Договор счета платежного агента

Каждую пятницу выходит рассылка с анонсами важнейших новостей и аналитикой за неделю

Подпишись на Пятничный выпуск:

Статус «Платежного агента»: плюсы и минусы

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками. Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы. Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании «Зарцын и партнеры» Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит?

Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:

– прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;

– проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:

  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица.

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица.

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов. Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ )

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции ;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее .

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета ( п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан ( ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05 , Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 , Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005 (12792-А03-32) ).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Специальный банковский счет поставщика

Подборка наиболее важных документов по запросу Специальный банковский счет поставщика (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Специальный банковский счет поставщика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Специальный банковский счет поставщика

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Счёт платежного агента 40821

Согласно Федеральному закону от 03.09.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а также изменениям, внесенным в Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 №302-П), План счетов бухгалтерского учета дополнен новым балансовым счетом 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент». Платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет для зачисления принятых платежей от населения.

Я ни как не могу добиться от своего банка схемы работы с ним,подскажите!
Интересует-
1. Можно ли с этого счета отправлять финансовые средства Контрагентам (поставщикам услуг, сотовой связи и т.д.).
2. Как я могу пополнить данный счет оборотными средствами (инкассацией терминалов занимается банк)-
— внести наличными — «Внос учредителей или сотрудников»?
— перечислить со своего расчетного счета в этом банке?
— может ли банк пополнить этот счет за счет кредитных банковских средств?
3. Как получить свою комиссию, входящую в общую сумму поступления на этот счет?
4. Этот счет не предназначен для расчета, а только для контроля и зачисления наличных финансовых средств, а с него необходимо перечислить финансовые средства на свой расчетный счет и уж затем производить все необходимsе расчеты?

С уважением,
Руководитель проекта федеральной сети платежных терминалов
Исамбаев Борис Валентинович

Договор счета платежного агента

АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО сообщает о том, что в соответствии с Федеральным Законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О национальной платежной системе» №161-ФЗ от 27.06.2011г. внесены изменения в Федеральный Закон от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», вступающие в силу 29 сентября 2011года.

Пунктами 14 и 15 статьи Федерального Закона №103-ФЗ установлено, что платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и зачисления на него в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств.

Отдельный банковский счет открываемый платежному агенту, является специальным банковским счетом, который в соответствии с положением Банка России от 26.03.2007г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях», расположенных на территории Российской Федерации» подлежит открытию на балансовом счете №40821 «Платежный агент, банковский платежный агент».

АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО настоятельно рекомендует всем Клиентам – платежным агентам, банковским платежным агентам(субагентам) в срок до 29 сентября 2011 года открыть специальные банковские счета №40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» для осуществления деятельности по приему платежей. Организациям (индивидуальным предпринимателям) имеющим открытый счет №40821 в АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО, необходимо заключить дополнительное соглашение к имеющемуся договору банковского счета.

Для открытия специального банковского счета для платежных агентов, необходимо предоставить в банк пакет соответствующих документов, перечисленных в Приложении.

А также сообщаем о том, что при открытии специального счета №40821 при наличии расчетного счета, Вам необходимо дополнительно представить следующие документы:

  • Договор об осуществлении деятельности по приему платежей (копия, заверенная нотариально или Банком);
  • Документ, подтверждающий постановку платежного агента, банковского платежного агента на учет в уполномоченном органе (Росфинмониторинг, согласно п.5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ)* (копия, заверенная нотариально или Банком);

* Документы не предоставляются платежными субагентами. Условия п.5 статьи 4 Федерального закона №103- ФЗ распространяются на операторов по приему платежей.

По интересующим вопросам Вы можете обращаться :

1) Открытие счетов – Аммосов Константин Михайлович, Ильин Симон Серафимович (специалисты по открытию счетов)

Смотрите так же:  Судебная практика 240 ук рф

2) Консультация – Павлова Дария Иннокентьевна (Руководитель группы обслуживания корпоративного бизнеса)

Режим работы в рабочие дни (кроме предпраздничных дней и последнего рабочего дня недели) — с 9.00 ч. до 18.00 ч.

