Договор субабонента с потребителем воды

Передача расходов субабоненту

Т.е. выглядит это так:
1. получили накладную от эн-снаб организации:
20 — стройка / 60 эн-сн.орг. = 100 руб.
76 субабонент / 60 эн-сн.орг. = 100 руб.
19.03 НДС входящий/ 68 = 36 руб.
НДС остаётся у нас всей суммой в Книге покупок?

2. Выставляем субабоненту счет на 118 руб.(100 + НДС).

НДС принимаете к вычету только свой
По поводу НДС субабонента существует проблема
Фискальные органы упорствуют в своем мнении, что субабонент не имеет права на вычет, предъявленный абоненту поставщиком

Цитата: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НАЛОГАМ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ ПО НДС

14.8. Имеет ли субабонент право на вычет по счетам-фактурам, выставленным абонентом снабжающей организации (энерго- и водоснабжение и т.д.) (п. 1 ст. 171 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу существует две точки зрения.
Официальная позиция выражена в Письме УФНС России по г. Москве и заключается в том, что субабонент не имеет права на вычет по счетам-фактурам, выставленным абонентом энергоснабжающей организации на сумму компенсации оплаты потребленной субабонентом энергии.
Однако ранее в Письме УФНС России по г. Москве указывалось, что операции по передаче энергии от абонента к субабоненту облагаются НДС. Есть судебные решения, в соответствии с которыми субабонент имеет право применить вычет по счетам-фактурам абонента.

Подробнее см. документы

Позиция 1. У субабонента нет права на вычет по счетам-фактурам, выставленным абонентом энергоснабжающей организации

Письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2008 N 19-11/48675
Разъяснено, что абонент не выставляет счета-фактуры субабоненту на сумму компенсации потребленной им электроэнергии, поскольку операции по поставке энергии от абонента к субабоненту не являются реализацией. Следовательно, субабонент не имеет права на вычет.

Позиция 2. У субабонента есть право на вычет по счетам-фактурам, выставленным абонентом энергоснабжающей организации

Письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 N 19-11/12031
Разъяснено, что отпуск абонентом энергии субабоненту облагается НДС. Абонент обязан выставить в данном случае счет-фактуру.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2011 по делу N А56-50275/2010
Суд, ссылаясь на ст. ст. 39, 146 НК РФ, указал, что предприятие как субабонент при приобретении коммунальных услуг правомерно приняло к вычету НДС.
Аналогичные выводы содержит.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу N А56-27834/2011

Постановление ФАС Московского округа от 02.06.2011 N КА-А40/4729-11 по делу N А40-12846/10-112-90
Суд указал, что ст. 149 НК РФ установлен исчерпывающий перечень операций, не облагаемых НДС. Электроэнергия, приобретенная обществом у энергоснабжающей организации, использована для операций, облагаемых НДС, поэтому передача электроэнергии основным абонентом энергоснабжающей организации субабоненту облагается НДС на общих основаниях.

Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2011 N КА-А40/11-11 по делу N А40-88545/09-114-539
Суд со ссылкой на Определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 10600/08 указал, что отпуск электроэнергии субабоненту является реализацией и подлежит обложению НДС по ставке 18 процентов. При этом абонент обязан выставить счет-фактуру субабоненту и зарегистрировать его в книге продаж. Следовательно, субабонент вправе применить вычеты.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2008 по делу N А52-312/2008
Суд отклонил довод налогового органа о том, что абонент не является энергоснабжающей организацией для субабонента, поэтому не вправе выставлять счета-фактуры. По мнению суда, операции по поставке энергии от абонента к субабоненту облагаются НДС. Следовательно, субабонент правомерно применил вычеты.
Аналогичные выводы содержит.
Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2008 N КА-А40/9071-08 по делу N А40-555/08-87-3
Постановление ФАС Московского округа от 17.06.2008 N КА-А40/4321-08 по делу N А40-54039/07-112-309 (Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 10600/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2010 по делу N А55-12842/2009
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 по делу N А65-4073/2008
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2008 по делу N А56-7853/2008
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2008 по делу N А56-50375/2007
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2008 по делу N А56-35224/2007
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2008 по делу N А56-47194/2007
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2008 по делу N А56-16608/2007

Постановление ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КА-А40/13199-08 по делу N А40-24969/08-115-63
Суд указал, что реализация коммунальных услуг от абонента к субабоненту облагается НДС. Следовательно, субабонент правомерно применил вычеты.

