Бюджетная отчетность и бухгалтерская отчетность в чем разница

Различие между бухгалтерской и финансовой отчетностью

Бухгалтерская отчетность предприятия представляет собой единую систему информации о финансовом положении компании и о результатах ее хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность предоставляется государственным органам для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.

Финансовая отчетность — отрасль бухгалтерской отчетности, регистрирующая финансовую информацию о деятельности компании. Финансовая отчетность нужна не только для определения финансового состояния и результатов деятельности компании, но и для следующих целей:

  • приобретения, продажи и владения ценными бумагами
  • участия в капитале компании
  • оценки качества управления компании
  • оценки способности компании своевременно выполнять свои обязательства

Бухгалтерская отчетность предприятия составляется за отчетный год. Финансовая отчетность составляется по итогам месяца, квартала, года. Результаты финансового учета предназначены не только для управления финансовой и коммерческой деятельностью компании, но и для внешних потребителей — налоговых органов, акционеров, кредиторов, инвесторов и др.

Анализ финансового отчета, как и бухгалтерской отчетности, используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации. При кажущейся на первый взгляд сложности, финансовый отчет доступен для чтения не только профессионалам. Финансовая отчетность является открытой и доступной для пользователей, она может публиковаться в средствах массовой информации. Законодательством предусмотрена ответственность за искажение фактов финансовой отчетности — к предприятию могут быть предъявлены определенные санкции со стороны представителей органов государственной власти, акционеров, кредиторов и др.

Получите электронную выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для Арбитражного суда за 15 минут, не выходя из офиса.

Выписки из ЕГРЮЛ

Выписка из ЕГРЮЛ — законный источник получения достоверных сведений о Ваших контрагентах.

Мы предоставляем удобный онлайновый сервис для получения выписок из ЕГРЮЛ по ИНН и другим имеющимся у Вас данным, а уж как их использовать — передать в Вашу бухгалтерию или службу безопасности — решать только Вам.

Разобраться в наиболее частых ситуациях, в которых необходимо использование выписок, Вы можете, прочитав наши материалы по ссылке:

Все права защищены

тел/факс: (495) 540-56-12 — с 9:00 до 17:00
тел/факс: 8 800 555-78-24 (бесплатно по России) — с 9:00 до 17:00
факс работает круглосуточно

111396, г.Москва, а/я 86,
ООО «Справочная Служба Юридических Лиц»

Оглавление:

Различие между бухгалтерской и финансовой отчетностью

В чём разница между финансовой и бухгалтерской отчётностью?

Многие утверждают, что нет никакой разницы между понятиями бухгалтерской и финансовой отчетности. Они аргументируют свой ответ тем, что бухгалтерская отчетность составляется на основе нескольких форм отчетности, основывающихся на финансовом учете. Можно даже встретить определение бухгалтерской отчетности, которое пишут так: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Такое положение дел можно расценивать с 2 сторон. С одной стороны, утверждение верно и вполне убедительно, но только в том случае, если не углубляться в подробности. А с другой стороны, углубиться все-таки стоит, и тогда наступает понимание того, что это — совершенно разные понятия, которые даже находится на разных ступенях иерархии отчетности предприятия.

Бухгалтерская и финансовая отчетность: коротко о главном

Бухгалтерская отчетность любого предприятия представляет собой единую, но многосоставляющую систему сведений относительно его финансового положения и результатов хозяйственной деятельности. Эта отчетность должна подаваться в государственные органы, в полномочия которых входят осуществление процессов, связанных с налогообложением, а также ведение и пополнение общегосударственной системы сбора, анализа и обработки экономической информации.

На сегодняшний день различают достаточно много систем бухгалтерской отчетности, и в каждой стране действуют свои законы на этот счет. На территории Российской Федерации все вопросы, касающиеся бухгалтерской отчетности, регламентируются законом о бухгалтерском учете и соответствующим положением.