— в предпраздничные дни и последний рабочий день недели – с 9.00 ч. до 17.00 ч.

— суббота, воскресенье – выходной

Контактный телефон: 8(4112)34-22-22

необходимых для открытия и ведения счета

Для юридических лиц:

1. Заявление Клиента на открытие счета установленного образца (выдается Банком);

2. Карточка с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенная нотариально или Банком (выдается Банком);

3. Учредительные документы Клиента с учетом организационно-правовой формы юридического лица (копии, заверенные органом, осуществляющим регистрацию, или нотариально);

4. Документы, подтверждающие избрание или назначение на должность лиц, указанных в карточке с образцами подписей, и их полномочия на распоряжение денежными средствами на Счете (копии, заверенные нотариально или Банком), а для подтверждения полномочий доверенного лица – доверенность (копия, заверенная нотариально или Банком);

5. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа Клиента (копии, заверенные нотариально или Банком);

6. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (копия, заверенная нотариально или Банком);

7. Свидетельство о постановке Клиента на учет в налоговом органе (копия, заверенная нотариально или Банком);

8. Лицензии (разрешения), выданные Клиенту в установленном законодательством РФ порядке, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности Клиента заключать договор банковского счета (копии, заверенные нотариально или Банком);

9. Выписка из государственного реестра (копия, заверенная нотариально или Банком);

10. Письмо об учете в ЕГРПО (копия, заверенная нотариально или Банком);

11. Договор об осуществлении деятельности по прему платежей (копия, заверенная нотариально или Банком);

12. Документ, подтверждающий постановку платежного агента, банковского платежного агента на учет в уполномоченном органе (Росфинмониторинг, согласно п.5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ)* (копия, заверенная нотариально или Банком);

13. Другие документы, если их представление необходимо для открытия счета в соответствии с правилами Банка России.

Для индивидуальных предпринимателей или физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой:

1. Заявление Клиента на открытие счета установленного образца (выдается Банком);

2. Карточка с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенная нотариально или Банком (выдается Банком);

3. Документ, удостоверяющий личность Клиента;

4. Документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами на банковском счете, если такие полномочия передаются третьим лицам (копии, заверенные нотариально или Банком);

5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия, заверенная нотариально или Банком);

6. Свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (копия, заверенная нотариально или Банком);

7. Лицензии / патенты, выданные Клиенту, если деятельность Клиента, подлежит лицензированию / регулированию путем выдачи патента (копии, заверенные нотариально или Банком).

8. Выписка из государственного реестра (копия, заверенная нотариально или Банком);

9. Письмо об учете в ЕГРПО (копия, заверенная нотариально или Банком);

10. Договор об осуществлении деятельности по приему платежей (копия, заверенная нотариально или Банком);

11. Документ, подтверждающий постановку платежного агента, банковского платежного агента на учет в уполномоченном органе (Росфинмониторинг, согласно п.5 статьи 4 Федерального закона №103 -ФЗ)* (копия, заверенная нотариально или Банком);

12. Другие документы, если их представление необходимо для открытия счета в соответствии с правилами Банка России.

* Документы не предоставляются платежными субагентами. Условия п.5 статьи 4 Федерального закона №103- ФЗ распространяются на операторов по приему платежей.

Прием платежей через третьих лиц

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги через банки, почтовые отделения, терминалы, кассы расчетных центров – обычное дело в настоящее время. Скорее, прием платы в кассу исполнителя услуг стал редкостью. Законодательство, регулирующее прием платежей, неизменно уже два года. Тем не менее вопросы у управляющих домами остаются. В данной статье освежим теоретические знания по обозначенной проблеме и рассмотрим некоторые практические аспекты их применения.

Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ УК и иное юридическое лицо (ИП), которое в соответствии с ЖК РФ вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В настоящей статье рассмотрим два варианта получения платежей граждан – через кредитные организации и юридических лиц, не являющихся таковыми. Регулированию деятельности платежных агентов по приему платежей физических лиц посвящен одноименный Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон о платежных агентах). Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о национальной платежной системе) и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) урегулирована деятельность кредитных организаций по переводу денежных средств. Закон о национальной платежной системе и обновленная редакция Закона о платежных агентах вступили в силу одновременно – с 29.09.2011, существенно изменив применявшийся ранее алгоритм взаимодействия между участниками расчетов. Однако обо всем по порядку.

Платежные агенты: прием платежей

Чтобы разобраться в правах и обязанностях УК и платежных агентов, необходимо в первую очередь ввести следующие понятия (ст. 2 закона):

–поставщик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, за исключением кредитной организации, которые получают денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) или которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;

–плательщик – физическое лицо, вносящее платежному агенту денежные средства в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

–платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по при-ему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

–оператор по приему платежей – платежный агент, являющийся юридическим лицом, который заключает с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

–платежный субагент – платежный агент, являющийся юридическим лицом или ИП, который заключает с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (п. 1 ст. 3 Закона о платежных агентах). Здесь следует обратить внимание на отличие платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Платежный агент не совершает юридические действия (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия – принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.

Закон о платежных агентах возлагает на поставщика и в большей степени на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц (ст. 4). Перечислим некоторые из них:

  • платежный агент должен иметь договор с поставщиком, заключенный в соответствии с законом, без договора запрещено принимать платежи физических лиц;
  • оператор по приему платежей вправе осуществлять деятельность только после постановки на учет в Росфинмониторинге;
  • платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов;
  • поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей должен использовать специальный банковский счет;
  • кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по при-ему платежей.

Использование специальных банковских счетов заслуживает отдельного внимания. Специальный счет используется для ограниченного числа операций (в частности, его владелец не вправе самостоятельно определять направления списания средств с него за рамками, установленными законом, точно так же с этого счета не могут взыскиваться в принудительном порядке денежные средства). Так, спецсчет платежного субагента предназначен для зачисления на него принятых от плательщиков денежных средств (их надо сдавать в банк) и списания на банковский счет оператора и свой банковский счет (в части вознаграждения, если оно удерживается из сумм, подлежащих перечислению оператору). Спецсчет оператора используется для зачисления сумм, принятых от плательщиков, со специального счета платежных субагентов и списания сумм на спецсчет поставщика и на свой банковский счет (в части вознаграждения). На спецсчет поставщика зачисляются суммы со спецсчета оператора и списываются суммы на банковский счет самого поставщика. Если платежный агент не сдаст все полученные от плательщиков деньги для зачисления на спецсчет, ему грозит административный штраф по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (размер штрафа для юридических лиц варьируется от 40 000 до 50 000 руб.). По этой же норме штрафуются платежные агенты и поставщики, не использующие спецсчета для ведения расчетов.

Имея общие представления об обязательствах поставщика, платежи к которому идут от клиентов через платежных агентов, рассмотрим несколько конкретных ситуаций, обозначив в них права и обязанности сторон. О кредитных организациях, которые не могут быть платежными агентами, мы поговорим ниже.

Ситуация 1

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги полностью вносится УК. Компания привлекла к начислению и сбору платы, печати и рассылке платежных документов единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Последний имеет собственную кассу, а также заключил договор с лицом, владеющим сетью терминалов, о приеме платежей.

Смотрите так же:  Заявление на выдачу материнского капитала

УК является поставщиком. Значит, она обязана иметь спецсчет, на который будет перечисляться плата за жилищно-коммунальные услуги со специального счета ЕРКЦ. Следует перечислять средства с этого спецсчета на банковский счет УК и в дальнейшем вести расчеты с контрагентами. ЕРКЦ выступает в роли оператора по приему платежей, он также обязан открыть и использовать спецсчет. ЕРКЦ не вправе перечислять полученные от плательщиков денежные средства сразу РСО – только на спецсчет УК. Владелец сети терминалов – платежный субагент, деятельность которого законна, только если в договоре между оператором и поставщиком указано право оператора привлечь платежного субагента (п. 7 ст. 4 Закона о платежных агентах). Вознаграждение ЕРКЦ предусмотрено договором, заключенным с поставщиком. Потребителей необходимо уведомить о том, что плата за услуги вносится платежным агенту и субагенту (п. 63 Новых правил предоставления коммунальных услуг), например, включив соответствующее условие в договор управления либо разместив информацию в платежном документе. По запросу плательщиков УК обязана предоставить информацию о платежном агенте, принимающем платежи в ее пользу (п. 3 ст. 4 Закона о платежных агентах).