А почему транзитом? Речь, насколько я понимаю, идет не о компенсации коммунальных расходов, а о реализации коммунальных услуг абонентом субабоненту согласно ст. 545 ГК РФ. Именно на эту мысль наводит и Письмо Минфина РФ от 17.02.2009 N 03-07-11/40.

Соответственно проводки могут быть иными:
Д 20 К 60 = затраты на энергию для собственных нужд;
Д 20 (отдельный субсчет или субконто — если доходы и расходы в рамках договора с субабонентом признаются доходами и расходами от обычных видов деятельности) или Д 91.2 (если доходы и расходы в рамках договора с субабонентом признаются прочими доходами и расходами) К 60 = затраты на энергию для перепродажи;
Д 19 К 60 = НДС входящий по всей приобретенной энергии;
Д 68.2 К 19 = вычет НДС по всей приобретенной энергии;
Д 62 К 90 (отдельный субсчет или субконто — если доходы и расходы в рамках договора с субабонентом признаются доходами и расходами от обычных видов деятельности) или К 91.1 (если доходы и расходы в рамках договора с субабонентом признаются прочими доходами и расходами) К 60 = выручка от перепродажи энергии;
Д 90 или Д 91.2 К 68.2 = НДС с перепродажи энергии.

Эта ситуация постоянно вызывает какие то споры и сомнения

Цитата: «Налоги» (газета), 2007, N 17

Вопрос: Согласно п. п. 1, 17, 76 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475, от 13 февраля 2006 г. N 83) контрагенты филиала «А» ОАО: ООО, ЧП, Филиал техникума, Управление федеральной регистрационной службы. являются субабонентами по получению питьевой воды, так как не имеют непосредственного присоединения к сетям водоснабжения «Предприятия». В соответствии с п. 1.2 договора, заключенного с «Предприятием» на отпуск (получение) питьевой воды, филиал «А» ОАО передает воду субабонентам и получает компенсацию данных затрат по отдельно заключенным договорам. Как правильно проводить в бухгалтерском учете данные операции: через счет 90 «Продажи» или счет 76 «Прочие дебиторы»?

Ответ: Отношения, связанные со снабжением водой через присоединенную сеть, регулируются параграфом 6 «Энергоснабжение» Гражданского кодекса РФ (ч. 2 ст. 548 ГК РФ). В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Таким образом, передача питьевой воды абонентом субабонентам возможна лишь при наличии согласия водоснабжающей организации.
При рассмотрении Вашего вопроса следует исходить из нижеследующего.
Счет 90 «Продажи» предусмотрен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31 октября N 94н). Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организаций»).
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, Ваш филиал является потребителем воды. Частично вода передается контрагентам филиала (субабонентам), но данное обстоятельство, по нашему мнению, не свидетельствует о том, что абонент автоматически становится для субабонентов водоснабжающей организацией. Водоснабжающей организацией в любом случае является ОАО «Система водоснабжения региона». Передавая воду, филиал выступает неким промежуточным звеном, который от субабонентов получает не выручку от продажи, для отражения которой предназначен счет 90, а компенсацию своих затрат на воду, что, кстати, прямо следует из содержания договора.
Данного мнения, скорее всего, будут придерживаться и налоговые органы, ссылаясь на Письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52. В Письме чиновники рассматривают ситуацию, по нашему мнению, аналогичную с рассматриваемой. Согласно разъяснениям Минфина России, операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды арендаторам, к операциям по реализации (то есть продаже) товаров для целей НДС не относятся, так как арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендаторов.
Исходя из этого, суммы, полученные в качестве компенсации затрат, к выручке от продажи товаров по счету 90 относить, на наш взгляд, некорректно.