Обязательными для всех предприятий, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, являются следующие разделы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках, пояснительная записка, приложения, аудиторское заключение (этот документ подтверждает, что бухгалтерская отчетность достоверна и соответствует всем требования действующего законодательства). Исключение в вопросе обязательности ведения и своевременного предоставления бухгалтерской отчетности составляют только бюджетные предприятия и общественные организации, которые не осуществляют коммерческую деятельность.

Финансовая отчетность является лишь отраслью бухгалтерской отчетности, которая фиксирует сугубо финансовые показатели и не показывает общей картины деятельности предприятия и финансовых нужд (потребность в приобретении и ликвидации ценных бумаг, динамика состояния капитала компании, финансовая оценка качества управления, оценка текущего состояния компании и составление прогнозов на финансовое будущее).

Отчетность по бухгалтерии составляется по итогам отчетного года. Сведения представляются органам налоговой инспекции, учредителям, органам госуправления, в обязанности которых входят контроль и анализ использования субсидий и субвенций, предоставляемых предприятию из бюджета страны. Годовая бухгалтерская отчетность подается на протяжении всего календарного года, т.е. с 1 января до 31 декабря.

Финансовая отчетность составляется чаще: за день, неделю, месяц, квартал, год – это зависит от необходимости в подобного рода документации. Финансовую отчетность нельзя искажать (за это предусмотрена ответственность) или скрывать, ведь эта информация должна находиться в публичном доступе, вплоть до публикации в СМИ.

Деятельность предприятия без составления бухгалтерской и финансовой отчетности представить себе невозможно. Если не брать в расчет организационно-правовую форму организации предприятия, его коммерческую или некоммерческую направленность, то бухгалтерский и финансовый анализ использовать можно для наглядности и более правильной оценки.

Достоверности и полноты подачи информации об имущественном и финансовом положении предприятия, сведений о финансовых результатах его деятельности и многих других экономических аспектах вполне можно добиться, если соблюдать требования и правила бухгалтерской отчетности.

5.5. Отличие консолидированной бухгалтерской отчетности от традиционной сводной отчетности

В последнее время в отечественной литературе по бухгалтерскому учету и в официальных нормативных актах Министерства финансов и в Правительстве Российской Федерации часто употребляются два различных термина для обозначения одного и того же вида бухгалтерской отчетности — «консолидированная бухгалтерская отчетность» и «сводная бухгалтерская отчетность».

В отечественной практике сводная бухгалтерская отчетность в традиционном понимании — это отчетность, которая составляется органами государственного управления (министерствами, ведомствами и т. п.) по находящимся в их подчинении государственным организациями. Назначение сводного отчета состоит в том, чтобы предоставить возможность органам управления оценить деятельность подчиненных им организаций.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по:

— исполнению смет расходов бюджетных организаций;

— акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, паев) которых закреплена в федеральной собственности.

Особенности сводной бухгалтерской отчетности:

— собственником всех организаций, включаемых в отчетность, за исключением акционерных обществ, является государство в лице соответствующих органов власти;

— как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли;

— органы исполнительной власти не включают в отчетность показатели собственной деятельности;

— единственным потребителем такой отчетности является государство в лице отраслевых министерств и ведомств, статистических и финансовых органов;

— сводная отчетность является частью системы государственного финансового контроля и планирования.

Порядок формирования сводной отчетности регламентируется министерствами и ведомствами.

Основными отличиями консолидированной отчетности от сводной являются:

1) консолидированная отчетность характеризует имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого в связи с чем, при её формировании применяют элиминирование статей;

2) консолидированная отчетность составляется по группе организаций связанных материнско-дочерними взаимоотношениями;

3) в консолидированной отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащий головной организации, то есть доля меньшинства.

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности — приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке — приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

    Содержание Отчета о движении денежных средств установлено ПБУ 23/2011.

    Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

    В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

    Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

    Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

    Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте Audit-it.ru есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций, достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

    Инструменты для работы с отчетностью

    Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

    Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент «Ваш финансовый аналитик». Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

    Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа «Отчетность по МСФО + трансформация».

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Отличие бухгалтерского учета от бюджетного

    Администрация прогимназии выражает благодарность Интеркомп ЦБУ за профессионализм, отличную и добросовестную работу, понимание, своевременное предоставление документации, доброжелательное отношение к администрации и сотрудникам прогимназии.

