурочной работе (ст. 99 Трудового Кодекса РФ);
– привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 Трудового Кодекса РФ);
– направляются в служебные командировки (ст. 259 Трудового Кодекса РФ).

Кроме того, в силу статьи 262 Трудового Кодекса РФ женщине для ухода за ребенком – инвалидом по письменному заявлению предоставляется до четырех дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. А вот женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Смотрите так же:  Претензия партнерам

Следует обратить внимание на то, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается. Исключения определены статьей 261 Трудового Кодекса РФ.

АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:

Проблемы правового регулирования социально-трудовых
прав беременных женщин и женщин с детьми

Как известно, Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) содержит нормы, касающиеся особенностей регулирования труда женщин (глава 41 ТК РФ устанавливает особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями (ст. 253 – 264 ТК РФ). Данные нормы либо частично ограничивают применение общих правил, либо предусматривают для этих работниц дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ). Так, для того чтобы женщины с семейными обязанностями, состоящие в трудовых правоотношениях, могли исполнять семейные обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей, в трудовом законодательстве для них предусмотрены дополнительные гарантии при заключении, изменении и расторжении трудового договора, льготы и преимущества в области рабочего времени и времени отдыха, а также особые меры по охране труда.

Поскольку современные женщины все чаще отказываются от деторождения в пользу карьеры, представляется целесообразным проанализировать нормы трудового законодательства с позиций их способствования созданию условий для реализации женщинами родительских функций.

Так, на стадии возникновения трудовых правоотношений законодательство устанавливает две важные гарантии для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, – запрет на отказ в заключении трудового договора по мотивам беременности и наличия детей и запрет на установление испытания при приеме на работу (ст. ст. 64 и 70 ТК РФ).

В настоящее время при трудоустройстве некоторые работодатели пытаются требовать от женщины представления документа, подтверждающего отсутствие у нее беременности. Требование о предъявлении справки об отсутствии беременности является незаконным, поскольку перечень документов, которые работник обязан представить работодателю при трудоустройстве согласно ст. 65 ТК РФ, не содержит справки о беременности. Исключение составляет обязательный медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора, который проводится в соответствии со ст. 69 ТК РФ только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Для того чтобы избежать дискриминации, при регулировании процедуры приема на работу женщин с семейными обязанностями необходимо законодательно закрепить требования о недопустимости указания пола и возраста работника в объявлениях работодателей о приеме на работу; а процедуру отбора кадров упорядочить путем применения научно обоснованных тестов профессиональных возможностей и квалификации.

Наиболее серьезные гарантии, предоставляемые женщинам, обремененным семейными обязанностями, установлены для случаев прекращения трудового договора (например, ст. 261 ТК РФ).

Статья 80 ТК РФ устанавливает общий порядок и условия расторжения по инициативе работника как срочного трудового договора, так и трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Работник вправе расторгнуть по собственному желанию любой трудовой договор и в любое время. Он обязан лишь предупредить об этом работодателя письменно не позднее чем за две недели, а в период испытания – за три дня (ст. 71 ТК РФ).

Часть 3 ст. 80 ТК РФ предусматривает случаи, когда заявление работника об увольнении по его инициативе обусловлено невозможностью продолжения им работы, и работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. Перечень уважительных причин увольнения в указанный в заявлении срок является открытым (в данной статье перечислены только два основания – зачисление в образовательное учреждение и выход на пенсию). Но к числу уважительных причин для расторжения трудового договора в указанный в заявлении срок с женщиной, обремененной семейными обязанностями, могут быть отнесены и иные уважительные причины – направление мужа на работу за границу или к новому месту работы (службы), необходимость длительного постоянного ухода за ребенком в возрасте старше трех лет (в том числе в случае его болезни, а также за ребенком-инвалидом) или за совершеннолетним нетрудоспособным членом семьи. Причем наиболее удачный для женщины вариант расторжения трудового договора в таких случаях – это оформление отпуска с последующим увольнением. Однако ст. 127 ТК РФ предусматривает, что по желанию работника на основании его письменного заявления вместо денежной компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск с последующим увольнением. Таким образом, работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.

В связи с этим представляется необходимым расширить перечень гарантий, связанных с расторжением трудового договора, в частности, в ст. 127 ТК РФ установить дополнительную гарантию для женщин, увольняющихся по семейным обстоятельствам, – обязанность работодателя предоставить им отпуск с последующим увольнением.