Смотрите так же:  Возврат денег по причине

Подписано в печать
19.04.2007

Цитата (Lucky): Эта ситуация постоянно вызывает какие то споры и сомнения

Цитата: «Налоги» (газета), 2007, N 17

Вопрос: Согласно п. п. 1, 17, 76 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475, от 13 февраля 2006 г. N 83) контрагенты филиала «А» ОАО: ООО, ЧП, Филиал техникума, Управление федеральной регистрационной службы. являются субабонентами по получению питьевой воды, так как не имеют непосредственного присоединения к сетям водоснабжения «Предприятия». В соответствии с п. 1.2 договора, заключенного с «Предприятием» на отпуск (получение) питьевой воды, филиал «А» ОАО передает воду субабонентам и получает компенсацию данных затрат по отдельно заключенным договорам. Как правильно проводить в бухгалтерском учете данные операции: через счет 90 «Продажи» или счет 76 «Прочие дебиторы»?

Ответ: Отношения, связанные со снабжением водой через присоединенную сеть, регулируются параграфом 6 «Энергоснабжение» Гражданского кодекса РФ (ч. 2 ст. 548 ГК РФ). В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Таким образом, передача питьевой воды абонентом субабонентам возможна лишь при наличии согласия водоснабжающей организации.
При рассмотрении Вашего вопроса следует исходить из нижеследующего.
Счет 90 «Продажи» предусмотрен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31 октября N 94н). Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организаций»).
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, Ваш филиал является потребителем воды. Частично вода передается контрагентам филиала (субабонентам), но данное обстоятельство, по нашему мнению, не свидетельствует о том, что абонент автоматически становится для субабонентов водоснабжающей организацией. Водоснабжающей организацией в любом случае является ОАО «Система водоснабжения региона». Передавая воду, филиал выступает неким промежуточным звеном, который от субабонентов получает не выручку от продажи, для отражения которой предназначен счет 90, а компенсацию своих затрат на воду, что, кстати, прямо следует из содержания договора.
Данного мнения, скорее всего, будут придерживаться и налоговые органы, ссылаясь на Письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52. В Письме чиновники рассматривают ситуацию, по нашему мнению, аналогичную с рассматриваемой. Согласно разъяснениям Минфина России, операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках договора аренды арендаторам, к операциям по реализации (то есть продаже) товаров для целей НДС не относятся, так как арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендаторов.
Исходя из этого, суммы, полученные в качестве компенсации затрат, к выручке от продажи товаров по счету 90 относить, на наш взгляд, некорректно.

Подписано в печать
19.04.2007

Агентской схемы тут в принципе быть не может, так как агентский договор в таком случае должен быть заключен ранее заключения договора энергоснабжения (п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85).

Остаются только два варианта: обычная реализация (что, на мой взгляд, абсолютно применимо к данной ситуации) либо компенсация расходов (что единственно возможно в отсутствие субабонетского договора).

Формирование договорных отношений в сфере водоснабжения и водотведения

В силу технологических особенностей организации обеспечивающие водоснабжение и водоотведение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. В условиях отсутствия рыночного предложения по водоснабжению и водоотведению важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем коммунальных услуг и жилищными предприятиями. Наряду с актами государственных органов и органов местного самоуправления, одним из важнейших оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является на сегодняшний день договор. Настоящая публикация посвящена вопросам формирования договорных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, и роли местных органов самоуправления в регулировании этих отношений.