Ситуация 2

УК заключила договор управления МКД, является исполнителем коммунальных услуг. По решению общего собрания собственников помещений плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях МКД, вносится напрямую РСО. Платежи вносятся через сеть платежных терминалов. Кто оплачивает услуги по приему платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещениях?

Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений могут вносить плату РСО по решению общего собрания, внесение платы РСО признается выполнением нанимателями и собственниками помещений своих обязательств перед УК. Таким образом, плата за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, в данной ситуации согласно ЖК РФ вносится РСО. В пункте 15 ст. 155 ЖК РФ речь идет о праве лиц, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата, взимать ее с привлечением платежных агентов.

Одновременно в силу п. 1 ст. 2 Закона о платежных агентах поставщиком является лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим представляется, что РСО признается поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, а УК – в оставшейся части платы. Поэтому оператор по приему платежей будет принимать платеж потребителя частично по договору с УК, частично по договору с РСО. Такое возможно, если УК и РСО имеют договорные отношения с одним и тем же оператором по приему платежей. Этот момент целесообразно согласовать в договоре ресурсо-

снабжения. Вознаграждение оператора устанавливается договором, заключенным с каждым поставщиком. Соответственно, УК будет оплачивать оператору лишь услуги по приему той части платы, которая вносится непосредственно ей. Несмотря на то, что по общему правилу расходы на сбор платы за коммунальные услуги возлагаются на их исполнителя (в случае с УК они возмещаются за счет платы за управление МКД), законодательство, по мнению автора, не содержит оснований для того, чтобы РСО выдвигала УК требования по оплате расходов на прием платы за коммунальные услуги, которая по решению общего собрания собственников помещений вносится напрямую РСО.

Ситуация 3

УК избрана в качестве способа управления МКД. В договоре управления сделана оговорка о том, что УК выступает в роли агента собственников помещений при заключении договоров ресурсоснабжения. Договоры ресурсоснабжения заключены от имени УК, она получает плату за коммунальные услуги от потребителей через оператора по приему платежей. Кто является поставщиком в части приема платы за коммунальные услуги? Вправе ли оператор перечислять полученную плату за коммунальные услуги непосредственно РСО?

В данной ситуации УК выступает в роли агента по правилам ГК РФ, то есть заключает сделки в интересах потребителей. Последние вносят плату управляющей организации, исполняя обязанности перед ней (по возмещению расходов, понесенных при исполнении заключенных для них сделок – договоров ресурсоснабжения). Следовательно, УК является поставщиком в целях применения Закона о платежных агентах. Поэтому оператор по приему платежей обязан перечислить все поступившие денежные средства на спецсчет УК. Между РСО и УК отсутствует соглашение о сборе средств потребителей для РСО. Значит, УК не является платежным агентом для РСО, а последняя не выступает в роли поставщика и не обязана иметь специальный счет. Денежные средства со спецсчета УК должны быть списаны на ее расчетный счет, с которого и ведутся расчеты с РСО.

Ситуация 4

УК оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, находящемся в непосредственном управлении собственников помещений. Собственники помещений заключили договор с ЕРКЦ на начисление платежей. УК получает от ЕРКЦ плату за содержание и ремонт общего имущества, плата за коммунальные услуги передается РСО.

Правовым основанием деятельности ЕРКЦ по приему платы за жилое помещение и коммунальные услуги является не договор с собственниками помещений, а договоры с УК и каждой из РСО. УК и РСО выступают в роли поставщиков. Соответственно, каждая из них должна иметь спецсчет и оплачивать вознаграждение ЕРКЦ в части получаемой платы.