Ряд преимуществ при расторжении трудового договора имеется и у беременных женщин. Статья 261 ТК РФ запрещает работодателю по своей инициативе увольнять беременных женщин. Исключением являются случаи ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Трудовой кодекс РФ устанавливает дополнительную гарантию для женщин, предусматривая в ч. 2 ст. 261, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

При этом в ТК РФ не разъясняется, что следует понимать под фактом окончания беременности: рождение ребенка, выкидыш, в том числе вызванный неблагоприятными условиями труда или производственной травмой, аборт по медицинским показаниям. Представляется целесообразным внести в ст. 261 ТК РФ изменения, согласно которым срочный трудовой договор будет продлеваться до истечения срока отпуска по беременности и родам.

Увольнение беременной женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности все же допускается на условиях, перечисленных в ч. 3 ст. 261 ТК РФ: увольнение беременной женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности возможно, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан только тогда, когда это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Если основной сотрудник, на период отсутствия которого принята работница, не выходя на работу, уволится, оснований для расторжения срочного трудового договора с ней не будет. Увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, будет уже невозможным. Полагаю, что срочный трудовой договор с такого момента будет считаться заключенным на неопределенный срок.

Дополнительные гарантии для женщин с детьми трудовое законодательство предусматривает в области рабочего времени и времени отдыха. Однако следует отметить, что в данной сфере правового регулирования могут быть предприняты дальнейшие меры по совершенствованию трудового законодательства.

Так, в ст. 94 ТК РФ для отдельных категорий работников установлена продолжительность ежедневной работы (смены) в условиях сокращенного рабочего времени (несовершеннолетних, инвалидов, работников с вредными (или) опасными условиями труда). В то же время ежедневная продолжительность рабочего времени для беременных женщин, так же как и для матерей, имеющих малолетних детей, никакими пределами не ограничена. Возникший пробел в трудовом законодательстве целесообразно устранить путем закрепления в ст. 94 ТК РФ предельной продолжительности ежедневной работы для беременных женщин и для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, которая не должна превышать семи часов при пятидневной 40-часовой рабочей неделе.

Сложности возникают также при регламентации рабочего времени беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет, работающих по совместительству. В этом случае их рабочее время может превышать 40 часов в неделю, что, в свою очередь, может привести к тяжелым последствиям. Поэтому ряд специалистов в области трудового права предлагают запретить работодателям заключать договоры о совместительстве с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет, как это запрещается в отношении, например, несовершеннолетних лиц (ч. 5 ст. 282 ТК РФ).

Работодатель наделен законодательством правом привлекать работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, в частности, когда они работают на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Данный режим предусматривает для работников возможность быть привлеченными по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени только при необходимости и эпизодически (ст. 101 ТК РФ). При этом Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем должен устанавливаться коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Вместе с тем ст. 99 ТК РФ, регламентирующая сверхурочные работы (как один из видов работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени), в отличие от ст. 101 ТК РФ, предусматривает категории работников, которых нельзя привлекать к сверхурочным работам. К ним, в частности, относятся беременные женщины. Поэтому в целях повышенной заботы государства о некоторых категориях работников следует дополнить ст. 101 ТК РФ перечнем работников, которым ненормированный рабочий день не может быть установлен. К ним следует отнести в том числе беременных женщин и женщин с детьми до полутора лет, чьи должности включены в перечень работ с ненормированным рабочим днем. В противном случае у беременных женщин или кормящих матерей, должности которых включены в такой перечень, могут случаться перегрузки в работе, которые, несмотря на эпизодический характер, могут все-таки оказать негативное влияние на их здоровье и течение беременности, а также на здоровье ребенка.

Еще один пробел в трудовом законодательстве связан с режимом гибкого рабочего времени. При нормальной продолжительности рабочего времени работодатель может, но не обязан установить для женщины, обремененной семейными обязанностями, режим гибкого рабочего времени.

Режим гибкого рабочего времени – это форма организации труда, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается (в определенных пределах) саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода — рабочего дня, недели, месяца и др.

Так как режим гибкого рабочего времени позволяет женщинам с семейными обязанностями оптимально сочетать их повседневные социально-бытовые и личные потребности с интересами производства, то целесообразно в Трудовом кодексе РФ закрепить обязанность работодателей предоставлять беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, по их желанию, работу на условиях гибкого рабочего времени.

По заявлению женщины или лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ), то есть ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

По вопросу о том, имеет ли право женщина, осуществляющая уход за ребенком и работающая на условиях неполного времени, не прерывая отпуск по уходу за ребенком, получить ежегодный оплачиваемый отпуск, существуют противоположные мнения. Это стало возможным из-за того, что трудовым законодательством не предусмотрена возможность одновременного предоставления двух различных видов времени отдыха, перечисленных в ст. 107 ТК РФ.