В настоящее время на государственном уровне созданы необходимые экономические, организационные и юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора, причем, если реализация тех или иных прав зависит только от воли сторон, то нарушение или уклонение от исполнения обязанностей влекут за собой неблагоприятные, в том числе и финансовые последствия для виновной стороны. Поэтому договорная сфера отношений регулируется нормами обязательного права, закрепленными в Гражданском кодексе (далее ГК).

Монопольное положение организаций обеспечивающих водоснабжение и водоотведение определяет особые взаимоотношения с жилищными предприятиями (службами заказчика), которые строятся на основе договоров регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса «Публичный договор». Особенности публичного договора заключается в следующем:

  • организация обеспечивающая водоснабжение и водоотведение по характеру своей деятельности обязана оказывать услуги (поставить товар) каждому, кто к ней обратится, и не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим при решении вопроса о заключении публичного договора, если не докажет, что не имела возможности предоставить потребителю услуги (товар) соответствующего объема и качества;
  • потребители гарантированы от дискриминации со стороны организации занимающей доминирующее положение на рынке. Все условия публичного договора, включая цены (тарифы) на предоставляемые услуги (товары), устанавливаются едиными для всех потребителей, за исключением случаев предусмотренных нормативными, правовыми актами, таких как, предоставление льгот по стоимости услуг (товара) для отдельных категорий потребителей (например, льготы инвалидам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения);
  • в случае необоснованного отказа водоснабжающей организации от заключения публичного договора, жилищное предприятие (служба заказчика) вправе подать иск в арбитражный суд о понуждении данной организации заключить такой договор и возместить убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем «Правила»).

«Правила» определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей. В соответствии с «Правилами», предоставление коммунальных услуг осуществляется на договорной основе. В договорах регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

«Правила» определяют условия предоставления коммунальных услуг конечному потребителю — гражданину, и гарантируют его права на определенный объем услуг установленного качества за определенную цену. У гражданина есть право на уменьшение платы при недополучении услуги или снижении ее качества, независимо от того кто именно обеспечивает эту услугу. В том случае, когда за обеспечение населения коммунальными услугами отвечает не ресурсоснабжающая организация (жилищное предприятие, служба заказчика, др.) между организацией обеспечивающей поставку услуги населению и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор позволяющий переадресовать ответственность по объему и качеству услуг и санкции за нарушение обязательств предоставление услуг населению на ресурсоснабжающую организацию.

Смотрите так же:  Договор о полной материальной ответственности казахстан

В отношениях с жилищными предприятиями (службами заказчика) организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации ВКХ) руководствуются нормативным актом «Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» утвержденными Приказом Минстроя России от 11 августа 1995 г. № 17-94. Следует отметить, что Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации по отдельным положениям противоречат «Правилам». Например, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации не предусмотрена обязанность организации ВКХ обеспечивать определенное ГОСТом качество подаваемой потребителям питьевой воды и не предусмотрена неустойка за снижение качества воды или перерывы в водоснабжении по вине организации ВКХ; не определены права пользователей (абонентов); предусмотрено право организации ВКХ прекращать отпуск питьевой воды и прием сточных вод при неоплате платежных документов по истечении десяти дней, хотя «Правилами» предоставления коммунальных услуг для граждан установлен срок в три месяца и т.д. Таким образом, если жилищное предприятие (служба заказчика) в своих договорах с организацией ВКХ не предусмотрит положения, позволяющие ему «переадресовать» указанным организациям ответственность за объемы и качество поставляемой воды и водоотведение, в пределах эксплуатационной ответственности организаций ВКХ, то именно жилищное предприятие (служба заказчика) будет нести ответственность за нарушение прав потребителей (включая снижение платы и выплату неустойки), являющихся следствием нарушений со стороны ресурсоснабжающей организации.