Ситуация 5

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается через платежных агентов. Каков статус УК?

При внесении в адрес УК платы за пользование коллективной антенной собственники помещений исполняют свои обязательства перед оператором связи – владельцем данного оборудования. Между УК и собственниками помещений нет договора по поводу оказания соответствующих услуг и осуществления расчетов за них, по-этому УК не является поставщиком (лицом, получающим денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги). Таковым признается оператор связи. Соответственно, УК приобретает статус платежного агента – оператора по приему платежей, обязана встать на учет в Росфинмониторинге, иметь отдельный спецсчет для расчетов с поставщиком и соблюдать иные требования законодательства. Если договор, заключенный между оператором связи и УК, не соответствует требованиям Закона о платежных агентах, прием платежей в адрес оператора связи является незаконным. Добавим, что УК как оператор по приему платежей вправе привлечь платежного субагента для при-

ема платы, причитающейся оператору связи. Платежный субагент зачислит все принятые от плательщиков суммы на свой спецсчет и перечислит их на спецсчет УК. Затем УК должна перечислить на спецсчет оператора связи суммы оплаты его услуг, а на свой расчетный счет – остальные суммы (оплату собственных услуг).

Аналогичные выводы справедливы для ситуации, когда УК включает в платежные документы отдельной строкой оплату иных «чужих» услуг (например, страховых).

Кредитные организации: перевод платежей

Как было сказано выше, кредитные организации не вправе выступать в роли операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (п. 21 ст. 4 Закона о платежных агентах). Однако кредитные организации вправе совершать такую банковскую операцию, как перевод денежных средств, под которым понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (п. 12 ст. 3 Закона о национальной платежной системе). В силу п. 2 ст. 5 того же закона перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. В рамках данной статьи рассмотрим перевод денежных средств без открытия банковских счетов как операцию, наиболее напоминающую прием платежей, и практику, наиболее распространенную в целях внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов осуществляются по поручению физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона о банках). В силу ст. 8 Закона о национальной платежной системе распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 1). Такое распоряжение исполняется оператором в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п. 10).

Подробная регламентация правил осуществления переводов без открытия банковских счетов представлена в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П. Так, кредитные организации осуществляют данный перевод посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя (п. 1.4). В распоряжении о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе должны быть указаны (п. 5.7):

  • реквизиты плательщика, получателя средств, банка;
  • сумма перевода;
  • назначение платежа;
  • иная информация, установленная кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком.

Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателем средств по согласованию с банком. На основании распоряжений плательщиков – физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму с направлением банку получателя средств, получателю средств согласованным с банком получателя средств, получателем средств способом реестра или распоряжений плательщиков – физических лиц (п. 5.9).

Вниманию УК на УСНО

Оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента (юридическое лицо, за исключением кредитной организации) для принятия от физического лица наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов (пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона о национальной платежной системе). Банковский платежный агент действует от имени оператора и использует специальный банковский счет для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств (пп. 1, 3 п. 3 той же статьи). В свою очередь, банковский платежный агент вправе привлечь банковского платежного субагента. Банковские платежные агенты и субагенты не имеют никаких правоотношений с получателями средств.

Смотрите так же:  Федеральный закон о судебной службе рф

Подчеркнем, что между получателем средств (УК) и кредитной организацией не может быть заключен договор о приеме платежей в пользу УК: перевод средств осуществляется по поручению физического лица – плательщика. Вместе с тем между УК и банком может быть заключен договор об обмене информацией о платежах, в котором допустимо устанавливать вознаграждение банка (Информация ЦБ РФ от 12.08.2011). Действия банка по такому договору не являются банковской операцией. Как указано в Письме ЦБ РФ от 21.11.2011 № 166-Т, кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом. Выходит, что кредитная организация вправе перечислить плату за жилое помещение и коммунальные услуги оператору по приему платежей, только если в распоряжении плательщика в качестве получателя назван именно оператор.