Представители Роструда и Минздравсоцразвития полагали, что, для того чтобы воспользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском, женщине необходимо либо дождаться окончания отпуска по уходу за ребенком, либо прервать его. После окончания ежегодного оплачиваемого отпуска женщина вновь уходит в отпуск по уходу за ребенком, и ей вновь устанавливается режим работы на условиях неполного времени. В данной ситуации, когда отпуск по уходу за ребенком у работницы прерывается, она теряет право на получение пособия по обязательному социальному страхованию (Отпуска и праздники: разъясняет Роструд (интервью с А.В. Анохиным, начальником Правового управления Федеральной службы по труду и занятости (Роструда)) // В курсе правового дела. 2010. № 8; Отпуск: официальные лица уполномочены заявить (интервью с Н.З. Ковязиной, заместителем директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России, и А.В. Анохиным, начальником Правового управления Федеральной службы по труду и занятости) // В курсе правового дела. 2009. № 14).

Более верной, полагаю, является позиция, которую разделяют некоторые представители ФСС из разных регионов России (Москвы, Карелии, Мурманска), допускающие возможность предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска без прерывания отпуска по уходу за ребенком. Мотивируют они это тем, что никому не придет в голову лишить сотрудницу, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком и работающую на условиях неполного времени, перерывов в течение рабочего дня (смены), ежедневного (междусменного) отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней. Иными словами, принципиальная возможность использования работницей одновременно двух видов времени отдыха сомнений не вызывает. Поскольку отпуска являются разновидностью времени отдыха, предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работающей на условиях неполного времени сотруднице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, допустимо.

Смотрите так же:  Клевета обвиняют в воровстве

Кроме того, указывая на право женщин в такой ситуации находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодатель тем самым хотел обеспечить социальную защиту женщин и сохранить за ними право на пособие по уходу за ребенком с одновременным получением заработной платы за работу в условиях неполного рабочего времени либо отпускных. Ведь согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по уходу за ребенком выплачивается лишь при условии нахождения лица, осуществляющего такой уход, в отпуске по уходу за ребенком. Возможностью работать неполное рабочее время с сохранением пособия пользуются женщины, находящиеся в затруднительном материальном положении, и было бы неправильно лишать их дополнительной государственной поддержки, т.е. ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В ст. 256 ТК РФ следует предусмотреть право женщины, работающей неполное рабочее время и находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением пособия по обязательному социальному страхованию, на получение ежегодного оплачиваемого отпуска без прерывания отпуска по уходу за ребенком.

Несмотря на то, что ст. 123 ТК РФ устанавливает право мужа (по его желанию) оформить ежегодный отпуск в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам, в качестве дополнительной гарантии следует закрепить в российском законодательстве право на получение оплачиваемого «отцовского отпуска» продолжительностью семь рабочих дней, предоставляемого со дня выписки новорожденного из роддома, с выплатой пособия в размере среднемесячного заработка для отцов, подлежащих обязательному социальному страхованию, по аналогии с зарубежным законодательством, которое предусматривает такой специальный отцовский, как правило, оплачиваемый отпуск при рождении ребенка (продолжительностью от 3 до 10 дней в Греции, Португалии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Франции; до 14 дней в Дании, Ирландии, Норвегии; до 18 дней — в Финляндии).

Существует мнение, что беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для обеспечения оптимального режима их работы необходимо предоставлять дополнительные оплачиваемые перерывы для отдыха и что подобное правило целесообразно включить в ТК РФ как норму, направленную на улучшение условий труда данных категорий работниц (Шептулина Н.Н. Защита материнства нормами трудового права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 68 – 76).

Действительно, такая норма в российском трудовом законодательстве отсутствует, в то время как согласно пп. 1 п. 5 Рекомендации № 95 МОТ об охране материнства (Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 – 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. I. С. 1095 – 1098) национальное законодательство должно предусматривать такой порядок распределения рабочего времени беременных женщин и кормящих матерей, который предусматривал бы предоставление им достаточных перерывов для отдыха. Из содержания ст. 17 Директивы Совета Европейского союза от 30 ноября 1989 г. N 89/654/EEC (РОСТ Социальные программы: Директивы ЕС об охране труда. М., 2006) также следует, что такие перерывы должны предоставляться. Кроме того, в соответствии с данной статьей беременным женщинам и недавно родившим женщинам во время таких перерывов должна предоставляться возможность находиться в лежачем положении, для чего должны быть созданы соответствующие условия. Предоставляемые женщинам в соответствии со ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления детей в возрасте до полутора лет не могут считаться перерывами для отдыха, так как имеют иное целевое назначение.