В основу договорных отношений между жилищными предприятиями (службами заказчика) и организациями ВКХ положено разграничение прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон. В управлении жилищных предприятий (служб заказчика) находятся внутридомовые и внутридворовые сети, оборудование, устройства водоснабжения и канализации, служащие для обеспечения дома коммунальными услугами. В управлении организации ВКХ находятся водозаборные, очистные сооружения, магистральные и разводящие сети.

Предметом договора в договорах водоснабжения и водоотведения является подача питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения и отвод сточных вод от границы эксплуатационной ответственности на сетях канализации. Из предмета договора следует, что в стоимость услуг не входит перемещение воды и сточных вод по внутридворовым и внутридомовым сетям, а также содержание этих сетей, за это отвечает жилищное предприятие (служба заказчика). Поэтому, если в тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения заложены затраты на содержание внутридворовых и внутридомовых сетей и перемещение по ним подаваемой и отводимой воды (как это принято в настоящее время), у жилищного предприятия (службы заказчика) появляется основание для требования возмещения (компенсации) ему соответствующих затрат.

Вопрос формирования и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №707 от 18 июня 1996 г. поручен органам местного самоуправления. Если вопрос возмещения затрат на содержание, обслуживание и ремонт водопроводных и канализационных сетей находящихся в управлении жилищного предприятия (службы заказчика) не решен органом местного самоуправления целесообразно в договор на водоснабжение и водоотведение включать пункт об уменьшении тарифов на водоснабжение и водоотведение, связанным со стоимостью работ по обслуживанию внутридворовых и внутридомовых сетей, сооружений и устройств.

Для расчета ориентировочной потребности воды и объема услуг по водоотведению жилищному предприятию (службе заказчика) целесообразно использовать табличный метод расчета представленный в приложении 1. Водопотребление жильцов рассчитывается на основе утвержденного органом местного самоуправления норматива водопотребления для населения. Расчет требуемого количества воды на содержание общедолевой собственности (влажная уборка лестничных клеток, помещения офиса, полив территории и зеленых насаждений и т.д.) производится по эксплуатационным нормам водопотребления и включается в заявляемую в договоре величину расхода воды. Например, суточная норма расхода воды на полив вручную из шлангов) тротуаров составляет 0,4-0,5 л/м, полив зеленых насаждений газонов и клумб — 3-4 м 3 /год. Объемы водоотведения рассчитываются из разницы нормативов водопотребления и водоотведения, установленной нормативными актами органов местного самоуправления.

В заявляемую при подписании договора величину требуемого объема водоснабжения и водоотведения включаются заявки пользователей нежилыми помещениями (субабонентов), за обеспечение которых коммунальными услугами отвечает жилищное предприятие (служба заказчика), как основной абонент систем коммунального водоснабжения и канализации.

«Правилами» определено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается (п.2.7 «Правил»). Перечень качественных показателей их величин, а также величины уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются соответствующими ведомствами, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. В Приложении к «Правилам» приведены рекомендуемые показатели качества услуг условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг. «Правилами» также установлено, что за нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах (п.6.4 «Правил»). Режим поставки, допустимые перерывы в подаче воды устанавливаются Постановлением главы администрации города на основании технических возможностей центральных систем водоснабжения и канализации.

В договоре на водоснабжение и водоотведение следует установить показатели качества водоснабжения и водоотведения и их допустимое отклонение за расчетный период, размер уменьшения размера платы и предъявления штрафных санкций организации ВКХ за «выход» за допустимые пределы снижения качества услуг.

«Правила» определили перечень случаев, при которых возможно прекращение отпуска питьевой воды потребителям. Нормы законодательства допускают расширение этого перечня, включением соответствующих положений в договор на водоснабжение и водоотведение. На практике организации ВКХ, используя свое монопольное положение на рынке услуг, включают в договоры положения значительно расширяющие права по прекращению подачи воды. Избежать диктата со стороны организаций ВКХ можно ограничив перечень случаев прекращения водоснабжения и водоотведения, включаемых в договор, случаями предусмотренными «Правилами» и нормативными актами органов местного самоуправления. Включение в договор других положений, дающих право организации ВКХ на прекращение отпуска воды и прием сточных вод, должно обосновываться предприятием ВКХ и согласовываться с жилищным предприятием (службой заказчика).