    Благодарим за квалифицированную помощь специалистов тендерного отдела. Консультации оказываются очень оперативно и профессионально.

    Выражаем искреннюю благодарность и признательность сотрудникам компании Интеркомп ЦБУ за их высокий уровень профессионализма, компетентность и оперативность в решении возникающих вопросов.

    Благодарим команду Интеркомп ЦБУ за индивидуальный подход, грамотность, оперативность, а главное — уникальное качество в решении сложных вопросов по обслуживанию и сопровождению финансово-хозяйственной деятельности нашей организации!

    Администрация ГБОУ Лингвистический лицей № 1555 выражает благодарность ООО «ЦБУ Интеркомп» за оперативную и качественную работу по бухгалтерскому сопровождению нашей организации. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

    ГБОУ детский сад № 1040 выражает благодарность компании «Интеркомп» за успешные необходимые консультационные услуги в сфере закупок и по работе в системе ЕАИСТ.

    По поводу работы тендерного отдела: довольно большой объем информации, благодаря продуманной структуре, воспринимается быстро и легко. Чёткий, системный подход, позволяет без труда вникнуть в суть проблемы. Предложенные шаги решения проблем сотрудники раскрывают в доступной форме.

    Особенности бухгалтерского учета в бюджете. Нормативное регулирование бюджетного учета

    Бюджетное учреждение (далее бюджетники) — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ФЗ «О некоммерческих организациях №N 7-ФЗ от 12.01.1996 г.)

    Основной задачей бюджетной организации не является извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

    Нормативным регулированием бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бюджетное учреждение, как некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет.

    С учетом выше описанного, «бюджетный» учет отличается от бухгалтерского учета коммерческой организации своей спецификой, в том числе бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, закрепленных законодательством по бюджетному учету, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности у бюджетников. Такими нормативно-законодательными актами, регулирующими бюджетный учет являются:

    • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы о бюджетах разных уровней, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (федеральные, субъектов РФ, территориальные), муниципальные правовые акты о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Бюджетном Кодексе РФ.

    В частности, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Он устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций. При этом бюджетники отражают все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России 16 декабря 2010 г. № 174н.

    Также особенности имеют и расходы бюджетных учреждений, в статье 70 Бюджетного кодекса РФ список расходов бюджетных учреждений строго ограничен в связи с этим и учет расходов бюджетников:

    • соблюдается принцип адресности и целевой характер расходования бюджетных средств;
    • в обязательном порядке ведется учет расходов в разрезе статей бюджетной классификации;
    • осуществляется контроль исполнения сметы расходов;
    • соблюдаются принципы и процедуры исполнения бюджетов;

    Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

    Объекты бюджетного учета

    Бюджетная организация, как и коммерческая, ведет учет всех финансово-хозяйственных операций, совершаемых в результате ведения деятельности. Объекты бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в основной массе не отличаются от объектов коммерческого учета – это активы и обязательства, доходы и расходы. С учетом особенностей специфики деятельности бюджетных учреждений, классификация учет и отчетность строго регламентированы, в отличии от бухгалтерского учета коммерческого предприятия. В основе бухгалтерского бюджетного учета всех объектов учета лежит бюджетная классификация Российской Федерации.

    Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) – это группировка этих операций в зависимости от их экономического содержания. КОСГУ утверждена Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Приказом, являющимся одним из документов, осуществляющих нормативное регулирование бюджетного учета, установлены указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и применяются к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Бюджетная классификация включает:

    • классификацию доходов бюджетов;
    • классификацию расходов бюджетов;
    • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    • классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

    Для примера, рассмотрим оплату труда работников в бюджетном учреждении, как необходимое условие функционирования любого учреждения.

    Оплата труда работников бюджетных учреждений, также как и коммерческих, осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

    Но, следует отметить, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке:

    • размер доходов работника устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) по оплате труда бюджетных работников;
    • система оплаты труда зависит от уровня финансирования учреждения, положений соответствующих нормативных правовых актов субъекта того региона РФ, к которому относится бюджетное учреждение;
    • система оплаты труда формируется с учетом понятие «Эффективный контракт», введенного распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р

    Еще одной немало важной особенностью бюджетного бухгалтерского учета является организация аналитического учета хозяйственных операций учреждения.