Однако ТК РФ устанавливает и случаи обязательного предоставления такого отпуска при наступлении определенных обстоятельств (регистрация брака, рождение ребенка, смерть близкого родственника – до пяти календарных дней), а также определяет категории работников, которым по их письменному заявлению работодатель не может отказать в его предоставлении (например, работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году, участникам ВОВ – до 35 календарных дней в году, пенсионерам по старости – до 14 календарных дней в году). Представляется целесообразным расширить перечень работников, имеющих право на отпуск без сохранения заработной платы в обязательном порядке на основании их письменного заявления, включив в него в том числе и многодетных родителей.

По поводу продолжительности отпуска по беременности и родам также можно внести следующие предложения.

Использование труда женщин в тяжелых и вредных условиях труда и их негативное воздействие на женский организм, несмотря на принимаемые меры по охране труда, вызывает необходимость усиления гарантий в связи с их беременностью. Поэтому может быть воспринят опыт Финляндии, где женщины, работающие в опасных условиях труда (к которым относятся прежде всего работы, связанные с риском химических и радиационных выбросов), имеют право на специальный отпуск по беременности и родам (155 рабочих дней), который длиннее стандартного отпуска (140 календарных дней), и специальное пособие за этот период.

Статьей 255 ТК РФ установлен срок послеродового отпуска у женщины в случае осложненных родов – 86 календарных дней. Подобный подход законодателя к жесткой фиксации послеродового отпуска вызывает сомнение. Поэтому следует согласиться с теми специалистами, которые полагают, что продолжительность послеродового отпуска в каждом конкретном случае патологических родов должна решаться врачом женской консультации, поликлиники по рекомендации того лечебного учреждения, в котором произошли роды (Москвичева Т.М. Особенности правового регулирования труда женщин, работников с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2005. с. 20).

Статья 255 ТК РФ предоставляет право на использование отпуска по беременности и родам только для женщин, так как в нашей стране пособие по беременности и родам, выплачиваемое за суммарную продолжительность данного отпуска, является традиционно «женским пособием». Однако использование части послеродового отпуска отцом ребенка вместо матери в зарубежных странах возможно, например, когда послеродовой отпуск не используется по объективным причинам – из-за смерти матери во время родов или в период послеродового отпуска; лишения или ограничения ее в родительских правах; признания матери недееспособной вследствие душевной болезни; длительной болезни матери, препятствующей выполнению родительских обязанностей; отбывания матерью наказания в местах лишения свободы без привлечения к оплачиваемому труду; нахождения матери под стражей в период следствия; отобрания ребенка у матери без лишения родительских прав; признания матери ограниченно дееспособной вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. В таких случаях право на послеродовой отпуск (или неиспользованную его часть) можно предоставить отцу ребенка или другому лицу, фактически взявшему ребенка на воспитание. Логично установить отцу ребенка или фактическому воспитателю (по аналогии с одинокой матерью) более длительный послеродовый отпуск (110 календарных дней) и назвать его «родительским отпуском по уходу за новорожденным», что позволит воплотить принцип равенства полов на пособие по беременности и родам.

Очевидно, что в трудовом законодательстве необходимо совершенствовать нормы, направленные на охрану труда женщин, поскольку сохранение их здоровья, в том числе и репродуктивного, имеет важное значение для государства и общества.

Особая охрана труда женщин является значительной частью всей системы охраны материнства и детства в Российской Федерации. К настоящему времени еще не удалось создать для многих работающих женщин благоприятные условия труда и надлежащие условия для выполнения ими функции материнства. По данным Министерства труда и социальной защиты на 2011 г., во вредных условиях труда работает каждый третий россиянин (29%) (Грицюк М. Работник под прицелом // Российская газета. 06.12.2011), в том числе и женщины. Такая ситуация порождает негативные последствия: уровень здоровья женщин детородного возраста остается низким, что влечет за собой увеличение числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями, сохраняются высокие показатели материнской и младенческой смертности. О негативном влиянии занятости женщин на тяжелых физических работах и в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на репродуктивное здоровье женщин и рождаемость говорится также в разделе 2 Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 (СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009).