В договора часто включают положение о том, что организация ВКХ не несет ответственности за причиненный жилищному предприятию (службе заказчика) ущерб в связи с прекращением энергоснабжения, что не бесспорно. Энергоснабжение организации ВКХ осуществляется на основе договора с энергоснабжающей организацией, в котором должна быть предусмотрена ответственность за прекращение энергоснабжения и размер неустойки, за счет которой должна выплачиваться неустойка потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению, поэтому прекращение энергоснабжения не может освобождать организацию ВКХ от обязательств перед жилищными предприятиями (службами заказчика).

Особенно сложным вопросом, касающимся качества услуг по водоснабжению, является вопрос о составе и свойствах питьевой воды. Нормативные документы Госкомсанэпидемнадзора включают большой перечень показателей качества питьевой воды и требований к ним. На практике предприятия ВКХ контролируют ограниченное количество параметров и реальные показатели состава и свойств могут существенно колебаться в зависимости от географического расположения муниципального образования, сезонных условий работы предприятий и др. Нормы действующего законодательства предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать нормативы состава и свойств питьевой воды. Основываясь на местных особенностях местные органы самоуправления утверждают нормативы состава воды и возможные отклонения от установленных нормативов

Субабонент (субпотребитель) в теплоснабжении

В.Г. Семенов, главный редактор журнала «Новости теплоснабжения»,
В.В. Ковальчук, консультант

Данная статья касается только понятия «Субабонент» (субпотребитель) в теплоснабжении и отношений, возникающих у субабонента с абонентом.
Понятия «Субабонент» и «Субпотребитель» далее по тексту рассматриваются как синонимы.

Анализ текущей ситуации

В процессе теплоснабжения достаточно большая доля тепловой энергии поставляется теплоснабжающими организациями потребителям, не имеющим непосредственного присоединения к тепловым сетям теплоснабжающей организации (ТСО), так называемым «Субабонентам». Традиционно под «субабонентом» понимается лицо, физически получающее энергию через энергоустановки или тепловые сети «Абонента», в свою очередь непосредственно присоединенного к тепловым сетям ТСО. Соответственно договор на поставку тепловой энергии «Субабонент» заключает (должен заключать) с «Абонентом». Данный подход отражен в целом ряде подзаконных и ведомственных актов, в той или иной степени регламентирующих процессы теплоснабжения [1-4].

Однако конструкции «ТСО — Абонент — Субабонент» присущ целый ряд проблем, которые обусловлены неурегулированностью правовых отношений между «Абонентом» и «Субабонентом» и которые способны создать угрозу надежности теплоснабжения львиной доли всех потребителей тепловой энергии. Все недостатки такой конструкции условно можно поделить на экономико-правовые и технические.

Смотрите так же:  Как признать договор недействительным гк рф

Исторически понятие «Субабонент» используется в процессе снабжения тепловой и электрической энергией в одинаковой трактовке. Между тем «Субабонент» в процессе поставки тепловой энергии гораздо более ограничен в своих правах и возможностях по сравнению с «Субабонентом» при поставке электрической энергии. В отличие от снабжения электрической энергией, где характеристики товара у «Абонента» и «Субабонента» аналогичны (это применимо и к другим ресурсам — газ, вода, которые также регулируются ГК РФ), в теплоснабжении до «Субабонента» в большинстве случаев приходит товар с измененными характеристиками (температура, а зачастую и другой теплоноситель, если в системе транспорта установлены теплообменники). Другим немаловажным отличием является то, что для субпотребителя в случае поставки ему электрической энергии отсутствуют серьезные ограничения по возможности подключиться напрямую к сетям энергоснабжающей организации. В то же время для конечного потребителя тепловой энергии (присоединенного к энергоустановкам другого потребителя) зачастую существуют серьезные физические (в том числе определяющие надежность) и финансовые ограничения на прямое подключение к сетям теплоснабжающей организации. Таким образом, существует целый пласт потребителей, которые заведомо ущемлены в своих правах на надежное и качественное теплоснабжение.