Разница между операциями по приему платежей и переводу денежных средств состоит в их правовых основаниях. Деятельность по приему платежей ведется на основании договора, заключенного с их получателем (поставщиком): плательщики обращаются к платежному агенту, называют поставщика, и если у данного агента есть договор с ним, то агент принимает платеж (реквизиты специального банковского счета поставщика известны платежному агенту заранее). Деятельность по переводу денежных средств без открытия счета основана на волеизъявлении плательщика: банк перечисляет принятые денежные средства по тем реквизитам, которые предоставил плательщик (на банковский счет получателя).

Организация, управляющая МКД, заключила договоры с оператором по приему платежей (об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) и с банком (об информационном обмене). Реквизиты какого счета необходимо указывать в платежных документах, выставляемых потребителям?

Платежный документ должен содержать номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя (пп. «б» п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг). Отсутствие в нем всех реквизитов, необходимых для осуществления перевода денежных средств, не только ограничивает право плательщика на выбор способа оплаты услуг, но и предоставляет преимущество тем лицам, которым реквизиты УК известны в силу заключенных договоров (в частности, платежным агентам либо банкам, с которыми заключены договоры об информационном обмене). Налицо ограничение конкуренции (постановления ФАС ВСО от 24.12.2012 по делу № А69-205/2012, от 18.12.2012 по делу № А69-290/2012, ФАС МО от 27.12.2011 по делу № А40-131220/10-17-826). Если в платежном документе будет указан специальный банковский счет, результат будет тот же: банки не смогут перевести денежные средства, так как они осуществляют переводы только на обычные банковские счета. Таким образом, в платежном документе следует указывать номер расчетного счета УК и реквизиты банка, в котором он открыт. Это не будет препятствием для приема платежей платежными агентами, ведь последние имеют информацию о спецсчете из заключенных с УК договоров.

Ситуация 7

УК, выбранная в качестве способа управления МКД, заключила с оператором связи договор о начислении и сборе с жильцов платы за пользование коллективной антенной (не входит в общее имущество собственников помещений). В платежный документ эта плата включена отдельной строкой. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги принимается как через банки, так и через платежного агента.

Комментарий к данной ситуации применительно к приему платы через платежного агента был дан выше (см. ситуацию 5): УК является оператором по приему платежей, оператор связи – поставщиком, для расчетов по плате за пользование коллективной антенной они должны использовать специальные счета.

Одновременно следует учитывать, что Закон о платежных агентах не регулирует отношения, связанные с деятельностью по осуществлению расчетов в безналичном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 1). Следовательно, если потребители оплачивают выставленные счета (в том числе услуги, связанные с использованием коллективной антенны) путем перевода денежных средств (с банковского счета или без открытия такового), Закон о платежных агентах не применяется: средства поступают на расчетный счет УК, она рассчитывается с оператором связи.

Эти два вида правоотношений существуют параллельно, значит, в договоре между оператором связи и УК следует предусмотреть их в полной мере.

Прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги через юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, налагает на УК необычные обязанности – в частности, иметь специальный банковский счет (платежи от агентов поступают только на него). Бывает, что и УК сама становится платежным агентом – если включает в платежный документ плату за услуги, которые сама не оказывает (это не касается случая, когда в силу договора управления УК в интересах потребителей заключает договоры ресурсоснабжения), и принимает плату за эти услуги через собственные кассы либо с привлечением платежного агента. Требования к платежному агенту совсем другие. Они были подробно описаны в статье.

Если не заключать договоры с платежными агентами, собственники помещений будут вносить плату через банки. Заключение договоров с банками необязательно (и без него платежи будут приняты), но последние заинтересованы в получении вознаграждения с получателя, поэтому часто предлагают заключить соглашение об информационном обмене.

Рекомендуемые Pay.Travel
способы оплаты

Для оплаты турпродуктов Поставщику (туроператору, турагенту, центру бронирования) рекомендуется использовать следующие способы оплаты при расчётах с Физическими лицами:

  • Прием платежей через Платежного Агента (ПА);
  • Оплата через Банк/кредитную организацию (КО), в том числе с использованием услуг банковского платежного агента (БПА);
    Особенности расчётов по каждому из указанных способов с примерами платёжных поручений, приведены ниже.