В ч. 2 ст. 253 ТК РФ сохранилась норма о запрещении применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Н.Н. Шептулина полагает, что ч. 2 ст. 253 ТК РФ целесообразно дополнить положением о том, что женщины не должны назначаться на работы, связанные с регулярной переноской тяжестей вручную. Она также справедливо полагает, что предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме, переноске и перемещении тяжестей необходимо дифференцировать и в зависимости от возраста женщин (Шептулина Н.Н. Проблемы совершенствования законодательства о труде // Трудовое право. 2008. № 1. с. 3 – 17).

Разрешая применение труда женщин на работах с неблагоприятными условиями труда, ст 253 ТК РФ не предусматривает, какими рамками он должен ограничиваться и какому органу надлежит установить пути и способы ограничения труда женщин на этих работах. Однако простое утверждение названных перечней без закрепления в Трудовом кодексе кардинальных способов ограничения труда женщин в неблагоприятных условиях будет простым разрешением применения труда женщин в неблагоприятных условиях. Полагаем целесообразным законодательно закрепить перевод на другую работу с сохранением заработной платы женщин, планирующих беременность, до рождения ребенка, установление для них сокращенного рабочего времени.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ). Нередко беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, не пользуются предоставленными им законом гарантиями. Боясь потерять рабочее место, они продолжают работать в неблагоприятных условиях до отпуска по беременности и родам и даже до наступления родов либо приступают к такой работе по окончании отпуска по беременности и родам, когда ребенок не достиг еще возраста полутора лет.

Статья 254 ТК РФ не закрепляет за работодателем обязанность оценить характер вредных производственных факторов и степень воздействия этих факторов на беременных женщин, а также проинформировать их о результатах оценки. Установление такой обязанности работодателя позволило бы беременным женщинам быть более информированными, знать, какой опасности они подвергают собственное здоровье и здоровье будущего ребенка. Такая информация была бы полезной для них и в период кормления ребенка, когда они подлежат дополнительной защите.

Формированию такой практики способствуют и формулировки ч.ч. 1 и 4 ст. 254 ТК РФ, из которых следует, что перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста, в соответствии с медицинским заключением производится по их заявлению, т.е. по их усмотрению. Поэтому данную формулировку целесообразно уточнить и предусмотреть, как и для остальных работников, подлежащих переводу на другую работу в соответствии с медицинским заключением (часть 1, ст. 73 ТК РФ), что указанные женщины переводятся на другую работу не по их заявлению, а с их письменного согласия.

Также следует признать справедливой позицию Н.Н. Шептулиной, которая полагает, что помимо предусмотренных ст. 254 ТК РФ мер по обеспечению благоприятных условий труда для беременных женщин в целях устранения негативного влияния неблагоприятных условий труда, в которых трудятся женщины до наступления беременности, на формирование органов и систем эмбриона, а также плаценты, по мнению медиков и биологов, необходимо создать предпосылки для планирования женщинами беременности. Планирование беременности позволило бы женщинам, занятым на работах с неблагоприятными условиями труда, с учетом медицинских рекомендаций определять наиболее оптимальное для них время зачатия и рождения здорового ребенка. Для реализации такой возможности в ТК РФ необходимо включить норму, обязывающую работодателя переводить женщин, планирующих беременность, в соответствии с медицинским заключением на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов.

При этом длительность периода между временем прекращения работы во вредных и опасных условиях труда и планируемым наступлением беременности должна определяться заключением медицинской комиссии с учетом состояния здоровья женщины и степени вредности условий труда. Рабочие места для рационального трудоустройства беременных женщин и женщин, имеющих грудных детей, в случаях освобождения их от выполняемой работы в соответствии с медицинским заключением могут определяться в ходе аттестации рабочих мест и закрепляться в коллективных договорах (Шептулина Н.Н. Указ. соч. с. 3 – 17).

Следует напомнить, что Постановлением Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» на руководителей объединений, предприятий и организаций возлагалась обязанность определять рабочие места и виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные участки (цеха) для применения их труда или создавать в этих целях производства или цеха на долевых началах.

В настоящее время подобной норме можно было бы придать рекомендательный характер, а меры по ее реализации закреплять в региональных программах по охране труда, в отраслевых (межотраслевых) соглашениях, коллективных договорах. В свою очередь, работодателям, осуществляющим организацию таких рабочих мест, цехов и участков, могли бы предоставляться государством соответствующие льготы (при получении кредитов, аренде помещений, уплате налогов и т.д.) (Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 269).

Материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс .

108shagov.ru. Все права защищены. 2019