    Как видно из вышесказанного, бюджетный бухгалтерский учет более строго регламентирован, в отличии от бухгалтерского учета коммерческого предприятия. Разобраться во всех нюансах бюджетного учета от небольшой консультации до полного ведения учета и сдачи отчетности Вам помогут высококвалифицированные сотрудники компании Интеркомп. Обращайтесь, будем рады Вам помочь.

    Статья актуальна на июль 2015 года.

    Руководитель отдела контроля качества услуг и методологии

    ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    1 УДК 338 Жернакова Анастасия Александровна студент 4 курс, специальность «Экономическая безопасность» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск Научный руководитель: Костина Ольга Владимировна Доцент кафедры «Финансы и банковское дело» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В статье рассматриваются основные различия бухгалтерского учета и отчетности коммерческой организации от бухгалтерского учета и отчетности бюджетной организации. Тема работы актуальна, так как нередки случаи когда бухгалтера переходят из бюджетных учреждений в коммерческие и наоборот. Основные принципы и понятия бухгалтерского учета одинаковы в бюджетных и коммерческих организациях, но, не смотря на это, между ними имеются существенные различия, которые будут рассмотрены в статье. Ключевые слова: бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, бюджетные учреждения, коммерческие организации.

    2 THE MAIN DIFFERENCES FOR ACCOUNTING AND REPORTING OF BUDGETARY ORGANIZATIONS FROM THE ACCOUNTING AND REPORTING OF THE COMMERCIAL ORGANIZATION The article discusses the main differences for accounting and reporting of the commercial organization from the accounting and reporting of budgetary organizations. The theme is relevant, because there are cases when accountant moving from budget institutions in commercial and Vice versa. The basic principles and concepts of accounting are the same, but, despite this, between them there are significant differences that will be discussed in the article. Key words: accounting, accounting, budgetary institutions, commercial organizations. В Гражданском кодексе существует разделение организаций на коммерческие и некоммерческие. Основным их отличием является то, что для некоммерческих организаций получение прибыли не является основной целью их функционирования, для коммерческих же организаций главной целью деятельности является получение прибыли. К некоммерческим организациям п. 8 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) относятся государственные и муниципальные учреждения, учредителями которых выступают как федеральные органы, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований. Государственные и муниципальные учреждения могут быть бюджетными, казенными и автономными (ст. 123 ГК РФ). Помимо деятельности, прописанной в Уставе организации и являющейся ее основной, бюджетная организация может заниматься другими видами деятельности, приносящими доход и не противоречащим целям создания данной

    3 организации. Дополнительные виды деятельности также прописываются в уставных документах. При рассмотрении нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях, необходимо отметить, что руководствуются они одним и тем же законом Федеральным законом от г. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2]. Далее же для каждой сферы разработана своя нормативно-правовая база, ниже в таблице 1 рассмотрим основные регламентирующие бухгалтерский учет документы. Таблица 1 Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет Вид организации Коммерческие организации Базовый нормативноправовой акт Федеральный закон 402- ФЗ от г. «О бухгалтерском учете» План счетов от г. 94н «Об утверждении плана счетов финансовохозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению» Состав отчетности от г. 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

    4 Бюджетные учреждения от г. 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» от г. 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от г. 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» Основные положения, касающиеся специфики имущественных и финансовых обязательств бюджетного учреждения закрепляются в статье 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» 7-ФЗ от г.[3]. Рассмотрим некоторые из них: 1.государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