Анализируя экономико-правовую сторону отношений «Абонента» и «Субабонента», необходимо отметить, что основным нормативным актом, регламентирующим отношения в энергоснабжении сегодня является § 6 «Энергоснабжение» ГК РФ. Согласно ст. 545 «Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу («Субабоненту») только с согласия энергоснабжающей организации». Ключевым здесь является слово «может». Таким образом, в ГК передача энергии от «Абонента» к «Субабоненту» сформулирована как право, а не обязанность, «Абонента». Следовательно, последний может отказаться от передачи энергии, и на практике зачастую так и поступает, мотивируя это тем, что данная деятельность не является для него основой и не носит публичного характера.

В то же время даже при условии, что «Абонент» все-таки заключает договор на поставку тепловой энергии с «Субабонентом», возникает целый ряд правовых аспектов, способных поставить под сомнение легитимность такого договора:

  • во-первых, такой договор по правовой природе может быть приравнен к договору теплоснабжения и, соответственно, «Абонент» (по отношению к «Субабоненту») фактически должен стать теплоснабжающей организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и с тарифным регулированием;
  • во-вторых, при передаче тепловой энергии, принятой от «Абонента» к «Субабоненту», зачастую используются тепловые сети, принадлежащие одной из сторон, что автоматически подразумевает осуществление деятельности по передаче тепловой энергии, что в соотвествии с законодательством подлежит лицензированию (согласно ст. 17 ФЗ о лицензировании — лицензируется деятельность по эксплуатации тепловых сетей, а в соответствии с положением о лицензировании данного вида деятельности — включает в себя прием, передачу и распределение тепловой энергии).

Таким образом, юридически правильное оформление процесса передачи тепловой энергии «Субабоненту» для «Абонента» настолько затратно и затруднительно, что в случае с мелкими и средними потребителями практически не реально к исполнению. Если требовать от «Абонента» соблюдения всех правил, то с учетом статьи 545 ГК РФ все потребители, которые в сегодняшней общепринятой трактовке понимаются как «Субабоненты», останутся без тепловой энергии. А понудить «Абонента» к заключению договора на поставку тепловой энергии для «Субабонента» практически не реально, т.к. он не входит в реестр энергоснабжающих предприятий и его действия не могут рассматриваться как злоупотребление доминирующим положением на рынке (хотя в данный конкретный момент для «Субабонента» он и является единственным монопольным поставщиком). В этой ситуации для «Субабонента» единственным выходом может являться присоединение непосредственно к сетям ТСО в обход «Абонента», что в большинстве случаев нерационально ни с экономической, ни с технической точки зрения. Более того, в совсем плохом случае, «Абонент» может реально установить любую цену на передаваемую «Субабоненту» энергию и продавать ее по договору купли-продажи, реализуя тем самым его законное право на свободу предпринимательской деятельности.