    Pay.Travel не рекомендует использовать способы расчетов через платежных посредников, чья деятельность законодательно не урегулирована!

    При использовании способов расчётов, отличных от перечисленных, у Поставщика туристического продукта (туристических услуг) возникают риски несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок оказания платежных услуг. Указанные риски могут привести к проблемам при обслуживании в кредитной организации, в том числе к применению кредитной организацией мер, направленных на предотвращение совершения операций, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе к отказам в исполнении распоряжений о переводе денежных средств, отключению от сервисов дистанционного банковского обслуживания и даже к расторжению банковского счета.

    Прием платежей через Платежного агента (ПА)

    При приёме наличных денежных средств у Плательщиков, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед Поставщиком, Поставщик вправе привлекать Платёжного агента. Платёжный агент (ЮЛ или ИП) заключает с Поставщиком договор Платёжного агента, на основании ФЗ №103-ФЗ.

    Основные функции, права и обязанности ПА:

  • принимает денежные средства в кассу или с использованием платёжного терминала (в случае использования платежного терминала сумма операции не должна превышать 15 тысяч рублей);
  • вправе привлекать платёжного субагента для проведения операций на сумму до 15 тысяч рублей;
  • обязан использовать контрольно-кассовую технику;
  • обязан обеспечить в каждом месте приема платежей надлежащее информирование Плательщиков;
  • обязан открыть в Кредитной организации спецсчёт 40821, сдавать на него принятую выручку в полном объёме;
  • вправе перечислять денежные средства со своего спецсчёта на другой свой спецсчёт, на спецсчёт Поставщика, на банковские счета.
    Денежные средства Поставщику поступают со спецсчёта Платёжного агента.
    Список платёжных агентов, использующих данную форму расчётов>>>

    При этом Поставщик, для получения денежных средств от ПА также обязан открыть в обслуживающем банке спецсчёт 40821.
    Для открытия спецсчёта, при наличии основного счёта в банке, обычно дополнительно требуется только предъявление копии договора с Платёжным агентом и карточки с образцами подписей уполномоченных лиц.
    Любая кредитная организация вправе открыть спецсчёт 40821 по заявлению клиента. Тем не менее, некоторые кредитные организации не осуществляют работу по данным счетам.

  • Список кредитных организаций, с которыми существует положительный опыт работы по счетам 40821>>>
  • Пример платежного поручения при поступлении средств указанным способом>>>

    Оплата через Банк/Кредитную организацию (КО)

    Плательщик может осуществить оплату турпродукта непосредственно со своего счёта в КО, с использованием различных инструментов оплаты (банк-клиента, мобильного банка, пластиковой карты, по заявлению на бумажном носителе, через платёжные системы и сервисы) дистанционно или в Отделении кредитной организации и через Банковского платёжного агента (ЮЛ, заключившее с КО соответствующий договор).

    При оплате турпродукта через КО Плательщик указывает реквизиты Поставщика непосредственно или с использованием вспомогательных сервисов.

    С целью повышения эффективности, ускорения расчётов и получения информации об оплате в режиме онлайн, Поставщик вправе привлекать различных провайдеров информационно-технологических услуг, которые самостоятельно или с привлечением партнёров обеспечивают удобные сервисы по оплате, web-платёжные страницы, предоставление реестров оплаты и прочие сервисы.
    В данном случае Поставщик заключает с провайдером договор информационно-технологического обслуживания.

    При указанных способах оплаты денежные средства Поставщику поступают от кредитной организации с указанием счёта Плательщика или агрегированно, с указанием внутреннего счета кредитной организации, в случае, когда через кредитную организацию в течение одного дня проходит большое количество платежей на одного Поставщика.

    При этом Поставщику не требуется заключение отдельных договоров с кредитными организациями, через которые поступают денежные средства.

  • 108shagov.ru. Все права защищены. 2019