    5 2.имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления; 3.земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве бессрочного пользования; 4.собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование и пр. В бухгалтерском учете различия начинаются с самого плана счетов. Суть счетов остается общей: расчеты с поставщиками и подрядчиками, учет основных средств и материальных запасов, расчеты с заказчиками и др.. Но при этом номера и названия счетов не совпадают. Основной сложностью является необходимость контроля целевого использования выделенных денежных средств. Счета бюджетных учреждений состоит из 26 разрядов, первые 17 из которых указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств; 18-й разряд обозначает код вида финансового обеспечения (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, приносящая доход деятельность и другие); с 19 по 21-й код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета; 22-й и 23-й код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, й аналитический код поступлений и выбытий объекта учета. В коммерческой же организации счет включает в себя всего 2 разряда. Существенные различия наблюдаются и в объемах отчетности учреждения. Коммерческая организация предоставляет отчетность 1 раз в год в налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, и состоит она из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    6 Государственное (муниципальное) учреждение при сдаче отчетности следует специальному графику, составленному и утвержденному Минфином России и соответствующими финансовыми органами. В зависимости от типа бюджетные организации сдают отчеты ежемесячно от 1 до 5 форм, поквартально от 5 до 10 форм и раз в год от 10 до 30 форм. Как мы видим, бюджетные организации предоставляют гораздо больше форм. В составе отчетности бюджетные учреждения согласно приказу 33н обязательно предоставляют [4]: 1.баланс государственного (муниципального) учреждения (форма ); 2.отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма ); 3.отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма ); 4.сведения по дебиторской и кредиторской деятельности учреждения (форма ); 5.сведения об остатках денежных средств учреждения (форма ). Вся бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений напрямую зависит от источников финансирования их деятельности (субсидии на государственное (муниципальное) задание, средства по обязательному медицинскому страхованию, средства, находящиеся во временном распоряжении и другие). Бюджетные организации предоставляют отчетность не только в территориальные налоговые органы, но еще и своему учредителю. Далее рассмотрим структуру баланса бюджетных учреждений и коммерческих организаций в обоих балансах есть актив и пассив, разделенные на несколько частей. Отдельно бюджетное учреждение

    7 указывает операции с целевыми средствами, собственными доходами и средствами, находящимися во временном распоряжении. У коммерческой структуры баланса происходит разделение актива на внеоборотные и оборотные активы. В бюджетной форме баланса актив делится на две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, средства делятся на те, что выражаются в денежном эквиваленте и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса коммерческой организации содержит указание на собственные и привлеченные средства, которые делятся на долгосрочные и краткосрочные, в бюджетной организации важно отразить виды расчетов вне зависимости от сроков их погашения. В балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за 2 года, а в коммерческой организации за 3 года. Таким образом, различия в бухгалтерском учете рассматриваемых организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов встречаются на всех уровнях от объектов учета до структуры отчетности. В первую очередь это связано с юридическим статусом организации и особенностями ее функционирования Использованные источники: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Электронный ресурс].: от N 51-ФЗ (ред. от ) — Режим доступа: Консультант Плюс \\ 2. Российская Федерация. Федеральный закон [Электронный ресурс].: от N 402-ФЗ (ред. от ) «О бухгалтерском учете» — Режим доступа: Консультант Плюс \\ 3. Российская Федерация. Федеральный закон [Электронный ресурс] от г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — Режим доступа: Консультант Плюс \\

    8 4. Российская Федерация. [Электронный ресурс] от г. 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» — Режим доступа: Консультант Плюс \\

    Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

    Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

    Правовой статус организации

    Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

    Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

    Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

    В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

    Основные регламентирующие бухучет документы

    Базовый нормативный правовой акт

    Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

    Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

    Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

    Государственные (муниципальные) учреждения

    Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

    Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

    приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

    Обязательства бюджетной организации

    Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

    • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
    • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
    • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
    • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
    • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
    • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

    Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

    Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

    В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

    Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

    Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

    • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
    • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
    • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

    Объем отчетности и сроки ее представления

    Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

    Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

    • ежемесячно (около 1–5 форм),
    • поквартально (около 5–10 форм),
    • раз в год (от 10 до 30 форм).

    Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

    Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

    • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
    • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
    • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
    • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
    • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

    Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

    Структура баланса

    На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

    У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

    Вместо заключения

    Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

    Смотрите так же:  Создание следственного комитета в беларуси
108shagov.ru. Все права защищены. 2019