Если анализировать технические аспекты взаимоотношений между «Абонентом» и «Субабонентом», то практически в каждой системе теплоснабжения существуют десятки и сотни собственников тепловых сетей, на балансе которых могут быть короткие «куски» сетей (50-100 метров и т.д.). Помимо недостатков такой системы в части юридических процедур оформления передачи тепловой энергии, данная ситуация еще и характеризуется практически полным отсутствием контроля со стороны ТСО за состоянием таких сетей, а фактические собственники не имеют ни ресурсов, ни квалификации для содержания их в надлежащем состоянии. Параграф 6 «Энергоснабжение» ГК РФ устанавливает: «Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии. » (Ст. 543). В то же время режимы «Абонента» определяются во многом именно режимами потребления «Субабонента», у которого в свою очередь отсутствует (по нынешней практике) договор с теплоснабжающей организацией и который, соответственно, не несет никакой ответственности за режимы, что в конечном итоге негативно сказывается и на «Абоненте», и на теплоснабжающей организации. Ситуация также негативна и для «Субабонента», т.к. в условиях отсутствия нормального договора теплоснабжения с поставщиком, никто не гарантирует ему качество и надежность теплоснабжения. В итоге получается замкнутый круг. В сложившейся ситуации абсолютно не урегулирован вопрос о распределении потерь между «Абонентом» и подключенным к нему «Субабонентом». В этом случае все потери фактически лежат на «Абоненте» в силу опять же наличия договора с теплоснабжающей организацией только у него.

Предлагаемые решения

В рамках работ по разработке законодательства в сфере теплоснабжения и согласно ст. 548 ГК РФ (устанавливает применимость § 6 ГК РФ в части отношений, связанных с поставкой тепловой энергии, если иное не установлено законом) необходимо предложить решения, которые позволят исключить существующие проблемы с «Субабонентами».

Существует исходный посыл, предполагающий изменение понимания характера взаимоотношений «Теплоснабжающая организация — Абонент — Субабонент». Необходимо отказаться от условия признания лица «Абонентом» только в случае его непосредственного подключения к тепловой сети теплоснабжающей организации. Данный подход отражен в ГК РФ (§ 6 «Энергоснабжение»). В отношении тепловой энергии гораздо более уместно говорить о присоединении по технологической цепочке поставки тепловой энергии (т.к. при зависимой схеме теплоноситель в неизменном состоянии доходит до «Абонента», а при независимой только до ЦТП).

Наиболее целесообразной может стать конструкция, в которой «Субабоненты» (физически отделенные от энергоустановок «Абонента» — не в одном здании) смогут напрямую заключать договор энергоснабжения с теплоснабжающей организацией. Т.о. в этом случае они фактически приравниваются к понятию «Абонента», что позволяет снять многие правовые противоречия. А «Субабонентом» признавать только того потребителя, который находится в одном здании с потребителем по договору (пример, когда в одном здании детский сад, банк, и жители, т.е. совершенно разные категории). Отказываясь от понятия «Субабонент», мы признаем, что каждый, физически обособленный потребитель (здание, сооружение и т.д.) является «Абонентом» ТСО независимо от факта непосредственного присоединения к тепловым сетям ТСО. При этом, «Субабонент» — юридическое лицо, находящееся в одном здании с «Абонентом», также может стать «Абонентом» ТСО при соблюдении ряда условий, а именно: обеспечения непосредственного подключения (дополнительный вывод — имеются прецеденты), отдельного учета потребленной энергии, не влияния на режимы и т.д. Важно — речь не идет о жителях, для них необходимо вводить однозначный запрет.

При такой конструкции у «Абонента», присоединенного к энергопринимающим устройствам другого «Абонента», будет нормальный договор теплоснабжения с ТСО, а отношения между двумя «Абонентами» будут регулироваться отдельным договором, определяющим отношения, связанные с передачей энергии одному «Абоненту» через энергопринимающие установки другого. Учитывая физические ограничения на возможность подключения непосредственно к сетям ТСО, условия такого договора должны быть не дискриминационными (т.е. фактически договор должен быть публичным и «Абонент» не сможет отказать в присоединении, если для этого есть технические возможности). Плата за услуги по передаче должна компенсировать только объективно понесенные «Абонентом» затраты на передачу энергии другому «Абоненту» через свои энергопринимающие устройства и тепловые сети. Размер стоимости таких услуг может устанавливаться единым для всей терр

Cтраницы: 1 | 2 | читать дальше>>

108shagov.ru. Все права защищены. 2019